Расположение
Мукам используемый ( уйгурский : ئۇيغۇر مۇقامى, Муқам ; китайский : 木卡姆 ; пиньинь : Mùkَmϔ ) — тип мелодии, в музыке уйгуров , то есть музыкальный лад и набор мелодических формул, используемых для управления импровизацией и композицией .
Двенадцать мукамов
[ редактировать ]Двенадцать мукамов:
- Rak (راك مۇقامى, Рак; 拉克, LākèРак
- Чеббият ( Чەبىيات مۇقامى, Çәbbiyat ; 且比亚特 , Qiěbǐyَtè )
- Суга Сиго ( 斯 , 尕 )
- Chahargah (چاھارگاھ مۇقامى, Чаһаргаһ; 恰尔尕, QiàěrgǎЧахарга
- Penjigah (پەنجىگاھ مۇقامى, Пәнҗигаһ; 潘尔尕, PāněrgǎПенджига
- Özhal (ئۆزھال مۇقامى, Өжал; 乌孜哈勒, WūzīhālēiОжал
- Ejem (ئەجەم مۇقامى, Әҗәм; 艾且, ÀiqiěЭдем
- Ошак ( yooshaaq مۇقامى, Ушшак ; 乌夏克 , Усякэ )
- Bayat (بايات مۇقامى, Баят; 巴雅提, BāyǎtíБаят
- Nawa (ناۋا مۇقامى, Нава; 纳瓦, NàwǎНава
- Mushawrek (مۇشاۋىرەك مۇقامى, Мушаврәк; 木夏吾莱克, MùxiàwúláikèМушаврек
- Ирак مشقامى ; ىىرق ( Ирак ,
Каждый из 12 мукамов состоит из основного раздела, который начинается с длинного вступления в свободный ритм, за которым следуют пьесы с характерным ритмическим рисунком, скорость которого постепенно увеличивается. Каждый мукам состоит из трех частей: нагмы, дастана и машрапа. Эти фрагменты расположены в одинаковой последовательности в каждом мукаме, хотя не во всех мукамах есть одинаковые фрагменты. Эти части известны как тезе, нусха, малая селике, джула, сенем, большая селике, пешру и текит . За некоторыми следует сопутствующая инструментальная пьеса, известная как мергул («украшение»). Хотя каждое названное произведение имеет свой характерный ритмический рисунок, мелодии различаются, поэтому каждое произведение обычно известно по мукаму и произведению: например, «Рак нусха» или «Сегах джула». В программе от 20 до 30 песен и музыкальных композиций, исполнение которых может занять около 2 часов. На исполнение всех произведений 12 мукамов уйдет около 24 часов.
После основного раздела есть еще два раздела, первоначально связанные с другими музыкальными традициями, но включенные в мукамы таких исполнителей, как Турди Ахун , и поэтому включенные в нынешнюю традицию 12 мукамов. Дастан [1] В раздел вошли песни из нескольких романтических повествований о дастанах , широко распространённых в Центральной и Южной Азии и на Ближнем Востоке . За каждой песней дастана следует инструментальный маргул. Раздел «Мешреп» состоит из более оживленных танцевальных песен, изначально связанных с исполнением сама музыкантами-дервишами Туркестана.
История и сохранение
[ редактировать ]Некоторые китайские ученые полагают, что уйгурский мукам можно проследить до «Мелодии Великого Западного региона» (китайский: 西域音乐 ; пиньинь: Xīyù yīnyuè ), разработанной во времена династий Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и Тан (618–907 гг.). , откуда он был импортирован и использовался при дворах Центрального Китая . [2] Однако более вероятно, что на него повлияла модальная система арабского макама , которая привела к возникновению многих музыкальных жанров среди народов Евразии и Северной Африки . У уйгуров есть местные системы мукамов, названные в честь их исторических городов-оазисов, которые в настоящее время находятся в Синьцзяне , таких как Долан , Или , Кумул и Турфан . Наиболее развитыми на данный момент являются 12 мукамов региона Западного Тарима , которые в настоящее время представляют собой большой канон музыки и песен, записанных традиционными исполнителями Турди Ахуном и Омаром Ахуном, среди других, в 1950-х годах и отредактированных в более систематическую систему. Хотя народные исполнители, вероятно, импровизировали свои песни, как в турецких выступлениях таксим , нынешний институциональный канон исполняется ансамблями в виде фиксированных композиций.
Наложнице Аманисса-хану из Яркентского ханства (1526–1560) приписывают сбор и тем самым сохранение Двенадцати мукамов, а также изменение их стиля, чтобы больше опираться на местные традиции гор Тянь-Шаня и очистку его от персидско-арабского языка. [3] [4] После китайской коммунистической революции государство поручило музыкантам Ван Туншу и Турди Ахуну записать мукамы на пленку, чтобы их нельзя было потерять. Они опубликовали свой первый альбом в 1960 году. С 2004 по 2008 год более 7000 исполнителей приняли участие в китайском государственном проекте по распространению семинаров, исследовательских проектов и записей Мукама. [2]
В 2005 году ЮНЕСКО включила уйгурский мукам Синьцзяна в список нематериального наследия человечества. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архив турецкого устного повествования •• Türk Öykürleri Sandığı» . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 г. Проверено 21 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мать уйгурской музыки: Двенадцать мукамов» . Тяньшаньская сеть . 22 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «Музыкальное сокровище уйгуров» . Китай Дейли. 2002-12-24. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «12 мукамов и Аманниша» . Кашгарский туризм . Правительство префектуры Кашгар. 2005. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрис, Рэйчел (2008). Создание музыкального канона в китайской Центральной Азии: уйгурские двенадцать мукамов . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754663829 .
- Лайт, Натан (2008). Интимное наследие: создание уйгурской песни мукам в Синьцзяне . Берлин: Лит Верлаг. ISBN 9783825811204 .
- Требиньяк, Сабина (2000). Сила в пении . Полет. 1: Искусство создания китайской музыки. Нантер: Общество этнологии. ISBN 9782901161370 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Слушайте уйгурский мукам
- Музыка уйгуров Рэйчел Харрис и Ясина Мухпула.