Усунь
Усунь (140 г. до ( китайский : 烏孫 ; пиньинь : Wūsūn ; восточно-ханьский китайский * ʔɑ-suən < Древний китайский н.э. - 436 г. н.э.): * Ɂâ-sûn ) [2] — древний полукочевой степной народ , упоминаемый в китайских записях со II века до нашей эры по V век нашей эры.
Усуни первоначально жили между горами Цилиан и Дуньхуаном ( Ганьсу ) недалеко от Юэчжи . [3] Около 176 г. до н.э. хунну совершили набег на земли юэчжи , которые впоследствии напали на усуней, убив их царя и захватив их земли. Хунну усыновили выжившего усуньского принца и сделали его одним из своих генералов и лидером усуней. Около 162 г. до н. э. юэчжи были изгнаны в долину реки Или в Жетысу , Джунгарию и Тянь-Шань , где ранее жили саки . Затем усуни переселились в Ганьсу как вассалы хунну. В 133–132 гг. до н. э. усуни вытеснили юэчжи из Илийской долины и заселили эту территорию.
Затем усуни стали близкими союзниками династии Хань и оставались мощной силой в регионе на протяжении нескольких столетий. В последний раз китайцы упоминают усуней как поселившихся в горах Памира в V веке нашей эры из-за давления со стороны Жужань . Возможно, они были отнесены к более поздним эфталитам .
Этимология
[ редактировать ]Усунь — это современное произношение китайских иероглифов 烏孫. Китайское имя 烏孫 (Усун) буквально означает у «ворона, ворон» + сун «внук, потомок». [4] Существует несколько теорий происхождения названия. [5]
Канадский китаевед Эдвин Пуллибланк реконструировал произношение 烏孫' Wūsun, как в среднекитайском, как ou-suən , от древнекитайского aĥ-smən и связал усуней с Άσμίραιοι Asmiraioi , населявшими современные Иссык-Куль и Семиречье и упоминавшимися у Птолемея . s География (VI.16.3). [6] [7] Другая теория связывает их с Исседонами . [8]
Синолог Виктор Х. Майр сравнил усунь с санскритским áśva «лошадь», aśvin «кобыла» и литовским ašvà «кобыла». Таким образом, это название будет означать «лошадиный народ». Поэтому он выдвинул гипотезу о том, что усуни использовали сатемоподобный язык в составе индоевропейских языков . Однако последняя гипотеза не поддерживается Эдвином Г. Пуллибланком . [9] Анализ Кристофера И. Беквита аналогичен анализу Мэра, реконструирующего китайский термин Усунь как древнекитайский * âswin , который он сравнивает с древнеиндийским aśvin «всадниками», именем ригведических богов-близнецов, всадников . [10]
Этьен де ла Васьер отождествляет усуней с wδ'nn'p , упомянутыми в надписях Культобе как врагов согдийскоязычной конфедерации Канджу . Wδ'nn'p содержит две морфемы n'p «люди» и * wδ'n [wiðan], родственное манихейскому парфянскому wd'n и означающее «палатка». Васьер предположил, что усуни, вероятно, говорили на иранском языке, тесно связанном с согдийским , что позволяло согдийцам переводить свой эндоним как * wδ'n [wiðan] и китайцам транскрибировать свой эндоним с помощью родного китайского /s/, обозначающего иностранный зубной фрикативный звук . Таким образом, Васьер реконструирует эндоним Усуня как * Wəθan «[Люди] Палатки (ей)». [11]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Усуни впервые упоминаются в китайских источниках как проживающие вместе с юэчжи между горами Цилиан и Дуньхуаном ( Ганьсу ). [12] [13] [14] [15] хотя для этих топонимов предлагались разные места. [16]
Беквит предполагает, что усуни были восточным остатком индоариев , на окраины Евразийской степи которые были внезапно вытеснены иранскими народами во 2-м тысячелетии до нашей эры. [17]
Около 210–200 гг. до н.э. принц Моду Чаньюй , бывший заложник юэчжи и принц хунну , которые также были вассалами юэчжи, [18] стал вождем хунну и завоевал Монгольскую равнину , подчинив себе несколько народов. [19] Около 176 г. до н. э. Моду Чаньюй совершил жестокий набег на юэчжи. [15] Около 173 г. до н.э. юэчжи впоследствии напали на усуней. [15] в то время маленькая нация, [20] убийство своего короля (Кунми по-китайски : кунми или Кунмо по-китайски : кунмо ) Нандуми ( кит .: Нандоуми ) . [20]
Согласно легенде, маленький сын Нандуми Лиецзяоми остался в дикой природе. Он чудесным образом спасся от голода: его вскормила волчица, а мясом его кормили вороны. [21] [22] [23] [24] Миф о предках усуней имеет поразительное сходство с мифами хеттов , китайцев Чжоу , скифов , римлян , когурё , тюрков , монголов и джунгар . [25] Основываясь на сходстве мифа о предках усуней и более поздних тюркских народов , Денис Синор предположил, что усуни, согдийцы или оба могут представлять собой индоарийское влияние или даже происхождение царских -ашинов тюрков . [26]
В 162 г. до н.э. юэчжи были окончательно разбиты хунну, после чего бежали из Ганьсу . [15] По мнению Чжан Цяня , юэчжи потерпели поражение от поднимающейся империи хунну и бежали на запад, отогнав саев (скифов) из Илийской долины в районе Жетысу и Джунгарии . [27] Впоследствии Саи мигрировали в Южную Азию , где основали различные индо-скифские царства. [15] После отступления юэчжи усуни впоследствии заселили современную провинцию Ганьсу в долине Ушуй-хэ (букв. «Река Воронья вода») как вассалы сюнну. [20] Неясно, была ли река названа в честь племени или наоборот.
Миграция в Илийскую долину
[ редактировать ]Правитель сюнну был впечатлен Лиецзяоми , считая его сверхъестественным существом, и усыновил ребенка. [20] Когда ребенок подрос, Чаньюй сделал его лидером усуней и генералом хунну. [20] Он одержал много побед для хунну, и усуни стали могущественными. [20] Лиецзяоми постоянно просил у правителя хунну разрешения отомстить за своего отца, и около 133–132 гг. До н.э. он успешно напал на юэчжи в Илийской долине. [13] [15] [20] Затем юэчжи мигрировали в Согдию , а затем в Бактрию , где они объединились под властью Куджулы Кадфиза и расширились в Южную Азию, основав Кушанскую империю , которая на пике своего развития при Канишке простиралась от Турфана в Таримской котловине до Паталипутры на Гангской равнине и играла роль важную роль в развитии Шелкового пути и передаче буддизма в Китай. [13]
Впоследствии усуни захватили Илийскую долину, расширившись на большую территорию и пытаясь держаться подальше от хунну. По мнению Шиджи , Усунь — государство, расположенное к западу от хунну. [28] Когда правитель хунну умер, Лиецзяоми отказался служить хунну. [20] Затем хунну послали войска против усуней, но потерпели поражение, после чего хунну еще больше, чем прежде, считали Лиецзяоми сверхъестественным существом, избегая конфликта с ним. [20]
Установление отношений с Хань
[ редактировать ]Поселившись в Илийской долине, усуни стали настолько сильны, что ханьцы были вынуждены завоевывать их дружбу в союзе. [1] Китайские источники называют скифских саев (саков) и юэчжи , которых часто отождествляют с тохарами , среди народов усуньского государства в районе Жетысу и Джунгарии. [29] В царство Усунь, вероятно, входили как Юэчжи, так и Сака. [1] Понятно, что большую часть населения составляли лингвистически иранские сакские племена. [1]
В 125 г. до н. э., при ханьском императоре У Хань (156–87 до н. э.), китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь был отправлен для заключения союза с усунями против сюнну. [30] [14] [31] Цянь оценил численность усуней в 630 000 человек, из них 120 000 семей и 188 000 мужчин, способных носить оружие. [32] Ханьшу описал их как захватчиков земель, ранее принадлежавших сакам (сай). [33] [34] На северо-западе усуни граничили с Канджу , расположенным на территории современного Казахстана. На западе находился Даюань ( Фергана ), а на юге — различные города-государства. [35] Королевский двор Усуней, обнесенный стеной город Чигу ( китайский : 赤谷 ; пиньинь : chìgǔ ; букв. «Красная долина»), был расположен в боковой долине, ведущей к Иссык-Кулю. [1] [36] Находившийся на одном из ответвлений Шелкового пути Чигу был важным торговым центром, но его точное местонахождение не установлено. [1]
По словам Сыма Цяня в « Шиджи» :
Усунь, как нация, имеет своего великого Кунми [монарха], возглавляющего город Чигу, который находится в 8900 ли [3700 км] от Чанъаня (...) Земля здесь голая и плоская, дождливая и холодная. Его холмы покрыты соснами. Его жители не пашут растения, а следуют за своими стадами туда, где есть вода и трава. Его обычаи подобны обычаям хунну. В стране полно лошадей... а люди жестокие, жадные и не заслуживающие доверия. Здесь много бандитов и воров. Его территории первоначально принадлежали сакам , последний царь отправился на юг, в Болор ( Балтистан ), в результате чего юэчжи захватили власть и поселились на этой земле. (...) Позже, когда юэчжи двинулись на запад, чтобы подчинить себе Бактрию , усунь Кунмо сменил их и поселился там. По этой причине население усуней смешано с народами саков и юэчжи.
— Сыма Цянь, Шиджи [37]
Усунь одобрил возможный союз, и Чжан Цянь был отправлен послом в 115 г. до н.э. [1] По соглашению усуни совместно с ханьцами нападали на хунну, при этом им предлагалась замужем за ханьской принцессой и возвращение на исконную родину Ганьсу ( хэцинь ). [1] Однако из-за страха перед хунну усуни передумал и предложил отправить делегацию в Хань, а не переносить свою столицу дальше на запад. [1] [14]
Как союзники Хань
[ редактировать ]Через некоторое время после окончания ханьско-усуньских переговоров ханьцы нанесли хунну несколько ударов. [14] Затем Хань пригрозил войной Усуням, после чего Лиецзяоми наконец согласился на союз, отправив данников лошадей и приняв принцессу Сицзюнь в качестве своей жены. [14] Наряду с юэчжи и канджу Ферганской долины усуни стали основными поставщиками лошадей для ханьцев. [38] Однако хунну также послали принцессу выйти замуж за Лицзяоми, и принцесса хунну была объявлена его старшей супругой, а Сицзюнь стала его младшей женой. [1] Однако, поскольку Лиецзяоми был уже стариком, Сицзюнь был женат на своем преемнике Цэнзоу ( китайский : 岑陬 ), на что Ву согласился. [14] Сицзюнь написала знаменитое стихотворение « Бейшуж» ( китайский : 悲愁歌 ), в котором она жалуется на свое изгнание в страну « варваров »:
Моя семья отправила меня замуж на другой конец рая. Меня отправили далеко в чужую страну, к царю Усуня. Куполообразная квартира — мое жилище со стенами из войлока. Моя еда — мясо, с кисломолочным соусом. Я живу постоянными мыслями о своем доме, мое сердце полно печали. Я бы хотел быть золотым лебедем, возвращающимся в свою родную страну. [14] [39]
Сицзюнь родила усуню дочь, но вскоре умерла, после чего ханьский двор послал принцессу Цзею ( китайский : 解憂公主 ), чтобы стать ее преемницей. [14] После смерти Чэнзоу Цзею вышла замуж за Венгуими ( китайский : 翁歸靡 ), двоюродного брата и преемника Чэнзоу. Цзею прожил пятьдесят лет среди усуней и родил пятерых детей, в том числе старшего Юангуйми ( китайский : 元貴靡 ), чей сводный брат Уцзюту ( китайский : 烏就屠 ) родился у матери-хунну. [14] Она отправила Хань множество писем с просьбой о помощи против хунну. [14]
Около 80 г. до н.э. усуни подверглись нападению хунну, которые нанесли им сокрушительное поражение. [1] [14] В 72 г. до н. э. Кунми, вождь усуней, обратился к ханьцам за помощью в борьбе с сюнну. [1] [14] Хань послал армию из 160 000 человек, нанеся сокрушительное поражение хунну, захватив много добычи и множество рабов. [1] В ходе похода ханьцы захватили область) Таримской котловины город-государство Чеши . ( Турфанская , бывшего союзника хунну, предоставив им прямой контакт с усунями [14] После этого усуни объединились с Динлинами и Ухуань, чтобы противостоять атакам сюнну. [14] После сокрушительной победы над хунну усуни усилились, добившись значительного влияния на города-государства Таримской впадины. [1] Сын Кунми стал правителем Яркенда , а его дочь стала женой господина Кучи . [1] Они стали играть роль третьей силы между ханьцами и хунну. [1]
По словам Ханьшу , около 64 г. до н.э. китайские агенты были вовлечены в заговор с усунь-кунми, известным как Венгуими («Толстый король»), с целью убить усунь-кунми, известного китайцам как Ними («Безумный король»). Заместитель китайского посланника по имени Чи Ту, который привел врача для оказания помощи Ними, был наказан кастрацией династией Хань, когда он вернулся в Китай за лечение болезни безумного короля вместо того, чтобы убить его, что приказал им сделать ханьский двор. [40] [41]
В 64 г. до н. э. в Кунми Венгуими была отправлена еще одна ханьская принцесса, но он умер до ее прибытия. Ханьский император Сюань затем разрешил принцессе вернуться, поскольку Цзею женился на новом Кунми, Ними ( китайский : 尼靡 ), сыне Цэнзоу. Цзею родила Ними сына Чими ( китайский : 鴟靡 ). Позже принц Уцзюту убил Ними, своего сводного брата. Опасаясь гнева Хань, Уцзюту принял титул Малого Кунми, а Юангуими получил титул Большого Кунми. Хань принял эту систему и наградил их обоих императорской печатью . После того, как Юангими и Чими были мертвы, Цзею попросил у императора Сюаня разрешения вернуться в Китай. Она умерла в 49 г. до н.э. В течение следующих десятилетий институт Большого и Малого Кунми продолжался: Малый Кунми женился на принцессе хунну, а Большой Кунми женился на ханьской принцессе. [14]
В 5 г. до н.э., во время правления Учжулю Чаньюя (8 г. до н.э. - 13 г. н.э.), усуни попытались совершить набег на пастбища Юэбаня , но Учжули отразил их, и командующему Усуни пришлось отправить своего сына ко двору Юэбаня в качестве заложника. Силовое вмешательство китайского узурпатора Ван Манга и внутренние распри привели к беспорядкам, и во 2 г. до н. э. один из вождей усуней привел в Канджу 80 000 усуней с просьбой о помощи против китайцев. В тщетной попытке примириться с Китаем он был обманут и убит в 3 году н.э. [42] [43]
Во 2 году н. э. Ван Ман издал список из четырех правил для союзных сюнну, согласно которым захват любых заложников у китайских вассалов, то есть усуней, ухуаней и государств западных регионов . не допускался [44]
Записано, что в 74 году н. э. усуни отправили дань ханьским военачальникам в Чеши. [14] В 80 г. н.э. Пан Чао обратился к усуням за помощью против города-государства Цюйчи (Куча) в Таримской котловине. [14] Впоследствии усуни были награждены шелками, а дипломатические обмены возобновились. [14] Во II веке нашей эры политическое значение усуней продолжало снижаться. [14]
Более поздняя история
[ редактировать ]В V веке нашей эры усуни подверглись давлению со стороны жужан и, возможно, мигрировали в горы Памира . [1] [14] [45] Последний раз они упоминаются в китайских исторических источниках в 436 году нашей эры, когда в их страну был отправлен китайский посланник, и усуни ответили взаимностью. [14] Возможно, они были отнесены к более поздним эфталитам . [1] После этого события усуни, похоже, исчезли из китайских записей: в последний раз усуни упоминались в 938 году нашей эры вместе с Туюхуном и Мохэ как государства-данники киданей Ляо . [46]
Внешний вид
[ редактировать ]Ханьшу Шиджи и не придают особого значения внешнему виду усуней. Первое описание внешности усуней можно найти в династии Западная Хань книге гаданий , « Цзяоши Илинь» , в которой женщины усуней описываются как «с глубокими глазницами, темные, уродливые: их предпочтения иные, уже прошедшие расцвет [до сих пор ] без супруга». [47] [48] к Ханьшу VII века. Более поздний комментарий Яна Шигу [49] говорит:
Среди варваров (戎; Róng ) Западных областей облик усуней наиболее необычен. Нынешние варвары (胡人; húrén ), имеющие зеленые глаза и рыжие волосы и похожие на макак, являются потомками этого народа. [49] [50] [51]
Первоначально, когда было известно лишь небольшое количество черепов с территории усуней, усуней признавали европеоидным народом с незначительной монголоидной примесью. [49] Позднее, при более тщательном изучении советскими археологами восьмидесяти семи черепов Жетысу , шесть черепов усуньского периода были определены как чисто европеоидные или близкие к нему. [49] [52]
Язык
[ редактировать ]Обычно считается, что усуни — индоевропейский народ . [53] и говорят на языке, принадлежащем к индоиранской ветви . [54] [55] [56] [57] они ираноязычные . По мнению археолога Елены Кузьминой , [58] лингвист Янош Харматта , [59] Джозеф Китагава , [60] Давид Дюран-Геди, [61] Тюрколог Питер Б. Голден [62] [63] и ученый по Центральной Азии Денис Синор. [26] [64] Янь Шигу (581–645 гг. Н. Э.) описал потомков усуней экзонимом 胡人 Хурен «иностранцы, варвары». [50] который использовался с VI века для обозначения иранских народов , особенно согдийцев , в Центральной Азии , помимо других некитайских народов. [65] Археологические данные также подтверждают идею о том, что усуни говорили на иранском языке. [66]
Эдвин Г. Пуллибланк предположил, что усуни, наряду с юэчжи, даюань, канджу и народом Яньци , могли говорить на тохарском языке . [67] [68] [69] [70] Колин Масика и Дэвид Кейтли также предполагают, что усуни говорили на тохарском языке. [71] [72] Синор считает, что до дальнейших исследований трудно включить усуней в тохарскую категорию индоевропейцев. [54] Дж. П. Мэллори предположил, что усуни содержали как тохарские, так и иранские элементы. [63] [73] Ученый из Центральной Азии Кристофер И. Беквит предполагает, что усуни говорили на индоарийском языке . [10] Первый слог королевского титула усуней Кунми, вероятно, был королевским титулом, а второй слог относился к королевской фамилии. [10] [74] Беквит конкретно предлагает индоарийскую этимологию титула Кунми. [10]
В прошлом некоторые учёные предполагали, что усуни говорили на тюркском языке. Китайский учёный Хан Жулин, а также Г. Вамбери , А. Щербак, П. Будберг, Л. Базин и В. П. Юдин отмечали, что имя усуньского царя Фу-ли 拊離 ( OC (20 г. до н. э.) * phoʔ-rai > LHC * pʰuoᴮ-ляй ~ *pʰuoᴮ-ложь [75] ), как сообщается в китайских источниках и переводится как «волк», напоминает пратюркское * būrü «волк». Однако это предложение отвергается экспертом по классической китайской литературе Фрэнсисом К. Х. Со, профессором Национального университета Сунь Ятсена . [76] Другие слова, перечисленные этими учеными, включают титульный мешок , просить «господин». [77] Эта теория подверглась критике со стороны современных тюркологов, в том числе Питера Б. Голдена и Картера В. Финдли , которые объясняют, что ни одно из упомянутых слов на самом деле не имеет тюркского происхождения. [78] [79] [80] Финдли отмечает, что термин böri , вероятно, произошел от одного из иранских языков Центральной Азии (ср. хотанский birgga- ). [79] Между тем, Финдли считает, что титул «бег» определенно происходит от согдийского бага «господин», [80] родственный среднеперсидскому baγ (в употреблении правителей Сасанидской империи ), а также санскритскому bhaga и русскому болоту . Согласно энциклопедии Ираника : «Происхождение слова «beg» до сих пор оспаривается, хотя в основном принято считать, что это заимствованное слово. Были предложены две основные этимологии. Первая этимология происходит от среднеиранской формы древнеиранского « бага» ; значение подойдет, поскольку среднеперсидские формы этого слова часто означают «господин», употребляемый по отношению к королю или другим людям. Вторая этимология происходит от китайского 伯 ( pˠæk̚ > bó ) «старший (брат), (феодал) господин». MC Дёрфер, с другой стороны, серьезно рассматривает возможность того, что это слово действительно турецкое. Какой бы ни была истина, здесь нет никакой связи с турецким берк , монгольским берке «сильный» или турецким bögü , монгольским böge «волшебник, шаман». [81] [82]
Экономика
[ редактировать ]Согласно Шиджи (ок. 123 г.) и Ханьшу (ок. 96 г.), Лю Сицзюнь , дочь ханьского принца Лю Цзяня , была отправлена к правителю (Кунми или Куньмо) Усуней между 110 г. до н.э. и 105 г. до н.э. Она описывает их как кочевников, которые жили в войлочных палатках , ели сырое мясо и пили заквашенное кобылье молоко . [83] Некоторые ранние китайские описания людей были уничижительными, описывая их как «плохих, жадных и ненадежных, склонных к грабежам», но их государство также описывалось как очень сильное. [84] Однако усуни также отличались гармонией по отношению к своим соседям, хотя на них постоянно совершали набеги сюнну и канджу.
Основным занятием усуней было скотоводство, но они также занимались земледелием . Поскольку климат Жетысу и Джунгарии не позволял постоянно кочевать, они, вероятно, кочевали с каждой сменой сезона в поисках пастбищ и воды. Многочисленные археологические находки обнаружили жернова, сельскохозяйственные орудия и кости домашних животных, что свидетельствует о полукочевом скотоводческом хозяйстве. [1]
Социальная структура
[ редактировать ]Социальная структура усуней напоминала структуру хунну. Ими управлял Великий Кунми, власть которого передавалась по наследству . Великий Кунми и два его сына, которые командовали восточным и левым флангами царства Усунь, командовали силами в 10 000 человек каждый. [1] Усуни также выставили регулярную армию, где каждый свободный человек считался воином. Их административный аппарат был довольно сложным и состоял из шестнадцати чиновников. [1] Великому Кунми помогал совет старейшин, который в некоторой степени ограничивал его власть. [1] Элита Усуней поддерживала себя за счет дани от завоеванных племен, военных трофеев и торговых прибылей. Добыча, добытая усунями в ходе частых конфликтов, позволила административной элите и членам гвардии Кунми накопить огромные богатства. [1]
Общество усуней, по-видимому, было сильно расслоено . была собственность Главным источником этого расслоения, судя по всему , . [1] Считается, что самые богатые усуни владели от 4000 до 5000 лошадей, и есть свидетельства, указывающие на привилегированное использование определенных пастбищ . [1] Типично для ранних патриархальных стратифицированных обществ, усуньские вдовы были обязаны оставаться в семье своего покойного мужа, выйдя замуж за одного из его родственников - концепция, известная как левиратный брак . [1] Ю. А. Заднепровский пишет, что социальное неравенство среди усуней создавало социальные волнения среди низших слоев. [1] В обществе усуней также было много рабов , в основном военнопленных. Сообщается, что усуни захватили 10 000 рабов во время набега на хунну. [1] Рабы-усуни в основном работали слугами и ремесленниками, хотя свободные люди составляли основу экономики усуней. [1]
Археология
[ редактировать ]многочисленные стоянки усуньского периода в Жетысу и на Тянь-Шане Раскопаны . Большая часть кладбищ представляет собой могильники с захороненными в ямных могилах умершими, называемыми чилпекской группой, которые, вероятно, принадлежат местному сакскому населению. [1] Вторая группа курганов с погребениями в облицованных «катакомбных» камерных могилах, так называемая группа Айгырджала, встречается вместе с чилпекскими гробницами со II века до нашей эры по V век нашей эры и относится к юэчжи. . [1] Могилы периода Усунь обычно содержат личные вещи, а в захоронениях группы Айгырджала часто содержится оружие. [1]
Знаменитой находкой является Каргалинское захоронение шаманки, обнаруженное на высоте 2300 м под Алматы , содержащее украшения, одежду, головные уборы и около 300 золотых предметов. О художественном мастерстве этих древних ювелиров свидетельствует красивая диадема из каргалинского захоронения. [1] Другая находка в Тенлике в восточном Жетысу содержала могилу высокопоставленного воина, одежда которого была украшена примерно 100 золотыми бобышками. [1]
Связь с западной гистографией
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как Питер Б. Голден, предположили, что усуни могли быть идентичны людям, описанным Геродотом (IV. 16–25) и в Птолемея » «Географии как исседоны (также исседоны , исседои или эсседони ). [8] [85] [86] Точное расположение их страны в Средней Азии неизвестно. По словам Э.Д. Филлипса, исседоны «одними размещаются в Западной Сибири, а другими — в Китайском Туркестане». [87]
Французский историк Ярослав Лебединский что усуни могли быть Асиями Географики предполагает , . [88]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки четырех усуней, похороненных ок. 300 г. до н.э. и 100 г. до н.э. Образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 . Образцы извлеченной мтДНК принадлежали C4a1 , HV6 , J1c5a и U5b2c . Авторы исследования установили, что усуни и канджу имели меньше восточноазиатской примеси, чем хунну и саки . Предполагалось, что и усуни, и канджу произошли от западных степных пастухов (ЗСХ) позднего бронзового века, которые смешались с сибирскими охотниками-собирателями и народами, связанными с Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом . [66]
Одна теория предполагает, что племя уйсунь в Казахстане произошло от усуней, основываясь на внешнем сходстве этнонима «уйсун» с усунями. [90] Исследование 2020 года не смогло найти подтверждения этой теории, поскольку у уиссунов очень низкая частота гаплогруппы R1a (6%), большая часть которой принадлежит кладе Z94, а не иранской кладе Z93. [91] Большинство линий Уиссуна были типичными для монголов, что подтверждает их исторически подтвержденное монгольское происхождение. [92]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Zadneprovskiy 1994 , pp. 458–462
- ^ Шюсслер 2014 , с. 264.
- ^ «Книга Хань · Биография западных регионов»: В Королевстве Усунь Дакунми завоевал город Чигу и проехал 8900 миль до Чанъаня. Здесь 120 000 дворов, 630 000 человек и 188 800 воинов-победителей. ... Поэтому он подчинился хунну, а позже стал великим магистром. Он взял своих подчиненных под стражу и отказался идти в суд. Он граничит с сюнну на востоке, Канджу на северо-западе, Даванем на западе и королевствами Чэнго на юге. На территории этой крепости клан Дайюэ прорвался на запад и забрал короля Сая. Король Сай создал уезд Наньюэ, и там жил клан Дайюэ. Позже Усунь Куньмо разгромил клан Даюэ, и клан Даюэ перешел в состав Западной династии, а Усунь Куньмо жил там. Поэтому у народа усуней были Се Чжун и Даюэ Чжун Юнь.
- ^ Мэр Адриенн (22 сентября 2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Издательство Принстонского университета . п. 421. ИСБН 978-1400865130 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Минчжэ Ван и Биньхуа Ван: Важные вопросы истории Усуня, возникающие на основе современных документов и археологических исследований. В: Wusun Research (Исследование Усуня), 1, Народное издательство Синьцзян, Урумчи, 1983, S. стр. 1–42.
- ^ Pulleyblank 1963a , с. 136.
- ^ Лью, Сэмюэл Н.К. (2014) Места и народы в Центральной Азии и на греко-римском Ближнем Востоке: многоязычный географический справочник, составленный для проекта Serica на основе избранных доисламских источников , с. 23
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Золотой 1992 , с. 51.
- ^ Pulleyblank 2002 , стр. 426–427.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беквит, 2009 , стр. 376–377.
- ^ де ла Васьер, Этьен (2013). «Иранцы в Усуне? Предварительная интерпретация надписи Культобе» . Иранские комментарии. Подарок Владимира Ф. Аарона Ливщица на девятнадцатый день рождения : 320–325
- ^ Ханьшу «Книга Хань · Биография Чжан Цяня и Ли Гуанли» Оригинальный текст Я жил среди хуннов и слышал, что короля Усуня звали Куньмо. Отец Кунмо, Нанду Мибен, и Да Юэси жили между Цилианем и Иньхуаном, небольшой страной. tr «[Я, министр Вашего Величества], живя среди хунну, слышал, что усуньского короля звали Куньмо; отец Куньмо Нандуми первоначально жил вместе с Великими Юэчжи в небольшом государстве между Цилианом и Дуньхуаном».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беквит, 2009 г. , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «История Китая – Усунь 烏孫» . Китайские знания . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бенджамин, Крейг (октябрь 2003 г.). «Юэчжийское переселение и Согдия» . Трансоксианский веб-фестиваль . 1 (Эран уд Анеран). Трансоксиана . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Лю, Синьру , Миграция и расселение юэчжи-кушанов: взаимодействие и взаимозависимость кочевых и оседлых обществ. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (2001).
- ^ Беквит, 2009 , стр. 29–38.
- ^ Беквит, 2009 , стр. 380–383.
- ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , pp. 171–191
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Беквит, 2009 г. , стр. 6–7.
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 215
- ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Исходный текст : Сюнну напали и убили его отца, но Кунмо был брошен в дикой природе. По нему ползет воронье мясо, а волк его сосет.
- ^ Беквит 2009 , с. 6
- ^ Уотсон 1993 , стр. 237–238.
- ^ Беквит 2009 , с. 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синор и Кляшторный 1996 , с. 328–329
- ^ Ханьшу «Ханьшу: Биография Чжан Цяня и Ли Гуанли» Оригинальный текст , юэчжи потерпели поражение от сюнну и напали на короля Се с запада.
- ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Оригинальный текст : Маленькая страна к западу от хунну.
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 145
- ^ Яп 2019 , с. 164.
- ^ «Чжан Цянь» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Ханьшу, гл.61 и 96. [ нужна полная цитата ]
- ^ Ханьшу «Книга Хань · Том 96, часть 2» Биография западных регионов Исходный текст: Это также территория Сай. Клан Дайюэ прорвался на запад и забрал короля Сай, который сделал Сай королем округа Наньюэ. . Даеши живет в этом месте. Позже Усунь Куньмо разгромил клан Даюэ, и клан Даюэ перешел в состав Западной династии, а Усунь Куньмо жил там. Поэтому у народа усуней были Сай Чжун и Даюэ Чжунюнь.
- ^ Итак, 2009 г. , с. 133
- ^ «Ханьшу · Том 96, часть 2» Исходный текст: Он связан с сюнну на востоке, Канджу на северо-западе, Даванем на западе и королевством Чэнго на юге.
- ^ Хилл (2009), «Приложение I: Чигу 赤谷 (Королевский двор Усунь Кунмо),» стр. 527–531. [ нужна полная цитата ]
- ^ Финдейзен, Рауль Давид (2009). Дома во многих мирах: чтение, письмо и перевод с китайской и еврейской культур: Очерки в честь Ирен Эбер . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 133. ИСБН 978-3-447-06135-3 .
- ^ Вуд 2004 , стр. 53–54.
- ^ Вуд 2004 , с. 57
- ^ Вуд 2004 , с. 59
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 155
- ^ Гумилев Л.Н. «12» . История народа гуннов . Наука (на русском языке). Москва.
- ^ Тайшань 2004 , с. 45
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 192
- ^ Книга Вэй , гл. 102
- ^ Ляоши , том 4 «Гэнцзы, Туюхун, Усунь и Мохэ пришли отдать дань уважения».
- ^ «Цзяоши Илинь - Цзяоши Илинь» Исходный текст : Дочь Усуня, темноглазая и некрасивая, имеет разные вкусы и желания и не имеет супруга.
- ^ Ван Минчжэ; Ван Бинхуа (1983). Исследование Усуня (乌孙研究) . Урумчи: Народная пресса Синьцзяна. п. 43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Менхен-Хельфен 1973 , стр. 369–375.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Книга Хань с комментариями Яна Шигу Исходный текст : Усунь имеет самый уникальный внешний вид среди всех армий западных регионов. Сегодняшние люди Ху имеют голубые глаза, красные бороды и похожи на обезьян, что обусловлено их расой.
- ^ Итак, 2009 г. , с. 134
- ^ Мэллори и Мэйр 2000 , стр. 93–94.
- ^ Ю, Тайшань (июль 1998 г.). «Исследование истории саков» (PDF) . Китайско-платонические статьи (80).
Все четыре племени асов и других, включая да юэчжи и усунь, были европеоидами и говорили на индоевропейских языках.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синор 1990 , с. 153
- ^ Майр 2013.
- ^ Баумер 2012 , с. 212
- ^ Итак, 2009 г. , с. 131
- ^ Кусьмина 2007 , с. 78, 83
- ^ Харматта 1994 , стр. 488–489
- ^ Китагава 2013 , с. 228
- ^ Дюран-Геди, 2013 , стр. 24–25.
- ^ Золотой 2011 , с. 29
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Золотой 2010
- ^ Синор 1997 , с. 236
- ^ Этвуд 2015 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дамгаард и др. 2018 .
- ^ Pulleyblank 1963b , с. 227.
- ^ Pulleyblank 1966 , стр. 9–39.
- ^ Loewe & Shaughnessy 1999 , стр. 87–88.
- ^ Бенджамин 2007 , с. 52
- ^ Масика 1993 , с. 48
- ^ Найтли 1983 , стр. 457–460.
- ^ Мэллори 1989 , стр. 59–60.
- ^ Цзисюй, Чжоу (июль 2003 г.). Майр, Виктор Х. (ред.). «Соответствие культурных слов между древнекитайским и протоиндоевропейским» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 125 . Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Шюсслер 2014 , с. 283.
- ^ Итак, 2009 г. , стр. 133–134.
- ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии, с. 35
- ^ Золотой 1992 , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финдли 2005 , с. 39 «Термин фу-ли [附離], используемый для обозначения свиты правителя как «волков», вероятно, также происходит из одного из иранских языков».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финдли 2005 , с. 45 «Многие элементы нетюркского происхождения также стали частью тюркского государственного управления. Важные термины, например, часто происходили из нетюркских языков, как в случае с хатун для жены правителя и попрошайничеством для «аристократа», оба термина Согдийского происхождения и с тех пор широко используется в турецком языке».
- ^ http://www.iranicaonline.org/articles/beg-pers Бег в энциклопедии Ираника
- ^ http://www.iranicaonline.org/articles/baga-an-old-iranian-term-for-god-sometimes-designating-a-специфический-god Бага в Энциклопедии Ираника
- ^ Ханьшу «Книга Хань · Том 96, часть 2» Биография западных регионов Исходный текст: Кунмо был стар и не мог понимать язык. Принцесса была грустна, поэтому она сочинила для себя песню и сказала: «Моя семья выходит замуж. я, далеко от неба, и я вверен королю Усуня в далекой чужой стране». Купол — это дом, стены — это стены, мясо — это еда, а сыр — это мякоть. Я живу на земле и мне грустно, и я хотел бы вернуться в свой родной город, как желтый лебедь».
- ^ Ханьшу, Исходный текст: Самая могущественная страна — это страна, где люди жестокие и злые, жадные и ненадежные, и в ней много бандитов и воров.
- ^ Йонг и Бингуа 1994 , стр. 225.
- ^ Гардинер-Гарден 1986 .
- ^ Филлипс, ЭД (1955). «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии». Артибус Азия . 18 (2): 161–177 [с. 166]. дои : 10.2307/3248792 . JSTOR 3248792 .
- ^ Ярослав Лебединский (2006). Сумки . Блуждание. стр. 60–63. ISBN 2-87772-337-2 .
- ^ Чжан, Фань (ноябрь 2021 г.). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 8580821 . ПМИД 34707286 .
- ^ Тынышпаев, М (1925). Материалы по истории кыргызско-казахского народа. Ташкент: Восточная ветвь Кыргызского государства . Ташкент: Кыргызское государственное издательство. п. 77.
- ^ Жабагин и др. 2020
- ^ Ад-Дин, Рашид (1952). Сборник историй. Том 1, Книга 1 . Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР. п. 151.
Источники
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер П. (2015). «Кай, Хонгай и имена сюнну». Международный журнал евразийских исследований . 2 : 35–63.
- Бартольд, WW (1962). Четыре исследования по истории Центральной Азии . Лейден : Э. Дж. Брилл .
- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400829941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- Бенджамин, Крейг (2007). Юэчжи: происхождение, миграция и завоевание Северной Бактрии . ИСД. ISBN 978-2503524290 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Баумер, Кристоф (11 декабря 2012 г.). История Центральной Азии: эпоха степных воинов . ИБТаурис . ISBN 978-1780760605 . Проверено 7 июня 2015 г.
- Дюран-Геди, Давид (13 сентября 2013 г.). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . БРИЛЛ . ISBN 978-9004257009 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех евразийских степей». Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 .
- Эноки, К.; Кошеленко Г.А.; Хайдари, З. (1 января 1994 г.). «Юэ-чжи и их миграции». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО . стр. 171–191. ISBN 9231028464 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Франсуа, Энтони; Хулсеве, Паулюс Хулсеве (1 января 1979 г.). Китай в Центральной Азии: Ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.; Аннотированный перевод. глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань». С вступлением. от MANLoewe . Архив Брилла . ISBN 9004058842 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Финдли, Картер Вон (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0198039395 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- Гардинер-Гарден, младший (март 1986 г.). «Чан-Цянь и этнография Центральной Азии». Документы по истории Дальнего Востока . 33 . Канберра: Институт перспективных исследований Австралийского национального университета, факультет истории Дальнего Востока: 23–79. ISSN 0048-2870 . Обзор теорий этнической принадлежности и идентификации усуней и юэчжи.
- Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . О. Харрасовиц . ISBN 3-447-03274-Х . Проверено 15 февраля 2015 г.
- Голден, Питер Б. (2010). Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии . Эшгейт/Вариорум. ISBN 978-1409400035 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Голден, Питер Б. (5 января 2011 г.). Центральная Азия в мировой истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199722037 . Проверено 14 февраля 2015 г.
- Харматта, Янош (1 января 1994 г.). "Заключение". В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО . стр. 485–492. ISBN 9231028464 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Хилл, Джон Э. (5 января 2011 г.). Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, 1-2 века нашей эры . Чарльстон, Южная Каролина : Джон Э. Хилл. КнигаВсплеск. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Хилл, Джон Э. 2004. « Народы Запада из Вэйлюэ» 魏略 Ю Хуаня 魚豢 : китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры (так в оригинале). Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. Вейлюэ: Народы Запада
- (на китайском языке) Лянькай, Чен (1999). Очерки этнической принадлежности Китая . Пекин: Китайское финансово-экономическое издательство. ISBN 7-5005-4301-8 .
- Китагава, Джозеф (5 сентября 2013 г.). Религиозные традиции Азии: религия, история и культура . Рутледж . ISBN 978-1136875977 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Найтли, Дэвид Н. (1 января 1983 г.). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520042298 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . БРИЛЛ . ISBN 978-0521299442 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-5214-7030-7 . Проверено 1 ноября 2013 г.
- Менхен-Хельфен, Отто Дж . (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520015967 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Майр, Виктор Х. (20 августа 2013 г.). Краткая Колумбийская антология традиционной китайской литературы . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231505628 . Проверено 1 января 2015 г.
- Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Темза и Гудзон . ISBN 050005052X . Проверено 14 февраля 2015 г.
- Мэллори, Япония ; Майр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Лондон : Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05101-1 .
- Масика, Колин П. (9 сентября 1993 г.). Индоарийские языки . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521299446 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1963a). «Система согласных древнекитайского языка» (PDF) . Большая Азия . 9 : 58–144. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2014 г.
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1963b). «Система согласных древнекитайского языка. Часть II» (PDF) . Большая Азия . 9 : 206–265. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2014 г.
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1966). Китайцы и индоевропейцы . Университет Британской Колумбии, факультет азиатских исследований . Проверено 14 февраля 2015 г.
- Пуллибланк, Эдвин Г. (2002). «Почему тохары?». Средняя Азия и некитайские народы древнего Китая . Том. 1. Олдершот, Хэмпшир; Берлингтон, Вирджиния: Издательство Ashgate. ISBN 0-86078-859-8 .
- Шюсслер, Аксель (2007). ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Гонолулу: Гавайский университет Press.
- Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике (53). Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики Академии наук Синика. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2021 г. Проверено 25 ноября 2021 г.
- Синор, Денис (1 марта 1990 г.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521243041 . Проверено 1 января 2015 г.
- Синор, Денис ; Кляшторный, С.Г. (1 января 1996 г.). «Тюркская империя». В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО . стр. 327–346. ISBN 9231032119 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Синор, Денис (1997). Аспекты алтайской цивилизации III . Психология Пресс. ISBN 0700703802 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Итак, Фрэнсис К.Х. (2009). «В поисках утраченных индоевропейцев в китайской династической истории» . В Финдейзене — Рауль Давид; Исай, Гад К.; Кац-Гёр, Амира (ред.). Дома во многих мирах: чтение, письмо и перевод с китайской и еврейской культур: Очерки в честь Ирен Эбер . Отто Харрасовиц Верлаг . стр. 131–138. ISBN 978-3447061353 . Проверено 7 июня 2015 г.
- Стейн, Аурел М. 1921. Сериндия: Подробный отчет об исследованиях в Центральной Азии и на западе Китая , 5 томов. Лондон и Оксфорд. Перепечатка: Дели. Мотилал Банарсидасс. Национальный институт информатики «Коллекция Тойо Бунко». Цифровой архив редких книг – Проект «Цифровой Шелковый путь»
- Тайшань, Ту (2004). История взаимоотношений западных и восточных династий Хань, Вэй, Цзинь, северных и южных династий и западных регионов . Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета . Проверено 13 июня 2015 г.
- Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Китая. Вторая династия Хань. Глава 123. Рассказ о Да-юане . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета .
- на китайском языке) Ван Минчжэ, Ван Бинчжэ и др. (1983). 王 (
- Вуд, Фрэнсис (1 сентября 2004 г.). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520243404 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Яп, Джозеф П. (2019). Западные области, хунну и хань, от шицзи, ханьшу и хоу ханьшу . Миддлтаун, Делавэр. ISBN 978-1792829154 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Йонг, Ма; Бингуа, Ван (1 января 1994 г.). «Культура Синьцзяна». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО . стр. 209–227. ISBN 9231028464 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Заднепровский, Ю.А. (1 января 1994 г.). «Кочевники Северной Средней Азии после нашествия Александра». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО . стр. 457–472. ISBN 9231028464 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Жабагин, Максат; Сабитов, Жаксылык; Тарлыков, Павел; и др. (2020). «Средневековные монгольские корни Y-хромосомных линий Южного Казахстана» . Геномные данные BMC . 21 (21): 87. дои : 10.1186/s12863-020-00897-5 . ПМЦ 7583311 . ПМИД 33092538 .