Jump to content

Гуань (инструмент)

из лиственных пород Северного Китая Гуаньцзы

Гуань ( китайский : ; пиньинь : guώn ; букв. «труба» или «трубка») — китайский духовой инструмент с двойной тростью . Северо-китайская версия называется гуаньцзы ( 管子 ) или били (традиционное: ; упрощенное: 筚) .篥 ), а кантонская версия называется хоугуань ( 喉管 он классифицируется как бамбуковый ). В системе Ба Инь (древняя китайская классификация инструментов) с двойной тростью инструмент. В отличие от других инструментов семейства деревянных духовых инструментов , которые в основном имеют конические отверстия . Как, например, китайская суна или западный гобой , гуань имеет цилиндрический канал, что придает ему характерный мягкий, но пронзительный тембр , похожий на жужжание . [ 1 ] [ 2 ]

Фрагмент картины династии Сун XII века , изображающей трех игроков на гуань (двухязычковой дудке) и двух игроков на дизи (поперечной флейте) в сопровождении пайбана (деревянного хлопушки), выступающих в доме Хань Сизая, министра императора династии Сун. Ли Хоучжу

Самое раннее использование слова гуань можно проследить до записей династии Чжоу , где оно относится к бамбуковым флейтам с выдувным концом, таким как сяо или пайсяо . Самый ранний инструмент с двойной тростью появился в конце династии Чжоу и называется хуцзя ( 胡笳 ; «тростниковая трубка народа Ху »), поскольку он был завезен из западного региона Китая северо - . В то время худзя использовался в первую очередь как военный инструмент для передачи сигналов и изображался в ранней китайской поэзии как хриплый и варварский.

Гуань торговли был разработан после Хуцзя в династии Тан из-за процветания музыки и художественной культуры, находившихся под влиянием на Шелковом пути . Как и худзя , он, вероятно, был заимствован у тех, кого китайцы обычно называют народом Ху (кочевой), и стал важным ведущим инструментом в придворной и ритуальной музыке. В разгар династии Тан гуань , наряду со многими другими инструментами, был завезен в соседние страны, где потомки гуаня (называемые пири в Корее и хитирики в Японии ) используются до сих пор.

Однако при последующих династиях гуань вышел из употребления в придворной музыке , но стал очень популярен в фольклорных ансамблях. Он играет важную роль в духовых и ударных ансамблях ( чуйда или гучуй ), которые играют на традиционных фестивалях и праздничных мероприятиях, и до сих пор популярен в музыке духовых оркестров северного Китая, а также в некоторых других регионах Китая. В пекинском оперном оркестре гуань используется для изображения военных сцен наряду с суоной и другими ударными инструментами. [ нужна ссылка ]

Строительство

[ редактировать ]
Маленький кантонский хугуань в тональности до.

Гуань северном состоит из короткой цилиндрической трубки, сделанной из твердой древесины в Китае , где этот инструмент называется били . В регионе Гуандун на юге Китая его делают из бамбука и называют хоугуань (буквально «горловой гуань»). Первоначально он использовался уличными торговцами, но стал частью кантонского оперного с 1920-х годов оркестра. К 1950-м годам он стал популярен по всей провинции Гуандун , и были разработаны более крупные размеры. Для гуанов из лиственных пород используется твердая трость, тогда как для бамбуковых гуанов обычно используется мягкая трость (однако иногда для изменения тембра используется другая твердость).

инструмент под названием ah-bó-ta̍t-á (鸭母哒仔), o͘-ta̍t-á (烏笛仔) или тайваньский гуан (台湾管), похожий на хоугуань также встречается На Тайване . [1] Архивировано 12 марта 2009 г. в Wayback Machine. Этот тайваньский гуань часто используется в тайваньском оперном оркестре. Как и кантонский хугуань , он бывает трех размеров, каждый из которых имеет небольшой латунный колокольчик для увеличения объема. Фотография. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine. и не преувеличивает, придавая ему регистр чуть больше одной октавы.

Традиционно гуань имеет семь отверстий для пальцев сверху и одно отверстие для большого пальца сзади. Длина традиционного гуаня варьируется от 7 дюймов (18 см) до 13 дюймов (33 см) или до 50 см для большого кантонского хугуаня .

Кантонский хугуань доступен в трех размерах; небольшой латунный колокол. средние и большие размеры имеют на конце фото Северный гуаньцзы бывает разных тональностей. Две стандартные более высокие версии находятся в диапазоне сопрано и альта, хотя есть также известная версия пикколо, называемая «Шуанггуань», которая достаточно мала, и на ней обычно исполняется бок о бок в гармонии один человек, пользующийся «хваткой сантехника» обоими. трости во рту одновременно. Помимо «Хугуаня», другие распространенные бамбуковые гуани включают «Ямуди» Тайваня, «Лугуань» Хунани, «Били» северного Китая, уйгурский «Пипи» и «Сибили» Корейского автономного региона. . Единственные другие версии «Гуаньцзы» из твердой древесины также существуют на северо-западе Китая и имеют сходство с армянским дудуком и турецким мей .

В 20 веке современные версии гуаня в Китае были разработаны . Эти модернизированные гуани , которые могут быть такими же длинными, как западный кларнет, имеют больше тона и отверстий для ключей, а также оснащены металлическими клавишами, обеспечивающими более широкий и полностью хроматический диапазон. Такие инструменты используются преимущественно в крупных китайских оркестрах. Эти современные «гуаньцзы» с клавишами обычно используются для диапазонов тенора и баритона соответственно. Хотя эти инструменты «цзяцзянь» (с клавишами) изготовлены из твердой древесины, их конструкция происходит от хоугуаня, а их система клавиш связана с системой Боэма кларнета , обычно с коротким раструбом или без него. Хотя теоретически эти инструменты могут иметь такой же широкий диапазон, как и кларнет, обычно считается, что они лучше всего звучат в двух нижних октавах (из-за огромной сложности управления регистром Клариона). В последние годы многие модели традиционного сопрано Гуанзи оснащены одной или несколькими клавишами для улучшения интонации определенных хроматических нот.

Все гуани имеют большую и широкую двойную трость, сделанную из тростника Арундо , которая вставляется в верхний конец трубки.

Типичные диапазоны оркестрового Гуань:

  • Малый гуань «сяогуаньцзы» ре мажор и си-бемоль (сопранино)
  • Средний гуань «чжунгуаньцзы» ля, соль и фа (сопрано)
  • Большой Гуань «дагуаньцзы» в ре (альт) часто называют «да ре».
  • Альтовая клавиша Гуань «чжунъингуань» до мажор (теноровый диапазон; неправильное название), аппликатура которого очень похожа на аппликатуру кларнета до мажор.
  • Басовая клавиша Гуань «диингуань» в G (диапазон баритона; неправильное название), которая обозначается высотой звучания.
  • Гуань с контрабасом «бэйдиингуань» в до (басовый диапазон; неправильное название), аппликатура которого очень похожа на аппликатуру кларнета в до, но отмечена по высоте звучания.

Обратите внимание, что их английские названия еще не полностью стандартизированы во всем мире.

Благодаря передовой технике раздувания диапазон северного гуаньцзы составляет около двух с половиной октав , в то время как кантонский хугуань (как и бамбуковый гуань, использовавшийся в древнем Китае) не раздувается, что дает ему диапазон чуть более одной октавы. Клавиатура «цзяцзянь гуань» с добавлением регистра, подобного кларнету, и дополнительных клавиш имеет диапазон почти 4 октавы, хотя верхний диапазон обычно не используется. Гуань . на протяжении веков использовался в различных музыкальных контекстах, часто как сольный инструмент, вызывающий грустное настроение Во многом это связано с техникой игры на инструменте, которая предполагает использование выразительных вибрато и широких изменений высоты звука.

На гуане довольно сложно играть, во многом из-за сложности управления амбушюром ; Китайская поговорка гласит: « шену Чтобы научиться (губному органу), нужно 100 дней, а гуаню — 1000 дней».

Известные игроки

[ редактировать ]
  • Ян Юаньхэн (1894–1959)
  • Ху Чжихоу (Hu Zhihou)
  • У Сяочжун
  • Бао Цзянь (Бао Цзянь, ученик Ху Чжихоу)
  • Хэ Лэй
  • Ли Цзиньвэнь (род.1923)
  • Лю Чжун
  • Шан Вэньтун
  • Ло Вай-люн (Гуань, руководитель Гонконгского китайского оркестра)
  • Жэнь Чжаолян
  • Цинь Цзитао

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Суона (суона) 19 века» . 31 мая 2022 Проверено г. .
  2. ^ «Духовые инструменты» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 г. Проверено 3 апреля 2015 г.
[ редактировать ]
  • Видео Houguan из электронной книги «Музыкальные инструменты»

Прослушивание

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61276574a02a593ec6d77b4d0b0977ef__1719422760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/ef/61276574a02a593ec6d77b4d0b0977ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guan (instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)