Маурицио Поллини
Маурицио Поллини | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 23 марта 2024 г. Милан, Италия | (82 года)
Образование | Миланская консерватория |
Занятия |
|
Награды |
Маурицио Поллини (5 января 1942 — 23 марта 2024) — итальянский пианист и дирижёр. Он был известен исполнением Бетховена , Шопена , Дебюсси и Второй венской школы , среди других. Он отстаивал произведения современных композиторов, в том числе Пьера Булеза , Карлхайнца Штокхаузена , Джорджа Бенджамина , Роберто Карневале , Джанлуки Кашиоли и Бруно Мадерны . Луиджи Ноно Для него было написано несколько композиций, в том числе «… sofferte onde serene… » » Джакомо Мандзони , « Masse: omaggio a Edgard Varèse и Сальваторе Шаррино «Пятая соната» . В качестве дирижера он сыграл важную роль в возрождении Россини на Оперном фестивале Россини в Пезаро, продирижировав «Донну дель Лаго» из нового критического издания 1981 года. Он также дирижировал с клавишных.
Поллини также был левым активистом в 1960-х и 1970-х годах, и в дальнейшей жизни он продолжал заниматься политикой. Он сохранял некоторое разделение между этими идеалами и своей музыкой.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]1942 – начало 1960-х: Воспитание, учеба, соревнования.
[ редактировать ]Поллини родился в Милане в 1942 году. Его отец Джино Поллини был скрипачом-любителем. [1] Джино был одним из первых архитекторов Gruppo 7, привезших современную архитектуру в Италию в 1930-х годах. Его мать Рената Мелотти по образованию пианистка и певица. [2] Она была сестрой итальянского скульптора Фаусто Мелотти . [3]
Поллини учился игре на фортепиано у известного местного учителя Карло Лонати с семи лет. Он помнил, что Лонати позволяла ему играть то, что он любил. Когда Лонати умер, его ученик Карло Видуссо . следующим учителем Поллини стал [4] Поллини оставался учеником Видуссо с 13 до 18 лет. [5] Видуссо тренировал Поллини строго в Миланской консерватории , готовя его к соревнованиям. [4] Там же Поллини изучал композицию и дирижирование. [6]
Он дебютировал в Милане в возрасте 15 лет, исполнив избранные этюды Шопена . [7] В 1957 году он занял вторую премию после Марты Аргерих на Женевском международном музыкальном конкурсе в Женевской консерватории . [8] Он выиграл оба Международного конкурса пианистов Этторе Поццоли 1959 года в Сереньо. [9] и шестой Международный конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве в 1960 году в возрасте 18 лет. Он был самым молодым из 89 участников и первым неславянином, победившим в истории конкурса. [10] Среди наиболее грозных из возможных этюдов он выбрал «Октаву» , «Зимний ветер» и «Водопад» , которые Пьеро Ратталино оценил как достойные Поллини для «сумасшедшего дома или победы». [11] Артур Рубинштейн , возглавлявший жюри, заявил, что «мальчик умеет играть на фортепиано лучше, чем любой из нас». [12] [а]
После этих успехов Поллини не выступал один год. В 1960-е годы он ограничил свои концерты учебой, расширяя свой музыкальный опыт и расширяя фортепианный репертуар. [14] Это привело к ошибочным слухам о том, что он стал затворником. [15] Он записал на пленку исполнение Этюдов Шопена и Первый концерт Шопена с Филармоническим оркестром под управлением Пола Клецкого для EMI . [16] У него случился «кризис доверия», как описал это Питер Андри , когда Филармония предложила ему серию концертов. [17]
В начале 1960-х годов он учился у пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели в течение шести месяцев. Репертуар Микеланджели был отобран и отшлифован тщательной практикой. [18] [б] Поллини добился «точной техники и эмоциональной сдержанности». [20] Некоторые выразили обеспокоенность тем, что влияние Микеланджели привело к тому, что стиль Поллини стал «манерным и холодным». [17] или «более сухой, более церебральный». [13] Хотя Поллини был известен своей исключительной техникой, его критиковали за эмоциональный консерватизм. [21] Джон Роквелл охарактеризовал «жесткий и современный» стиль Поллини как стиль «хладнокровия, интенсивности и виртуозности», отметив его тональный контроль и «явную ловкость». [22]
Середина 1960–1970-х: начало карьеры, музыкальное и политическое сотрудничество.
[ редактировать ]В воздухе витало... напряжение. ... вспомните ситуацию в Италии того времени. Люди... говорили о возможном фашистском перевороте. ... Я... пытался прочитать декларацию... когда США бомбили Ханой и Хайфон . [его] подписали несколько итальянских музыкантов: Клаудио Аббадо , Луиджи Ноно, Манцони и Итальянский квартет , ... Гоффредо Петрасси и Луиджи Даллапиккола . ... при одном только звуке слова « Вьетнам » публика взорвалась своего рода коллективным бредом , что сделало невозможным продолжение моего выступления. Я предпринял несколько попыток прочитать это короткое заявление. Это было прервано прибытием полиции. В конце концов пианино закрылось, и все.
Маурицио Поллини о своем опыте в годы руководства [23]
Начиная с середины 1960-х годов Поллини давал сольные концерты. [24] и выступал с оркестрами в Европе, США и на Дальнем Востоке. Его американский дебют состоялся в 1968 году. [25] в Карнеги-холле в Нью-Йорке. [26] Впервые он гастролировал по Японии в 1974 году. [27] Когда-то опасаясь, что его заклеймят как специалиста, особенно Шопена, [13] к 1970-м годам он «явно избежал этого ярлыка», отметил Роквелл, изучая дискографию Поллини в ее тогдашнем диапазоне от Моцарта до Ноно. [22] [с]
Особенно в 1960-е и 1970-е годы Поллини был активным музыкантом левого толка . Его совместная работа с Клаудио Аббадо и Луиджи Ноно была основана на их общих идеалах. [28] Он был также музыкально и политически связан с Джакомо Манцони и Луиджи Песталоцца . [29] Поллини работал с Ноно в таких работах, как Como una ola de fuerza y luz (1972), в которых оплакивалась смерть Лучано Круса , лидера Революционного левого движения в Чили. [30] Он выступал с Аббадо в Ла Скала в Милане на концертах для студентов и рабочих, стремясь сформировать среди них публику в духе, что искусство должно быть для всех. [15] Эти двое выступили перед Трибуналом Рассела . [31] По крайней мере, одно из выступлений Поллини завершилось волнениями публики и вмешательством полиции, когда он попытался сделать заявление о войне во Вьетнаме .
Он смог отделить свою политику от своей музыкальности, например, в работе с Карлом Бёмом . [32]
Ноно написал … sofferte onde serene… для Поллини в 1974–1976 годах. Это была медитативная сольная пьеса о недавних потерях среди их семьи и друзей. Живое выступление Поллини в 1977 году было усилено на магнитной ленте его записью . Тем самым Ноно исследовал фортепианную оболочку («Иногда я отсекаю атаку, так что звук проявляется как резонанс без времени») и звуки Венеции (где «постоянно слышен звон колоколов»). [33] Ноно, в частности, отметил, что ему нравится техника Поллини. Он стремился усилить и проецировать детали звука Поллини («определенные нюансы его прикосновений»). Они три дня работали вместе в звукозаписи студии Radio Milano со звукорежиссером Марино Цуккери. [34] Поллини Произведение осталось в репертуаре ; Позже он сыграл ее в Лондоне на Southbank Center (2007) и в Зальцбурге (2019). фестивале «Фрагменты Венеции» в [35]
Булеза Поллини взялся за «весомую» Вторую сонату в 1970-х годах. [36] Бартока В 1977 году он исполнил Второй концерт под управлением Булеза с Нью-Йоркским филармоническим оркестром . Гарольд К. Шонберг написал, что он «не слышал более убедительного мнения». [37]
1980–2024: Дальнейшая карьера и дирижерство.
[ редактировать ]Поллини также дирижировал, когда играл фортепианные концерты, такие как Моцарта. [32] Он сыграл «определяющую роль» на оперном фестивале Россини в Пезаро , дирижируя «Донной дель Лаго» из нового критического издания 1981 года. Это событие стало «вехой» в послевоенном возрождении Россини. Его хвалили за понимание оркестровки , мотивов развития и гармонии Россини . Но его критиковали за негибкий буквализм и быстрый темп , что довело Мартину Дюпюи до слез. чтобы убедить его разрешить больше орнаментов и рубато , отличительных черт бельканто , особенно в сложной фиоритуре каденциальных Ученые цитировали исторические свидетельства и показывали ему рукописи с автографами , отрывков. Он уступил только в финальном рондо «Tanti affetti in tal momento», для которого Россини подготовил три ossia для отдельных певцов. Поллини настоял на том, чтобы певцы придерживались этих источников. [38]
Он несколько смягчил этот подход в репризе 1983 года с участием Кати Риччарелли (Елена), Люсии Валентини Террани (Малкольм) и Сэмюэля Рэми (Дуглас) с Камерным оркестром Европы , которую Sony . записала [38] [д] Для этой постановки его друг Гэ Ауленти поставил и оформил декорации . [40]
Среди тех, кто праздновал столетие со дня рождения Веберна в 1983 году в Нью-Йорке и на Венецианском фестивале современной музыки , Поллини исполнил фортепианные вариации . [41] Отмечая трехсотлетие со дня рождения И.С. Баха в 1985 году, он исполнил «Хорошо темперированный клавир» , книга I. Позднее он записал его в 2009 году. [42]
В 1987 году он получил Почетное кольцо Венской филармонии , играя с ними фортепианные концерты Бетховена в Нью-Йорке под управлением Аббадо. [43] [44] В 1993–1994 годах он сыграл свой первый полный цикл сонат Бетховена в Берлине и Мюнхене . Он продолжил это в Нью-Йорке, в Ла Скала, в Лондоне, Париже и Вене. [43]
Он сопоставил старую и новую музыку на Зальцбургском фестивале 1995 года в серии концертов «Progetto Pollini», в Карнеги-холле (2000–2001) в «Перспективах: Маурицио Поллини» и в лондонском Королевском фестивальном зале (2010–2011) в «Перспективах: Маурицио Поллини». Project Pollini», серия из пяти концертов, от Баха до Булеза и Штокхаузена (с соч. 19 Шенберга на бис). [45] На протяжении всей своей карьеры Поллини отстаивал менее популярные, часто более поздние произведения. [46] Эти проекты он финансировал за счет призовых денег Музыкальной премии Эрнста фон Сименса . [32] К 250-летию со дня рождения Моцарта на Зальцбургском фестивале 2006 года он изменил вторую половину программы на Фортепианные вариации Веберна и Вторую сонату Булеза. Некоторые из зрителей уходили в антракте, после Веберна или во время Булеза. [47]
Поллини продолжал политически идентифицировать себя с левыми, хотя позже он подверг сомнению тактику некоторых итальянских левых. В 2010 году выступил против Сильвио Берлускони . [46] согласование действий против конституционных реформ . Он предлагал недорогие студенческие билеты на свои концерты. [32]
В марте 2012 года Поллини отменил свои выступления в США, сославшись на состояние здоровья. [48] В 2014 году он гастролировал по Центральной Европе , выступая на Зальцбургском фестивале. [49] и дебютировал на Музыкальном фестивале в Рейнгау Шопена с прелюдиями Дебюсси и прелюдиями , Книга I, в Курхаусе Висбадена . [50] В 2022 году его концерт в честь 80-летия получил четырехзвездочную награду The Times. [51]
Частная жизнь
[ редактировать ]В 1968 году Поллини женился на Марии Элизабетте Марзотто, известной как Марилиса, пианистке из миланской семьи. [52] Маурицио Поллини умер 23 марта 2024 года в возрасте 82 лет. [53] [54] остался сын, пианист и Даниэле Поллини [55]
Записи
[ редактировать ]Первые записи Поллини для Deutsche Grammophon Стравинского (DG) в 1971 году включали «Три движения Петрушки» Прокофьева и Седьмую сонату . Они считаются достопримечательностями фортепианной дискографии двадцатого века. Шопена» Он записал «Этюды , соч. 10 и 25 в 1972 году [32] и Шёнберга сольное фортепианное произведение в 1974 году для того же лейбла. [56] В 2014 году он записал весь цикл фортепианных сонат Бетховена . [57] DG отпраздновал 60-летие Поллини (2002 г.) памятным изданием на 13 компакт-дисках. [58] и его 75-й (2017 г.) с полным изданием на 58 компакт-дисках. [59]
Награды и признание
[ редактировать ]В 1996 году Поллини получил музыкальную премию Эрнста фон Сименса . Бетховена В 2001 году его запись «Вариаций Диабелли» получила премию «Золотой диапазон» . В 2007 году Поллини получил премию «Грэмми» за лучшее инструментальное исполнение солиста (без оркестра) за Deutsche Grammophon Шопена на запись «Ноктюрнов» . [25] он был награжден Praemium Imperiale . В 2010 году [25] [27] [60] и вошел в граммофонов в 2012 году. Зал славы [61]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рубинштейн упомянул здесь «технические способности» Поллини. [13]
- ^ Микеланджели был известен своими Дебюсси , Равелем и Бетховеном. Среди его многочисленных учеников были Марта Аргерих и Иван Моравец . Гарольд Шенберг раскритиковал его как «современного пианиста, который пытается быть романтиком». [19]
- ↑ Позже Поллини добавил в свой репертуар Баха.
- ^ Запись Sony S2K 39311. [39] [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ^ Каррик, Фил. «Маурицио Поллини в 70 лет: международная суперзвезда фортепиано» . Создатели музыки . ABC Классик FM. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ил 2017 , 158.
- ^ Хуан, Хао (1998). Музыка ХХ века, Том 2 . Армонк, Нью-Йорк: Справочник МЭ Шарпа. стр. 472 . ISBN 978-0-7656-8012-9 .
- ^ Аллен 2024 , п. 15.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ^ Больной 2017 , 56.
- ^ Больной 2017 , 79.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ^ Больной 2017 , 158–159.
- ^ Хьюитт, Иван (14 сентября 2010 г.). «Маурицио Поллини: ледяной человек из слоновой кости» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 27 апреля 2020 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ил 2017 , 159.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1987). Великие пианисты: от Моцарта до наших дней . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 488 . ISBN 978-0-671-63837-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Горе, Николас (1 января 2011 г.). «Маурицио Поллини: жизнь в музыке» . Хранитель . Лондон. Хранитель . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Ежегодник текущей биографии, том 41 . Нью-Йорк: HW Wilson. 1980. с. 321. ИСБН 978-99973-77-03-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндри, Питер, Робин Стрингер и Тони Локантро (2008). Внутри студии звукозаписи: работа с Каллас, Ростроповичем, Доминго и классической элитой . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 44. ИСБН 978-0-8108-6026-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Больной 2017 , 122–123, 159.
- ^ Больной 2017 , 122–123.
- ^ Морен, Александр Дж. (2001). Классическая музыка: Третье ухо: незаменимый спутник для прослушивания . Сан-Франциско: Книги Backbeat. п. 1134. ИСБН 978-0-87930-638-0 .
- ^ Шенберг, Гарольд. Великие пианисты от Моцарта до наших дней (издание 1987 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роквелл, Джон (13 марта 1977 г.). «Поллини — Вундеркинд достиг зрелости» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Эрхардт, Беттина (директор) (2001). Тропа по воде (документальный фильм). ТДК. Архивировано из оригинала 11 марта 2018 года . Проверено 11 марта 2018 г. ; Берри 2024 , § 9–11
- ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo nec plus ultra», Neva Editions, 2015, стр.50. ISBN 978 2 3505 5192 0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Маурицио Поллини» . Британская энциклопедия . 2024 . Проверено 24 марта 2024 г.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Великий пианист Маурицио Поллини умирает в 82 года» . НХК . 24 марта 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Берри 2024 , § 9–11; Гриффитс 2010 , 209
- ^ Sciannameo 2020 , 97.
- ^ Грудь 2018 , 93.
- ^ Бонифази 2016 , 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Брахманн, Ян (23 января 2024 г.). «Маурицио Поллини: жизнь в музыке» . ФАЗ (на немецком языке) . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Гриффитс 2010 , 316–317.
- ^ Грудь 2018 , 99–100.
- ^ Берри 2024 , п. 4.
- ^ Гриффитс 2010 , 12.
- ^ Канарина 2010 , 107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Госсетт 2006 , 27, 313–315, 571.
- ^ Госсетт 2006 , 571.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фонтана 2023 .
- ^ Фонтана 2023 , «Венеция не грустит» ; Пейдж, Тим (30 июня 1983 г.). «Записная книжка критика; Переоценка музыки Веберна» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Пеннок, Роб (май 2010 г.). «Маурицио Поллини – Хорошо темперированный клавир (Книга I)» . classicsource.com . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Молодой Людвиг» (на немецком языке). Дойче Граммофон . 2007 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Роквелл, Джон (8 марта 1987 г.). «Концерт: Аббадо возглавляет Венскую филармонию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Берри 2024 , п. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роу, Николас (январь 2011 г.). «Маурицио Поллини: Жизнь в музыке» . Хранитель . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Берри 2024 , п. 3.
- ^ «Билеты и мероприятия Чикагского симфонического оркестра» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ «Поллини, Маурицио» . Дойче Граммофон. Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 9 августа 2014 г.
- ^ Блюм, Вольфганг (8 августа 2014 г.). «Захватывающий вечер с виртуозом Шопеном» . Общая газета (на немецком языке). Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 9 августа 2014 г.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ↑ The Times Register, 25 марта 2024 г.
- ^ Аллен 2024 .
- ^ Прощание с Маурицио Поллини (на итальянском языке)
- ^ Миченер, Чарльз (3 апреля 2000 г.). «Панорамный пианист» . Житель Нью-Йорка . п. 86. Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. п. 189. ИСБН 978-0-8108-8880-7 . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Бетховен Полное собрание сонат для фортепиано / Поллини» (на немецком языке). Дойче Граммофон . 2014 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Клементс, Эндрю (22 февраля 2002 г.). «Игрок» . Хранитель . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Полное собрание записей Поллини» (на немецком языке). Дойче Граммофон . 2016 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Актриса Лорен среди лауреатов премии Японии в области искусства» . Агентство Франс-Пресс . 14 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 24 января 2013 г. Проверено 14 сентября 2010 г.
- ^ «Маурицио Поллини (пианист)» . Граммофон. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Аллен, Дэвид. 2024. «Маурицио Поллини, знаменитый пианист, определивший модернизм, умер в возрасте 82 лет» . The New York Times (по состоянию на 26 марта 2024 г.). (требуется подписка)
- Ауленти, Гае и Ален Элканн . 1996. « Гэ Ауленти ». Публикуется самостоятельно на веб-странице автора (по состоянию на 23 марта 2024 г.).
- Берри, Марк. 2024. « RIP Маурицио Поллини (1942–2024) ». Публикуется самостоятельно на веб-странице автора (по состоянию на 24 марта 2024 г.).
- Бонифази, Кьяра. 2016. Линда Бимби: Une vie, beaucoup d'histoires , вступление. Лусиана Кастеллина , пер. Брюне Себан. Рим: Фонд Бассо . От Линды Бимби: одна жизнь, много историй , 2015, Турин : Gruppo Abele , ISBN 978-88-6579-101-1 (пбк).
- Канарина, Джон. 2010. Нью-Йоркская филармония: от Бернштейна до Маазеля . Милуоки: Хэл Леонард. ISBN 978-1-57467-188-9 (hbk).
- Фонтана, Карло . 2023. Это будет приключение: жизнь для театра . Милан: Пробирщик. ISBN 979-1-259-81174-5 (ebk).
- Госсетт, Филип . 2006. Дивы и ученые: исполнение итальянской оперы . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-30482-3 (ткань).
- Гриффитс, Пол . 2010. Современная музыка и после , 3-е изд. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974050-5 (пбк). Преподобный изд. современной музыки: авангард с 1945 года (1981).
- Ноно, Луиджи . 2018. Ностальгия по будущему: избранные произведения и интервью Луиджи Ноно , ред. Анжела Ида Де Бенедиктис и Веньеро Риццарди, пер. Джон О'Доннелл. Том. 21, Серия «Калифорнийские исследования музыки ХХ века», общ. ред. Ричард Тарускин . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-29119-5 (ткань). ISBN 978-0-520-29120-1 (пбк).
- Сцианнамео, Франко. 2020. Размышления о музыке Эннио Морриконе: слава и наследие . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4985-6900-2 (ткань). ISBN 978-1-4985-6901-9 (ebk).
- Зик, Стивен. 2017. Словарь современного пианиста . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4985-6900-2 (ткань). ISBN 978-0-8108-8880-7 (ebk). ISBN 978-0-8108-8879-1 (hbk).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ботсфорд, К. (1 марта 1987 г.). «Звук Поллини» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 сентября 2007 г.
- Норрис, Дж. (9 марта 2006 г.). «Маэстро с миссией – сбежать из XIX века» . Телеграф . Искусство. Лондон. Архивировано из оригинала 29 декабря 2007 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- Моррисон, Р. (27 сентября 2007 г.). «Образец современного крупного маэстро» . Музыка . Лондон: Таймс . Проверено 29 сентября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маурицио Поллини Дискография на Discogs
- Маурицио Поллини на IMDb
- Интервью Маурицио Поллини (23 октября 1997 г.)
- 1942 года рождения
- 2024 смерти
- Итальянские классические пианисты
- Итальянские классические пианисты-мужчины
- Итальянские пианисты-мужчины
- Итальянские мужчины-дирижеры (музыка)
- Победители Международного конкурса пианистов имени Шопена
- Немецкие граммофонисты
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Выпускники Миланской консерватории
- Лауреаты Международного конкурса пианистов имени Этторе Поццоли
- Музыканты из Милана
- Итальянские дирижеры ХХ века (музыка)
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Итальянские дирижеры XXI века (музыка)
- Итальянские музыканты-мужчины XXI века
- Классические пианисты 20 века