Шапур I
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на португальском языке . (Январь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2018 г. ) |
Шапур I 𐭱𐭧𐭯𐭥𐭧𐭥𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
![]() Реконструкция колоссальной статуи Шапура I Джорджа Роулинсона , 1876 г. | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 12 апреля 240 г. - май 270 г. |
Предшественник | Ардашир I |
Преемник | Хормизд I |
Умер | 270 мая Бишапур |
Супруга | Хварранзем ан-Надира (?) |
Проблема | Бахрам I Шапур Мишаншах Хормизд I Нарсе Шапурдухтак (?) Адур-Анахид |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Ардашир I |
Мать | Меррод или Денаг |
Религия | Зороастризм |
Шапур I (также пишется Шабур I ; среднеперсидский : 𐭱𐭧𐭯𐭥𐭧𐭥𐭩 , латинизировано: ) был вторым сасанидским царем царей Ирана Шабур . Точная датировка его правления оспаривается, но общепризнано, что он правил с 240 по 270 годы, а его отец Ардашир I был соправителем до смерти последнего в 242 году. Во время своего сорегентства он помогал своему отцу. с завоеванием и разрушением города Хатра , падению которого способствовали, согласно исламской традиции, действия его будущей жены ан-Надиры . Шапур также консолидировал и расширил империю Ардашира I, вел войну против Римской империи и захватил ее города Нисибис и Карры , пока он продвигался до Римской Сирии . Хотя он потерпел поражение в битве при Ресаене в 243 году от римского императора Гордиана III ( годы правления 238–244 ), в следующем году он смог выиграть битву при Мисихе и заставить нового римского императора Филиппа Араба ( годы правления 244–244) 249 ) подписать выгодный мирный договор, который римляне считали «самым позорным договором». [1]
Позже Шапур воспользовался политическими беспорядками внутри Римской империи, предприняв против нее вторую экспедицию в 252/3–256 гг., разграбив города Антиохию и Дура-Европос . В 260 году во время своего третьего похода он победил и взял в плен римского императора Валериана . Похоже, он не был заинтересован в постоянной оккупации римских провинций, предпочитая вместо этого прибегнуть к грабежам и грабежам, чтобы получить огромное количество богатств. Пленников Антиохии, например, отправили в недавно реконструированный город Гундешапур , позднее известный как научный центр. В 260-х годах подчинённые Шапура потерпели поражение от Одената , царя Пальмиры . Согласно надписи Шапура в Хаджиабаде, в последние годы своей жизни он все еще оставался активным при дворе, участвуя в стрельбе из лука . Он умер от болезни в Бишапуре , скорее всего, в мае 270 года. [2]
Шапур был первым иранским монархом, носившим титул «Король королей иранцев и неиранцев»; ранее королевский титул был «Король королей Ирана». Он принял этот титул из-за притока римских граждан, которых он депортировал во время своих кампаний. Однако впервые при его сыне и преемнике Хормизде I. этот титул стал регулярным Шапур построил новые зороастрийские храмы огня , включил в веру новые элементы из греческих и индийских источников и провел обширную программу восстановления и возрождения городов.
Этимология
[ редактировать ]«Шапур» было популярным именем в Сасанидском Иране , его использовали три сасанидских монарха и другие известные люди сасанидской эпохи и ее более поздних периодов. Произведенное от древнеиранского *xšayaθiya.puθra («сын короля»), оно изначально должно было быть титулом, который стал — по крайней мере, в конце II века н.э. — личным именем. [1] Он фигурирует в списке царей Аршакидов в некоторых арабо-персидских источниках, однако это анахронизм . [1] Шапур на других языках транслитерируется как; греческие Сапур , Сабур и Сапурис ; Латинские Sapores и Sapor ; арабский Сабур и Шабур ; Новоперсидский Шапур , Шахпур , Шахфур . [1]
Фон
[ редактировать ]Согласно полулегендарной «Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган» , среднеперсидской биографии Ардашира I , [3] дочь парфянского царя Артабана IV , Зиджанак, попыталась отравить своего мужа Ардашира. Узнав о ее намерениях, Ардашир приказал ее казнить. Узнав о ее беременности, мобады (жрецы) были против. Тем не менее, Ардашир по-прежнему требовал ее казни, из-за чего мобады скрывали ее и ее сына Шапура в течение семи лет, пока последний не был опознан Ардаширом, который решил усыновить его на основании его добродетельных качеств. [4] Этот тип повествования повторяется в иранской историографии. По словам греческого историка V века до нашей эры Геродота , мидийский царь Астиаг хотел убить своего внука Кира , потому что верил, что однажды тот свергнет его. Подобное повествование встречается и в истории мифологического иранского царя Кая Хосрова . [4] По мнению современного историка Боннера, история рождения и восстания Шапура «может скрывать брак между Ардаширом и принцессой Аршакидов или, возможно, просто знатной дамой, связанной с парфянской аристократией». [5] В своих надписях Шапур идентифицирует свою мать как некую Муррод . [5]
Предыстория и состояние Ирана
[ редактировать ]Шапур I был сыном Ардашира I и его жены Муррод. [6] [7] [8] или Денаг . [9] Происхождение семьи неясно; хотя они и базировались в Парсе (также известном как Персис ), они не были коренными жителями этого региона и, по-видимому, были родом с востока. [10] [11] Историк Марек Ян Ольбрихт предположил, что семья произошла индопарфян Сакастана от . [10] Иранолог Ходадад Резахани также отметил сходство между ранними сасанидами и индопарфянами, например, в их чеканке. [12] Тем не менее, он заявил, что «доказательства могут оказаться слишком неубедительными». [12]
Парс, регион на юго-западе Иранского нагорья , был родиной юго-западной ветви иранских народов — персов. [13] Это также было местом рождения первой иранской империи Ахеменидов . [13] Этот регион служил центром империи до его завоевания македонским царем Александром Великим ( годы правления 336–323 до н. Э. ). [13] С конца III или начала II века до нашей эры Парсом управляли местные династии, подчинявшиеся эллинистической империи Селевкидов . [14] Эти династии носили древнеперсидский титул фратарака («вождь, правитель, предшественник»), что также засвидетельствовано в эпоху Ахеменидов. [15] Позже при фратараке Вадфрададе II (138 г. до н.э.) он стал вассалом Иранской Парфянской (Аршакидской) империи . [14] Вскоре после этого на смену фратаракам , скорее всего , пришли цари Персиды при воцарении монарха Аршакидов Фраата II ( годы правления 132–127 до н. Э. ). [16] В отличие от фратараков , цари Персиды использовали титул шаха («короля») и заложили основу новой династии, которую можно назвать Дарайянидами. [16]
При Вологасе V ( годы правления 191–208 ) Парфянская империя находилась в упадке из-за войн с римлянами , гражданских войн и региональных восстаний. [17] Римский император Септимий Север ( годы правления 193–211 ) вторгся в парфянские владения в 196 году, а два года спустя сделал то же самое, на этот раз разграбив парфянскую столицу Ктесифон. [17] В то же время произошли восстания в Мидии и Персиде. [17] Иранолог Турадж Дарьяи утверждает, что правление Вологаса V стало «поворотным моментом в парфянской истории, поскольку династия потеряла большую часть своего престижа». [17] Цари Персии теперь не могли зависеть от своих ослабленных парфянских повелителей. [17] Действительно, в 205/6 Пабаг восстал и сверг базрангидского правителя Персиды Гочихра , взяв себе Истахр. [18] [17] Около 208 года Вологас VI сменил своего отца Вологаса V на посту короля Империи Аршакидов. Он правил как неоспоримый король с 208 по 213 год, но впоследствии впал в династическую борьбу со своим братом Артабаном IV . [б] который к 216 году контролировал большую часть империи и даже был признан верховным правителем Римской империи. [19] Артабан IV вскоре столкнулся с римским императором Каракаллой , силы которого ему удалось сдержать при Нисибисе в 217 году. [20]
В следующем году между двумя империями был заключен мир, при этом Аршакиды сохранили за собой большую часть Месопотамии . [20] Однако Артабану IV все же пришлось иметь дело со своим братом Вологасом VI, который продолжал чеканить монеты и бросать ему вызов. [20] Тем временем Сасанидская семья быстро приобрела известность в Парсе и теперь под Ардаширом начала завоевывать соседние регионы и более отдаленные территории, такие как Кирман . [19] [21] Поначалу действия Ардашира I не тревожили Артабана IV до тех пор, пока царь Аршакидов наконец не решил противостоять ему. [19]
Ранняя жизнь и совместное правление
[ редактировать ]
Шапур, как изображено на сасанидских наскальных рельефах , принимал участие в войне своего отца с Аршакидами, включая битву при Хормоздгане . [1] Битва произошла 28 апреля 224 года, в которой Артабан IV был побежден и убит, что ознаменовало конец эпохи Аршакидов и начало 427-летнего правления Сасанидов. [22] Главный секретарь покойного царя Аршакидов Дад-виндад был впоследствии казнен Ардаширом I. [23] Ардашир отпраздновал свою победу созданием двух наскальных рельефов в сасанидском царском городе Ардашир-Хварра (современный Фирузабад ) в Парсе . [24] [25] Первый рельеф изображает три сцены личной борьбы; начиная слева, персидский аристократ, хватающий парфянского солдата; Шапур пронзает копьем парфянского министра Дад-виндада; и Ардашир I вытеснил Артабана IV. [25] [22] Второй рельеф, предположительно предназначенный для изображения последствий битвы, изображает торжествующего Ардашира I, которому зороастрийский верховный бог Ахура Мазда вручает знак королевской власти над огненным храмом , в то время как Шапур и два других принца наблюдают за происходящим сзади. [25] [24] Ардашир считал Шапура «самым мягким, мудрым, храбрым и способным из всех своих детей» и назначил его своим преемником на совете магнатов. [1]
Военная карьера
[ редактировать ]Восточный фронт
[ редактировать ]Восточные провинции молодой Сасанидской империи граничили с землей кушанов и землей саков (примерно сегодняшние Туркменистан, Афганистан и Пакистан). Военные операции отца Шапура Ардашира I привели к тому, что местные кушанские и сакские цари предложили дань, и, удовлетворенный этой демонстрацией подчинения, Ардашир, похоже, воздержался от оккупации их территорий. Ат-Табари утверждает, что он восстановил древний город Зранг в Сакастане (земля саков , Систан ) , но единственным достоверным основанием нового поселения на Востоке в ранний сасанидский период является строительство Шапуром I Нишапура …» Прекрасный (город, построенный) Шапуром» — в Дихистане (бывшая Парфия , видимо, отданная кушанам ) парфянами . [26]
Вскоре после смерти своего отца в 241 году нашей эры Шапур почувствовал необходимость прекратить кампанию, которую они начали в Римской Сирии, и восстановить сасанидскую власть на Востоке, возможно, потому, что кушанские и сакские цари небрежно соблюдали свой статус данника. . Однако сначала ему пришлось сражаться с «мидянами гор» — как мы, возможно, увидим в горном хребте Гилан на побережье Каспийского моря — и после их подчинения он назначил своего сына Бахрама (позже Бахрама I ) их царем. . Затем он двинулся на Восток и присоединил большую часть земель кушанов и назначил своего сына Нарсеха Саканшахом — царем саков — в Систане . В 242 году Шапур завоевал Хорезм . [27] Теперь Шапур мог с гордостью заявлять, что его империя простиралась вплоть до Пешавара, и его помощь в Раг-и-Биби на территории современного Афганистана подтверждает это утверждение. [28] Шапур I утверждает в своей надписи Накш-э Ростам, что владеет территорией кушанов (Кушан шар) до «Пурушапура» ( Пешавар ), предполагая, что он контролировал Бактрию и территории вплоть до Гиндукуша или даже к югу от него: [29] [ нужна полная цитата ]
Я, господин, поклоняющийся Мазде, Шапур, царь царей Ирана и Ан-Ирана… (Я) являюсь Хозяином владений Ирана (Эраншахр) и владею территорией Персиса, Парфии… Хиндистана, владений Кушанов до пределов Пашкабура и до Каша, Согда и Чачестана.
- Надпись Накш-э Ростам Шапура I
Похоже, он разместил на восточных территориях гарнизоны из военнопленных из своей предыдущей кампании против горных мидян. Агафий утверждает, что Бахрам II (274–293 гг. Н. Э.) позже провел кампанию в земле саков и назначил своего брата Хормизда ее царем. Когда Хормизд восстал, Панегирики Латини перечислили его силы как Сакчи (Саки), Руфии (Кусии/кушаны) и Гели (Геланы/ Гилаки , жители Гилана ). Поскольку гилаки явно неуместны среди жителей Востока, и поскольку мы знаем, что Шапуру I пришлось сначала сражаться с горными мидянами, прежде чем отправиться в землю кушанов, вполне возможно, что эти гилаки были потомками воинов, захваченных во время Шапура. Я провел Северо-западную кампанию, насильно призван в Сасанидскую армию и поселился в качестве наследственного гарнизона в Мерве , Нишапуре или Зранге после завершения северо-восточной кампании Шапура, что является обычной сасанидской практикой с военнопленными. [30]
Первая римская война
[ редактировать ]
Ардашир I к концу своего правления возобновил войну против Римской империи , а Шапур I завоевал месопотамские крепости Нисибис и Карры и продвинулся в Сирию . В 242 году римляне под предводительством тестя своего ребенка-императора Гордиана III выступили против сасанидов с «огромной армией и большим количеством золота» (согласно сасанидскому наскальному рельефу) и перезимовали в Антиохии , пока Шапур занимался покорением Гилана , Хорасана и Систана . [31] Там римский полководец Таймсифей сражался против сасанидов и выигрывал неоднократные сражения, отбил Карры и Нисибис и, наконец, разбил сасанидскую армию при Ресаене, вынудив персов восстановить все оккупированные города, не причинив вреда своим гражданам. «Мы проникли до Нисибиса и доберемся даже до Ктесифона », — ликующе писал в сенат молодой император Гордиан III , присоединившийся к своему тестю Таймсифею.
Позже римляне вторглись в восточную Месопотамию, но столкнулись с жестким сопротивлением Шапура I, вернувшегося с Востока. Таймсифей умер при неопределенных обстоятельствах, и ему наследовал Филипп Араб . Молодой император Гордиан III отправился на битву при Мисиче и был либо убит в битве, либо убит римлянами после поражения. Затем римляне выбрали Филиппа Араба императором. Филипп не хотел повторять ошибки предыдущих претендентов и осознавал, что ему придется вернуться в Рим, чтобы закрепить свое положение в Сенате. Филипп заключил мир с Шапуром I в 244 году; он согласился с тем, что Армения находится в сфере влияния Персии. Ему также пришлось выплатить персам огромную контрибуцию в размере 500 000 золотых динариев. [1] Филипп немедленно выпустил монеты, провозглашавшие, что он заключил мир с персами ( paxfundata cum Persis ). [32] Однако позже Филипп нарушил договор и захватил утраченную территорию. [1]
Шапур I запечатлел эту победу на нескольких скальных рельефах в Парсе .
Вторая римская война
[ редактировать ]Шапур I вторгся в Месопотамию в 250 г., но снова в Хорасане возникли серьезные проблемы , и Шапуру I пришлось отправиться туда и уладить этот вопрос.
Уладив дело в Хорасане, он возобновил вторжение на римские территории, а затем уничтожил 60-тысячное римское войско в битве при Барбалиссосе . Затем он сжег и разорил римскую провинцию Сирию и все ее владения.


Затем Шапур I отвоевал Армению и подстрекал Анака Парфянина убить царя Армении Хосрова II . Анак сделал, как просил Шапур, и убил Хосрова в 258 году; однако вскоре после этого сам Анак был убит армянскими дворянами. [33] Затем Шапур назначил своего сына Хормизда I «Великим царем Армении». После покорения Армении Грузия подчинилась Сасанидской империи и попала под контроль сасанидского чиновника. [1] Таким образом, когда Грузия и Армения находились под контролем, границы Сасанидов на севере были защищены.
Во время вторжения Шапура в Сирию он захватил важные римские города, такие как Антиохия . Император Валериан (253–260) выступил против него, и к 257 году Валериан вернул Антиохию и вернул провинцию Сирия под контроль Рима. Быстрое отступление войск Шапура заставило Валериана преследовать персов до Эдессы , но они были разбиты , а Валериан вместе с оставшейся римской армией попал в плен к Шапуру. [34] Затем Шапур продвинулся в Малую Азию и сумел захватить Кесарию , депортировав 400 000 ее граждан в южные сасанидские провинции. [ нужна ссылка ]
Победа над Валерианом представлена на фреске в Накш-э-Рустаме , где Шапур изображен верхом на коне в царских доспехах и короне. Перед ним преклоняет колени мужчина в римском платье, прося милости. Эта же сцена повторяется и в других надписях на скалах. [35] Христианская традиция гласит, что Шапур I унизил Валериана, печально известного своим преследованием христиан , когда Царь королей использовал императора в качестве подставки для ног, чтобы сесть на свою лошадь, и они утверждают, что позже он умер жалкой смертью в плену от рук врага. Однако, как и в случае с вышеупомянутыми гилаками, депортированными Шапуром на Восток, обращение персов с военнопленными было неприятным, но почетным: пленные римляне и их император были набраны в свою армию и депортированы в отдаленное место Бишапур в Хузистане. , где они разместились в качестве гарнизона и построили плотину с мостом для Шапура. [36]
Однако позже персидские войска были разбиты римским офицером Балистой и владыкой Пальмиры Септимием Оденатом , захватившими царский гарем. Шапур разграбил восточные границы Сирии и вернулся в Ктесифон, вероятно, в конце 260 г. [1] В 264 году Септимий Оденат достиг Ктесифона, но не смог взять город. [37] [38]
Колоссальная статуя Шапура I , стоящая в пещере Шапур, — одна из самых впечатляющих скульптур Сасанидской империи .
Взаимодействие с меньшинствами
[ редактировать ]Шапур много раз упоминается в Талмуде , в котором он упоминается на еврейском арамейском языке как Шабур Малка (שבור מלכא), что означает «Царь Шапур». Он имел хорошие отношения с еврейской общиной и был другом Шмуэля , одного из самых известных вавилонских амораимов , талмудических мудрецов из важных еврейских общин Месопотамии .
Римские военнопленные
[ редактировать ]Кампании Шапура лишили Римскую империю ресурсов, одновременно восстановив и существенно обогатив его собственную казну, депортировав многих римлян из завоеванных городов в сасанидские провинции, такие как Хузестан , Асуристан и Парс . Этот приток депортированных ремесленников и квалифицированных рабочих оживил внутреннюю торговлю Ирана. [1]
Смерть
[ редактировать ]В Бишапуре Шапур умер от болезни. Его смерть наступила в мае 270 года, и ему наследовал его сын Хормизд I. Двое других его сыновей, Бахрам I и Нарсе , также станут королями Сасанидской империи, а другой сын, Шапур Мешаншах , умерший до Шапура, произвел на свет детей, которые будут занимать высокие посты в империи. [1]
Правительство
[ редактировать ]Губернаторы во время его правления
[ редактировать ]
При Шапуре сасанидский двор, включая его территории, был намного больше, чем у его отца. В его надписях упоминаются несколько губернаторов и королей-вассалов; Ардашир, губернатор Кума ; Варзин, губернатор Спахана ; Тияник, губернатор Хамадана ; Ардашир, губернатор Нериза; Нарсе, губернатор Ринд; Фриек, губернатор Гундишапура ; Растак, правитель Вех-Ардашира ; Амазасп III , король Иберии . При Шапуре несколько его родственников и сыновей служили губернаторами сасанидских провинций; Бахрам , губернатор Гилана ; Нарсе , губернатор Синда , Сакастана и Турана ; Ардашир, губернатор Кирмана ; Ормизд-Ардашир , губернатор Армении ; Шапур Мешаншах , губернатор Мешана ; Ардашир, правитель Адиабены . [39]
Чиновники во время его правления
[ редактировать ]Несколько имен чиновников Шапура высечены на его надписи в Накш-э-Рустаме . Многие из них были потомками чиновников, служивших отцу Шапура. Во время правления Шапура некий Папак служил командиром царской гвардии ( хазарбед ), а Пероз — начальником кавалерии ( аспбед ); Вахунам и Шапур служили руководителями духовенства; Кирдисро занимал должность наместника империи ( бидакш ); Вардбад занимал должность «начальника службы»; Хормизд служил главным писцом; Надук был «начальником тюрьмы»; Папак выполнял роль «привратника»; Мирхваст был казначеем; Шапур служил командующим армией; Арштат Мигран занимал должность секретаря; Зик выполнял функции «конферансье». [40]
Армия
[ редактировать ]
При Шапуре иранская армия пережила возрождение после довольно длительного упадка во 2-м и 3-м веках, что дало римлянам возможность совершать экспедиции на Ближний Восток и в Месопотамию во время конца Парфянской империи. [41] Тем не менее, армия по сути была такой же, как и у парфян; та же парфянская знать, которая служила царской семье Аршакидов, теперь служила сасанидам, составляя большую часть сасанидской армии. [42] Однако сасаниды, похоже, использовали больше катафрактов , которые были оснащены более легкими кольчужными доспехами, напоминающими римские. [42]
Хотя иранское общество было сильно милитаризовано, а его элита называла себя «воинственной знатью» ( артештаран ), оно все же имело значительно меньшее население, было более бедным и было менее централизованным государством по сравнению с Римской империей. [42] В результате сасанидские шахи имели доступ к меньшему количеству штатных бойцов и вместо этого зависели от рекрутов из знати. [42] Некоторыми исключениями были телохранители королевской кавалерии, солдаты гарнизона и подразделения, набранные за пределами Ирана. [42] Основную часть знати составляли могущественные парфянские дворянские семьи (известные как вузурганы ), сосредоточенные на Иранском нагорье . [43] Они служили основой сасанидской феодальной армии и были в значительной степени автономны. [43] Парфянская знать работала на сасанидского шаха ради личной выгоды, личной присяги и, возможно, общего осознания «арийского» (иранского) родства, которое они разделяли со своими персидскими повелителями. [43]
Использование боевых слонов также засвидетельствовано при Шапуре, который использовал их для разрушения города Хатра . [44] Возможно, он также использовал их против Валериана, как засвидетельствовано в « Шахнаме» ( «Книге царей» ). [45]
Памятники
[ редактировать ]
Шапур I оставил и другие рельефы и наскальные надписи. Рельеф в Накше-Раджабе возле Эстахра сопровождается греческим переводом. Здесь Шапур I называет себя « Маздаяснан (поклоняющийся Ахурамазде ), божественный Шапур, Царь царей иранцев и неиранцев, божественного происхождения, сын Маздаясанна, божественный Ардашир , Царь царей ариев, внук божественного короля Папака ». Другая длинная надпись в Эстахре упоминает подвиги короля в стрельбе из лука в присутствии его знати.
Из его титулов мы узнаем, что Шапур I претендовал на суверенитет над всей землей, хотя на самом деле его владения простирались немногим дальше, чем владения Ардашира I.Шапур I построил великий город Гундишапур недалеко от старой столицы Ахеменидов Сузы и увеличил плодородие района с помощью плотины и ирригационной системы, построенных римскими пленниками, которые перенаправили часть реки Карун . Барьер до сих пор называют Банд-е Кайсар , «крот Цезаря». Он также отвечает за строительство города Бишапур трудами римских солдат, захваченных после поражения Валериана в 260 году. Шапур также построил город под названием Пушан в Хорасане .
Религиозная политика
[ редактировать ]Во всех записях Шапур называет себя мздысн («поклоняющийся Мазде»). Его надпись в Кааба-е Зартошт в равной степени описывает его войны и религиозные учреждения. Он считал, что на нем лежит ответственность; «Итак, по той причине, что боги так сделали нас своим орудием (dstkrt), и что с помощью богов мы отыскали себе и удерживаем все эти народы (štry), по той причине мы также основали, провинция за провинцией, множество варахранских огней (ʾtwry wlhlʾn), и мы благочестиво поступили со многими магами (mowmard), и мы совершили великое поклонение богам». [1] По словам зороастрийского священника Картира , Шапур щедро относился к зороастрийцам и разрешил членам их духовенства следовать за ним в его экспедициях против римлян. [1] По словам историка Продса Октора Скьярво , Шапур был «теплым зороастрийцем». [46]
В период правления Шапура процветал манихейство — новая религия, основанная иранским пророком Мани . Шапур хорошо относился к Мани, и в 242 году пророк присоединился к сасанидскому двору, где он попытался обратить Шапура, посвятив свой единственный труд, написанный на среднеперсидском языке , известный как Шабураган . Шапур, однако, не обратился в манихейство и остался зороастрийцем. [47]
Чеканка монет и имперская идеология
[ редактировать ]

Хотя титул Ардашира был «Царь царей Ирана (иранцев)», Шапур немного изменил его, добавив фразу «и неиранцы (иранцы)». [48] что именно считалось «неиранским (ианским)» ( анеран ). Расширенное название демонстрирует включение новой территории в состав империи, однако неясно, [49] Хотя этот новый титул использовался в его надписях, он почти никогда не использовался на его монетах . [50] Этот титул впервые стал регулярным при Хормизде I. [51]
Культурные изображения
[ редактировать ]Шапур появляется в серии исторических фантастических романов Гарри Сайдботтома как один из врагов главного героя сериала Маркуса Клодия Баллисты, кадрового солдата римской армии третьего века.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ^ Артабан IV ошибочно известен в более старых ученых как Артабан V. Для получения дополнительной информации см. Шиппманн (1986a , стр. 647–650).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Шахбази 2002 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Шапур I» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Боннер 2020 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стоунман, Эриксон и Неттон, 2012 , стр. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 49.
- ^ Шахбази, А. Шапур (2002). «Шапур I». Энциклопедия Ираника.
- ^ Брозиус, Мария (2000). «Женщины i. В доисламской Персии». Энциклопедия Ираника, Том . Лондон и др.
- ^ Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1463206161
- ^ Жинью 1994 , с. 282.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ольбрихт 2016 , стр. 23–32.
- ^ Дарьяи 2010 , с. 242.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Резахани 2017b , стр. 44–45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Визехёфер 2000a , с. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Визехёфер 2009 .
- ^ Wiesehöfer 2000b , с. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шайеган 2011 , с. 178.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дарьяи 2010 , с. 249.
- ^ Дарьяи 2012 , с. 187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шиппманн 1986a , стр. 647–650.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дарьяи 2014 , с. 3.
- ^ Шиппманн 1986b , стр. 525–536.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахбази 2004 , стр. 469–470.
- ^ Раджабзаде 1993 , стр. 534–539.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахбази 2005 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макдонаф 2013 , с. 601.
- ^ Таалиби 485–486 даже приписывает основание Бадгиса и Хорезма Ардаширу I.
- ^ Фрай, Ричард Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах» . Кембриджская история Ирана: периоды Селевкидов, парфянский и сасанидский периоды (1). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 116–181. ISBN 978-0521246934 .
- ^ В. Совард, «Надпись Шапура I в Накш-Э Рустаме в Фарсе», sasanika.org, 3.
См. Ф. Грене, Дж. Ли, П. Мартинес, Ф. Ори, «Сасанидская помощь в Раги-Биби (Северный Афганистан)» в Г. Германне, Дж. Криббе (ред.), После Александра. Центральная Азия до ислама (Лондон, 2007 г.), стр. 259–260. - ^ Резахани 2017a , стр. 202–203.
- ^ Агафий 4.24.6–8; Латинские панегирики N3.16.25; Таалиби 495; Артур Кристенсен (1944). Иран под властью Сасанидов . Копенгаген. п. 214.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Raditsa 2000 , p. 125.
- ^ Южный 2003 , с. 71.
- ^ Ованнисян, Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века , с. 72
- ^ Фрай 2000 , с. 126.
- ^ Гришман, Р. (1995). Иран от начала до ислама .
- ^ А. Тафаззолл (1990). История Древнего Ирана . п. 183.
- ^ «Кто есть кто в римском мире», Джон Хейзел
- ^ Вавилония иудаика в период Талмуда А'арон Оппенгеймер, Бенджамин Х. Исаак, Майкл Лекер
- ^ Фрай 1984 , с. 299.
- ^ Фрай 1984 , с. 373.
- ^ Дарьяи и Резахани 2017 , с. 157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Макдонаф 2013 , с. 603.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макдонаф 2013 , с. 604.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 46.
- ^ Дарьяи 2016 , с. 37.
- ^ Скьярво 2011 , стр. 608–628.
- ^ Марко Френшковски (1993). «Мани (иран. Mānī <; гр. Μανιχαῑος <остарам. Mānī hayya «живой Мани»)». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 5. Герцберг: Бауц. столбцы. 669-680. ISBN 3-88309-043-3 .
- ^ Шайеган 2013 , с. 805.
- ^ Шайеган 2004 , стр. 462–464.
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , стр. 21, 23.
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , с. 21.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1-4632-0616-1 .
- Брозиус, Мария (2000). «Женщины i. В доисламской Персии». Энциклопедия Ираника . Лондон и др.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2008). Сасанидская эпоха . ИБ Таурис. стр. 100-1 1–200. ISBN 978-0-85771-972-0 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0-85771-666-8 .
- Дарьяи, Турадж (2010). «Ардашир и приход к власти сасанидов» . Анабасис . Калифорнийский университет: 236–255.
- Дарьяи, Турадж (2012). «Сасанидская империя». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 224–651. ISBN 978-0-19-973215-9 .
- Дарьяи, Турадж (2016). «От террора к тактическому использованию: слоны в парфо-сасанидский период». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-208-2 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Дарьяи, Турадж (2018). "Res Events Диви Сапорис " Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . Ч. Бек. стр. 1 –411. ISBN 978-3-406-09397-5 .
- Фрай, Р.Н. (2000). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3, Часть 1: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Издательство Кембриджского университета.
- Жиньу, доктор философии (1983). «Адур-Анахид» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 5 . Лондон и др. п. 472.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Жиньу, Филипп (1994). «Денаг». Энциклопедия Ираника, Том. VII, Фаск. 3 . п. 282.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN 978-1-61069-391-2 . (2 тома)
- Макдонаф, Скотт (2011). «Ноги трона: короли, элиты и подданные в Сасанидском Иране». В Арнасоне, Иоганн П.; Раафлауб, Курт А. (ред.). Римская империя в контексте: исторические и сравнительные перспективы . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 290–321. дои : 10.1002/9781444390186.ch13 . ISBN 978-1-4443-9018-6 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране» . В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 978-0-19-530465-7 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2016). «Династические связи в Империи Аршакидов и происхождение Дома Сасанов». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-208-2 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Раджабзаде, Хашем (1993). «Дабир». Энциклопедия Ираника, Том. VI, Фаск. 5 . стр. 534–539.
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Резахани, Ходадад (2017a). «От кушанов до западных тюрков». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 199–227. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Резахани, Ходадад (2017b). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-0030-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Радица, Лев (2000). «Иранцы в Малой Азии». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3, Часть 1: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Издательство Кембриджского университета. стр. 100–115.
- Шиппманн, К. (1986a). «Артабан (цари Аршакидов)» Энциклопедия Ирана, Том. II, Фаск. 6 . стр. 100-1 647–650.
- Шиппманн, К. (1986b). «Аршакиды II. Династия Аршакидов» Энциклопедия Ирана, Том. II, Фаск. 5 . стр. 100-1 525–536.
- Шмитт, Р. (1986). «Артаксеркс» . Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 6 . стр. 654–655.
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам I» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Шахбази, А. Шапур (2002). «Шапур I». Энциклопедия Ираника .
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормоздган». Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 469–470.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Шайеган, М. Рахим (2004). «Хормозд I» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 462–464.
- Шайеган, М. Рахим (2011). Аршакиды и сасаниды: политическая идеология в постэллинистической и позднеантичной Персии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76641-8 .
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Скьярво, Prods Oktor (2011). «Картир». Энциклопедия Ираника, Том XV, Фаск. 6 . стр. 608–628.
- Стаусберг, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (2015). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Стоунман, Ричард; Эриксон, Кайл; Неттон, Ян Ричард (2012). Александровский роман в Персии и на Востоке . Бархуис. ISBN 978-94-91431-04-3 .
- Саузерн, Пэт (2003). Римская империя от Севера до Константина . Тейлор и Фрэнсис.
- Веваина, Юхан; Канепа, Мэтью (2018). «Ормазд» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Вебер, Урсула (2016). «Нарсе». Энциклопедия Ираника .
- Визехёфер, Йозеф (1986). «Ардашир I и. История». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 371–376.
- Визехёфер, Йозеф (2000b). «Фратарака» . Энциклопедия Ираника, Том. X, Фаск. 2 . п. 195.
- Визехёфер, Йозеф (2000a). «Фарс II. История в доисламский период» . Энциклопедия Ираника .
- Визехёфер, Йозеф (2001). Древняя Персия . ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-675-1 .
- Визехёфер, Йозеф (2009). «Персис, короли» . Энциклопедия Ираника .
