Гагаку
Гагаку ( Gagaku , букв. «изящная музыка») [1] — это разновидность японской классической музыки , которая исторически использовалась для музыки и танцев при императорском дворе. Гагаку была разработана как придворная музыка Императорского дворца Киото , а ее ближайшая к нынешней форме форма возникла в период Хэйан (794–1185) примерно в 10 веке. [2] [3] Сегодня его исполняет Церемонийная комиссия в Императорском дворце Токио .
Гагаку состоит из трех основных репертуаров: [2]
- Родная синтоистская религиозная музыка , императорские песни и танцы, называемые Кунибури-но утамай ( 国風歌舞 )
- Вокальная музыка, основанная на местной народной поэзии, называется Утаймоно ( 謡物 ).
- Песни и танцы на основе музыки зарубежного образца.
- Китайская вьетнамская , династия и индийская форма (в частности, Тан ), называемая Тогаку ( 唐楽 ).
- Корейская маньчжурская и ( форма, называемая комагаку ) 高丽楽 .
Гагаку , как и сёмё , использует гамму йо , пентатоническую гамму с возрастающими интервалами в два, три, два, два и три полутона между пятью тонами гаммы. [4] В художественном отношении она отличается от музыки соответствующей китайской формы яюэ ( 雅楽 ), термина, обозначающего церемониальную музыку. [5]
История
[ редактировать ]Прототип гагаку был завезен в Японию вместе с буддизмом из Китая . В 589 году японские официальные дипломатические делегации были отправлены в Китай (во времена династии Суй ) для изучения китайской культуры, в том числе китайской придворной музыки. К VII веку кото (13-струнная цитра ) и бива с короткой шеей ( лютня ) были завезены в Японию из Китая. Различные инструменты, включая эти два, были первыми, которые использовались для игры гагаку .
Несмотря на то, что японцы используют один и тот же термин 雅楽 ( yyuè на китайском языке , ngahngohk на кантонском диалекте ), форма музыки, импортированной из Китая, была в основном банкетной музыкой ( энгаку ), а не церемониальной музыкой китайского ююэ . Пик импорта музыки пришелся на период династии Тан, и эти произведения называются Тогаку (музыка Тан). Произведения гагаку , возникшие до династии Тан, называются когаку (древняя музыка), а произведения, возникшие после династии Тан, называются сингаку (новая музыка). Сам термин гагаку впервые был записан в 701 году, когда была основана первая императорская музыкальная академия Гагакурё . [5]
Музыка корейского королевства Когурё была записана еще в 453 году нашей эры, и в конечном итоге комагаку стал использоваться как термин, охватывающий все корейские произведения, а королевство Когурё по-японски называлось Кома. Комагаку и Тогаку обосновались на юге Японии в период Нара (710–794). В 736 году была также представлена музыка из Индии и Вьетнама, известная как Тэндзикугаку ( 天竺楽 ) и Ринюгаку ( 林邑楽 ) соответственно.
В период Нара в VIII веке гагаку исполняли на национальных мероприятиях, таких как возведение Великого Будды в храме Тодай-дзи , путем организации групп выступлений гагаку в крупных храмах.
С IX по X век, в период Хэйан , традиционное гагаку получило дальнейшее развитие, став отчетливо японским по стилю благодаря слиянию с музыкальными стилями, присущими Японии, что значительно его изменило. Форма гагаку была почти завершена за счет слияния Тогаку , Комагаку , Тэндзикугаку и Ринюгаку, которые были привезены из азиатских стран, с Кунибури-но утамай , традиционной японской музыкой, и утаймоно , песнями, родившимися в период Хэйан. [2] [3] В этот период было создано множество музыкальных произведений гагаку в иностранном стиле , а музыка гагаку была переработана и обновлена. Гагаку в иностранном стиле также была реорганизована, и музыка гагаку была разделена на категории, называемые Сахо ( 左方 , левая сторона) и Ухо ( 右方 , правая сторона) . Китайский, вьетнамский и индийский стиль был классифицирован как Сахо , а корейский и маньчжурский стиль был классифицирован как Ухо . Тендзикугаку и Ринюгаку также были включены в категорию Тогаку . [2] [3] [6]
Популярность гагаку достигла своего пика между IX и X веками, когда придворная аристократия начала проводить частные концерты, но пошла на убыль в период Камакура (1185–1333), когда власть придворной аристократии уменьшилась, а власть самураев возросла. [6] Гагаку играли музыканты, принадлежавшие к потомственным гильдиям. В период Камакура было введено военное правление, и гагаку редко исполнялись при дворе. В это время существовало три гильдии, базирующиеся в Осаке , Наре и Киото .
Из-за войны Онин , гражданской войны с 1467 по 1477 год в период Муромати , ансамбли гагаку перестали выступать в Киото примерно на 100 лет. В период Эдо возродил сёгунат Токугава и реорганизовал ансамбли придворного стиля, прямые предки нынешних ансамблей гагаку .
После Реставрации Мэйдзи 1868 года в столицу приехали музыканты всех трех гильдий, и их потомки составляют большую часть нынешнего музыкального отдела Императорского дворца Токио . К этому времени сложился нынешний состав ансамбля, состоящий из трёх духовых инструментов — хитирики , рютеки и сё (бамбуковый губной орган, используемый для обеспечения гармонии) — и трёх ударных инструментов — какко (маленький барабан), сёко (металлическая перкуссия). и тайко (барабан) или дадайко (большой барабан), дополненные двумя струнными инструментами — гакубива и гакусо .
Гагаку также сопровождает классические танцевальные представления, называемые бугаку ( 舞楽 ) . Его можно использовать в религиозных церемониях в некоторых буддийских храмах. [7]
В 1955 году японское правительство признало гагаку и бугаку важными национальными достояниями .
Сегодня гагаку исполняется тремя способами: [8]
- как канген , концертная музыка для духовых, струнных и ударных инструментов,
- как бугаку , или танцевальная музыка, в которой струнные инструменты отсутствуют.
- как утаимоно , пение под аккомпанемент музыкального инструмента, подразделяется на 10 категорий.
Комагаку выживает только как бугаку . [9]
Современные ансамбли гагаку , такие как Рейгакуша ( 伶楽舎 ) , исполняют современные композиции для инструментов гагаку . Этот поджанр современных произведений для инструментов гагаку , возникший в 1960-х годах, называется рейгаку ( 伶楽 ) . Композиторы 20-го века, такие как Туру Такемицу, сочиняли произведения для ансамблей гагаку , а также для отдельных инструментов гагаку . В январе 2015 года ансамбль Reigakusha gagaku и ансамбль Modern исполнили вместе «Музыку» с немыми айтакэ бельгийского композитора Фредерика Д'Хэне , благодаря чему гагаку и западная музыка сосуществовали. [10]
Используемые инструменты
[ редактировать ]Духовые, струнные и ударные инструменты являются важными элементами музыки гагаку. Некоторые инструменты, такие как Хайсё, Гоген бива, Куго, были удалены из ансамбля в период Хэйан и реконструированы на основе старых документов и некоторых остатков инструментов Сёсо -ин в эпоху Сёва.
Ветер
[ редактировать ]- Хичирики 篳篥 , гобой
- О-хитирики ( 大筚篥 )
- Рютэки ( 龍笛 ) , поперечная флейта, используемая в тогаку.
- Сё ( 笙 ) , губная гармоника
- U ( 竽 ) , большая губная гармоника.
- Комабуэ ( 高麗笛 ) , поперечная флейта меньше, чем рютеки, используется в комагаку.
- Адзума-асоби-буэ ( Восточная флейта ) , также называемая чукан
- Кагурабуэ ( флейта кагура ) , поперечная флейта больше, чем рютеки, используется в кунибури-но утамай.
- ( Древний Сякухати )
- Хайсё ( свирелька ) , свирели
Нить
[ редактировать ]- Гаку Бива - , 4 лютня струнная
- Гоген бива ( пятиструнная бива ) , 5-струнная лютня
- Гакусо ( 楽箏 ) , 13-струнная цитра китайского происхождения.
- Куго ( 箜篌 ) , угловая арфа, использовавшаяся в древние времена и недавно возрожденная.
- Генкан ( Жуан Сиань )
- Яматогото ( 大和琴 , также называемый ва-гон ) , цитра японского происхождения, с 6 или 7 струнами.
Перкуссия
[ редактировать ]- Сёко ( 鉦鼓 ) , маленький гонг, по которому ударяют двумя рожковыми колотушками.
- Какко ( 鞨鼓/羯鼓 ) — небольшой барабан в форме песочных часов, по которому ударяют двумя деревянными палками.
- Цури-дайко ( 釣太鼓 ) — барабан на подставке с богато расписанной головкой, на котором играют двумя мягкими палочками.
- Да-дайко большие барабаны — , используемые на фестивалях.
- Икко ( 一鼓 ) , небольшой, богато украшенный барабан в форме песочных часов.
- Сан-но-цузуми ( три барабана ) , барабан в форме песочных часов.
- Сякубёси ( 笏拍子 , также называемый сяку ) — хлопушка, сделанная из пары плоских деревянных палочек.
- Хокё ( квадратный звук )
- Судзу ( 鈴 ) , колокольчик, характерный для танца Микомай, исполняемого как Микагура .
- Цузуми ( 鼓 ) , барабан песочных часов, характерный для танца Сирабёси, исполняемый как Ми-кагура.
Влияние на западную музыку
[ редактировать ]Начиная с 20-го века, несколько западных композиторов-классиков заинтересовались гагаку и сочинили произведения на основе гагаку. Наиболее заметными среди них являются Генри Коуэлл ( Онгаку , 1957), Ла Монте Янг (многочисленные произведения дроновой музыки , [11] но особенно Трио для струнных , 1958), Алан Ховханесс (многочисленные произведения), Оливье Мессиан ( сентябрь Хайкай , 1962), Лу Харрисон ( Pacifika Rondo , 1963), Бенджамин Бриттен ( Curlew River , 1964), Бенгт Хамбреус ( Shogaku , из Tre Pezzi per Organo , 1967), Акос Надь (квартет флейт с завуалированным вздрагиванием, 2010), Ярослав Капусцинский (многочисленные произведения), Сара Пиблс (многочисленные произведения), Мичико Тояма ( Вака , 1960) и Тим Хеккер ( Конойо , 2018).
Один из самых выдающихся музыкантов гагаку 20-го века, Масатаро Тоги (который много лет служил главным придворным музыкантом), обучал американских композиторов, таких как Алан Ховханесс и Ричард Тейтельбаум, игре на инструментах гагаку.
Другое культурное влияние
[ редактировать ]Американский поэт Стив Ричмонд разработал уникальный стиль, основанный на ритмах гагаку. Ричмонд услышал музыку гагаку на пластинках Калифорнийского университета факультета этномузыкологии в Лос-Анджелесе в начале 1960-х годов. В интервью 2009 года писателю Бену Плезантсу Ричмонд заявил, что написал примерно 8 000–9 000 стихотворений гагаку. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новый японско-английский словарь Кенкюши , Kenkyusha Limited, Токио, 1991, ISBN 4-7674-2015-6
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д История гагаку Нихон гагакукай
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кориденция и достижения Совета искусств Японии Гагаку
- ^ Японская музыка , Межкультурная коммуникация: мировая музыка , Университет Висконсина - Грин Бэй
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенито Ортолани (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета. стр. 40–41. ISBN 978-0691043333 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенито Ортолани (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43. ISBN 978-0691043333 .
- ^ «Хунко и Гагаку в храме Сёгёдзи» . . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года
- ^ «Наслаждайтесь гагаку. Что за музыка гагаку?» Доюша Видео
- ^ «...обзор, сайт Калифорнийского университета» . Архивировано из оригинала 19 августа 2014 г. Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ [1] Ravello Records выпустила компакт-диск в 2018 году.
- ^ Цукерман, Габриэль (редактор), «Интервью с Ла Монте Янгом и Мэриан Зазилой» ( копия Archive.org , 2006 г.), American Public Media, июль 2002 г., musicmavericks.publicradio.org: «Итак, этот вклад индийской классической музыки музыка оказывает на меня одно из самых больших влияний, но есть и другие влияния на меня [...] У нас есть эффект японского гагаку, который имеет устойчивые тона в таких инструментах, как сё».
- ^ Плезантс, Бен. «Американский Рембо: Интервью со Стивом Ричмондом» .
- Алвес, Уильям. Музыка народов мира . Томсон Ширмер, 2006.
- Гарфиас, Роберт. «Постепенные изменения традиции Гагаку». Этномузыкология , Vol. 4, нет. 1. (январь 1960 г.), стр. 10–11. 16–19.
- Мацумия, Суйхо. «Традиционная музыка в Японии сегодня: ее стабильность и эволюция». Журнал Международного совета народной музыки , Vol. 11 (1959), стр. 65–66.
- Мальм, Уильям П. Японская музыка и музыкальные инструменты . Чарльз Э. Япония: TuttleCo., Inc., 1959.