Картер
Картер | |
---|---|
Рожденный | 3 век |
Умер | 3 век Иран |
Картир (также пишется Кардер , Картер и Кердир ; среднеперсидский : 𐭪𐭫𐭲𐭩𐭫 Кардир ) был могущественным и влиятельным зороастрийским священником во время правления четырех сасанидских царей в 3 веке. упоминается в надписях Шапура I (а также в Res Gestae Divi Saporis ) и пайкулий надписи Нарсеха Его имя . У Картира также были собственные надписи, сделанные в современной провинции Фарс (тогда известной как Парс ). Его надписи повествуют о его приходе к власти в период правления Шапура I ( годы правления 240–270 ), Хормизда I ( годы правления 270–271 ), Бахрама I ( годы правления 271–274 ) и Бахрама II ( годы правления 274–293) . ). Во время недолгого правления сына и преемника Бахрама II Бахрама III Картир был среди дворян, поддержавших восстание Нарсе, который сверг Бахрама III и взошел на трон. Во время правления Нарсеха Картир растворился в безвестности.
Имя
[ редактировать ]Имя Картира на гравюрах пишется по-разному; Среднеперсидский <kltyl, kltyly, krtyr, kltyr>, парфянский <krtyr>, греческий Karteir и коптский Kardel . Это имя также использовалось в северо-восточном иранском мире и писалось <крт'ир> на согдийском языке и как Кирдира на бактрийском языке . [1]
Биография
[ редактировать ]При Шапуре I и Хормизде I
[ редактировать ]Картир, возможно, был евнухом , поскольку на сасанидских рельефах он изображался без бороды. [1] Впервые он появляется в исторических записях в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт , которая, скорее всего, была создана между 260 и 262 годами. Картир — единственный религиозный бюрократ, упомянутый в надписи. [1] Шапур I, «теплый зороастрийец», [1] был известен своей терпимостью к другим религиям. Восхищаясь учениями своей религии и поощряя зороастрийское духовенство, Шапур I позволил евреям , христианам , буддистам и индуистам свободно исповедовать свою религию. [2] Он также был дружелюбен к основателю манихейства Мани , которому позволял свободно проповедовать и даже быть сопровождающим в его военных экспедициях. [2]
Религиозные обряды Шапура I, кажется, были несколько необычными: жертвоприношения животных приносились за душу королей и королев сасанидской семьи. [3] [1] Вероятно, это казалось «языческим» зороастрийским священникам. [3] Картир, который «ненавидел жертвоприношения животных», не смог помешать Шапуру I совершать их. [1] Шапур I умер в 270 году, и ему наследовал Хормизд I , который подарил Картиру одежду, которую носил высший класс, шапку и пояс ( кулаф уд камарбанд ) и назначил его главным жрецом ( косившим ). [4]
Хормизд I умер в следующем году; Бахрам I, которого отец никогда не считал кандидатом на престол, взошел на престол с помощью Картира, авторитет и влияние которого значительно возросли. [5] Затем Бахрам I заключил соглашение со своим братом Нарсеем об отказе от своего права на престол в обмен на пост губернатора важной приграничной провинции Армении , которая постоянно была предметом войны между Римской и Сасанидской империями. [6] Нарсе носил титул Вазург Шах Арминан («Великий царь Армении»), которым пользовался наследник престола. [7] Тем не менее, Нарсе, скорее всего, по-прежнему считал Бахрама I узурпатором. [5]
При Бахраме I
[ редактировать ]Предыдущие сасанидские императоры проводили политику религиозной терпимости по отношению к незороастрийским меньшинствам в империи. Однако с восшествием на престол Бахрама I , ростом авторитета зороастрийского духовенства и ростом влияния Картира ситуация изменилась; Когда Мани достиг города Гундешапура , произошел большой шум, такой же, как при въезде Иисуса в Иерусалим . [8] Картир вместе с другими зороастрийскими священниками протестовал и заставил Бахрама I заключить Мани в тюрьму и приговорить к смертной казни в 274 году. [9] [5]
За смертью Мани последовало преследование его последователей со стороны Картира и зороастрийского духовенства, которые использовали преследование религиозных меньшинств как метод для увеличения и распространения своего огромного влияния. [2] Зороастрийское духовенство считало Мани философом-еретиком и угрожающим язычником, который представлял неясное представление о зороастризме, запятнанное незороастрийскими (то есть еврейскими , буддистскими и христианскими ) идеями. [2] При поддержке Бахрама I Картир заложил основы зороастрийской государственной церкви. [5] [2]
В результате Бахрам I получил аплодисменты в сасанидских источниках как «доброжелательный и достойный король». [5] Его сын Бахрам II сменил его на посту императора; Возможно, Картир помог ему взойти на трон вместо Нарсе . [10] [1] Это, скорее всего, расстроило Нарсе, которому теперь несколько раз пренебрегали преемственностью. [7]
При Бахраме II, Бахраме III и Нарсе
[ редактировать ]Бахрам II , как и его отец, хорошо принял Картира. Он видел в нем своего наставника и оказал Картиру несколько почестей, присвоив ему звание вузургана «гранда» и назначив его дадваром « верховным судьей» всей империи, что указывает на то, что с этого момента должность судьи была предоставлена священникам. . [5] [4] Картир был также назначен управляющим храма Анахиты Истахра , который первоначально находился под опекой Сасанидской семьи . [5] [7] Таким образом, сасаниды потеряли большую часть своего религиозного авторитета в империи. Отныне духовенство выполняло функции судей по всей стране, причем судебные дела, скорее всего, основывались на зороастрийской юриспруденции, за исключением случаев, когда представители других религий вступали в конфликты друг с другом. [7]
При Бахраме II Картир, несомненно, становится влиятельной фигурой в империи; последний утверждал в своей надписи на Каабе Зартошт , что он «поразил» незороастрийские меньшинства, такие как христиане , евреи , мандеи , манихеи и буддисты . [1]
По словам современного историка Парване Пуршариати : «Однако неясно, в какой степени заявления Картира отражают фактическую реализацию или, если уж на то пошло, успех мер, которые он предположительно продвигал». [11] Действительно, например, еврейские и христианские источники не упоминают о гонениях в этот период. [11] [12] До Бахрама II все предыдущие сасанидские императоры были «теплыми зороастрийцами». [1] Он умер в 293 году, и ему наследовал его сын Бахрам III .
Через четыре месяца правления Бахрама III Нарсе был вызван в Месопотамию по просьбе многих представителей знати. Он встретил их в проходе Пайкули в провинции Гармекан , где был твердо утвержден и, вероятно, также впервые объявлен шахом. [6] Причины благосклонности Нарсеха со стороны знати могли быть связаны с его юрисдикцией как губернатора, его имиджем защитника зороастрийской религии и страховщика гармонии и процветания империи. [6] Его происхождение из ранней сасанидской семьи, вероятно, также сыграло роль. [6] Картир был одним из дворян, поддержавших Нарсе, о чем свидетельствует надпись Пайкули . [1]
Правление Нарсе ознаменовало возвращение к политике религиозной терпимости, которую практиковал его отец. [6] Картир исчезает в исторических записях при Нарсе из-за того, что не сделал ничего примечательного в качестве « первосвященника». [1]
Наследие и оценка
[ редактировать ]По словам современного историка Продса Октора Скьярво, «как в иранистской, так и в неиранистской литературе наблюдается тенденция к уточнениям и гиперболам. Некоторые ученые заняли строгий и критический взгляд на Картира со своей современной и столь нерелевантной точки зрения. ." [1] Зенер назвал Картира «религиозным фанатиком весьма необычной пылкости» и «процессом нетерпимости, инициированным и пылко развитым Картиром». [1] Рассел назвал его «безжалостным фанатиком Картиром, [который] пропагандировал ксенофобский государственный культ», а Фольц называет его «фанатиком». [1] Более позитивные взгляды на Картира также можно найти в современных источниках, таких как Хинц, который назвал его «духовным человеком, стремящимся к религиозной истине, которая должна быть раскрыта всем», в то время как Нойснер описал «энтузиазм [сасанидского] правительства по поводу программы Картира». ". [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Скьярво 2011 , стр. 608–628.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Киа 2016 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б Дарьяи 2014 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Дарьяи 2014 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дарьяи 2014 , с. 11.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 74.
- ^ Дэниел 2012 , с. 61.
- ^ Дарьяи и Резахани 2017 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 348.
- ^ Пейн 2015 , с. 24.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1957). «Некоторые размышления о зурванизме». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 19 (2). Лондон: SOAS: 304–316. дои : 10.1017/s0041977x00133063 . S2CID 161924982 .
- Бойс, Мэри (1975). «О зороастрийском храмовом культе огня». Журнал Американского восточного общества . 95 (3). Анн-Арбор: AOS/UMich. Пресса: 454–465. дои : 10.2307/599356 . JSTOR 599356 .
- Бойс, Мэри (1975). «Иконоборчество среди зороастрийцев». Учеба Мортона Смита в шестьдесят лет . Лейден: Нойснер. стр. 93–111. .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 9780692864401 .
- Хейс, Филип (1998). «Кердир и первые сасаниды». У Николаса Симса-Уильямса (ред.). Материалы Третьей Европейской конференции иранистов . Том. 1. Висбаден. стр. 109–120.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Спренглинг, Мартин (1940). «Картир. Основатель сасанидского зороастризма». Американский журнал семитских языков и литературы . 57 (2): 197–228. дои : 10.1086/370575 . S2CID 171031902 .
- Зенер, Ричард Чарльз (1972) [1955]. Зурван, зороастрийская дилемма . Оксфорд: Библо и Таннен. ISBN 0-8196-0280-9 .
- Жиньу, Филипп (1991). Четыре надписи мага Кирдира . Левен: Питерс.
- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Дэниел, Элтон Л. (2012). История Ирана . АВС-КЛИО.
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Фрай, Р.Н. (1983), «Глава 4», Политическая история Ирана при Сасанидах , Кембриджская история Ирана , том. 3, Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-20092-9
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Маландра, Уильям (2018). «Кердир» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормозд Кусанса» . Энциклопедия Ираника .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «САСАНСКАЯ ДИНАСТИЯ» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам I». Энциклопедия Ираника . Том. III, Фаск. 5. стр. 514–522.
- Скьярво, Prods Oktor (2011). «Картир». Энциклопедия Ираника, Том XV, Фаск. 6 . стр. 608–628.
- Вебер, Урсула (2016). «Нарсе». Архивная копия . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г. Проверено 6 апреля 2019 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Надпись Картира на Каабе Зартошт и надпись в Накш-э Раджабе из
Маккензи, Дэвид Нил (пер.) (1970). «Надписи Картира». Мемориальный том Хеннинга . Лондон: Лунд Хамфрис. ISBN 0-85331-255-9 .