Чжан Цянь
Чжан Цянь Чжан Цянь | |
---|---|
![]() Чжан Цянь прощается с императором Хань Уди во время его экспедиции в Среднюю Азию с 138 по 126 год до нашей эры, фреска пещер Могао , 618 – 712... | |
Рожденный | 195 г. до н.э. |
Умер | в. 114 г. до н. э. |
Занятие | Исследователь |
Чжан Цянь | |||
---|---|---|---|
![]() «Чжан Цянь» иероглифами традиционного (вверху) и упрощенного (внизу) китайского языка. | |||
Традиционный китайский | Чжан Цянь | ||
Упрощенный китайский | Чжан Цянь | ||
|
Чжан Цянь ( китайский : 张骞 ; умер около 114 г. до н.э.) [1] был китайским дипломатом, исследователем и политиком, который служил имперским посланником за пределами Китая в конце 2-го века до нашей эры во времена династии Западная Хань . Он был одним из первых официальных дипломатов, которые вернули ценную информацию о Центральной Азии , включая греко-бактрийские остатки Македонской империи , а также Парфянской империи , императорскому двору династии Хань , которым тогда правил император У Хань .
Он сыграл важную новаторскую роль в будущем завоевании Китаем земель к западу от Синьцзяна , включая части Центральной Азии и даже земли к югу от Гиндукуша (см. Протекторат западных регионов ). Эта поездка создала Шелковый путь , который положил начало глобализации между странами востока и запада. [2] [3] [4] [5]
Путешествие Чжан Цяня было заказано императором У с главной целью - начать трансконтинентальную торговлю на Шелковом пути, а также создать политические протектораты путем привлечения союзников. [6] Его миссии открыли торговые пути между Востоком и Западом и представили друг другу различные продукты и королевства посредством торговли. Отчеты Чжана были составлены Сыма Цянем в I веке до нашей эры. Центральноазиатские части маршрутов Шелкового пути были расширены около 114 г. до н. э. , в основном благодаря миссиям и исследованиям Чжан Цяня. [7] Сегодня Чжан считается китайским национальным героем и почитается за ключевую роль, которую он сыграл в открытии Китая и стран известного мира для более широких возможностей коммерческой торговли и глобальных альянсов. [8] Чжан Цянь изображен в « У Шуан Пу» (無雙譜, «Таблица несравненных героев») Цзинь Гуляна.
Миссии Чжан Цяня
[ редактировать ]
Чжан Цянь родился в районе Чэнгу к востоку от Ханьчжуна в северо-центральной провинции Шэньси , Китай . [9] Он вошел в столицу Чанъань, нынешний Сиань , между 140 и 134 годами до нашей эры как джентльмен ( 郎 ), служащий императору У из династии Хань . В то время кочевые племена хунну контролировали территорию нынешней Внутренней Монголии и доминировали в западных регионах Сиюй ( 西域 ), территориях, соседних с территорией династии Хань. Ханьский император был заинтересован в установлении торговых связей с отдаленными странами, но враждебные хунну препятствовали внешним контактам. [ нужна ссылка ]
Ханьский двор направил Чжан Цяня, военного офицера, который был знаком с сюнну, в западные регионы в 138 г. до н.э. с группой из девяноста девяти членов, чтобы установить контакт и построить союз с юэчжи против сюнну. Его сопровождал проводник по имени Ганфу ( 甘父 ), сюнну, попавший в плен на войне. [10] Целью первой миссии Чжан Цяня было найти военный союз с Юэчжи . [11] в современном Таджикистане . Однако, чтобы попасть на территорию юэчжи, он был вынужден пройти через земли, контролируемые хунну, которые захватили его (как и Ганьфу) и поработили его на тринадцать лет. [12] За это время он женился на жене хунну, которая родила ему сына, и завоевал доверие вождя хунну. [13] [14] [15]
Чжан и Ганьфу (а также жена и сын Чжана-хунну) в конечном итоге смогли бежать и, миновав Лобнор и следуя по северному краю Таримской котловины , вокруг гор Куньлунь и через небольшие укрепленные районы посреди оазисов на территории теперь Синьцзян , пока они не направились в Даюань и, в конечном итоге, в землю юэчжи. Юэчжи были земледельцами, которые выращивали сильных лошадей и многие неизвестные культуры, включая люцерну животным на корм . Однако юэчжи были слишком уравновешены, чтобы желать войны против хунну. Чжан провел год в Юэчжи и на прилегающей бактрийской территории, документируя их культуру, образ жизни и экономику, прежде чем начать свое обратное путешествие в Китай, на этот раз по южной окраине Таримской впадины. [16] На обратном пути он снова был схвачен хунну, которые снова сохранили ему жизнь, потому что ценили его чувство долга и хладнокровие перед лицом смерти. Два года спустя лидер сюнну умер, и в разгар хаоса и борьбы Чжан Цянь сбежал. Из первоначальной миссии, насчитывавшей чуть более ста человек, только Чжан Цянь и Ганфу удалось вернуться в Китай. [17] [18]
Чжан Цянь вернулся в 125 г. до н.э. с подробными новостями для императора, показывающими, что на Западе существовали сложные цивилизации, с которыми Китай мог выгодно развивать отношения. «Шидзи» сообщает, что «Император узнал о Даюане (大宛), Дася (大夏), Аньси (安息) и других великих государствах, богатых необычными продуктами, люди которых возделывали землю и зарабатывали себе на жизнь во многом так же, как и китайцы, ему сказали, что все эти государства слабы в военном отношении и ценят ханьские товары и богатство». [19] По возвращении Чжан Цяня в Китай он был удостоен должности дворцового советника. [20] Хотя он не смог развивать торговые связи между Китаем и этими далекими странами, его усилия в конечном итоге привели к торговой миссии к народу усуней в 119 г. до н.э., что привело к торговле между Китаем и Персией . [21]
Во время своей миссии Чжан Цянь заметил товары из области, ныне известной как северная Индия . Однако оставалась задача найти не перекрытый хунну торговый путь в Индию. Чжан Цянь отправился со второй миссией по прокладыванию маршрута из Китая в Индию через Сычуань , но после многих попыток эта попытка оказалась безуспешной. В 119–115 гг. До н.э. Чжан Цянь был отправлен императором с третьей миссией для развития связей с народом Усунь ( 烏孫 ). [22] [23]
Отчеты Чжан Цяня
[ редактировать ]
Сообщения о путешествиях Чжан Цяня широко цитируются в китайских исторических хрониках I века до н. э. «Записки великого историка» ( Шицзи ) Сыма Цяня . Чжан Цянь непосредственно посетил царство Даюань ( 大宛 ) в Фергане , территории Юэчжи ( 月氏 ) в Трансоксиане , бактрийскую страну Даксия ( 大夏 ) с ее остатками греко-бактрийского правления и Канджу ( 康居) . ). Он также делал отчеты о соседних странах, которые он не посещал, таких как Аньси ( 安息 ) ( Аршакидов территории ), Тяочжи (條支/条支) ( Империя Селевкидов в Месопотамии ), Шэнду ( 身毒 ) ( Индия ) и Усунь. ( 烏孫 ). [24]
Даюань (Даван, Фергана)
[ редактировать ]
После освобождения из плена хунну Чжан Цянь посетил Даюань , расположенный в Ферганской области к западу от Таримской впадины . Жителей Даюаня изображали как утонченных городских жителей, подобных парфянам и бактрийцам. Считается, что имя Даюань является транслитерацией слова Йона , потомков греков, населявших этот регион с 4 по 2 века до нашей эры. Именно во время этого пребывания Чжан сообщил о знаменитой высокой и мощной «потеющей кровью» ферганской лошади . Отказ Даюаня предложить этих лошадей императору Хань У привел к тому, что две карательные кампании по приобретению этих лошадей силой. династия Хань начала [25]
- «Даюань расположен к юго-западу от территории хунну, примерно в 10 000 ли (5 000 километров) непосредственно к западу от Китая. Люди селятся на земле, вспахивают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда. Люди живут в домах в укреплённых городах, в регионе около семидесяти и более городов разного размера, население насчитывает несколько сотен тысяч» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона). [26]
Позже династия Хань завоевала этот регион в Войне Небесных Коней . [27]
Юэчжи (мистер Мун)
[ редактировать ]Получив помощь короля Даюаня, Чжан Цянь отправился на юго-запад, на территорию юэчжи , с которыми он должен был заключить военный союз против хунну. [28]
- «Великие юэчжи живут примерно в 2000 или 3000 ли (1000 или 1500 километров) к западу от Даюаня, к северу от реки Гуй ( Окс ). На юге они граничат с Даксией (Бактрия), на западе с Аньси и на к северу от Канджу (康居) . Это нация кочевников, перемещающихся с места на место со своими стадами, и их обычаи подобны обычаям хунну. У них около 100 000 или 200 000 воинов-лучников». (адаптировано из Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, перевод Бертона Уотсона).
Чжан Цянь также описывает происхождение юэчжи, объясняя, что они пришли из восточной части Таримской впадины . Это побудило некоторых историков связать их с европеоидными мумиями Тарима . (Вопрос о связях юэчжей с тохарами Тарима остается дискуссионным.) [29]
- «Юэчжи первоначально жили в районе между Цилианом или Небесными горами ( Тянь-Шань ) и Дуньхуаном , но после того, как они были разгромлены хунну, они двинулись далеко на запад, за Дайюань (Фергану), где напали на народ Даксии. (Бактрия) и основали двор своего царя на северном берегу реки Гуй (Окс). ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Меньшая группа юэчжи, «Маленькие юэчжи», не смогла последовать за исходом и, как сообщается, нашла убежище среди « варваров Цян ».
Чжан был первым китайцем, написавшим об одногорбых верблюдах, которых он видел в этом регионе. [30]
Даксия (大夏, Бактрия)
[ редактировать ]Чжан Цянь, вероятно, был свидетелем последнего периода Греко-Бактрийского царства , когда оно было подчинено кочевникам Юэчжи. Остались лишь мелкие бессильные вожди, которые, очевидно, были вассалами орды Юэчжи. Их цивилизация была городской, почти идентичной цивилизациям Аньси и Даюань, а население было многочисленным.
- «Даксия расположена на расстоянии более 2000 ли (1000 километров) к юго-западу от Даюаня (Фергана), к югу от реки Гуй (Окс). Ее жители обрабатывают землю, имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Даюаня. нет великого правителя, а есть лишь несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди плохо владеют оружием и боятся сражений, но они искусны в торговле. После того, как Великие Юэчжи двинулись на запад, напали и завоевали Даксию. вся страна оказалась под их властью. Население страны велико, насчитывает около 1 000 000 или более человек. Столица — Ланши ( Бактра ), где продаются и покупаются всевозможные товары». ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, перевод Бертона Уотсона).
ткань из Шу ( Сычуань ). Там была найдена [31]
Шенду (телесный яд, Индия)
[ редактировать ]Чжан Цянь также сообщает о существовании Индии к юго-востоку от Бактрии. Название Шенду ( 身毒 ) происходит от санскритского слова «Синдху», что означает реку Инд. В то время Синд находился под властью Индо-греческих королевств , что объясняет сообщаемое культурное сходство между Бактрией и Индией:
- «К юго-востоку от Даксии находится царство Шенду (Индия)... Шенду, как мне сказали, лежит в нескольких тысячах ли к юго-востоку от Даксии (Бактрии). Люди обрабатывают землю и живут во многом так же, как жители Даксии. Регион Говорят, что там жарко и сыро. Жители ездят на слонах, когда отправляются в бой. Королевство расположено на великой реке ( Инд )» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Аньси (Парфия)
[ редактировать ]Чжан Цянь идентифицирует «Аньси» ( китайский : 安息 ) как развитую городскую цивилизацию, такую как Даюань (Фергана) и Даксия (Бактрия). Имя «Анси» — транскрипция слова « Аршак » ( Arsaces ), [32] имя основателя империи Аршакидов , управлявшей областями вдоль Шелкового пути между рекой Теджен на востоке и Тигром на западе и протекавшим через Арию , собственно Парфию и собственно Мидию .
- «Аньси расположен в нескольких тысячах ли к западу от региона Великого Юэчжи. Люди селятся на этой земле, обрабатывают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда. У них есть города-крепости, как у жителей Даюаня. (Фергана), в регионе находится несколько сотен городов разного размера. Монеты страны сделаны из серебра и имеют лицо короля. Когда король умирает, валюта немедленно меняется и выпускаются новые монеты с его лицом. преемник. Люди ведут записи, записывая на горизонтальных полосках кожи. На западе находится Тяочжи (Месопотамия), а на севере Яньцай и Лисюань ( Гиркания )». ( Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Тяочжи (Тяочжи, Империя Селевкидов в Месопотамии)
[ редактировать ]Отчеты Чжан Цяня о Месопотамии и Империи Селевкидов , или Тяочжи ( 条支 ), носят смутный характер. Сам он не посещал этот регион и смог сообщить только то, что ему рассказали другие.
- «Тяочжи (Месопотамия) расположена в нескольких тысячах ли к западу от Аньси ( территория Аршакидов ) и граничит с «Западным морем» (которое может относиться к Персидскому заливу или Средиземному морю ). Здесь жарко и сыро, и люди живут возделыванием полей. и сажают рис... Люди очень многочисленны, и ими управляют многие мелкие вожди. Правитель Анси (Аршакиды) отдает приказы этим вождям и считает их вассалами». (адаптировано из Шиджи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Канджу к северо-западу от Согдианы
[ редактировать ]Чжан Цянь также посетил непосредственно район Согдианы ( Канджу ), где проживают согдийские кочевники:
- «Канджу расположен примерно в 2000 ли (1000 километров) к северо-западу от Даюаня (Бактрия). Его жители - кочевники, по своим обычаям напоминающие юэчжи. У них 80 000 или 90 000 опытных лучников. Страна небольшая и граничит с Даюанем. Он признает суверенитет народа юэчжи на юге и сюнну на востоке». (Шиджи, 123 года, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Янцай (奄蔡, Обширная степь)
[ редактировать ]- «Янкай расположен примерно в 2000 ли (832 км) к северо-западу от Канджу (с центром в Туркестане в Бэйтиане). Люди — кочевники, и их обычаи в целом аналогичны обычаям жителей Канджу . В стране насчитывается более 100 000 воинов-лучников, и граничит с огромным безбрежным озером, возможно, тем, что сейчас известно как Северное море ( Аральское море , расстояние от Ташкента до Аральска около 866 км)» ( Шицзи , 123, цитата Чжан Цяня, пер. Бертона Уотсона).
Развитие контактов Восток-Запад
[ редактировать ]После посольства и отчета Чжан Цяня торговые отношения между Китаем и Центральной, а также Западной Азией процветали, поскольку в конце 2-го века до нашей эры и в 1-м веке до нашей эры было отправлено множество китайских миссий, положивших начало развитию Шелкового пути :
- «Самое большое из этих посольств в иностранных государствах насчитывало несколько сотен человек, в то время как даже более мелкие партии включали более 100 членов... В течение года было отправлено от пяти-шести до более десяти партий». (Шиджи, пер. Бертона Уотсона). [33]
Многие предметы вскоре были обменены и доставлены до Гуанчжоу на Востоке, о чем свидетельствует обнаружение персидской шкатулки и различных артефактов из Центральной Азии в гробнице короля Чжао Мо из Наньюэ в 122 г. до н.э. [34]

Фрески в пещерах Могао в Дуньхуане описывают императора Хань Уди (156–87 до н. э.), поклоняющегося буддийским статуям, объясняя их как «золотых людей, принесенных в 120 г. до н. э. великим ханьским генералом в его кампаниях против кочевников», хотя других упоминаний нет. Хань Уди, поклоняющийся Будде в китайской исторической литературе.
Китай также отправил миссию в Аньси , за которой последовали ответные миссии парфянских посланников около 100 г. до н.э.:
- «Когда ханьский посланник впервые посетил королевство Аньси , король Анси ( правитель Аршакидов ) отправил отряд из 20 000 всадников встретить их на восточной границе королевства... Когда ханьские посланники снова отправились обратно в Китай, король Аньси отправил своих послов сопровождать их... Император был этому рад». (адаптировано из Шиджи, 123, пер. Бертона Уотсона).
Римский историк Флор описывает визит многочисленных посланников, в том числе Сереса (китайцев или выходцев из Центральной Азии), к первому римскому императору Августу , правившему между 27 и 14 годами до нашей эры:
- «Даже остальные народы мира, не подвластные императорскому владычеству, сознавали его величие и с почтением взирали на римский народ, великого завоевателя народов. Таким образом, даже скифы и сарматы посылали послов искать дружбы Более того, серы пришли также и индейцы , которые жили под вертикальным солнцем, принося в дар драгоценные камни, жемчуг и слонов, но думая обо всём меньшем, чем о обширности путешествия, которое они предприняли и которое они совершили. сказал, что это заняло четыре года. По правде говоря, достаточно было взглянуть на их лица, чтобы увидеть, что они были людьми из другого мира, чем наш». («Катай и путь туда», Генри Юл ).
В 97 году китайский генерал Бань Чао посланника отправил в Рим в лице Гань Ина .
С 166 г. последовало несколько римских посольств в Китае , что официально зафиксировано в китайских исторических хрониках.
Последние годы и наследие
[ редактировать ]« Шиджи» сообщает, что Чжан Цянь вернулся из своей последней экспедиции в Усунь в 115 г. до н.э. По возвращении он «был удостоен поста великого посланника, что сделало его одним из девяти высших министров правительства. Примерно через год он умер». [35]
«Указания относительно года его кончины различаются, но Ши Чжи-миен (1961), стр. 268, несомненно, показывает, что он умер в 113 г. до н. э. Его могила находится в Чан-цзя цунь張家村 недалеко от Чэн- ку .; во время ремонта, проведенного в 1945 году, была найдена глиняная форма с надписью 博望家造 [Дом Бованга (маркиза)], как сообщает Чэнь Чжи (1959), с. Хулсеве и Лоу (1979), с. 218, примечание 819.
Другие достижения
[ редактировать ]Из своих миссий он привез много важных продуктов, наиболее важными из которых были семена люцерны (для выращивания корма для лошадей ), сильные лошади с твердыми копытами, а также знания об обширном существовании новых продуктов, народов и технологий внешнего мира. Он умер ок . 114 г. до н. э., проведя двадцать пять лет в путешествиях по этим опасным и стратегическим миссиям. Хотя какое-то время его жизни считали позорным из-за поражения от хунну, ко времени его кончины император оказал ему большие почести. [36] [37] [38]
Путешествия Чжан Цяня способствовали множеству экономических и культурных обменов между династией Хань и западными регионами. Поскольку шелк стал доминирующим товаром, продаваемым из Китая, этот великий торговый путь позже стал известен как Шелковый путь . [39]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лоу (2000) , с. 688.
- ^ «ЧЖАН ЦЯНЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» .
- ^ «Чжан Цянь — пионер Шелкового пути в истории Китая» .
- ^ «Китайский исследователь Чжан Цянь на плоту» .
- ^ Хига, Киёта (01 января 2015 г.). «Легенда о пионере Шелкового пути живет» .
- ^ Ся, Чжихоу (15 марта 2018 г.). «Чжан Цянь» . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Булнуа, Люс (2005). Шелковый путь: монахи, воины и торговцы . Гонконг: Книги Одиссеи. п. 66 . ISBN 962-217-721-2 .
- ^ «История и наследие Шелкового пути» .
- ^ Шелковый путь: монахи, воины и торговцы на Шелковом пути , с. 61. (2004) Люси Булнуа. Перевод Хелен Лавдей. Книги и путеводители Одиссеи. ISBN 962-217-720-4 (в твердом переплете); ISBN 962-217-721-2 (мягкая обложка).
- ^ Уотсон (1993), с. 231.
- ^ Шелковый путь, Северный Китай , К. Майкл Хоган, Мегалитический портал, изд. Энди Бернэм
- ^ Фрэнсис Вуд , «Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии», 2002, University of California Press, 270 страниц. ISBN 978-0-520-23786-5
- ^ Джеймс А. Миллуорд (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. п. 20. ISBN 978-0-231-13924-3 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Джулия Ловелл (2007). Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э. Гроув Пресс. п. 73. ИСБН 978-0-8021-4297-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Ипин Чжан (2005). . Издательство Wuzhou Communication, стр. 22. ISBN 7-5085-0832-7 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Уотсон (1993), с. 232.
- ^ «Чжан Цянь» .
- ^ Альфред Дж. Андреа; Джеймс Х. Оверфилд (1998). Человеческие записи: до 1700 года . Хоутон Миффлин. п. 165. ИСБН 0-395-87087-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Уотсон (1993), гл. 123.
- ^ Эндрю Долби, Опасные вкусы: история специй , 2000, University of California Press, 184 страницы. ISBN 0-520-23674-2
- ^ Гарвер, Джон В. (11 декабря 2006 г.). «Двадцать веков дружественного сотрудничества: китайско-иранские отношения» .
- ^ Энциклопедия Китая: Существенный справочник по Китаю, его истории и культуре , с. 615. Дороти Перкинс. (2000). Пресс-книга за круглым столом. ISBN 0-8160-2693-9 (hc); ISBN 0-8160-4374-4 (пбк).
- ^ Чарльз Хайэм (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 409. ИСБН 0-8160-4640-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Экспедиция Чжан Цяня» .
- ^ Индийское общество доисторических и четвертичных исследований (1998). Человек и окружающая среда, Том 23, Выпуск 1 . Индийское общество доисторических и четвертичных исследований. п. 6 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Знаменитые путешественники на Шелковом пути» .
- ^ Блэквуд, Энди (04 января 2018 г.). «Небесные кони династии Хань» . Проверено 02 января 2021 г.
- ^ Цянь, Сыма. «Западная экспедиция Чжан Цяня» (PDF) .
- ^ «Раздел 13 - Королевство Да Юэчжи大月氏 (кушаны)» .
- ^ Китайский магнитофон . Пресвитерианская миссионерская пресса. 1875. стр. 15–.
- ^ Джеймс М. Харгетт (2006). Лестница в небеса: путешествие на вершину горы Эмэй . СУНИ Пресс. стр. 46–. ISBN 978-0-7914-6682-7 .
- ^ Королевство Анси
- ^ «Небесные кони Ферганы» .
- ^ Адриенн Мэр (22 сентября 2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Издательство Принстонского университета. стр. 422–. ISBN 978-1-4008-6513-0 .
- ^ Уотсон (1993), с. 240.
- ^ Уотсон (1993), стр. 231–239, 181, 231–241.
- ^ Энциклопедия Китая: Существенный справочник по Китаю, его истории и культуре , стр. 614–615. Дороти Перкинс. (2000). Пресс-книга за круглым столом. ISBN 0-8160-2693-9 (hc); ISBN 0-8160-4374-4 (пбк).
- ^ Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . БРИЛЛ. п. 396. ИСБН 9004114424 . Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Редакционная статья Asiapac, Чунцзян Фу, Липин Ян, Чунцзян Фу, Липин Ян (2006). История Китая: Древний Китай до 1911 года – Поиск книг в Google . Книги Азии. п. 84. ИСБН 9789812294395 . Проверено 24 мая 2008 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Хулсеве, AFP и Loewe, MAN (1979). Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н. э. – 23 г. н. э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Лоу, Майкл (2000). «Чжан Цянь張騫». Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (220 г. до н. э. – 24 г. н. э.) . Лейден: Брилл. стр. 687–9. ISBN 90-04-10364-3 .
- Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». Ин Твитчетт, Денис ; Фэрбанк, Джон К. (ред.). Кембриджская история Китая, Том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 377–462.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Яп, Джозеф П. (2019). Западные регионы, хунну и хань, от Шиджи, Ханьшу и Хоу Ханьшу. ISBN 978-1792829154