Гобой
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.112-71 (Двухязычковый аэрофон с клавишами ) |
Развитый | Середина 17 века из шаума |
Диапазон игры | |
Связанные инструменты | |
Гобой ( — / ˈoʊ b ) oʊ / OH -boh разновидность с двойной тростью деревянного духового инструмента . Гобои обычно изготавливаются из дерева, но также могут быть изготовлены из синтетических материалов, таких как пластик, смола или гибридные композиты.
Самый распространенный тип гобоя, гобой сопрано с нотой до, имеет размеры примерно 65 см ( 25 + 1 ⁄ дюйма Длина ), металлические ключи , коническое отверстие и расширяющийся колокол. Звук создается путем дуновения на трость при достаточном давлении воздуха, заставляющего ее вибрировать вместе со столбом воздуха. [ 1 ] Отличительный тон универсален и описан как «яркий». [ 2 ] Когда слово гобой используется отдельно, оно обычно означает сопрано, а не другие инструменты семейства, такие как бас-гобой , английский рожок (английский рожок) или гобой д'амур .
Сегодня гобой широко используется как оркестровый или сольный инструмент в симфонических оркестрах , концертных группах и камерных ансамблях. Гобой особенно используется в классической музыке , киномузыке , некоторых жанрах народной музыки , иногда его можно услышать в джазе , роке , поп-музыке и популярной музыке . Гобой широко известен как инструмент, который настраивает оркестр на характерную букву «ля». [ 3 ]
Музыканта, играющего на гобое, называют гобоистом.
Звук
[ редактировать ]По сравнению с другими современными деревянными духовыми инструментами , гобой-сопрано иногда называют обладателем «яркого и проникновенного» голоса. [ 4 ] [ 5 ] В книге «Бодрый компаньон» , опубликованной Генри Плейфордом в 1695 году, гобой описывается как «величественный и величественный, ненамного уступающий трубе». [ 6 ] В пьесе « Ангелы в Америке» звук описывается как «звук утки, если бы утка была певчей птицей». [ 7 ] Богатый тембр обусловлен его коническим отверстием (в отличие от обычно отверстия флейт цилиндрического и кларнетов ). В результате гобои легче услышать по сравнению с другими инструментами в больших ансамблях из-за их проникающего звука. [ 8 ] Самая высокая нота на полтона ниже номинально самой высокой ноты B ♭ кларнета . Поскольку у кларнета более широкий диапазон, самая нижняя нота кларнета B ♭ значительно глубже (минорная шестая), чем самая низкая нота гобоя. [ 9 ]
Музыка для стандартного гобоя написана концертной высотой (т. е. это не транспонирующий инструмент ), а инструмент имеет диапазон сопрано , обычно от B ♭ 3 до G6 . Оркестры настраиваются на концерт А в исполнении первого гобоя. [ 10 ] По мнению Лиги американских оркестров, это сделано потому, что высота звука надежна, а ее проникающий звук делает ее идеальной для настройки. [ 11 ] На высоту звука гобоя влияет способ трости изготовления . Трость оказывает существенное влияние на звук. Различия в тростнике и других строительных материалах, возраст трости, а также различия в степени очистки и длине - все это влияет на высоту звука. Например, немецкие и французские трости во многом различаются, в результате чего звук соответственно различается. Погодные условия, такие как температура и влажность, также влияют на поле. Опытные гобоисты корректируют амбушюры , чтобы компенсировать эти факторы. Тонкие манипуляции амбушюром и давлением воздуха позволяют гобоисту выразить тембр и динамику.
Уже
[ редактировать ]Для гобоя используется двойная трость, похожая на ту, что используется для фагота. [ 12 ] Большинство профессиональных гобоистов изготавливают свои трости в соответствии со своими индивидуальными потребностями. Изготавливая трости, гобоисты могут точно контролировать такие факторы, как цвет тона, интонация и чувствительность. Они также могут учитывать индивидуальное амбушюр, полость рта, угол гобоя и поддержку воздуха.
Начинающие гобоисты редко делают свои трости самостоятельно, поскольку этот процесс сложен и требует много времени, и вместо этого часто покупают трости в музыкальном магазине. Имеющиеся в продаже тростниковые трости имеют несколько степеней твердости; Очень популярна трость среднего размера, и большинство новичков используют трости средней мягкости. Эти трости, как и трости для кларнета, саксофона и фагота, сделаны из арундо донакса . По мере того, как гобоисты приобретают больше опыта, они могут начать делать свои собственные трости по образцу своего учителя или покупать трости ручной работы (обычно у профессионального гобоиста) и использовать специальные инструменты, включая строжки , предстрожки, гильотины, формирователи, ножи и другие. инструменты для изготовления и настройки тростей по своему вкусу. [ 13 ] Трость считается той частью гобоя, которая делает инструмент таким сложным, поскольку индивидуальная природа каждой трости означает, что трудно добиться последовательного звука. Небольшие изменения температуры, влажности, высоты, погоды и климата также могут повлиять на звук трости, а также незначительные изменения в ее конструкции. [ 14 ]
Гобоисты часто готовят несколько тростей, чтобы добиться стабильного звука, а также подготовиться к таким факторам окружающей среды, как сколы трости или другие опасности. У гобоистов могут быть разные предпочтительные методы замачивания трости для получения оптимального звука; наиболее предпочтительный метод — замочить трость для гобоя в воде перед игрой. [ 15 ]
Пластиковые трости для гобоя используются редко и менее доступны, чем пластиковые трости для других инструментов, таких как кларнет. Однако они существуют и производятся такими брендами, как Legere. [ 16 ]
История
[ редактировать ]На английском языке до 1770 года стандартный инструмент назывался hautbois , hoboy или французским hoboy ( / ˈ h oʊ b ɔɪ / HOH -boy ). Оно было заимствовано из французского названия hautbois [obwɑ] , которое представляет собой составное слово, состоящее из haut («высокий», «громкий») и bois («дерево», «деревянный духовой»). [ 17 ] Французское слово в переводе с английского означает «высокие деревянные духовые инструменты». Написание гобоя было принято в английский язык c. 1770 от итальянского гобоя , транслитерации произношения французского имени 17 века.
Обычный гобой впервые появился в середине 17 века, когда его называли гобуа . Это название также использовалось для его предшественника, шаума основная форма гобуа . , от которого произошла [ 18 ] Основные различия между этими двумя инструментами включают разделение гобуа на три части или соединения (что позволило обеспечить более точное изготовление) и исключение пируэта , деревянного выступа под тростью, который позволял игрокам отдыхать губами.
Точная дата и место происхождения гобуа , как и изобретатели, неизвестны. Косвенные доказательства, такие как высказывание композитора-флейтиста Мишеля де ла Барра в его «Мемуарах» , указывают на членов семей Филидор (Филидор) и Хоттетерр . На самом деле у этого инструмента могло быть несколько изобретателей. [ 19 ] Гобуа быстро распространилось по всей Европе, включая Великобританию , где его называли гобой , хобой , гобуа , хаубой и подобные варианты французского названия. [ 20 ] Это был основной мелодический инструмент в первых военных оркестрах, пока на смену ему не пришел кларнет . [ 21 ]
Стандартный гобой в стиле барокко обычно изготавливается из самшита и имеет три клавиши : «большую» клавишу и две боковые клавиши (боковую клавишу часто удваивают, чтобы облегчить использование правой или левой руки в нижних отверстиях). Чтобы воспроизвести более высокие тона, игроку приходится « передувать » или увеличивать поток воздуха, чтобы достичь следующей гармоники. Известными мастерами гобоев того периода являются немцы Якоб Деннер и Дж. Х. Эйхентопф, а также англичанин Томас Стэнсби (умер в 1734 г.) и его сын Томас-младший (умер в 1754 г.). Диапазон гобоя в стиле барокко простирается от C 4 до D 6 . В середине 20-го века, с возрождением интереса к старинной музыке , несколько производителей начали производить копии по спецификациям, взятым с сохранившихся исторических инструментов.
Классический
[ редактировать ]В классический период появился обычный гобой, диаметр которого постепенно сужался, и инструмент стал оснащен несколькими клавишами, в том числе клавишами для нот D ♯ , F и G ♯ . Также была добавлена клавиша, похожая на современную октавную клавишу, названная «лигающей клавишей», хотя поначалу она использовалась больше как «щелкающие» клавиши на современном немецком фаготе . [ 22 ] Лишь позже французские производители инструментов изменили конструкцию октавной тональности, чтобы использовать ее по принципу современной тональности (т.е. держать открытой для верхнего регистра и закрытой для нижнего). Более узкий канал позволяет легче играть более высокие ноты, и композиторы стали чаще использовать верхний регистр гобоя в своих произведениях. гобоя Из-за этого тесситура в классическую эпоху была несколько шире, чем в произведениях барокко. Диапазон классического гобоя простирается от C 4 до F 6 (с использованием научной системы обозначений высоты тона ), хотя некоторые немецкие и австрийские гобои способны играть на полтона ниже.
Несколько композиторов классической эпохи написали концерты для гобоя. Моцарт сочинил как сольный концерт до мажор К. 314/285d, так и утерянный оригинал Концертной симфонии ми ♭ мажор К. 297b, а также фрагмент концерта фа мажор К. 417f. Гайдн написал обе Концертные симфонии B ♭ Hob. I:105 и фальшивый концерт до мажор Хоб. VIIg:C1. Бетховен написал концерт фа мажор «Гесс 12», от которого сохранились лишь эскизы, хотя вторая часть была реконструирована в конце 20 века). Многие другие композиторы, в том числе Иоганн Кристиан Бах , Иоганн Кристиан Фишер , Ян Антонин Кожелух и Людвиг Август Лебрен , также сочиняли пьесы для гобоя. Для обычного гобоя существует множество соло в камерных, симфонических и оперных произведениях классической эпохи.
Винер гобой
[ редактировать ]Винерский гобой (венский гобой) — это тип современного гобоя, который сохраняет основные черты диаметра и тональные характеристики исторического гобоя. Гобой Akademiemodel Wiener, впервые разработанный в конце 19 века Йозефом Хаеком на основе более ранних инструментов К. Т. Голде из Дрездена (1803–1873 гг.), В настоящее время производится несколькими мастерами, такими как Андре Константинидес, Карл Радо, Гунтрам Вольф , Кристиан Раух и Yamaha. . У него более широкое внутреннее отверстие, более короткая и широкая трость, а система аппликатуры сильно отличается от консерваторского гобоя. [ 23 ] В «Гобое » Джеффри Берджесс и Брюс Хейнс пишут: «Различия наиболее четко заметны в среднем регистре, который более пронзительный и острый, и верхнем регистре, который более богат гармониками на венском гобое». [ 24 ] Гунтрам Вольф описывает их: «С точки зрения канала ствола венский гобой является последним представителем исторических гобоев, приспособленным для более громкого и крупного оркестра и оснащенным обширным механизмом. Его большим преимуществом является легкость разговора, даже в самом нижнем регистре на нем можно играть очень выразительно, и он хорошо сочетается с другими инструментами». [ 25 ] Венский гобой, наряду с венским валторной, является, пожалуй, самым выдающимся инструментом венского филармонического оркестра .
Консерватория гобоя
[ редактировать ]Этот гобой получил дальнейшее развитие в 19 веке семьей Трибер парижской . Используя флейту Бема в качестве источника идей для клавишной работы, Гийом Трибер и его сыновья Шарль и Фредерик разработали серию все более сложных, но функциональных клавишных систем. Вариант формы с большими тональными отверстиями, гобой системы Бема, никогда не был широко распространен, хотя он использовался в некоторых военных оркестрах Европы в 20 веке. Ф. Лоре из Парижа внес дальнейшие усовершенствования в современный инструмент. Незначительные улучшения канала ствола и ключа продолжались на протяжении всего 20-го века, но в течение нескольких десятилетий фундаментальных изменений в общих характеристиках инструмента не произошло. [ 26 ]
Современный гобой
[ редактировать ]Современный стандартный гобой чаще всего изготавливается из гренадиллы , также известной как африканское черное дерево, хотя некоторые производители также делают гобои из других видов рода Dalbergia , включая кокоболо , палисандр и фиалковое дерево (также известное как королевское дерево ). черное дерево (род Diospyros Также использовалось ). Студенческие модели гобоев часто изготавливают из пластиковой смолы, чтобы сделать инструмент более дешевым и долговечным.
Гобой имеет чрезвычайно узкое коническое отверстие . На нем играют двойной тростью, состоящей из двух тонких лезвий трости, связанных вместе на металлической трубке (скобе) небольшого диаметра, которая вставляется в гнездо для трости в верхней части инструмента. Общепринятый диапазон гобоя простирается от B ♭ 3 примерно до G 6 , более двух с половиной октав, хотя его обычная тесситура лежит от C 4 до E ♭ 6 . Некоторые студенческие гобои не имеют тональности B ♭ и доходят только до B 3 .
Современный гобой с «полной консерваторией» («консерватория» в США) или ключевой системой Жилле имеет 45 клавишных инструментов с возможными добавлениями третьей октавной тональности и альтернативной (левый мизинец) клавиши F или C. . Ключи обычно изготавливаются из нейзильбера и покрываются серебром , а иногда и позолотой . Помимо полной консерваторской системы, гобой также изготавливается с использованием британской системы большого пальца. Большинство из них имеют «полуавтоматические» октавные клавиши, в которых действие второй октавы закрывает первую, а некоторые имеют полностью автоматическую систему октавных клавиш, которая используется на саксофонах . У некоторых гобоев с полным зимним садом отверстия для пальцев закрыты кольцами, а не пластинами («с открытыми отверстиями»), а у большинства профессиональных моделей по крайней мере третья правая клавиша имеет открытое отверстие. Профессиональные гобои, используемые в Великобритании и Исландии, часто имеют консерваторную систему в сочетании с пластиной для большого пальца. Освобождение пластины для большого пальца имеет тот же эффект, что и нажатие клавиши указательным пальцем правой руки. Это создает альтернативные варианты, которые устраняют необходимость в большинстве распространенных перекрестных интервалов (интервалов, когда две или более клавиш необходимо отпустить и нажать одновременно), поскольку перекрестные интервалы гораздо сложнее выполнить таким образом, чтобы звук остается четким и непрерывным на протяжении всего изменения частоты (качество, также называемое legato и часто используется в репертуаре гобоя).
Другие члены семейства гобоев
[ редактировать ]У стандартного гобоя есть несколько братьев и сестер разных размеров и диапазонов игры. Наиболее широко известным и используемым сегодня является английский рожок (английский рожок), член семейства тенора (или альта). инструмент Транспонирующий ; его тон – фа, на идеальную квинту ниже, чем у гобоя. Гобой д'амур , представитель семейства альтов (или меццо-сопрано), имеет тон ля, на минорную треть ниже, чем у гобоя. И. С. Бах широко использовал как гобой д'амур, так и тайлле и гобой да качча , барочные предшественники английского рожка.
Реже встречается бас-гобой (также называемый баритон-гобой), который звучит на октаву ниже, чем гобой. Делиус , Штраус и Холст забили за инструмент. [ 27 ]
Похож на бас-гобой и является более мощным хекельфоном , который имеет более широкое отверстие и более высокий тон, чем баритон-гобой. Всего было выпущено 165 хекельфонов. Грамотных исполнителей на хекельфоне найти сложно из-за крайней редкости этого конкретного инструмента. [ 28 ]
Наименее распространенными из всех являются мюзет (также называемый гобой-мюзет или гобой-пикколо), член семейства сопранино (его тон обычно звучит в ноте E ♭ или F над гобоем) и гобой-контрабас (обычно в ноте C, два на октавы глубже стандартного гобоя).
Народные версии гобоя, иногда снабженные обширной клавишной системой, встречаются по всей Европе. К ним относятся мюзет (Франция), поршневой гобой и бомбарда ( Бретань ), пифферо и чирамелла (Италия), а также ксиримия (также пишется хиримия ) (Испания). На многих из них играют в тандеме с местными формами волынки , особенно с итальянской мюсой и зампогной или бретонским биниу .
Известные классические произведения с участием гобоя
[ редактировать ]- Томазо Альбинони , Гобой (и два гобоя) Концерты
- Георг Филипп Телеман , концерты и сонаты для гобоя, трио-сонаты для гобоя, блокфлейты и бассо континуо
- Антонио Вивальди , не менее 15 концертов для гобоя.
- Иоганн Себастьян Бах , Бранденбургские концерты №№. 1 и 2, Концерт для скрипки и гобоя, утраченные концерты для гобоя, многочисленные строки гобоя-облигато в духовных и светских кантатах.
- Чайковский , тема Лебединого озера.
- Сэмюэл Барбер , Канцонетта , соч. 48, для гобоя и струнного оркестра (1977–78, оркестровка в исполнении Чарльза Тернера)
- Винченцо Беллини , Концерт ми-бемоль , для гобоя и камерного оркестра, состоящий из двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, фаготов, двух валторн и струнных (до 1825 г.)
- Лучано Берио , Chemins IV (на Sequenza VII) , для гобоя и струнного оркестра (1975)
- Харрисон Бертвистл , Прерванная бесконечная мелодия , для гобоя и фортепиано (1991)
- Харрисон Бертвистл , Pulse Sampler , для гобоя и клавы (1981)
- Бенджамин Бриттен , Временные вариации , Две пьесы о насекомых , Фантазийный квартет , соч. 2
- Ховард Дж. Басс , Сонатина воспоминаний , для гобоя и фортепиано (2023)
- Эллиот Картер , Концерт для гобоя (1986–87); Трилогия для гобоя и арфы (1992); Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели (2001)
- Мортон Фельдман , гобой и оркестр (1976)
- Вивиан Файн , Сонатина для гобоя и фортепиано (1939)
- Доменико Чимароза , Концерт для гобоя до мажор (аранжировка)
- Джон Корильяно , Концерт для гобоя (1975)
- Мигель дель Агила , Летняя песня для гобоя и фортепиано
- Антал Дорати , Концертный дуэт для гобоя и фортепиано
- Мадлен Дринг , Сюита из трех частей (аранж. Роджера Лорда)
- Мадлен Дринг , Трио для гобоя, флейты и фортепиано
- Анри Дютийе , Les Citations для гобоя, клавесина, контрабаса и ударных (1991)
- Эрик Эвазен , «Вниз по реке времени» , гобой и струнный оркестр (1999)
- Юджин Эйнсли Гуссенс , Концерт для гобоя, соч. 45 (1928)
- Эдвард Григ , Симфонические танцы, соч. 64, нет. 2
- Георг Фридрих Гендель , «Прибытие царицы Савской» , Концерт для гобоя № 1 , № 2 , № 3 и сонаты для гобоя HWV 257, 263a, 266
- Йозеф Гайдн (сомнительно, возможно, Игнац Мальзат), Концерт для гобоя до мажор
- Ганс Вернер Хенце , Концерт Доппио , для гобоя, арфы и струнного оркестра (1966)
- Дженнифер Хигдон , Концерт для гобоя , 2005 г.
- Пауль Хиндемит , Соната для гобоя и фортепиано
- Хайнц Холлигер , Мобил , для гобоя и арфы (1962); Трио для гобоя (дублирования английского валторны), альта и арфы (1966); Sechs Stücke , для гобоя (двойного гобоя д'амур) и арфы (1998–99)
- Чарльз Кёхлин Соната для гобоя и фортепиано, соч. 58
- Антонио Лотти , Концерт для гобоя д'амур
- Витольд Лютославский , Двойной концерт для гобоя, арфы и камерного оркестра
- Бруно Мадерна , 3 концерта для гобоя (1962–63) (1967) (1973); Grande aulodia , для флейты, гобоя и оркестра (1970), Aulodia для гобоя д'амур (и гитары ad libitum)
- Алессандро Марчелло , Концерт ре минор
- Богуслав Мартину , Концерт для гобоя и малого оркестра
- Оливье Мессиан , Концерт для четырёх.
- Дариус Мийо , Les reves de Jacob , op. 294, для гобоя, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1949); Сонатина, соч. 337, для гобоя и фортепиано (1954)
- Вольфганг Амадей Моцарт , Концерт для гобоя до мажор , Квартет фа мажор для гобоя, скрипки, альта и виолончели.
- Карл Нильсен , Две пьесы-фэнтези для гобоя и фортепиано , соч. 2
- Антонио Паскулли , концерты для гобоя и фортепиано/оркестра
- Франсис Пуленк , Соната для гобоя
- Сергей Прокофьев , Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и баса op. 39 (1923)
- Сергей Прокофьев , Петр и волк , утка
- Морис Равель , Могила Куперена
- Эдмунд Руббра , Соната для гобоя
- Камиль Сен-Санс , Соната для гобоя и фортепиано ре мажор
- Роберт Шуман , Три романса для гобоя и фортепиано.
- Карлхайнц Штокхаузен , В дружбе , для гобоя, № 46⅔, Среда из Света для гобоя и электронной музыки (из оркестра-финалиста , сцена 2 Среда из Света )
- Рихард Штраус , Концерт для гобоя
- Игорь Стравинский , Пастораль (переложение 1933 года для квартета скрипки и духовых инструментов)
- Бернд Алоис Циммерманн , Концерт для гобоя и малого оркестра (1952)
- Тору Такемицу , Расстояние для гобоя и Сё [ad lib.] (1971)
- Тору Такемицу , Entre-Temps для гобоя и струнного квартета (1981)
- Джоан Тауэр , Островная прелюдия (1988)
- Исанг Юн , Концерт для гобоя (гобой д'амур) и оркестра (1990)
- Йозеф Таль , Дуэт для гобоя и английского рожка (1992)
- Ральф Воан Уильямс , Концерт для гобоя и струнных , Десять песен Блейка для гобоя и тенора
- Джон Вулрич , Концерт для гобоя (1996)
- Ян Дисмас Зеленка (1723) Концертанти, трио гобоя и другие произведения [ 29 ]
- Эллен Таафф Цвилич , Концерт для гобоя
- Флор Альпаертс , Концертный концерт для гобоя и фортепиано
- Лиор Навок Фаззи , для гобоя и фортепиано (2018)
Неаккомпанированные пьесы
[ редактировать ]- Бенджамин Бриттен , Шесть метаморфоз по Овидию , соч. 49 (1951)
- Карлос Чавес , Упингос (1957)
- Юджин Эйнсли Гуссенс , «Исламитский танец» (1962); В поисках ягнят , соч. 49 (1930); Когда ты умрешь , соч. 43 (1926)
- Лучано Берио , Секенца VII (1969)
- Тот самый , Пири (1971)
- Антал Дорати , Пять пьес для гобоя соло (1980)
- Хайнц Холлигер , Соната, для гобоя без аккомпанемента (1956–57/99); Этюд по полифонии для гобоя без аккомпанемента (1971)
- Питер Максвелл Дэвис , Первая грация света (1991)
- Джон Палмер , Хинаяна (1999), включая расширенные техники [ 30 ]
Использование в неклассической музыке
[ редактировать ]Джаз
[ редактировать ]Гобой остается редкостью в джазовой музыке, но этот инструмент нашел заметное применение. Некоторые ранние группы 1920-х и 30-х годов, особенно группа Пола Уайтмана , включали его в колористических целях. Чаще всего в ту эпоху он использовался для музыки танцевальных оркестров, но иногда можно услышать, как гобоисты используются аналогично саксофону для соло. Большую часть времени эти гобоисты уже играли с оркестром или оркестром на другом деревянном духовом инструменте. Мультиинструменталист Гарвин Бушелл (1902–1991) играл на гобое в джаз-бэндах еще в 1924 году и использовал этот инструмент на протяжении всей своей карьеры, в конечном итоге записавшись с Джоном Колтрейном в 1961 году. [ 31 ] Гил Эванс использовал гобой в отрывках своего знаменитого сотрудничества «Эскизы Испании» с трубачом Майлзом Дэвисом . Хотя в основном играл на тенор-саксофоне и флейте , Юсеф Латиф он был одним из первых (в 1961 году), кто использовал гобой в качестве сольного инструмента в современных джазовых исполнениях и записях. Композитор и контрабасист Чарльз Мингус отвел гобою короткую, но заметную роль (которую сыграл Дик Хафер ) в своей композиции «IX Love» на альбоме 1963 года Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus .
С зарождением джаз-фьюжн в конце 1960-х годов и его постоянным развитием в течение следующего десятилетия гобой стал несколько более заметным, в некоторых случаях заменяя саксофон в качестве основного акцента. Гобой с большим успехом использовался валлийским мультиинструменталистом Карлом Дженкинсом в его работе с группами Nucleus и Soft Machine , а также американским на деревянных духовых инструментах исполнителем Полом МакКэндлессом , соучредителем группы Paul Winter Consort и позднее Oregon .
В 1980-е годы все большее число гобоистов пробовали свои силы в неклассическом исполнении, и многие известные исполнители записали и исполнили альтернативную музыку на гобое. Некоторые современные джазовые группы, находящиеся под влиянием классической музыки, такие как Оркестр Марии Шнайдер , используют гобой. [ 32 ]
Рок и поп
[ редактировать ]Инди-певец, автор песен и композитор Суфьян Стивенс , изучавший этот инструмент в школе, часто включает этот инструмент в свои аранжировки и композиции, чаще всего в свои географические тональные стихотворения, Иллинойс , Мичиган . [ 33 ] Питер Гэбриэл играл на гобое, когда был участником группы Genesis , особенно в « The Musical Box ». [ 34 ] Энди Маккей из Roxy Music играет на гобое, иногда с педалью вау-вау .
Музыка из кино
[ редактировать ]Гобой часто используется в музыке к фильмам, часто для того, чтобы подчеркнуть особенно острые и эмоциональные сцены. Примером может служить фильм 1989 года « Рождённый четвёртого июля» . Одним из наиболее ярких примеров использования гобоя в музыке к фильму является тема Эннио Морриконе « Гобой Габриэля » из фильма 1986 года « Миссия» .
Он используется как сольный инструмент в теме «Across the Stars» из партитуры Джона Уильямса к фильму 2002 года « Звездные войны: Эпизод II – Атака клонов» . [ 35 ]
Гобой также используется как сольный инструмент в «Теме любви» в Нино Роты партитуре к «Крестному отцу» (1972). [ 36 ]
Известные гобоисты
[ редактировать ]производители гобоев
[ редактировать ]- Barrington Instruments Inc. ( Баррингтон, Иллинойс , США)
- Бузи и Хоукс (1851–1970-е) (Лондон, Великобритания)
- Buffet Crampon ( Мант-ла-Виль , Франция)
- Бульгерони ( Паре , Италия)
- Кабар или Тибувиль-Кабар (1869–1974, выкуплен Ф. Лоре ) (Париж, Франция)
- Кармайкл (Великобритания)
- Шове (до ~1975) (Париж, Франция)
- Марк Чадноу (MCW, Сьерра) ( Напа, Калифорния , США)
- Константинидес ( Пёггшталь , Австрия)
- Кови ( Блэрсвилл, Джорджия , США)
- Дюпен. Архивировано 5 января 2016 г. в Wayback Machine ( Маутфорт , Люксембург).
- DWK (Сеул, Корея)
- Рвы (включая Тиери) (Париж, Франция)
- Фокс ( Саут-Уитли, Индиана , США)
- Франк (Берлин, Германия)
- Грассель (Нюрнберг, Германия)
- Хекель (до 1960-х годов) ( Висбаден , Германия)
- Томас Хиникер Вудвиндс ( Рочестер, Миннесота , США)
- Т.В. Ховарт (Лондон, Великобритания)
- Инканьоли. Архивировано 4 ноября 2008 г. в Wayback Machine ( Рим , Италия).
- А. Жарде (до Второй мировой войны) (Париж, Франция)
- Йозеф ( Окинава и Токио, Япония)
- В. Колерт и Зёне (1840–1948 Граслиц , Чехословакия, 1948–1970-е годы Колерт и компания Винненден , Германия)
- Кройл (включая Мирафон) ( Тюбинген , Германия)
- Дж. Р. ЛаФлер (1865–1938, куплен Boosey & Hawkes) (Лондон, Великобритания)
- Ларили Вудвинд Корп. (США) ( Элкхарт, Индиана , США)
- А. Лаубин [ 37 ] (в т.ч. «А. Барре») ( Пикскилл, Нью-Йорк)
- Ж. ЛеБлан (Франция, США) [ 38 ]
- Линтон (Элкхарт, Индиана, США) [ 39 ]
- Ф. Лоре [ 40 ] (включая Кабара) (Париж, Франция)
- Луи (до Второй мировой войны) (Лондон, Великобритания) [ 41 ]
- Малерн (до 1974 года куплен Мариго) ( La Couture-Boussey , Франция)
- Мариго [ 42 ] (Мант-ла-Виль, Франция)
- Маркардт (до 1976 года куплен Мённигом) ( Эрльбах , Германия)
- Молленхауэр (до ВМВ; сейчас только магнитофоны) ( Фульда , Германия)
- Гебр. Мённиг – Оскар Адлер ( Маркнойкирхен , Германия) [ 43 ]
- Джон Пакер ( Тонтон , Великобритания) [ 44 ]
- Патрикола ( Кастельнуово Скривия , Италия) [ 45 ]
- Пюхнер ( Наухайм , Германия) [ 46 ]
- Карл Радованович (Вена, Австрия) [ 47 ]
- Ригута (включая RIEC) ( Сен-Мор-де-Фоссе , Франция) [ 48 ]
- А. Робер (до Второй мировой войны) (Париж, Франция)
- Сэнд Н. Далтон, производитель инструментов (остров Лопес, Вашингтон) [ 49 ]
- Селмер (включая Банди, Лешера, Омегу, Сигнет) (Франция, США)
- Том Спаркс ( Хорнсби, Новый Южный Уэльс , Австралия) [ 50 ]
- Уорд и Уинтерборн (Лондон, Великобритания)
- Гунтрам Вольф ( Кронах , Германия) [ 51 ]
- Ямаха (Япония)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Флетчер и Россинг 1998 , 401–403.
- ^ «Звуковые характеристики гобоя» . Венская симфоническая библиотека . Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ «Почему оркестры настраиваются на «А»?» . Классический ФМ . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ «Удивительные инструменты оркестра» .
- ^ «Разница между кларнетом и гобоем» . 22 июля 2022 г.
- ^ Дж.Б. (1695). Спрайтовый компаньон . Лондон: напечатано Дж. Хептинсталлом для Генри Плейфорда. п. 2 . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Кушнер 1993 , 167: «Гобой: официальный инструмент Международного ордена турагентов. Если бы утка была певчей птицей, она бы пела вот так. Гнусавый, пустынный, зов перелетных существ».
- ^ Лига Американского симфонического оркестра . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00790 .
- ^ «еслиСравнить» . ifCompare.de . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Томас, Джулия. «Исполнительный директор Рокфордского симфонического оркестра» . Рокфордский симфонический оркестр . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 20 октября 2014 г.
- ^ «Об оркестре» Американской лиги оркестров (по состоянию на 1 января 2009 г.).
- ^ «Гобой против фагота: сходства и различия» .
- ^ Йоппиг 1988 , 208–209.
- ^ «Стили язычков и тестирование язычков» . Гобохелп . 11 августа 2017 г. Проверено 10 января 2020 г.
- ^ «Как играть на гобое: Наибольшее внимание уделяется тростям — Руководство по музыкальным инструментам — Корпорация Yamaha» . Ямаха.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ легереадмин. «Тростники для гобоя» . Лежер Ридс . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Маркузе 1975 , 371.
- ^ Берджесс и Хейнс 2004 , 27.
- ^ Берджесс и Хейнс 2004 , 28 и далее.
- ^ Карс 1965 , 120.
- ^ Берджесс и Хейнс 2004 , 102.
- ^ Хейнс и Берджесс, 2016 .
- ^ Хейнс и Берджесс, 2016 , 176.
- ^ Берджесс и Хейнс 2004 , 212.
- ^ «Современные деревянные духовые инструменты» . Гунтрам Вольф. Архивировано из оригинала 3 августа 2008 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Хоу 2003 .
- ^ Херд, Питер. «Репертуар хекельфона/бас-гобоя» . oboes.us . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Хоу и Херд 2004 .
- ^ «Зеленька» . Jdzelenka.net .
- ^ Хинаяна , Джон Палмер
- ^ Дискография Колтрейна , заархивированная 2 января 2009 г. в Wayback Machine Дэйва Уайлда.
- ^ «Мария Шнайдер: Концерт в саду. Обзоры/кредиты» . mariaschneider.com . Мария Шнайдер . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Авторы альбома Суфьяна Стивенса Allmusic.com
- ^ «Габриэль» . Вращаться . Сентябрь 1986 г. с. 53.
- ^ Раскон, Эдуардо Гарсия (01 сентября 2017 г.). «Анализ музыки из «Звездных войн: Через звезды (Тема любви из Эпизода II)» . Середина . Проверено 13 января 2020 г.
- ^ Фицджеральд, Лиам (18 августа 2015 г.). «Музыкальный анализ фильма «Крестный отец» Лиама Фицджеральда» . Нажимать . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «А. Лаубин, Инк. – Гобои и английские рожки» . Алаубин.com .
- ^ «Леблан-Кларнеты — Никогда не оглядывайся назад» . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ «Линтон, деревянные духовые инструменты, фаготы и гобои» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 г. Проверено 1 марта 2009 г.
- ^ «Лоре – Париж» . loree-paris.com .
- ^ "Нора Пост Дом" . Norapost.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Дом – Гобой Мариго» . Мариго.com .
- ^ «Гебр. Мённиг» . Архивировано из оригинала 12 мая 2002 г. Проверено 5 июня 2005 г.
- ^ «Музыкальные инструменты на продажу в Великобритании | Деревянные духовые и духовые инструменты | Джон Пакер» . Johnpacker.co.uk . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Патрикола» . Патрикола.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Качество – это первое слово в компании Püchner | J.Püchner Spezial-Holzblasinstrumentebau GmbH» . Puchner.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Винер Инструменте» . Wienerinstrumente.at . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Ригута» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2006 г. Проверено 26 июля 2005 г.
- ^ «Сэнд Н. Далтон в стиле барокко и классические гобои» . Baroqueoboes.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Гобои Тома Спаркса » Ремонт, обслуживание и продажа музыкальных инструментов» . Tomsparkesoboes.com.au . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Гунтрам Вольф» . Архивировано из оригинала 16 июня 2009 г. Проверено 28 марта 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берджесс, Джеффри; Хейнс, Брюс (2004). Гобой . Йельская серия музыкальных инструментов. Нью-Хейвен, Коннектикут и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09317-9 .
- Карс, Адам (1965). Музыкальные духовые инструменты: история духовых инструментов, используемых в европейских оркестрах и духовых оркестрах от позднего средневековья до наших дней . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80005-5 .
- Флетчер, Невилл Х.; Россинг, Томас Д. (1998). Физика музыкальных инструментов (второе изд.). Нью-Йорк, Берлин, Гейдельберг: Springer-Verlag. ISBN 978-1-4419-3120-7 .
- Хейнс, Брюс; Берджесс, Джеффри (01 мая 2016 г.). Патетик-музыкант . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199373734.001.0001 . ISBN 978-0-19-937373-4 .
- Хау, Роберт (2003). «Гобой системы Бема и его роль в развитии современного гобоя». Журнал Общества Галпина (56): 27–60 + таблички на 190–192.
- Хау, Роберт; Херд, Питер (2004). «Хекельфон на 100». Журнал Американского общества музыкальных инструментов (30): 98–165.
- Йоппиг, Гюнтер (1988). Гобой и Фагот . Перевод Альфреда Клейтона. Портленд: Амадеус Пресс. ISBN 0-931340-12-8 .
- Кушнер, Тони (1993). Ангелы в Америке: гей-фантазия на национальные темы (однотомное издание). Нью-Йорк: Группа театральных коммуникаций. ISBN 1-55936-107-7 .
- Маркузе, Сибил (1975). Музыкальные инструменты: Большой словарь (пересмотренное издание). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-00758-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйнс, Энтони: 1967, Деревянные духовые инструменты и их история , третье издание, с предисловием сэра Адриана Боулта. Лондон: Фабер и Фабер.
- Беккет, Морган Хьюз: 2008, «Чувственный гобой». Ориндж, Калифорния: Издательство Университета Скаффина. ISBN 0-456-00432-7 .
- Драгоценности, Мауро: 1999. «Кальмар Евтихиана». Утриклы 8, нет. 4 (32) (октябрь – декабрь): 44–45.
- Харрис-Уоррик, Ребекка: 1990, «Несколько мыслей о Обуа Люлли», старинная музыка 18, вып. 1 (февраль, «Барокко II этап»): 97-98+101-102+105-106.
- Хейнс, Брюс: 1985, Музыка для гобоя, 1650–1800: Библиография . Справочники по музыке «Опавший лист», 8755-268X; нет. 4. Беркли, Калифорния: Пресса Fallen Leaf Press. ISBN 0-914913-03-4 .
- Хейнс, Брюс: 1988, «Люлли и расцвет гобоя в произведениях искусства». Старинная музыка 16, вып. 3 (август): 324–38.
- Хейнс, Брюс: 2001, Красноречивый гобой: история гобоя 1640–1760 . Оксфордская серия старинной музыки. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816646-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Питер Вуттке: Библиография Хейнса-Каталога литературы для гобоя, написанная между 1650 и 1800 годами.
- Объясняется руководство по выбору гобоя для учащихся, среднего и профессионального уровня.
- Эксперименты в джазовом гобое Элисон Уилсон (ссылка на архив)
- Гобоист Лян Ван: Его трости на первом месте. История NPR Дебби Эллиотт
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Галерея звуков гобоя. Архивировано 3 марта 2018 г. на Wayback Machine, содержит клипы десятков выдающихся гобоистов из США, Европы и Австралии.
- Аппликатура из Руководства по аппликатурам деревянных духовых инструментов
- Аппликатура для устройств Android
- Фотографии тростей для гобоя, сделанные известными гобоистами.