играть на дойне
Дойна ( Румынское произношение: [ˈdojna] ) — румынский музыкальный стиль мелодии, возможно, имеющий ближневосточные корни, распространенный в румынской крестьянской музыке , а также в Лэутареаскэ . Он также был принят в клезмерской музыке. [1]
Подобные мелодии встречаются по всей Восточной Европе и на Балканах. В некоторых частях Балкан такую музыку называют скарос или скару . [ нужна ссылка ]
Происхождение и характеристики
[ редактировать ]Бела Барток обнаружил дойну в Северной Трансильвании в 1912 году и считал ее исключительно румынской . После того, как он нашел подобные жанры в Украине, Албании, Алжире, на Ближнем Востоке и в Северной Индии, он пришел к убеждению, что они являются частью семьи родственных жанров арабо-персидского происхождения. [2] Он особенно связал румынскую дойну с турецко-арабской системой макам . Выводы Бартока были отвергнуты некоторыми румынскими этномузыковедами, которые обвинили Бартока в антирумынской предвзятости. Тем не менее, сходство между румынской дойной и различными музыкальными формами Ближнего Востока впоследствии было задокументировано как нерумынскими [3] и румынский [4] [5] ученые. До первой половины 20 века оба лэутари [5] и клезмерские музыканты [6] были записаны с использованием таксима в качестве вступления к мелодии. Таксим идентичная позже был заменен дойной , которая была описана как похожая, хотя и не полностью таксиму . Румынский этномузыколог и музыкант Григоре Леше после выступления с группой иранских музыкантов заметил, что доины Марамуреша имеют «большое сходство» с арабо-персидской музыкой. [7]
Дойна — мелодия со свободным ритмом, богато украшенная (обычно мелизматическая ) это импровизационная . [8] Импровизация выполняется по более или менее фиксированному шаблону (обычно нисходящему), путем растягивания нот в манере рубато в зависимости от настроения и воображения исполнителя. Обычно продолжительные ноты занимают четвертую или пятую часть над нижней нотой.
Крестьянские доины в основном вокальные и одноголосные и поются с некоторыми вокальными особенностями, которые варьируются от места к месту: междометия ( май , хей , дуй-дуй , иуху ), гортанные кудахтанья, эффекты сдавленного рыдания и т. д. [4] На инструментальных дойнах играют на простых инструментах, обычно на различных типах флейт, или даже на элементарных, таких как лист. Крестьянская дойна представляет собой нецеремониальный тип песни и обычно поется в одиночестве, имея важное психологическое действие: «облегчить душу» ( de stâmpărare на румынском языке ). Григоре Леше считает, что, хотя ученые очень подробно описывают технические аспекты дойны , они не понимают ее психологических аспектов. Дойны лиричны по своему аспекту, и их общими темами являются меланхолия, тоска ( дор ), эротические чувства, любовь к природе, жалобы на горечь жизни или призывы к Богу помочь облегчить боль и т. д.
В отличие от крестьянских дойн , лэутарские и клезмерские дойны обычно аккомпанируются и играются на более сложных инструментах (скрипке, свирели, тарелках, аккордеоне, кларнете, тарогато и т. д.). Кроме того, в отличие от крестьянских дойн , лэутарские и клезмерские дойны в основном играют как вступление к другой мелодии, обычно танцу.
В регионах Южной Румынии цыгане лэутари разработали тип дойны, называемый cântec de ascultare (что означает «песня для прослушивания», иногда сокращается до de ascultare или просто ascultare ). Cântec de ascultare распространился на другие регионы Румынии с местными особенностями.
Клезмерские дойны находятся под влиянием хасидских нигунов.
Виды дойны
[ редактировать ]- Долгий час – Марамуреш .
- Как на лугу – встречается вдоль Дуная .
- Олтулуй — встречается вдоль реки Олт .
- Де кодру - кодру означает «лес».
- Outlaws (песни преступников, песни Outlaw) - «песни преступников» outlaw означает «преступник» или «разбойник».
- Кадин тульник — уникальный тип, у которого мелодия имитирует разновидность альпенгорна, называемую тульник . [9]
- Чобанулуй - пастушья дойна.
- Де драгосте – популярная форма, обычно о любви; драгосте означает «любовь».
- Де жале – спокойная, заунывная дойна; джале означает «горе».
- De leagăn — колыбельная ; leagăn означает «колыбель».
- Де пахар – застольная песня; пахар означает «стакан для питья».
- Foaie verde – классическая форма; буквально «зеленый лист».
- Клезмер — играют еврейские музыканты из Бессарабии и Молдавии .
Текущий статус
[ редактировать ]Если в начале 20 века дойна была самым распространенным видом крестьянской песни (в некоторых районах единственным типом), то сегодня она почти полностью исчезла из крестьянской жизни, как и большая часть крестьянской музыки. Этот процесс усилился в коммунистическую эпоху , с появлением новой, так называемой « популярной музыки », привнесшей новый стиль исполнения, который разбавил крестьянские стили.
Однако дойна по -прежнему распространена в репертуаре лэутари из Ардил и Банат регионов .
В 1976 году BBC религиозная телевизионная программа «Свет опыта» взяла Георгия Замфира в качестве музыкальной темы запись «Doina De Jale». Epic Records выпустила песню как сингл и заняла четвертое место в британских чартах.
В 2009 году дойна была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Евреи Северной Америки
- ^ Очерки Белы Бартока
- ^ Румынская Дойна
- ^ Jump up to: а б Хора лонга (дойна, длинная песня)
- ^ Jump up to: а б Всемирная библиотека народной и примитивной музыки, том 17: Румыния - Линейные примечания Сперанцы Рэдулеску
- ^ Стейси Филлипс - Клезмерская коллекция для инструментов C
- ^ Интервью с Григоре Леше
- ^ Питер ван дер Мерве - Истоки популярного стиля
- ^ Гарфиас, Роберт. «Румынская Дойна» . Академия . Проверено 3 февраля 2021 г.