Протоиранский язык
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2006 г. ) |
Протоиранский | |
---|---|
Пир, протоиранский | |
Реконструкция | Иранские языки |
Реконструированный предки |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Протоиранский или протоиранский [1] является реконструированным протоязыком иранской языковой ветви индоевропейской языковой семьи и, следовательно, предком иранских языков, таких как персидский , пушту , согдийский , зазакийский , осетинский , мазандаранский , курдский , талышский и других. Его носители — гипотетические протоиранцы — предположительно жили во II тысячелетии до нашей эры и обычно связаны с андроновским археологическим горизонтом (см. Индоиранцы ).
Протоиранский язык — сатемный язык, произошедший от протоиндоиранского языка , который, в свою очередь, произошел от протоиндоевропейского языка . Вероятно, он был удален менее чем на тысячелетие из авестийского языка и менее чем на два тысячелетия из протоиндоевропейского. [2]
Диалекты
[ редактировать ]Скьярво постулирует, что существовало по крайней мере четыре диалекта, первоначально развившихся из протоиранского языка, два из которых подтверждены текстами: [3]
- Старый северо-западный иранец (не подтвержден, предок осетинского языка )
- Древнесеверо-восточный иранец (не подтвержден, предок среднеиранских хотанцев и современных вахи )
- Древнецентральноиранский (засвидетельствовано, включает авестийский и мидийский , предок большинства современных иранских языков)
- Древнеюго-западный иранский (засвидетельствовано, включает древнеперсидский язык , предок современного персидского языка )
Обратите внимание, что для современных языков используется другая терминология: осетинский часто классифицируется как «северо-иранский» язык, тогда как «северо-западный иранский» обычно относится к языкам, расположенным к северо-западу от персидского, таким как заза или каспийские языки .
Фонологические соответствия
[ редактировать ]В [4] | Из | В | Из | |
---|---|---|---|---|
*п | → | п | * p h₂tḗr "отец" | пи тар- «отец» |
*bʰ | → | б | * bʰ réh₂tēr "брат" | б ратар- «брат» |
*т | → | т | * t úh₂ "ты" | tū- « ты» |
*д | → | д | * d часть слова «дерево» | д ауру "дерево" |
*dʰ | → | д | * dʰ oHneh₂- «зерно» | дана- » «зерно |
* | → | с | * dé ḱ m̥t "десять" | это " десятка " |
*ǵ | → | С | * ٵ ónu «колено» | zānu " колено " |
*ϵʰ | → | С | * ٵʰ imós «холодный» | z iiā "зимняя буря" |
*к | → | х ~ с | * kr uh₂rós "кровавый" | х руда "кровавый" |
*г | → | г ~ я | * h₂éu g es- «сила» | ао ах " сила " |
*gʰ | → | г ~ я | * dl̥h₁ gʰ ós «длинный» | darə g a- «длинный» |
*кʷ | → | к ~ с | * kʷós « кто» | к ō "кто" |
*gʷ | → | г ~ j | * gʷ ou- «корова» | г ао- «корова» |
Протоиранский | Авестийский [5] | Старый персидский | персидский | Ребенок | курдский | Ведический санскрит |
---|---|---|---|---|---|---|
*pHtā́ "отец" [6] [7] [8] | питар | пидар | отец Педара | пи/перо | отец | пита |
*máHtā "мать" [а] [9] [10] | мать | источник | мать Мадара | мама/большой | мать | матар- |
*Hácwah 'лошадь' | лезвие | аса (родное слово) [11] | лошадь asb (<медиана) | Астор | лошадь | Ашва |
*bagáh 'часть, часть' | баа | бага (бог) | бадж ( налог) | части | сумки | |
*bráHtā 'брат' | брат | в брате | брат Барадара | листья | брат) | бхра́тр̥ |
*búHmiš 'земля, земля' | бум | был | Бум- бум | Я был | бхуми | |
*mártyah 'смертный, чувак' | мессия | гость | مرد mardмужчина | Мерде, Мерде | мужчина(а) | подливка |
*mā́Hah 'луна' | ма | много | мах ( луна, месяц) | пепел | манг (луна), мех (месяц) | сестра |
*wáhr̥ 'весна' | вари | вахара | Бахар Бахар | Везар | Бихар | васара 'утро' |
*Hr̥táh 'истина' | Аша | искусство | раст ) (правильный | верно | СОБЫТИЕ | губы |
*различная «ложь» | и т. д. | друг | Дору ) (ложь | скоро | ложь | добрый- |
*háwmah 'выжатый сок' | всегда | хаума-варга | хм хм | гул | честь |
Развитие в древнеиранский
[ редактировать ]Термин «древнеиранский» относится к этапу иранской истории, представленному самыми ранними письменными языками: авестийским и древнеперсидским . Эти два языка обычно считаются принадлежащими к разным основным ветвям иранского языка, и многие из их сходств обнаруживаются и в других иранских языках. Тем не менее, существует множество аргументов в пользу того, что многие из этих древнеиранских особенностей, возможно, еще не возникли в протоиранском языке, а вместо этого они могли распространиться по континууму древнеиранских диалектов, уже разделенному на диалекты (см. Волновую теорию ). Кроме того, большинство иранских языков не могут быть получены ни от одного из подтвержденных древнеиранских языков: должно было существовать множество неписаных древнеиранских диалектов, потомки которых появляются в письменных источниках лишь позже.
- Вокализация гортани
Протоиндоевропейские гортанные согласные, вероятно, сохранились в индоиранских языках довольно поздно, по крайней мере, в некоторых позициях. Однако слоговая гортань ( *H̥ ) была удалена в неначальных слогах. [12]
- *л > *р
Это изменение широко встречается в иранских языках, да и в индоиранском в целом: оно появляется также в ведическом санскрите . В авестийском вообще нет фонемы **/l/. Несмотря на то, что многие слова, для которых другие индоевропейские языки указывают на исходное *l, все еще имеют /l/ в нескольких иранских языках, включая новоперсидский, курдский и зазаки . К ним относятся, например, персидское lab «губа», līz- «лизать», gulū «горло» (сравните, например, латинское gula ); Zazaki lü 'лиса' (сравните, например, с латинским vulpēs ). Однако это сохранение не является систематическим и, вероятно, в основном уменьшено за счет междиалектного заимствования r -форм, а в некоторых случаях расширено за счет заимствования слов из более мелких западноиранских языков в персидский. [13]
- *с > *ч
Именно, эта дебуккализация произошла, когда ей не предшествовали *k , *n , *p , *t или не следовал *t (который в противном случае сохранялся как *s ). [12] Это изменение происходит во всех иранских языках, но, тем не менее, иногда считается, что оно произошло позже, чем протоиранский, и основано на древнеперсидском имени Хуша , которое, как считается, относится к Сузам .
- Атмосферные остановки
Протоиндоиранские аспирационные остановки *pʰ, *tʰ и *kʰ в большинстве иранских языков были преобразованы в *f, *θ и *x. Однако они, по-видимому, сохраняются в парачи , разновидностях курдского языка и сакских языках (хотанском и тумшукесе, но не вахи , который сохраняет фрикативные звуки); и слиться с безгласными придыхавшими остановками в Белуджи . В случае с Сакой вторичное влияние Гандхари Пракрита вероятно .
- *c, *dz > *s, *z
Протоиндоевропейские палатовелары *ḱ, *ϵ (и *ϵʰ) были обращены к аффрикатам *ć, *dź в протоиндоиранском языке (аффрикатная стадия сохранилась в нуристанских языках ). Развитие в древнеиранский период показывает расхождения: в авестийском, как и в большинстве новых иранских языков, присутствуют /s/ и /z/, тогда как в древнеперсидском языке показаны /θ/ и /d/. (Первоначально первое слово развивается также в /s/ на среднеперсидском языке .) — Изменение *c > *s должно быть также новее, чем развитие *s > *h, поскольку на это новое *s не повлияло предыдущее. изменять. Группа согласных *ts (как в протоиндоиранском *matsya- «рыба») слилась с *c , поскольку оба они были идентичны в иранском языке. [12]
- *cw > *sp
Это изменение также явно не применимо ко всем иранским языкам. Древнеперсидский язык с его потомками показывает /s/, возможно, также курдский и белуджский. [14] В сакских языках отображается /š/. Все остальные иранские языки имеют /sp/ или его потомка (например, /fs/ в осетинском ).
- *θr > *c
Это изменение типично для древнеперсидского языка и его потомков, в отличие от авестийского и большинства языков, впервые засвидетельствованных в среднеиранский или новоиранский периоды. Курды и белуджи, возможно, снова разделили это изменение. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рефлексы основы в дочерних языках также относятся к обожествленным существам и божествам в соответствующих мифологиях/религиях: древнеанглийское Mōdra niht («Ночь матерей»); Кельтские и германские Matres и Matronae ( на латыни «Матери и Матроны»); латвийский Māte («Мать»); галльский Деа Матрона («Божественная Богиня-Мать»); Санскритские Матрики («Божественные Матери»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марио Ливерани (4 декабря 2013 г.). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Тейлор и Фрэнсис. стр. 170–171. ISBN 978-1-134-75091-7 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский мир и протоиндоевропейский мир . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0199287910 . OCLC 139999117 .
- ^ Скьярво, Prods Oktor (2009). «Старый иранец». В Виндфуре, Гернот (ред.). Иранские языки . Рутледж. стр. 50–51.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Фицрой Дирборн. ISBN 1884964982 . ОСЛК 37931209 .
- ^ Скьярво, Prods Oktor (2003). «Глоссарий» . Знакомство с молодым авестийцем .
- ^ Днгху, с. 2394.
- ^ Pokorny, p. 829.
- ^ Мэллори и Адамс (2006), с. 210.
- ^ Днгху, стр. 1993–1994.
- ^ Pokorny, pp. 700-701.
- ^ Фортсон, Бенджамин (2004). Индоевропейский язык и культура: Введение . Уайли-Блэквелл. п. 238. ИСБН 978-1-4051-0316-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кэткарт 2015 , с. 9
- ^ Шварц, Мартин (2008). «Иранский *l и некоторые персидские и заза этимологии». Иран и Кавказ . 12 (2): 281–287. дои : 10.1163/157338408X406056 .
- ^ Jump up to: а б Корн, Агнес (2003). «Белуджи и концепция Северо-Западного Ирана». В Джахани, Карина; Корн, Агнес (ред.). Белуджи и их соседи. Этнические и языковые контакты в Белуджистане в историческое и современное время . Висбаден: Райхерт. стр. 49–60.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэткарт, Чундра Арур (2015). Иранская диалектология и диалектометрия (кандидатская диссертация) (PDF) . Беркли: Калифорнийский университет в Беркли. Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 г.
- Контовас, Николай. «Рефлексы протоиранского языка* были свидетельством языкового контакта».
- Кюммель, Мартин Иоахим. « Протетический х-» на хотанском языке и реконструкция протоиранского языка . Письмо и реконструкция в лингвистической истории.