Шаньшань
Шаньшань Шаньшань | |
---|---|
в. 77 г. до н. э. – ок. 630 | |
![]() Таримский бассейн в III веке | |
Статус | Китайский вассал |
Капитал | Лоулань |
Общие языки | Гандхари Пракрит (административный) |
Религия | буддизм |
Правительство | Монархия |
История | |
• Вассальная зависимость | в. 77 г. до н.э. |
• Отказ | в. 630 |

Шаньшань ( китайский : 鄯善 ; пиньинь : Shànshàn ; уйгурский : پىچان , латинизированный : Пичан , букв. «Пикан») — королевство, расположенное на северо-восточном конце пустыни Такла-Макан , недалеко от большого, но сейчас в основном высохшего соленого озера. известный как Лоп Нур .
Первоначально королевство было независимым городом-государством, известным в местных Гандхари документах как Крорайна (Крорайина, Кроран), что обычно переводится на китайском языке как Лоулан . Династия Западная Хань взяла под прямой контроль королевство спустя некоторое время после 77 г. до н.э., и позже оно стало известно по-китайски как Шаньшань. Археолог Дж. П. Мэллори предположил, что название Шаньшань может быть получено от названия другого города в этом районе, Черчена (позже известного на китайском языке как Цьемо ). [1] [2] Местная разновидность гандхари использовалась в королевстве в административных, литературных и эпиграфических целях. [3] Такие ученые, как Томас Берроу, предположили, что местное население могло говорить на гипотетическом тохарском языке C , о чем свидетельствуют заимствованные слова в этих гандхарских документах. [4]
Расположение
[ редактировать ]Королевство Крорайна (Лоулань), позже Шаньшань, вероятно, было основано в стратегически расположенном городе-крепости, недалеко от северо-западного угла Лоп-Нура, рядом с тогдашним местом впадения реки Тарим в Лоп-Нур (40°9' с.ш., 89°5' в.д.). Территория Крорайны занимала около 10,8 гектара (27 акров) с буддийской пагодой высотой около 10 метров (33 фута), многочисленными домами и арыками. [5]
В состав королевства входили город Чарклик (недалеко от современного города Руцян к юго-западу от Лоп-Нура), Черчен (позже Цьемо ), а также Ния , дальше на юго-запад. [6]
История
[ редактировать ]
династия Хань
[ редактировать ]В 126 г. до н.э. китайский посланник Чжан Цянь описал Лоулань как укрепленный город недалеко от Лоп-Нура . [8]
Из-за своего положения на том месте, которое стало основными маршрутами из Китая на запад, контролируя как Южный путь между Дуньхуаном и Хотаном, так и главный Шелковый путь от Дуньхуана до Корла Куча и Кашгара во времена бывшей Хань и Поздней Хань ; контроль над королевством регулярно оспаривался между китайцами и хунну . Сюнну неоднократно боролись с ханьцами за контроль над регионом вплоть до II века нашей эры. [9]
В 77 г. до н.э. китайский посланник Фу Цзецзы был отправлен убить короля Луланя по имени Чангуй или Аньгуй (嘗歸 или 安歸) после того, как несколько ханьских посланников были похищены и убиты. [10] Он прибыл под предлогом перевозки золота и ценностей во внешние штаты и намеревался сделать подарок королю, но зарезал лоуланьского короля, пока тот был пьян. Младший брат короля Вейтуци (尉屠耆) был затем назначен королем Лоулана ханьским правителем, и королевство было переименовано в Шаньшань. [11]
Недавно назначенный король потребовал присутствия ханьских сил в Исюне (伊循) из-за страха возмездия со стороны сыновей убитого короля в Лоулани. Поэтому офицеры китайской армии были отправлены для колонизации этого района, а в Исюне была создана комендатура. [12]
В 25 году нашей эры было записано, что Шаньшань был в союзе с хунну. В 73 году нашей эры офицер ханьской армии Бань Чао отправился в Шаньшань с небольшой группой последователей, которая также принимала делегацию хунну. Пан Чао убил послов сюнну и представил их головы королю, после чего король Шаньшаня Гуан выразил свою преданность Ханю. [13]
Позже Лоулань был записан как зависимое королевство Шаньшань в Вэйлюэ III века . [6]
Буддизм в Шаньшане
[ редактировать ]надпись, написанная шрифтом Хароштхи была найдена В Эндере , первоначально написанная примерно в середине III века нашей эры. Надпись описывает короля Шаньшаня как последователя буддизма Махаяны — того, кто «отправился в Великую Колесницу». [14] Королем, о котором здесь идет речь, вероятно, был Амгока, самый могущественный король Шаньшаня. По словам Ричарда Саломона, есть все основания полагать, что буддизм Махаяны в то время был широко распространен в Шаньшане и пользовался королевским покровительством. [14]
Еще одно свидетельство официального принятия буддизма Махаяны в Шаньшане можно увидеть в письме, написанном на дереве и датированном несколькими десятилетиями позже. В письме Великий Козбо Шамасена описывается как человек, «любимый людьми и богами, почитаемый людьми и богами, благословленный добрым именем, выступивший в Махаяне». [15]
Период Троецарствия
[ редактировать ]Военная колония из 1000 человек была основана в Лоулани в 260 году нашей эры китайским генералом Суо Май (索勱). Это место было заброшено в 330 году нашей эры из-за нехватки воды, когда река Тарим , которая поддерживала поселение, изменила русло, и военный гарнизон был перенесен на 50 км к югу, в Хайтоу. Форт Инпань на северо-западе оставался под контролем Китая до династии Тан . [16]
Династия Цзинь до раннего Тан
[ редактировать ]
Китайское правление продолжалось во времена династии Западная Цзинь , а иногда и в последующие века. Зафиксировано, что в 283 году сын короля был отправлен в качестве заложника к китайскому двору во время правления императора У династии Цзинь . [19] В V веке Северная Вэй посадила в Лоулань китайского короля и назвала город Фортом Шаньшань. Затем, в конце VI века, династия Суй основала в Лоулани город-государство Шаньшань. [20]
Китайский монах-паломник Фасянь пробыл в Шаньшане около месяца после 17-дневного путешествия из Дуньхуана в 399 году нашей эры. Он описал страну как «неровную и холмистую, с тонкой и бесплодной почвой. Одежда простых людей грубая, похожая на ту, что носят в нашей стране Хань : некоторые из них носят войлок, а другие — грубую саржу или волосы… царь исповедовал (наш) Закон, и в стране могло быть более четырех тысяч монахов, которые все изучали хинаяну ... (Монахи)... все изучали индийские книги и индийский язык». [21]
Однако, начиная с V века, на эту землю часто вторгались кочевники, такие как Туюхуны , Жужане и Динлинги , и эта территория постепенно опустела. Весной 442 года Лоулань был захвачен Жуцю Аньчжоу , и его король бежал в Джумо (Черчен) . [22] и Шаньшань затем стал управляться Кьемо. [23]
Примерно в 630 году (в начале династии Тан) оставшиеся люди Шаньшаня во главе с Шаньфутуо (鄯伏陁) мигрировали в Хами в северной области. [20] Буддийский паломник Сюаньцзан прошел через этот регион в 644 году по возвращении из Индии в Китай, посетил город Нафубо (納縛波, предположительно Чарклик) в стране Лоулань, а также писал о Цьемо : «Существует крепость, но ни следа человека». [24]
Современная эпоха
[ редактировать ]В 2011 году местное правительство решило провести масштабную застройку, направленную на позиционирование Шаньшаня как «Города туризма в пустыне», чтобы привлечь в этот район большее количество туристов. Для разработки генерального плана и концептуального проекта застройки был привлечен консультант по развитию туризма и аттракционов Leisure Quest International (США). План включает в себя создание тематического объекта, который будет включать в себя город-крепость, напоминающий древний Лоулань, отели, магазины и рестораны с видом на пустыню, а также тематический жилой комплекс. [ нужна ссылка ]
Уезд назван в честь Шаньшаня ( уезд Пикань ) в современном Синьцзяне, хотя он находится за пределами исторической области Шаньшань.
Правители
[ редактировать ]Это список королей, правивших Шаньшанем, из китайских источников:
- Чангуй/Аньхой – Чангуй/Аньхой – 92–77 гг. до н. э.
- Вейтуки – Вейтуки – 77 г. до н. э.
- – 安 – 40 г. до н.э.
- Гуан – 75 г. н.э.
- Ю Хуан - Ю Хуан - 123 г. н.э.
- Юань Мэн – Юань Мэн – 330 г. н.э.
- Сюмито – Сюмито – 383 г. н.э.
- Билонг - Билонг - 441 г. н.э.
- Женда - 441–445 гг. Н. Э.
Кроме того, в текстах Харости также перечисляются эти цари:
- Томграка
- Сильный
- Пепия
- अम्ग्वाका
- Умный
- Васмана (=Юань Мэн?)
Города
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Мэллори, Дж. П. и Мэйр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Темза и Гудзон. Лондон. п. 81 . ISBN 0-500-05101-1 .
- ^ Хулсеве (1979), с. 81.
- ^ Саломон, Ричард (2007). «Гандхари в мирах Индии, Ирана и Центральной Азии» . Бюллетень Азиатского института . 21 : 179–192. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049371 .
- ^ Мэллори, Дж. П. «Проблема тохарского происхождения: археологическая перспектива» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 259 .
- ^ Хилл (2015), Том. я, с. 90.
- ^ Jump up to: а б [1] Черновой вариант аннотированного перевода Weilüe Джона Хилла.
- ^ « Парча, лак, бронза, железо и чай: артефакты, сделанные в Сычуани, раскопанные на Шелковом пути]. cdmuseum.com (на упрощенном китайском языке). 28 марта 2017 г. Проверено 27 марта 2023 г. .
- ^ Уотсон (1993), с. 233.
- ^ Хилл (2015) Том. я, с. 3 и пп.
- ^ Хулсеве (1979), с. 89-90
- ^ Хулсеве (1979), стр. 90–91.
- ^ Хульсеве 1979, с. 91-92
- ^ Рэйф де Креспиньи (14 мая 2014 г.). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Академическое издательство «Брилл». стр. 4–5. ISBN 9789047411840 .
- ^ Jump up to: а б Вальзер, Йозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 31
- ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 32
- ^ Баумер (2000), стр. 125–126, 135–136.
- ^ Чеанг, Сара; Гриф, Эрика де; Такаги, Йоко (15 июля 2021 г.). Переосмысление глобализации моды . Издательство Блумсбери. п. 101. ИСБН 978-1-350-18130-4 .
- ^ Ван, Тинтин; Фуллер, Бенджамин Т.; Цзян, Хонген; Ли, Вэньин; Вэй, Донг; Ху, Яову (13 января 2022 г.). «Раскрытие утерянных тайн об Инпань Мане и Шелковом пути» . Научные отчеты . 12 (1): 669. Бибкод : 2022NatSR..12..669W . дои : 10.1038/s41598-021-04383-5 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 8758759 . ПМИД 35027587 .
- ^ Чарльз Ф.В. Хайэм, изд. (2004). Энциклопедия древней азиатской цивилизации . Факты о Files, Inc., стр. 309–311 . ISBN 0-8160-4640-9 .
- ^ Jump up to: а б Макико Ониси и Асанобу Китамото. «Хедин, человек, разгадавший тайну Блуждающего озера: Лоп Нор и Лу-лан» . Цифровой Шелковый путь.
- ^ Легге (1896), стр. 12–14.
- ^ Хилл (2015) Том. я, с. 90.
- ↑ Вэйшу Исходный текст: На третьем году правления Чжэньцзюня король Шаньшаня Билонг избежал трудностей, связанных с созданием канала Цзюцюй, и основал династию Чжоу. Он повел половину народа страны броситься в Цимо, и тыловые слуги принадлежали ему. Шаньшань. Перевод: На третьем году правления Чжэньцзюня луланьский король Билонг, чтобы избежать неприятностей со стороны Цзюцюй Аньчжоу, повел половину своих соотечественников и бежал в Цьемо, который позже контролировал Шаньшань.
- ↑ Да Тан Сию Цзи Оригинальный текст: С тех пор мы проехали на восток более шестисот миль до родного города Чжемо Туона. Это последняя земля нирваны. Город совершенно опустел. Вернитесь на северо-восток и пройдите более тысячи миль до родины Набобо. Это земля Лоулань.
Ссылки
[ редактировать ]- Баумер, Кристоф. (2000). Южный Шелковый путь: по следам сэра Орела Стайна и Свена Хедина . Бангкок, Книги Белой Орхидеи.
- Бро, Дж. 1965. «Комментарии к Шань-Шаню третьего века и истории буддизма». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . XXVIII, 3, стр. 582–612.
- Бро, Дж. 1970. «Дополнительные заметки о Шань-Шане третьего века». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . XXXIII, стр. 39–45.
- Хулсеве, AFP и Лоу, MAN, 1979. Китай в Центральной Азии: ранний этап, 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Э. Брилл, Лейден. ISBN 90-04-05884-2 .
- Джеймс Легг (1886). Записи Фа-Хиена о буддийских королевствах . Склад прессы Оксфордского университета. стр. 12–15.
- Лоу, Майкл 1969. «Отношения Китая с Центральной Азией». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 32, стр. 91–103.
- Ноубл, Питер С. 1930–32 «Надпись Хароштхи из Эндере». Бюллетень Общества востоковедения , VI, (1930–32), стр. 445–455.
- Штейн, Аурел М. 1907. Древний Хотан: Подробный отчет об археологических исследованиях в Китайском Туркестане , 2 тома. Кларендон Пресс. Оксфорд. [2]
- Штейн, Аурел М. 1921. Сериндия: Подробный отчет об исследованиях в Центральной Азии и самом западном Китае , 5 томов. Лондон и Оксфорд. Кларендон Пресс. Перепечатка: Дели. Мотилал Банарсидасс. 1980. [3]
- Стейн Аурел М. 1928. Внутренняя Азия: Подробный отчет об исследованиях Средней Азии, Гань-су и Восточного Ирана , 5 томов. Кларендон Пресс. Перепечатка: Нью-Дели. Публикации Космо. 1981. [4]
- Томас, FW 1943–46. «Некоторые заметки о центральноазиатских документах Харости». Бюллетень Общества востоковедения , 11, стр. 513–549.
- Уотсон, Бертон, пер. (1993). Записи великого историка: Династия Хань II – исправленное издание . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. ISBN 0-231-08166-9 и ISBN 0-231-08167-7 (pbk)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Silk Road Seattle (веб-сайт Silk Road Seattle содержит множество полезных ресурсов, включая ряд полнотекстовых исторических работ)
- Буддийский словарь Сока Гаккай: Лу-лан
- Статья для скачивания: «Свидетельства того, что смешанное население Запада и Востока жило в Таримской котловине еще в раннем бронзовом веке» Ли и др. BMC Biology 2010, 8:15. [5]