Jump to content

Картер

Картер
Рожденный 3 век
Умер 3 век
Иран

Картир (также пишется Кардер , Картер и Кердир ; среднеперсидский : 𐭪𐭫𐭲𐭩𐭫 Кардир ) был могущественным и влиятельным зороастрийским священником во время правления четырех сасанидских царей в 3 веке. упоминается в надписях Шапура I (а также в Res Gestae Divi Saporis ) и пайкулий надписи Нарсеха Его имя . У Картира также были собственные надписи, сделанные в современной провинции Фарс (тогда известной как Парс ). Его надписи повествуют о его приходе к власти в период правления Шапура I ( годы правления 240–270 ), Хормизда I ( годы правления 270–271 ), Бахрама I ( годы правления 271–274 ) и Бахрама II ( годы правления 274–293) . ). Во время недолгого правления сына и преемника Бахрама II Бахрама III Картир был среди дворян, поддержавших восстание Нарсе, который сверг Бахрама III и взошел на трон. Во время правления Нарсеха Картир растворился в безвестности.

Имя Картира на гравюрах пишется по-разному; Среднеперсидский <kltyl, kltyly, krtyr, kltyr>, парфянский <krtyr>, греческий Karteir и коптский Kardel . Это имя также использовалось в северо-восточном иранском мире и писалось <крт'ир> на согдийском языке и как Кирдира на бактрийском языке . [1]

Биография

[ редактировать ]

При Шапуре I и Хормизде I

[ редактировать ]
Монета I. Шапура

Картир, возможно, был евнухом , поскольку на сасанидских рельефах он изображался без бороды. [1] Впервые он появляется в исторических записях в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт , которая, скорее всего, была создана между 260 и 262 годами. Картир — единственный религиозный бюрократ, упомянутый в надписи. [1] Шапур I, «теплый зороастрийец», [1] был известен своей терпимостью к другим религиям. Восхищаясь учениями своей религии и поощряя зороастрийское духовенство, Шапур I позволил евреям , христианам , буддистам и индуистам свободно исповедовать свою религию. [2] Он также был дружелюбен к основателю манихейства Мани , которому позволял свободно проповедовать и даже быть сопровождающим в его военных экспедициях. [2]

Монета Хормизда I.

Религиозные обряды Шапура I, кажется, были несколько необычными: жертвоприношения животных приносились за душу королей и королев сасанидской семьи. [3] [1] Вероятно, это казалось «языческим» зороастрийским священникам. [3] Картир, который «ненавидел жертвоприношения животных», не смог помешать Шапуру I совершать их. [1] Шапур I умер в 270 году, и ему наследовал Хормизд I , который подарил Картиру одежду, которую носил высший класс, шапку и пояс ( кулаф уд камарбанд ) и назначил его главным жрецом ( косившим ). [4]

Хормизд I умер в следующем году; Бахрам I, которого отец никогда не считал кандидатом на престол, взошел на престол с помощью Картира, авторитет и влияние которого значительно возросли. [5] Затем Бахрам I заключил соглашение со своим братом Нарсеем об отказе от своего права на престол в обмен на пост губернатора важной приграничной провинции Армении , которая постоянно была предметом войны между Римской и Сасанидской империями. [6] Нарсе носил титул Вазург Шах Арминан («Великий царь Армении»), которым пользовался наследник престола. [7] Тем не менее, Нарсе, скорее всего, по-прежнему считал Бахрама I узурпатором. [5]

При Бахраме I

[ редактировать ]
Монета Бахрама I.

Предыдущие сасанидские императоры проводили политику религиозной терпимости по отношению к незороастрийским меньшинствам в империи. Однако с восшествием на престол Бахрама I , ростом авторитета зороастрийского духовенства и ростом влияния Картира ситуация изменилась; Когда Мани достиг города Гундешапура , произошел большой шум, такой же, как при въезде Иисуса в Иерусалим . [8] Картир вместе с другими зороастрийскими священниками протестовал и заставил Бахрама I заключить Мани в тюрьму и приговорить к смертной казни в 274 году. [9] [5]

За смертью Мани последовало преследование его последователей со стороны Картира и зороастрийского духовенства, которые использовали преследование религиозных меньшинств как метод для увеличения и распространения своего огромного влияния. [2] Зороастрийское духовенство считало Мани философом-еретиком и угрожающим язычником, который представлял неясное представление о зороастризме, запятнанное незороастрийскими (то есть еврейскими , буддистскими и христианскими ) идеями. [2] При поддержке Бахрама I Картир заложил основы зороастрийской государственной церкви. [5] [2]

В результате Бахрам I получил аплодисменты в сасанидских источниках как «доброжелательный и достойный король». [5] Его сын Бахрам II сменил его на посту императора; Возможно, Картир помог ему взойти на трон вместо Нарсе . [10] [1] Это, скорее всего, расстроило Нарсе, которому теперь несколько раз пренебрегали преемственностью. [7]

При Бахраме II, Бахраме III и Нарсе

[ редактировать ]
Монета Бахрама II .
Монета Нарсе .

Бахрам II , как и его отец, хорошо принял Картира. Он видел в нем своего наставника и оказал Картиру несколько почестей, присвоив ему звание вузургана «гранда» и назначив его дадваром « верховным судьей» всей империи, что указывает на то, что с этого момента должность судьи была предоставлена ​​священникам. . [5] [4] Картир был также назначен управляющим храма Анахиты Истахра , который первоначально находился под опекой Сасанидской семьи . [5] [7] Таким образом, сасаниды потеряли большую часть своего религиозного авторитета в империи. Отныне духовенство выполняло функции судей по всей стране, причем судебные дела, скорее всего, основывались на зороастрийской юриспруденции, за исключением случаев, когда представители других религий вступали в конфликты друг с другом. [7]

При Бахраме II Картир, несомненно, становится влиятельной фигурой в империи; последний утверждал в своей надписи на Каабе Зартошт , что он «поразил» незороастрийские меньшинства, такие как христиане , евреи , мандеи , манихеи и буддисты . [1]

По словам современного историка Парване Пуршариати : «Однако неясно, в какой степени заявления Картира отражают фактическую реализацию или, если уж на то пошло, успех мер, которые он предположительно продвигал». [11] Действительно, например, еврейские и христианские источники не упоминают о гонениях в этот период. [11] [12] До Бахрама II все предыдущие сасанидские императоры были «теплыми зороастрийцами». [1] Он умер в 293 году, и ему наследовал его сын Бахрам III .

Через четыре месяца правления Бахрама III Нарсе был вызван в Месопотамию по просьбе многих представителей знати. Он встретил их в проходе Пайкули в провинции Гармекан , где был твердо утвержден и, вероятно, также впервые объявлен шахом. [6] Причины благосклонности Нарсеха со стороны знати могли быть связаны с его юрисдикцией как губернатора, его имиджем защитника зороастрийской религии и страховщика гармонии и процветания империи. [6] Его происхождение из ранней сасанидской семьи, вероятно, также сыграло роль. [6] Картир был одним из дворян, поддержавших Нарсе, о чем свидетельствует надпись Пайкули . [1]

Правление Нарсе ознаменовало возвращение к политике религиозной терпимости, которую практиковал его отец. [6] Картир исчезает в исторических записях при Нарсе из-за того, что не сделал ничего примечательного в качестве « первосвященника». [1]

Наследие и оценка

[ редактировать ]

По словам современного историка Продса Октора Скьярво, «как в иранистской, так и в неиранистской литературе наблюдается тенденция к уточнениям и гиперболам. Некоторые ученые заняли строгий и критический взгляд на Картира со своей современной и столь нерелевантной точки зрения. ." [1] Зенер назвал Картира «религиозным фанатиком весьма необычной пылкости» и «процессом нетерпимости, инициированным и пылко развитым Картиром». [1] Рассел назвал его «безжалостным фанатиком Картиром, [который] пропагандировал ксенофобский государственный культ», а Фольц называет его «фанатиком». [1] Более позитивные взгляды на Картира также можно найти в современных источниках, таких как Хинц, который назвал его «духовным человеком, стремящимся к религиозной истине, которая должна быть раскрыта всем», в то время как Нойснер описал «энтузиазм [сасанидского] правительства по поводу программы Картира». ". [1]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77008ecedc976d6e08cc32fcd2e07f9b__1706009460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/9b/77008ecedc976d6e08cc32fcd2e07f9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kartir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)