Jump to content

Шаньшань

Шаньшань
Шаньшань
в. 77 г. до н. э. ок. 630
Таримский бассейн в III веке
Таримский бассейн в III веке
Статус Китайский вассал
Капитал Лоулань
Общие языки Гандхари Пракрит (административный)
Религия
буддизм
Правительство Монархия
История  
• Вассальная зависимость
в. 77 г. до н.э.
• Отказ
в. 630
Фреска гробницы Лоулань, 220-420 гг. н.э. Лоуланьский музей

Шаньшань ( китайский : 鄯善 ; пиньинь : Shànshàn ; уйгурский : پىچان , латинизированный : Пичан , букв. «Пикан») — королевство, расположенное на северо-восточном конце пустыни Такла-Макан , недалеко от большого, но сейчас в основном высохшего соленого озера. известный как Лоп Нур .

Первоначально королевство было независимым городом-государством, известным в местных Гандхари документах как Крорайна (Крорайина, Кроран), что обычно переводится на китайском языке как Лоулан . Династия Западная Хань взяла под прямой контроль королевство спустя некоторое время после 77 г. до н.э., и позже оно стало известно по-китайски как Шаньшань. Археолог Дж. П. Мэллори предположил, что название Шаньшань может быть получено от названия другого города в этом районе, Черчена (позже известного на китайском языке как Цьемо ). [1] [2] Местная разновидность гандхари использовалась в королевстве в административных, литературных и эпиграфических целях. [3] Такие ученые, как Томас Берроу, предположили, что местное население могло говорить на гипотетическом тохарском языке C , о чем свидетельствуют заимствованные слова в этих гандхарских документах. [4]

Расположение

[ редактировать ]

Королевство Крорайна (Лоулань), позже Шаньшань, вероятно, было основано в стратегически расположенном городе-крепости, недалеко от северо-западного угла Лоп-Нура, рядом с тогдашним местом впадения реки Тарим в Лоп-Нур (40°9' с.ш., 89°5' в.д.). Территория Крорайны занимала около 10,8 гектара (27 акров) с буддийской пагодой высотой около 10 метров (33 фута), многочисленными домами и арыками. [5]

В состав королевства входили город Чарклик (недалеко от современного города Руцян к юго-западу от Лоп-Нура), Черчен (позже Цьемо ), а также Ния , дальше на юго-запад. [6]

Фрагмент сычуаньской парчи обнаружен в королевстве Лоулань [7]

династия Хань

[ редактировать ]

В 126 г. до н.э. китайский посланник Чжан Цянь описал Лоулань как укрепленный город недалеко от Лоп-Нура . [8]

Из-за своего положения на том месте, которое стало основными маршрутами из Китая на запад, контролируя как Южный путь между Дуньхуаном и Хотаном, так и главный Шелковый путь от Дуньхуана до Корла Куча и Кашгара во времена бывшей Хань и Поздней Хань ; контроль над королевством регулярно оспаривался между китайцами и хунну . Сюнну неоднократно боролись с ханьцами за контроль над регионом вплоть до II века нашей эры. [9]

В 77 г. до н.э. китайский посланник Фу Цзецзы был отправлен убить короля Луланя по имени Чангуй или Аньгуй (嘗歸 или 安歸) после того, как несколько ханьских посланников были похищены и убиты. [10] Он прибыл под предлогом перевозки золота и ценностей во внешние штаты и намеревался сделать подарок королю, но зарезал лоуланьского короля, пока тот был пьян. Младший брат короля Вейтуци (尉屠耆) был затем назначен королем Лоулана ханьским правителем, и королевство было переименовано в Шаньшань. [11]

Недавно назначенный король потребовал присутствия ханьских сил в Исюне (伊循) из-за страха возмездия со стороны сыновей убитого короля в Лоулани. Поэтому офицеры китайской армии были отправлены для колонизации этого района, а в Исюне была создана комендатура. [12]

В 25 году нашей эры было записано, что Шаньшань был в союзе с хунну. В 73 году нашей эры офицер ханьской армии Бань Чао отправился в Шаньшань с небольшой группой последователей, которая также принимала делегацию хунну. Пан Чао убил послов сюнну и представил их головы королю, после чего король Шаньшаня Гуан выразил свою преданность Ханю. [13]

Позже Лоулань был записан как зависимое королевство Шаньшань в Вэйлюэ III века . [6]

Буддизм в Шаньшане

[ редактировать ]

надпись, написанная шрифтом Хароштхи была найдена В Эндере , первоначально написанная примерно в середине III века нашей эры. Надпись описывает короля Шаньшаня как последователя буддизма Махаяны — того, кто «отправился в Великую Колесницу». [14] Королем, о котором здесь идет речь, вероятно, был Амгока, самый могущественный король Шаньшаня. По словам Ричарда Саломона, есть все основания полагать, что буддизм Махаяны в то время был широко распространен в Шаньшане и пользовался королевским покровительством. [14]

Еще одно свидетельство официального принятия буддизма Махаяны в Шаньшане можно увидеть в письме, написанном на дереве и датированном несколькими десятилетиями позже. В письме Великий Козбо Шамасена описывается как человек, «любимый людьми и богами, почитаемый людьми и богами, благословленный добрым именем, выступивший в Махаяне». [15]

Период Троецарствия

[ редактировать ]

Военная колония из 1000 человек была основана в Лоулани в 260 году нашей эры китайским генералом Суо Май (索勱). Это место было заброшено в 330 году нашей эры из-за нехватки воды, когда река Тарим , которая поддерживала поселение, изменила русло, и военный гарнизон был перенесен на 50 км к югу, в Хайтоу. Форт Инпань на северо-западе оставался под контролем Китая до династии Тан . [16]

Династия Цзинь до раннего Тан

[ редактировать ]
Человек Инпань , Синьцзян , Китай , IV-V века нашей эры. Возможно, он был членом государства Шан. [17] [18]

Китайское правление продолжалось во времена династии Западная Цзинь , а иногда и в последующие века. Зафиксировано, что в 283 году сын короля был отправлен в качестве заложника к китайскому двору во время правления императора У династии Цзинь . [19] В V веке Северная Вэй посадила в Лоулань китайского короля и назвала город Фортом Шаньшань. Затем, в конце VI века, династия Суй основала в Лоулани город-государство Шаньшань. [20]

Китайский монах-паломник Фасянь пробыл в Шаньшане около месяца после 17-дневного путешествия из Дуньхуана в 399 году нашей эры. Он описал страну как «неровную и холмистую, с тонкой и бесплодной почвой. Одежда простых людей грубая, похожая на ту, что носят в нашей стране Хань : некоторые из них носят войлок, а другие — грубую саржу или волосы… царь исповедовал (наш) Закон, и в стране могло быть более четырех тысяч монахов, которые все изучали хинаяну ... (Монахи)... все изучали индийские книги и индийский язык». [21]

Однако, начиная с V века, на эту землю часто вторгались кочевники, такие как Туюхуны , Жужане и Динлинги , и эта территория постепенно опустела. Весной 442 года Лоулань был захвачен Жуцю Аньчжоу , и его король бежал в Джумо (Черчен) . [22] и Шаньшань затем стал управляться Кьемо. [23]

Примерно в 630 году (в начале династии Тан) оставшиеся люди Шаньшаня во главе с Шаньфутуо (鄯伏陁) мигрировали в Хами в северной области. [20] Буддийский паломник Сюаньцзан прошел через этот регион в 644 году по возвращении из Индии в Китай, посетил город Нафубо (納縛波, предположительно Чарклик) в стране Лоулань, а также писал о Цьемо : «Существует крепость, но ни следа человека». [24]

Современная эпоха

[ редактировать ]

В 2011 году местное правительство решило провести масштабную застройку, направленную на позиционирование Шаньшаня как «Города туризма в пустыне», чтобы привлечь в этот район большее количество туристов. Для разработки генерального плана и концептуального проекта застройки был привлечен консультант по развитию туризма и аттракционов Leisure Quest International (США). План включает в себя создание тематического объекта, который будет включать в себя город-крепость, напоминающий древний Лоулань, отели, магазины и рестораны с видом на пустыню, а также тематический жилой комплекс. [ нужна ссылка ]

Уезд назван в честь Шаньшаня ( уезд Пикань ) в современном Синьцзяне, хотя он находится за пределами исторической области Шаньшань.

Правители

[ редактировать ]

Это список королей, правивших Шаньшанем, из китайских источников:

  • Чангуй/Аньхой – Чангуй/Аньхой – 92–77 гг. до н. э.
  • Вейтуки – Вейтуки – 77 г. до н. э.
  • – 安 – 40 г. до н.э.
  • Гуан – 75 г. н.э.
  • Ю Хуан - Ю Хуан - 123 г. н.э.
  • Юань Мэн – Юань Мэн – 330 г. н.э.
  • Сюмито – Сюмито – 383 г. н.э.
  • Билонг ​​- Билонг ​​- 441 г. н.э.
  • Женда - 441–445 гг. Н. Э.

Кроме того, в текстах Харости также перечисляются эти цари:

  • Томграка
  • Сильный
  • Пепия
  • अम्ग्वाका
  • Умный
  • Васмана (=Юань Мэн?)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мэллори, Дж. П. и Мэйр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Темза и Гудзон. Лондон. п. 81 . ISBN  0-500-05101-1 .
  2. ^ Хулсеве (1979), с. 81.
  3. ^ Саломон, Ричард (2007). «Гандхари в мирах Индии, Ирана и Центральной Азии» . Бюллетень Азиатского института . 21 : 179–192. ISSN   0890-4464 . JSTOR   24049371 .
  4. ^ Мэллори, Дж. П. «Проблема тохарского происхождения: археологическая перспектива» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 259 .
  5. ^ Хилл (2015), Том. я, с. 90.
  6. ^ Jump up to: а б [1] Черновой вариант аннотированного перевода Weilüe Джона Хилла.
  7. ^ « Парча, лак, бронза, железо и чай: артефакты, сделанные в Сычуани, раскопанные на Шелковом пути]. cdmuseum.com (на упрощенном китайском языке). 28 марта 2017 г. Проверено 27 марта 2023 г. .
  8. ^ Уотсон (1993), с. 233.
  9. ^ Хилл (2015) Том. я, с. 3 и пп.
  10. ^ Хулсеве (1979), с. 89-90
  11. ^ Хулсеве (1979), стр. 90–91.
  12. ^ Хульсеве 1979, с. 91-92
  13. ^ Рэйф де Креспиньи (14 мая 2014 г.). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Академическое издательство «Брилл». стр. 4–5. ISBN  9789047411840 .
  14. ^ Jump up to: а б Вальзер, Йозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 31
  15. ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 32
  16. ^ Баумер (2000), стр. 125–126, 135–136.
  17. ^ Чеанг, Сара; Гриф, Эрика де; Такаги, Йоко (15 июля 2021 г.). Переосмысление глобализации моды . Издательство Блумсбери. п. 101. ИСБН  978-1-350-18130-4 .
  18. ^ Ван, Тинтин; Фуллер, Бенджамин Т.; Цзян, Хонген; Ли, Вэньин; Вэй, Донг; Ху, Яову (13 января 2022 г.). «Раскрытие утерянных тайн об Инпань Мане и Шелковом пути» . Научные отчеты . 12 (1): 669. Бибкод : 2022NatSR..12..669W . дои : 10.1038/s41598-021-04383-5 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8758759 . ПМИД   35027587 .
  19. ^ Чарльз Ф.В. Хайэм, изд. (2004). Энциклопедия древней азиатской цивилизации . Факты о Files, Inc., стр. 309–311 . ISBN  0-8160-4640-9 .
  20. ^ Jump up to: а б Макико Ониси и Асанобу Китамото. «Хедин, человек, разгадавший тайну Блуждающего озера: Лоп Нор и Лу-лан» . Цифровой Шелковый путь.
  21. ^ Легге (1896), стр. 12–14.
  22. ^ Хилл (2015) Том. я, с. 90.
  23. Вэйшу Исходный текст: На третьем году правления Чжэньцзюня король Шаньшаня Билонг ​​избежал трудностей, связанных с созданием канала Цзюцюй, и основал династию Чжоу. Он повел половину народа страны броситься в Цимо, и тыловые слуги принадлежали ему. Шаньшань. Перевод: На третьем году правления Чжэньцзюня луланьский король Билонг, чтобы избежать неприятностей со стороны Цзюцюй Аньчжоу, повел половину своих соотечественников и бежал в Цьемо, который позже контролировал Шаньшань.
  24. Да Тан Сию Цзи Оригинальный текст: С тех пор мы проехали на восток более шестисот миль до родного города Чжемо Туона. Это последняя земля нирваны. Город совершенно опустел. Вернитесь на северо-восток и пройдите более тысячи миль до родины Набобо. Это земля Лоулань.
  • Баумер, Кристоф. (2000). Южный Шелковый путь: по следам сэра Орела Стайна и Свена Хедина . Бангкок, Книги Белой Орхидеи.
  • Бро, Дж. 1965. «Комментарии к Шань-Шаню третьего века и истории буддизма». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . XXVIII, 3, стр. 582–612.
  • Бро, Дж. 1970. «Дополнительные заметки о Шань-Шане третьего века». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . XXXIII, стр. 39–45.
  • Хулсеве, AFP и Лоу, MAN, 1979. Китай в Центральной Азии: ранний этап, 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Э. Брилл, Лейден. ISBN   90-04-05884-2 .
  • Джеймс Легг (1886). Записи Фа-Хиена о буддийских королевствах . Склад прессы Оксфордского университета. стр. 12–15.
  • Лоу, Майкл 1969. «Отношения Китая с Центральной Азией». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 32, стр. 91–103.
  • Ноубл, Питер С. 1930–32 «Надпись Хароштхи из Эндере». Бюллетень Общества востоковедения , VI, (1930–32), стр. 445–455.
  • Штейн, Аурел М. 1907. Древний Хотан: Подробный отчет об археологических исследованиях в Китайском Туркестане , 2 тома. Кларендон Пресс. Оксфорд. [2]
  • Штейн, Аурел М. 1921. Сериндия: Подробный отчет об исследованиях в Центральной Азии и самом западном Китае , 5 томов. Лондон и Оксфорд. Кларендон Пресс. Перепечатка: Дели. Мотилал Банарсидасс. 1980. [3]
  • Стейн Аурел М. 1928. Внутренняя Азия: Подробный отчет об исследованиях Средней Азии, Гань-су и Восточного Ирана , 5 томов. Кларендон Пресс. Перепечатка: Нью-Дели. Публикации Космо. 1981. [4]
  • Томас, FW 1943–46. «Некоторые заметки о центральноазиатских документах Харости». Бюллетень Общества востоковедения , 11, стр. 513–549.
  • Уотсон, Бертон, пер. (1993). Записи великого историка: Династия Хань II – исправленное издание . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. ISBN   0-231-08166-9 и ISBN  0-231-08167-7 (pbk)
[ редактировать ]
  • Silk Road Seattle (веб-сайт Silk Road Seattle содержит множество полезных ресурсов, включая ряд полнотекстовых исторических работ)
  • Буддийский словарь Сока Гаккай: Лу-лан
  • Статья для скачивания: «Свидетельства того, что смешанное население Запада и Востока жило в Таримской котловине еще в раннем бронзовом веке» Ли и др. BMC Biology 2010, 8:15. [5]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1034c629c98b37cb6e744fffeac0023a__1712633100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/3a/1034c629c98b37cb6e744fffeac0023a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shanshan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)