Jump to content

Чжан Цянь

Чжан Цянь
Чжан Цянь
Чжан Цянь прощается с императором Хань Уди во время его экспедиции в Среднюю Азию с 138 по 126 год до нашей эры, фреска пещер Могао , 618 – 712...
Рожденный 195 г. до н.э.
Умер в. 114 г. до н. э.
Занятие Исследователь
Чжан Цянь
«Чжан Цянь» иероглифами традиционного (вверху) и упрощенного (внизу) китайского языка.
Традиционный китайский Чжан Цянь
Упрощенный китайский Чжан Цянь

Чжан Цянь ( китайский : 张骞 ; умер около 114 г. до н.э.) [1] был китайским дипломатом, исследователем и политиком, который служил имперским посланником за пределами Китая в конце 2-го века до нашей эры во времена династии Западная Хань . Он был одним из первых официальных дипломатов, которые вернули ценную информацию о Центральной Азии , включая греко-бактрийские остатки Македонской империи , а также Парфянской империи , императорскому двору династии Хань , которым тогда правил император У Хань .

Он сыграл важную новаторскую роль в будущем завоевании Китаем земель к западу от Синьцзяна , включая части Центральной Азии и даже земли к югу от Гиндукуша (см. Протекторат западных регионов ). Эта поездка создала Шелковый путь , который положил начало глобализации между странами востока и запада. [2] [3] [4] [5]

Путешествие Чжан Цяня было заказано императором У с главной целью - начать трансконтинентальную торговлю на Шелковом пути, а также создать политические протектораты путем привлечения союзников. [6] Его миссии открыли торговые пути между Востоком и Западом и представили друг другу различные продукты и королевства посредством торговли. Отчеты Чжана были составлены Сыма Цянем в I веке до нашей эры. Центральноазиатские части маршрутов Шелкового пути были расширены около 114 г. до н. э. , в основном благодаря миссиям и исследованиям Чжан Цяня. [7] Сегодня Чжан считается китайским национальным героем и почитается за ключевую роль, которую он сыграл в открытии Китая и стран известного мира для более широких возможностей коммерческой торговли и глобальных альянсов. [8] Чжан Цянь изображен в « У Шуан Пу» (無雙譜, «Таблица несравненных героев») Цзинь Гуляна.

Миссии Чжан Цяня

[ редактировать ]
Статуя Чжан Цяня в Историческом музее Шэньси , Сиань

Чжан Цянь родился в районе Чэнгу к востоку от Ханьчжуна в северо-центральной провинции Шэньси , Китай . [9] Он вошел в столицу Чанъань, нынешний Сиань , между 140 и 134 годами до нашей эры как джентльмен ( ), служащий императору У из династии Хань . В то время кочевые племена хунну контролировали территорию нынешней Внутренней Монголии и доминировали в западных регионах Сиюй ( 西域 ), территориях, соседних с территорией династии Хань. Ханьский император был заинтересован в установлении торговых связей с отдаленными странами, но враждебные хунну препятствовали внешним контактам. [ нужна ссылка ]

Ханьский двор направил Чжан Цяня, военного офицера, который был знаком с сюнну, в западные регионы в 138 г. до н.э. с группой из девяноста девяти членов, чтобы установить контакт и построить союз с юэчжи против сюнну. Его сопровождал проводник по имени Ганфу ( 甘父 ), сюнну, попавший в плен на войне. [10] Целью первой миссии Чжан Цяня было найти военный союз с Юэчжи . [11] в современном Таджикистане . Однако, чтобы попасть на территорию юэчжи, он был вынужден пройти через земли, контролируемые хунну, которые захватили его (как и Ганьфу) и поработили его на тринадцать лет. [12] За это время он женился на жене хунну, которая родила ему сына, и завоевал доверие вождя хунну. [13] [14] [15]

Чжан и Ганьфу (а также жена и сын Чжана-хунну) в конечном итоге смогли бежать и, миновав Лобнор и следуя по северному краю Таримской котловины , вокруг гор Куньлунь и через небольшие укрепленные районы посреди оазисов на территории теперь Синьцзян , пока они не направились в Даюань и, в конечном итоге, в землю юэчжи. Юэчжи были земледельцами, которые выращивали сильных лошадей и многие неизвестные культуры, включая люцерну животным на корм . Однако юэчжи были слишком уравновешены, чтобы желать войны против хунну. Чжан провел год в Юэчжи и на прилегающей бактрийской территории, документируя их культуру, образ жизни и экономику, прежде чем начать свое обратное путешествие в Китай, на этот раз по южной окраине Таримской впадины. [16] На обратном пути он снова был схвачен хунну, которые снова сохранили ему жизнь, потому что ценили его чувство долга и хладнокровие перед лицом смерти. Два года спустя лидер сюнну умер, и в разгар хаоса и борьбы Чжан Цянь сбежал. Из первоначальной миссии, насчитывавшей чуть более ста человек, только Чжан Цянь и Ганфу удалось вернуться в Китай. [17] [18]

Чжан Цянь вернулся в 125 г. до н.э. с подробными новостями для императора, показывающими, что на Западе существовали сложные цивилизации, с которыми Китай мог выгодно развивать отношения. «Шидзи» сообщает, что «Император узнал о Даюане (大宛), Дася (大夏), Аньси (安息) и других великих государствах, богатых необычными продуктами, люди которых возделывали землю и зарабатывали себе на жизнь во многом так же, как и китайцы, ему сказали, что все эти государства слабы в военном отношении и ценят ханьские товары и богатство». [19] По возвращении Чжан Цяня в Китай он был удостоен должности дворцового советника. [20] Хотя он не смог развивать торговые связи между Китаем и этими далекими странами, его усилия в конечном итоге привели к торговой миссии к народу усуней в 119 г. до н.э., что привело к торговле между Китаем и Персией . [21]

Во время своей миссии Чжан Цянь заметил товары из области, ныне известной как северная Индия . Однако оставалась задача найти не перекрытый хунну торговый путь в Индию. Чжан Цянь отправился со второй миссией по прокладыванию маршрута из Китая в Индию через Сычуань , но после многих попыток эта попытка оказалась безуспешной. В 119–115 гг. До н.э. Чжан Цянь был отправлен императором с третьей миссией для развития связей с народом Усунь ( 烏孫 ). [22] [23]

Отчеты Чжан Цяня

[ редактировать ]
Путешествие Чжан Цяня на запад

Сообщения о путешествиях Чжан Цяня широко цитируются в китайских исторических хрониках I века до н. э. «Записки великого историка» ( Шицзи ) Сыма Цяня . Чжан Цянь непосредственно посетил царство Даюань ( 大宛 ) в Фергане , территории Юэчжи ( 月氏 ) в Трансоксиане , бактрийскую страну Даксия ( 大夏 ) с ее остатками греко-бактрийского правления и Канджу ( 康居) . ). Он также делал отчеты о соседних странах, которые он не посещал, таких как Аньси ( 安息 ) ( Аршакидов территории ), Тяочжи (條支/条支) ( Империя Селевкидов в Месопотамии ), Шэнду ( 身毒 ) ( Индия ) и Усунь. ( 烏孫 ). [24]

Даюань (Даван, Фергана)

[ редактировать ]
Страны, описанные в отчете Чжан Цяня. Посещенные страны выделены синим цветом .

После освобождения из плена хунну Чжан Цянь посетил Даюань , расположенный в Ферганской области к западу от Таримской впадины . Жителей Даюаня изображали как утонченных городских жителей, подобных парфянам и бактрийцам. Считается, что имя Даюань является транслитерацией слова Йона , потомков греков, населявших этот регион с 4 по 2 века до нашей эры. Именно во время этого пребывания Чжан сообщил о знаменитой высокой и мощной «потеющей кровью» ферганской лошади . Отказ Даюаня предложить этих лошадей императору Хань У привел к тому, что две карательные кампании по приобретению этих лошадей силой. династия Хань начала [25]

«Даюань расположен к юго-западу от территории хунну, примерно в 10 000 ли (5 000 километров) непосредственно к западу от Китая. Люди селятся на земле, вспахивают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда. Люди живут в домах в укреплённых городах, в регионе около семидесяти и более городов разного размера, население насчитывает несколько сотен тысяч» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона). [26]

Позже династия Хань завоевала этот регион в Войне Небесных Коней . [27]

Юэчжи (мистер Мун)

[ редактировать ]

Получив помощь короля Даюаня, Чжан Цянь отправился на юго-запад, на территорию юэчжи , с которыми он должен был заключить военный союз против хунну. [28]

«Великие юэчжи живут примерно в 2000 или 3000 ли (1000 или 1500 километров) к западу от Даюаня, к северу от реки Гуй ( Окс ). На юге они граничат с Даксией (Бактрия), на западе с Аньси и на к северу от Канджу (康居) . Это нация кочевников, перемещающихся с места на место со своими стадами, и их обычаи подобны обычаям хунну. У них около 100 000 или 200 000 воинов-лучников». (адаптировано из Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, перевод Бертона Уотсона).

Чжан Цянь также описывает происхождение юэчжи, объясняя, что они пришли из восточной части Таримской впадины . Это побудило некоторых историков связать их с европеоидными мумиями Тарима . (Вопрос о связях юэчжей с тохарами Тарима остается дискуссионным.) [29]

«Юэчжи первоначально жили в районе между Цилианом или Небесными горами ( Тянь-Шань ) и Дуньхуаном , но после того, как они были разгромлены хунну, они двинулись далеко на запад, за Дайюань (Фергану), где напали на народ Даксии. (Бактрия) и основали двор своего царя на северном берегу реки Гуй (Окс). ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Меньшая группа юэчжи, «Маленькие юэчжи», не смогла последовать за исходом и, как сообщается, нашла убежище среди « варваров Цян ».

Чжан был первым китайцем, написавшим об одногорбых верблюдах, которых он видел в этом регионе. [30]

Даксия (大夏, Бактрия)

[ редактировать ]

Чжан Цянь, вероятно, был свидетелем последнего периода Греко-Бактрийского царства , когда оно было подчинено кочевникам Юэчжи. Остались лишь мелкие бессильные вожди, которые, очевидно, были вассалами орды Юэчжи. Их цивилизация была городской, почти идентичной цивилизациям Аньси и Даюань, а население было многочисленным.

«Даксия расположена на расстоянии более 2000 ли (1000 километров) к юго-западу от Даюаня (Фергана), к югу от реки Гуй (Окс). Ее жители обрабатывают землю, имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Даюаня. нет великого правителя, а есть лишь несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди плохо владеют оружием и боятся сражений, но они искусны в торговле. После того, как Великие Юэчжи двинулись на запад, напали и завоевали Даксию. вся страна оказалась под их властью. Население страны велико, насчитывает около 1 000 000 или более человек. Столица — Ланши ( Бактра ), где продаются и покупаются всевозможные товары». ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, перевод Бертона Уотсона).

ткань из Шу ( Сычуань ). Там была найдена [31]

Шенду (телесный яд, Индия)

[ редактировать ]

Чжан Цянь также сообщает о существовании Индии к юго-востоку от Бактрии. Название Шенду ( 身毒 ) происходит от санскритского слова «Синдху», что означает реку Инд. В то время Синд находился под властью Индо-греческих королевств , что объясняет сообщаемое культурное сходство между Бактрией и Индией:

«К юго-востоку от Даксии находится царство Шенду (Индия)... Шенду, как мне сказали, лежит в нескольких тысячах ли к юго-востоку от Даксии (Бактрии). Люди обрабатывают землю и живут во многом так же, как жители Даксии. Регион Говорят, что там жарко и сыро. Жители ездят на слонах, когда отправляются в бой. Королевство расположено на великой реке ( Инд )» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Аньси (Парфия)

[ редактировать ]

Чжан Цянь идентифицирует «Аньси» ( китайский : 安息 ) как развитую городскую цивилизацию, такую ​​​​как Даюань (Фергана) и Даксия (Бактрия). Имя «Анси» — транскрипция слова « Аршак » ( Arsaces ), [32] имя основателя империи Аршакидов , управлявшей областями вдоль Шелкового пути между рекой Теджен на востоке и Тигром на западе и протекавшим через Арию , собственно Парфию и собственно Мидию .

«Аньси расположен в нескольких тысячах ли к западу от региона Великого Юэчжи. Люди селятся на этой земле, обрабатывают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда. У них есть города-крепости, как у жителей Даюаня. (Фергана), в регионе находится несколько сотен городов разного размера. Монеты страны сделаны из серебра и имеют лицо короля. Когда король умирает, валюта немедленно меняется и выпускаются новые монеты с его лицом. преемник. Люди ведут записи, записывая на горизонтальных полосках кожи. На западе находится Тяочжи (Месопотамия), а на севере Яньцай и Лисюань ( Гиркания )». ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Тяочжи (Тяочжи, Империя Селевкидов в Месопотамии)

[ редактировать ]

Отчеты Чжан Цяня о Месопотамии и Империи Селевкидов , или Тяочжи ( 条支 ), носят смутный характер. Сам он не посещал этот регион и смог сообщить только то, что ему рассказали другие.

«Тяочжи (Месопотамия) расположена в нескольких тысячах ли к западу от Аньси ( территория Аршакидов ) и граничит с «Западным морем» (которое может относиться к Персидскому заливу или Средиземному морю ). Здесь жарко и сыро, и люди живут возделыванием полей. и сажают рис... Люди очень многочисленны, и ими управляют многие мелкие вожди. Правитель Анси (Аршакиды) отдает приказы этим вождям и считает их вассалами». (адаптировано из Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Канджу к северо-западу от Согдианы

[ редактировать ]

Чжан Цянь также посетил непосредственно район Согдианы ( Канджу ), где проживают согдийские кочевники:

«Канджу расположен примерно в 2000 ли (1000 километров) к северо-западу от Даюаня (Бактрия). Его жители - кочевники, по своим обычаям напоминающие юэчжи. У них 80 000 или 90 000 опытных лучников. Страна небольшая и граничит с Даюанем. Он признает суверенитет народа юэчжи на юге и сюнну на востоке». (Шиджи, 123 года, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Янцай (奄蔡, Обширная степь)

[ редактировать ]
«Янкай расположен примерно в 2000 ли (832 км) к северо-западу от Канджу (с центром в Туркестане в Бэйтиане). Люди — кочевники, и их обычаи в целом аналогичны обычаям жителей Канджу . В стране насчитывается более 100 000 воинов-лучников, и граничит с огромным безбрежным озером, возможно, тем, что сейчас известно как Северное море ( Аральское море , расстояние от Ташкента до Аральска около 866 км)» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).

Развитие контактов Восток-Запад

[ редактировать ]

После посольства и отчета Чжан Цяня торговые отношения между Китаем и Центральной, а также Западной Азией процветали, поскольку в конце 2-го века до нашей эры и в 1-м веке до нашей эры было отправлено множество китайских миссий, положивших начало развитию Шелкового пути :

«Самое большое из этих посольств в иностранных государствах насчитывало несколько сотен человек, в то время как даже более мелкие партии включали более 100 членов... В течение года было отправлено от пяти-шести до более десяти партий». (Шиджи, пер. Бертона Уотсона). [33]

Многие предметы вскоре были обменены и доставлены до Гуанчжоу на Востоке, о чем свидетельствует обнаружение персидской шкатулки и различных артефактов из Центральной Азии в гробнице короля Чжао Мо из Наньюэ в 122 г. до н.э. [34]

пещерах Могао Фреска VIII века в , изображающая псевдоисторическую легенду о императоре У Хань, поклоняющемся статуям Будды «золотого человека», захваченных в 121 году до нашей эры.

Фрески в пещерах Могао в Дуньхуане описывают императора Хань Уди (156–87 до н. э.), поклоняющегося буддийским статуям, объясняя их как «золотых людей, принесенных в 120 г. до н. э. великим ханьским генералом в его кампаниях против кочевников», хотя других упоминаний нет. Хань Уди, поклоняющийся Будде в китайской исторической литературе.

Китай также отправил миссию в Аньси , за которой последовали ответные миссии парфянских посланников около 100 г. до н.э.:

«Когда ханьский посланник впервые посетил королевство Аньси , король Анси ( правитель Аршакидов ) отправил отряд из 20 000 всадников встретить их на восточной границе королевства... Когда ханьские посланники снова отправились обратно в Китай, король Аньси отправил своих послов сопровождать их... Император был этому рад». (адаптировано из Шиджи, 123, пер. Бертона Уотсона).

Римский историк Флор описывает визит многочисленных посланников, в том числе Сереса (китайцев или выходцев из Центральной Азии), к первому римскому императору Августу , правившему между 27 и 14 годами до нашей эры:

«Даже остальные народы мира, не подвластные императорскому владычеству, сознавали его величие и с почтением взирали на римский народ, великого завоевателя народов. Таким образом, даже скифы и сарматы посылали послов искать дружбы Более того, серы пришли также и индейцы , которые жили под вертикальным солнцем, принося в дар драгоценные камни, жемчуг и слонов, но думая обо всём меньшем, чем о обширности путешествия, которое они предприняли и которое они совершили. сказал, что это заняло четыре года. По правде говоря, достаточно было взглянуть на их лица, чтобы увидеть, что они были людьми из другого мира, чем наш». («Катай и путь туда», Генри Юл ).

В 97 году китайский генерал Бань Чао посланника отправил в Рим в лице Гань Ина .

С 166 г. последовало несколько римских посольств в Китае , что официально зафиксировано в китайских исторических хрониках.

Последние годы и наследие

[ редактировать ]
Вход в гробницу в округе Чэнгу , Шэньси.
Курган Чжан Цянь

« Шиджи» сообщает, что Чжан Цянь вернулся из своей последней экспедиции в Усунь в 115 г. до н.э. По возвращении он «был удостоен поста великого посланника, что сделало его одним из девяти высших министров правительства. Примерно через год он умер». [35]

«Указания относительно года его кончины различаются, но Ши Чжи-миен (1961), стр. 268, несомненно, показывает, что он умер в 113 г. до н. э. Его могила находится в Чан-цзя цунь張家村 недалеко от Чэн- ку .; во время ремонта, проведенного в 1945 году, была найдена глиняная форма с надписью 博望家造 [Дом Бованга (маркиза)], как сообщает Чэнь Чжи (1959), с. Хулсеве и Лоу (1979), с. 218, примечание 819.

Другие достижения

[ редактировать ]

Из своих миссий он привез много важных продуктов, наиболее важными из которых были семена люцерны (для выращивания корма для лошадей ), сильные лошади с твердыми копытами, а также знания об обширном существовании новых продуктов, народов и технологий внешнего мира. Он умер ок . 114 г. до н. э., проведя двадцать пять лет в путешествиях по этим опасным и стратегическим миссиям. Хотя какое-то время его жизни считали позорным из-за поражения от хунну, ко времени его кончины император оказал ему большие почести. [36] [37] [38]

Путешествия Чжан Цяня способствовали множеству экономических и культурных обменов между династией Хань и западными регионами. Поскольку шелк стал доминирующим товаром, продаваемым из Китая, этот великий торговый путь позже стал известен как Шелковый путь . [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лоу (2000) , с. 688.
  2. ^ «ЧЖАН ЦЯНЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» .
  3. ^ «Чжан Цянь — пионер Шелкового пути в истории Китая» .
  4. ^ «Китайский исследователь Чжан Цянь на плоту» .
  5. ^ Хига, Киёта (01 января 2015 г.). «Легенда о пионере Шелкового пути живет» .
  6. ^ Ся, Чжихоу (15 марта 2018 г.). «Чжан Цянь» . Проверено 01 марта 2021 г.
  7. ^ Булнуа, Люс (2005). Шелковый путь: монахи, воины и торговцы . Гонконг: Книги Одиссеи. п. 66 . ISBN  962-217-721-2 .
  8. ^ «История и наследие Шелкового пути» .
  9. ^ Шелковый путь: монахи, воины и торговцы на Шелковом пути , с. 61. (2004) Люси Булнуа. Перевод Хелен Лавдей. Книги и путеводители Одиссеи. ISBN   962-217-720-4 (в твердом переплете); ISBN   962-217-721-2 (мягкая обложка).
  10. ^ Уотсон (1993), с. 231.
  11. ^ Шелковый путь, Северный Китай , К. Майкл Хоган, Мегалитический портал, изд. Энди Бернэм
  12. ^ Фрэнсис Вуд , «Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии», 2002, University of California Press, 270 страниц. ISBN   978-0-520-23786-5
  13. ^ Джеймс А. Миллуорд (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. п. 20. ISBN  978-0-231-13924-3 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  14. ^ Джулия Ловелл (2007). Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э. Гроув Пресс. п. 73. ИСБН  978-0-8021-4297-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  15. ^ Ипин Чжан (2005). . Издательство Wuzhou Communication, стр. 22. ISBN  7-5085-0832-7 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  16. ^ Уотсон (1993), с. 232.
  17. ^ «Чжан Цянь» .
  18. ^ Альфред Дж. Андреа; Джеймс Х. Оверфилд (1998). Человеческие записи: до 1700 года . Хоутон Миффлин. п. 165. ИСБН  0-395-87087-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  19. ^ Уотсон (1993), гл. 123.
  20. ^ Эндрю Долби, Опасные вкусы: история специй , 2000, University of California Press, 184 страницы. ISBN   0-520-23674-2
  21. ^ Гарвер, Джон В. (11 декабря 2006 г.). «Двадцать веков дружественного сотрудничества: китайско-иранские отношения» .
  22. ^ Энциклопедия Китая: Существенный справочник по Китаю, его истории и культуре , с. 615. Дороти Перкинс. (2000). Пресс-книга за круглым столом. ISBN   0-8160-2693-9 (hc); ISBN   0-8160-4374-4 (пбк).
  23. ^ Чарльз Хайэм (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 409. ИСБН  0-8160-4640-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  24. ^ «Экспедиция Чжан Цяня» .
  25. ^ Индийское общество доисторических и четвертичных исследований (1998). Человек и окружающая среда, Том 23, Выпуск 1 . Индийское общество доисторических и четвертичных исследований. п. 6 . Проверено 17 апреля 2011 г.
  26. ^ «Знаменитые путешественники на Шелковом пути» .
  27. ^ Блэквуд, Энди (04 января 2018 г.). «Небесные кони династии Хань» . Проверено 02 января 2021 г.
  28. ^ Цянь, Сыма. «Западная экспедиция Чжан Цяня» (PDF) .
  29. ^ «Раздел 13 - Королевство Да Юэчжи大月氏 (кушаны)» .
  30. ^ Китайский магнитофон . Пресвитерианская миссионерская пресса. 1875. стр. 15–.
  31. ^ Джеймс М. Харгетт (2006). Лестница в небеса: путешествие на вершину горы Эмэй . СУНИ Пресс. стр. 46–. ISBN  978-0-7914-6682-7 .
  32. ^ Королевство Анси
  33. ^ «Небесные кони Ферганы» .
  34. ^ Адриенн Мэр (22 сентября 2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Издательство Принстонского университета. стр. 422–. ISBN  978-1-4008-6513-0 .
  35. ^ Уотсон (1993), с. 240.
  36. ^ Уотсон (1993), стр. 231–239, 181, 231–241.
  37. ^ Энциклопедия Китая: Существенный справочник по Китаю, его истории и культуре , стр. 614–615. Дороти Перкинс. (2000). Пресс-книга за круглым столом. ISBN   0-8160-2693-9 (hc); ISBN   0-8160-4374-4 (пбк).
  38. ^ Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . БРИЛЛ. п. 396. ИСБН  9004114424 . Проверено 24 мая 2008 г.
  39. ^ Редакционная статья Asiapac, Чунцзян Фу, Липин Ян, Чунцзян Фу, Липин Ян (2006). История Китая: Древний Китай до 1911 года – Поиск книг в Google . Книги Азии. п. 84. ИСБН  9789812294395 . Проверено 24 мая 2008 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Хулсеве, AFP и Loewe, MAN (1979). Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н. э. – 23 г. н. э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Лоу, Майкл (2000). «Чжан Цянь張騫». Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (220 г. до н. э. – 24 г. н. э.) . Лейден: Брилл. стр. 687–9. ISBN  90-04-10364-3 .
  • Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». Ин Твитчетт, Денис ; Фэрбанк, Джон К. (ред.). Кембриджская история Китая, Том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 377–462.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Яп, Джозеф П. (2019). Западные регионы, хунну и хань, от Шиджи, Ханьшу и Хоу Ханьшу. ISBN   978-1792829154
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bc98649a47ddacd794412df94fefca8__1713383820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/a8/2bc98649a47ddacd794412df94fefca8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhang Qian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)