Шаум
![]() | |
Классификация | Двойная трость |
---|---|
Связанные инструменты | |

Шаум с ( / ʃ ɔː m / ) — конического канала , с двумя тростями деревянный духовой инструмент изготавливаемый в Европе XII века до наших дней. Он достиг своего пика популярности в периоды Средневековья и Возрождения , после чего его постепенно затмило гобоя семейство инструментов-потомков в классической музыке . Вероятно, он пришел в Западную Европу из Восточного Средиземноморья примерно во времена крестовых походов . [1] Двуязычные инструменты, подобные шауму, издавна присутствовали в Южной Европе и на Востоке, например, древнегреческий , а позднее византийский авлос , [2] [3] близкородственные сорна и зурна , [4] и армянский дудук .
Корпус шаума обычно вытачивается из цельного куска дерева и заканчивается расширяющимся колоколом, чем-то напоминающим трубный . Начиная с 16 века, шаумы изготавливались разных размеров, от сопранино до большого баса , а четырех- и пятиголосную музыку мог играть супруг, полностью состоящий из шаумов. Все более поздние модели (за исключением самых маленьких) имеют по крайней мере один ключ, позволяющий выдвигать компас вниз; клавиатура обычно закрыта перфорированной деревянной крышкой, называемой родничком . [ нужна ссылка ] Двойная трость , похожая на фагот , сделанная из той же трости арундо донакс , которая используется для гобоев и фаготов, вставляется непосредственно в гнездо в верхней части инструмента или, в более крупных моделях, на конце металлической трубки, называемой бокал . Пируэт — небольшая деревянная насадка с полостью в центре, напоминающей напёрсток, окружает нижнюю часть трости — это обеспечивает поддержку губ и амбушюра . [5]
Поскольку лишь небольшая часть трости выступает за пределы пируэта, игрок имеет лишь ограниченный контакт с тростью и, следовательно, ограниченный контроль над динамикой. шаума Коническое отверстие и расширяющийся раструб в сочетании со стилем игры, продиктованным использованием пируэта, придают инструменту пронзительный, похожий на трубу звук, хорошо подходящий для выступлений на открытом воздухе.
Этимология
[ редактировать ]На английском языке это имя впервые появляется в 14 веке. Первоначально существовало три основных варианта формы: (1) schallemele ( shamulle или шамбл ), (2) s(c)halmys ( shalemeyes или chalemyes , все формы множественного числа в среднеанглийском языке ) и (3) sc(h)almuse (или schalmesse ), каждый из которых произошел от соответствующего варианта в старофранцузском языке : chalemel , chalemie и chalemeaux (множественное число от chalemel ), каждый из которых, в свою очередь, произошел от латинского Calamus («тростник») или его вульгарно-латинской уменьшительной формы, Calamellus . Аир, в свою очередь, происходит от древнегреческого κάλαμος (каламос), «тростник, тростник».
(Название несколько другого язычкового инструмента, шалюмо , также разделяет эту этимологию.) Ранние формы множественного числа часто принимались за единственное число, и от них образовывались новые формы множественного числа. Более позднее сокращение в 15 и 16 веках до одного слога в таких формах, как schalme , shaume , shawme и, наконец (в 16 веке) shawm , вероятно, произошло из-за этого смешения форм множественного и единственного числа. [6]

По -немецки шаум называется Шалмей (или для более крупных членов семьи Бомбард - также на английском языке в 14 веке - позже изменено на Бомхардт и, наконец, в 17 веке на Поммер ). [7] Это подтверждается очень похожими названиями многих народных шаумов, используемых в качестве традиционных инструментов в различных европейских странах: в Испании можно найти множество традиционных шаумов с разными названиями, например, кастильская, арагонская и леонская дулзайна (иногда называемая чиримия , термин, происходящий от того же старофранцузского слова, что и shawm ); валенсийские и каталонские шаумы ( xirimia , dolçaina или gralla ) или наваррская гайта . В Португалии есть инструмент чарамела ; а имя итальянского шаума — ciaramella (или: cialamello , cennamella ). [8]
Однако возможно также, что название происходит от арабского саламия ( سلامية ), традиционный гобой из Египта , поскольку европейский шаум, по-видимому, развился из аналогичных инструментов, привезённых в Европу с Ближнего Востока во времена крестовых походов . Это арабское название само по себе лингвистически связано со многими другими восточными названиями инструмента: арабским замр ( زمر ), турецким зурна , персидским сурнай , китайским суона , яванским саруни и индуистским саханаи или санайи . [4]
Использовать
[ редактировать ]
К началу 16 века дерзкая тональность средневекового шаума была смягчена за счет сужения канала ствола и уменьшения размера отверстий для пальцев. Это также расширило диапазон, позволив исполнителю играть ноты второй октавы . Были построены шаумы большего размера, вплоть до великолепного баса в B ♭ , на две октавы и мажорную треть ниже сопрано в D. Однако большие размеры были громоздкими, что делало их несколько редкими.
Шаумы меньшего размера, главным образом сопрано, альт, а иногда и тенор, чаще всего сочетались с ренессансным тромбоном или сэкбутом , и величественное звучание этого ансамбля пользовалось большим спросом у гражданских властей. Шаум стал стандартным оборудованием для городских оркестров или ожидающих , которые должны были возвещать начало муниципальных мероприятий и сигнализировать основное время суток. Шаум стал настолько тесно ассоциироваться с городскими официантами ( die Stadtpfeifer по-немецки и I pifferi по-итальянски), что его также называли трубкой ожидания.
До открытия неподвижного шаума на борту затонувшего корабля « Мэри Роуз » историки инструментов были озадачены ссылками на «тихие шаумы», или «мягкие» шаумы, которые, как говорили, имели менее пронзительный звук, чем более ранние шаумы. [9] Все еще шаум исчез с музыкальной сцены в 16 веке; инструмент, найденный на « Мэри Роуз», является единственным сохранившимся примером. Репродукция была сделана и сыграна. В сочетании с трубкой и табором он обеспечивает «очень эффективную басовую партию», которая давала бы «насыщенный и полный звук, который мог бы стать отличной музыкой для танцев на борту корабля». [10]
Шаум предназначался почти исключительно для выступлений на открытом воздухе - для более мягкой музыки в помещении другие инструменты, такие как крамхорн и корнамуз предпочитались . Это были инструменты с двойной тростью, оснащенные капсулой, полностью закрывающей трость, что смягчало звук, но при этом не допускало каких-либо изменений в динамике.
Известный под испанским термином чиримия , шаум остается важным ритуальным инструментом среди народов майя в высокогорной Гватемале . В сопровождении барабана чиримия часто используется в процессиях и некоторых ритуальных танцах, таких как Танец завоевания (Baile de la Conquista), и ее играют до сих пор.
Потомство шаума
[ редактировать ]Теноровый шаум до мажор с единственной тональностью [без обычного нижнего расширения до G] с диапазоном в чистую двенадцатую ступень был описан как николо согласно Михаилу Преториусу в его Syntagma Musicum II (1619), страницы 23 и 36, но не было иллюстрировано. Тем не менее, Преториус иллюстрирует на Таблице 13 в дополнительном томе иллюстраций Theatrum Instrumentorum (1620 г.), наряду с крамгорнами, бассет-николо , внешне напоминающее шаум с колпачком и четырьмя клавишами, но на самом деле скрывающее в основном цилиндрическое отверстие. (Диапазон бассетта: николо опускался до А ниже большого С и составлял чуть более четырех футов в длину; для шаума такого диапазона, т. е. с коническим каналом ствола, потребовалось бы более 9 футов длины ствола.) [ нужна ссылка ]
Гобой
[ редактировать ]Шаум вдохновил гобуа позднего 17-го века , изобретение французского музыканта Мартина Хоттетера (ум. 1712). Ему приписывают разработку, по сути, совершенно нового инструмента, который позаимствовал некоторые особенности у шаума, в основном двойную трость и коническое отверстие, но значительно отличался от него в других отношениях, наиболее важным отличием было то, что игрок прикладывал губы к прямо на трости, без промежуточного пируэта. Примерно в 1670 году новые французские гобуа начали заменять шаум в военных оркестрах, концертной музыке и опере; к 1700 году шаум практически исчез из концертной жизни, хотя даже в 1830 году шаумы все еще можно было услышать в немецких городских оркестрах, выполняющих свои муниципальные функции. [11] Любопытно, что немцы и голландцы продолжали производить богато украшенную версию шаума, названную deutsche Schalmey , даже после появления французских гобуа . Несколько экземпляров этого инструмента сохранились в европейских коллекциях, хотя его точное музыкальное применение неясно. [ нужна ссылка ]
Дульциан/фагот
[ редактировать ]Склонность XVI века к созданию инструментов самых разных размеров, естественно, распространилась и на шаум, но чрезвычайная длина трубы басовых инструментов означала, что немногие из них были построены и на них играли из-за их громоздких размеров. [ нужна ссылка ] Было разработано решение, согласно которому канал ствола фактически «сворачивался» сам на себя, создавая гораздо более управляемый инструмент. Новый инструмент часто называют дульцианом , его называли курталом . а в Англии [12] фагот или фаготто в Германии и Италии и бахон в Испании. [ нужна ссылка ] Дульциан, как и первые гобои, использовал прямой контакт губ с тростью, что позволяло гораздо лучше контролировать звук, чем шаумы. Это привело к тому, что дульциан стал очень популярным, служа басом как для других шаумов, так и даже для домашних ансамблей, в которых не было шаумов, благодаря его способности играть тихо. Дульциан был предшественником фагота , который, как и гобой, был изобретением барокко. [ нужна ссылка ]
Он пророс
[ редактировать ]Чарумера Японию чарумэру христианскими — это инструмент , или миссионерами, либо от шаумов, привезенных миссионерами португальскими , с двумя тростями в традиционной японской музыке, произошедший либо от шаумов, привезенных в в Японию португальскими христианскими . [13] или, возможно, иберийские торговцы в 16 веке. [14] Иногда его используют в постановках театра кабуки . В популярной культуре он также прочно ассоциируется с уличными торговцами рамэном , которые играли на нем особую мелодию, чтобы привлечь клиентов.
Современные спектакли
[ редактировать ]- Инструменты Средневековья и Возрождения — Дэвид Манроу и Лондонский консорт старинной музыки
- Город Линкольн Уэйтс [15] (Музыкальный ансамбль мэра Линкольна)
- Во многих записях Blackmore's Night и Piffaro, The Renaissance Band используются шаумы.
См. также
[ редактировать ]- Бомбард , шам Бретани
- Гьялинг — тибетский инструмент типа шаум.
- Хиртеншалмей или «пастуший шаум».
- Хорнпайп , аналогичный инструмент с на волынке. аппликатурой
- Пифферо , аналогичный инструмент из Италии, который до сих пор используется в итальянской народной музыке.
- Тэпхёнсо , инструмент типа шаум, используемый в народной музыке в Корее.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шаум и Куртал - из руководства Diabolus in Musica по ранним инструментам
- ^ Уэст, Мартин Л. (январь 1992 г.). Древнегреческая музыка . Кларендон Пресс . п. 84. ИСБН 0-19-814975-1 .
Мундштук с одной тростью или кларнетом был известен другим древним народам, и я не осмелюсь утверждать, что он не был известен грекам. Но данные как искусства, так и литературы указывают на то, что именно двойная трость была стандартом в классический период. Таким образом, согласно системе Хорнбостеля-Сакса авлос следует классифицировать как гобой. Следует признать, что слово «девушка-гобой» вызывает меньше воспоминаний, чем «девушка-флейта», к которой привыкли классики, и что, когда речь идет о переводе греческой поэзии, слово «гобой», вероятно, будет звучать странно. В последнем случае я предпочитаю «трубку» или «шам».
- ^ Раутман, Маркус (2006). Повседневная жизнь в Византийской империи . Издательская группа Гринвуд. п. 276. ИСБН 9780313324376 .
- ^ Перейти обратно: а б Энтони К. Бейнс и Мартин Кирнбауэр, «Shawm [scalmuse, shalm, shalmie, schalmuse]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Джереми Монтегю, «Шам [шалм, гобой, хобой, трубка]», The Oxford Companion to Music , под редакцией Элисон Лэтэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2002).
- ^ «Шам» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство участвующей организации ( Требуется .) .
- ^ Сибил Маркузе, Музыкальные инструменты: Полный словарь , исправленное издание (Библиотека Нортона N758) (Нью-Йорк: WW Norton, 1975): 58
- ^ Универсальный энциклопедический словарь музыки и музыкантов под редакцией Альберто Бассо (12+2 тома), The лексикон - том. I, Турин, UTET, 1983, с. 550.
- ^ Джерми Монтегю «Музыка на борту Мэри Роуз », в Гардинере (2005), стр. 226–30.
- ^ Чарльз Фостер «Духовые инструменты», в Гардинере (2005), стр. 240–241.
- ^ Бэйнс 1991 .
- ^ Джеффри, Кайт-Пауэлл (2012). Картер, Стюарт; Кайт-Пауэлл, Джеффри Т. (ред.). Путеводитель исполнителя по музыке семнадцатого века . Издания Института старинной музыки. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35706-9 . OCLC 707212741 .
- ^ Берджесс, Джеффри; Хейнс, Брюс (2004). Гобой . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-09317-9 .
- ^ Сибил Маркузе, Музыкальные инструменты: словарь A yo , исправленное издание (Библиотека Нортона N758) (Нью-Йорк: WW Norton, 1975): 90
- ^ «Линкольн Уэйтс — Дом» . 14 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэйнс, Энтони. 1967. Деревянные духовые инструменты и их история , третье издание, переиздано с исправлениями в 1977 году, с предисловием сэра Адриана Боулта. Лондон: Фабер и Фабер ISBN 0-571-08603-9 . Перепечатано без изменений, Нью-Йорк: Dover Publications , 1991.
- Бэйнс. 1991. [ нужна полная цитата ] .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Шомсом, на Викискладе?
- Видео группы из Германии в Любеке, 2017 г., играющей "showms"; немцы называют этот инструмент «Шалмей». Определенно вызовет улыбку на вашем лице!
- Ренессанс Шом
- Валенсийский десерт
- Шаум
- Дульциан
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.