Jump to content

Усунь

Всадник-курган Тенлик (III.-II. до н.э.) Курган Тенлик связан с усунями. [1]

Усунь (140 г. до ( китайский : 烏孫 ; пиньинь : Wūsūn ; восточно-ханьский китайский * ʔɑ-suən < Древний китайский н.э. - 436 г. н.э.): * Ɂâ-sûn ) [2] — древний полукочевой степной народ , упоминаемый в китайских записях со II века до нашей эры по V век нашей эры.

Усуни первоначально жили между горами Цилиан и Дуньхуаном ( Ганьсу ) недалеко от Юэчжи . [3] Около 176 г. до н.э. хунну совершили набег на земли юэчжи , которые впоследствии напали на усуней, убив их царя и захватив их земли. Хунну усыновили выжившего усуньского принца и сделали его одним из своих генералов и лидером усуней. Около 162 г. до н. э. юэчжи были изгнаны в долину реки Или в Жетысу , Джунгарию и Тянь-Шань , где ранее жили саки . Затем усуни переселились в Ганьсу как вассалы хунну. В 133–132 гг. до н. э. усуни вытеснили юэчжи из Илийской долины и заселили эту территорию.

Затем усуни стали близкими союзниками династии Хань и оставались мощной силой в регионе на протяжении нескольких столетий. В последний раз китайцы упоминают усуней как поселившихся в горах Памира в V веке нашей эры из-за давления со стороны Жужань . Возможно, они были отнесены к более поздним эфталитам .

Этимология

[ редактировать ]

Усунь — это современное произношение китайских иероглифов 烏孫. Китайское имя 烏孫 (Усун) буквально означает у «ворона, ворон» + сун «внук, потомок». [4] Существует несколько теорий происхождения названия. [5]

Канадский китаевед Эдвин Пуллибланк реконструировал произношение 烏孫' Wūsun, как в среднекитайском, как ou-suən , от древнекитайского aĥ-smən и связал усуней с Άσμίραιοι Asmiraioi , населявшими современные Иссык-Куль и Семиречье и упоминавшимися у Птолемея . s География (VI.16.3). [6] [7] Другая теория связывает их с Исседонами . [8]

Синолог Виктор Х. Майр сравнил усунь с санскритским áśva «лошадь», aśvin «кобыла» и литовским ašvà «кобыла». Таким образом, это название будет означать «лошадиный народ». Поэтому он выдвинул гипотезу о том, что усуни использовали сатемоподобный язык в составе индоевропейских языков . Однако последняя гипотеза не поддерживается Эдвином Г. Пуллибланком . [9] Анализ Кристофера И. Беквита аналогичен анализу Мэра, реконструирующего китайский термин Усунь как древнекитайский * âswin , который он сравнивает с древнеиндийским aśvin «всадниками», именем ригведических богов-близнецов, всадников . [10]

Этьен де ла Васьер отождествляет усуней с wδ'nn'p , упомянутыми в надписях Культобе как врагов согдийскоязычной конфедерации Канджу . Wδ'nn'p содержит две морфемы n'p «люди» и * wδ'n [wiðan], родственное манихейскому парфянскому wd'n и означающее «палатка». Васьер предположил, что усуни, вероятно, говорили на иранском языке, тесно связанном с согдийским , что позволяло согдийцам переводить свой эндоним как * wδ'n [wiðan] и китайцам транскрибировать свой эндоним с помощью родного китайского /s/, обозначающего иностранный зубной фрикативный звук . Таким образом, Васьер реконструирует эндоним Усуня как * Wəθan «[Люди] Палатки (ей)». [11]

Ранняя история

[ редактировать ]
Миграция усуней

Усуни впервые упоминаются в китайских источниках как проживающие вместе с юэчжи между горами Цилиан и Дуньхуаном ( Ганьсу ). [12] [13] [14] [15] хотя для этих топонимов предлагались разные места. [16]

Беквит предполагает, что усуни были восточным остатком индоариев , на окраины Евразийской степи которые были внезапно вытеснены иранскими народами во 2-м тысячелетии до нашей эры. [17]

Около 210–200 гг. до н.э. принц Моду Чаньюй , бывший заложник юэчжи и принц хунну , которые также были вассалами юэчжи, [18] стал вождем хунну и завоевал Монгольскую равнину , подчинив себе несколько народов. [19] Около 176 г. до н. э. Моду Чаньюй совершил жестокий набег на юэчжи. [15] Около 173 г. до н.э. юэчжи впоследствии напали на усуней. [15] в то время маленькая нация, [20] убийство своего короля (Кунми по-китайски : кунми или Кунмо по-китайски : кунмо ) Нандуми ( кит .: Нандоуми ) . [20]

Согласно легенде, маленький сын Нандуми Лиецзяоми остался в дикой природе. Он чудесным образом спасся от голода: его вскормила волчица, а мясом его кормили вороны. [21] [22] [23] [24] Миф о предках усуней имеет поразительное сходство с мифами хеттов , китайцев Чжоу , скифов , римлян , когурё , тюрков , монголов и джунгар . [25] Основываясь на сходстве мифа о предках усуней и более поздних тюркских народов , Денис Синор предположил, что усуни, согдийцы или оба могут представлять собой индоарийское влияние или даже происхождение царских -ашинов тюрков . [26]

В 162 г. до н.э. юэчжи были окончательно разбиты хунну, после чего бежали из Ганьсу . [15] По мнению Чжан Цяня , юэчжи потерпели поражение от поднимающейся империи хунну и бежали на запад, отогнав саев (скифов) из Илийской долины в районе Жетысу и Джунгарии . [27] Впоследствии Саи мигрировали в Южную Азию , где основали различные индо-скифские царства. [15] После отступления юэчжи усуни впоследствии заселили современную провинцию Ганьсу в долине Ушуй-хэ (букв. «Река Воронья вода») как вассалы сюнну. [20] Неясно, была ли река названа в честь племени или наоборот.

Миграция в Илийскую долину

[ редактировать ]

Правитель сюнну был впечатлен Лиецзяоми , считая его сверхъестественным существом, и усыновил ребенка. [20] Когда ребенок подрос, Чаньюй сделал его лидером усуней и генералом хунну. [20] Он одержал много побед для хунну, и усуни стали могущественными. [20] Лиецзяоми постоянно просил у правителя хунну разрешения отомстить за своего отца, и около 133–132 гг. До н.э. он успешно напал на юэчжи в Илийской долине. [13] [15] [20] Затем юэчжи мигрировали в Согдию , а затем в Бактрию , где они объединились под властью Куджулы Кадфиза и расширились в Южную Азию, основав Кушанскую империю , которая на пике своего развития при Канишке простиралась от Турфана в Таримской котловине до Паталипутры на Гангской равнине и играла роль важную роль в развитии Шелкового пути и передаче буддизма в Китай. [13]

Впоследствии усуни захватили Илийскую долину, расширившись на большую территорию и пытаясь держаться подальше от хунну. По мнению Шиджи , Усунь — государство, расположенное к западу от хунну. [28] Когда правитель хунну умер, Лиецзяоми отказался служить хунну. [20] Затем хунну послали войска против усуней, но потерпели поражение, после чего хунну еще больше, чем прежде, считали Лиецзяоми сверхъестественным существом, избегая конфликта с ним. [20]

Установление отношений с Хань

[ редактировать ]
Усунь и их соседи около 200 г. н.э.

Поселившись в Илийской долине, усуни стали настолько сильны, что ханьцы были вынуждены завоевывать их дружбу в союзе. [1] Китайские источники называют скифских саев (саков) и юэчжи , которых часто отождествляют с тохарами , среди народов усуньского государства в районе Жетысу и Джунгарии. [29] В царство Усунь, вероятно, входили как Юэчжи, так и Сака. [1] Понятно, что большую часть населения составляли лингвистически иранские сакские племена. [1]

В 125 г. до н. э., при ханьском императоре У Хань (156–87 до н. э.), китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь был отправлен для заключения союза с усунями против сюнну. [30] [14] [31] Цянь оценил численность усуней в 630 000 человек, из них 120 000 семей и 188 000 мужчин, способных носить оружие. [32] Ханьшу описал их как захватчиков земель, ранее принадлежавших сакам (сай). [33] [34] На северо-западе усуни граничили с Канджу , расположенным на территории современного Казахстана. На западе находился Даюань ( Фергана ), а на юге — различные города-государства. [35] Королевский двор Усуней, обнесенный стеной город Чигу ( китайский : 赤谷 ; пиньинь : chìgǔ ; букв. «Красная долина»), был расположен в боковой долине, ведущей к Иссык-Кулю. [1] [36] Находившийся на одном из ответвлений Шелкового пути Чигу был важным торговым центром, но его точное местонахождение не установлено. [1]

По словам Сыма Цяня в « Шиджи» :

Усунь, как нация, имеет своего великого Кунми [монарха], возглавляющего город Чигу, который находится в 8900 ли [3700 км] от Чанъаня (...) Земля здесь голая и плоская, дождливая и холодная. Его холмы покрыты соснами. Его жители не пашут растения, а следуют за своими стадами туда, где есть вода и трава. Его обычаи подобны обычаям хунну. В стране полно лошадей... а люди жестокие, жадные и не заслуживающие доверия. Здесь много бандитов и воров. Его территории первоначально принадлежали сакам , последний царь отправился на юг, в Болор ( Балтистан ), в результате чего юэчжи захватили власть и поселились на этой земле. (...) Позже, когда юэчжи двинулись на запад, чтобы подчинить себе Бактрию , усунь Кунмо сменил их и поселился там. По этой причине население усуней смешано с народами саков и юэчжи.

— Сыма Цянь, Шиджи [37]

Усунь одобрил возможный союз, и Чжан Цянь был отправлен послом в 115 г. до н.э. [1] По соглашению усуни совместно с ханьцами нападали на хунну, при этом им предлагалась замужем за ханьской принцессой и возвращение на исконную родину Ганьсу ( хэцинь ). [1] Однако из-за страха перед хунну усуни передумал и предложил отправить делегацию в Хань, а не переносить свою столицу дальше на запад. [1] [14]

Как союзники Хань

[ редактировать ]

Через некоторое время после окончания ханьско-усуньских переговоров ханьцы нанесли хунну несколько ударов. [14] Затем Хань пригрозил войной Усуням, после чего Лиецзяоми наконец согласился на союз, отправив данников лошадей и приняв принцессу Сицзюнь в качестве своей жены. [14] Наряду с юэчжи и канджу Ферганской долины усуни стали основными поставщиками лошадей для ханьцев. [38] Однако хунну также послали принцессу выйти замуж за Лицзяоми, и принцесса хунну была объявлена ​​его старшей супругой, а Сицзюнь стала его младшей женой. [1] Однако, поскольку Лиецзяоми был уже стариком, Сицзюнь был женат на своем преемнике Цэнзоу ( китайский : 岑陬 ), на что Ву согласился. [14] Сицзюнь написала знаменитое стихотворение « Бейшуж» ( китайский : 悲愁歌 ), в котором она жалуется на свое изгнание в страну « варваров »:

Моя семья отправила меня замуж на другой конец рая. Меня отправили далеко в чужую страну, к царю Усуня. Куполообразная квартира — мое жилище со стенами из войлока. Моя еда — мясо, с кисломолочным соусом. Я живу постоянными мыслями о своем доме, мое сердце полно печали. Я бы хотел быть золотым лебедем, возвращающимся в свою родную страну. [14] [39]

Сицзюнь родила усуню дочь, но вскоре умерла, после чего ханьский двор послал принцессу Цзею ( китайский : 解憂公主 ), чтобы стать ее преемницей. [14] После смерти Чэнзоу Цзею вышла замуж за Венгуими ( китайский : 翁歸靡 ), двоюродного брата и преемника Чэнзоу. Цзею прожил пятьдесят лет среди усуней и родил пятерых детей, в том числе старшего Юангуйми ( китайский : 元貴靡 ), чей сводный брат Уцзюту ( китайский : 烏就屠 ) родился у матери-хунну. [14] Она отправила Хань множество писем с просьбой о помощи против хунну. [14]

Около 80 г. до н.э. усуни подверглись нападению хунну, которые нанесли им сокрушительное поражение. [1] [14] В 72 г. до н. э. Кунми, вождь усуней, обратился к ханьцам за помощью в борьбе с сюнну. [1] [14] Хань послал армию из 160 000 человек, нанеся сокрушительное поражение хунну, захватив много добычи и множество рабов. [1] В ходе похода ханьцы захватили область) Таримской котловины город-государство Чеши . ( Турфанская , бывшего союзника хунну, предоставив им прямой контакт с усунями [14] После этого усуни объединились с Динлинами и Ухуань, чтобы противостоять атакам сюнну. [14] После сокрушительной победы над хунну усуни усилились, добившись значительного влияния на города-государства Таримской впадины. [1] Сын Кунми стал правителем Яркенда , а его дочь стала женой господина Кучи . [1] Они стали играть роль третьей силы между ханьцами и хунну. [1]

По словам Ханьшу , около 64 г. до н.э. китайские агенты были вовлечены в заговор с усунь-кунми, известным как Венгуими («Толстый король»), с целью убить усунь-кунми, известного китайцам как Ними («Безумный король»). Заместитель китайского посланника по имени Чи Ту, который привел врача для оказания помощи Ними, был наказан кастрацией династией Хань, когда он вернулся в Китай за лечение болезни безумного короля вместо того, чтобы убить его, что приказал им сделать ханьский двор. [40] [41]

В 64 г. до н. э. в Кунми Венгуими была отправлена ​​еще одна ханьская принцесса, но он умер до ее прибытия. Ханьский император Сюань затем разрешил принцессе вернуться, поскольку Цзею женился на новом Кунми, Ними ( китайский : 尼靡 ), сыне Цэнзоу. Цзею родила Ними сына Чими ( китайский : 鴟靡 ). Позже принц Уцзюту убил Ними, своего сводного брата. Опасаясь гнева Хань, Уцзюту принял титул Малого Кунми, а Юангуими получил титул Большого Кунми. Хань принял эту систему и наградил их обоих императорской печатью . После того, как Юангими и Чими были мертвы, Цзею попросил у императора Сюаня разрешения вернуться в Китай. Она умерла в 49 г. до н.э. В течение следующих десятилетий институт Большого и Малого Кунми продолжался: Малый Кунми женился на принцессе хунну, а Большой Кунми женился на ханьской принцессе. [14]

В 5 г. до н.э., во время правления Учжулю Чаньюя (8 г. до н.э. - 13 г. н.э.), усуни попытались совершить набег на пастбища Юэбаня , но Учжули отразил их, и командующему Усуни пришлось отправить своего сына ко двору Юэбаня в качестве заложника. Силовое вмешательство китайского узурпатора Ван Манга и внутренние распри привели к беспорядкам, и во 2 г. до н. э. один из вождей усуней привел в Канджу 80 000 усуней с просьбой о помощи против китайцев. В тщетной попытке примириться с Китаем он был обманут и убит в 3 году н.э. [42] [43]

Во 2 году н. э. Ван Ман издал список из четырех правил для союзных сюнну, согласно которым захват любых заложников у китайских вассалов, то есть усуней, ухуаней и государств западных регионов . не допускался [44]

Записано, что в 74 году н. э. усуни отправили дань ханьским военачальникам в Чеши. [14] В 80 г. н.э. Пан Чао обратился к усуням за помощью против города-государства Цюйчи (Куча) в Таримской котловине. [14] Впоследствии усуни были награждены шелками, а дипломатические обмены возобновились. [14] Во II веке нашей эры политическое значение усуней продолжало снижаться. [14]

Более поздняя история

[ редактировать ]

В V веке нашей эры усуни подверглись давлению со стороны жужан и, возможно, мигрировали в горы Памира . [1] [14] [45] Последний раз они упоминаются в китайских исторических источниках в 436 году нашей эры, когда в их страну был отправлен китайский посланник, и усуни ответили взаимностью. [14] Возможно, они были отнесены к более поздним эфталитам . [1] После этого события усуни, похоже, исчезли из китайских записей: в последний раз усуни упоминались в 938 году нашей эры вместе с Туюхуном и Мохэ как государства-данники киданей Ляо . [46]

Внешний вид

[ редактировать ]
Китайское изображение усуней из Гуджина Тушу Цзичэна , 18 век.

Ханьшу Шиджи и не придают особого значения внешнему виду усуней. Первое описание внешности усуней можно найти в династии Западная Хань книге гаданий , « Цзяоши Илинь» , в которой женщины усуней описываются как «с глубокими глазницами, темные, уродливые: их предпочтения иные, уже прошедшие расцвет [до сих пор ] без супруга». [47] [48] к Ханьшу VII века. Более поздний комментарий Яна Шигу [49] говорит:

Среди варваров (戎; Róng ) Западных областей облик усуней наиболее необычен. Нынешние варвары (胡人; húrén ), имеющие зеленые глаза и рыжие волосы и похожие на макак, являются потомками этого народа. [49] [50] [51]

Первоначально, когда было известно лишь небольшое количество черепов с территории усуней, усуней признавали европеоидным народом с незначительной монголоидной примесью. [49] Позднее, при более тщательном изучении советскими археологами восьмидесяти семи черепов Жетысу , шесть черепов усуньского периода были определены как чисто европеоидные или близкие к нему. [49] [52]

Обычно считается, что усуни — индоевропейский народ . [53] и говорят на языке, принадлежащем к индоиранской ветви . [54] [55] [56] [57] они ираноязычные . По мнению археолога Елены Кузьминой , [58] лингвист Янош Харматта , [59] Джозеф Китагава , [60] Давид Дюран-Геди, [61] Тюрколог Питер Б. Голден [62] [63] и ученый по Центральной Азии Денис Синор. [26] [64] Янь Шигу (581–645 гг. Н. Э.) описал потомков усуней экзонимом 胡人 Хурен «иностранцы, варвары». [50] который использовался с VI века для обозначения иранских народов , особенно согдийцев , в Центральной Азии , помимо других некитайских народов. [65] Археологические данные также подтверждают идею о том, что усуни говорили на иранском языке. [66]

Эдвин Г. Пуллибланк предположил, что усуни, наряду с юэчжи, даюань, канджу и народом Яньци , могли говорить на тохарском языке . [67] [68] [69] [70] Колин Масика и Дэвид Кейтли также предполагают, что усуни говорили на тохарском языке. [71] [72] Синор считает, что до дальнейших исследований трудно включить усуней в тохарскую категорию индоевропейцев. [54] Дж. П. Мэллори предположил, что усуни содержали как тохарские, так и иранские элементы. [63] [73] Ученый из Центральной Азии Кристофер И. Беквит предполагает, что усуни говорили на индоарийском языке . [10] Первый слог королевского титула усуней Кунми, вероятно, был королевским титулом, а второй слог относился к королевской фамилии. [10] [74] Беквит конкретно предлагает индоарийскую этимологию титула Кунми. [10]

В прошлом некоторые учёные предполагали, что усуни говорили на тюркском языке. Китайский учёный Хан Жулин, а также Г. Вамбери , А. Щербак, П. Будберг, Л. Базин и В. П. Юдин отмечали, что имя усуньского царя Фу-ли 拊離 ( OC (20 г. до н. э.) * phoʔ-rai > LHC * pʰuoᴮ-ляй ~ *pʰuoᴮ-ложь [75] ), как сообщается в китайских источниках и переводится как «волк», напоминает пратюркское * būrü «волк». Однако это предложение отвергается экспертом по классической китайской литературе Фрэнсисом К. Х. Со, профессором Национального университета Сунь Ятсена . [76] Другие слова, перечисленные этими учеными, включают титульный мешок , просить «господин». [77] Эта теория подверглась критике со стороны современных тюркологов, в том числе Питера Б. Голдена и Картера В. Финдли , которые объясняют, что ни одно из упомянутых слов на самом деле не имеет тюркского происхождения. [78] [79] [80] Финдли отмечает, что термин böri , вероятно, произошел от одного из иранских языков Центральной Азии (ср. хотанский birgga- ). [79] Между тем, Финдли считает, что титул «бег» определенно происходит от согдийского бага «господин», [80] родственный среднеперсидскому baγ (в употреблении правителей Сасанидской империи ), а также санскритскому bhaga и русскому болоту . Согласно энциклопедии Ираника : «Происхождение слова «beg» до сих пор оспаривается, хотя в основном принято считать, что это заимствованное слово. Были предложены две основные этимологии. Первая этимология происходит от среднеиранской формы древнеиранского « бага» ; значение подойдет, поскольку среднеперсидские формы этого слова часто означают «господин», употребляемый по отношению к королю или другим людям. Вторая этимология происходит от китайского 伯 ( pˠæk̚ > ) «старший (брат), (феодал) господин». MC Дёрфер, с другой стороны, серьезно рассматривает возможность того, что это слово действительно турецкое. Какой бы ни была истина, здесь нет никакой связи с турецким берк , монгольским берке «сильный» или турецким bögü , монгольским böge «волшебник, шаман». [81] [82]

Экономика

[ редактировать ]

Согласно Шиджи (ок. 123 г.) и Ханьшу (ок. 96 г.), Лю Сицзюнь , дочь ханьского принца Лю Цзяня , была отправлена ​​​​к правителю (Кунми или Куньмо) Усуней между 110 г. до н.э. и 105 г. до н.э. Она описывает их как кочевников, которые жили в войлочных палатках , ели сырое мясо и пили заквашенное кобылье молоко . [83] Некоторые ранние китайские описания людей были уничижительными, описывая их как «плохих, жадных и ненадежных, склонных к грабежам», но их государство также описывалось как очень сильное. [84] Однако усуни также отличались гармонией по отношению к своим соседям, хотя на них постоянно совершали набеги сюнну и канджу.

Основным занятием усуней было скотоводство, но они также занимались земледелием . Поскольку климат Жетысу и Джунгарии не позволял постоянно кочевать, они, вероятно, кочевали с каждой сменой сезона в поисках пастбищ и воды. Многочисленные археологические находки обнаружили жернова, сельскохозяйственные орудия и кости домашних животных, что свидетельствует о полукочевом скотоводческом хозяйстве. [1]

Социальная структура

[ редактировать ]

Социальная структура усуней напоминала структуру хунну. Ими управлял Великий Кунми, власть которого передавалась по наследству . Великий Кунми и два его сына, которые командовали восточным и левым флангами царства Усунь, командовали силами в 10 000 человек каждый. [1] Усуни также выставили регулярную армию, где каждый свободный человек считался воином. Их административный аппарат был довольно сложным и состоял из шестнадцати чиновников. [1] Великому Кунми помогал совет старейшин, который в некоторой степени ограничивал его власть. [1] Элита Усуней поддерживала себя за счет дани от завоеванных племен, военных трофеев и торговых прибылей. Добыча, добытая усунями в ходе частых конфликтов, позволила административной элите и членам гвардии Кунми накопить огромные богатства. [1]

Общество усуней, по-видимому, было сильно расслоено . была собственность Главным источником этого расслоения, судя по всему , . [1] Считается, что самые богатые усуни владели от 4000 до 5000 лошадей, и есть свидетельства, указывающие на привилегированное использование определенных пастбищ . [1] Типично для ранних патриархальных стратифицированных обществ, усуньские вдовы были обязаны оставаться в семье своего покойного мужа, выйдя замуж за одного из его родственников - концепция, известная как левиратный брак . [1] Ю. А. Заднепровский пишет, что социальное неравенство среди усуней создавало социальные волнения среди низших слоев. [1] В обществе усуней также было много рабов , в основном военнопленных. Сообщается, что усуни захватили 10 000 рабов во время набега на хунну. [1] Рабы-усуни в основном работали слугами и ремесленниками, хотя свободные люди составляли основу экономики усуней. [1]

Археология

[ редактировать ]

многочисленные стоянки усуньского периода в Жетысу и на Тянь-Шане Раскопаны . Большая часть кладбищ представляет собой могильники с захороненными в ямных могилах умершими, называемыми чилпекской группой, которые, вероятно, принадлежат местному сакскому населению. [1] Вторая группа курганов с погребениями в облицованных «катакомбных» камерных могилах, так называемая группа Айгырджала, встречается вместе с чилпекскими гробницами со II века до нашей эры по V век нашей эры и относится к юэчжи. . [1] Могилы периода Усунь обычно содержат личные вещи, а в захоронениях группы Айгырджала часто содержится оружие. [1]

Знаменитой находкой является Каргалинское захоронение шаманки, обнаруженное на высоте 2300 м под Алматы , содержащее украшения, одежду, головные уборы и около 300 золотых предметов. О художественном мастерстве этих древних ювелиров свидетельствует красивая диадема из каргалинского захоронения. [1] Другая находка в Тенлике в восточном Жетысу содержала могилу высокопоставленного воина, одежда которого была украшена примерно 100 золотыми бобышками. [1]

Связь с западной гистографией

[ редактировать ]

Некоторые ученые, такие как Питер Б. Голден, предположили, что усуни могли быть идентичны людям, описанным Геродотом (IV. 16–25) и в Птолемея » «Географии как исседоны (также исседоны , исседои или эсседони ). [8] [85] [86] Точное расположение их страны в Средней Азии неизвестно. По словам Э.Д. Филлипса, исседоны «одними размещаются в Западной Сибири, а другими — в Китайском Туркестане». [87]

Французский историк Ярослав Лебединский что усуни могли быть Асиями Географики предполагает , . [88]

Генетика

[ редактировать ]
Генетическая близость восточных индоевропейцев: усуни имели большую генетическую близость с канджуйскими , андроновскими , сарматскими , сакскими или тагарскими популяциями. [89]
Генетический состав скифов Средней Азии железного века. Три основных компонента предков показаны зеленым, красным и фиолетовым цветом, обозначая максимальное происхождение у анатолийских фермеров , иранских фермеров и охотников-собирателей из Западной Сибири соответственно.

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки четырех усуней, похороненных ок. 300 г. до н.э. и 100 г. до н.э. Образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 . Образцы извлеченной мтДНК принадлежали C4a1 , HV6 , J1c5a и U5b2c . Авторы исследования установили, что усуни и канджу имели меньше восточноазиатской примеси, чем хунну и саки . Предполагалось, что и усуни, и канджу произошли от западных степных пастухов (ЗСХ) позднего бронзового века, которые смешались с сибирскими охотниками-собирателями и народами, связанными с Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом . [66]

Одна теория предполагает, что племя уйсунь в Казахстане произошло от усуней, основываясь на внешнем сходстве этнонима «уйсун» с усунями. [90] Исследование 2020 года не смогло найти подтверждения этой теории, поскольку у уиссунов очень низкая частота гаплогруппы R1a (6%), большая часть которой принадлежит кладе Z94, а не иранской кладе Z93. [91] Большинство линий Уиссуна были типичными для монголов, что подтверждает их исторически подтвержденное монгольское происхождение. [92]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Zadneprovskiy 1994 , pp. 458–462
  2. ^ Шюсслер 2014 , с. 264.
  3. ^ «Книга Хань · Биография западных регионов»: В Королевстве Усунь Дакунми завоевал город Чигу и проехал 8900 миль до Чанъаня. Здесь 120 000 дворов, 630 000 человек и 188 800 воинов-победителей. ... Поэтому он подчинился хунну, а позже стал великим магистром. Он взял своих подчиненных под стражу и отказался идти в суд. Он граничит с сюнну на востоке, Канджу на северо-западе, Даванем на западе и королевствами Чэнго на юге. На территории этой крепости клан Дайюэ прорвался на запад и забрал короля Сая. Король Сай создал уезд Наньюэ, и там жил клан Дайюэ. Позже Усунь Куньмо разгромил клан Даюэ, и клан Даюэ перешел в состав Западной династии, а Усунь Куньмо жил там. Поэтому у народа усуней были Се Чжун и Даюэ Чжун Юнь.
  4. ^ Мэр Адриенн (22 сентября 2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Издательство Принстонского университета . п. 421. ИСБН  978-1400865130 . Проверено 13 февраля 2015 г.
  5. ^ Минчжэ Ван и Биньхуа Ван: Важные вопросы истории Усуня, возникающие на основе современных документов и археологических исследований. В: Wusun Research (Исследование Усуня), 1, Народное издательство Синьцзян, Урумчи, 1983, S. стр. 1–42.
  6. ^ Pulleyblank 1963a , с. 136.
  7. ^ Лью, Сэмюэл Н.К. (2014) Места и народы в Центральной Азии и на греко-римском Ближнем Востоке: многоязычный географический справочник, составленный для проекта Serica на основе избранных доисламских источников , с. 23
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Золотой 1992 , с. 51.
  9. ^ Pulleyblank 2002 , стр. 426–427.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беквит, 2009 , стр. 376–377.
  11. ^ де ла Васьер, Этьен (2013). «Иранцы в Усуне? Предварительная интерпретация надписи Культобе» . Иранские комментарии. Подарок Владимира Ф. Аарона Ливщица на девятнадцатый день рождения : 320–325
  12. ^ Ханьшу «Книга Хань · Биография Чжан Цяня и Ли Гуанли» Оригинальный текст Я жил среди хуннов и слышал, что короля Усуня звали Куньмо. Отец Кунмо, Нанду Мибен, и Да Юэси жили между Цилианем и Иньхуаном, небольшой страной. tr «[Я, министр Вашего Величества], живя среди хунну, слышал, что усуньского короля звали Куньмо; отец Куньмо Нандуми первоначально жил вместе с Великими Юэчжи в небольшом государстве между Цилианом и Дуньхуаном».
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беквит, 2009 г. , стр. 84–85.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «История Китая – Усунь 烏孫» . Китайские знания . Проверено 1 января 2015 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бенджамин, Крейг (октябрь 2003 г.). «Юэчжийское переселение и Согдия» . Трансоксианский веб-фестиваль . 1 (Эран уд Анеран). Трансоксиана . Проверено 29 мая 2015 г.
  16. ^ Лю, Синьру , Миграция и расселение юэчжи-кушанов: взаимодействие и взаимозависимость кочевых и оседлых обществ. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (2001).
  17. ^ Беквит, 2009 , стр. 29–38.
  18. ^ Беквит, 2009 , стр. 380–383.
  19. ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , pp. 171–191
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Беквит, 2009 г. , стр. 6–7.
  21. ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 215
  22. ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Исходный текст : Сюнну напали и убили его отца, но Кунмо был брошен в дикой природе. По нему ползет воронье мясо, а волк его сосет.
  23. ^ Беквит 2009 , с. 6
  24. ^ Уотсон 1993 , стр. 237–238.
  25. ^ Беквит 2009 , с. 2
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синор и Кляшторный 1996 , с. 328–329
  27. ^ Ханьшу «Ханьшу: Биография Чжан Цяня и Ли Гуанли» Оригинальный текст , юэчжи потерпели поражение от сюнну и напали на короля Се с запада.
  28. ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Оригинальный текст : Маленькая страна к западу от хунну.
  29. ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 145
  30. ^ Яп 2019 , с. 164.
  31. ^ «Чжан Цянь» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 29 мая 2015 г.
  32. ^ Ханьшу, гл.61 и 96. [ нужна полная цитата ]
  33. ^ Ханьшу «Книга Хань · Том 96, часть 2» Биография западных регионов Исходный текст: Это также территория Сай. Клан Дайюэ прорвался на запад и забрал короля Сай, который сделал Сай королем округа Наньюэ. . Даеши живет в этом месте. Позже Усунь Куньмо разгромил клан Даюэ, и клан Даюэ перешел в состав Западной династии, а Усунь Куньмо жил там. Поэтому у народа усуней были Сай Чжун и Даюэ Чжунюнь.
  34. ^ Итак, 2009 г. , с. 133
  35. ^ «Ханьшу · Том 96, часть 2» Исходный текст: Он связан с сюнну на востоке, Канджу на северо-западе, Даванем на западе и королевством Чэнго на юге.
  36. ^ Хилл (2009), «Приложение I: Чигу 赤谷 (Королевский двор Усунь Кунмо),» стр. 527–531. [ нужна полная цитата ]
  37. ^ Финдейзен, Рауль Давид (2009). Дома во многих мирах: чтение, письмо и перевод с китайской и еврейской культур: Очерки в честь Ирен Эбер . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 133. ИСБН  978-3-447-06135-3 .
  38. ^ Вуд 2004 , стр. 53–54.
  39. ^ Вуд 2004 , с. 57
  40. ^ Вуд 2004 , с. 59
  41. ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 155
  42. ^ Гумилев Л.Н. «12» . История народа гуннов . Наука (на русском языке). Москва.
  43. ^ Тайшань 2004 , с. 45
  44. ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 192
  45. ^ Книга Вэй , гл. 102
  46. ^ Ляоши , том 4 «Гэнцзы, Туюхун, Усунь и Мохэ пришли отдать дань уважения».
  47. ^ «Цзяоши Илинь - Цзяоши Илинь» Исходный текст : Дочь Усуня, темноглазая и некрасивая, имеет разные вкусы и желания и не имеет супруга.
  48. ^ Ван Минчжэ; Ван Бинхуа (1983). Исследование Усуня (乌孙研究) . Урумчи: Народная пресса Синьцзяна. п. 43.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Менхен-Хельфен 1973 , стр. 369–375.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Книга Хань с комментариями Яна Шигу Исходный текст : Усунь имеет самый уникальный внешний вид среди всех армий западных регионов. Сегодняшние люди Ху имеют голубые глаза, красные бороды и похожи на обезьян, что обусловлено их расой.
  51. ^ Итак, 2009 г. , с. 134
  52. ^ Мэллори и Мэйр 2000 , стр. 93–94.
  53. ^ Ю, Тайшань (июль 1998 г.). «Исследование истории саков» (PDF) . Китайско-платонические статьи (80). Все четыре племени асов и других, включая да юэчжи и усунь, были европеоидами и говорили на индоевропейских языках.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синор 1990 , с. 153
  55. ^ Майр 2013.
  56. ^ Баумер 2012 , с. 212
  57. ^ Итак, 2009 г. , с. 131
  58. ^ Кусьмина 2007 , с. 78, 83
  59. ^ Харматта 1994 , стр. 488–489
  60. ^ Китагава 2013 , с. 228
  61. ^ Дюран-Геди, 2013 , стр. 24–25.
  62. ^ Золотой 2011 , с. 29
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Золотой 2010
  64. ^ Синор 1997 , с. 236
  65. ^ Этвуд 2015 , с. 62.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дамгаард и др. 2018 .
  67. ^ Pulleyblank 1963b , с. 227.
  68. ^ Pulleyblank 1966 , стр. 9–39.
  69. ^ Loewe & Shaughnessy 1999 , стр. 87–88.
  70. ^ Бенджамин 2007 , с. 52
  71. ^ Масика 1993 , с. 48
  72. ^ Найтли 1983 , стр. 457–460.
  73. ^ Мэллори 1989 , стр. 59–60.
  74. ^ Цзисюй, Чжоу (июль 2003 г.). Майр, Виктор Х. (ред.). «Соответствие культурных слов между древнекитайским и протоиндоевропейским» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 125 . Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета . Проверено 26 мая 2015 г.
  75. ^ Шюсслер 2014 , с. 283.
  76. ^ Итак, 2009 г. , стр. 133–134.
  77. ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии, с. 35
  78. ^ Золотой 1992 , стр. 121–122.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финдли 2005 , с. 39 «Термин фу-ли [附離], используемый для обозначения свиты правителя как «волков», вероятно, также происходит из одного из иранских языков».
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финдли 2005 , с. 45 «Многие элементы нетюркского происхождения также стали частью тюркского государственного управления. Важные термины, например, часто происходили из нетюркских языков, как в случае с хатун для жены правителя и попрошайничеством для «аристократа», оба термина Согдийского происхождения и с тех пор широко используется в турецком языке».
  81. ^ http://www.iranicaonline.org/articles/beg-pers Бег в энциклопедии Ираника
  82. ^ http://www.iranicaonline.org/articles/baga-an-old-iranian-term-for-god-sometimes-designating-a-специфический-god Бага в Энциклопедии Ираника
  83. ^ Ханьшу «Книга Хань · Том 96, часть 2» Биография западных регионов Исходный текст: Кунмо был стар и не мог понимать язык. Принцесса была грустна, поэтому она сочинила для себя песню и сказала: «Моя семья выходит замуж. я, далеко от неба, и я вверен королю Усуня в далекой чужой стране». Купол — это дом, стены — это стены, мясо — это еда, а сыр — это мякоть. Я живу на земле и мне грустно, и я хотел бы вернуться в свой родной город, как желтый лебедь».
  84. ^ Ханьшу, Исходный текст: Самая могущественная страна — это страна, где люди жестокие и злые, жадные и ненадежные, и в ней много бандитов и воров.
  85. ^ Йонг и Бингуа 1994 , стр. 225.
  86. ^ Гардинер-Гарден 1986 .
  87. ^ Филлипс, ЭД (1955). «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии». Артибус Азия . 18 (2): 161–177 [с. 166]. дои : 10.2307/3248792 . JSTOR   3248792 .
  88. ^ Ярослав Лебединский (2006). Сумки . Блуждание. стр. 60–63. ISBN  2-87772-337-2 .
  89. ^ Чжан, Фань (ноябрь 2021 г.). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   8580821 . ПМИД   34707286 .
  90. ^ Тынышпаев, М (1925). Материалы по истории кыргызско-казахского народа. Ташкент: Восточная ветвь Кыргызского государства . Ташкент: Кыргызское государственное издательство. п. 77.
  91. ^ Жабагин и др. 2020
  92. ^ Ад-Дин, Рашид (1952). Сборник историй. Том 1, Книга 1 . Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР. п. 151.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 888fa4d13d591e7b5bbf5b293f5b02e2__1720455900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/e2/888fa4d13d591e7b5bbf5b293f5b02e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wusun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)