Jump to content

Шаум

Шаум
Классификация Двойная трость
Связанные инструменты
Пастух, играющий на шауме (1646 г.), картина Яна Баптиста Вольффорта (Голландский Рейксмузеум )

Шаум с ( / ʃ ɔː m / ) — конического канала , с двумя тростями деревянный духовой инструмент изготавливаемый в Европе XII века до наших дней. Он достиг своего пика популярности в периоды Средневековья и Возрождения , после чего его постепенно затмило гобоя семейство инструментов-потомков в классической музыке . Вероятно, он пришел в Западную Европу из Восточного Средиземноморья примерно во времена крестовых походов . [1] Двуязычные инструменты, подобные шауму, издавна присутствовали в Южной Европе и на Востоке, например, древнегреческий , а позднее византийский авлос , [2] [3] близкородственные сорна и зурна , [4] и армянский дудук .

Корпус шаума обычно вытачивается из цельного куска дерева и заканчивается расширяющимся колоколом, чем-то напоминающим трубный . Начиная с 16 века, шаумы изготавливались разных размеров, от сопранино до большого баса , а четырех- и пятиголосную музыку мог играть супруг, полностью состоящий из шаумов. Все более поздние модели (за исключением самых маленьких) имеют по крайней мере один ключ, позволяющий выдвигать компас вниз; клавиатура обычно закрыта перфорированной деревянной крышкой, называемой родничком . [ нужна ссылка ] Двойная трость , похожая на фагот , сделанная из той же трости арундо донакс , которая используется для гобоев и фаготов, вставляется непосредственно в гнездо в верхней части инструмента или, в более крупных моделях, на конце металлической трубки, называемой бокал . Пируэт небольшая деревянная насадка с полостью в центре, напоминающей напёрсток, окружает нижнюю часть трости — это обеспечивает поддержку губ и амбушюра . [5]

Поскольку лишь небольшая часть трости выступает за пределы пируэта, игрок имеет лишь ограниченный контакт с тростью и, следовательно, ограниченный контроль над динамикой. шаума Коническое отверстие и расширяющийся раструб в сочетании со стилем игры, продиктованным использованием пируэта, придают инструменту пронзительный, похожий на трубу звук, хорошо подходящий для выступлений на открытом воздухе.

Этимология

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 минута 22 секунды.
Пипита и Зампогна в Калабрии (Италия)

На английском языке это имя впервые появляется в 14 веке. Первоначально существовало три основных варианта формы: (1) schallemele ( shamulle или шамбл ), (2) s(c)halmys ( shalemeyes или chalemyes , все формы множественного числа в среднеанглийском языке ) и (3) sc(h)almuse (или schalmesse ), каждый из которых произошел от соответствующего варианта в старофранцузском языке : chalemel , chalemie и chalemeaux (множественное число от chalemel ), каждый из которых, в свою очередь, произошел от латинского Calamus («тростник») или его вульгарно-латинской уменьшительной формы, Calamellus . Аир, в свою очередь, происходит от древнегреческого κάλαμος (каламос), «тростник, тростник».

(Название несколько другого язычкового инструмента, шалюмо , также разделяет эту этимологию.) Ранние формы множественного числа часто принимались за единственное число, и от них образовывались новые формы множественного числа. Более позднее сокращение в 15 и 16 веках до одного слога в таких формах, как schalme , shaume , shawme и, наконец (в 16 веке) shawm , вероятно, произошло из-за этого смешения форм множественного и единственного числа. [6]

Шомс (из «Syntagma Musicum» Майкла Преториуса)

По -немецки шаум называется Шалмей (или для более крупных членов семьи Бомбард - также на английском языке в 14 веке - позже изменено на Бомхардт и, наконец, в 17 веке на Поммер ). [7] Это подтверждается очень похожими названиями многих народных шаумов, используемых в качестве традиционных инструментов в различных европейских странах: в Испании можно найти множество традиционных шаумов с разными названиями, например, кастильская, арагонская и леонская дулзайна (иногда называемая чиримия , термин, происходящий от того же старофранцузского слова, что и shawm ); валенсийские и каталонские шаумы ( xirimia , dolçaina или gralla ) или наваррская гайта . В Португалии есть инструмент чарамела ; а имя итальянского шаума — ciaramella (или: cialamello , cennamella ). [8]

Однако возможно также, что название происходит от арабского саламия ( سلامية ‎), традиционный гобой из Египта , поскольку европейский шаум, по-видимому, развился из аналогичных инструментов, привезённых в Европу с Ближнего Востока во времена крестовых походов . Это арабское название само по себе лингвистически связано со многими другими восточными названиями инструмента: арабским замр ( زمر ), турецким зурна , персидским сурнай , китайским суона , яванским саруни и индуистским саханаи или санайи . [4]

Использовать

[ редактировать ]
Женщина, играющая на бас-гитаре ( Тобиас Стиммер, ок. 1500 г. )

К началу 16 века дерзкая тональность средневекового шаума была смягчена за счет сужения канала ствола и уменьшения размера отверстий для пальцев. Это также расширило диапазон, позволив исполнителю играть ноты второй октавы . Были построены шаумы большего размера, вплоть до великолепного баса в B , на две октавы и мажорную треть ниже сопрано в D. Однако большие размеры были громоздкими, что делало их несколько редкими.

Шаумы меньшего размера, главным образом сопрано, альт, а иногда и тенор, чаще всего сочетались с ренессансным тромбоном или сэкбутом , и величественное звучание этого ансамбля пользовалось большим спросом у гражданских властей. Шаум стал стандартным оборудованием для городских оркестров или ожидающих , которые должны были возвещать начало муниципальных мероприятий и сигнализировать основное время суток. Шаум стал настолько тесно ассоциироваться с городскими официантами ( die Stadtpfeifer по-немецки и I pifferi по-итальянски), что его также называли трубкой ожидания.

До открытия неподвижного шаума на борту затонувшего корабля « Мэри Роуз » историки инструментов были озадачены ссылками на «тихие шаумы», или «мягкие» шаумы, которые, как говорили, имели менее пронзительный звук, чем более ранние шаумы. [9] Все еще шаум исчез с музыкальной сцены в 16 веке; инструмент, найденный на « Мэри Роуз», является единственным сохранившимся примером. Репродукция была сделана и сыграна. В сочетании с трубкой и табором он обеспечивает «очень эффективную басовую партию», которая давала бы «насыщенный и полный звук, который мог бы стать отличной музыкой для танцев на борту корабля». [10]

Шаум предназначался почти исключительно для выступлений на открытом воздухе - для более мягкой музыки в помещении другие инструменты, такие как крамхорн и корнамуз предпочитались . Это были инструменты с двойной тростью, оснащенные капсулой, полностью закрывающей трость, что смягчало звук, но при этом не допускало каких-либо изменений в динамике.

Известный под испанским термином чиримия , шаум остается важным ритуальным инструментом среди народов майя в высокогорной Гватемале . В сопровождении барабана чиримия часто используется в процессиях и некоторых ритуальных танцах, таких как Танец завоевания (Baile de la Conquista), и ее играют до сих пор.

Потомство шаума

[ редактировать ]

Теноровый шаум до мажор с единственной тональностью [без обычного нижнего расширения до G] с диапазоном в чистую двенадцатую ступень был описан как николо согласно Михаилу Преториусу в его Syntagma Musicum II (1619), страницы 23 и 36, но не было иллюстрировано. Тем не менее, Преториус иллюстрирует на Таблице 13 в дополнительном томе иллюстраций Theatrum Instrumentorum (1620 г.), наряду с крамгорнами, бассет-николо , внешне напоминающее шаум с колпачком и четырьмя клавишами, но на самом деле скрывающее в основном цилиндрическое отверстие. (Диапазон бассетта: николо опускался до А ниже большого С и составлял чуть более четырех футов в длину; для шаума такого диапазона, т. е. с коническим каналом ствола, потребовалось бы более 9 футов длины ствола.) [ нужна ссылка ]

Шаум вдохновил гобуа позднего 17-го века , изобретение французского музыканта Мартина Хоттетера (ум. 1712). Ему приписывают разработку, по сути, совершенно нового инструмента, который позаимствовал некоторые особенности у шаума, в основном двойную трость и коническое отверстие, но значительно отличался от него в других отношениях, наиболее важным отличием было то, что игрок прикладывал губы к прямо на трости, без промежуточного пируэта. Примерно в 1670 году новые французские гобуа начали заменять шаум в военных оркестрах, концертной музыке и опере; к 1700 году шаум практически исчез из концертной жизни, хотя даже в 1830 году шаумы все еще можно было услышать в немецких городских оркестрах, выполняющих свои муниципальные функции. [11] Любопытно, что немцы и голландцы продолжали производить богато украшенную версию шаума, названную deutsche Schalmey , даже после появления французских гобуа . Несколько экземпляров этого инструмента сохранились в европейских коллекциях, хотя его точное музыкальное применение неясно. [ нужна ссылка ]

Дульциан/фагот

[ редактировать ]

Склонность XVI века к созданию инструментов самых разных размеров, естественно, распространилась и на шаум, но чрезвычайная длина трубы басовых инструментов означала, что немногие из них были построены и на них играли из-за их громоздких размеров. [ нужна ссылка ] Было разработано решение, согласно которому канал ствола фактически «сворачивался» сам на себя, создавая гораздо более управляемый инструмент. Новый инструмент часто называют дульцианом , его называли курталом . а в Англии [12] фагот или фаготто в Германии и Италии и бахон в Испании. [ нужна ссылка ] Дульциан, как и первые гобои, использовал прямой контакт губ с тростью, что позволяло гораздо лучше контролировать звук, чем шаумы. Это привело к тому, что дульциан стал очень популярным, служа басом как для других шаумов, так и даже для домашних ансамблей, в которых не было шаумов, благодаря его способности играть тихо. Дульциан был предшественником фагота , который, как и гобой, был изобретением барокко. [ нужна ссылка ]

Он пророс

[ редактировать ]

Чарумера Японию чарумэру христианскими — это инструмент , или миссионерами, либо от шаумов, привезенных миссионерами португальскими , с двумя тростями в традиционной японской музыке, произошедший либо от шаумов, привезенных в в Японию португальскими христианскими . [13] или, возможно, иберийские торговцы в 16 веке. [14] Иногда его используют в постановках театра кабуки . В популярной культуре он также прочно ассоциируется с уличными торговцами рамэном , которые играли на нем особую мелодию, чтобы привлечь клиентов.

Современные спектакли

[ редактировать ]
  • Инструменты Средневековья и Возрождения — Дэвид Манроу и Лондонский консорт старинной музыки
  • Город Линкольн Уэйтс [15] (Музыкальный ансамбль мэра Линкольна)
  • Во многих записях Blackmore's Night и Piffaro, The Renaissance Band используются шаумы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шаум и Куртал - из руководства Diabolus in Musica по ранним инструментам
  2. ^ Уэст, Мартин Л. (январь 1992 г.). Древнегреческая музыка . Кларендон Пресс . п. 84. ИСБН  0-19-814975-1 . Мундштук с одной тростью или кларнетом был известен другим древним народам, и я не осмелюсь утверждать, что он не был известен грекам. Но данные как искусства, так и литературы указывают на то, что именно двойная трость была стандартом в классический период. Таким образом, согласно системе Хорнбостеля-Сакса авлос следует классифицировать как гобой. Следует признать, что слово «девушка-гобой» вызывает меньше воспоминаний, чем «девушка-флейта», к которой привыкли классики, и что, когда речь идет о переводе греческой поэзии, слово «гобой», вероятно, будет звучать странно. В последнем случае я предпочитаю «трубку» или «шам».
  3. ^ Раутман, Маркус (2006). Повседневная жизнь в Византийской империи . Издательская группа Гринвуд. п. 276. ИСБН  9780313324376 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Энтони К. Бейнс и Мартин Кирнбауэр, «Shawm [scalmuse, shalm, shalmie, schalmuse]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  5. ^ Джереми Монтегю, «Шам [шалм, гобой, хобой, трубка]», The Oxford Companion to Music , под редакцией Элисон Лэтэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2002).
  6. ^ «Шам» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство участвующей организации ( Требуется .) .
  7. ^ Сибил Маркузе, Музыкальные инструменты: Полный словарь , исправленное издание (Библиотека Нортона N758) (Нью-Йорк: WW Norton, 1975): 58
  8. ^ Универсальный энциклопедический словарь музыки и музыкантов под редакцией Альберто Бассо (12+2 тома), The лексикон - том. I, Турин, UTET, 1983, с. 550.
  9. ^ Джерми Монтегю «Музыка на борту Мэри Роуз », в Гардинере (2005), стр. 226–30.
  10. ^ Чарльз Фостер «Духовые инструменты», в Гардинере (2005), стр. 240–241.
  11. ^ Бэйнс 1991 .
  12. ^ Джеффри, Кайт-Пауэлл (2012). Картер, Стюарт; Кайт-Пауэлл, Джеффри Т. (ред.). Путеводитель исполнителя по музыке семнадцатого века . Издания Института старинной музыки. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-35706-9 . OCLC   707212741 .
  13. ^ Берджесс, Джеффри; Хейнс, Брюс (2004). Гобой . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN  0-300-09317-9 .
  14. ^ Сибил Маркузе, Музыкальные инструменты: словарь A yo , исправленное издание (Библиотека Нортона N758) (Нью-Йорк: WW Norton, 1975): 90
  15. ^ «Линкольн Уэйтс — Дом» . 14 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бэйнс, Энтони. 1967. Деревянные духовые инструменты и их история , третье издание, переиздано с исправлениями в 1977 году, с предисловием сэра Адриана Боулта. Лондон: Фабер и Фабер ISBN   0-571-08603-9 . Перепечатано без изменений, Нью-Йорк: Dover Publications , 1991.
  • Бэйнс. 1991. [ нужна полная цитата ] .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e24a9b58556417ad438ea4a287bbf15__1722096240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/15/8e24a9b58556417ad438ea4a287bbf15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shawm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)