Jump to content

Гагаку

Гагаку ( Gagaku , букв. «изящная музыка») [1] — это разновидность японской классической музыки , которая исторически использовалась для музыки и танцев при императорском дворе. Гагаку была разработана как придворная музыка Императорского дворца Киото , а ее ближайшая к нынешней форме форма возникла в период Хэйан (794–1185) примерно в 10 веке. [2] [3] Сегодня его исполняет Церемонийная комиссия в Императорском дворце Токио .

Гагаку состоит из трех основных репертуаров: [2]

  1. Родная синтоистская религиозная музыка , императорские песни и танцы, называемые Кунибури-но утамай ( 国風歌舞 )
  2. Вокальная музыка, основанная на местной народной поэзии, называется Утаймоно ( 謡物 ).
  3. Песни и танцы на основе музыки зарубежного образца.
    1. Китайская вьетнамская , династия и индийская форма (в частности, Тан ), называемая Тогаку ( 唐楽 ).
    2. Корейская маньчжурская и ( форма, называемая комагаку ) 高丽楽 .

Гагаку , как и сёмё , использует гамму йо , пентатоническую гамму с возрастающими интервалами в два, три, два, два и три полутона между пятью тонами гаммы. [4] В художественном отношении она отличается от музыки соответствующей китайской формы яюэ ( 雅楽 ), термина, обозначающего церемониальную музыку. [5]

Дзингу-Бугаку в Котайдзингу (Наику), город Исэ , префектура Миэ

Прототип гагаку был завезен в Японию вместе с буддизмом из Китая . В 589 году японские официальные дипломатические делегации были отправлены в Китай (во времена династии Суй ) для изучения китайской культуры, в том числе китайской придворной музыки. К VII веку кото (13-струнная цитра ) и бива с короткой шеей ( лютня ) были завезены в Японию из Китая. Различные инструменты, включая эти два, были первыми, которые использовались для игры гагаку .

Несмотря на то, что японцы используют один и тот же термин 雅楽 ( yyuè на китайском языке , ngahngohk на кантонском диалекте ), форма музыки, импортированной из Китая, была в основном банкетной музыкой ( энгаку ), а не церемониальной музыкой китайского ююэ . Пик импорта музыки пришелся на период династии Тан, и эти произведения называются Тогаку (музыка Тан). Произведения гагаку , возникшие до династии Тан, называются когаку (древняя музыка), а произведения, возникшие после династии Тан, называются сингаку (новая музыка). Сам термин гагаку впервые был записан в 701 году, когда была основана первая императорская музыкальная академия Гагакурё . [5]

Музыка корейского королевства Когурё была записана еще в 453 году нашей эры, и в конечном итоге комагаку стал использоваться как термин, охватывающий все корейские произведения, а королевство Когурё по-японски называлось Кома. Комагаку и Тогаку обосновались на юге Японии в период Нара (710–794). В 736 году была также представлена ​​музыка из Индии и Вьетнама, известная как Тэндзикугаку ( 天竺楽 ) и Ринюгаку ( 林邑楽 ) соответственно.

В период Нара в VIII веке гагаку исполняли на национальных мероприятиях, таких как возведение Великого Будды в храме Тодай-дзи , путем организации групп выступлений гагаку в крупных храмах.

С IX по X век, в период Хэйан , традиционное гагаку получило дальнейшее развитие, став отчетливо японским по стилю благодаря слиянию с музыкальными стилями, присущими Японии, что значительно его изменило. Форма гагаку была почти завершена за счет слияния Тогаку , Комагаку , Тэндзикугаку и Ринюгаку, которые были привезены из азиатских стран, с Кунибури-но утамай , традиционной японской музыкой, и утаймоно , песнями, родившимися в период Хэйан. [2] [3] В этот период было создано множество музыкальных произведений гагаку в иностранном стиле , а музыка гагаку была переработана и обновлена. Гагаку в иностранном стиле также была реорганизована, и музыка гагаку была разделена на категории, называемые Сахо ( 左方 , левая сторона) и Ухо ( 右方 , правая сторона) . Китайский, вьетнамский и индийский стиль был классифицирован как Сахо , а корейский и маньчжурский стиль был классифицирован как Ухо . Тендзикугаку и Ринюгаку также были включены в категорию Тогаку . [2] [3] [6]

Популярность гагаку достигла своего пика между IX и X веками, когда придворная аристократия начала проводить частные концерты, но пошла на убыль в период Камакура (1185–1333), когда власть придворной аристократии уменьшилась, а власть самураев возросла. [6] Гагаку играли музыканты, принадлежавшие к потомственным гильдиям. В период Камакура было введено военное правление, и гагаку редко исполнялись при дворе. В это время существовало три гильдии, базирующиеся в Осаке , Наре и Киото .

Из-за войны Онин , гражданской войны с 1467 по 1477 год в период Муромати , ансамбли гагаку перестали выступать в Киото примерно на 100 лет. В период Эдо возродил сёгунат Токугава и реорганизовал ансамбли придворного стиля, прямые предки нынешних ансамблей гагаку .

После Реставрации Мэйдзи 1868 года в столицу приехали музыканты всех трех гильдий, и их потомки составляют большую часть нынешнего музыкального отдела Императорского дворца Токио . К этому времени сложился нынешний состав ансамбля, состоящий из трёх духовых инструментов — хитирики , рютеки и сё (бамбуковый губной орган, используемый для обеспечения гармонии) — и трёх ударных инструментов — какко (маленький барабан), сёко (металлическая перкуссия). и тайко (барабан) или дадайко (большой барабан), дополненные двумя струнными инструментами — гакубива и гакусо .

Гагаку также сопровождает классические танцевальные представления, называемые бугаку ( 舞楽 ) . Его можно использовать в религиозных церемониях в некоторых буддийских храмах. [7]

В 1955 году японское правительство признало гагаку и бугаку важными национальными достояниями .

Сегодня гагаку исполняется тремя способами: [8]

  • как канген , концертная музыка для духовых, струнных и ударных инструментов,
  • как бугаку , или танцевальная музыка, в которой струнные инструменты отсутствуют.
  • как утаимоно , пение под аккомпанемент музыкального инструмента, подразделяется на 10 категорий.

Комагаку выживает только как бугаку . [9]

Современные ансамбли гагаку , такие как Рейгакуша ( 伶楽舎 ) , исполняют современные композиции для инструментов гагаку . Этот поджанр современных произведений для инструментов гагаку , возникший в 1960-х годах, называется рейгаку ( 伶楽 ) . Композиторы 20-го века, такие как Туру Такемицу, сочиняли произведения для ансамблей гагаку , а также для отдельных инструментов гагаку . В январе 2015 года ансамбль Reigakusha gagaku и ансамбль Modern исполнили вместе «Музыку» с немыми айтакэ бельгийского композитора Фредерика Д'Хэне , благодаря чему гагаку и западная музыка сосуществовали. [10]

Используемые инструменты

[ редактировать ]

Духовые, струнные и ударные инструменты являются важными элементами музыки гагаку. Некоторые инструменты, такие как Хайсё, Гоген бива, Куго, были удалены из ансамбля в период Хэйан и реконструированы на основе старых документов и некоторых остатков инструментов Сёсо -ин в эпоху Сёва.

  • Хичирики 篳篥 , гобой
  • О-хитирики ( 大筚篥 )
  • Рютэки ( 龍笛 ) , поперечная флейта, используемая в тогаку.
  • Сё ( ) , губная гармоника
  • U ( ) , большая губная гармоника.
  • Комабуэ ( 高麗笛 ) , поперечная флейта меньше, чем рютеки, используется в комагаку.
  • Адзума-асоби-буэ ( Восточная флейта ) , также называемая чукан
  • Кагурабуэ ( флейта кагура ) , поперечная флейта больше, чем рютеки, используется в кунибури-но утамай.
  • ( Древний Сякухати )
  • Хайсё ( свирелька ) , свирели
  • Гаку Бива - , 4 лютня струнная
  • Гоген бива ( пятиструнная бива ) , 5-струнная лютня
  • Гакусо ( 楽箏 ) , 13-струнная цитра китайского происхождения.
  • Куго ( 箜篌 ) , угловая арфа, использовавшаяся в древние времена и недавно возрожденная.
  • Генкан ( Жуан Сиань )
  • Яматогото ( 大和琴 , также называемый ва-гон ) , цитра японского происхождения, с 6 или 7 струнами.

Перкуссия

[ редактировать ]
  • Сёко ( 鉦鼓 ) , маленький гонг, по которому ударяют двумя рожковыми колотушками.
  • Какко ( 鞨鼓/羯鼓 ) — небольшой барабан в форме песочных часов, по которому ударяют двумя деревянными палками.
  • Цури-дайко ( 釣太鼓 ) — барабан на подставке с богато расписанной головкой, на котором играют двумя мягкими палочками.
  • Да-дайко большие барабаны , используемые на фестивалях.
  • Икко ( 一鼓 ) , небольшой, богато украшенный барабан в форме песочных часов.
  • Сан-но-цузуми ( три барабана ) , барабан в форме песочных часов.
  • Сякубёси ( 笏拍子 , также называемый сяку ) — хлопушка, сделанная из пары плоских деревянных палочек.
  • Хокё ( квадратный звук )
  • Судзу ( ) , колокольчик, характерный для танца Микомай, исполняемого как Микагура .
  • Цузуми ( ) , барабан песочных часов, характерный для танца Сирабёси, исполняемый как Ми-кагура.

Влияние на западную музыку

[ редактировать ]

Начиная с 20-го века, несколько западных композиторов-классиков заинтересовались гагаку и сочинили произведения на основе гагаку. Наиболее заметными среди них являются Генри Коуэлл ( Онгаку , 1957), Ла Монте Янг (многочисленные произведения дроновой музыки , [11] но особенно Трио для струнных , 1958), Алан Ховханесс (многочисленные произведения), Оливье Мессиан ( сентябрь Хайкай , 1962), Лу Харрисон ( Pacifika Rondo , 1963), Бенджамин Бриттен ( Curlew River , 1964), Бенгт Хамбреус ( Shogaku , из Tre Pezzi per Organo , 1967), Акос Надь (квартет флейт с завуалированным вздрагиванием, 2010), Ярослав Капусцинский (многочисленные произведения), Сара Пиблс (многочисленные произведения), Мичико Тояма ( Вака , 1960) и Тим Хеккер ( Конойо , 2018).

Один из самых выдающихся музыкантов гагаку 20-го века, Масатаро Тоги (который много лет служил главным придворным музыкантом), обучал американских композиторов, таких как Алан Ховханесс и Ричард Тейтельбаум, игре на инструментах гагаку.

Другое культурное влияние

[ редактировать ]

Американский поэт Стив Ричмонд разработал уникальный стиль, основанный на ритмах гагаку. Ричмонд услышал музыку гагаку на пластинках Калифорнийского университета факультета этномузыкологии в Лос-Анджелесе в начале 1960-х годов. В интервью 2009 года писателю Бену Плезантсу Ричмонд заявил, что написал примерно 8 000–9 000 стихотворений гагаку. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Новый японско-английский словарь Кенкюши , Kenkyusha Limited, Токио, 1991, ISBN   4-7674-2015-6
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д История гагаку Нихон гагакукай
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кориденция и достижения Совета искусств Японии Гагаку
  4. ^ Японская музыка , Межкультурная коммуникация: мировая музыка , Университет Висконсина - Грин Бэй
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенито Ортолани (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета. стр. 40–41. ISBN  978-0691043333 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенито Ортолани (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43. ISBN  978-0691043333 .
  7. ^ «Хунко и Гагаку в храме Сёгёдзи» . . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года
  8. ^ «Наслаждайтесь гагаку. Что за музыка гагаку?» Доюша Видео
  9. ^ «...обзор, сайт Калифорнийского университета» . Архивировано из оригинала 19 августа 2014 г. Проверено 5 октября 2007 г.
  10. ^ [1] Ravello Records выпустила компакт-диск в 2018 году.
  11. ^ Цукерман, Габриэль (редактор), «Интервью с Ла Монте Янгом и Мэриан Зазилой» ( копия Archive.org , 2006 г.), American Public Media, июль 2002 г., musicmavericks.publicradio.org: «Итак, этот вклад индийской классической музыки музыка оказывает на меня одно из самых больших влияний, но есть и другие влияния на меня [...] У нас есть эффект японского гагаку, который имеет устойчивые тона в таких инструментах, как сё».
  12. ^ Плезантс, Бен. «Американский Рембо: Интервью со Стивом Ричмондом» .
  • Алвес, Уильям. Музыка народов мира . Томсон Ширмер, 2006.
  • Гарфиас, Роберт. «Постепенные изменения традиции Гагаку». Этномузыкология , Vol. 4, нет. 1. (январь 1960 г.), стр. 10–11. 16–19.
  • Мацумия, Суйхо. «Традиционная музыка в Японии сегодня: ее стабильность и эволюция». Журнал Международного совета народной музыки , Vol. 11 (1959), стр. 65–66.
  • Мальм, Уильям П. Японская музыка и музыкальные инструменты . Чарльз Э. Япония: TuttleCo., Inc., 1959.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95e358be2b1628318f6add671def776e__1716343500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/6e/95e358be2b1628318f6add671def776e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gagaku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)