Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд | |
---|---|
Рожденный | Элла Джейн Фицджеральд 25 апреля 1917 г. Ньюпорт-Ньюс , Вирджиния , США |
Умер | 15 июня 1996 г. | (79 лет)
Место захоронения | Кладбище Инглвуд-Парк |
Занятие | Певица |
Супруги |
|
Дети | Рэй Браун мл. |
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Инструмент(ы) | Вокал |
Дискография | Дискография Эллы Фицджеральд |
Годы активности | 1934-1993 |
Этикетки | |
Веб-сайт | Эллафицджеральд |
Элла Джейн Фицджеральд (25 апреля 1917 — 15 июня 1996) — американская джазовая певица , которую иногда называют «Первой леди песни», «Королевой джаза» и «Леди Эллой». Она была известна своей чистотой тона, безупречной дикцией , фразировкой, ритмом, интонацией , а также «роговой» импровизацией, особенно в ее скат-пении .
После бурного подросткового возраста Фицджеральд обрел стабильность в музыкальном успехе с оркестром Чика Уэбба , выступавшим по всей стране, но чаще всего связанным с бальным залом Savoy в Гарлеме . Ее исполнение детского стишка « A-Tisket, A-Tasket » помогло ей и Уэббу добиться национальной известности. Возглавив группу после смерти Уэбба, Фицджеральд оставила ее в 1942 году, чтобы начать сольную карьеру. Ее менеджером был Мо Гейл, сооснователь отеля Savoy. [1] пока она не передала остаток своей карьеры Норману Гранцу , который основал Verve Records для производства новых пластинок Фицджеральда. С Verve она записала некоторые из своих наиболее известных произведений, особенно интерпретации Великого американского песенника .
Фицджеральд также появлялся в кино и в качестве гостя популярных телешоу второй половины ХХ века. Помимо сольной карьеры, она создавала музыку с Луи Армстронгом , Дюком Эллингтоном и The Ink Spots . В результате этого партнерства были созданы такие песни, как « Dream a Little Dream of Me », « Cheek to Cheek », « Into Every Life Some Rain Must Fall » и « It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing)» ". В 1993 году, после почти шестидесятилетней карьеры, она дала свое последнее публичное выступление. Три года спустя она умерла в возрасте 79 лет после многих лет ухудшения здоровья. Ее награды включали 14 премий Грэмми , Национальную медаль искусств , NAACP первую президентскую премию и Президентскую медаль свободы .
Ранняя жизнь [ править ]
Фицджеральд родился 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюсе , штат Вирджиния. [2] Она была дочерью Уильяма Фицджеральда и Темперанс «Темпи» Генри, которые были названы мулатами . по переписи 1920 года [3] Ее родители не были женаты, но жили вместе в районе Ист-Энд Ньюпорт-Ньюса. [4] в течение как минимум двух с половиной лет после ее рождения. В начале 1920-х годов мать Фицджеральда и ее новый партнер, португальский иммигрант по имени Жозеф да Силва, [3] переехал в Йонкерс , в округе Вестчестер , штат Нью-Йорк . [3] Ее сводная сестра Фрэнсис да Силва родилась в 1923 году. [5] К 1925 году Фицджеральд и ее семья переехали на соседнюю Скул-стрит, бедный итальянский район. [5] Она начала свое формальное образование в возрасте шести лет и была выдающейся ученицей, посещая различные школы, прежде чем в 1929 году поступила в неполную среднюю школу Бенджамина Франклина. [6]
Она и ее семья были методистами и были активными членами Африканской методистской епископальной церкви « Вифания» , где она посещала богослужения, изучение Библии и воскресную школу. [7] Церковь дала Фицджеральд ее самый ранний опыт в музыке. [8] Начиная с третьего класса, Фицджеральд любил танцы и восхищался Эрлом Снейкхипсом Такером . Она выступала перед сверстниками по дороге в школу и во время обеда. [7]
Фицджеральд слушал джазовые записи Луи Армстронга , Бинга Кросби и The Boswell Sisters . Она любила солистку группы Boswell Sisters Конни Босуэлл , позже она сказала: «Моя мать принесла домой одну из ее пластинок, и я влюбилась в нее… Я так старалась звучать так же, как она». [9]
В 1932 году, когда Фицджеральд было 15 лет, ее мать умерла от травм, полученных в автокатастрофе. [10] Отчим Фицджеральда заботился о ней до апреля 1933 года, когда она переехала в Гарлем, чтобы жить со своей тетей. [11] Это, казалось бы, быстрое изменение ее обстоятельств, подкрепленное тем, что биограф Фицджеральда Стюарт Николсон называет слухами о «жестоком обращении» со стороны ее отчима, заставляет его предполагать, что да Силва мог оскорбить ее. [11]
Фицджеральд начала пропускать школу, и ее оценки ухудшились. Она работала наблюдателем в борделе , связанным с мафией и работала продавцом номеров . [12] Она никогда в жизни не говорила публично об этом периоде. [13] Когда власти поймали ее, ее поместили в приют для цветных сирот в Ривердейле в Бронксе . [14] Когда приют оказался слишком переполнен, ее перевели в Нью-Йоркскую школу для девочек , государственную исправительную школу в Гудзоне, штат Нью-Йорк. [14]
карьера Ранняя
Хотя она, кажется, выжила в 1933 и 1934 годах отчасти благодаря пению на улицах Гарлема , Фицджеральд дебютировала в возрасте 17 лет, 21 ноября 1934 года, на одном из первых любительских вечеров в театре «Аполло» . [15] [16] Она собиралась выйти на сцену и танцевать, но была напугана местным танцевальным дуэтом «Сестры Эдвардс» и вместо этого решила петь. [16] [17] Выступая в стиле Конни Босуэлл , она спела «Джуди» и «Объект моей любви» и получила первую премию. [18] Она выиграла возможность выступать в «Аполлоне» неделю, но, видимо, из-за ее растрепанного вида, театр так и не дал ей этой части приза. [19]
В январе 1935 года Фицджеральд выиграл шанс выступить в течение недели с группой Tiny Bradshaw в Гарлемском оперном театре . [15] познакомил ее с барабанщиком и руководителем группы Чиком Уэббом Позже в том же году Барду Али . [20] Хотя «неохотно подписывал с ней контракт... потому что она была неуклюжей и неопрятной, «необработанный алмаз»» [9] после некоторых убеждений Али Уэбб предложил ей возможность попробовать себя с его группой на танцах в Йельском университете . [15]
Встретив одобрение как публики, так и ее коллег-музыкантов, Фицджеральд была приглашена присоединиться к оркестру Уэбба и получила признание в рамках выступлений группы в бальном зале Savoy в Гарлеме . [15] Фицджеральд записал несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и « (If You Can't Sing It) You'll Have to Swing It (Mr. Paganini) ». [15] Но именно ее версия детского стишка 1938 года « A-Tisket, A-Tasket », песни, которую она написала в соавторстве, принесла ей общественное признание. "A-Tisket, A-Tasket" стал большим хитом на радио, а также стал одной из самых продаваемых пластинок десятилетия. [17] [21]
Уэбб умер от туберкулеза позвоночника 16 июня 1939 года. [22] и его группа была переименована в «Элла Фицджеральд и ее знаменитый оркестр», а Фицджеральд взял на себя роль руководителя группы. [23] Элла и группа записывались для Decca и выступали в Roseland Ballroom , где получили национальную известность в NBC радиопередачах .
В период с 1935 по 1942 год она записала около 150 песен с оркестром Уэбба. Помимо работы с Уэббом, Фицджеральд выступала и записывалась с оркестром Бенни Гудмана. У нее также был свой побочный проект, известный как «Элла Фицджеральд и ее савойская восьмерка». [24]
Декка годы [ править ]
В 1942 году, когда в группе Фицджеральда «Элла Фицджеральд и ее знаменитый оркестр» росли разногласия и проблемы с деньгами, она начала работать солисткой в The Three Keys, а в июле ее группа отыграла свой последний концерт в Earl Theater в Филадельфии. [25] [26] Во время работы на Decca Records у нее были хиты с Bill Kenny & the Ink Spots . [27] Луис Джордан , [28] и Delta Rhythm Boys . [29] Продюсер Норман Гранц стал ее менеджером в середине 1940-х годов, после того как она начала петь в серии концертов «Джаз в филармонии» , начатой Гранцем.
С закатом эпохи свинга и упадком великих гастролирующих биг-бэндов в джазовой музыке произошли серьезные изменения. Появление бибопа привело к новому развитию вокального стиля Фицджеральд под влиянием ее работы с Диззи Гиллеспи биг-бэндом . Именно в этот период Фицджеральд начала включать скат-пение в основную часть своего исполнительского репертуара. Во время пения с Гиллеспи Фицджеральд вспоминал: «Я просто пытался делать [своим голосом] то, что слышал, как делают духовые инструменты в группе». [18]
Ее скат-запись 1945 года " Flying Home " в аранжировке Вика Шона позже будет описана The New York Times как "одна из самых влиятельных вокально-джазовых пластинок десятилетия... Там, где другие певцы, в первую очередь Луи Армстронг, пытались подобной импровизации, никто до мисс Фицджеральд не использовал эту технику с такой поразительной изобретательностью». [9] Ее бибоп-запись « Oh, Lady Be Good! » (1947) пользовалась такой же популярностью и укрепила ее репутацию как одной из ведущих джазовых вокалисток. [30]
Воодушевляющие годы [ править ]
Фицджеральд совершила свой первый тур по Австралии в июле 1954 года вместе с проживающим в Австралии американским промоутером Ли Гордоном . [31] Это был первый из знаменитых промоушенов Гордона «Большое шоу», и в «пакетный» тур также входили Бадди Рич , Арти Шоу и комик Джерри Колонна .
Хотя тур имел большой успех у публики и установил новый рекорд кассовых сборов в Австралии, он был омрачен инцидентом расовой дискриминации, из-за которого Фицджеральд пропустил первые два концерта в Сиднее , а Гордону пришлось организовать два последующих бесплатных концерта, чтобы компенсировать владельцам билетов. Хотя четыре члена окружения Фицджеральд – Фицджеральд, ее пианист Джон Льюис , ее помощница (и двоюродная сестра) Джорджиана Генри и менеджер Норман Гранц – все имели билеты первого класса на регулярный рейс Pan American Airlines из Гонолулу в Австралию, они были им было приказано покинуть самолет после того, как они уже поднялись на борт, и им было отказано в разрешении повторно сесть в самолет, чтобы забрать свой багаж и одежду. В результате они застряли в Гонолулу на три дня, прежде чем смогли успеть на другой рейс в Сидней. Хотя в сообщении современной австралийской прессы [32] цитируя представителя австралийской Pan Am, который отрицал, что инцидент был основан на расовой почве, Фицджеральд, Генри, Льюис и Гранц подали гражданский иск о расовой дискриминации против Pan Am в декабре 1954 года. [33] и в телеинтервью 1970 года Фицджеральд подтвердила, что они выиграли иск и получили то, что она назвала «хорошим урегулированием». [34]
К 1955 году Фицджеральд все еще выступала на концертах Granz's Jazz at the Philharmonic (JATP). Она покинула Decca, и Гранц, теперь ее менеджер, создал Verve Records вокруг нее . Позже она описала этот период как стратегически важный, сказав: «Я дошла до того, что пела только би-боп. Я думала, что би-боп — это «то самое», и что все, что мне нужно было сделать, это пойти куда-нибудь и спеть боп. Но в конце концов дошло до того, что мне негде было петь. Тогда я понял, что музыка — это нечто большее, чем просто боп… Норман почувствовал, что мне следует заняться другими делами, поэтому он продюсировал « Эллу Фицджеральд поет Коула Портера». Сборник песен со мной. Это был поворотный момент в моей жизни». [9]
15 марта 1955 года Элла Фицджеральд открыла свою первую помолвку в ночном клубе Mocambo в Голливуде. [35] [36] после того, как Мэрилин Монро лоббировала владельца для бронирования. [37] Это бронирование сыграло важную роль в карьере Фицджеральда. Бонни Грир инсценировала этот инцидент в музыкальной драме « Мэрилин и Элла » в 2008 году. Ранее широко сообщалось, что Фицджеральд был первым чернокожим исполнителем, сыгравшим мокамбо, после вмешательства Монро, но это неправда. Афро-американские певцы Херб Джеффрис , [38] Эрта Китт , [39] и Джойс Брайант [40] все играли на Мокамбо в 1952 и 1953 годах, согласно историям, опубликованным в то время в журналах Jet и Billboard .
Элла Фицджеральд поет сборник песен Коула Портера , выпущенный в 1956 году, был первым из восьми сборников песенников, которые Фицджеральд записывал для Verve через нерегулярные промежутки времени с 1956 по 1964 год. Композиторы и авторы текстов, представленные в каждом сборнике, вместе взятые, представляют наибольшую часть. культурного канона, известного как « Великий американский песенник» . Выбор ее песен варьировался от стандартных до раритетных и представлял собой попытку Фицджеральда выйти на неджазовую аудиторию. Эти наборы являются наиболее известными предметами в ее дискографии, и к 1956 году записи Фицджеральда были представлены на национальном уровне Беном Селвином в библиотеке транскрипции RCA Thesaurus . [41]
«Элла Фицджеральд поет песенник Дюка Эллингтона» был единственным сборником песен, в котором композитор, которого она интерпретировала, играл вместе с ней. Дюк Эллингтон и его давний соратник Билли Стрейхорн появились ровно на половине 38 треков сета и написали два новых музыкальных произведения для альбома: «The E and D Blues» и четырехчастный музыкальный портрет Фицджеральда. Серия «Песенник» в конечном итоге стала самой признанной критиками и коммерчески успешной работой певицы и, вероятно, ее самым значительным вкладом в американскую культуру. Газета New York Times писала в 1996 году: «Эти альбомы были одними из первых поп-альбомов, в которых такое серьезное внимание уделялось отдельным авторам песен, и они сыграли важную роль в превращении поп-альбома в средство серьезных музыкальных исследований». [9]
Через несколько дней после смерти Фицджеральда The New York Times обозреватель Фрэнк Рич написал, что в серии «Сборника песен» Фицджеральд «совершил культурное событие, столь же экстраординарное, как одновременная интеграция Элвисом белой и афроамериканской души. Вот чернокожая женщина, популяризирующая городские песни, часто написанные евреями-иммигрантами для национальной аудитории, состоящей преимущественно из белых христиан». [12] Фрэнк Синатра из уважения к Фицджеральду запретил Capitol Records таким же образом переиздавать собственные записи в отдельных альбомах для отдельных композиторов. [ нужна ссылка ]
Фицджеральд также записал альбомы, посвященные исключительно песням Портера и Гершвина, в 1972 и 1983 годах; это альбомы соответственно «Ella Loves Cole» и «Nice Work If You Can Get It» . Более поздний сборник, посвященный одному композитору, был выпущен во время ее работы на Pablo Records , Элла Абраса Жобим , в который вошли песни Антонио Карлоса Жобима .
Записывая сборники песен и время от времени студийные альбомы, Фицджеральд гастролировал от 40 до 45 недель в году по Соединенным Штатам и по всему миру под руководством Нормана Гранца. Гранц помогла укрепить свою позицию одной из ведущих исполнительниц живого джаза. [9] В 1961 году Фицджеральд купила дом в районе Клампенборг Копенгагена, Дания, после того как у нее завязались отношения с датчанином. Хотя отношения закончились через год, Фицджеральд регулярно возвращался в Данию в течение следующих трех лет и даже подумывал о покупке там джаз-клуба. Дом был продан в 1963 году, и Фицджеральд навсегда вернулся в США. [42]
На Verve есть несколько концертных альбомов, которые высоко оцениваются критиками. В Оперном театре показывают типичный джазовый сет в филармонии от Фицджеральда. «Элла в Риме» и «Двенадцать ночей в Голливуде» демонстрируют свой вокальный джазовый канон. Альбом «Элла в Берлине» до сих пор остается одним из ее самых продаваемых альбомов; он включает в себя исполнение песни " Mack the Knife ", получившее премию Грэмми, в котором она забывает текст, но в качестве компенсации импровизирует.
Verve Records была продана MGM в 1960 году за 3 миллиона долларов, а в 1967 году MGM не смогла продлить контракт с Фицджеральдом. В течение следующих пяти лет она порхала между Атлантикой , Капитолием и Репризой . Ее материал в то время представлял собой отход от ее типичного джазового репертуара. Для Capitol она записала Brighten the Corner , альбом гимнов , Ella Fitzgerald's Christmas , альбом традиционных рождественских гимнов , Misty Blue , альбом с элементами кантри и вестерна , и 30 by Ella , серию из шести попурри, которые выполнили ее обязательства перед этикетка. В этот период у нее появился последний сингл в чартах США с кавером на песню Смоки Робинсона « Get Ready », ранее ставшую хитом группы Temptations , а несколько месяцев спустя вошедшей в пятерку лучших хитов группы Rare Earth .
Неожиданный успех альбома 1972 года Jazz at Santa Monica Civic '72 побудил Гранца основать Pablo Records , его первый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записал для лейбла около 20 альбомов. Элла в Лондоне, записанная вживую в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом, басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, многие считали ее одной из лучших работ. В следующем году она снова выступила с Джо Пассом на немецком телеканале NDR в Гамбурге . Годы работы с Pablo Records также зафиксировали снижение ее голоса. «Она часто использовала более короткие, резкие фразы, а ее голос был жестче, с более широким вибрато», - писал один биограф. [43] Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд сделала свою последнюю запись в 1991 году, а последние публичные выступления - в 1993 году. [44]
Кино и телевидение [ править ]
Фицджеральд сыграла роль певицы Мэгги Джексон в джазовом фильме Джека Уэбба 1955 года «Блюз Пита Келли» . [45] В фильме снимались Джанет Ли и певица Пегги Ли . [46] Несмотря на то, что она уже работала в кино (она спела две песни в Эбботта и Костелло фильме 1942 года «Ride 'Em Cowboy ») [47] она была «рада», когда Норман Гранц договорился о роли для нее, и «в то время ... считала ее роль в фильме Warner Brothers самым большим событием, которое когда-либо с ней случалось». [43] В обзоре фильма, опубликованного в газете «Нью-Йорк Таймс» , когда он открылся в августе 1955 года, рецензент написал: «Примерно пять минут (из девяноста пяти) позволяют предположить, какой могла бы быть картина. Возьмите гениальный пролог… [или] возьмите мимолетные сцены, когда чудесная Элла Фицджеральд, отведенная на несколько разговорных строк, заполняет экран и звуковую дорожку своим сильным подвижным лицом и голосом». [48]
После «Блюза» Пита Келли она появлялась в эпизодических камео в фильмах «Сент-Луисский блюз» (1958). [49] и «Пусть никто не напишет мою эпитафию» (1960). [50]
Она неоднократно появлялась в качестве гостя на телешоу, пела на Шоу Фрэнка Синатры , Шоу Кэрол Бернетт , Шоу Энди Уильямса , Шоу-рум Пэта Буна Chevy и вместе с другими великими людьми Нэтом Кингом Коулом , Дином Мартином , Мелом Торме и многие другие. Она также часто появлялась на шоу Эда Салливана . Возможно, ее самым необычным и интригующим исполнением была песня «Три служанки» из Гилберта и Салливана комической оперетты «Микадо» вместе с Джоан Сазерленд и Диной Шор в еженедельном эстрадном сериале Шора в 1963 году. Выступление в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне было снято и показано на BBC. Фицджеральд также однажды появился вместе с Сарой Воан и Перл Бэйли в телевизионном специальном выпуске 1979 года в честь Бэйли. В 1980 году она исполнила попурри из стандартов в дуэте с Карен Карпентер в телевизионном специальном выпуске Carpenters « Музыка, музыка, музыка» . [51]
Фицджеральд также появлялся в телевизионной рекламе, в том числе в рекламе Memorex . [52] В рекламе она спела ноту, которая разбила стекло во время записи на кассету Memorex. [53] Запись прокрутили, и запись тоже разбила еще одно стекло, спросив: «Это концерт или Memorex?» [53] Она также появилась в ряде рекламных роликов Kentucky Fried Chicken , напевая и исполняя давний слоган сети ресторанов быстрого питания: «Мы готовим курицу правильно!» [54] Ее последняя коммерческая кампания была для American Express , в которой она была сфотографирована Энни Лейбовиц . [55]
Элла Фицджеральд «Только одна из тех вещей» — фильм о ее жизни, включающий интервью со многими известными певцами и музыкантами, работавшими с ней и ее сыном. Режиссер Лесли Вудхед, продюсер Реджи Надельсон. Он был выпущен в Великобритании в 2019 году. [56]
Сотрудничество [ править ]
Наиболее известное сотрудничество Фицджеральда было с вокальным квартетом Bill Kenny & the Ink Spots , трубачом Луи Армстронгом , гитаристом Джо Пассом и руководителями оркестра Каунтом Бэйси и Дюком Эллингтоном .
- С 1943 по 1950 год Фицджеральд записал семь песен с группой Ink Spots при участии Билла Кенни. Из семи песен четыре достигли вершин поп-чартов, в том числе « I’m Making Believe » и « Into Every Life Some Rain Must Fall », которые оба достигли первого места.
- Фицджеральд записал три студийных альбома Verve с Луи Армстронгом, два альбома стандартов ( Ella and Louis 1957 года 1956 года и Ella and Louis Again ), а в третий альбом вошла музыка из Гершвина оперы «Порги и Бесс» . Фицджеральд также записал несколько партий с Армстронгом для Decca в начале 1950-х годов.
- Фицджеральд иногда называют типичной свинг-певицей, а ее встречи с графом Бэйси высоко оцениваются критиками. Фицджеральд присутствует в одном треке из альбома Бэйси 1957 года One O'Clock Jump , а в ее альбоме 1963 года Ella and Basie! помнят как одну из ее величайших записей. Благодаря тому, что группа Бэйси «Новый Завет» была в полном разгаре, а аранжировки написал молодой Куинси Джонс , этот альбом стал передышкой от записей «Сборника песен» и постоянных гастролей, в которых Фицджеральд участвовал в этот период. Фицджеральд и Бэйси также сотрудничали над альбомом 1972 года Jazz at Santa Monica Civic '72 и над альбомами 1979 года Digital III в Монтрё , A Classy Pair и A Perfect Match .
- К концу карьеры Фицджеральда Фицджеральд и Джо Пасс вместе записали четыре альбома. Она записала несколько альбомов под аккомпанемент фортепиано, но гитара оказалась для нее идеальным мелодичным фоном. Фицджеральд и Пасс вместе появились на альбомах Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass... Again (1976).
- Фицджеральд и Дюк Эллингтон записали два концертных и два студийных альбома. Ее Сборник песен Дюка Эллингтона прочно поместил Эллингтона в канон, известный как Великий американский песенник, а в 1960-е годы Фицджеральд и «Герцог» встретились на Лазурном берегу для записи альбома 1966 года «Элла и Дюк на Лазурном берегу» , и в Швеции на Стокгольмском концерте, 1966 год . Их альбом 1965 года «Ella at Duke's Place» также был очень хорошо принят.
За свою долгую карьеру у Фицджеральд было несколько известных джазовых музыкантов и солистов. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис и пианисты Томми Фланаган, Оскар Петерсон , Лу Леви , Пол Смит , Джимми Роулз и Эллис Ларкинс работали с Фицджеральдом в основном вживую, в небольших группах.
Болезнь и смерть [ править ]
В течение нескольких лет ее дальнейшей жизни Фицджеральд болела диабетом , что привело к многочисленным осложнениям . [9] В 1985 году Фицджеральд был ненадолго госпитализирован из-за проблем с дыханием. [57] в 1986 году по поводу застойной сердечной недостаточности , [58] и в 1990 году из-за истощения. [59] В марте 1990 года она выступила в Королевском Альберт-холле в Лондоне, Англия, с оркестром графа Бэйси на презентации Jazz FM , а также на гала-ужине в отеле Grosvenor House , на котором она выступила. [60] В 1993 году ей пришлось ампутировать обе ноги ниже колена из-за последствий диабета. [61] Ее зрение также пострадало. [9]
Она умерла в своем доме от инсульта 15 июня 1996 года в возрасте 79 лет. [9] Через несколько часов после ее смерти джазовый фестиваль Playboy стартовал в Hollywood Bowl . В знак уважения к шатру было написано: «Элла, мы будем скучать по тебе». [62] Ее похороны были частными. [62] и она была похоронена на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, Калифорния. [63]
Личная жизнь [ править ]
Фицджеральд была замужем как минимум дважды, и есть свидетельства того, что она могла выйти замуж в третий раз. Ее первый брак был заключен в 1941 году с Бенни Корнегеем, осужденным торговцем наркотиками и местным докером. Брак был расторгнут в 1942 году. [64] знаменитым басистом Ее второй брак был заключен в декабре 1947 года со Рэем Брауном , с которым она познакомилась во время турне с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного от сводной сестры Фицджеральда, Фрэнсис, которого они окрестили Рэем Брауном-младшим. Поскольку Фицджеральд и Браун часто были заняты гастролями и записью, ребенка в основном воспитывала тетя его матери, Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за различных карьерных трудностей, которые оба испытывали в то время, хотя они продолжали выступать вместе. [9]
В июле 1957 года агентство Reuters сообщило, что Фицджеральд тайно женился в Осло на Торе Эйнаре Ларсене, молодом норвежце . Она даже обустроила квартиру в Осло, но об этом деле быстро забыли, когда Ларсена приговорили к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег у молодой женщины, с которой он ранее был помолвлен. [65]
Фицджеральд был известен своей застенчивостью. Трубач , вспоминал , Марио Бауза , игравший за Фицджеральдом в первые годы ее жизни с Чиком Уэббом что «она мало тусовалась. Когда она попала в группу, она посвятила себя своей музыке... Она была одинокой девушкой в обществе. Нью-Йорк просто держалась особняком ради концерта». [43] Когда позже в ее карьере Общество певцов назвало в ее честь награду, Фицджеральд объяснила: «Я не хочу говорить что-то не то, что я всегда делаю, но думаю, что пою у меня получается лучше». [18]
С 1949 по 1956 год Фицджеральд проживала в районе Сент-Олбанс в Квинсе, штат Нью-Йорк , анклаве процветающих афроамериканцев, где она числилась среди своих соседей Иллинойса Жаке , Каунта Бэйси , Лены Хорн и других светил джаза. [66]
Фицджеральд была борцом за гражданские права и использовала свой талант для преодоления расовых барьеров по всей стране. Она была награждена премией Национальной ассоциации содействия равному правосудию и Американской премией за достижения чернокожих. [67] В 1949 году Норман Гранц пригласил Фицджеральда для участия в туре «Джаз в филармонии» . [68] Тур «Джаз в филармонии» будет ориентирован на отдельные площадки. Гранц требовал, чтобы промоутеры следили за тем, чтобы не было «цветных» или «белых» мест. Он гарантировал, что Фицджеральд получит равную оплату и жилье независимо от ее пола и расы. Если условия не выполнялись, выступления отменялись. [69]
Билл Рид, автор книги « Горячо из Гарлема: двенадцать афроамериканских артистов» , называла Фицджеральд «борцом за гражданские права», сталкивавшимся с дискриминацией на протяжении всей своей карьеры. [70] В 1954 году по пути на один из своих концертов в Австралии она не смогла сесть на рейс Pan American из-за расовой дискриминации. [71] Хотя она столкнулась с рядом препятствий и расовых барьеров, она была признана «послом культуры», получив Национальную медаль искусств в 1987 году и высшую невоенную награду Америки - Президентскую медаль свободы. [69] [72]
В 1993 году Фицджеральд основал Благотворительный фонд Эллы Фицджеральд, специализирующийся на благотворительных грантах по четырем основным категориям: академические возможности для детей, музыкальное образование, базовый уход за менее удачливыми, медицинские исследования, посвященные диабету, болезням сердца и нарушениям зрения. [73] Ее целью было вернуть деньги и предоставить возможности тем, кто «находится в группе риска» и кому повезло меньше. Кроме того, она поддерживала несколько некоммерческих организаций, таких как Американская кардиологическая ассоциация , Город надежды и Фонд сетчатки . [74] [75] [76]
Дискография и сборники [ править ]
Основные коллекции средств массовой информации и памятных вещей Фицджеральда находятся в Смитсоновском институте и Библиотеке Конгресса США и совместно используются ими . [77]
Награды, почетные звания и почести [ править ]
Фицджеральд получил 13 премий Грэмми . [78] и получил премию Грэмми за заслуги перед жанром в 1967 году. [78]
В 1958 году Фицджеральд стала первой афроамериканкой, победившей на первом шоу. [78]
Другими крупными наградами и наградами, которые она получила за свою карьеру, были Почетная медаль Центра исполнительских искусств Кеннеди , Национальная медаль искусств , первая премия Общества певцов за заслуги перед жизнью (названная в ее честь «Элла»), Президентская медаль свободы . а также Премия Джорджа и Иры Гершвинов за выдающиеся музыкальные достижения, Весеннее пение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и медаль Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (1987). [79] На другом конце города в Университете Южной Калифорнии она получила премию USC «Magnum Opus», которая висит в офисе Благотворительного фонда Эллы Фицджеральд. В 1986 году она получила почетную степень доктора музыки Йельского университета. [80] В 1990 году она получила почётную степень доктора музыки Гарвардского университета . [81]
и наследие Дань уважения
История карьеры и архивные материалы за долгую карьеру Фицджеральд хранятся в Архивном центре Смитсоновского национального музея американской истории , а ее личные музыкальные аранжировки хранятся в Библиотеке Конгресса . Ее обширная коллекция кулинарных книг была передана в дар библиотеке Шлезингера Гарвардского университета , а ее обширная коллекция опубликованных нот была передана в дар Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе. Гарвард присвоил ей почетную степень в области музыки в 1990 году.
В 1997 году в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния, был организован недельный музыкальный фестиваль совместно с Университетом Кристофера Ньюпорта в честь Фицджеральд в ее родном городе.
Энн Хэмптон Каллауэй , Ди Ди Бриджуотер и Патти Остин записали альбомы в честь Фицджеральда. В альбоме Каллауэя To Ella with Love (1996) представлены 14 джазовых стандартов, ставших популярными благодаря Фицджеральду, а также в альбоме участвует трубач Уинтон Марсалис . В альбоме Бриджуотера Dear Ella (1997) приняли участие многие музыканты, которые были тесно связаны с Фицджеральд во время ее карьеры, в том числе пианист Лу Леви , трубач Бенни Пауэлл и второй муж Фицджеральд, контрабасист Рэй Браун. Следующий альбом Бриджуотера, Live at Yoshi's , был записан вживую 25 апреля 1998 года, в день 81-летия Фицджеральда.
В альбом Остина For Ella (2002) вошли 11 песен, которые больше всего ассоциируются с Фицджеральдом, а двенадцатая песня «Hearing Ella Sing» - это дань уважения Остина Фицджеральду. Альбом был номинирован на Грэмми . В 2007 году был выпущен We All Love Ella , трибьют-альбом, записанный к 90-летию Фицджеральда. В нем приняли участие такие артисты, как Майкл Бубле , Натали Коул , Чака Хан , Глэдис Найт , Дайана Кролл , kd lang , Куин Латифа , Ледиси , Дайан Ривз, Линда Ронштадт и Лизз Райт , сопоставив песни, которые чаще всего ассоциируются с «Первой леди песни». ". фолк-певицы Одетты Альбом To Ella (1998) посвящен Фицджеральд, но не содержит песен, связанных с ней. Ее аккомпаниатор Томми Флэнаган с любовью вспоминал Фицджеральда в своем альбоме « Lady be Good… For Ella » (1994).
« Ella, elle l'a », дань уважения Фицджеральду, написанная Мишелем Бергером и исполненная французской певицей Франс Галль , стала хитом в Европе в 1987 и 1988 годах. [82] Фицджеральд также упоминается в хите Стиви Уандера 1976 года « Sir Duke » из его альбома Songs in the Key of Life и в песне «I Lovebeing Here With You», написанной Пегги Ли и Биллом Шлюгером. Запись Синатры 1986 года " Mack the Knife " из его альбома LA Is My Lady (1984) включает в себя дань уважения некоторым предыдущим исполнителям песни, включая саму "Леди Эллу". Она также отмечена в песне «First Lady» канадской художницы Никки Янофски .
В 2008 году Центр культурных искусств Даунинг-Гросс в Ньюпорт-Ньюсе назвал свой новый театр на 276 мест Театром Эллы Фицджеральд. Театр расположен в нескольких кварталах от ее места рождения на Маршалл-авеню. На торжественном открытии (11 и 12 октября 2008 года) выступили Роберта Флэк и королева Эстер Марроу .
В 2012 году Род Стюарт исполнил «виртуальный дуэт» с Эллой Фицджеральд в своем рождественском альбоме « Merry Christmas, Baby » и в одноименном телевизионном выпуске. [83]
есть бронзовая скульптура Фицджеральд В Йонкерсе, городе, в котором она выросла, , созданная американским художником Винни Бэгвеллом. Он расположен к юго-востоку от главного входа на железнодорожную станцию Amtrak / Metro-North перед старым городским сараем для троллейбусов . Статуя находится на одной из 14 туристических остановок на Тропе афроамериканского наследия округа Вестчестер . Бюст Фицджеральда находится в кампусе Университета Чепмена в Ориндже, Калифорния. Эд Дуайт создал серию из более чем 70 бронзовых скульптур в Арочном музее Сент-Луиса по заказу Службы национальных парков; Серия «Джаз: американская форма искусства» изображает эволюцию джаза и включает в себя различных джазовых исполнителей, включая Фицджеральда. [84]
9 января 2007 года Почтовая служба США объявила, что Фицджеральд будет удостоена своей собственной почтовой марки. [52] Марка была выпущена в апреле 2007 года как часть серии «Черное наследие» Почтовой службы. [85]
В апреле 2013 года она была представлена в Google Doodle , изображающем ее выступление на сцене. Он отпраздновал ее 96-летие. [86] [87]
25 апреля 2017 года, в столетнюю годовщину со дня ее рождения, британское BBC Radio 2 транслировало три программы в рамках празднования «Эллы в 100 лет»: « Ночь Эллы Фицджеральд » , представленная Джейми Каллумом ; Вспоминая Эллу ; представлен Лео Грином ; и Элла Фицджеральд — Первая леди песни , представленная Петулой Кларк . [88]
В 2019 году «Элла Фицджеральд: Всего лишь одна из тех вещей» документальный фильм Лесли Вудхед в Великобритании вышел . В него вошли редкие кадры, радиопередачи и интервью с Джейми Каллумом, Андре Превином , Джонни Мэтисом и другими музыкантами, а также длинное интервью с сыном Фицджеральда, Рэем Брауном-младшим . [56]
В 2023 году журнал Rolling Stone поставил Фицджеральда на 45-е место в своем списке 200 величайших певцов всех времен. [89]
Ссылки [ править ]
- ^ «Открывается бальный зал Savoy» . Афроамериканский реестр . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Биография» . Элла Фицджеральд . 11 марта 2015 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Николсон 1996 , с. 4.
- ^ Уитакер, Мэтью (2011). Иконы черной Америки: преодолевая барьеры и пересекая границы . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния, США: Гринвуд. п. 302. ИСБН 978-0-313-37643-6 . ОСЛК 781709336 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон 1996 , с. 5.
- ^ Николсон 1996 , с. 7, 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон 1996 , с. 6.
- ^ Николсон 1996 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Холден, Стивен (16 июня 1996 г.). «Элла Фицджеральд, голос джаза, умерла в возрасте 79 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Биография» . EllaFitzgerald.com (Официальный сайт). 11 марта 2015 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон 1996 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рич, Фрэнк (19 июня 1996 г.). «Журнал: Как высоко луна» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Рождение Эллы Фицджеральд» . История . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернштейн, Нина (23 июня 1996 г.). «Опека штата; разрыв в жизни Эллы Фицджеральд» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фриттс, Рон; Вейл, Кен (2003). Элла Фицджеральд: Годы Чика Уэбба и далее . Пугало Пресс . стр. 4–6. ISBN 978-0-8108-4881-8 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хортон, Джеймс Оливер (2005). Вехи афроамериканской истории . Издательство Оксфордского университета . п. 143. ИСБН 978-0-19-514118-4 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хемминг и Хайду 1991 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Морет, Джим (15 июня 1996 г.). « Первая леди песни» проходит мирно, в окружении семьи» . CNN . Архивировано из оригинала 29 ноября 2006 года . Проверено 30 января 2007 г.
- ^ Николсон 1996 , с. 19.
- ^ «5 американских артистов Южной Азии, о которых вы, возможно, не знали» . 24 января 2014 г.
- ^ Робинсон, Луи (ноябрь 1961 г.). «Первая леди джаза» . Эбони . Том. 17, нет. 1. С. 131–132, 139. ISSN 0012-9011 . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Отфиноски, Стивен (2010). Афроамериканцы в исполнительском искусстве . Издательство информационной базы. п. 251. ИСБН 978-1-4381-2855-9 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Джеймс, Эдвард Т.; Джеймс, Джанет Уилсон; Бойер, Пол С. (2004). Известные американские женщины: Биографический словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 210. ИСБН 978-0-674-01488-6 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Николсон 2004 , с. 44.
- ^ Стюарт Николсон (2014). Элла Фицджеральд: Биография первой леди джаза . Рутледж. п. 74. ИСБН 978-1-136-78814-7 .
- ^ Хамфри, Гарольд (4 апреля 1942 г.). «Новые заметки» . Рекламный щит . Том. 54, нет. 14. с. 67. ISSN 0006-2510 . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Гольдберг, Марв (1998). Больше, чем могут сказать слова: Чернильные пятна и их музыка . Пугало Пресс. п. 125. ИСБН 978-1-4616-6972-2 .
- ^ Тайлер, Дон (2007). Хиты, 1900–1955: американская популярная музыка дороковой эпохи . МакФарланд. п. 304. ИСБН 978-0-7864-2946-2 .
- ^ «Подъем» . Рекламный щит . 7 декабря 1946 г. с. 27.
- ^ Джоя, Тед (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару . Издательство Оксфордского университета. п. 307. ИСБН 978-0-19-993739-4 . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Страттон, Джон (сентябрь 2007 г.). « Весь рок, ритм и джаз: истории происхождения рок-н-ролла и гонка в Австралии». Континуум . 21 (3): 379–392. дои : 10.1080/10304310701460730 . hdl : 20.500.11937/39207 . S2CID 143360217 .
- ^ « Остановите музыку», — сказал Арти Шоу . Аргус . 24 июля 1954 г. с. 3 . Проверено 7 февраля 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии .
- ^ «Жалоба Элла Фицджеральд и др. против Pan American , 23 декабря 1954 г.» . Национальное управление архивов и документации . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Элла Фицджеральд подает в суд на авиакомпанию за дискриминацию (1970)» . Новости ЦБК . 25 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Темы талантов» . Рекламный щит . 12 марта 1955 г. с. 24. ISSN 0006-2510 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ «Элла Фицджеральд имела большой успех» . Джет . Том. 7, нет. 22. 7 апреля 1955. с. 60. ISSN 0021-5996 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Николсон 2004 , с. 149.
- ^ «Джет» . Джет . 13 августа 1953 г. с. 60. ISSN 0021-5996 . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «Джет» . Джет . 10 декабря 1953 г. ISSN 0021-5996 . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «Джет» . Джет . 12 ноября 1953 г. ISSN 0021-5996 . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «Афиша» . Nielsen Business Media, Inc., 18 августа 1956 г. - через Google Книги.
- ^ Николсон 1996 , с. 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Николсон 2004 «В течение многих лет считалось, что дата рождения Фицджеральда приходится на ту же дату, год спустя, в 1918 году – и она до сих пор указана как таковая в некоторых источниках – но исследования Николсона и другого биографа, Тани Ли Стоун, установили, что 1917 год является правильным. год рождения."
- ^ Дэвис, Хью (31 декабря 2005 г.). «Сэр Джонни там с графом и герцогом» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «Фильм недели: Блюз Пита Келли» . Джет . 25 августа 1955 г. с. 62. ISSN 0021-5996 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Капуя, Микеланджело (8 марта 2013 г.). Джанет Ли: Биография . МакФарланд. п. 176. ИСБН 978-0-7864-7022-8 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Фурия, Филип; Паттерсон, Лори (10 марта 2010 г.). Песни Голливуда . Издательство Оксфордского университета. п. 174. ИСБН 978-0-19-979266-5 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Манохла, Даргис (10 августа 1955 г.). «Уэбб играет блюз» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Сторб, Ильза (2000). Джаз встречает мир – Мир встречает джаз (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 61. ИСБН 978-3-8258-3748-8 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Круа, Сен-Сьюки-де-ла (11 июля 2012 г.). Чикагский шепот: история ЛГБТ Чикаго до Стоунволла . Университет Висконсина Пресс. п. 213. ИСБН 978-0-299-28693-4 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Элла в специальном дуэте 1980 года с Карен Карпентер» . Ютуб. 25 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 28 декабря 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Новая марка в честь первой певицы» . США сегодня . АП. 9 января 2007 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розен, Ларри (18 июля 2013 г.). «Это живое или меморекс?» . Психология сегодня . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Элла Фицджеральд для жареной курицы по Кентукки» . Rerojunk.com . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Она ставит знаменитостей в центр внимания» . «Санкт-Петербург Таймс» . 22 ноября 2005 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс-Дарби, Салли (21 марта 2019 г.). «Элла Фицджеральд: всего лишь одна из тех вещей | Джазовый журнал» .
- ^ «Элла Фицджеральд госпитализирована» . Льюистонский журнал . АП . 13 августа 1985 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Элла Фицджеральд госпитализирована» . Архив новостей AP . АП. 27 июля 1986 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Элла Фицджеральд госпитализирована» . Лос-Анджелес Таймс . 10 июля 1990 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «25 лет Джаз FM» . Джаз ФМ . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ «Элле Фицджеральд ампутировали обе ноги» . Ежедневные новости . Кингспорт, Теннесси. Рейтер . 13 апреля 1994 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайнштейн, Генри; Бразилия, Джефф (16 июня 1996 г.). «Умерла Элла Фицджеральд, первая певица джаза» . Лос-Анджелес Таймс . стр. 1–3 . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ «Выдающиеся жизни» . Инглвуд, Калифорния: Кладбище Инглвуд-Парк . 15 июня 1996 года . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Николсон 2004 , стр. 67–68.
- ^ Николсон 2004 , стр. 173–175.
- ^ «Эта зеленая и приятная земля» Брайана Грина, в книге «Бедность и раса», стр. 3.
- ^ «Награды» . Элла Фицджеральд . 7 апреля 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Хершорн, Тэд (2011). Норман Гранц: человек, который использовал джаз для правосудия . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26782-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джессика Биссет Переа. «Фицджеральд, Элла». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 10 октября 2017 г. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Билл, Рид (2010). Горячо из Гарлема: двенадцать афроамериканских артистов, 1890–1960 гг . МакФарланд и Ко. ISBN 978-0-7864-5726-7 .
- ^ «После гражданской войны: вольноотпущенники и гражданские права» . Национальный архив . 15 августа 2016. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Буш, Джордж (11 декабря 1992 г.). «Замечания по поводу вручения президентских медалей свободы | Проект американского президентства» . www.presidency.ucsb.edu . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Фонд». Элла Фицджеральд , Universal Music Enterprises, www.ellafitzgerald.com/foundation.
- ^ Уилсон, Джон С. «Дань Фицджеральду сердцем и душой». «Нью-Йорк Таймс» , «Нью-Йорк Таймс», 11 февраля 1990 г., [2] .
- ^ Истерлинг, Майкл. «Празднование 100-летия песни», Breakthroughs , Город надежды, 24 апреля 2017 г., www.cityofhope.org/celebrating-ella-fitzgerald.
- ^ Бишоп, Элизабет и Робер Жиру. Одно искусство: буквы . Пимлико, 1996.
- ^ Вонг, Ханна. « Коллекция LC «Первая леди песни» рассказывает историю Эллы Фицджеральд» . ЛОК . Проверено 19 марта 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Элла Фицджеральд» . Грэмми.com . Академия звукозаписи . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Календарь и события: Весеннее пение: Премия Гершвина» . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Архивировано из оригинала 17 августа 2011 года.
- ^ Роквелл, Джон (15 июня 1986 г.). «Полвека песни с великой Эллой » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «Неполный список почетных степеней Гарварда» . Гарвардский университет . Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ «Франс Галль» . Радио Свизз Джаз . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Графф, Гэри (30 октября 2012 г.). «Род Стюарт: Я думал, что рождественский альбом был «ниже меня» » . Рекламный щит . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «За кулисами» . eddwight.com . Ed Dwight Studios, Inc. Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «Новая марка в честь Первой леди песни» . Новости WHSV 3 . 9 января 2007 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Бэтти, Дэвид (25 апреля 2013 г.). «Google отмечает 96-летие Эллы Фицджеральд дудлом» . Хранитель . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Смит, Патрик (25 апреля 2013 г.). «Элла Фицджеральд отмечена в дудле Google; «Королева джаза» Элла Фицджеральд отмечена дудлом Google в день, когда ей исполнилось бы 96 лет» . Телеграф Онлайн . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ «Элла в 100 лет, Элла Фицджеральд – первая леди песни» . Радио BBC 2 – Bbc.co.uk. 25 апреля 2017 г. Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года . Проверено 5 сентября 2023 г.
Источники [ править ]
- Гурс, Лесли (1998). Спутница Эллы Фицджеральд . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 0-7119-6916-7 .
- Хемминг, Рой; Хайду, Дэвид (1991). Знакомство с великими певцами классической поп-музыки: новый путеводитель для слушателей по звукам и жизни лучших исполнителей, а также их записям, фильмам и видео . Нью-Йорк: Ньюмаркет Пресс. ISBN 978-1-55704-148-7 . OCLC 1033645473 .
- Джонсон, Дж. Уилфред (2001). Элла Фицджеральд: аннотированная дискография . МакФарланд. ISBN 0-7864-0906-1 .
- Николсон, Стюарт (1996). Элла Фицджеральд: 1917–1996 гг . Лондон: Индиго. ISBN 978-0-575-40032-0 .
- Николсон, Стюарт (2004). Элла Фицджеральд: полная биография . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-136-78813-0 . OCLC 884745086 . OCLC 1033559908 , 884645602 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гурс, Лесли (1998), Спутница Эллы Фицджеральд: семь десятилетий комментариев . ООО "Музыкальные продажи"; ISBN 0-02-864625-8
- Язза, Хурия (2000), Элла и Мэрилин, идеальная дружба . Нью-Йорк 2000
- Джонсон, Дж. Уилфред (2001), Элла Фицджеральд: Полная аннотированная дискография . МакФарланд и Ко Инк.; ISBN 0-7864-0906-1
Внешние ссылки [ править ]
Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- Элла Фицджеральд – официальный сайт
- Дискография Эллы Фицджеральд на Discogs
- Эллы Фицджеральд Записи в Дискографии американских исторических записей
- Элла Фицджеральд на IMDb
- Элла Фицджеральд в базе данных Internet Broadway
- Элла Фицджеральд в Find a Grave
- Элла Фицджеральд в Библиотеке Конгресса
- «Вспоминая Эллу» Филлипа Д. Аттеберри (первоначально опубликовано в The Mississippi Rag , апрель 1996 г.)
- Элла Фицджеральд в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса
- Элла Фицджеральд: Всего лишь одна из тех вещей (документальный фильм). Архивировано 13 июня 2022 года в Wayback Machine.
- Элла Фицджеральд
- 1917 рождений
- 1996 смертей
- Американские певцы и авторы песен 20-го века
- Афроамериканские певицы XX века
- Американские певицы 20-го века
- Американские актрисы 20-го века
- Афро-американские актрисы
- Афро-американские активисты
- Афроамериканская история округа Вестчестер, штат Нью-Йорк
- Афро-американские методисты
- Афроамериканские женщины-певицы и авторы песен
- Американские инвалиды
- Американские руководители оркестров
- Американские эмигранты в Дании
- Американские киноактрисы
- Американские певцы госпела
- Американские джазовые певцы
- Американские меццо-сопрано
- Американские женщины-джазовые певицы
- Американские женщины-певицы и авторы песен
- Музыканты-инвалиды
- Певцы с ограниченными возможностями
- Бибоп-исполнители
- Похороны на кладбище Инглвуд-Парк.
- Артисты Capitol Records
- Смертность от диабета в Калифорнии
- Артисты Decca Records
- Обладатели медали Джорджа Пибоди
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Джазовые музыканты из Калифорнии
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка (штат)
- Джазовые музыканты из Вирджинии
- Музыканты из Ньюпорт-Ньюса, Вирджиния
- Артисты Пабло Рекордс
- Музыканты из Беверли-Хиллз, Калифорния.
- Люди из Сент-Олбанса, Квинс
- Музыканты из Йонкерса, Нью-Йорк
- Филантропы из Нью-Йорка (штат)
- Обладатели Президентской медали Свободы
- Скат-певцы
- Авторы-исполнители из Калифорнии
- Певцы и авторы песен из Нью-Йорка (штат)
- Авторы-исполнители из Вирджинии
- Певцы из Лос-Анджелеса
- Свинг-певцы
- Американские певцы с факелом
- Исполнители традиционной поп-музыки
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Исполнители водевиля
- Артисты Verve Records
- Джазовые музыканты
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Американские активисты с ограниченными возможностями
- Американские музыканты с ограниченными возможностями
- Люди из Леймерт-парка, Лос-Анджелес