Гуцинь
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Цинь, Ку-цинь, Цисянь-Цинь |
Классификация | Нить |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 312.22 (гетерохордовая полутрубная цитра ) |
Развитый | 1-е тысячелетие до нашей эры или ранее |
Объем | тихий |
Связанные инструменты | |
Ичигенкин , геомунго | |
Музыканты | |
См . ниже |
Гуцинь | |||
---|---|---|---|
китайский | Гуцинь | ||
Буквальный смысл | древний цинь (разновидность музыкального инструмента) | ||
|
Гуцинь ] ( [kùtɕʰϐn ; Китайский : 古琴 ) — китайский щипковый семиструнный музыкальный инструмент . На нем играют с древних времен, и ученые и литераторы традиционно отдают ему предпочтение как очень тонкий и утонченный инструмент, о чем свидетельствует цитата: «Джентльмен не расстается со своим цинь или се без уважительной причины». [1] а также быть связанным с древним китайским философом Конфуцием . Китайцы иногда называют его «отцом китайской музыки» или «инструментом мудрецов». Гуцинь ладов не следует путать с гучжэном , другим китайским длиннострунным инструментом, также без , но с подвижными мостиками под каждой струной.
Традиционно этот инструмент называли просто « цинь » (琴). [2] но к двадцатому веку этот термин стал применяться и ко многим другим музыкальным инструментам: янцинь чеканным цимбалам , семейству смычковых струнных инструментов хуцинь , а также западному фортепиано ( ганцинь (钢琴)) и скрипке ( сяотицинь (小提琴) ) являются примерами такого использования. Приставка « гу- » (古; означает «древний») была позже добавлена для пояснения. Поэтому инструмент сегодня называется « гуцинь ». Его также можно назвать Цисянь-цинь (七絃琴; букв. «Семиструнный цинь»). Поскольку книга Роберта Ханса ван Гулика о цинь называется «Знания китайской лютни» , гуцинь иногда неточно называют лютней . [3] Другие неправильные классификации, в основном с музыкальных компакт-дисков, включают « арфу » или «настольную арфу».
Гуцинь — очень тихий инструмент с диапазоном около четырех октав , а его открытые струны настроены в басовом регистре. Самый низкий тон — примерно на две октавы ниже среднего «до» , или самой низкой ноты виолончели . Звуки производятся путем перещипывания открытых струн, остановленных струн и гармоник . Использование глиссандо — скользящих тонов — придает звуку, напоминающему виолончель пиццикато , безладовый контрабас или слайд-гитару . Цинь имеет 13 «хуэй», которые обозначают разные позиции в одной струне. Нажатие разных «хуэй» приводит к появлению разных звуковых клавиш. Цинь также способен воспроизводить множество гармоник, из которых 91 наиболее часто используется и обозначается пунктирными позициями. По традиции, у цинь изначально было пять струн, которые в древней китайской музыкальной системе обозначают гун, шан, цзюэ, чжи, юй, но были найдены древние инструменты, подобные цинь, только с одной или несколькими струнами. Современная форма стабилизирована до семи струн.
Известно более 3360 сохранившихся произведений музыки гуцинь древних и имперских периодов. 7 ноября 2003 года ЮНЕСКО объявило, что китайский гуцинь включен в список нематериального всемирного культурного наследия. В 2006 году гуцинь был внесен в Список национального нематериального культурного наследия Китая. В 2010 году гуцинь периода Сун был продан за 22 миллиона долларов, что сделало его самым дорогим музыкальным инструментом, когда-либо проданным. [4]
История
[ редактировать ]Легенда гласит, что цинь, самый почитаемый из всех китайских музыкальных инструментов, имеет историю около 5000 лет, и что в нем участвовали легендарные фигуры предыстории Китая – Фуси , Шэньнун и Хуан Ди, « Желтый император ». в его создании. Почти все книги и сборники табулатур цинь, опубликованные до двадцатого века, утверждают, что это действительное происхождение цинь. [5] хотя сейчас это рассматривается как мифология. Он упоминается в китайских писаниях, датируемых почти 3000 лет назад, а примеры были найдены в гробницах примерно 2500 лет назад. Точное происхождение циня до сих пор остается предметом дискуссий на протяжении последних нескольких десятилетий.
В 1977 году запись «Flowing Water» ( «Лю Шуй» в исполнении Гуань Пинху , одного из лучших цинь-игроков XX века) была выбрана для включения в « Voyager Golden Record» — позолоченную пластинку, содержащую музыку. со всего мира, который был отправлен в космическое пространство НАСА на космических кораблях «Вояджер-1» и «Вояджер-2» . Это второй по длине отрывок, включенный в диск. Причина выбора произведения, сыгранного на этом конкретном инструменте, заключается в том, что тональная структура инструмента, его музыкальная гамма вытекает из фундаментальных физических законов, связанных с вибрацией и обертонами , что отражает интеллектуальные способности человека в этом вопросе. одним из нематериального наследия человечества В 2003 году музыка гуцинь была провозглашена ЮНЕСКО шедевров устного и . [6]
Школы, общества и игроки
[ редактировать ]Как и в любой другой музыкальной традиции, между разными людьми существуют различия в идеалах и взаимодействии. Поэтому существуют разные школы и общества, которые передают эти разные идеи и художественные традиции.
Исторические школы
[ редактировать ]Многие школы цинь, известные как цинь пай, развивались на протяжении веков. Такие школы обычно формировались вокруг районов, где активность цинь была наибольшей.
Некоторые школы приходили и уходили, а у некоторых были ответвления (например, школа Мэйань, ответвление школы Чжучэн). Часто школа берет свое начало от одного человека, как, например, школа У, названная в честь покойного У Чжаоцзи . Стиль может значительно различаться в разных школах; некоторые очень похожи, а другие очень различны. Различия часто заключаются в интерпретации музыки. Северные школы, как правило, более энергичны в технике, чем южные школы. Но, говоря современным языком, различие между школами и стилями часто размыто, потому что один игрок может учиться у множества разных игроков из разных школ и впитывать каждый из их стилей. Это особенно актуально для игроков, прошедших обучение в консерватории. Люди из одной школы, обучающиеся у одного и того же мастера, могут иметь разные индивидуальные стили (например, Чжан Цзыцянь и Лю Шаочунь из школы Гуанлин). [ нужна ссылка ]
общества Гуцинь
[ редактировать ]Существует разница между школами цинь и обществами цинь. Первый занимается передачей стиля, второй — исполнением. Общество цинь будет поощрять встречи с другими игроками на цинь, чтобы играть музыку и, возможно, обсуждать природу цинь. Подобное собрание называется яджи ( 雅集 , буквально «элегантное собрание») и проводится раз в месяц или два. Иногда общества могут отправляться на экскурсии в места природной красоты, чтобы поиграть в цинь или посетить конференции. Они также могут участвовать в конкурсах или исследованиях. Конечно, обществам не обязательно иметь строгую структуру, чтобы ее придерживаться; в основном это могло быть неторопливо. Основная цель обществ цинь - продвигать и воспроизводить музыку цинь. Часто это хорошая возможность пообщаться и научиться играть на инструменте, задавать вопросы и получать ответы.
Игроки
[ редактировать ]Многие артисты на протяжении веков играли на этом инструменте, и этот инструмент был фаворитом ученых. Определенные мелодии также связаны с известными личностями, такими как Конфуций и Цюй Юань. Некоторые императоры Китая также любили цинь, в том числе император династии Сун Хуэйцзун, что ясно видно на его собственной картине, на которой он играет на цинь в «Тин Цинь Ту». [7] [8]
Исторический
[ редактировать ]- Конфуций : Философ, 551–479 гг. до н.э., связанный с произведением Конгзи Дуйи , [9] Вэйбиан Санджуэ [10] и Юлан . [11]
- Бо Я : исполнитель Цинь периода весны и осени , связанный с произведением Гао Шаня . [12] и Лю Шуй [13]
- Чжуан Цзы : даосский философ периода Воюющих царств , связанный с произведением Чжуан Чжоу Мэнди. [14] и Шэньхуа Инь . [15]
- Цюй Юань (340–278 гг. до н.э.): поэт периода Воюющих царств , связанный с произведением Ли Сао . [16]
- Цай Юн : ханьский музыкант, автор Цинь Цао . [17]
- Цай Вэньцзи : дочь Цай Юна, связанная с произведением Хуцзя Шиба-пай . [18] и т. д.
- Сыма Сянжу : ханьский поэт, 179–117 гг. до н.э.
- Чжугэ Лян (181–234): китайский военачальник Трех Королевств . Одна легенда гласит, что он спокойно играл в гуцинь возле своего форта, отпугивая нападавших врагов.
- Цзи Кан : Один из Семи Мудрецов Бамбуковой Рощи , музыкант и поэт, писатель Цинь Фу . [19]
- Ли Бай : Танский поэт, 701–762 гг.
- Бай Цзюйи : поэт Тан, 772–846 гг.
- Сун Хуэйцзун : император Сун, известный своим покровительством искусству, имел Ваньцинь Тан. [20] («Зал 10 000 Цинь») в своем дворце.
- Го Чуван : Патриот конца династии Сун, автор пьесы Сяосян Шуйюнь . [21]
Классические сборники, такие как Цинь Ши , Циньши Бу и Циньши Сюй, включают биографии сотен других игроков. [22]
Современный
[ редактировать ]Современные игроки на цинь простираются от начала двадцатого века до наших дней. В большей степени, чем в прошлом, такие игроки, как правило, имеют множество разных занятий и занятий, помимо игры в цинь. Есть лишь несколько игроков, которым платят исключительно за профессиональную игру и исследование гуциня и ничего больше. Игроки Цинь также могут быть хорошо разбираются в других культурных сферах, например, в искусстве. Или они могут провести независимые исследования по музыкальной тематике. Часто музыканты могут играть на других инструментах (не обязательно на китайском) и давать сольные концерты или лекции.
Производительность
[ редактировать ]Во время исполнения цинь музыканты могут использовать различные техники, чтобы полностью раскрыть потенциал инструмента. Существует множество специальных табулатур, созданных на протяжении веков, специально посвященных цинь, а также репертуар популярных и древних мелодий на их выбор.
Техника игры
[ редактировать ]Тоны цинь можно разделить на три характерных «звука». Первый тип — сань инь ( 散音 ), что буквально означает «свободный звук». Это основная частота, создаваемая перебором свободной струны пальцами правой руки. Второй тип, получаемый путем перещипывания струны правой рукой и осторожного постукивания левой рукой по определенным позициям нот на струне, создает четкий звук, называемый фань инь ( 泛音 , букв. «плавающий звук») или обертоновые гармоники ( эквивалентной техникой в западной музыке является струнная гармоника или флажолет ). Важные ноты гаммы, называемые хуэй ( 徽 ), отмечены 13 глянцевыми белыми точками из слюды или ракушек, вставками на передней поверхности цинь, расположенными на целых делениях длины струны. «Кристально согласованные» (идеально гармоничные) обертоны можно вызвать только постукиванием по струнам именно в этих хуэй . Третий тип — инь ( 按音 / 案音 , [23] горит. «нажатый звук»), который иногда также называют ши инь ( 實 音, букв. «полный звук») или цзоу инь ( 走 音, букв. «изменяющийся звук»). Они составляют основные каденции большинства произведений цинь. Чтобы сыграть инь , музыкант останавливает струну на определенной высоте на поверхности доски большим, средним или безымянным пальцем левой руки, ударяет по струне правой рукой, затем может водить левой рукой вверх и вниз, чтобы изменить ноту. . Эта техника аналогична игре на слайд-гитаре на коленях игрока. Однако манипуляции с цинь гораздо более разнообразны, чем манипуляции с гитарой, которая имеет всего около 3 или 4 основных техник. [ нужна ссылка ] ( ). Согласно книге «Цуньцзянь Гуцинь Жифа Пузи Цзилань» , существует около 1070 различных техник пальцев, используемых для игры цинь. Таким образом, цинь, возможно, является инструментом с наибольшим количеством техник игры как среди китайских, так и среди западных семейств инструментов. [24] Большинство техник цинь устарели, но около 50 из них все еще встречаются в современном исполнении. Иногда на гуцине можно играть с помощью скрипичного смычка . По звучанию он похож на звук виолончели , но более скрипучий.
- 〈выбрать〉 Тяо
- 〈крючок〉 Гоу
- (Раскол) Пи
- 〈Набрать〉 Бо
Четыре рисунка выше взяты из старого справочника. [25]
Табулатура и обозначения
[ редактировать ]Написанная музыка цинь не говорила напрямую, какие ноты были сыграны; вместо этого он был написан в виде табулатуры с подробным описанием настройки, положения пальцев и техники ударов, таким образом, включая пошаговый метод и описание того, как играть пьесу. Некоторые табулатуры обозначают ноты с использованием системы гунче или указывают ритм с помощью точек . Самый ранний образец современной стенографической табулатуры сохранился примерно в двенадцатом веке нашей эры. Более ранняя форма нотной записи эпохи Тан сохранилась только в одной рукописи, датированной седьмым веком нашей эры, под названием Цзеши Дяо Юлань. [26] ( Одинокая орхидея в режиме каменного планшета ). Он написан от руки , называется вэньцзы пу ( 文 文字 譜) (буквально «письменная запись») и, как говорят, был создан Юн Мэнчжоу. [27] в период Воюющих царств , в котором все детали приводятся с использованием обычных письменных китайских иероглифов . Позже, во времена династии Тан , Цао Жоу [28] и другие упростили обозначения, используя только важные элементы символов (например, номер строки, технику выщипывания, число хуэй и то, каким пальцем остановить строку) и объединили их в одно символьное обозначение . Это означало, что вместо двух строк письменного текста для описания нескольких нот один символ мог обозначать одну ноту , а иногда и целых девять. Эта форма записи называлась цзяньцзы пу ( 減 字譜) (буквально «сокращенная запись»), и это было большим достижением в нотации цинь. Оно было настолько успешным, что, начиная с династии Мин , появилось великое множество цинпу (琴譜 ) (сборников табулатур цинь), самой известной и полезной из которых является «Шэньци Мипу» («Таинственная и чудесная табулатура»), составленная Чжу Цюанем 17-го века. сын основателя династии Мин. [29] В 1960-х годах Чжа Фуси обнаружил более 130 цинпу, содержащих более 3360 музыкальных произведений. Однако многие цинпу, составленные до династии Мин, теперь утеряны, а многие пьесы оставались неигранными в течение сотен лет. [30]
Репертуар
[ редактировать ]Продолжительность произведений Цинь обычно составляет от трех до восьми минут, самая длинная из которых - «Гуанлин Сан». [31] что длится 22 минуты. Другие известные произведения включают «Лю Шуй». [13] (Проточная вода), « Янггуань Сан Ди» [32] (Три припева на тему перевала Ян), «Мэйхуа Сан Нонг» [33] (Три вариации на тему цветения сливы ), «Сяо Сян Шуй Юнь» [34] (Туман и облака над реками Сяо и Сян) и «Пинша Ло Янь» [35] ( Дикие гуси спускаются на песчаную отмель). Среднестатистический музыкант обычно имеет репертуар примерно из десяти произведений, которые он стремится сыграть очень хорошо, разучивая новые произведения по мере того, как ему хочется или когда появляется такая возможность. Игроки в основном изучают популярные, хорошо расшифрованные версии, часто используя записи в качестве справочного материала. В дополнение к очень хорошему обучению игре традиционных или древних произведений высококвалифицированные исполнители цинь также могут сочинять или импровизировать , хотя, чтобы делать это успешно, игрок должен очень хорошо владеть инструментом и хорошо владеть им. Ряд мелодий цинь представляют собой программную музыку, изображающую мир природы.
Транскрипция
[ редактировать ]Дапу (打譜) — это расшифровка старых табулатур в игровую форму. Поскольку в табулатурах цинь не указывается величина ноты , темп или ритм , игрок должен определить это самостоятельно. Обычно игроки на цинь изучают ритм пьесы через учителя или мастера. Они сидят лицом друг к другу, ученик копирует мастера. К табулатуре можно обращаться только в том случае, если учитель не уверен, как играть определенную роль. Из-за этого традиционные цинпу не обозначают их (хотя ближе к концу династии Цин несколько цинпу начали использовать различные устройства для обозначения ритма, такие как точки). Если у человека не было учителя, то ритм приходилось вырабатывать самостоятельно. Но было бы ошибкой считать, что музыка цинь лишена ритма и мелодичности. К 20 веку предпринимались попытки заменить обозначение «цзяньцзы пу», но пока безуспешно; с 20-го века музыка цинь обычно печатается с нотными обозначениями над табулатурой цинь. Поскольку табулатура цинь настолько полезна, логична, проста и является самым быстрым способом (если исполнитель умеет читать нотную запись) разучивания пьесы, она бесценна для исполнителя цинь и не может быть полностью заменена (так же, как и нотная запись цинь не может быть полностью заменена). заменены западными инструментами, поскольку они разработали систему обозначений, которая хорошо подходит для этих инструментов).
Есть поговорка: «Для завершения короткого произведения требуется три месяца [дапу], а для длинного - три года». На практике для дапу пьесы не требуется много времени, но это предполагает, что исполнитель не только запомнит пьесу наизусть, но также скорректирует аппликатуру, ритм и тайминг. А потом в произведение нужно вложить эмоции. Таким образом, можно сказать, что действительно требуется три месяца или года, чтобы закончить произведение, чтобы они могли сыграть его на очень высоком уровне.
Ритм в музыке цинь
[ редактировать ]Уже говорилось о том, что музыка цинь имеет ритм и лишь смутно обозначена в табулатурах. [36] Несмотря на то, что здесь требуется немало догадок, в табулатуре есть подсказки для обозначения ритма, такие как повторяющиеся мотивы, указание фраз или то, как устроены обозначения. На протяжении всей истории цинпу мы видим множество попыток указать этот ритм более явно, используя такие устройства, как точки, для создания ударов. Вероятно, одним из крупных проектов по масштабному регулированию ритма стали составители коллекции табулатур Циньсюэ Цуншу 1910-1930-х годов. Построение письменной табулатуры было разделено на две колонки. Первый был дополнительно разделен примерно на три строки сетки, каждая строка обозначала различную комбинацию текстов, табулатур гонче, сеттабулатур, высоты тона и / или долей в зависимости от используемой партитуры. Вторая колонка была посвящена табулатурам цинь.
Западные композиторы заметили, что ритм музыкального произведения цинь может меняться; как только кажется, что у них есть ритм, ритм меняется. Это связано с тем, что исполнители цинь могут использовать в своей игре некоторый свободный ритм. Какой бы бит они ни использовали, будет зависеть от эмоций или чувств исполнителя, а также от того, как он интерпретирует произведение. Однако в некоторых мелодиях есть участки с фиксированным ритмом, которые в целом исполняются одинаково. основная тема Мэйхуа Саннонг Например, использует это. Некоторые фрагменты определенных мелодий требуют от игрока играть быстрее и с силой, чтобы выразить эмоции произведения. Примеры включают средние части Гуанлин Сан и Сяосян Шуйюнь . Другие пьесы, такие как Цзю Куанг, имеют фиксированный ритм на протяжении всего произведения.
Органология
[ редактировать ]В то время как акустика диктовала общую форму и конструкцию гуциня, его внешняя форма могла иметь и действительно принимала огромное количество изменений, будь то украшения или даже базовая конструкция инструмента. Табулатуры Цинь, начиная с эпохи Сун , каталогизируют множество форм Цинь. Однако все они подчиняются самым элементарным правилам акустики и символизма формы. Цинь использует струны из шелка или металла – нейлона и настраивается в соответствии с традиционными принципами.
Древние гуцини делались лишь из дерева и скрученных шелковых нитей. Орнамент включал инкрустацию точками из перламутра или других подобных материалов. Традиционно дека изготавливалась из китайского зонтичного дерева Firmiana Simplex , ее округлая форма символизировала небеса. Дно было сделано из катальпы китайской, Catalpa ovata , плоская форма которой символизировала землю. Современные инструменты чаще всего изготавливаются из каннингемии или других подобных пород древесины. Традиционная отделка состоит из необработанного лака, смешанного с измельченным в порошок оленьим рогом, а процесс отделки может занять несколько месяцев. На отделке со временем появляются трещины, и считается, что эти трещины улучшают звучание инструмента, поскольку дерево и лак снимают напряжение. Возраст античного гуциня можно определить по змееподобному узору трещин, называемому «дуаньвэнь» (斷紋).
Строительство
[ редактировать ]Согласно традиции, изначально у цинь было пять струн, символизирующих пять элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю. Позже, во времена династии Чжоу , Чжоу Вэнь Ван добавил шестую струну, чтобы оплакивать своего сына Бойикао . Его преемник Чжоу У Ван добавил седьмую струну, чтобы мотивировать свои войска на битву с Шан. Тринадцать хуэй [37] на поверхности обозначают 13 месяцев в году (дополнительный 13-й — «високосный месяц» в лунном календаре ). Верхняя доска круглая, что символизирует Небеса, а плоская нижняя доска символизирует Землю. Вся длина цинь (по китайским меркам ) равна 3 ци , 6 цунь и 5 фэней ; [38] обозначающие 365 дней в году (хотя это всего лишь стандарт, поскольку цинь может быть короче или длиннее в зависимости от стандарта измерения периода или предпочтений производителя). Каждая часть цинь имеет значение, некоторые более очевидные, например, «бассейн дракона». [39] и «пруд с фениксом». [40]
Струны
[ редактировать ]До недавнего времени струны гуциня всегда изготавливались из крученого шелка разной толщины , но с тех пор большинство музыкантов используют современные нейлоновые стальные струны с плоской намоткой. Частично это произошло из-за нехватки высококачественных шелковых струн, а частично из-за большей долговечности и более громкого звучания новых струн.
Шелковые нити изготавливаются путем сбора заданного количества нитей шелковой нити и их плотного скручивания вместе. Затем скрученный шнур из веревок оборачивается вокруг рамы и погружается в чан с жидкостью, состоящей из специальной смеси натурального клея , которая связывает пряди вместе. Нити вынимают и оставляют сохнуть, прежде чем нарезать их на нужную длину. Верхние, более толстые струны (т.е. струны с первой по четвертую) дополнительно обернуты тонкой шелковой нитью, навитой вокруг сердечника, чтобы сделать ее более гладкой. Согласно древним руководствам, существует три различных толщины струн, из которых можно изготовить струны. Первый – тайгу [41] [Великая Древность], которая является стандартным калибром, Чжунцином. [42] [Средняя ясность] тоньше, а цзячжун [43] [Добавленная толщина] толще. По мнению Югу Чжай Циньпу , Чжунцин — лучший. Используемый в настоящее время стандарт толщины шелковых струн был определен производителем шелковых струн из Сучжоу Пань Гохуэй (潘國輝).
Хотя большинство современных музыкантов используют металлические струны с нейлоновой оберткой, некоторые утверждают, что металлические струны с нейлоновой оберткой не могут заменить шелковые струны по утонченному звуку. Кроме того, металлические струны, обернутые нейлоном, могут повредить древесину старых цинов. Многие традиционалисты считают, что звук пальцев левой руки, скользящих по струнам, является отличительной чертой музыки цинь. Современные металлические струны, обернутые нейлоном, раньше были очень гладкими, но сейчас их немного модифицировали, чтобы улавливать эти скользящие звуки.
Примерно в 2007 году был произведен новый тип струн, состоящий в основном из нейлонового сердечника, намотанного нейлоном, как и струны из металлонайлона, возможно, в имитацию западных кетгутовых струн. [44] Звук похож на металлонайлоновые струны, но без металлического тона (одна из основных причин, почему традиционалисты не любят металлокейлоновые струны). Нейлоновые струны можно настроить на стандартную высоту звука, не ломаясь, и они сохраняют свою настройку в любых климатических условиях, в отличие от шелковых. В Китае у этих струн разные названия, но рекламируется, что они звучат как шелковые струны до 1950-х годов, когда производство шелковых струн прекратилось.
Традиционно гусиные лапки обматывали веревками. [45] [46] но было изобретено устройство, представляющее собой деревянный брусок, прикрепленный к гусиным лапкам, с штифтами, подобными тем, которые используются для настройки гучжэна выступающими по бокам , так что можно нанизывать и настраивать цинь с помощью настроечного ключа . Это хорошо для тех, кому не хватает физической силы, чтобы натягивать и натягивать струны при наматывании их концов на гусиные лапки. Однако устройство настройки выглядит довольно неприглядно, и поэтому многие игроки на цинь предпочитают традиционный способ настройки; многие также считают, что струны должны быть плотно намотаны на гусиные лапки, чтобы звук мог «заземлиться» в цинь; а некоторые считают, что устройство, закрывающее звуковое отверстие пруда Феникса, отрицательно влияет на громкость и качество звука. [47]
Тюнинг
[ редактировать ]Чтобы нанизать гуцинь, традиционно нужно было завязать узел на голове мухи ( иньтоу цзе). [48] ) на одном конце веревки и проденьте ее сквозь скрученный шнур ( ронкоу [49] ), который входит в отверстия в головке цинь, а затем выходит снизу через колки ( чжэнь [50] ). Веревку протаскивают через мост ( юэшань 『岳山』), по поверхности доски, через порожок ( лонъинь) . [51] десны дракона) к задней части цинь, где конец обвивается вокруг одной из двух ножек ( фэнцзу [52] «ноги феникса» или янзу [53] «гусиные лапки»). После этого струны настраиваются с помощью колков (иногда канифоль на ту часть колка, которая касается корпуса цинь, наносят , чтобы предотвратить его соскальзывание, особенно если цинь настроен на более высокие звуки). Самый распространенный строй, «чжэн дяо» 〈正調〉, является пентатоническим : 5 6 1 2 3 5 6 (который также можно играть как 1 2 4 5 6 1 2) в традиционной китайской системе счисления или цзяньпу. [54] (т.е. 1=делать, 2=ре и т.д.). Сегодня это обычно интерпретируется как CDFGA cd, но это следует рассматривать как sol la do re mi sol la, поскольку исторически цинь не был настроен на абсолютный слух. Другие настройки достигаются путем регулировки натяжения струн с помощью колков на головке. Таким образом, Маньцзяо Дяо [55] («ослабленная третья струна») дает 1 2 3 5 6 1 2 и руибин диао. [56] («поднятая пятая струна») дает 1 2 4 5 7 1 2, которое транспонируется в 2 3 5 6 1 2 3.
Игровой контекст
[ редактировать ]На гуцине почти всегда играют как на сольном инструменте, поскольку его тихий тон означает, что он не может конкурировать со звуками большинства других инструментов или ансамбля . Однако на ней можно играть вместе с сяо (бамбуковая флейта с выдувным концом), с другим цинь или играть во время пения. В старину сэ (длинная цитра с подвижными перемычками и 25 струнами) часто использовалась в дуэтах с цинь. Однако он не сохранился, хотя партитуры дуэтных табулатур для инструментов сохранились в нескольких циньпу , а мастер игры на цинь У Цзинлюэ был одним из немногих в двадцатом веке, кто умел играть на ней вместе с цинь в дуэте. . В последнее время в более экспериментальных целях появилась тенденция использовать для аккомпанемента цинь другие инструменты, такие как сюнь (керамическая окарина), пипа (четырехструнная лютня грушевидной формы), дизи (поперечная бамбуковая флейта) и другие.
Чтобы инструмент сопровождал цинь, его звук должен быть мягким и не подавлять цинь. Таким образом, обычно для этой цели используется сяо с тональностью фа , известной как цинь сяо 「琴簫」, которая уже, чем обычное сяо . Если кто-то поет песни цинь (что в наши дни редко), то ему следует петь не в оперном или народном стиле , как это принято в Китае, а, скорее, очень низко и глубоко; а диапазон, в котором следует петь, не должен превышать полутора октав. Стиль пения аналогичен тому, который используется при чтении стихов Тан . Чтобы в полной мере оценить песни цинь, нужно привыкнуть к эксцентричному стилю пения, принятому некоторыми игроками на инструменте, такими как Чжа Фуси.
Традиционно на цинь играли в тихой студии или комнате в одиночку или с несколькими друзьями; или играли на свежем воздухе в местах исключительной природной красоты. В наши дни многие цинь-исполнители выступают на концертах в больших концертных залах, почти всегда по необходимости используя электронные звукосниматели или микрофоны для усиления звука . Многие игроки на цинь посещают яджи несколько игроков на цинь, любители музыки или все, кто интересуется китайской культурой , на которые могут прийти , чтобы обсудить и сыграть на цинь. Фактически, яджи зародился как мультимедийное собрание, включающее четыре искусства : цинь, го , каллиграфию и живопись .
Ритуальное использование цинь
[ редактировать ]Будучи инструментом, связанным с учеными, на гуцине также играли в ритуальном контексте, особенно в яюэ в Китае и аак в Корее.
Национальный центр корейского традиционного исполнительского искусства продолжает исполнять Мунмё джереак (конфуцианскую ритуальную музыку), используя две последние сохранившиеся мелодии аак , возникшие в результате импорта яюэ из династии Сун, императора Хуэйцзуна в 1116 году, включая в ансамбль сыль (се) и гым (금; цинь). Корейский гым, используемый в этом контексте, немного отличается от обычного цинь вместо 13 тем, что в нем 14 хуэй и они не расположены правильно в соответствии с гармоническими позициями, помимо других конструктивных особенностей. Пальцевая техника ближе к технике каягым , чем к сложной технике цинь. Поскольку цинь так и не приобрела последователей в корейском обществе, ритуальный гым стал его окаменелой формой и практически неиграбельным для игрока на цинь. Корейские ученые никогда не перенимали цинь, а вместо этого создали свой собственный инструмент, геомунго (玄琴), который перенял большую часть знаний и эстетики цинь и, по сути, занял место цинь в качестве инструмента ученых.
В Китае цинь все еще использовался в ритуальных церемониях императорского двора, это можно увидеть на придворных картинах, изображающих императорские жертвоприношения при дворе Цин (например, « Император Юнчжэн, приносящий жертвы на алтаре бога земледелия» , [57] 1723–35). [58] Цинь также имеет множество вариаций с разным количеством струн, например, во время правления Сун Тайцзуна , но эти вариации никогда не пережили смену династий, и поэтому сегодня используется обычный цинь.
В Японии цинь никогда не использовался в ритуальной музыке, но какое-то время в конце периода Эдо цинь использовался некоторыми учеными и буддийскими монахами. Позже гуцинь был адаптирован и принят в общую японскую народную музыку как Кото (琴).
Эстетика Цинь
[ редактировать ]ряд эстетических Когда играют на цинь, задействован элементов. Первое – это музыкальность . Например, во второй части «Пинша Луоян» первые несколько тактов содержат нао вибрато , за которым следует фаза скольжения струны вверх и вниз, даже когда звук уже стал неслышимым ( ). Среднестатистический человек, обученный музыке, может задаться вопросом, действительно ли это « музыка ». Обычно некоторые музыканты перебирают струну очень легко, чтобы получить очень тихий звук. Некоторым игрокам это ощипывание не требуется. Вместо того, чтобы пытаться выдавить звук из струн, следует позволить струнам издавать те звуки, к которым они от природы предрасположены. Некоторые исполнители говорят, что скольжение струны даже при пропадании звука является отличительной чертой музыки цинь. Он создает «пространство» или «пустоту» в произведении, игру без игры, звук без звука. Фактически, когда зритель смотрит на игрока, скользящего по струне без звуков, он автоматически «заполняет ноты» своим умом. Это создает связь между исполнителем, инструментом и слушателем. Этого, конечно, не может произойти при прослушивании записи, так как не видно исполнителя. Это также можно считать непрактичным при записи, поскольку игрок хотел бы максимально передать звук третьей аудитории. Но на самом деле звук есть, звук, исходящий от пальцев, скользящих по струне. Благодаря действительно хорошему цинь, шелковым струнам и совершенно тихой обстановке можно услышать все тона. Поскольку музыка больше ориентирована на игрока, чем на слушателя, и проигрыватель знает музыку, он/она может слышать ее, даже если звука нет. При использовании шелковых струн скользящий звук можно было бы назвать ци или «жизненная сила» музыки. Действительно пустые звуки — это паузы между нотами. Однако, если невозможно создать звук, который можно услышать при скольжении по струне, обычно допустимо слегка подернуть струну, чтобы получить очень тихий звук. [59]
В популярной культуре
[ редактировать ]Как символ высокой культуры, Цинь постоянно появляется во многих формах китайской массовой культуры с разной степенью точности. Цинь упоминается в различных средствах массовой информации, включая телесериалы и фильмы. Актеры часто обладают ограниченными знаниями о том, как играть на инструменте, и вместо этого они имитируют его под заранее записанную пьесу исполнителя Цинь. Иногда музыку ошибочно имитируют под музыку гучжэн , а не под музыку цинь. Более точное изображение Цинь находится в Чжан Имоу фильме «Герой» , в котором Сюй Куанхуа играет древнюю версию Цинь в сцене во дворе. [60] пока Безымянный и Длинное Небо дерутся в гостиной Сянци . Он имитировал музыку, которую играл Лю Ли, бывший профессор Центральной консерватории в Пекине. [61] Предполагается, что Сюй сам сделал цинь. [62]
Цинь также был представлен на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине , его сыграл Чэнь Лэйцзи (陳雷激).
Цинь также используется во многих классических китайских романах, таких как Сюэциня » Цао «Сон о Красной палате и других.
Цинь также используется во многих современных китайских романах, в частности в романе 2016 года « Мо Дао Цзу Ши» , а также в экранизации сериала 2019 года « Неукротимый» , в котором цинь используется как духовный инструмент главного героя Лань Ванцзи. Закулисные кадры производства сериала показали, что нескольким актерам перед съемками давали уроки цинь, чтобы подготовить их к ролям персонажей, играющих на инструменте.
Электрический гуцинь
[ редактировать ]Электрический гуцинь был впервые разработан в конце 20 века путем добавления магнитных звукоснимателей в стиле электрогитары к обычному акустическому гуциню, что позволяло усиливать инструмент через инструментальный усилитель или акустическую систему.
Связанные инструменты
[ редактировать ]японская ичигенкин , монохордовая Считается, что цитра, произошла от цинь. Справочник цинь Лисин Юанья (1618 г.) [63] ) включает несколько мелодий для однострунного цинь, а « Учжи Чжай Циньпу» содержит изображение и описание такого инструмента. [64] Современный ичигенкин, по-видимому, впервые появился в Японии именно после этого времени. Однако хонкёку [65] (Стандартный репертуар) ичигенкин сегодня больше всего напоминает репертуар сямисэна .
Корейский геомунго также может быть родственником, хотя и отдаленным. Корейские литераторы хотели играть на инструменте так же, как их китайские коллеги играли на цинь. Репертуар в основном состоял из партий геомунго для мелодий, исполняемых придворным оркестром.
См. также
[ редактировать ]- Современные игроки на гуцинь
- Гуцинь эстетика
- Строительство Гуциня
- Техника игры Гуцинь
- школы Гуцинь
- Гуциньские настройки
- Кото
- Список китайских музыкальных инструментов
- Цинпу
- Се
- Яюэ
Сноски
[ редактировать ]- ^ Ли Цзи : Кули, вторая половина Книги Обрядов‧Цюй Лися.
- ^ Чжан Юшу и др. Канси Цзидянь 【Словарь Канси】.
- ^ Джон Томпсон о цитре из шелковой струны Гуцинь (2005) Цинь: лютня или цитра? ( http://www.silkqin.com/11misc/lute.htm , 29 июля 2006 г.)
- ^ Мелвин, Шейла (11 апреля 2012 г.). «Древний китайский инструмент возвращается» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 декабря 2020 г.
В 2010 году гуцинь, принадлежавший императору Хуэйцзуну династии Сун, был продан за 137 миллионов юаней, около 22 миллионов долларов, что, по большинству оценок, является самой высокой ценой, когда-либо уплаченной за музыкальный инструмент.
- ^ Инь, Вэй Чжунго Циньши Яньи [Роман китайской истории Цинь, страницы 1-10].
- ^ Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2004 г.) Искусство музыки гуцинь ( http://www.unesco.org/cultural/intangible-heritage/masterpiece.php?id=65&lg=en , 29 июля 2006 г.). Архивировано 15. Февраль 2006 г., Wayback Machine.
- ^ Слушая Цинь, Слушая Цинь
- ^ Ян, Синь и др. (1997). Три тысячи лет китайской живописи . Страница 122.
- ^ "Чтение Конфуция"
- ^ «Три чуда, составленные Вэй / Три чудеса, составленные Вэй»
- ^ "Юлан/Юлан"
- ^ 《Такаяма》
- ^ Перейти обратно: а б «Проточная вода»
- ^ "Чжуан Чжоу мечтает о бабочках"
- ^ 《Притяжение божественности》
- ^ "Ли Сао"
- ^ 【Цинь Цао】
- ^ "Восемнадцать ударов Хуцзя"
- ^ 【Цинь Фу】
- ^ "Ваньцинтан"
- ^ "Водные облака Сяосян / Водные облака Сяосян"
- ^ Чжоу, Цзыань Учжи Чжай Циньпу 【Учжичжай Циньпу】 Том 1, лист 1, лист <золото> 18-28.
- ^ дело - датированный вариант печати
- ^ Го, Пин Гуцинь Цунтан 【Гуцинь Цунтан】 Страница 112.
- ^ Чжан, Хэ. Циньсюэ Румен 【琴學入門】. Том 1, листы 39, 40, 43 и 47.
- ^ "Орхидея Цзеши Тьюн"
- ^ Юнмэнь Чжоу
- ^ Цао Роу
- ^ Чжу, Цюань Шэньци Мипу 【神竒 секретный спектр】.
- ^ Чжа, Фуси Цунцзянь Гуцинь Цюпу Цзилань [Сборник партитур Цунцзянь Гуцинь, страницы 3-44].
- ^ "Гуанлин Сан"
- ^ "Янггуань Сэнди/Янггуань Сэнди"
- ^ "Три переулка цветения сливы"
- ^ "Водные облака Сяосян"
- ^ "Гусь, падающий на плоский песок"
- ^ Более подробный анализ можно найти здесь.
- ^ " Эмблема "
- ^ ff « Три фута шесть дюймов и пять минут »
- ^ " Пруд Дракона / Пруд Дракона"
- ^ " Хотсума / Хоцума"
- ^ 〖Тайку〗
- ^ 〖中清〗
- ^ 〖Обострение〗
- ^ Джон Томпсон: Неправильное использование слов «шелковые струны».
- ^ " Гусиные лапки "
- ^ Гонг, Йи Гуцинь Янчжоуфа [Метод игры Гуциня, страницы 11 и 13].
- ^ «Заметки Чарли Хуанга в Facebook: как не натягивать струны» . Проверено 22 мая 2010 г. - через Facebook.
- ^ " головы Узел летучей / Узел летучей головы"
- ^ " бархатная отбивная / бархатная пуговица"
- ^ " 踸 /踸"
- ^ "Драконья жвачка"
- ^ "Нога Феникса"
- ^ "Гусиные лапки"
- ^ [Простые нотные записи/простые нотные записи]
- ^ 〈Медленная настройка угла〉
- ^ 〈Жуй Би Дяо/Жуй Бин Дяо〉
- ^ "Изображение жертвоприношения Юнчжэна алтарю Сяньнун"
- ^ Равски, Э. Эвелин и Роусон, Джессика (ред.). КИТАЙ: Три императора 1662–1795. Страницы 117, 126 и 127.
- ^ Лондонское общество Юлан Цинь (2004) Яджи, 5 сентября 2004 г. , 29 июля 2006 г.
- ^ china.org.cn (2003) Мастер Гуцинь Сюй Куанхуа ( http://www.china.org.cn/english/NM-e/55853.htm , 10 января 2009 г.)
- ^ china.org.cn (2002) Композитор достигает цели с «героем» ( http://www.china.org.cn/english/NM-e/51029.htm , 29 июля 2006 г.)
- ^ China Info Travel (2002) Мастер Гуцинь Сюй Куанхуа (29 июля 2006 г.). Архивировано 25 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ 【Рациональная Юанья】
- ^ Чжоу, Цзыань Учжи Чжай Циньпу 【Учжичжай Циньпу】 Том 1, лист 2, лист 10.
- ^ [Эта песня]
Ссылки
[ редактировать ]- Китайские книги о Цинь
- Чжа, Фуси (1958 Cunjian Guqin Qupu Jilan [Сборник партитур Cunjian Guqin Пекин: Народная музыкальная пресса). ISBN 7-103-02379-4 .
- Сюй, Цзянь (1982). Циньши Чубиан 【琴史初編】. Пекин: Народная музыкальная пресса. ISBN 7-103-02304-2 .
- Гонг, И (1999) Гуцинь Янзуфа 【Метод игры Гуцинь】; 2-е изд., Inc., Шанхай: Shanghai Educational Press. ISBN 7-5320-6621-5
- Ли, Минчжун (2000). Чжунго Циньсюэ 【Китайский Циньсюэ】 Том первый. Шаньси: Ассоциация научных журналов Общества Шаньси.
- Инь, Вэй (2001). Чжунго Циньши Яньи [Роман китайской истории Цинь ]. ISBN 7-222-03206-1 / I‧866
- Чжан, Хуайин (2005) Гу Цинь 【Гуцинь】: Гуйчжоу: Народная пресса Чжэцзяна. ISBN 7-213-02955-Х
- Часть шедевров коллекции устного и нематериального наследия человечества [Коллекция устного и нематериального наследия человечества].
- Го, Пин (2006) Гуцинь Цунтан 【Гуцинь Цунтан】: Шаньдунское книжное издательство. ISBN 7-80713-209-4
- Цинпу
- Чжу, Цюань (1425, 2001 г.) Шэньци Мипу 【Магическое секретное руководство】. Пекин: Книжный магазин Cathay. ISBN 7-80568-973-3 /J‧284
- Сюй, Шанъин (1673, 2005). Дахуань Гэ Циньпу 【Музыкальная партитура Дахуангэ】 Пекин: Книжный магазин Cathay. ISBN 7-80663-288-3 /J‧322
- Чжоу, Цзыань (1722, 2000) Учжи Чжай Циньпу 【Учжичжай Циньпу】 Пекин: Книжный магазин Cathay. ISBN 7-80568-864-8 /J‧237
- Чу, Фэнцзе (1855 г.) Югу Чжай Циньпу : Частное издание.
- Чжан, Хэ (1864, 1998). Циньсюэ Румен 【Знакомство с Циньсюэ】 Пекин: Книжный магазин Cathay. ISBN 7-80568-865-6 /J‧236
- Ян, Цзунцзи (1910–1931, 1996). Циньсюэ Цуншу [Серия Цинь Сюэ]. Пекин: Книжный магазин Cathay. ISBN 7-80568-552-5 / I‧139
- Ван, Бинлу (1931, 2005). Мэйань Цинпу 【楳盦珡諩】. Пекин: Китайский книжный магазин. ISBN 7-80663-297-2 /J‧331
- Ву, Цзинлю и Венгуан (2001). Юшань Уши Циньпу 【虞山吳氏琴譜】 Музыкальный репертуар Цинь семьи У. Пекин: Восточная пресса. ISBN 7-5060-1454-8 / I‧78
- Гу, Мэйгэн (2004) Циньсюэ Бэйяо (шоугао бэн) 【Подготовительные заметки Циньсюэ (рукопись)】. Шанхай: Shanghai Music Press. ISBN 7-80667-453-5
- Журналы, информационные бюллетени и периодические издания
- Чжунго Хуабао 【Иллюстрация Китая】, июль 1986 г.
- Пекинская исследовательская ассоциация Гуцинь. Пекин Цинь-сюнь 【北京琴訊】. Март 2001 г. (том 71).
- Парабола, Том XXIII, № 2, лето 1998 г., стр. 56–62: Дж. Л. Уокер «Не нужно слушать! Разговор между Сунь Ю-цинем и Дж. Л. Уокером»
- Английские книги о Цинь
- Гулик, Роберт Ханс ван (1940, 1969). Предания о китайской лютне . 2-е изд., изд. Ратленд, штат Вермонт, и Токио: Чарльз Таттл и Софийский университет; Монумента Ниппоника. ISBN 0-8048-0869-4
- Гулик, Роберт Ханс ван (1941). Си Кан и его поэтический очерк о китайской лютне . Токио: Монумента Ниппоника . ISBN 0-8048-0868-6
- Либерман, Фредрик (1983). Учитель китайской цитры: Мэй-ань Цинь-пу . Пер. и комментарий. Вашингтон и Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN 0-295-95941-X
- Юнг, Белл (2008). Последний из литераторов Китая: Музыка, поэзия и жизнь царя Дэ-юня . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-962-209-916-6
- Гулик, Роберт Ханс ван (2011). Предания о китайской лютне . 3-е изд. Бангкок: Орхидея Пресс.
- Испанские книги о цинь
- Либерман, Фредрик (2008). Руководство по китайскому цитару: Мэйан цинпу . (Дж. М. Виго, Пер.). Барселона: www.citarachina.org. (1983).
- Французские книги о Цинь
- Гурмати, Жорж (1990). Искусство Цинь. Два текста китайской музыкальной эстетики . Брюссель: Бельгийский институт передовых китайских исследований. ISSN 0775-4612
- Гурмати, Жорж (2010). Песня пьяного рыбака: сочинения о музыке китайских учёных . Голлион: издания Infolio. ISBN 978-2-88474-197-2
- Гурматиг Жорж (2018). Le Grain des Choose: Petit musée du Qin [компакт-книга], Женева: (самопубликация) https://legraindeschoses.com/
- Нециньские книги (или книги с разделом о цинь)
- ДеВоскин, Кеннет Дж. (1982) Песня для одного или двоих: музыка и концепция искусства в раннем Китае. Издательство Мичиганского университета, 1982. Статья: ISBN 978-0-89264-042-3
- Доктор Л. Вигер, SJ (1915, 1927, 1965). Китайские иероглифы: их происхождение, этимология, история, классификация и значение. Тщательное изучение китайских документов . Л. Даврут, SJ (пер.). Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-21321-8
- Чжан Юшу и др. (1921). Канси Цзидянь 【Словарь Канси】: Шанхайское место распространения старых книг.
- Хердан, Иннес (пер.) (1973, 2000). 300 стихотворений Тан 【Английский перевод трехсот стихотворений Тан】, Йи Чан (иллюстрация): The Far East Book Co., Ltd. ISBN 957-612-471-9
- Равски, Э. Эвелин и Роусон, Джессика (редактор) (2005). КИТАЙ: Три императора 1662–1795 гг . Лондон: Королевская академия художеств. ISBN 1-903973-69-4
- Видео ресурсы
- Сердце Цинь в Гонконге (2010), режиссер: Марьям Гурматтиг, 52 минуты, документальный фильм, Гонконг, Китай (язык: кантонский диалект, субтитры: китайский и английский)
- Дискография
- Соу Си-тай (2007), Рыбак и дровосек. Цинь, цитра учёных , AIMP LXXXII VDE-GALLO, CD-1214
- Царь Тех-Юнь (1905–2007) метрдотель дю Цинь (2014), [набор из 2 компакт-дисков + буклет из 54 страниц на английском/французском языке], AIMP-VDE Gallo, VDE CD 1432/1433
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книга Джона Томпсона о Гуцинь цитре из шелковой струны . Множество информации о цинь и шелковых струнах для цинь на английском языке, включая обширное изучение Шэньци Мипу и анализ стиля игры, а также полезный раздел об источниках цинь.
- Цинь на хронологии истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей
- «Шелк на дереве» Художественный радиодокументальный фильм Роберта Иолини о шелковой нити Цинь и мадам царе Дэ-Юнь . На веб-сайте представлены онлайн-видео выступления Общества Дэйинь Цинь Гонконга.
- Китайский гуцинь и нотация Джуди (Пей-Ю) Очень подробный и хорошо иллюстрированный сайт Чанга, объясняющий технику аппликатуры, включая разделы, посвященные структуре, формам и различной информации.
- Полное исследование китайской цитры 1670 года.
- Китайские клики Гуцинь и их происхождение. Конкретный анализ большинства клик Гуцинь и стилей игры, а также некоторый анализ их происхождения.
- Таблица периодов китайских династий. Расписание различных китайских династий, чтобы помочь людям понять период истории Гуцинь.
- Страница магазина Guqin Страница сайта магазина Guqin в Лос-Анджелесе