Jump to content

Леонтайн Прайс

Леонтайн Прайс
Портрет Прайса 1981 года работы Джека Митчелла.
Рожденный
Мэри Вайолет Леонтайн Прайс

( 1927-02-10 ) 10 февраля 1927 г. (97 лет)
Образование Центральный государственный университет ( бакалавр )
Джульярдская школа
Занятие Оперное расширенное сопрано
Годы активности 1952–1997
Организации Метрополитен-опера
Известный Оперы Верди , особенно «Аида»
Супруг Уильям Уорфилд
Родственники
Награды

Мэри Вайолет Леонтин Прайс ( / l i ˈ ɒ n t n , ˈ l ə n t n / lee- ON -teen, LEE -ən-teen ; родилась 10 февраля 1927 года) — американское спинто-сопрано , которая была первое афроамериканское сопрано, получившее международное признание. [1] С 1961 года началось ее длительное сотрудничество с Метрополитен-опера . Она регулярно выступала в крупнейших оперных театрах мира, включая Королевский оперный театр , Оперу Сан-Франциско , Лирическую оперу Чикаго и Ла Скала ; в Ла Скала она также была первой афроамериканкой, исполнившей главную роль. [2] Особую известность ей принесло исполнение заглавной партии в опере Верди « Аида» . [1]

родилась в Лорел, штат Миссисипи Прайс , училась в Центральном государственном университете , а затем в Джульярдской школе (окончив ее с отличием ), где состоялся ее оперный дебют в роли госпожи Форд в опере Верди « Фальстаф ». Услышав выступление, Вирджил Томсон пригласил ее в «Четыре святых в трех действиях » перед тем, как отправиться в ее дебютный тур; она также снялась (вместе со своим мужем Уильямом Уорфилдом ) в успешном возрождении Гершвина « Порги и Бесс» . Затем последовали многочисленные концертные выступления, в том числе сольный концерт в Библиотеке Конгресса с композитором Сэмюэлем Барбером на фортепиано. Ее телевизионное исполнение «Тоски» Пуччини в 1955 году также , а выступления в Опере Сан-Франциско в роли » Пуленка и «Диалогов кармелиток» « Аиды привлекли к ней международное внимание. Она продолжала петь во многих крупнейших оперных театрах мира с Аидой , прежде чем ее успешный дебют в Метрополитен-опера (Метрополитен) в 1961 году, как Леонора в «Трубадоре» Верди . Продолжая там карьеру, она за 20 лет снялась во множестве опер, закрепив за собой место среди ведущих исполнителей века. Одной из таких работ была работа Барбера. «Антоний и Клеопатра» , мировая премьера которого она снялась в главной роли. Свой прощальный оперный спектакль она дала в Метрополитене в 1985 году в «Аиде» . [3]

Сопрано lirico spinto (по-итальянски «нажатая лирика»), ее музыкальные интерпретации были тонкими, но часто затмевали ее игру. [3] Она была известна своими ролями в операх Моцарта и Пуччини, а также игрой Клеопатры » Генделя в «Джулио Чезаре Монтеверди и Поппеи в «Инкоронации Поппеи» . Однако величайшим ее триумфом остаются оперы Джузеппе Верди «среднего периода»; Аида , Леонора из «Трубадура» и «Силы судьбы» , а также Амелия из «Бала-маскарада» . Ее исполнения в этих произведениях, а также в операх Моцарта и Пуччини сохранились в ее многочисленных записях .

выступать с сольными концертами и оркестровыми концертами до 1997 . Прайс продолжала года После ухода из оперы в 2001 году. Среди ее многочисленных наград и наград - Президентская медаль свободы 1964 года, а также ее 13 премий Грэмми . [4] [2]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Молодежь и школьное образование

[ редактировать ]

Мэри Вайолет Леонтин Прайс родилась в Лорел, штат Миссисипи , 10 февраля 1927 года. [5] [3] Ее отец, Джеймс Энтони, работал плотником, а мать, Кэтрин Бейкер Прайс, была акушеркой. [5] В глубоко религиозной семье оба ее родителя были детьми методистских служителей; [1] ее мать пела солисткой церковного хора , а отец играл на тубе в церковном оркестре. [6] Ее брат и единственный брат Джордж родился два года спустя. [5] Она проявила естественную тягу к музыке в раннем возрасте и начала уроки игры на фортепиано в возрасте трех с половиной лет у местной пианистки Хэтти Макиннис. [7] Первоначально она играла на игрушечном пианино, но к тому времени, когда ей исполнилось пять лет, ее родители продали семейный фонограф в качестве первоначального взноса за пианино . [7] Тем временем, в восемь лет, она начала посещать дом Александра и Элизабет Чисхолм, богатой белой семьи, у которой тетя Леонтины работала прачкой. [8] Леонтайн и Джордж стали хорошими друзьями со старшими дочерьми Чисхолмов, Джин и Пегги, а миссис Чисхолм поощряла игру Леонтайн на фортепиано и пение, часто приглашая ее петь на домашних вечеринках. [7] В 9 лет ее взяли в школьную поездку, чтобы послушать Мэриан Андерсон концерт в Джексоне . Этот опыт стал ее первым значительным знакомством с классической музыкой , и позже она вспоминала, что «Вся аура этого события оказала на меня огромное влияние, особенно достоинство певицы и, конечно же, ее голос». [6] Многие комментаторы утверждали, что это событие активизировало интерес Прайса к музыкальной карьере. [2] [1] [6] В подростковом возрасте Прайс посещала профессиональную среднюю школу Оук-Парк, где была чирлидершей и приветствующей . [7] Она подрабатывала пением на похоронах и общественных мероприятиях. [7]

Цена в 1951 году

В то время штат Миссисипи был сильно сегрегирован и подчинялся законам Джима Кроу . [2] Таким образом, для чернокожей женщины единственным очевидным путем музыкальной карьеры была учительница. [1] Она начала свое музыкальное образование в Центральном государственном университете , исторически сложившейся школе для чернокожих в Уилберфорсе, штат Огайо . [9] Однако по совету ректора университета [7] и после частого пения в хоровом клубе на третьем курсе она сменила специальность на вокал. [10] Она также участвовала в мастер-классах, в том числе в 1948 году со знаменитым басом Полем Робсоном в Антиохийском колледже . [7] Робсон был впечатлен голосом Прайса, и, зная, что она собирается поступить в Джульярд , вместе с администраторами Центрального штата организовал благотворительный концерт , чтобы помочь собрать деньги на ее обучение. [7] Чисхолмы также продолжали поддерживать Прайса и подарили большую часть денег, необходимых для Джульярда. [7]

Прайс вошел в студию Флоренс Пейдж Кимбалл осенью 1948 года. [9] Во время учебы в Джульярде в том же году она жила в Гарлемском YWCA , безопасном и доступном жилье, доступном чернокожим женщинам. [11] : 72  На втором курсе она услышала, как Люба Велич пела «Саломею» в стоячем зале Метрополитена, и увлеклась оперой. Моцарта Осенью 1950 года Прайс присоединился к Джульярдской оперной мастерской и пел небольшие партии в мастерских «Волшебной флейты» Пуччини (Первая леди) и «Джанни Скикки» (Тетя Нелла). Летом 1951 года она записалась на оперную программу Беркширского музыкального центра в Тэнглвуде и спела Ариадну в « Ариадне на Наксосе » Штрауса (второй состав). [12]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

» Верди В начале 1952 года Прайс исполнила роль госпожи Форд в Джульярдской постановке «Фальстафа . [9] Вирджил Томсон услышал представление и пригласил ее в возрожденную версию своей полностью черной оперы « Четыре святых в трех действиях» . [3] После двух недель на Бродвее постановка «Святых» отправилась в Париж. Гершвина Тем временем с Прайсом был подписан контракт на исполнение роли Бесс в новой постановке «Порги и Бесс» в театре Зигфельда . [13] режиссер Роберт Брин. [14]

Прайс в «Порги и Бесс» , 1953 год.

Только что сойдя с самолета из Парижа, она спела вступительное исполнение « Порги и Бесс» на ярмарке штата Техас 9 июня 1952 года, получив восторженные отзывы. Спектакль был показан в Питтсбурге , Чикаго и Вашингтоне, округ Колумбия, а затем гастролировал в Вене, Берлине, Лондоне и Париже под эгидой Государственного департамента США . [ нужна ссылка ]

Накануне европейского турне Прайс вышла замуж за Уильяма Уорфилда , ее Порги и известного концертного певца бас-баритона. Церемония прошла в Абиссинской баптистской церкви в Гарлеме , на ней присутствовали многие актеры. [ нужна ссылка ]

Хотя многие чернокожие газеты раскритиковали экспорт «Порги и Бесс» как ложную и унизительную картину жизни чернокожих, постановка Брина продемонстрировала новое поколение высококвалифицированных чернокожих певцов и подтвердила, что американцы могут возродить музыкальный шедевр, признавая его устаревшие стереотипы. . Многие жители Восточного Берлина приехали в Западный Берлин, чтобы посмотреть шоу, до такой степени, что Государственный департамент приказал принимать восточногерманскую валюту по номинальной стоимости, а не по текущему обменному курсу. [15]

Когда Порги и Бесс вернулись в Штаты в 1953 году, Уорфилд не смог скорректировать плотный график сольных концертов и концертов, и его исключили из состава, в то время как Прайс пел Бесс еще год на Бродвее и во втором турне по США. Уорфилд сказал, что этот эпизод поставил под угрозу их молодой брак. Пара официально рассталась в 1967 году и развелась в 1973 году. Детей у них не было. [16]

Прайс и Уорфилд мечтали о карьере в опере, но расизм ограничивал возможности чернокожих певцов. Опера Центра Нью-Йорка под руководством Ласло Халаса наняла первых чернокожих певцов на ведущие роли в середине 1940-х годов, начиная с Камиллы Уильямс и Тодда Дункана . В 1949 году новый генеральный директор Метрополитен опера - Рудольф Бинг публично заявил, что будет выбирать певцов-негров «на правильную роль». [ нужна ссылка ]

Метрополитен-опера признала потенциал Прайса, пригласив ее спеть « Summertime » на мероприятии по сбору средств «Met Jamboree» 6 апреля 1953 года в театре «Ритц» на Бродвее. Таким образом, Прайс был первым афроамериканцем, который пел с и для него Метрополитеном , если не в Метрополитене в качестве члена труппы. Эта награда досталась Мэриан Андерсон , которая пела Ульрику в опере Верди «Бал-маскарад» 7 января 1955 года. Прайс и Уорфилд были среди публики. [17]

Ожидая возможности петь в опере, Прайс пел на концертах дуэтом с Уорфилдом, а после ухода из «Порги и Бесс » начал концертную карьеру в Columbia Artists. В 1953 году она спела сольный концерт в Библиотеке Конгресса с композитором Сэмюэлем Барбером за фортепиано. Барбера В программе была мировая премьера «Песен отшельника» . В ноябре 1954 года Прайс дебютировала с сольным концертом в ратуше Нью-Йорка . [18]

Появление

[ редактировать ]

Дверь в оперу открылась благодаря молодому телевидению и оперному театру NBC под руководством музыкального руководителя Питера Германа Адлера . В январе 1955 года [9] Пуччини Прайс исполнил заглавную партию в «Тоске» , первом появлении афроамериканца в главной роли в телевизионной опере. (Еще одно чернокожее сопрано, Вероника Тайлер , пела в хоре NBC Opera в течение нескольких сезонов.) Прайс затем снялась в трех других оперных передачах NBC, в роли Памины в «Волшебной флейте» Моцарта в 1956 году, в роли мадам Лидуан в « Диалогах народа» Пуленка. Кармелитки Моцарта в последующие годы и в роли Донны Анны в «Дон Жуане» в 1960 году. Тоска не вызывала споров. Появление Прайса не широко рекламировалось компанией NBC, которая придерживалась политики «интеграции без идентификации», а филиал NBC в Джексоне, штат Миссисипи, передал трансляцию в ее родной город Лорел. Однако журнал Jet отметил, что ее появление с тенором Дэвидом Полери , Каварадосси, ознаменовало первую телевизионную трансляцию с парой смешанной расы, а ее более поздние передачи NBC Opera бойкотировались несколькими филиалами NBC, большинство из которых на Юге, из-за ее раса. [ нужна ссылка ]

В марте 1955 года ее агент отвез Прайс на прослушивание в Карнеги-холл у австрийского дирижера Герберта фон Караяна , гастролировавшего с Берлинской филармонией . Впечатленный ее исполнением «Pace, Pace, mio ​​Dio» из оперы Верди «Сила судьбы» , Караян, как сообщается, прыгнул на сцену, чтобы аккомпанировать самому Прайсу. Объявив ее «артисткой будущего», он попросил руководить ее будущей европейской оперной карьерой. [ нужна ссылка ]

После успешного дебюта с сольным концертом в Таун-холле в ноябре 1954 года Прайс начала гастролировать по США и Канаде с сольными концертами в составе Columbia Artists, сначала с композитором Джоном Ла Монтеном в качестве аккомпаниатора, а затем с Дэвидом Гарви , который оставался ее партнером по фортепиано до своего концерта. смерть. В 1956 году она и Гарви совершили поездку по Индии, а затем, в следующем году, по Австралии, давая концерты и сольные концерты для Государственного департамента США. 3 мая 1957 года она исполнила « Аиду » Верди в концертном исполнении с Филадельфийским оркестром на майском фестивале в Анн-Арборе, штат Мичиган, что стало ее первым публичным исполнением роли, ставшей ее визитной карточкой. [ нужна ссылка ]

Внешний звук
значок аудио Послушайте Моцарта Леонтину Прайс в Реквиеме с Гербертом фон Караяном, дирижирующим Венским филармоническим оркестром , и Хильдой Россель-Майдан , Фрицем Вундерлихом , Эберхардом Вехтером и Вальтером Берри в 1960 году.

Ее первое выступление в крупном оперном театре состоялось в Опере Сан-Франциско 20 сентября 1957 года в роли мадам Лидуан в американской премьере «Диалогов кармелитов» . [13] Несколько недель спустя она появилась на сцене в роли Аиды, заменив в последнюю минуту Антониетту Стеллу , перенесшую аппендицит. Европейский оперный дебют Прайса состоялся в мае 1958 года, снова в роли Аиды, в Венской государственной опере под управлением Караяна. Затем последовали исполнения партии в Королевском оперном театре в Лондоне (заменив Аниту Черкетти ) и на Арене ди Верона . [13]

Следующей осенью она появилась в роли Леоноры в опере Верди «Трубадур» в Сан-Франциско со шведским тенором Юсси Бьёрлингом . Затем, вернувшись в Вену, она спела Аиду и свою первую на сцене Памину. Она дала телеконцерт американских песен BBC с Джеральдом Муром и концерт оперных сцен Рихарда Штрауса для BBC Radio под управлением Адлера. В Вене она сделала свою первую полноценную запись оперы для RCA, исполнив Донну Эльвиру в « Дон Жуане » Моцарта под управлением Эриха Лейнсдорфа . [ нужна ссылка ]

Тем летом она дебютировала на Зальцбургском фестивале Бетховена в «Торжественной мессе» под управлением Караяна; записал вторую полную оперу «Трубадур » для RCA в Риме; затем вернулся в Верону, чтобы спеть «Трубадура» с тенором Франко Корелли . Рудольф Бинг присутствовал на одном из выступлений и зашел за кулисы, чтобы пригласить Прайса и Корелли дебютировать в «Метрополитене» в сезоне 1960–61. [ нужна ссылка ]

Той осенью Прайс дебютировала в Чикагской лирической опере Пуччини в партии Лю в «Турандот» с Биргит Нильссон в главной роли и спела «Таис » Массне . [13] Ее Лю была хорошо принята, а ее Таис считалась жесткой и воспитанной. 21 мая 1960 года она впервые пела в театре Ла Скала , снова в партии Аиды. миланском [13] Прием был бурным, и один миланский критик написал, что «наш великий Верди нашел бы в ней идеальную Аиду». Она была первой афроамериканкой, исполнившей роль примадонны в величайшем оперном театре Италии. (Афро-американское сопрано Маттивильда Доббс пела там двумя годами ранее, во второй Россини партии Эльвиры в «Итальянке в Алжире» .) Тем летом в Зальцбурге Прайс исполнила свою первую Донну Анну в «Дон Жуане» , снова с Караяном. [13] Пуччини Затем она вернулась в Вену, чтобы впервые сыграть Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй» . [ нужна ссылка ]

Метрополитен-опера

[ редактировать ]

Бинг и раньше делал предложения Прайсу и в 1958 году пригласил ее спеть две Аиды. Она отказала ему по совету Адлера и других, которые утверждали, что ей следует подождать, пока у нее за плечами будет больше репертуара и она сможет стать настоящей примадонной. Адлер также предостерег от роли Аиды, эфиопской рабыни, в расовой стереотипной роли. В своей автобиографии Уорфилд цитирует слова Адлера: «Леонтайн должна стать великой художницей. Когда она дебютирует в Метрополитене, она должна сделать это как леди, а не рабыня». В конце концов, ее первый контракт с Метрополитеном обеспечил ей пять ролей в 1961 году: Леонора в «Трубадуре» , Аида, Донна Анна, Лю и Баттерфляй. [ нужна ссылка ]

27 января 1961 года Прайс и Франко Корелли триумфально дебютировали в «Трубадуре» . [13] Выступление завершилось овацией, которая, безусловно, была одной из самых продолжительных в истории Метрополитена. [9] Представитель Метрополитена сообщил, что это длилось не менее 35 минут. Прайс сказала, что друзья засекли время в 42 минуты, и именно эту цифру она использовала в своей рекламе.

В своем обзоре New York Times критик Гарольд Шонберг написал, что «голос Прайса, теплый и сочный, имеет достаточную громкость, чтобы легко наполнить дом, и у нее есть хорошая техника, чтобы поддержать сам голос. Она даже взяла на себя трели». Она хорошо двигается и является компетентной актрисой, но ни одно сопрано не делает актерскую карьеру. Голос — это главное, а голос — это то, что есть у мисс Прайс. ." [19]

Рецензенты отнеслись к Корелли с меньшим энтузиазмом, который пришел в ярость и на следующий день сказал Бингу, что никогда больше не будет петь с Прайсом. Всплеск вскоре был забыт, и Прайс и Корелли часто пели вместе в Метрополитене, в Вене, в Зальцбурге, а однажды, в версии Караяна « Кармен » Бизе , в студии звукозаписи. В знак признания ее выдающегося первого сезона в «Метрополитене» журнал Time поместил ее на обложку и разместил профиль под заголовком «Голос, похожий на развевающееся знамя». [20]

После Андерсона три чернокожих артиста опередили Прайса на ведущих ролях в Метрополитене: баритон Роберт Макферрин (1955), сопрано Глория Дэви (1956) и сопрано Маттивильда Доббс (1958). Однако ни один из них не просуществовал так долго и не достиг такого выдающегося положения. Прайс имела кассовый успех (все билеты на ее выступления в первых двух сезонах были почти полностью распроданы), и ее первой попросили спеть на премьере сезона, что является настоящим признаком статуса примадонны.

Открытие в сентябре 1961 года в опере Пуччини «Волшебница Запада» почти не состоялось. Тем летом возникла угроза забастовки музыкантов, и Бинг, разочарованный переговорами, отменил сезон. Под давлением правительства Бинг и музыканты согласились позволить министру труда Артуру Голдбергу выступить посредником в урегулировании конфликта.

В свой первый вечер Прайс получила восторженные отзывы, но во второй у нее случился первый вокальный кризис. В середине второго акта она медленно потеряла голос и к концу сцены уже выкрикивала слова. Была вызвана резервная сопрано Дороти Кирстен , и она завершила выступление. В газетах говорилось, что Прайс перенес вирусную инфекцию, но стресс и неподходящий вес роли Минни сыграли свою роль. [21]

Пуччини После нескольких недель перерыва Прайс повторила «Волшебницу Запада» , а затем, после декабрьской « Бабочки », закончившейся слезами певицы, освободила свое расписание и взяла передышку в Риме. Официально сообщалось, что она так и не выздоровела полностью от предыдущего вируса. Однако позже Прайс сказала, что страдает от нервного истощения, поскольку в течение нескольких лет выполняла график интенсивного исторического процесса без отпуска. В апреле, теперь уже отдохнувшая и с прекрасным голосом, она вернулась в Метрополитен для исполнения своего первого «Тоска», а затем впервые присоединилась к весеннему туру компании с «Тоской» , «Баттерфляй» и «Фанчулла» . [ нужна ссылка ] Понимая, что Прайса придется включить в тур, что создаст проблемы для ведущих на сегрегированном Юге, Бинг заявил, что Метрополитен больше не будет выступать в отдельных домах, начиная с 1962 года. Прайс дал первое выступление афроамериканца исполнить ведущую роль с труппой на Юге, исполнив Fanciulla в Далласе. Два года спустя она спела Донну Анну в Атланте, впервые на Глубоком Юге. Оба выступления прошли без происшествий. [ нужна ссылка ]

Вскоре Прайс стал получать самый высокий гонорар Метрополитена. к 1964 году ей платили 2750 долларов за выступление, наравне с Джоан Сазерленд , Марией Каллас и Ренатой Тебальди Согласно архивам Метрополитена, . Биргит Нильссон , которая была старше и уникально исполняла как итальянские, так и вагнеровские партии, зарабатывала немного больше - 3000 долларов за выступление. [ нужна ссылка ]

Прайс оставался активным в Вене, Милане и Зальцбурге. Она исполняла знаменитый «Трубадур» в Зальцбурге в 1962 году, а также «Тоску», «Донну Анну» и «Аиду» в Вене, чаще всего с Караяном. Она также была солисткой сопрано во многих исполнениях Караяна Реквиема Верди . [22]

После первого сезона «Метрополитена» Прайс в течение следующих пяти лет добавила в свой репертуар семь ролей: Эльвира в «Эрнани» Верди , » Моцарта Памина, Фьордилиджи в «Так поступают все » Чайковского , Татьяна в «Евгении Онегине , Амелия в «Бале-маскараде» Барбера. , Клеопатра в «Антонии» и Клеопатра , и Леонора в «Силе судьбы» . [ нужна ссылка ]

Антоний и Клеопатра

[ редактировать ]

Самой значительной и, безусловно, самой тревожной вехой в ее карьере стала премьера нового Метрополитен-опера в Линкольн-центре Барбера 16 сентября 1966 года в «Антонии и Клеопатре» , новой опере, заказанной по этому случаю. Композитор написал партию Клеопатры специально для Прайса. [20] часто навещал ее дома, чтобы пробежаться по новым страницам партитуры. [ нужна ссылка ]

В рецензиях на премьеру пение Прайса получило высокую оценку. Однако многие сочли оперу провальной, считая последовательность сцен запутанной, шекспировский текст непонятным, а режиссера Франко Дзеффирелли постановку удушающе сложной. Дзеффирелли похоронил по сути интимную партитуру под гигантскими декорациями, передвижной пирамидой и сфинксом, бесчисленными статистами и двумя верблюдами. Бинг тоже переборщил, запланировав еще три новых постановки на первую неделю в новом доме, возложив бремя на технические бригады, которые все еще учились управлять новым оборудованием и освещением. Хаотичные финальные репетиции вместе со сценами прекрасного пения Прайса были запечатлены Cinema Verite режиссером Робертом Дрю в документальном фильме «Час звонка по телефону» « Новая встреча: обратный отсчет до занавеса» .

Антония и Клеопатру так и не вернули в дом. Барбер подготовил концертную сюиту из арий Клеопатры, премьера которой состоялась Прайсом в Вашингтоне, округ Колумбия , в 1968 году и была записана для RCA. [ нужна ссылка ]

Позже Прайс сказала, что этот опыт испортил ее отношение к Метрополитену. Она стала там реже появляться. [ нужна ссылка ]

Поздняя оперная карьера

[ редактировать ]

В конце 1960-х Прайс сократила свои оперные выступления и посвятила большую часть своего графика сольным выступлениям и концертам. Она сказала, что устала, находится в стрессе из-за расовой напряженности в США и разочарована количеством и качеством новых постановок, которые ей показывали в Метрополитене. Ее сольные концерты и концерты (как правило, программы арий с оркестром) имели большой успех, и в течение следующих двух десятилетий она была опорой крупных оркестровых и концертных серий в крупных американских городах и университетах. [ нужна ссылка ]

Она поняла, что ей необходимо поддерживать некоторую известность и в опере, и вернулась в Метрополитен и Оперу Сан-Франциско, свой любимый театр, для коротких спектаклей из трех-пяти спектаклей, иногда с интервалом в год или больше.

В октябре 1973 года она вернулась в Метрополитен, чтобы спеть триумфальную «Мадам Баттерфляй» впервые за десятилетие . В 1976 году она была в центре давно обещанной новой постановки « Аиды в Метрополитене» с Джеймсом Маккракеном в роли Радамеса и Мэрилин Хорн в роли Амнерис, поставленной Джоном Декстером .

В то же время она была осторожна – некоторые говорили, что слишком осторожна. [ нужна ссылка ] – при выборе новых ролей, осознавая необходимость сохранить репутацию ведущей примадонны. [ нужна ссылка ] После 1970 года она исполнила всего три новые роли: Джорджетту в опере Пуччини «Табарро» в Сан-Франциско; Пуччини «Манон Леско» в Сан-Франциско и Нью-Йорке; и главная роль в «Ариадне на Наксосе» , а также в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Из них только Ариадна была признана критиками превосходной. [ нужна ссылка ]

Еще реже она появлялась в опере в Европе. В начале 1970-х она спела «Аиду» и сингл «Forza» в Гамбурге и вернулась в лондонский Ковент-Гарден в «Трубадуре» и «Аиде» . Тем не менее, она дала хорошо принятые сольные концерты в Гамбурге, Вене, Париже и на Зальцбургском фестивале. В последнем она стала особой фавориткой, появляясь там в 1975, 1977, 1978, 1980, 1981 и 1984 годах. [ нужна ссылка ]

В 1976 году, спустя почти десять лет, она возобновила сотрудничество с Караяном, исполнив «Немецкий реквием» Брамса с Берлинским филармоническим оркестром в Карнеги-холле. За этим последовало ностальгическое возрождение их знаменитой постановки «Трубадур» 1962 года в Вене и Зальцбурге, а затем запись для EMI под руководством Караяна.

Той осенью Прайс спела ей свою первую героиню Штрауса: Ариадну в «Ариадне на Наксосе» . Премьера в Сан-Франциско была признана большим успехом. Когда она пела эту роль в Метрополитене в 1979 году, она страдала от вирусной инфекции и отменила все восемь запланированных выступлений, кроме первого и последнего. Рецензируя первое выступление, New York Times критик Джон Роквелл не похвалил его. [23]

Цена в 1981 году

В США ее красивый голос, личное достоинство и известный патриотизм сделали ее культовой американкой, которую призывали петь на важных национальных или торжественных мероприятиях. В январе 1973 года она спела « Precious Lord, Take My Hand » и « Onward, Christian Soldiers » на государственных похоронах президента Линдона Б. Джонсона . (Она пела на его инаугурации в 1965 году.) В 1980 году президент Джимми Картер пригласил ее спеть в Белом доме во время визита Папы Иоанна Павла II и на государственный обед после подписания Кэмп -Дэвидских мирных соглашений .

В 1978 году Картер пригласил ее спеть концерт в Восточной комнате Белого дома , который транслировался по национальному телевидению и получил премию «Эмми».

В 1982 году она спела « Боевой гимн республики » перед совместным заседанием Конгресса, посвященным 100-летию со дня рождения президента Франклина Д. Рузвельта .

4 июля 1983 года она пела с Национальной филармонией в торговом центре Capitol Mall, а осенью 1986 года Прайс спела национальный гимн при поддержке филармонии Лос-Анджелеса на Центра исполнительских искусств округа Ориндж открытии .

Прайс также пел для президентов Рейгана , Джорджа Буша-старшего и Клинтона . [ нужна ссылка ]

Ее голос оказался устойчивым, когда ей исполнилось 50 лет. Осенью 1981 года она одержала поздний триумф в Сан-Франциско, когда заменила больную Маргарет Прайс в роли Аиды - роль, которую она не исполняла с 1976 года. Радамесом был Лучано Паваротти , впервые вступивший в эту роль. Герберт Кан из San Francisco Chronicle сообщил, что Прайс настоял на том, чтобы ему платили на 1 доллар больше, чем тенор. На данный момент это сделало бы ее самой высокооплачиваемой оперной певицей в мире. Оперный театр опроверг эту договоренность. [ нужна ссылка ]

В 1982 году Прайс вернулась в Метрополитен в роли Леоноры в «Трубадоре» — роли, которую она не пела дома с 1969 года. Она также спела переданный по телевидению концерт дуэтов и арий с Мэрилин Хорн и дирижером Джеймсом Левином , позже выпущенный на пластинку. РКА. В 1983 году она вела два телевизионных выступления «Выступление из Белого дома». с президентом Рональдом и Нэнси Рейган и спел дуэтом Ballo с Паваротти на концерте, посвященном 100-летию Метрополитен-опера. [ нужна ссылка ]

Она считала свои выступления в Метрополитене в 1982 году своими необъявленными последними оперными выступлениями, но Джейнс Левин из Метрополитена убедила ее вернуться для участия в нескольких фильмах «Форза » в 1984 году и в серии « Аида » в 1984–1985 годах. Исполнение обеих опер транслировалось в сериале «Прямой эфир» на канале PBS. Это были ее первые и единственные появления в сериале и важные документы двух ее величайших ролей. [20]

Незадолго до ее последней «Аиды» , 3 января 1985 года, просочилась информация, что это будет ее оперное прощание. Выступление завершилось 25 минутами аплодисментов и фотографией певицы на первой полосе местного издания The New York Times . Критик газеты Донал Хенахан писал, что «57-летнему сопрано потребовалось пару актов, чтобы проникнуться своей работой, но то, что она показала в «Сцене Нила», оказалось, стоило ожидания». В 2007 году зрители PBS назвали ее исполнение арии третьего акта «O patria mia» номером «нет». 1 «Великий момент» за 30 лет телепередач « Прямой эфир из Метрополитена ». [24] [25] Один критик охарактеризовал голос Прайса как «яркий», «парящий» и «цену выше жемчуга». [25] Журнал Time назвал ее голос «Богатым, гибким и сияющим, в расцвете сил он был способен легко взлететь от дымного меццо до чистого золота сопрано с идеально развернутой высокой нотой до». [26]

За 21 сезон в «Метрополитене» Прайс дал 201 спектакль в 16 ролях дома и на гастролях. После дебютного сезона 1961 года она отсутствовала три сезона - 1970–71, 1977–78 и 1980–81; и пел только на гала-концертах в 1972–73, 1979–80 и 1982–83 годах. [ нужна ссылка ]

Послеоперационная карьера

[ редактировать ]
Цена в 1995 году

В течение следующих десяти лет Прайс продолжала давать концерты и сольные концерты в США. Ее сольные программы, аранжированные ее давним аккомпаниатором Дэвидом Гарви, обычно сочетали в себе арии Генделя или арию , Лидер Шумана античную и Йозефа Маркса , а также одну или две оперные арии. французскими мелодиями , группой американских авторских песен Барбера, Неда Рорема и Ли Хойби , а также спиричуэлс. Ей нравилось заканчивать свои выходы на бис песней This Little Light of Mine , которая, по ее словам, была любимым духовным произведением ее матери. [ нужна ссылка ]

Леонтайн Прайс исполнила «Марсельезу» под Триумфальной аркой в ​​Париже 14 июля 1989 года. Это выступление было частью празднования двухсотлетия Французской революции. [ нужна ссылка ]

Со временем голос Прайса стал темнее и тяжелее, но верхний регистр держался необычайно хорошо, и ее убежденность и чистый восторг от пения всегда выливались в свет рампы. 19 ноября 1997 года она дала сольный концерт в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, который стал ее последним необъявленным концертом. [27]

В более поздние годы Прайс давала мастер-классы в Джульярдской и других школах. В 1997 году по предложению RCA Victor она написала детскую книжную версию « Аиды» , которая стала основой для популярного бродвейского мюзикла Элтона Джона и Тима Райса в 2000 году. [28]

Прайс избегала термина «афроамериканка», предпочитая называть себя американкой или даже «американкой-шовинисткой». [ нужна ссылка ] Она резюмировала свою философию так: «Если вы собираетесь думать о черном, думайте об этом позитивно. Не думайте об этом свысока и не думайте, что это что-то мешает вам. И так, когда вы действительно хотите растянуться. и расскажите, как прекрасен черный цвет, и все вас услышат». [29]

30 сентября 2001 г. [9] В возрасте 74 лет Прайсу предложили выйти из отставки, чтобы спеть на мемориальном концерте в Карнеги-холле в память жертв терактов 11 сентября . Вместе с Левином за фортепиано она спела свою любимую спиритуал « This Little Light of Mine » без аккомпанемента », за которой последовала « God Bless America , завершив ее яркой, легкой высокой си-бемолью. [30]

В 2017 году, в возрасте 90 лет, Прайс появился в документальном фильме Сьюзан Фремке «Оперный театр » об открытии нового Метрополитен-опера в Линкольн-центре в 1966 году. [31]

Среди ее многочисленных наград и наград - Президентская медаль Свободы (1964 г.), Медаль Спингарн (1965 г.), [20] [32] ( Награды Центра Кеннеди 1980 г.), Национальная медаль искусств (1985 г.), Премия «Золотая тарелка» Американской академии достижений (1986 г.), [33] многочисленные почетные степени и 13 премий Грэмми за оперные и песенные концерты, полные оперы, а также премию за заслуги перед жизнью - больше, чем любой другой классический певец. [34] В октябре 2008 года она была среди первых лауреатов Оперной награды Национального фонда искусств . В 2019 году Леонтин Прайс была удостоена звания почетного доктора Бостонской консерватории в Беркли . [35]

Большая часть коммерческих записей Прайса была сделана RCA Victor Red Seal Верди и включает три полные записи «Трубадура» (последняя для EMI ), две «Силы судьбы» , две «Аиды» » Верди , две «Реквиема Пуччини. , две «Тоски» и по одному из опер « Эрнани» и «Бал-маскарад» Верди » Бизе , «Кармен Пуччини , «Мадам Баттерфляй» и «Табарро» Моцарта , «Так все веют» и «Дон Жуан» » Р. Штрауса (в роли Донны Эльвиры), а также «Ариадна на Наксосе , ее последняя полная запись оперы. . Она также записала диск с отрывками из «Порги и Бесс» с Уильямом Уорфилдом в роли Порги под управлением Скитча Хендерсона , а Прайс пел музыку всех трех женщин.

Ее самый популярный сборник арий - ее первый, под названием «Леонтин Прайс» , сборник арий Верди и Пуччини, выпущенный RCA Victor в 1961 году и часто называемый «Голубым альбомом» из-за его светло-голубой обложки. Он постоянно издается и доступен на компакт-дисках и SACD. Не менее стойким является альбом рождественской музыки, который она записала в 1961 году с Караяном и Венским филармоническим оркестром.

Ее пять альбомов «Прима Донна», записанные с 1965 по 1979 год, представляют собой исключительный обзор оперных арий для сопрано, в основном из ролей, которые Прайс никогда не исполнял на сцене. Они доступны в коробочном наборе ее полных концертных альбомов RCA. Она также записала два альбома арий Рихарда Штрауса, альбом французских и немецких авторских песен, альбом песен Шумана, два альбома спиричуэлс, единственный кроссоверный диск "Right as the Rain" с Андре Превеном и альбом патриотических песен. песни « Боже, благослови Америку» . Барбера Ее записи «Песен отшельника» , сцен из «Антония и Клеопатры» и «Ноксвилл: Лето 1915 года » были собраны на компакт-диске «Leontyne Price Sings Barber» .

В конце своей карьеры она записала альбом песен Шуберта и Штрауса для EMI, а для Decca/London - альбом арий Верди с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Мехты.

В 1996 году RCA выпустила ограниченный тираж коробочной коллекции записей Прайса на 11 компакт-дисках с сопроводительной книгой под названием The Essential Leontyne Price .

Тем временем на компакт-дисках были выпущены архивные записи нескольких важных живых выступлений. Deutsche Grammophon выпустил в Зальцбурге исполнения «Торжественной мессы» (1959) и «Трубадура» (1962), оба под управлением Караяна. В 2002 году RCA выпустила давно отложенную кассету с ее дебютным сольным концертом в Карнеги-холле 1965 года из серии «Rediscoveries». » Брамса В него входит редкое исполнение « Цигеунерлидер . В 2005 году на Bridge был выпущен полный концерт Библиотеки Конгресса с Сэмюэлем Барбером, который включает в себя ее единственное записанное исполнение « La Voyante » Анри Соге , а также песни Пуленка и мировую премьеру « Песен отшельника » Барбера . Трансляция 1952 года берлинского исполнения «Порги и Бесс» с Прайсом и Уорфилдом была обнаружена в архивах немецкого радио и выпущена на компакт-диске.

В 2011 году Sony запустила серию исторических прямых трансляций из Метрополитена с «Трубадуром» (1961) и «Тоской» (1962), как с Прайсом, так и с Корелли, а в следующем году добавила « Эрнани» (1962) с Прайсом и Карло Бергонци . В 2017 году трансляция «Аида» (1967) с Бергонци и Бамбри была выпущена отдельно и в коробочном наборе живых выступлений первого сезона компании в Линкольн-центре. В комплект входит премьера спектакля «Антоний и Клеопатра» .

Главные роли в репертуаре Прайса, никогда не записывавшиеся в полных комплектах, — Лю в «Турандот» Пуччини и Донна Анна в «Дон Жуане» . Для этого доступны живые выступления. Зальцбургские исполнения Прайсом «Дон Жуана» в 1960 и 1961 годах, а также исполнение Прайсом «Дон Жуана» в Вене в 1963 году (с Фрицем Вундерлихом), все три под управлением Караяна, доступны на компакт-диске. Ее Лю можно услышать в живом исполнении Турандот из Вены 1961 года на компакт-диске.

В 1970-е годы RCA сократила запись опер и сольных концертов, и большая часть сольного репертуара Прайса осталась незаписанной, включая песни Рахманинова, Пуленка, Респиги, Барбера, Ли Хойби и Неда Рорема. трансляция премьеры 1956 года цикла песен Джона Ла Монтена «Песни розы Шарона» На YouTube была найдена и размещена , написанного для сопрано и оркестра.

Среди недавних открытий - исполнение «Фальстафа» в Джульярдском клубе 1952 года , сольный концерт в Джульярдской школе 1951 года и еще один сольный концерт, данный в Джульярдской школе в 1955 году, в первый год концертной деятельности Прайса. (Концерт 1951 года включает ее единственную запись «Шехерезады» Равеля в сопровождении фортепиано.) Все три были доступны на YouTube. Кинескопы выступлений оперного театра NBC заперты в хранилищах NBC и никогда не выпускались на дисках или видеокассетах.

Дискография

[ редактировать ]

Видеосъемка

[ редактировать ]

В «Великой традиции» , истории оперных записей 1974 года, британский критик Дж. Б. Стин пишет, что «из записей можно сделать вывод, что [Прайс] является лучшим интерпретатором Верди века». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Русское сопрано Галина Вишневская вспоминала, что исполнение Тоски Прайсом в 1963 году в Венской государственной опере «произвело у меня самое сильное впечатление, которое я когда-либо получал от оперы». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] В своей автобиографии 1983 года Пласидо Доминго пишет: «Сила и чувственность голоса Леонтины были феноменальными - самое красивое сопрано Верди, которое я когда-либо слышал». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Слева направо председатель NEA Дана Джоя награждает лауреатов первой степени лауреатов оперы Национального фонда искусств 2008 года: Прайса, Карлайла Флойда , Ричарда Гаддеса .

Сопрано Рене Флеминг , Кири Те Канава , Джесси Норман , Леона Митчелл , Барбара Бонни , Сондра Радвановски , меццо-сопрано Джанет Бейкер и Денис Грейвс , бас-баритон Хосе ван Дам и контртенор Дэвид Дэниелс говорили о Прайсе как о вдохновении. .

Джазовые музыканты тоже были впечатлены. Майлз Дэвис в книге «Майлз: Автобиография люблю ее как артистку. Мне нравится, как она поет . Я исчерпал ее запись, исчерпал два комплекта. » пишет: «Чувак, я Тоску но мне нравилось, как это делала Леонтайн, и я задавался вопросом, как бы она звучала, если бы пела джаз. Она должна быть источником вдохновения для каждого музыканта, черного или белого, я знаю, что она для меня». [37]

Были у нее и свои критики. В своей книге «Американская оперная певица » Питер Дж. Дэвис пишет, что Прайс обладала «потрясающим вокальным даром, который в значительной степени остался нереализованным», критикуя ее нежелание пробовать новые роли, ее «Тоску» за отсутствие «рабочего грудного регистра» и ее покойный Аидас за "парящую" вокальную линию. Другие критиковали ее отсутствие гибкости в колоратуре и ее случайные манеры, в том числе черпание или подъем на высокие ноты в стиле госпел. Караян отчитал ее за это во время репетиций «Трубадура» 1977 года , как рассказала сама Прайс в интервью «Дива журналу Хелены Матеопулос » . В более поздних записях и выступлениях она пела более чистой линией.

Ее игра за долгую карьеру тоже вызывала разные отклики. В роли Бесс ее хвалили за драматический огонь и чувственность, а записи первых выступлений NBC Opera демонстрируют привлекательное присутствие на камере. [ по мнению кого? ] В первые годы работы в Метрополитене ее часто хвалили за умение держаться на сцене, а также за вокальные данные.

В марте 2007 года в BBC Music Magazine списке «20 лучших сопрано всех времен» журнала , основанном на опросе 21 британского музыкального критика и ведущего BBC, Леонтайн Прайс заняла четвертое место после Марии Каллас, Джоан Сазерленд и Виктории де Лос Анжелес . [38]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Оксфордский центр афроамериканских исследований, 2006 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д WQXR-FM 2018 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Блит 2009 .
  4. ^ «Леонтайн Прайс» . www.grammy.com . Академия звукозаписи . Проверено 21 марта 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Рассказ 1990 , с. 103.
  6. ^ Jump up to: а б с Граммофон 2017 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рассказ 1990 , с. 105.
  8. ^ История 1990 , стр. 104–105.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Дрисколл и .
  10. ^ Чотцинов 1964 , с. 84.
  11. ^ Вайзенфельд, Джудит (1994). «Гарлем YWCA и светский город, 1904–1945». Журнал женской истории . 6 (3): 62–78. дои : 10.1353/jowh.2010.0312 . S2CID   145012982 .
  12. ^ Хьюм, Пол (12 марта 1978 г.). «Сезон Метрополитена» . Вашингтон Пост . Проверено 2 мая 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Блит 2002 .
  14. ^ Кач и Рименс 2012 , с. 4268.
  15. ^ Турман, Кира (2021). Поют как немцы: черные музыканты в стране Баха, Бетховена и Брамса . Итака: Издательство Корнельского университета . стр. 209–210. ISBN  9781501759840 .
  16. ^ «Журнал Time, Вехи, 21 мая 1973 г.» . Время . 21 мая 1973 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2008 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
  17. ^ «Леонтайн Прайс: Легендарная карьера в Метрополитене» . www.metopera.org . Проверено 25 января 2024 г.
  18. ^ «Сэмюэл Барбер в Библиотеке Конгресса» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 2 февраля 2024 г.
  19. ^ Шенберг, Гарольд К. (28 января 1961 г.). «Опера: Два дебюта в «Трубадоре» : Франко Корелли и мисс Прайс Херд» . Нью-Йорк Таймс . ПроКвест   115317071 . Проверено 7 сентября 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д Гирлянда 1985 года .
  21. ^ Нью-Йорк Таймс, 1961 год .
  22. ^ «Биография Леонтайн Прайс» . Афроцентрические голоса в «классической» музыке . 10 февраля 2016 г. . Проверено 10 сентября 2023 г.
  23. ^ Роквелл, Джон (19 февраля 1979 г.). Метрополитена «Опера: Ариадна наконец выходит на сцену» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 декабря 2023 г.
  24. Великие выступления – Великие моменты в Met: Выбор зрителя. Архивировано 30 июня 2012 года в Wayback Machine . ККЭД. Расшифровка. Вышел в эфир в субботу, 26 декабря 2009 г. Проверено 21 февраля 2011 г.
  25. ^ Jump up to: а б Хенахан, Донал (4 января 1985 г.). «Опера: последнее выступление Леонтины Прайса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2011 г.
  26. ^ Уолш, Майкл; Ньюман, Нэнси (14 января 1985 г.). «Музыка: Какая цена славы, Леонтина!» . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 29 октября 2010 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
  27. ^ «Прайс, Леонтайн» . Энциклопедия Миссисипи . Проверено 18 мая 2022 г.
  28. ^ Витчел, Алекс (19 марта 2000 г.). «Театр. Аида, рожденная экстазами и взрывами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 мая 2021 г.
  29. ^ Рассказ 1990 , с. 114.
  30. ^ Энсон, Филип (30 сентября 2001 г.). «Карнеги-холл: концерт памяти» . Музыкальная сцена . Проверено 1 октября 2019 г.
  31. ^ Томмазини, Энтони (22 декабря 2017 г.). «Леонтайн Прайс, легендарная дива, стала кинозвездой в 90 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  32. ^ «Обладатели медали Спингарн: с 1915 года по сегодняшний день». Архивировано 7 июля 2010 года в Wayback Machine , NAACP . Проверено 18 сентября 2012 г.
  33. ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . www.achievement.org . Американская академия достижений .
  34. ^ «Леонтайн Прайс» . ГРЭММИ.com . 23 ноября 2020 г. . Проверено 24 ноября 2021 г.
  35. ^ Бостонская консерватория в Беркли в честь Саттон Фостер, Леонтайн Прайс
  36. ^ Мейер, Мишель (1 января 1989 г.). «Визажист дает советы чернокожим» . п. 36.
  37. ^ Майлз Дэвис, Труппа Куинси, Майлз: Автобиография , Саймон и Шустер, 1990. Страницы показаны с разрешения Саймона и Шустера. 2005. Проверено 15 марта 2011 г.
  38. Пресс-релиз журнала BBC Music Magazine , 13 марта 2007 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
Книги
Новости и энциклопедические статьи

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Книги
  • Сэр Рудольф Бинг, 5000 ночей в опере: Мемуары сэра Рудольфа Бинга (Doubleday, 1972).
  • Питер Дж. Дэвис, Американский оперный певец: жизнь и приключения великих певцов Америки в опере и концертах с 1825 года по настоящее время (Anchor, 1999).
  • Пласидо Доминго, Мои первые сорок лет (Альфред А. Кнопф, 1983).
  • Питер Дж. Дэвис, американский оперный певец (Doubleday, 1997).
  • Барбара Б. Хейман, Сэмюэл Барбер, Композитор и его музыка (Oxford University Press, 1992).
  • Хелена Матеополус, Дива: Сопрано и меццо-сопрано обсуждают свое искусство (Northeastern University Press, 1992).
  • Лаблан, Майкл Л. (1992). Современная черная биография. Профили международного сообщества чернокожих . Gale Research Inc. Детройт, Мичиган: ISBN  978-1-4144-3529-9 .
  • Лучано Паваротти с Уильямом Райтом, Паваротти, Моя собственная история (Doubleday, 1981), ISBN   978-0-385-15340-9
  • Лион, Хью Ли (2006). Леонтайн Прайс: Основные моменты Примадонны . Нью-Йорк: Выбор авторов.
  • Стивен Рубин, Новая встреча (Макмиллан, 1974).
  • Уинтроп Сарджант, Дивы (Кауард, Макканн, Геохеган, 1973).
  • Дж. Б. Стин, Великая традиция: семьдесят лет записанного пения (Timber Press, 1993).
  • Роберт Воган, Герберт фон Караян (WW Norton & Company, 1986).
  • Галина Вишневская, Галина, Русская история (Harvest/HBJ Book, 1985).
  • Уорд Плауден, Марта (2002). Знаменитые первые чернокожие женщины (2-е изд.). Гретна, Луизиана: Паб «Пеликан». компании ISBN  1-56554-197-9 .
  • Уильям Уорфилд с Элтоном Миллером, Уильям Уорфилд: Моя музыка и моя жизнь (Sagamore Publishing, 1991).
Статьи
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c84731769e27cc2ea74e8011e38fbbc4__1718517960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/c4/c84731769e27cc2ea74e8011e38fbbc4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leontyne Price - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)