Мобад

Мобед , ( моубед или мобад среднеперсидский: 𐭬𐭢𐭥𐭯𐭲) — зороастрийский священнослужитель определенного ранга. В отличие от хербада ( эрвада ), мобед имеет право служить священнослужителем на церемонии Ясны и других высших литургических церемониях. [1] Мобед также может обучать других священников.
Использование
[ редактировать ]В мирском обиходе этот термин также используется как почетное обращение для обозначения любого зороастрийского священника любого ранга. Хормизд I назначил Картира мовбадан-мовбада «верховным жрецом священников ».
Термин мобад является сокращением древнеперсидского magupati , первой половины выражения, полученного из авестийского : 𐬨𐬀𐬔𐬀 , латинизированного: maga-, magu- и 𐬞𐬀𐬌𐬙𐬌 . Слово было заимствовано из грузинского языка : მოგუ-ი могу-и. [2] и классический сирийский : ԡԘԗԦԛԐ , романизированный : и парфянский , как древнеармянский : մոգպետ романизированный : mogpet mawhəp̄āṭā
Через древнеперсидский : 𐎶𐎦𐏁 , латинизированный: магуш и древнегреческий : μάγος , латинизированный : магос , протоиранский *magu- также считается источником латинского слова magus , « волхва » . Через греческое прилагательное μαγικός и старофранцузское : magique мобед отдаленно связан с английским словом « магия ».
Мобедьяры
[ редактировать ]Священники в индийской общине парсов . должны быть мужчинами из священнической семьи (класс или каста «Аторнан») [3] [4] [5] Согласно традиции парсов, мобеды Аторна несли ответственность за сохранение и продвижение религии с дозороастрийских времен мифического короля Джамшида . [6]
[В] начале-середине 1900-х годов по разным причинам старшие поощряли молодежь тогдашних мобедов стать мобедами, но заняться другой карьерой и профессией. Хотя это привело к нехватке мобедов [в Индии], это принесло неожиданную пользу зороастризму. Высокообразованные и предприимчивые молодые мобеды после светского обучения поселились в Северной Америке и основали базу мобедов на благо североамериканских зороастрийцев. [7]
Из-за нехватки священников община в Индии в 1970-х годах рассмотрела проект по обучению любого мужчины-парса служить помощником мобеда или парамобедом . План был запущен в начале 2000-х годов с использованием нового термина для обозначения помощников священников: бехдин пасбан с. [8]
В 1995 году Североамериканский совет мобедов (NAMC) создал программу по обучению и рукоположению помощников, называемых мобедьярами или парамобедами , чтобы решить проблему нехватки доступных мобедов в Северной Америке. [9] Первоначально программа была открыта для любого зороастрийца мужского пола, независимо от касты или происхождения Аторнана (священника) или Бехдина (несвященника). [10] Первый мобедьяр был рукоположен в Вирджинии в конце 1997 года. [11] Еще один мобедьяр, прошедший обучение в NAMC, был рукоположен в Калифорнии в 2004 году после нескольких лет служения общине. [12] [13]
В 2008 году NAMC внес поправки в первоначальную резолюцию, принятую в 1999 году, чтобы расширить критерии отбора и подготовки мобедьяров, включив в них женщин. [14] По состоянию на 2010 год Североамериканский совет мобедов успешно обучил шесть мобедьяров совершать внешние литургические церемонии и службы скорби в отсутствие рукоположенного священника. [15]
В 2009-2010 годах председатель Совета зороастрийских священников в Тегеране Мобед Сорушпур предложил открыть священство для женщин после исследования древних зороастрийских документов, которые выявили свидетельства существования женщин-священников в древнеперсидские времена. [16] «Концепции равенства всегда лежали в основе нашей культуры. В древности было много женщин-священников, политиков, воинов и так вплоть до сасанидского времени», — сказал он. [17] Потенциальное подтверждение можно найти в устной традиции парсов, которая признает женщину-священницу по имени Тестар среди тех, кто бежал от религиозных преследований и заставил принять христианство в завоеванной арабами Персии, чтобы основать новую родину в Санджане, Гуджарат, примерно в девятом веке. [18]
В 2011 году восемь женщин получили сертификаты на служение обществу в качестве мобедьяров. [19] Тем не менее, женщины-мобедьяры в Иране могут быть ограничены в своих возможностях служить своему сообществу так же, как и мобеды, например, тушить пожар в храмах огня . [20]
С тех пор зороастрийские женщины были рукоположены в Иране и Северной Америке, чтобы служить обществу в качестве мобедьяров. [21] [22] С тех пор, как программа мобедьяров была инициирована в Северной Америке, произошли некоторые изменения в ограничениях, наложенных NAMC на рукоположенных мобедьяров в отношении типов церемоний, которые могут проводить мобедьяры. Сообщество пытается решить вопрос, разрешать ли любому зороастрийцу тренироваться, чтобы стать полноценным мобедом, независимо от касты, происхождения или пола. [23] Концепция универсального священства будет поощрять и поощрять людей к обучению, чтобы стать мобедами и мобедьярами «независимо от их пола, происхождения или происхождения». [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каранджиа, Эр. Рамияр П. (14 августа 2016 г.). «Понимание наших религиозных титулов» . Парси Таймс . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 58. ИСБН 978-1472425522 .
- ^ «Мобад» в Encyclopædia Iranica
- ^ Нигосян, Соломон Александр (1993), Зороастрийская вера: традиции и современные исследования , Монреаль, Квебек: издательство McGill-Queen's University Press , стр. 104 , ISBN 077351144X , OCLC 243566889
- ^ Каранджиа, Эр. Доктор А.С. Рамияр П. «Приемные комиссии» . Институт Дадара Аторнана . Получено 10 . июля
- ^ Мирза, Техемтон Ф. (весна 2019 г.). «Мобеды будущего: новые услуги Mobed в Северной Америке» (PDF) . ФЕЗАНА . 33 (1):30 . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Мирза, Техемтон Ф. (весна 2019 г.). «Мобеды будущего: новые услуги Mobed в Северной Америке» (PDF) . ФЕЗАНА . 33 (1):30 . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Наир, Манодж (8 мая 2017 г.). «Не так много вариантов парсийской версии дьяконов в Мумбаи» . Индостан Таймс . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Котвал, Эр. Нозер Сорабджи (весна 2010 г.). «История Североамериканского совета мобедов» (PDF) . ФЕЗАНА . 24 (1): 90–92.
- ^ Бхуджвала, Манек Навроджи (весна 2010 г.). «Стать мобедьяром: опыт служения обществу» (PDF) . ФЕЗАНА . 24 (1): 93.
- ^ Мистри, Джамшед (весна 2010 г.). «Практикующий Мобейдар» (PDF) . ФЕЗАНА . 24–1 :94 . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Калифорнийский Мобедьяр» . Парсиана . 1 октября 2004 г.
- ^ Бхуджвала, Манек Навроджи (весна 2010 г.). «Стать мобедьяром: опыт служения обществу» (PDF) . ФЕЗАНА . 24 (1): 93.
- ^ Котвал, Эр. Нозер Сорабджи (весна 2010 г.). «История Североамериканского совета мобедов» (PDF) . ФЕЗАНА . 24 (1): 90–92.
- ^ Котвал, Эр. Нозер Сорабджи (весна 2010 г.). «История Североамериканского совета мобедов» (PDF) . ФЕЗАНА . 24 (1): 90–92.
- ^ «Зороастрийские женщины, стремящиеся к священству» . Religion Watch, Институт исследований религии Бэйлора . 31–4 . Февраль 2016 года . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Бертолуцци, Джулия (31 июля 2015 г.). «Зороастрийские жрицы Ирана» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Десаи, Ковас (весна 2019 г.). «Роль зороастрийских священников и оказание священнических услуг от ахеменских времен до современной Индии» (PDF) . ФЕЗАНА . 33 (1):24 . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Аташбанд, Армита (24 февраля 2011 г.). «8 женщин Зартошти получили сертификат Мобедьяра» . Зороастрийцы.нет . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Бертолуцци, Джулия (31 июля 2015 г.). «Зороастрийские жрицы Ирана» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Вадиа, Арзан Сэм (9 марта 2011 г.), «Жюри по вопросу о женщинах-парсах-священниках еще не решено» , parsikhabar.net , Парси Хабар
- ^ Хосравиани, Махшад (19 июня 2013 г.), «Седре Пуши от женщины Мобедьяр в Торонто, Канада» , parsinews.net , Parsi News, заархивировано из оригинала 9 октября 2014 г. , получено 10 октября 2014 г.
- ^ «Обряды мобедьяра» . Парсиана . 21 июля 2013 года . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Мирза, Техемтон Ф. (весна 2019 г.). «Мобеды будущего: новые услуги Mobed в Северной Америке» (PDF) . ФЕЗАНА . 33 (1):30 . Проверено 9 июля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (2001) [1979], зороастрийцы, их религиозные верования и практики , Лондон: Routledge , ISBN 0415239028 , OCLC 45438877