Jump to content

Анри Дютийе

Анри Дютийе
Дютийе в 2004 году
Рожденный
Анри Поль Жюльен Дютийе

( 1916-01-22 ) 22 января 1916 г.
Умер 22 мая 2013 г. (22 мая 2013 г.) (97 лет)
Париж, Франция
Занятие
  • Композитор
Работает Список композиций

Анри Поль Жюльен Дютийе (англ. Французский: [ɑ̃ʁi dytijø] ; 22 января 1916 — 22 мая 2013) — французский композитор классической музыки конца 20 века . Среди ведущих французских композиторов своего времени его творчество уходило корнями в импрессионистический стиль Дебюсси и Равеля , но в своеобразном, индивидуальном стиле. Среди его самых известных произведений — его ранняя Сонатина для флейты и Соната для фортепиано ; концерты для виолончели Tout un monde lointain... («Целый далекий мир») и скрипки L'arbre des songes («Древо грез»); струнный квартет, известный как Ainsi la nuit («Такова ночь»); и две симфонии: № 1 (1951) и № 2 «Двойной» (1959). [1]

Работы ему заказывали такие крупные художники, как Чарльз Мунк , Джордж Селл , Мстислав Ростропович , Джульярдский струнный квартет , Исаак Штерн , Поль Захер , Анн-Софи Муттер , Саймон Рэттл , Рене Флеминг , Сейджи Одзава . работал руководителем музыкального производства на Radio France Помимо сочинения музыки, он в течение 18 лет . Он также преподавал в Парижской нормальной школе музыки и в Высшей национальной консерватории музыки , а также дважды был композитором в Тэнглвудском музыкальном центре в Леноксе , штат Массачусетс .

Дютийе Среди многочисленных наград и наград были Гран-при Рима (1938 г.) и Музыкальная премия Эрнста фон Сименса (2005 г.). Описывая его, музыкальный критик Поль Гриффитс писал, что «положение г-на Дютийе во французской музыке было гордо одиноким. По сравнению с Оливье Мессианом и Пьером Булезом по возрасту, на него мало влиял ни один из них, хотя он проявлял интерес к их творчеству. голос, отмеченный чувственно обработанной гармонией и цветом, был его собственным». [2]

Анри Дютийе родился 22 января 1916 года в Анже , Мэн и Луара . Он был правнуком художника Константа Дютийе и внуком композитора Жюльена Кошуля . Он также приходился двоюродным братом математику Жану-Луи Кошулю . Он изучал гармонию , контрапункт и игру на фортепиано у Виктора Галлуа в Консерватории Дуэ [ фр ] перед отъездом в Парижскую консерваторию . Там, между 1933 и 1938 годами, он посещал классы Жана и Ноэля Галлонов (гармония и контрапункт, в которых он выиграл совместную первую премию с виолончелистом Полем Тортелье ), [3] Анри Бюссер (композиция) и Морис Эммануэль (история музыки).

Дютийе выиграл Римскую премию в 1938 году за свою кантату «L'anneau du roi», но не завершил всю свою резиденцию в Риме из-за начала Второй мировой войны . Он год проработал санитаром в армии и вернулся в Париж в 1940 году, где работал пианистом, аранжировщиком и учителем музыки . В 1942 году дирижировал хором Парижской оперы .

Дютийе работал руководителем музыкального производства на Радио Франции с 1945 по 1963 год. С 1961 по 1970 год он работал профессором композиции в Парижской нормальной школе музыки. В 1970 году он был назначен в штат Высшей национальной консерватории музыки и был композитором в Тэнглвуде в 1995 и 1998 годах. Среди его учеников были Жерар Гризи , Фрэнсис Байер , Ален Ганьон , Жак Эту и Кеннет Хескет . По приглашению Вальтера Финка в 2006 году он стал 16-м композитором, представленным на музыкального фестиваля в Рейнгау ежегодном конкурсе Komponistenporträt .

Надгробие Анри Дютийе и Женевьевы Джой

В течение многих лет Дютийе владел студией на острове Сен-Луи . [4] Он умер 22 мая 2013 года в Париже в возрасте 97 лет. [5] и был похоронен на кладбище Монпарнас , в той же могиле, что и Женевьева , его жена, умершая в 2009 году. [6] Его надгробие выполнено из серого гранита и украшено эпитафией «Композитор». [6]

Влияния и стиль

[ редактировать ]

Музыка Дютийе продолжает наследие французских композиторов, таких как Дебюсси и Равель, но также находится под явным влиянием Белы Бартока и Игоря Стравинского . Среди своих любимых произведений он упомянул и Бетховена поздние струнные квартеты Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» . [7]

Его отношение к сериализму было неоднозначным. Хотя он всегда обращал внимание на развитие современной музыки и использовал в своей работе некоторые сериалистические приемы. [8] [9] он также раскритиковал более радикальные и нетерпимые аспекты движения: «Что я отвергаю, так это догмы и авторитаризм, проявившиеся в тот период». [9] Дютийе отказался сотрудничать с какой-либо школой. [10]

Музыка Дютийе содержит отдаленные отголоски джаза , что можно услышать в щипковых струнах контрабаса в начале его Первой симфонии и частом использовании синкопированных ритмов . Он часто использует чашечные сурдины в стиле Рэя Робинсона в духовой секции, что, кажется, указывает на влияние музыки биг-бэнда . Дютийе очень любил вокалистов, особенно джазовую певицу Сару Вон и великих исполнителей французского шансона . [11]

Некоторые из торговых марок Дютийе включают очень изысканные оркестровые текстуры; сложные ритмы; предпочтение атональности и модальности тональности ; использование педалей , которые служат центрами атональной высоты звука; [12] и «обратная вариация», при которой тема раскрывается постепенно, появляясь в своей полной форме только после нескольких частичных, предварительных изложений. [13] [14] Его музыка также демонстрирует сильное чувство структуры и симметрии. Это особенно очевидно с «внешней» точки зрения, в общей организации различных движений или пространственном расположении различных инструментов, но также проявляется и в самой музыке (темы, гармонии и ритмы, отражающие, дополняющие или противостоящие каждому из них). другой). По словам Стюарта Джеффриса, «отрывок можно представить как симметричную форму нот на бумаге, и только позже ему придать музыкальное содержание. Он любит симметричные музыкальные фигуры, такие как палиндромы или веерообразные фразы». [15] [16]

На музыку Дютийе повлияли искусство и литература, такие как произведения Винсента Ван Гога , [17] Шарль Бодлер [18] и Марсель Пруст . [19] Он также демонстрирует заботу о концепциях времени и памяти, как в использовании цитат (особенно из Бартока, Бенджамина Бриттена и Жана Алена ), так и в коротких интермедиях, которые напоминают материал, использованный в более ранних частях, и/или представляют идеи, которые будут быть полностью разработана позже.

Перфекционист с сильным чувством художественной целостности, он разрешил публикацию лишь небольшого количества своих работ; то, что он публиковал, он часто неоднократно пересматривал. По его собственным словам:

Я всегда сомневаюсь в своей работе. Я всегда сожалею. Вот почему я так много пересматриваю свою работу и в то же время сожалею, что не стал более плодовитым. Но причина, по которой я не более продуктивен, заключается в том, что я сомневаюсь в своей работе и трачу много времени на ее изменение. Это парадоксально, не так ли? [20]

Композиционная история

[ редактировать ]

Дютийе имеет номер соч. 1 его Соната для фортепиано (1946–1948), написанная для пианистки Женевьевы Джой , на которой он женился в 1946 году. Он отказался от большинства произведений, сочиненных до нее, потому что не считал, что они отражают его зрелые стандарты, учитывая многие из они слишком производны, чтобы иметь ценность. [21]

После Сонаты для фортепиано Дютийе приступил к работе над своей Первой симфонией (1951). Она состоит из четырех монотематических частей и имеет совершенно симметричную структуру: музыка медленно возникает из тишины (первая часть — пассакалия ) и нарастает к быстрой кульминации (вторая — скерцо и вечный мото ), сохраняет свой темп (третья — «непрерывное мелодическая линия, никогда не возвращающаяся сама на себя») и, наконец, медленно затухает (четвертая — тема и вариации ). [22]

В 1953 году Дютийе написал музыку к балету Le loup («Волк»).

В его Второй симфонии под названием «Двойной» (1959) оркестр разделен на две группы: небольшую впереди с инструментами, взятыми из разных секций (духовые, деревянные духовые, струнные и ударные), и большую сзади, состоящую из остального оркестра. Хотя это напоминает барочный концерт-гроссо , подход иной: в этом произведении меньший ансамбль действует как зеркало или призрак большего, иногда играя схожие или дополняющие друг друга линии, иногда контрастирующие. [23]

Его следующая работа «Метаболы для оркестра» (1965) исследует идею метаморфозы : как серия тонких и постепенных изменений может радикально преобразовать структуру. В каждой из первых четырех частей доминирует отдельная часть оркестра, прежде чем пятая объединяет их все вместе. В результате его можно рассматривать как концерт для оркестра. [24] Он быстро стал знаменитым и после премьеры Джорджа Селла и Кливлендского оркестра был исполнен в нескольких городах Северной Америки, а затем во Франции. [25] «Метаболы» — одно из наиболее часто исполняемых его произведений. [26]

В 1960-е годы Дютийе познакомился с Мстиславом Ростроповичем , который заказал ему концерт для виолончели. Ростропович представил в 1970 году премьеру произведения Tout un monde lointain… ( «Целый далекий мир… »). Оно считается одним из главных достижений Дютийе. [27] [28] [29]

После концерта для виолончели Дютийе обратился к камерной музыке впервые за более чем 20 лет и написал струнный квартет Ainsi la nuit (1976). Он состоит из семи движений, некоторые из которых соединены короткими «скобками». Функция скобок — вспомнить уже услышанный материал и представить фрагменты, которые будут полностью раскрыты позже. [30] Он основан на гексахорде (C –G –F–G–C–D), который выделяет интервалы пятой и большой секунды . [31] В каждой части подчеркиваются различные специальные эффекты ( пиццикато , глиссанди , гармоники , крайние регистры, контрастная динамика...), в результате чего получается сложная, тщательно продуманная работа. [30]

Дютийе также опубликовал различные произведения для фортепиано ( «3 прелюдии» , «Фигуры резонанса» ) и 3 строфы sur le nom de Sacher (1976–1982) для виолончели соло. Последний был первоначально написан по случаю 70-летия Пауля Захера в 1976 году по просьбе Ростроповича написать композиции для виолончели соло, используя его имя, записанное в нотах как тема eS-ACHE-Re ( Es is E в немецком языке H — это B , а Re — это D во французском языке, см. гексахорд Захера ). Затем он вернулся к оркестровой работе в 1978 году с Timbres, espace, mouvement ou la nuit etoilée , вдохновленными «Звездной ночью» Ван Гога . В этой композиции Дютийе попытался перевести в музыкальные термины оппозицию между пустотой и движением, которую передает картина. В струнной секции используются только инструменты нижнего регистра: виолончели и басы, без скрипок и альтов. [30]

В 1985 году Исаак Штерн представил премьеру L'arbre des songes ( «Древо снов »), скрипичного концерта, который он заказал Дютийе. По мнению композитора, оно основано на процессе непрерывного роста и обновления: «В целом произведение растет чем-то подобно дереву, ибо постоянное умножение и обновление его ветвей составляет лирическую сущность дерева. Этот символический образ, а также идея сезонного цикла вдохновила меня на выбор «L'arbre des songes» в качестве названия произведения». [32]

Среди более поздних работ Дютийе - Mystère de l'instant (для тарелок , струнного оркестра и ударных, 1989), Les Citations (для гобоя, клавесина, контрабаса и ударных, 1991), The Shadows of Time (для оркестра и детских голосов, 1997). , «Фанфары Славы» (к 70-летию Ростроповича, 1997) и аккорд Sur le même (для скрипки с оркестром, 2002, посвященный Анне-Софи Муттер ). В 2003 году он завершил «Корреспонденции» , цикл песен для сопрано и оркестра, вдохновленный стихами и письмами Ван Гога, Притвиндры Мукерджи , Райнера Марии Рильке и Александра Солженицына . Эта работа была встречена с большим энтузиазмом, и с момента ее премьеры ее несколько раз ставили в программу. [33]

Последней крупной работой Дютийе стал цикл песен Le temps l'clock . [10] написана для американского сопрано Рене Флеминг . Он состоит из четырех пьес и инструментальной интерлюдии на два стихотворения Жана Тардье , Робера Десноса и Шарля Бодлера . Премьера первых трёх песен состоялась на фестивале Сайто Кинен в Мацумото , Япония, в сентябре 2007 года. Американская премьера этой частичной версии состоялась в ноябре 2007 года с Бостонским симфоническим оркестром . [34] Полная работа была представлена ​​7 мая 2009 года в Театре Елисейских Полей в Париже. [35] [36]

третью часть В 2010 году Дютийе добавил к своей камерной работе «Цитаты» . [37] Премьера расширенной версии состоялась на фестивале в Овер-сюр-Уаз.

В 2011 году с одобрения Дютийе Паскаль Галлуа переписал три своих ранних вокальных произведения для фагота и фортепиано: «Regards sur l'Infini» (из раннего цикла для голоса и фортепиано «Четыре мелодии» ) и «Два сонета Жана Кассу» (первоначально для баритона и фортепиано). ). Он сыграл их на концерте в отеле де Лозен в присутствии Дютийе. [38]

Дютийе разрешил опубликовать лишь небольшую часть своих работ. [39] Он часто выражал желание писать больше камерной музыки. [40] в частности, второй струнный квартет, пьеса для кларнета и ансамбля, пьеса для контрабаса соло и другие фортепианные прелюдии. [22] [41] [42] [43] Он долго думал о сочинении оперы, но отказался от этого проекта, потому что не мог найти либретто , которое бы ему понравилось. [22] [41]

Среди заказчиков произведений Дютийе — Селл ( «Метаболы» ), Ростропович (« Весь далекий мир… и тембры, пространство, движение» ), Штерн ( «L'arbre des songes» ), Муттер (« На одном и том же аккорде» ), Шарль Мунк («Симфония № 1» ). 2 «Двойник» ) и Сэйдзи Одзава ( «Тени времени» и «Le temps l’lock» ).

Наследие

[ редактировать ]

После смерти Дютийе композитор и дирижер Лоран Петижирар отдал ему должное как «одному из очень редких современных композиторов», чья музыка стала частью репертуара при его жизни, предсказав, что «[его] произведения останутся актуальными после его смерти. ". [44]

Несколько крупных музыкантов и дирижеров пропагандировали произведения Дютийе, в частности Штерн, Захер, Муттер, Флеминг, Одзава, Мунк, Селл, Ростропович, Саймон Рэттл и Джульярдский струнный квартет.

Дирижер и композитор Эса-Пекка Салонен сказал о Дютийе: «Его постановка довольно маленькая, но каждая нота взвешена на золотых весах... Она просто идеальна – очень захватывающая, очень красивая. В его музыке есть какая-то грусть, которую я чувствую. найти очень трогательным и захватывающим». [45]

Критик Том Сервис написал для BBC : «Изысканный каталог произведений Дютийе становится все более популярным среди исполнителей и слушателей во всем мире». [46]

В некрологе журнала «Граммофон» говорится: «Дютийе представлял поколение музыкантов, корни которого уходят почти в XIX век; безусловно, его музыку можно увидеть в прямой связи с музыкой его великих предшественников Дебюсси и Равеля». [47] В некрологе в The Guardian Роджер Николс описал его как «выдающегося французского композитора между Мессианом и Булезом», добавив, что он «достиг совершенно индивидуального синтеза привлекательных цветов и гармоний с формальной строгостью». [48]

Газета Daily Telegraph сообщила: «Поскольку Дютийе был перфекционистом и до крайности самокритичным, его результаты были небольшими. За свою карьеру он написал всего дюжину крупных произведений, уничтожил большую часть своей ранней музыки и часто пересматривал написанное. ранние работы явно были производными от Равеля, Дебюсси и Русселя, но его более поздняя музыка, хотя и находилась под влиянием Бартока и Стравинского, была совершенно оригинальной и часто казалась — по своему масштабу — скорее немецкой, чем французской». Daily Telegraph Филип Критик Хеншер назвал Дютийе «Лорой Эшли музыки; со вкусом, безупречно, но почти никогда не смело… Лично я не могу его придерживаться». [49]

Роб Коуэн , ведущий и критик BBC Radio 3 , вспомнил в июне 2013 года интервью Дютийе, в котором он сказал Коуэну, что его личным фаворитом среди его собственных работ была Tout un monde lointain .... [50]

Награды и почести

[ редактировать ]
  1. ^ «Анри Дютийе | Биография, альбомы и потоковое радио» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 16 июля 2013 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол Гриффитс (23 мая 2013 г.). «Анри Дютийе, композитор-модернист, умер в возрасте 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 мая 2013 г.
  3. ^ Блюм, Дэвид ; Тортелье, Поль (1984). Поль Тортелье: автопортрет в разговоре с Дэвидом Блюмом (1-е изд.). Лондон: Хайнеманн. п. 53. ИСБН  0-434-78860-0 .
  4. ^ Роджер Николс (21 января 2013 г.). «Некролог Анри Дютийе» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  5. ^ Пьер Жервасони (22 мая 2013 г.). «Французский композитор Анри Дютийе умер» . Мир . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 22 мая 2013 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарка-СПИП, Коллектив. «Дютийе, Анри (1916–2013) – Кладбища Франции и других стран» . www.landrucimetieres.fr . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 11 июня 2017 г.
  7. ^ «Интервью Mezzo Voce» . Ютуб.com. 2010. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  8. ^ «'Obsessionnel', третья часть Métaboles , использует ряд нот. ...» Поттер (2013)
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николс и Дютийе 1994 , с. 87.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б [1] Архивировано 9 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Дютийе и Глейман 2003 , стр. 110–111.
  12. ^ «Такое использование опорных аккордов (или опорных нот) является константой зрелого стиля Дютийе и обеспечивает слушателю точку отсчета в по существу атональном контексте» ( Поттер, 2007. Архивировано 7 января 2016 года в Wayback Machine , 53).
  13. ^ Поттер 2013 .
  14. ^ Веб-сайт филармонии BBC, «Последние концерты Манчестерской студенческой музыкальной сети», суббота, 25 ноября. Архивировано 3 августа 2012 г. на archive.today (без даты) (по состоянию на 19 июня 2008 г.).
  15. ^ Джеффрис, Стюарт. 28 апреля 2005 г. «Спорно, мой?» Архивировано 24 сентября 2016 года в Wayback Machine The Guardian.
  16. ^ Жак Амблар. «Анри Дютийе – Творчество (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ . Дютийо раздвигает границы даже дальше, чем Барток, используя все виды симметрии, ретроградной (как в начале своего квартета Ainsi la nuit (1974–76) или зеркальной симметрии).
  17. ^ «Большой любитель живописи, Дютийе утверждал, что всегда помнил «Этуальскую ночь» Ван Гога , когда писал тембры, пространство, движение, а позже добавил название картины в качестве подзаголовка к своей работе». Поттер 2013
  18. ^ «Поэзия Бодлера вдохновила на создание концерта для виолончели Tout un monde lointain...; все пять частей содержат эпиграф Бодлера в начале партитуры». Поттер 2013
  19. ^ «Именно идеи времени и памяти, точнее, непроизвольной памяти, которые всемирно известный французский композитор Анри Дютийе находит привлекательными. Дютийе часто ссылается на влияние Пруста на его музыку. Кроме того, они оба верят в прямой опыт и общение как в важнейшие функция произведения искусства» Swart & Spies (2007)
  20. ^ «Работа недели – Анри Дютийе: Le temps l'horloge » . Шотт Музыка . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  21. Проект «Живые композиторы»: «Анри Дютийе». Архивировано 9 мая 2006 г. в Wayback Machine (по состоянию на 19 июня 2008 г.), абзац 2.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дютийе и Глейман 2003 , стр. 33–34
  23. Seen and Heard International: Глин Персглав, «Обзор концерта: Дютийе, Барток». Архивировано 29 ноября 2014 г. на Wayback Machine , по состоянию на 26 мая 2013 г.
  24. ^ Дютийе и Глейман 2003 , стр. 58 .
  25. ^ CIRM - Национальный центр музыкального творчества, 2006 «Les Métaboles были заказаны в 1959 году дирижером Джорджем Селлом из Анри Дютийе по случаю сороковой годовщины Кливлендского оркестра, премьера которого состоялась 14 января 1965 года под руководством спонсора. Работа быстро стала известной и была подхвачена в крупных городах Северной Америки, а затем и во Франции. Метаболы. Архивировано 21 июля 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 26 мая 2013 г.
  26. ^ Васселин 2007 .
  27. ^ "Великий русский виолончелист Мстислав Ростропович поручил Дютийе написать Tout un monde lointain, которое теперь является важным произведением в репертуаре виолончели". «Лондонский симфонический оркестр – 2009» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2010 года . Проверено 1 июля 2013 г.
  28. ^ "Целый далекий мир... один из прекраснейших концертов для виолончели второй половины ХХ века, который... оказался возведен на первое место среди концертов Шостаковича, Пендерецкого, Бриттена... « Питерс (2007)
  29. ^ «Тем временем в репертуаре других виолончелистов был концерт Дютийе, и теперь доступно несколько других записей. Tout un monde lointain... - великолепное произведение и, вероятно, одно из лучших достижений композитора» Кюло (2008)
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Примечания Саймона Марина (компакт-диск Erato 0630-14068-2)
  31. ^ «Анри Дютийе: Хрустальное блюдо». (PDF) . Сайт Symetrie.com . Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
  32. ^ Роберт Адельсон (5 ноября 1985 г.). «L'Arbre des Songes, концерт для… | Подробности» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  33. ^ "Переписка...Я рада, что эта работа сейчас выполняется много, двадцать раз по всему миру!" Константино (2006)
  34. ^ Эйхлер 2007 .
  35. ^ «Сеть классической музыки» . ConcertoNet.com. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  36. ^ « Le Temps l'Clock» Дютийе наконец-то завершена . Мир . Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  37. ^ Паулино, Ромен (27 июня 2010 г.). «Анри Дютийо праздновал на фестивале в Овер-сюр-Уаз» . РесМузыка . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 26 мая 2013 г.
  38. ^ «Паскаль Галуа» . Паскаль Галлуа. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  39. ^ «Эта скромная продукция — скромная по количеству, но не по качеству — тем не менее обманчива. Его биограф Кэролайн Поттер сообщает: «Дютийе сказал, что, вопреки тому, что можно предположить, взглянув на его каталог, на самом деле он пишет очень много, но использует лишь небольшой процент материала » » ( Премия Мари-Жозе Крэвис за новую музыку в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, 2011 г. Архивировано 22 августа 2013 г. в Wayback Machine ).
  40. ^ «...Я хотел бы заполнить пробелы в своей работе, которых я не сделал или сделал слишком мало. Например, у меня мало произведений камерной музыки» Костантино (2006)
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруно Серру (22 мая 2013 г.). «Classic Today, новостной блог классической и современной музыки: умер великий французский композитор Анри Дютийе» . Brunoserrou.blogspot.be. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  42. ^ «Цикл не является лебединой песней — композитор выразил заинтересованность в возвращении к жанру струнного квартета» ( «Май 2007» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 14 апреля 2009 г. )
  43. ^ «Хроника Альтамузыки» . Альтамузыка.com. 23 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2015 г. . Проверено 16 ноября 2015 г.
  44. ^ «Знаменитый французский композитор Дютийе умер в возрасте 97 лет» . 2013 . Проверено 22 мая 2013 г. [ мертвая ссылка ]
  45. ^ Брайан Уайз (22 мая 2013 г.). «Анри Дютийе, ведущий французский композитор, умер в возрасте 97 лет» . WQXR . Архивировано из оригинала 22 мая 2020 года . Проверено 23 мая 2013 г.
  46. ^ Том Сервис (22 мая 2013 г.). «Анри Дютийе, французский композитор, умер в возрасте 97 лет» . bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 22 мая 2013 г.
  47. ^ Некролог: Анри Дютийе - композитор. Архивировано 17 июня 2013 года в Wayback Machine . gramophone.co.uk (22 января 1916 г.).
  48. ^ «Некролог Анри Дютийе». Архивировано 11 августа 2016 года в Wayback Machine Роджером Николсом , The Guardian (22 января 1916 года).
  49. ^ «Анри Дютийе» . «Дейли телеграф» . 22 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 г. . Проверено 23 мая 2013 г.
  50. ^ «Писатель, ботаник, телеписатель, миссионер и композитор» . bbc.co.uk. 9 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
  51. Номинация Sovereign Ordonnance № 13454 от 13 мая 1998 г. Архивировано 7 января 2016 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  52. ^ «Указ от 31 декабря 2003 года о повышении званий большого креста и кавалера» . Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 8 июня 2016 г.
  53. ^ «Столетие Дютийе на BBC Radio 3» . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 11 июня 2017 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dee7c9305c884a1ec495efd8680561d__1720473180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/1d/2dee7c9305c884a1ec495efd8680561d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henri Dutilleux - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)