Сельскохозяйственная пресса
Сельскохозяйственная пресса | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Китайское имя | |||
китайский | Таримский бассейн | ||
| |||
Наньцзян | |||
китайский | Южный Синьцзян | ||
Буквальный смысл | Южный Синьцзян | ||
| |||
Уйгурское имя | |||
уйгурский | تارىم ئويمانلىقىТаримский бассейн | ||
|
Таримский бассейн — бессточный бассейн в Синьцзяне , Северо-Западный Китай, занимающий площадь около 888 000 км2. 2 (343 000 квадратных миль) и один из крупнейших бассейнов на северо-западе Китая. [1] [2] Расположенный в китайском регионе Синьцзян , он иногда используется как синоним для обозначения южной половины провинции, то есть Южного Синьцзяна или Наньцзяна ( китайский : 南疆 ; пиньинь : Наньцзян ), в отличие от северной половины провинции, известной как Джунгария или Бэйцзян. Его северной границей является горный массив Тянь-Шань , а южной границей — горы Куньлунь на краю Тибетского нагорья . Пустыня Такла-Макан доминирует над большей частью бассейна. Историческое уйгурское название бассейна реки Тарим — Алтишахр ( традиционное уйгурское : آلتی شهر , китайское : 六城 ), что на уйгурском языке означает «шесть городов» . Регион также называли Малой Бухарой или Малой Бухарией .
География и отношение к Синьцзяну
[ редактировать ]
Синьцзян состоит из двух основных географически, исторически и этнически различных регионов с разными историческими названиями: Джунгарии и Таримской котловины ( Алтишахр ), которые Цинский Китай объединил в провинцию Синьцзян в 1884 году. [3] Во время цинского завоевания в 1759 году Джунгарию населяли степные кочевые монголоязычные тибетские буддийские джунгары . [4] в то время как Таримский бассейн (Алтишахр) был населен оседлыми, живущими в оазисах тюркоязычными уйгурскими фермерами- мусульманами . [5] Джунгария и Таримский бассейн управлялись отдельно до создания Синьцзяна в 1884 году .
Местоположение Таримской котловины
[ редактировать ]
Северная сторона
[ редактировать ]Китайцы называли это место Тянь-Шань-Нань-Лу или Тянь-Шань-Южной дорогой, в отличие от Бэй-Лу к северу от гор. Вдоль нее проходят современные шоссе и железная дорога, а средняя река Тарим протекает примерно в 100 км к югу. Караваны встретились в Кашгаре перед тем, как пересечь горы. Бачу или Миралбачи; Учтурпан к северу от главной дороги; Аксу на большой реке Аксу ; Куча когда-то была важным королевством; Лунтай ; Корла , ныне большой город; Карашар возле озера Бостен ; Турфан к северу от Турфанской впадины и к югу от Богдо-Шаня ; Хами ; затем на юго-восток в Аньси и коридор Ганьсу .
Центр
[ редактировать ]Большую часть бассейна занимает пустыня Такла-Макан , слишком сухая для постоянного проживания. Реки Яркенд сливаются , , Кашгар и Аксу образуя реку Тарим , которая протекает вдоль северной стороны бассейна. Раньше он продолжал путь до Лоулани , но через некоторое время после 330 г. н.э. возле Корлы повернул на юго-восток в сторону Чаркилика , и Лоулань был заброшен. Тарим заканчивался у ныне высохшего Лоп-Нура, который занимал меняющуюся позицию к востоку от Лоулана. На востоке находятся легендарные Нефритовые ворота , которые китайцы считали воротами в западные регионы . Дальше был Дуньхуан с его древними рукописями, а затем Аньси в западном конце коридора Ганьсу .
Южная сторона
[ редактировать ]Поселения включают Кашгар; Янги Хисар , известный своими ножами; Яркенд , когда-то больший, чем Кашгар; Каргалик (Еченг) с маршрутом в Индию; Каракаш ; Хотан , главный источник китайского нефрита; на востоке земля становится более пустынной; Керия (Ютянь); Ния (Минфэн); Кьемо (Черчен); Чаркилик (Жоцян). Современная дорога продолжается на восток, в Тибет. В настоящее время нет дороги на восток через пустыню Кумтаг в Дуньхуан, но караваны каким-то образом пересекли перевал Янгуань к югу от Нефритовых ворот.
Дороги и транспорт
[ редактировать ]
железные дороги
[ редактировать ]Вся Таримская котловина и пустыня Такла-Макан окружены железными дорогами. Южная Синьцзянская железная дорога ответвляется от Ланьсиньской железной дороги возле Турфана, следует по северной стороне бассейна до Кашгара и поворачивает на юго-восток к Хотану, а железная дорога Хотан-Жоцян огибает южную и западную сторону Трайма. Они являются частью железнодорожного кольца пустыни Такла-Макан, соединенного между собой участками железной дороги Голмуд-Корла , железной дороги Хотан-Жоцян , железной дороги Кашгар-Хотан и железной дороги Южного Синьцзяна . [6]
Дороги
[ редактировать ]Основная дорога из восточного Китая достигает Урумчи и продолжается по шоссе 314 вдоль северной стороны до Кашгара. Шоссе 315 следует по южной стороне от Кашгара до Чаркилика и продолжается на восток в Тибет. В настоящее время через пустыню проходят четыре дороги с севера на юг. 218 проходит от Чаркилика до Корлы по прежнему течению Тарима, образуя овал, другим концом которого является Кашгар. Шоссе по пустыне Тарим , крупное инженерное достижение, пересекает центр от Нии до Лунтая . Новое шоссе 217 следует вдоль реки Хотан от Хотана до Аксу . Дорога идет по реке Яркант от Яркенда до Баку . К востоку от дороги Корла-Чаркилик движение по-прежнему остается очень трудным.
Реки
[ редактировать ]В Тарим впадают реки, текущие на юг от Тянь-Шаня, крупнейшая из которых — Аксу . Реки, текущие на север от Куньлуня, обычно называют в честь города или оазиса, через который они протекают. Большинство из них высыхает в пустыне; только река Хотан в хорошие годы до Тарима доходит . Исключением является река Кьемо , которая течет на северо-востоке в Лопнор. Руины в пустыне подразумевают, что когда-то эти реки были больше.
Караваны и перевалы
[ редактировать ]Первоначальный караванный маршрут, судя по всему, пролегал по южной стороне. Во времена завоевания династии Хань он переместился в центр (Нефритовые ворота-Лоулань-Корла). Когда около 330 г. н. э. Тарим изменил курс, он переместился на север, к Хами . Второстепенный маршрут шел севернее Тянь-Шаня. Когда шла война по коридору Ганьсу, торговля поступала в бассейн возле Чаркилика из бассейна Кайдам . Первоначальный маршрут в Индию, по-видимому, начинался недалеко от Яркенда и Каргилика, но теперь его заменил Каракорумское шоссе к югу от Кашгара. К западу от Кашгара через пограничный переход Иркештам находится Алайская долина , которая когда-то была дорогой в Персию. К северо-востоку от Кашгара перевал Торугарт ведет в Ферганскую долину . Рядом с Учтурпаном ведет перевал Бедель к озеру Иссык-Куль и степям. Где-то недалеко от Аксу трудный перевал Мюзарт вел на север, к бассейну реки Или (Кульджа). Рядом с Корлой находился перевал Железные ворота , а теперь шоссе и железная дорога на север, ведущая в Урумчи. Из Турфана легкий перевал Дабанченг ведет в Урумчи. Маршрут от Чаркилика до г. Бассейн Кайдам имел определенное значение, когда Тибет был империей.
К северу от гор находится Джунгария с ее центральной пустыней Гурбантунгют , Урумчи и нефтяными месторождениями Карамай . Территория Кульджи представляет собой верхний бассейн реки Или и выходит в казахскую степь несколькими дорогами на восток. Джунгарские ворота когда-то были миграционным путем, а сейчас являются автомобильным и железнодорожным переездом . Таченг или Тарбагатай — перекресток и бывший торговый пост.
Геология
[ редактировать ]
Таримский бассейн является результатом слияния древнего микроконтинента и растущего Евразийского континента в период от каменноугольного до пермского периода, процесса, который закончился в самом раннем триасе закрытием Палео-Азиатского океана. [7] В настоящее время деформация по краям бассейна приводит к тому, что микроконтинентальная кора проталкивается под Тянь-Шань на севере и Куньлунь-Шань на юге.
Мощная последовательность палеозойских , мезозойских и кайнозойских осадочных пород занимает центральные части бассейна, толщина которых местами превышает 15 км (9 миль). Материнскими породами нефти и газа, как правило, являются в основном пермские аргиллиты и, реже, ордовикские толщи, которые подверглись интенсивному и распространенному раннему герцинскому карстификации . [8] Результатом этого события являются, например, палеокарстовые резервуары на нефтяном месторождении Тахе. [9] Ниже уровня, обогащенного газом и нефтью, находится сложный докембрийский фундамент, предположительно состоящий из остатков первоначальной Таримской микроплиты , которая принадлежала растущему Евразийскому континенту в каменноугольное время.Снег на К2 , второй по высоте горе в мире, стекает в ледники , которые спускаются по долинам и тают. Талая вода образует реки, которые стекают с гор в Таримскую котловину, никогда не достигая моря. Окруженные пустыней, некоторые реки питают оазисы, вода которых используется для орошения, а другие впадают в соленые озера и болота.

Лоп-Нур — болотистая соленая впадина в восточной части Таримской котловины. Река Тарим заканчивается в Лоп-Нуре.
Считается, что Таримский бассейн содержит большие потенциальные запасы нефти и природного газа . [10] : 493 Метан составляет более 70 процентов запасов природного газа с переменным содержанием этана (<1% – около 18%) и пропана (<0,5% – около 9%). [11] Комплексная разведка Таримского бассейна, проведенная Китайской национальной нефтяной корпорацией в период с 1989 по 1995 год, привела к выявлению 26 нефтегазоносных структур. Они встречаются на больших глубинах и в разбросанных отложениях. Пекин стремится превратить Синьцзян в новую энергетическую базу Китая в долгосрочной перспективе, обеспечивая к 2010 году одну пятую общего объема поставок нефти в страну с годовой добычей в 35 миллионов тонн . [12] 10 июня 2010 года компания Baker Hughes объявила о соглашении о сотрудничестве с PetroChina Tarim Oilfield Co. для предоставления нефтепромысловых услуг, включая системы наклонно-направленного и вертикального бурения , по оценке пластов услуги заканчивания , системы и технологии механизированной добычи для скважин, пробуренных в предгорных пластах площадью более Глубина 7500 метров (24600 футов), давление более 20 000 фунтов на квадратный дюйм (1400 бар) и забойная температура примерно 160 °C (320 °F). Системы электропогружных насосов (ЭЦН) будут использоваться для осушения газовых и конденсатных скважин. PetroChina будет финансировать любую совместную разработку. [13]
В 2015 году китайские исследователи опубликовали открытие об обширном, богатом углеродом подземном море под бассейном. [14]
История
[ редактировать ]
Предполагается, что Таримский бассейн может быть одним из последних заселенных мест в Азии: он окружен горами, и, возможно, здесь были необходимы ирригационные технологии. [15]
Северный Шелковый путь по одному маршруту обходил Таримскую котловину к северу от гор Тянь-Шаня и пересекал ее по трем зависимым от оазисов маршрутам: одному к северу от пустыни Такла-Макан , одному к югу и среднему, соединяющему оба через регион Лобнор .
- Северный Таримский маршрут пролегал из Кашгара через Аксу , Куча , Корлу , через перевал Железные Ворота , затем Карасахр , Цзяохэ , Турфан , Гаочан и Кумул в Аньси .
- Южный Таримский путь пролегал из Кашгара через Яркант , Каргалик , Пишан , Хотан , Керию , Нию , Каркан , Каркилик , Миран и Дуньхуан до Аньси.
- Средний Таримский маршрут, самый короткий из четырех, соединял Корлу на северном Таримском маршруте через Лоулан и через регион Лобнор и Дуньхуан на южном Таримском маршруте. Регион Лопнор стал непригодным для проживания в IV веке, а средний маршрут опустел с VI века.
Ранние периоды
[ редактировать ]В ранний период, начиная примерно с 2000 г. до н.э., в Таримской котловине существовало шесть различных культурных зон, и начала появляться бронза. Одной из таких культур была культура Ксинтала ( ок. 1700–1500 до н.э.), близ городища Янки, также известного как Карашар , к северу и востоку от Тарима, у реки Кайду . [16] : стр.343 были найдены конструкции из сырцового кирпича В Ксинтале , демонстрирующие методы строительства, аналогичные тем, которые наблюдались в ранних оазисах в западной части Центральной Азии, а также в Янбулаке . В синтальской культуре не было захоронений, а ее поселения были небольшими. [16] : стр.344

Аутосомно-генетические данные свидетельствуют о том, что самые ранние люди Тарима произошли от местных жителей преимущественно древнего североевразийского происхождения со значительной примесью Северо-Восточной Азии . Таримские мумии были найдены в различных местах восточной части Таримской впадины, таких как Лоулан , комплекс гробниц Сяохэ и Кавригул . Ранее предполагалось, что эти мумии имеют тохарское происхождение, но недавние данные свидетельствуют о том, что мумии принадлежали отдельной популяции, не связанной с более поздними индоевропейскими скотоводами, такими как Афанасьево. [17]
В железном веке культура Чауху (ок. 1000–400 до н. э.) процветала в оазисе Янки (Карашар), а также достигла стоянок Алагу вблизи бассейна Турфана и на север до региона, близкого к Урумчи . [16] : стр.348
Более ранние раскопки в южной части Таримской котловины, проведенные в 1990-х годах, показали, что Юаньша (Джумбулак Кум) в долине реки Керия был самым ранним укрепленным городским объектом, датируемым примерно 400 годом до нашей эры, но новые исследования и раскопки, проведенные в период с 2018 по 2020 год, показали, что это место Куюкексихайер (Коюк Шахри), расположенный в северной части Таримской котловины, на самом деле является самым ранним укрепленным городским поселением во всем регионе, занимающим 6 гектаров и развивавшимся в четыре этапа между ок. 770 г. до н.э. и 80 г. н.э. На этом месте были найдены кувшины с фонтанами, похожие на кувшины культуры Чауху, а пряжки и формы с животными мотивами напоминают степные традиции. [18]
Еще одним народом в регионе, помимо народа Тарима, были индоиранские саки , которые говорили на различных восточноиранских хотанских скифских или сакских диалектах. В Ахеменидов надписях эпохи древнеперсидских , найденных в Персеполе и датированных правлением Дария I (годы правления 522–486 до н.э.), говорится, что саки жили недалеко от границ Согдианы . [22] Точно так же в надписи, датированной правлением Ксеркса I (годы правления 486–465 до н.э.), они связаны с народом Дахэ в Центральной Азии. [22] Современный греческий историк Геродот отмечал, что персы-ахемениды называли все индоиранские скифские народы «саками». [22] В древних китайских записях они были известны как Саи (塞, сай, сак на архаичном китайском языке). [23] Эти записи указывают на то, что первоначально они населяли долины рек Или и Чу на территории современного Казахстана . В китайской « Книге Хань » эта местность называлась «землей Саи», то есть саков. [24] Люди, предположительно саки, также были обнаружены в различных местах Таримской впадины, например, в районе Керия в Юмулак Куме (Джумбулак Кум, Юаньша) примерно в 200 км к востоку от Хотана, с могилой, датируемой еще VII в. век до нашей эры. [25] [26]
Согласно Сыма Цяня , Шиджи кочевники индоевропейского происхождения юэчжи первоначально жили между Тенгри Тагом ( Тянь-Шань ) и Дуньхуаном в Ганьсу , Китай. [27] Однако юэчжи подверглись нападению и были вынуждены бежать из коридора Хэси в Ганьсу силами сюннуского правителя Моду Чаньюя , который завоевал эту территорию в 177–176 гг. до н.э. (за десятилетия до завоевания ханьскими китайцами и колонизации западной оконечности Ганьсу или установление Протектората Западных областей ). [28] [29] [30] [31] В свою очередь юэцзы атаковали и оттеснили саев (т. е. саков) на запад, в Согдиану, где в середине II века до н.э. последние переправились через Сырдарью в Бактрию , а также в Ферганскую долину , где они поселились в Даюане , на юг, в сторону северной Индии. а также на восток, где они поселились в некоторых оазисных городах-государствах Таримской впадины. [24] : 13–14 В то время как юэчжи продолжали продвигаться на запад и завоевали Даксию около 177–176 гг. до н. э., саи (т. е. саки), включая некоторые союзные тохарские народы , бежали на юг, на Памир, прежде чем отправиться обратно на восток, чтобы поселиться в таких местах бассейна Тарима, как Янки (焉耆, Карасахр ) и Цюци (龜茲, Куча ). [24] : 21–22 Зарегистрировано, что саки населяли Хотан, по крайней мере, в III веке, а также поселились в соседнем Шаче (莎車), городе, названном в честь его сакских жителей (т.е. саула ). [32] Хотя древние китайцы называли Хотан Ютянь (于闐), его более родными иранскими именами в период Хань были Джусаданна (瞿薩旦那), происходящие от индоиранских Gostan и Gostana , названий города и региона вокруг него соответственно. [33]
династия Хань
[ редактировать ]Около 200 г. до н. э. юэчжи были захвачены сюнну . Затем сюнну попытались вторгнуться в западный регион Китая, но в конечном итоге потерпели неудачу и уступили контроль над регионом китайцам. Ханьские китайцы вырвали контроль над бассейном Тарима у хунну в конце I века под руководством генерала Бань Чао (32–102 гг. н. э.) во время ханьско-хуннской войны . [34] Китайцы управляли Таримским бассейном как протекторатом западных регионов . Позже Таримский бассейн находился под властью многих иностранных правителей, но правили в основном тюркские, ханьские, тибетские и монгольские народы.
Могущественные кушаны , покорившие последние остатки Индо-греческого царства, в I-II веках нашей эры снова расширились в Таримскую котловину, где они основали царство в Кашгаре и боролись за контроль над территорией с кочевниками и китайскими войсками. Юэчжи : или Ружи ( китайский : 月氏 ; пиньинь ; Юэчжи : Уэйд- Юэ Джайлз 4 -чи 1 , [ɥê ʈʂɻ̩́́ ) — древний народ, впервые упомянутый в китайской истории как кочевые скотоводы, жившие на засушливых лугах в западной части современной китайской провинции Ганьсу в 1-м тысячелетии до нашей эры. После крупного поражения от хунну во 2 веке до нашей эры юэчжи разделились на две группы: большие юэчжи ( Dà Yuezhī 大月氏) и малые юэчжи ( Xiώo Yuezhī 小月氏). Они представили письменность брахми , индийский язык пракрит для управления и буддизм , сыграв центральную роль в передаче буддизма по Шелковому пути в Восточную Азию.
В трех доханьских текстах упоминаются народы, похожие на юэчжи, хотя и под несколько разными именами. [35]
- В философском трактате Гуаньцзы (73, 78, 80 и 81) упоминаются кочевники-скотоводы, известные как Ючжи 禺氏 ( древнекитайский : *ŋʷjo-kje) или Нючжи 牛氏 ( OC : *ŋʷjə-kje), которые поставляли нефрит китайцам. . [36] [35] ( Сейчас считается, что « Гуаньцзы» был составлен около 26 г. до н. э. на основе более старых текстов, в том числе некоторых из эпохи государства Ци , 11-3 веков до н. э. Большинство ученых больше не приписывают его основное авторство Гуань Чжуну , чиновнику Ци. в VII веке до нашей эры. [37] ) Экспорт нефрита из Таримской впадины, по крайней мере, с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, хорошо задокументирован археологически. Например, сотни кусочков нефрита, найденных в гробнице Фу Хао (ок. 1200 г. до н. э.), происходят из района Хотана , на южном краю Таримской впадины. [38] По мнению Гуаньцзы , ючжи/нючжи, в отличие от соседних сюнну, не вступали в конфликт с близлежащими китайскими государствами.
- В «Сказании о царе Му, Сыне Неба» (начало IV века до н. э.) также упоминается Ючжи 禺知 (OC: *ŋʷjo-kje). [35]
- В «И Чжоу Шу» (вероятно, датируемом IV-I веками до н.э.) есть отдельные ссылки на Ючжи 禺氏 (OC: *ŋʷjo-kje) и Юэди 月氐 (OC: *ŋʷjat-tij). Последнее может быть орфографической ошибкой имени Юэчжи 月氏 (OC: *ŋʷjat-kje), встречающегося в более поздних текстах, состоящего из символов, означающих «луна» и «клан» соответственно. [35]
Династии Суй-Тан
[ редактировать ]
После династии Хань королевства Таримского бассейна начали оказывать сильное культурное влияние на Китай как проводник между культурами Индии, Центральной Азии и Китая. Индийские буддисты ранее путешествовали в Китай во времена династии Хань, но буддийский монах Кумараджива из Кучи , посетивший Китай в период Шести династий особой известностью пользовался . Музыка и танцы Куча также были популярны в периоды Суй и Тан. [39]
Во времена Тан была проведена серия династии военных экспедиций против оазисных государств Таримской котловины, тогда вассалов Западно-Тюркского каганата . [40] Походы против государств-оазисов начались при императоре Тайцзуне с аннексии Гаочана в 640 году. [41] Соседнее королевство Карасар было захвачено Танами в 644 году, а королевство Куча было завоевано в 649 году . [42]

Экспансия в Среднюю Азию продолжилась при преемнике Тайцзуна, императоре Гаозуне , который в 657 году направил армию во главе с Су Динфаном против западнотюркского кагана Ашина Хелу . [42] Ашина потерпела поражение, и каганат вошел в состав империи Тан. [43] Таримский бассейн управлялся через протекторат Аньси и четыре гарнизона Аньси . Гегемония Тан за пределами Памира в современном Таджикистане и Афганистане закончилась восстаниями турок, но Тан сохранила военное присутствие в Синьцзяне. Эти владения позже были захвачены Тибетской империей на юге в 670 году. На протяжении оставшейся части династии Тан Таримский бассейн попеременно находился под властью Тан и Тибета, поскольку они боролись за контроль над Центральной Азией. [44]
Королевство Хотан
[ редактировать ]В результате ханьско-хуннской войны с 133 г. до н.э. по 89 г. н.э. регион Таримской котловины в Синьцзяне на северо-западе Китая, включая основанные саками оазисные города-государства Хотан и Кашгар, попали под влияние ханьских китайцев , начиная с правления ханьцев. императора У (годы правления 141–87 до н. э.) династии Хань . [45] [46] Как и соседние жители Хотанского царства , жители Кашгара, столицы царства Шуле , говорили на сакском , одном из восточноиранских языков . [47] Как отмечал греческий историк Геродот, современные персы называли всех скифов «саками». [22] Действительно, современные ученые пришли к единому мнению, что сакский язык, предок памирских языков на севере Индии и хотанского языка в Синьцзяне , принадлежит к скифским языкам . [48]
Во время китайской династии Тан (618–907 гг. Н.э.) регион снова попал под сюзеренитет Китая в результате завоевательных кампаний императора Тан Тайцзуна (годы правления 626–649). [49] С конца 8-го по 9-й века регион переходил из рук в руки между китайской империей Тан и конкурирующей Тибетской империей . [50] [51] К началу 11 века регион перешел под власть тюркских народов Кара -Ханидского ханства , что привело как к тюркификации региона, так и к его обращению из буддизма в ислам . [52] [53]

Наводящим на размышления свидетельством ранней связи Хотана с Индией являются отчеканенные в Хотане монеты, датированные III веком, с двойными надписями на китайском языке и гандхарском пракрите письмом Харости . [54] Хотя пракрит был административным языком близлежащего Шаньшаня , в документах этого королевства III века записан титул хинаджха (то есть «генералиссимус») для короля Хотана Виджидида-симхи, слово явно иранского происхождения, эквивалентное санскритскому титулу. сенапати , но почти идентичный хотанской сакской хинайсе, зафиксированной в современных документах. [54] это, наряду с тем фактом, что зарегистрированные периоды правления короля обозначались на хотанском языке как кшуна По словам покойного профессора иранистики Рональда Э. Эммерика (ум. 2001 г.), , «подразумевает установленную связь между иранскими жителями и королевской властью». ). [54] Он утверждал, что королевские рескрипты Хотана на хотанско-сакском языке, датированные X веком, «делают вероятным, что правитель Хотана говорил на иранском языке ». [54] Кроме того, он уточнил раннее название Хотана:
Имя Хотан засвидетельствовано в ряде вариантов написания, из которых самая старая форма - хватана , в текстах примерно 7-10 веков нашей эры, написанных на иранском языке, который называли хватаной авторы . То же имя встречается также в двух близкородственных иранских диалектах, согдийском и тумшукском ... Соответственно, были предприняты попытки объяснить его как иранское, и это имеет определенное историческое значение. Лично я предпочитаю объяснение, семантически связывающее его с именем Сака, для иранских жителей Хотана... [55]

Аверс: Легенда Харости : «О великом царе царей, царе Хотана Гургамойе.
Реверс: Китайская легенда: «Медная монета двадцать четыре грана». Британский музей
На северо-западе Китая документы на хотанско-сакском языке, начиная от медицинских текстов и заканчивая буддийской литературой , были найдены, главным образом в Хотане и Тумшуке (к северо-востоку от Кашгара). [56] Они в значительной степени предшествовали приходу ислама в регион под властью тюркских Кара-Ханидов . [56] Подобные документы на хотанско-сакском языке были найдены в Дуньхуане и датируются преимущественно X веком. [57]
Тюркский приток
[ редактировать ]После распада Уйгурского каганата на территории современной Монголии уйгуры мигрировали в бассейн Тарима, смешались с тохарами, обратились в их религию и переняли их метод оазисного земледелия. [58] В Х веке карлуки , ягмы , чигилы и другие тюркские племена основали Кара-Ханидское ханство в Семиречье , Западном Тянь-Шане и Кашгарии . [59]
Исламизация Таримского бассейна
[ редактировать ]Караханиды стали первой исламской тюркской династией в десятом веке, когда султан Сатук Бугра-хан принял ислам в 966 году, когда он контролировал Кашгар. [59] Сатук Бугра Хан и его сын руководили усилиями по проповеди ислама среди турок и участвовали в завоеваниях. [60] Племянник или внук Саток Бугра Хана Али Арслан был убит буддистами во время войны. Буддизм уступил территорию тюркскому караханиду Саток Бугра Хану во время правления Караханидов вокруг Кашгара. [61] В течение следующих нескольких столетий Таримский бассейн стал исламизированным.
Тюркско-исламское завоевание Кара-Ханидами иранского сакского буддийского Хотана
[ редактировать ]В Х веке буддийское иранское сакское царство Хотан было единственным городом-государством, еще не завоеванным тюрко-уйгурским (буддийским) и тюркским караханидским (мусульманским) государствами. Буддийские образования Дуньхуана и Хотана поддерживали тесные партнерские отношения: смешанные браки между Дуньхуаном и правителями Хотана, а гроты Могао и буддийские храмы Дуньхуана финансировались и спонсировались членами королевской семьи Хотана, чьи изображения были нарисованы в гротах Могао. [62] На полпути в X веке Хотан подвергся нападению со стороны караханидского правителя Мусы, между тюркскими караханидами и буддистским Хотаном последовала длительная война, которая в конечном итоге закончилась завоеванием Хотана Кашгаром лидером караханидов Юсуфом Кадир-ханом около 1006 года. [62] [63]

Отчеты о войне мусульман Караханидов против хотанских буддистов приведены в «Такире четырех принесенных в жертву имамов», написанном где-то в период с 1700 по 1849 год, в котором рассказывается история четырех имамов из города Мадаин (возможно, в современном Ираке), которые путешествовали. помочь исламскому завоеванию Хотана, Яркенда и Кашгара Юсуфом Кадир-ханом, лидером Караханидов. [64] «Неверные» были разбиты и изгнаны к Хотану Юсуфом Кадир-ханом и четырьмя имамами, но имамы были убиты буддистами до последней победы мусульман. После завоевания Юсуфом Кадир-ханом новых земель в Алтишахре на востоке он принял титул «Король Востока и Китая». [64]
В 1006 году мусульманский правитель Кара-Ханидов Юсуф Кадир (Кадир) Хан Кашгарский завоевал Хотан, положив конец существованию Хотана как независимого государства. Исламское завоевание Хотана вызвало тревогу на востоке, и пещера 17 в Дуньхуане, в которой хранились хотанские литературные произведения, была закрыта, возможно, после того, как ее смотрители узнали, что буддийские здания Хотана были снесены мусульманами. Буддийская религия внезапно прекратила свое существование в Хотане. . [60] Караханидский тюркский мусульманский писатель Махмуд аль-Кашгари записал короткое стихотворение на тюркском языке о завоевании:
Английский перевод: [65] [66] [60] [67]
|
|
Обращение буддистов-уйгуров
[ редактировать ]
Буддийские уйгуры Королевства Кочо и Турфан приняли ислам после обращения в ислам от рук мусульманина Чагатая Хизра Ходжи. [62]
Кара-Дель была буддийским королевством, которым правили монголы и населяли уйгуры. Мусульманский Чагатай-хан Мансур вторгся и использовал меч, чтобы обратить население в ислам. [69]
После обращения в ислам потомки бывших буддийских уйгуров в Турфане считали, что «неверные калмыки» ( джунгары ) были теми, кто построил буддийские памятники в их районе, вопреки нынешней академической теории, согласно которой это было их собственным наследием. . [70]
До завоевания Цин
[ редактировать ]Восточные районы Чагатайского ханства в начале 14 века были заселены рядом монгольских кочевых племен. Эти племена возмутились обращением хана Тармаширина в ислам и переездом хана в оседлые районы Мавераннахра . Они стояли за восстанием, закончившимся смертью Тармашинина. Один из ханов, следовавших за Тармаширином, Чанши , предпочитал восток и был немусульманином. [71] В 1340-х годах, когда ряд эфемерных ханов боролись за власть в Трансоксиане, Чагатаиды уделяли мало внимания восточным регионам. В результате восточные племена там оказались практически независимыми. Самое могущественное из племен — дуглаты — контролировало обширные территории в Могулистане и западной части Таримской котловины. В 1347 году дуглаты решили назначить своего хана и возвели Чагатаида Туглуг Тимура . на трон [72]
В 1509 году дуглаты, вассальные правители Таримского бассейна, восстали против Могулистанского ханства и отделились от него. Пять лет спустя султан Саид-хан , брат хана Могулистана в Турфане , завоевал дуглатов, но вместо этого основал собственное Яркентское ханство . [73] К началу 17 века накшбандийские суфийские ходжи , потомки Мухаммеда , заменили чагатаидских ханов на посту правителей Таримского бассейна. Шла борьба между двумя фракциями ходжи: Афаки (Белая гора) и Исхаки (Черная гора). Ишаки победили афаки, и Афак Ходжа пригласил 5-го Далай-ламу (вождя тибетцев ) вмешаться от его имени в 1677 году. Затем Далай-лама призвал своих джунгарских буддийских последователей в Джунгарском ханстве действовать по приглашению. Джунгарское ханство завоевало Таримскую котловину в 1678 году, во время джунгарского завоевания Алтишахра , после чего они поставили Афака Ходжа своим марионеточным правителем. [74] [70]
Династия Цин
[ редактировать ]
Синьцзян не существовал как единое целое до 1884 года под властью Цин. Оно состояло из двух отдельных политических образований Джунгарии и Таримской котловины (Восточный Туркестан). [75] [76] [77] [78] Джунгарию или Или называли Чжунбу 正部 (Джунгарская область), Тяньшань, Бэйлу, Тяньшань, Северная дорога (Северный марш), «Синьцзян», Синьцзян (Новый рубеж), [79] или «Калмыкия» (La Kalmouquie по-французски). [80] [81] Раньше это была территория Джунгарского (или Зунгарского) ханства 準噶爾汗國, земли джунгарского народа . Таримский бассейн был известен как «Тяньшань Наньлу 天山南路 (южный март), Хуэйбу 回部 (мусульманский регион), Хуэйцзян 回疆 (мусульманская граница), Китайский Туркестан , Кашгария, Малая Бухария, Восточный Туркестан », и традиционное уйгурское название это был Алтишахр ( уйгурский : التى شهر , латинизированный : Алта-шахар , Алтә-шәһәр ). [82] Раньше это была территория Восточного Чагатайского ханства (東察合台汗國), земли уйгурского народа , прежде чем она была завоевана джунгарами.
Демография
[ редактировать ]Население Таримского бассейна оценивается примерно в 5,5 миллионов человек. [83]
Жители Таримской котловины
[ редактировать ]
По данным переписи, в Таримской котловине преобладают уйгуры . [84] Они составляют большинство населения в таких городах, как Кашгар , Артуш и Хотан . Однако в регионе есть большие очаги ханьских китайцев, такие как Аксу и Корла . Есть также меньшее количество хуэйцев и других этнических групп, например, таджики , которые сконцентрированы в Ташкургане в префектуре Кашгар , кыргызы в Кызылсу и монголы в Баинголине . [85]
Язык, на котором говорили первые жители Тарима, неясен; однако широко распространено мнение, что в конечном итоге они станут носителями индоевропейского языка. [86] Мумии были описаны как «европеоидные» и «монголоидные», также наблюдались люди смешанной расы. [87] Генетический анализ также показывает, что в периоды бронзового и железного веков население имело смешанное происхождение. Профессор Джеймс А. Миллуорд описал первоначальных уйгуров как физически монголоидных , приводя в качестве примера изображения в Безеклике в Храме 9, пока они не начали смешиваться с коренными тохарскими и восточно-иранскими жителями Таримской впадины. уйгурских покровителей [88] Однако, согласно генетическому исследованию останков ранних уйгуров из Уйгурского каганата в Монголии, большинство людей уйгурского периода демонстрируют высокую, но различную степень западно-евразийского происхождения. Говорят, что смешение востока и запада в Уйгурском каганате произошло около 500 года нашей эры. [89]
Археология
[ редактировать ]
Хотя археологические находки в Таримском бассейне представляют интерес, основным стимулом для исследований были нефть и природный газ. с использованием базы данных ГИС позволили провести детальный анализ древнего оазиса Ния Недавние исследования на Шелковом пути . Это исследование привело к важным выводам; остатки деревень с плетневыми и глинобитными постройками, а также сельскохозяйственные угодья, сады, виноградники, оросительные бассейны и мосты. Оазис в Нии сохраняет древний пейзаж. Здесь также были найдены сотни деревянных счетных табличек III и IV веков в нескольких поселениях оазиса. Эти тексты написаны шрифтом Харости , родным для современного Пакистана и Афганистана . Тексты представляют собой юридические документы, такие как налоговые списки и контракты, содержащие подробную информацию, касающуюся управления повседневными делами. [90]
Дополнительные раскопки раскопали гробницы с мумиями . [91] инструменты, керамические изделия, расписная керамика и другие художественные артефакты. Такое разнообразие было вызвано культурными контактами, возникшими в результате положения этой территории на Шелковом пути . [92] Ранние буддийские скульптуры и фрески, раскопанные в Миране, демонстрируют художественное сходство с традициями Центральной Азии и Северной Индии. [93] и стилистические аспекты найденных там картин позволяют предположить, что Миран имел прямую связь с Западом, особенно с Римом и его провинциями. [94]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чен, Янин и др. «Региональное изменение климата и его влияние на речной сток в бассейне Тарима, Китай». Гидрологические процессы 20.10 (2006): 2207–2216. ( онлайн- архивировано 1 мая 2016 г. на Wayback Machine , 426 КБ)
- ^ Буоно, Регина М.; Ганн, Елена Лопес; Маккей, Дженнифер; Стаддон, Чад (2019). Регулирование водной безопасности при добыче нетрадиционной нефти и газа . Спрингер Природа. п. 11. ISBN 978-3-030-18342-4 .
- ^ Кембриджская история Китая . Издательство Кембриджского университета. 1978. с. 69. ИСБН 9780521214476 .
- ^ Го, Жунсин (2015). Пространственная (дез)интеграция Китая: политическая экономия межэтнических волнений в Синьцзяне . Издательство Чандос. п. 9. ISBN 978-0-08-100403-6 .
- ^ Ша, Хейла (2018). Уход и старение в Северо-Западном Китае . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 39. ИСБН 978-3-643-90874-2 .
- ^ Чжан, Кейт (17 июня 2022 г.). «Новая железная дорога завершает 2700-километровую петлю пустыни Такла-Макан в целях интеграции Синьцзяна с остальной частью Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Чжан, Дунхай; Хуан, Баочунь; Чжао, Гочунь; Меерт, Джозеф Г.; Уильямс, Саймон; Чжао, Цзе; Чжоу, Тинхун (30 июля 2021 г.). «Количественная оценка протяженности Палеоазиатского океана в период от позднего карбона до ранней перми» . Письма о геофизических исследованиях . 48 (15). Бибкод : 2021GeoRL..4894498Z . дои : 10.1029/2021GL094498 . S2CID 238714243 . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Ню, Джун; Хуан, Вэньхуэй; Фэй, Лян (3 декабря 2018 г.). «Палеосреда в ордовикском карбонатном резервуаре на юго-западе Таримской впадины, северо-запад Китая: данные стабильных изотопов» . Источники энергии . 41 (16): 2007–2016. дои : 10.1080/15567036.2018.1549129 . S2CID 104392780 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Тиан, Фэй; Лу, Синьбянь; Чжэн, Сунцин; Чжан, Хунфан; Ронг, Юаньшуай; Ян, Дебин; Лю, Найгуи (26 июня 2017 г.). «Характеристики строения и заполнения палеокарстовых резервуаров Северного Таримского бассейна, выявленные по изображениям обнажений, керна и скважин» . Открытые геологические науки . 9 (1): 266–280. Бибкод : 2017OGeo....9...22T . дои : 10.1515/geo-2017-0022 . ISSN 2391-5447 .
- ^ Болиан, Х. (1992). «Нефтяная геология и перспективы бассейна Тарим (Талиму), Китай». В Халбути, штат Монтана (ред.). Гигантские месторождения нефти и газа десятилетия, 1978–1988 гг . Мемуары AAPG. Том. 54. Талса, Оклахома: Американская ассоциация геологов-нефтяников. ISBN 0891813330 .
- ^ «Геохимия природного газа в бассейне Тарима, Китай, и ее влияние на историю газонаполнения, авторы Тунвэй Чжан, Цюанью Лю, Цзиньсин Дай и Юнчунь Тан, № 10131» . Поиск и открытие . 2007. Архивировано из оригинала 26 октября 2008 г.
- ^ Тео, Карен (4 января 2005 г.). «Сомнения по поводу нефти Sinopec обнаруживаются в Тариме» . thestandard.com.hk . Архивировано из оригинала 10 марта 2011 года.
- ^ «Baker Hughes подписывает стратегическое рамочное соглашение с PetroChina Tarim Oilfield Co» . www.bakerhughes.com . 10 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2010 г.
- ^ Ли, Ян; Ван, Ю-Ганг; Хоутон, РА; Тан, Ли-Сонг (2015). «Скрытый поглотитель углерода под пустыней» . Письма о геофизических исследованиях . 42 (14): 5880–5887. Бибкод : 2015GeoRL..42.5880L . дои : 10.1002/2015GL064222 . ISSN 1944-8007 .
- Кен Браун (16 сентября 2015 г.). «Исследователи только что обнаружили огромный водоем под самой большой пустыней Китая» . Место обитания .
- ^ Вонг, Эдвард (12 июля 2009 г.). «Грохот на окраине Китайской империи» . www.nytimes.com . Архивировано из оригинала 4 декабря 2011 г. Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Хойсетер, Томас Ларсен (2017). «Политика и кочевники: возникновение обмена Шелкового пути в регионе Таримской котловины в поздней предыстории (2000–400 гг. До н.э.)» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 80 (2): 339–363. дои : 10.1017/S0041977X17000507 .
- ^ Чжан, Фань; Нин, Чао; Скотт, Эшли; Фу, Цяомэй; Бьёрн, Расмус; Ли, Вэньин; Вэй, Донг; Ван, Вэньцзюнь; Фан, Линьюань; Абудуресуле, Идилиси; Ху, Синцзюнь (ноябрь 2021 г.). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. Бибкод : 2021Natur.599..256Z . дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 8580821 . ПМИД 34707286 .
Используя qpAdm, мы смоделировали особей Таримского бассейна как смесь двух древних автохтонных азиатских генетических групп: ANE, представленную верхнепалеолитической особью со стоянки Афонтова гора в верховьях Енисея в Сибири (AG3) (около 72%). и древние аборигены Северо-Восточной Азии, представленные Baikal_EBA (около 28%) (дополнительные данные 1E и рис. 3а). Tarim_EMBA2 из Бэйфана также можно смоделировать как смесь Tarim_EMBA1 (около 89%) и Baikal_EBA (около 11%).
- ^ Данг, Чжихао; и др. (2022). «Ранняя городская оккупация в бассейне Тарима: результаты недавних полевых исследований на укрепленном участке Куюкексихайер (Коюк Шахри)» . Античность . 96 (386): 463–470. дои : 10.15184/aqy.2022.18 .
- ^ Ле Кок, Альберт (1913). Чочо: Факсимильные репродукции наиболее важных находок первой королевской прусской экспедиции в Турфан в Восточном Туркестане [ Кочо: Факсимильные репродукции наиболее важных находок первой королевской прусской экспедиции в Турфан в Восточном Туркестане ] (на немецком языке). Берлин: Дитрих Раймер (Эрнст Вохсен). Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 г. «Таблица 19» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 г. Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Гаспарини, Мариакьяра (2014). Вагнер, Рудольф Г.; Джунеха, Моника (ред.). «Математическое выражение искусства: китайско-иранское и уйгурское текстильное взаимодействие и коллекция текстиля Турфана в Берлине» . Транскультурные исследования . № 1 (1). Университет Рупрехта-Карла в Гейдельберге: 134–163. дои : 10.11588/ts.2014.1.12313 . ISSN 2191-6411 . Архивировано из оригинала 25 мая 2017 г. Проверено 3 сентября 2016 г.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ). См. также сноску 32. - ^ Хансен, Валери (2012). Шелковый путь: новая история . Издательство Оксфордского университета. п. 98. ИСБН 978-0-19-993921-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Бейли, HW (1996). «Хотаносакская литература». В Эхсане, Яршатер (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. III: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды (переиздание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Часть 2, с. 1230.
- ^ Чжан Гуанда (1999). История цивилизаций Центральной Азии Том III: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . ЮНЕСКО. п. 283. ИСБН 978-8120815407 .
- ^ Jump up to: а б с Ю Тайшань (июнь 2010 г.). Майр, Виктор Х. (ред.). «Самые ранние тохары в Китае». Китайско-платонические статьи . Китайская академия социальных наук, факультет восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета: 13.
- ^ Дебен-Франкфурт, К.; Идрисс, А. (2001). Керия, воспоминания о реке. Археология и цивилизации оазисов Такла-Макан (на французском языке). Электричество Франции. ISBN 978-2868050946 .
- ^ Дж. П. Мэллори. «Языки бронзового века Таримского бассейна» (PDF) . Пеннский музей . Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2016 г.
- ^ Мэллори, Дж. П. и Мэйр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Лондон: Темза и Гудзон. п. 58 . ISBN 978-0-500-05101-6 .
- ^ Сегодня, Ласло (1997). Конные лучники: начало истории Центральной Азии . Дарем: Даремская академическая пресса. стр. 80–81. ISBN 978-1-900838-03-0 .
- ^ Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». В Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая . Том. I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 377–388, 391. ISBN. 978-0-521-24327-8 .
- ^ Чанг, Чун-шу (2007). Расцвет Китайской империи . Том. II: Граница, иммиграция и империя в ханьском Китае, 130 г. до н. э. – 157 г. н. э. . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 5–8. ISBN 978-0-472-11534-1 .
- ^ Ди Космо, Никола (2002). Древний Китай и его враги: рост власти кочевников в истории Восточной Азии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 174–189, 196–198, 241–242. ISBN 978-0-521-77064-4 .
- ^ Теобальд, Ульрих (26 ноября 2011 г.). «Китайская история – Сай塞 Саки или согдийцы» . КитайЗнания . Архивировано из оригинала 19 января 2015 г. Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Теобальд, Ульрих (16 октября 2011 г.). «Города-государства вдоль Шелкового пути» . КитайЗнания . Архивировано из оригинала 13 мая 2006 г. Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 37, 41–42 . ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Тьерри 2005 .
- ^ "Les Saces", Iaroslav Lebedynsky, ISBN 2-87772-337-2 , с. 59
- ^ Лю Цзяньго (2004). Отличие и исправление кованых классических произведений до Цинь . Сиань: Народная пресса Шэньси. ISBN 7-224-05725-8 . стр. 115–127
- ^ Лю 2001a , с. 265.
- ^ Чон Су Иль (2016). «Куча Музыка» . Энциклопедия Шелкового пути . Сеульский выбор. ISBN 9781624120763 .
- ^ Эбри, Патрисия Бакли (2010). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 111. ИСБН 978-0-521-12433-1 .
- ^ Твитчетт, Денис; Векслер, Ховард Дж. (1979). «Као-цзун (годы правления 649–83) и императрица У: наследник и узурпатор». В Денисе Твитчетте; Джон Фэрбанк (ред.). Кембриджская история Китая, том 3: Китай Суй и Тан, часть I. Издательство Кембриджского университета. п. 228. ИСБН 978-0-521-21446-9 .
- ^ Jump up to: а б Скафф, Джонатан Карем (2009). Никола Ди Космо (ред.). Военная культура в императорском Китае . Издательство Гарвардского университета. стр. 183–185. ISBN 978-0-674-03109-8 .
- ^ Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 . Издательство Оксфордского университета. п. 190. ИСБН 978-0-19-973413-9 .
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. стр. 33–42. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Лоу, Майкл. (1986). «Бывшая династия Хань» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э., 103–222 гг. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 197–198. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- ^ Ю, Ин-ши. (1986). «Международные отношения Хань» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , 377–462 гг. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 410–411. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- ^ Ксавье Трамбле, «Распространение буддизма в Сериндии: буддизм среди иранцев, тохарцев и турок до 13 века», в «Распространении буддизма» , редакторы Энн Хейрман и Стефан Питер Бамбакер, Лейден: Koninklijke Brill, 2007, стр. 77.
- ^ Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Происхождение индоиранцев . Под редакцией Дж. П. Мэллори. Лейден, Бостон: Брилл, стр. 381–382. ISBN 978-90-04-16054-5 .
- ^ Сюэ, Цзунчжэн (1992). История турок. Пекин: Чжунго шэхуэй кексюэ чубанше, стр. 596–598. ISBN 978-7-5004-0432-3 ; ОСЛК 28622013
- ^ Беквит, Кристофер. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, стр. 36, 146. ISBN 0-691-05494-0 .
- ^ Векслер, Ховард Дж.; Твитчетт, Деннис К. (1979). Денис К. Твитчетт; Джон К. Фэрбанк, ред. Кембриджская история Китая, Том 3: Суй и Тан Китай, 589–906, Часть I. Издательство Кембриджского университета. стр. 225–227. ISBN 978-0-521-21446-9 .
- ^ Скотт Кэмерон Леви; Рон Села (2010). Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. стр. 72–. ISBN 0-253-35385-8 .
- ^ Ахмад Хасан Дани; Б.А. Литвинский; ЮНЕСКО (1 января 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 283–. ISBN 978-92-3-103211-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Эммерик, RE (2003) «Иранское поселение к востоку от Памира», в Эхсане Яршатере (редактор), Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , Часть 1 (переиздание) Кембридж: Кембриджский университет Пресс, с. 265.
- ^ Эммерик, RE (2003) «Иранское поселение к востоку от Памира», в Эхсане Яршатере (редактор), Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , Часть 1 (переиздание) Кембридж: Кембридж Университетское издательство, стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б Бейли, HW (1996) «Хотанская сакская литература», в Эхсане Яршатере (редактор), Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , Часть 2 (переиздание), Кембридж: Cambridge University Press, стр. 1231–1235.
- ^ Хансен, Валери (2005). «Торговля данью с Хотаном в свете материалов, найденных в пещере библиотеки Дуньхуана» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 19 : 37–46. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ Хонг, Сун-Ки; Ву, Цзяньго; Ким, Джэ Ын; Накагоши, Нобукадзу (2010). Ландшафтная экология в азиатских культурах . Спрингер. п. 284. ИСБН 978-4-431-87799-8 .
- ^ Jump up to: а б Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (ред.), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, стр. 357, ISBN 978-0-521-2-4304-9
- ^ Jump up to: а б с Валери Хансен (2012). Шелковый путь: новая история . Издательство Оксфордского университета. стр. 226 –. ISBN 978-0-19-993921-3 .
- ^ Труди Ринг; Роберт М. Салкин; Шэрон Ла Бода (1994). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 457–. ISBN 978-1-884964-04-6 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс А. Миллуорд (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Джордж Мичелл; Джон Голлингс; Марика Вичиани; Йен Ху Цуй (2008). Кашгар: город-оазис на старом шелковом пути Китая . Фрэнсис Линкольн. стр. 13–. ISBN 978-0-7112-2913-6 .
- ^ Jump up to: а б Тум, Риан (6 августа 2012 г.). «Модульная история: сохранение идентичности до уйгурского национализма» . Журнал азиатских исследований . 71 (3): 627–653. дои : 10.1017/S0021911812000629 . S2CID 162917965 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Йохан Эльверског (6 июня 2011 г.). Буддизм и ислам на Шелковом пути . Издательство Пенсильванского университета. п. 94. ИСБН 978-0-8122-0531-2 .
- ^ Анна Акасой; Чарльз С.Ф. Бернетт; Ронит Йоэли-Тлалим (2011). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусном пути . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 295–. ISBN 978-0-7546-6956-2 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Данкофф (2008). От Махмуда Кашгари до Эвлии Челеби . Исис Пресс. п. 79. ИСБН 978-975-428-366-2 .
- ^ Такао Мориясу (2004). История уйгурского манихейства на Шелковом пути: исследование манихейских источников и их исторической подоплеки . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 207–. ISBN 978-3-447-05068-5 .
- ^ «Краткая история короля Хами Хуэя - Начало семьи короля Хуэй» . Архивировано из оригинала 1 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гамильтон Александр Росскин Гибб; Бернард Льюис; Йоханнес Хендрик Крамерс; Шарль Пеллат; Йозеф Шахт (1998). Энциклопедия ислама . Брилл. п. 677. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Гросет, с. 341
- ^ Тетерев, стр. 343–344
- ^ Гросет, с. 497
- ^ Адле, Чахрияр (2003), История цивилизаций Центральной Азии 5 , с. 193
- ^ Мичелл 1870 , с. 2.
- ^ Мартин 1847 , с. 21.
- ^ Фишер 1852 , с. 554.
- ^ Британская энциклопедия: Словарь искусств, наук и общей литературы, том 23 1852 г. , стр. 681.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 21.
- ^ Ментель, Эдме (11 мая 2018 г.). «Математическая, физическая и политическая география всех частей света: Написано в соответствии с тем, что было точно и новым опубликовано географами, натуралистами, путешественниками и авторами статистики самых просвещенных стран...» Х. Тардье - через Google Книги.
- ^ Ментель, Эдме (11 мая 2018 г.). «Математическая, физическая и политическая география всех частей света: Написано в соответствии с тем, что было точно и новым опубликовано географами, натуралистами, путешественниками и авторами статистики самых просвещенных стран...» Х. Тардье - через Google Книги.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 23.
- ^ «Таримский бассейн» . география.имя .
- ^ Бовингдон, Гарднер (2010). Уйгуры: чужие на своей земле . Издательство Колумбийского университета. п. 11. ISBN 9780231519410 .
- ^ Тупс, Стэнли В. (2004). Старр, С. Фредерик (ред.). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Рутледж. стр. 254–255. ISBN 978-0765613189 .
- ^ Дай, Шань-Шань; Сулейман, Сиэржатицзян; Исакова, Джайнагуль; Сюй, Вэй-Фан; Абдуллоевич, Нажмудинов Тожиддин; Афанасьевна, Манилова Елена; Иброхимович, Худойдодов Бехруз; Чен, Си; Ян, Вэй-Кан; Ван, Мин-Шань; Шен, Цюань-Куан; Ян, Син-Янь; Яо, Юн-Ган; Алдашев, Алмаз А; Саидов, Абдусаттор; Чен, Вэй; Ченг, Лу-Фэн; Пэн, Минь-Шэн; Чжан, Я-Пин (1 сентября 2022 г.). «Генетическое эхо таримских мумий у современных жителей Центральной Азии» . Молекулярная биология и эволюция . 39 (9): msac179. дои : 10.1093/molbev/msac179 . ПМЦ 9469894 . ПМИД 36006373 .
- ^ Шуйчэн, Ли (2003). Бюллетень . Стокгольм: Фельт и Хесслер. п. 13.
Биологические антропологические исследования показывают, что физические характеристики похороненных на кладбище Гумугоу вдоль реки Конгке возле Лоп-Нура в Синьцзяне очень похожи на физические характеристики людей андроновской и афанасьевской культур из Сибири на юге России. Это говорит о том, что все эти личности относятся к европеоидному физическому типу. Кроме того, в ходе раскопок, проведенных в 2002 году археологами Синьцзяна на месте кладбища Сяохэ, впервые обнаруженного шведским археологом Фольке Бергманом, были обнаружены мумии и деревянные изображения людей, явно имеющие европеоидные черты. Согласно предварительному отчету о раскопках, культурные особенности и хронология этого места очень похожи на культурные особенности и хронологию этого места. В других стоянках Синьцзяна также встречаются особи как с европеоидными чертами, так и с монгольскими чертами. Например, такая закономерность встречается на кладбище Янбуларк в Синьцзяне, но явно доминируют особи с монголоидными чертами. Приведенных выше свидетельств достаточно, чтобы показать, что, начиная примерно с 2000 г. до н.э., некоторые так называемые примитивные европеоиды распространились на восток, в район Синьцзяна, вплоть до территорий вокруг Хами и Лоп-Нура. К концу второго тысячелетия другая группа выходцев из Средней Азии начала переселяться через Памир и постепенно рассеялась в южном Синьцзяне. Эти западные группы смешались с местными монголоидами, что привело к слиянию культуры и расы на востоке среднего Синьцзяна до Тянь-Шаня.
(внутренние перекрестные ссылки опущены) - ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 43. ИСБН 978-0231139243 . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил (ноябрь 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4). Рисунок 4, стр. 890–904. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
Высокую генетическую гетерогенность периода раннего средневековья наглядно иллюстрируют 12 особей с могильника уйгурского периода Олон Дов (ОЛН; рис. 2) в окрестностях уйгурской столицы Орду-Балика. Шесть из этих лиц произошли из одной могилы (могила 19), из которых только двое являются родственными (OLN002 и OLN003, вторая степень; таблица S2D); отсутствие более тесных родственных связей поднимает вопросы о функции таких гробниц и социальных отношениях похороненных в них. Большинство людей уйгурского периода демонстрируют высокую, но различную степень западно-евразийского происхождения — лучше всего это можно смоделировать как смесь аланов, исторической кочевой скотоводческой группы, вероятно, произошедшей от сарматов и современников гуннов (Bachrach, 1973), и иранской родственной группы. (связанное с BMAC) происхождение — вместе с происхождением Ulaanzuukh_SlabGrave (связанное с ANA) (рис. 3E). Даты смешения, оцененные для древнетюркских и уйгурских особей в этом исследовании, соответствуют ок. 500 г. н. э.: 8 ± 2 поколения до Тюркских особей и 12 ± 2 поколения до Уйгурских особей (представленных особями ZAA001 и Олон Дов).
- ^ «Археологическая ГИС и география оазисов в Таримской котловине» . Информационный бюллетень Фонда «Шелковый путь». Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ Дэвид В. Энтони, Отслеживание мумий Тарима , Археология, Том 54, номер 2, март/апрель 2001 г.
- ^ «Обсуждение китайско-западных культурных контактов и обмена во втором тысячелетии до нашей эры на основе недавних археологических открытий» . Архивировано из оригинала 14 июля 2007 г. Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ «Торговые пути Шелкового пути» . Университет Вашингтона. Архивировано из оригинала 08.11.2011 . Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ «Десять веков искусства на Шелковом пути» . Архивировано из оригинала 9 августа 2007 г. Проверено 25 августа 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Баумер, Кристоф. 2000. Южный Шелковый путь: по следам сэра Орела Штайна и Свена Хедина . Бангкок: Книги Белой Орхидеи.
- Беллер-Ханн, Ильдико (2008). Вопросы сообщества в Синьцзяне, 1880–1949: к исторической антропологии уйгуров . Брилл . ISBN 978-9004166752 .
- Груссе, Рене (1970), Империя степей , издательство Университета Рутгерса, ISBN 0813513049
- Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Вэйлюэ 魏略 Ю Хуаня 魚豢 : Китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. [1]
- Хилл, Джон Э. (2009) Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, 1-2 века нашей эры . BookSurge, Чарльстон, Южная Каролина. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Лю, Синьру (2001a). «Миграция и расселение юэчжи-кушанов. Взаимодействие и взаимозависимость кочевых и оседлых обществ». Журнал всемирной истории . 12 (2): 261–292. дои : 10.1353/jwh.2001.0034 . JSTOR 20078910 . S2CID 162211306 .
- Мэллори, Дж. П. и Мэйр, Виктор Х. 2000. Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Темза и Гудзон. Лондон. ISBN 0-500-05101-1 .
- Эдме Ментель; Мальте Конрад Брун (известный как Конрад) Мальте-Брун; Пьер-Этьен Эрбен де Галль (1804 г.). Математическая, физическая и политическая география всех частей света, Том 12 (на французском языке). Х. Тардье . Проверено 10 марта 2014 г.
- Миллуорд, Джеймс А. (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг. (иллюстрированное издание). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804729338 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Штейн, Аурел М. 1907. Древний Хотан: Подробный отчет об археологических исследованиях в Китайском Туркестане , 2 тома. Кларендон Пресс. Оксфорд. [2]
- Штейн, Аурел М. 1921. Сериндия: Подробный отчет об исследованиях в Центральной Азии и самом западном Китае , 5 томов. Лондон и Оксфорд. Кларендон Пресс. Перепечатка: Дели. Мотилал Банарсидасс. 1980. [3]
- Стейн Аурел М. 1928. Внутренняя Азия: Подробный отчет об исследованиях Средней Азии, Гань-су и Восточного Ирана , 5 томов. Кларендон Пресс. Перепечатка: Нью-Дели. Публикации Космо. 1981. [ ISBN отсутствует ]
- Тьерри, Франсуа (2005). «Юэчжи и Кучаны, Подводные камни и опасности китайских источников» . В Бопеарачи, Осмунд; Буссак, Мари-Франсуаза (ред.). Афганистан, древний перекресток между востоком и западом . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 421–539. ISBN 978-2-503-51681-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья для скачивания: «Свидетельства того, что смешанное население Запада и Востока жило в Таримской котловине еще в раннем бронзовом веке» Ли и др. BMC Biology 2010, 8:15. [4]
- Silk Road Seattle - Вашингтонский университет (веб-сайт Silk Road Seattle содержит множество полезных ресурсов, включая ряд полнотекстовых исторических работ)
- Международный проект Дуньхуан. Архивировано 8 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- По древним шелковым путям: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий материалы из Таримского бассейна.