Антонио Карлос Жобим
Антонио Карлос Жобим | |
---|---|
![]() Жобим в 1967 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Антониу Карлос Бразилейро де Алмейда Жобим |
Также известен как | Антониу Карлос Жобим , Том Жобим , Том ду Винисиус |
Рожденный | Рио-де-Жанейро , Бразилия | 25 января 1927 г.
Умер | 8 декабря 1994 г. Нью-Йорк, США | ( 67 лет
Жанры | босса-нова |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1945–1994 |
Этикетки | Verve , Warner Bros. , Elenco , A&M , CTI , MCA , Philips , Decca , Sony |
Антониу Карлос Бразилейру де Алмейда Жобим (25 января 1927 - 8 декабря 1994), также известный как Том Жобим ( Португальское произношение: [tõ ʒoˈbĩ] ), бразильский композитор, пианист, гитарист, автор песен, аранжировщик и певец. Считающийся одним из величайших представителей бразильской музыки, Жобим объединил самбу с крутым джазом в 1960-х годах, чтобы создать босса-нову , имевшую всемирный успех. В результате его широко называют «отцом босса-новы». [ 1 ]
Жобим был основной движущей силой создания стиля босса-нова, и его песни с начала 1960-х годов исполнялись многими певцами и инструменталистами по всему миру.
В 1965 году альбом Getz/Gilberto стал первой джазовой пластинкой, получившей премию «Грэмми» как «Альбом года» . Он также выиграл лучший джазовый инструментальный альбом - индивидуальный или групповой и лучший неклассический альбом . Сингл с альбома « Garota de Ipanema (Девушка из Ипанемы) », написанный Жобимом, стал одной из самых записываемых песен всех времен, а альбом получил награду «Рекорд года» . Жобим написал множество песен, которые сейчас включены в стандартный джазовый и поп-репертуар. "Garota de Ipanema" была записана другими артистами более 240 раз. [ 2 ] Его альбом 1967 года с Фрэнком Синатрой , Фрэнсисом Альбертом Синатрой и Антонио Карлосом Жобимом был номинирован на премию «Альбом года» в 1968 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Антониу Карлос Жобим родился в районе Тижука , где проживает средний класс , в Рио-де-Жанейро . Его отец, Хорхе де Оливейра Жобим ( Сан-Габриэль , Риу-Гранди-ду-Сул; 1889–1935), был писателем, дипломатом, профессором и журналистом. Он происходил из известной семьи и был внучатым племянником Хосе Мартинса да Круса Жобима . [ 3 ] сенатор , тайный советник и врач императора Педро II . Его мать, Нилза Бразилейру де Алмейда ( ок. 1910–1989), частично была коренной коренной жительницей северо-востока Бразилии. [ 4 ] Бразилейро де Алмейда было всего 16 лет, когда она родила Антониу Карлоса Жобима в их доме в Тижуке на улице Руа Конде де Бонфим. [ 5 ] Изучая медицину в Европе, Хосе Мартинс добавил Жобим к своей фамилии, отдав дань уважения деревне, откуда родом его семья в Португалии, приходу Санта-Крус-де-Йовим , Порту . [ 6 ] [ 7 ]
Когда Антонио был еще младенцем, его родители разошлись, и его мать переехала со своими детьми (Антонио Карлос и его сестра Хелена Исаура, родившиеся 23 февраля 1931 года) в Ипанему , прибрежный район, который композитор позже прославил в своих песнях. В 1935 году, когда умер старший Жобим, Нилза вышла замуж за Селсо да Фрота Пессоа (умер 2 февраля 1979 года), который способствовал карьере его пасынка; именно он подарил Жобиму его первое пианино. Жобим благодарит своего отчима за то, что он вдохновил его заниматься музыкой. В интервью Роберто д'Авила в 1981 году он сказал: «Я ненавидел фортепиано, я думал, что это девчачье занятие, мне нравилось играть в футбол... У меня был отличный отчим, который действительно помог мне увлечься музыкой и убедил меня, что фортепиано – это не девчачье занятие». [ 5 ] Будучи молодым человеком с ограниченными средствами, Жобим зарабатывал на жизнь игрой в ночных клубах и барах, а затем работал аранжировщиком на звукозаписывающей компании, прежде чем начал добиваться успеха как композитор.
Позже в интервью Роберто д'Авила Жобим рассказывает о своих чувствах по поводу своего воспитания. Он отмечает разговор, который у него был с другом его отца, Эрико Вериссимо , где Вериссимо сказал, что Том Жобим должен быть мрачным из-за отсутствия его отца с юных лет. Жобим сказал д'Авиле: «Я остался без отца, цепляясь за юбки матери… у некоторых [мужчин] «чрезмерное» отцовство, чрезмерное присутствие их отцов является проблемой, но отсутствие отца также является проблемой. ». [ 5 ] Жобим продолжил рассказ д'Авилы, поделившись, что нужно что-то очень сильное, чтобы заставить кого-то посвятить свою жизнь музыке. Он сказал, что «все люди, которые хорошо играют на фортепиано, являются инвалидами». Он упоминает о проблемах со здоровьем Серхио Мендеса, у которого был остеомиелит , и Луиса Эсы , у которого был полиомиелит . «Нужно что-то действительно сильное, чтобы заставить вас оставить реальность позади и начать писать песни», — поделился Жобим. В разговоре с д'Авилой он намекает на свою печаль в молодости как на движущую силу, которая побудила его продолжать свои занятия музыкой, что ему нужно было грустить, чтобы играть на фортепиано и писать. По теме с д'Авилой он заключает, что в тот момент своей жизни (интервью состоялось в 1981 году) ему больше не нужно было грустить, чтобы создавать музыку, что ему больше не было грустно, как в начале. своей карьеры. [ 5 ]
Музыкальные влияния
[ редактировать ]Музыкальные корни Жобима прочно уходят в творчество Пиксингвиньи , легендарного музыканта и композитора, положившего начало современной бразильской музыке в 1930-х годах. Среди его учителей были Лусия Бранко, а с 1941 года — Ханс-Иоахим Кёлльройтер , немецкий композитор, живший в Бразилии и представивший атональную и двенадцатитоновую композицию в стране . Мать Жобима открыла школу, где Жобим начал брать уроки игры на фортепиано; именно тогда он встретится с Кёлльройтером. [ 5 ] Жобим также находился под влиянием французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля , а также бразильских композиторов Ари Баррозу и Эйтора Вилья-Лобоса , которых называют «самым важным музыкальным влиянием Жобима». [ 8 ] Среди многих тем его тексты говорили о любви, самопознании, предательстве, радости и особенно о птицах и чудесах природы Бразилии, таких как лес « Мата Атлантика », персонажах бразильского фольклора и его родном городе Рио-де-Жанейро . В отрывке из NBC Today шоу в 1986 году, которое вела Джейн Поли , Жобим рассказал об истоках вдохновения своей музыки, сказав: «Моя музыка исходит из этой среды, вы знаете, дождя, солнца, деревьев, птиц, рыба». [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]
В 1940-е годы Жобим начал играть на фортепиано в барах и ночных клубах Рио-де-Жанейро, а в первые годы 1950-х работал аранжировщиком в Continental Studio, где в апреле 1953 года была записана его первая композиция, когда бразильский певец Мориси Моура записал композицию Жобима «Incerteza» на слова Ньютона Мендонсы . [ 10 ] [ 11 ]
Жобим стал известен в Бразилии, когда он объединился с поэтом и дипломатом Винисиусом де Мораешем, чтобы написать музыку к пьесе «Орфеу да Зачатие» (1956). Самой популярной песней шоу стала «Se Todos Fossem Iguais A Você» («Если бы все были такими, как ты»). Позже, когда по пьесе был экранизирован фильм, продюсер Саша Гордин не захотел использовать существующую музыку из спектакля. Гордин попросил де Мораеса и Жобима написать новую музыку к фильму «Орфеу Негр» , или Черный Орфей (1959). Мораес в то время находился в Монтевидео , Уругвай, работая в Итамарати ( Министерстве иностранных дел Бразилии ), поэтому он и Жобим смогли написать только три песни, в основном по телефону (« A felicidade », «Frevo» и «О носсо амор»). Это сотрудничество оказалось успешным, и де Мораес написал тексты к некоторым из самых популярных песен Жобима.
В 1958 году бразильский певец и гитарист Жоау Жилберту записал свой первый альбом с двумя самыми известными песнями Жобима: «Desafinado» и «Chega de Saudade». Этот альбом положил начало движению Босса Нова в Бразилии. Утонченные гармонии его песен привлекли внимание джазовых музыкантов в Соединенных Штатах, особенно после его первого выступления в Карнеги-холле в 1962 году. [ 12 ]

Ключевым событием в популяризации музыки Жобима в англоязычном мире стало его сотрудничество с американским джазовым саксофонистом Стэном Гетцем , бразильским певцом Жоау Жилберто и тогдашней женой Жилберту Аструд Жилберто , в результате чего были выпущены два альбома Getz/Gilberto. (1963) и Getz/Gilberto Vol. 2 (1964). Выпуск Getz/Gilberto вызвал повальное увлечение босса-новой в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире. Гетц ранее записал Jazz Samba с Чарли Бердом (1962) и Jazz Samba Encore! с Луисом Бонфой (1964). Жобим написал многие песни для альбома Getz/Gilberto , который стал одним из самых продаваемых джазовых альбомов всех времён, и включил Аструд Жилберто, которая пела в "Garota de Ipanema" (" Девушка из Ипанемы ") и " Corcovado ". («Тихие ночи тихих звезд»), ставшая международной сенсацией. На церемонии вручения премии «Грэмми» 1965 года Гетц/Жильберто получил премию «Грэмми» как «Альбом года» , премию «Грэмми» за лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуальный или групповой , а также премию «Грэмми» за лучший неклассический альбом. . «Девушка из Ипанемы» получила премию «Грэмми» как «Запись года» . Среди его более поздних хитов - «Águas de Março» (« Мартовские воды », 1972), для которой он написал тексты на португальском и английском языках и которая затем была переведена на французский Жоржем Мустаки (как «Les Eaux de Mars», 1973). [ 13 ]
Рассказывая о своем творческом процессе при написании и создании « Девушки из Ипанемы », Жобим сказал Роберто д'Авила в 1981 году: «Это приходит ко мне в каком-то смысле, затем меняется один или два раза, и вдруг это становится чем-то в этом есть смысл… это как профиль женщины… профиль женщины, что-то очень различимое, потом ты говоришь: «эй, это действительно красиво…», затем ты смотришь, и как только ты смотришь, это ушло, я имею в виду, что оно становится частью прошлого». Жобим продолжает: «Я имею в виду, что каждый раз, когда вы рисуете что-то, во что оно превращается, это становится чем-то статичным… этот портрет остается навсегда». [ 5 ]
Сотрудничество с Элис Региной ок. 1974–1982 гг.
[ редактировать ]Жобим и Элис Регина впервые встретились в 1974 году в Лос-Анджелесе, когда Регине было всего 29 лет, и она все еще была новым лицом в бразильской музыкальной индустрии. называли ее фуракан Регина была силой, с которой нужно было считаться, и те, кто работал с ней и вокруг нее, («ураган» на английском языке). Два артиста объединились, чтобы создать альбом Elis & Tom , который неожиданно стал чрезвычайно популярным как в Соединенных Штатах, так и во всем мире. Между Региной и Жобимом возникла особая творческая химия, которую отметили те, кто присутствовал и лично стал свидетелем процесса сотрудничества в тот период их карьеры. Оскар Кастро-Невес , гитарист-продюсер, работавший с Региной и Жобимом над альбомом Elis & Tom в середине 1970-х, вспоминал в статье в Los Angeles Times, что «между «репетицией» и «была очень тонкая грань». тусоваться», «просто разговаривать»… все было так гладко». [ 14 ] Из-за характера своих рабочих отношений Регина и Жобим сблизились и образовали симбиоз, что отразилось на результате их совместной работы. Aguas de Março представляет это, с текстами, имитирующими подшучивание над завершением предложений друг друга.
Личная жизнь
[ редактировать ]Жобим был женат на Терезе Отеро Германни 15 октября 1949 года, у них было двое детей: Пауло Жобим (1950–2022), архитектор и музыкант (отец Даниэля Жобима (1973 г.р.) и Доры Жобим (1976 г.р.)); и Элизабет «Бет» Жобим (1957 г.р.), художница. Жобим и Тереза развелись в 1978 году. 30 апреля 1986 года он женился на 29-летнем фотографе Ане Беатрис Лонтра, от которой у него родилось еще двое детей: Жоао Франсиско Жобим (1979–1998) и Мария Луиза Хелена Жобим (1987 г.р.). Даниэль, сын Пауло, последовал примеру своего деда и стал пианистом и композитором. [ 15 ] и исполнила «Девушку из Ипанемы» во время церемонии открытия в летних Олимпийских игр 2016 года Рио -де-Жанейро . [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]
В начале 1994 года, после завершения работы над альбомом Antonio Brasileiro , Жобим пожаловался своему врачу Роберто Уго Коста Лиме на проблемы с мочеиспусканием. 2 декабря 1994 года он перенес операцию в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке. 8 декабря, во время восстановления после операции, у него случилась остановка сердца , вызванная тромбоэмболией легочной артерии , а через два часа - еще одна остановка сердца, от которой он умер. . [ 17 ] У него остались дети и внуки. Его последний альбом Antonio Brasileiro был выпущен посмертно, через три дня после его смерти. [ 18 ]
Его тело пролежало до тех пор, пока его не похоронили должным образом 20 декабря 1994 года. Он похоронен на кладбище Сан-Жуан-Батиста в Рио-де-Жанейро. [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]
Жобим широко известен как один из самых важных авторов песен 20-го века. Многие из его песен являются джазовыми стандартами . Американские джазовые певцы Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра широко использовали песни Жобима в своих альбомах Элла Абраса Жобим (1981) и Фрэнсис Альберт Синатра и Антонио Карлос Жобим (1967) соответственно. Компакт-диск Wave: The Antonio Carlos Jobim Songbook 1996 года включал исполнение мелодий Jobim Оскара Петерсона , Херби Хэнкока , Чика Кориа и Тутса Тилеманса .
Жобим был новатором в использовании сложных гармонических структур в популярной песне. Некоторые из его мелодических поворотов, например, мелодия, настаивающая на мажорной седьмой части аккорда, после того, как он их использовал, стали обычным явлением в джазе. [ 20 ]
Бразильские соавторы и интерпретаторы музыки Жобима включают Винисиуса де Мораеша , Жоао Жилберту (часто упоминаемого как соавтора или создателя босса-новы), Чико Буарке , Эду Лобо , Галь Коста , Элис Регина , Сержиу Мендес , Аструд Жилберто и Флора Пурим. . Значительные аранжировки композиций Жобима написали Эумир Деодато , Нельсон Риддл и особенно дирижер/композитор Клаус Огерман . [ 21 ]
Он выиграл Премию за выдающиеся достижения на 54-й церемонии вручения премии «Грэмми» в 2012 году. [ 22 ] В знак посмертной дани 5 января 1999 года муниципалитет Рио-де-Жанейро изменил название международного аэропорта Рио-де-Галеан , расположенного на острове Говернадор , на имя композитора. Аэропорт Галеан прямо упоминается в его сочинении « Samba do Avião ». В 2014 году Жобим был посмертно занесен в Зал славы латиноамериканских авторов песен . [ 23 ] В 2015 году Billboard назвал Жобима одним из 30 самых влиятельных латиноамериканских исполнителей всех времен. [ 24 ]
Написанный Эллиотом Смитом , девятый трек на орегонской альтернативной рок-группы Heatmiser 1994 года альбоме Cop and Speeder называется "Antonio Carlos Jobim".
Американский певец современного джаза Майкл Фрэнкс посвятил свой альбом 1995 года Abandoned Garden памяти Жобима. [ 25 ] Английский певец и автор песен Джордж Майкл часто признавал влияние Жобима. Его альбом 1996 года Older был посвящен Жобиму. [ 26 ] и он записал " Desafinado " на Red Hot + Rio (1996) с Аструд Жилберто.
В его честь был назван официальный талисман летних Паралимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро Том . [ 27 ]
В 2015 году кратер на планете Меркурий назвал в его честь МАС . [ 28 ]
Дискография и композиции
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рио открывает статую отца босса-новы Тома Жобима» . Евроньюс. 10 декабря 2014 г.
- ^ «Ecad публикует рейтинги к столетнему юбилею Винисиуса де Мораеса» . УОЛ . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 8 августа 2014 г.
- ↑ Programa Roda Viva (TV Cultura) , интервью Тому Жобиму, воскресенье, 19 декабря 1993 г. (PGM0385). Онлайн-транскрипция и видео интервью. Архивировано 6 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ КАБРАЛ, Серджио (1987). Том Жобим . Архив современной музыки. Рио-де-Жанейро, Бразилия: CBPO. ISBN 9788585144012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роберто Д'Авила берет интервью у Антонио Карлоса Жобима (1981) с английскими субтитрами , 29 октября 2017 г., заархивировано из оригинала 13 декабря 2022 г. , получено 19 декабря 2022 г.
- ^ КОРАДИНИ, О.Л.: Важные семьи и профессиональная элита бразильской медицины . История, науки, здоровье - Manguinhos, III (3) 425–466, ноябрь 1996 г. - февраль 1997 г. Интернет в формате .pdf. Архивировано 5 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ СИЛЬВА, Innocêncio Francisco da: Diccionario Bibliographico Portuguez: Applicaveis a Portugal e a Brasil , Лиссабон, 1860, стр. 62
- ^ Юанс, Майкл; Хэлтон, Розалинда; Филлипс, Джон А. (2004). Музыкальные исследования: новые направления для нового века . Cambridge Scholars Press. ISBN 978-1-904303-35-0 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Антонио Карлос Жобим на шоу NBC Today Show 1986 , 14 июля 2013 г., заархивировано из оригинала 19 декабря 2022 г. , получено 19 декабря 2022 г.
- ^ Беаг, Жерар (2001), «Жобим, Антонио Карлос [Том]», Oxford Music Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.44182 , ISBN 9781561592630
- ^ «Инцертеза» . Институт Жобим . Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 года . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ «Том Жобим» . портал.jobim.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2020 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ «Воды Марса — Данные БнФ» . Национальная библиотека Франции . 1972. Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Джордж, Линелл (27 июня 2004 г.). «Когда Элис встретила Тома…» Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Коэн, Аарон (13 сентября 2012 г.). «Бебель Жилберто не позволяет наследию своей семьи быть дорожной картой» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Кантор-Навас, Джуди (17 августа 2016 г.). « Девушка из Ипанемы» возвращается на Олимпийские игры» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Кабрал, Серхио (2008): Антониу Карлос Жобим - Биография (1-е издание). Сан-Паулу, Бразилия: IBEP Nacional. ISBN 85-7865-011-5
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 9 марта 2007 года . Проверено 16 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Джонглез, Томас (22 июня 2016 г.). «Обретение мира с «маленькими ангелочками» кладбища Сан-Жуан-Батиста в Рио» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Макдауэлл, Джон ; Гармоничное развитие бразильской песни , Рио-де-Жанейро, 1999.
- ^ Музыкальная академия Red Bull (2005) Эумир Деодато - Мальчик из Рио-Пт. 1 , по состоянию на 6 декабря 2006 г. Архивировано 25 октября 2006 г. на Wayback Machine.
- ^ Мендес, Серхио (31 января 2012 г.). «Награда за заслуги перед жизнью: Антонио Карлос Жобим» . Академия звукозаписи. Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «Специальные награды – Зал славы латиноамериканских авторов песен» . Зал славы латинских авторов песен. 2013. Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «30 самых влиятельных латиноамериканских артистов всех времен» . Рекламный щит . 28 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 г. Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ О'Тул, Кит (26 марта 2008 г.). Майкла Фрэнкса « Заброшенный сад — красноречивая дань уважения Жобиму» . Блогкритики Музыка. Архивировано из оригинала 13 апреля 2012 года . Проверено 9 марта 2012 г.
- ^ «Серьезный Джордж вернулся» . Newsweek . 19 мая 1996 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Талисман Паралимпийских игр в Рио-2016 по имени Том » . Официальный сайт Паралимпийского движения . Международный паралимпийский комитет. 15 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ «Жобим» . Справочник планетарной номенклатуры . МАС / НАСА / Геологическая служба США . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Просмотр дискотек по дате» . сайт jobim.org . Архивировано из оригинала 28 сентября 2019 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Кабрал, Серхио (2008). Антониу Карлос Жобим – Биография (1-е изд.). Сан-Паулу, Бразилия: IBEP Nacional. ISBN 978-85-7865-011-7 .
- Кастро, Руй (2000). Босса-нова: история бразильской музыки, соблазнившей мир (1-е англоязычное издание). Чикаго: Книги а капеллы. ISBN 978-1-55652-409-7 .
- Де Стефано, Гильдо , Люди самбы , История и главные герои истории бразильской популярной музыки , предисловие Чико Буарке де Холланда , введение Джанни Мина , RAI-ERI, Рим, 2005 г., ISBN 8839713484
- Де Стефано, Джильдо, Саудаде Босса Нова : музыка, загрязнения и ритмы Бразилии , предисловие Чико Буарке, введение Джанни Мина, Logisma Editore, Флоренция, 2017 г., ISBN 978-88-97530-88-6
- Макгоуэн, Крис; Пессанья, Ричард (2008). Бразильское звучание: самба, босса-нова и популярная музыка Бразилии (2-е изд.). Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл . ISBN 978-1592139293 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антониу Карлос Жобим - сайт памяти
- Антониу Карлос Жобим - мемориальный комплекс
- Антонио Карлоса Жобима Дискография на Discogs
- Антониу Карлос Жобим на IMDb
- Антониу Карлос Жобим. Архивировано 15 января 2020 года в Wayback Machine в The Brazil Sound.
- Антонио Карлос Жобим — «Клуб Тома»
- Антониу Карлос Жобим – за кулисами легендарного концерта босса-нова в Карнеги-холле в 1962 году (на португальском языке)
- Антонио Карлос Жобим
- 1927 рождений
- 1994 смертей
- Бразильские певцы ХХ века
- Бразильские певцы 20-го века
- Композиторы 20 века
- Гитаристы 20 века
- Пианисты 20 века
- Гитаристы Босса Новы
- Пианисты Боссанова
- Певцы босса-нова
- Бразильские композиторы
- Бразильские эмигранты в США
- Бразильские джазовые гитаристы
- Бразильские джазовые пианисты
- Бразильские джазовые певцы
- Бразильские авторы текстов
- Бразильские гитаристы-мужчины
- Бразильские певцы и авторы песен мужского пола
- Бразильские певцы и авторы песен
- Бразильцы португальского происхождения
- Бразильские продюсеры
- Исполнители CTI Records
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Продюсеры джазовых пластинок
- Латиноамериканские фолк-певцы
- Латинские фолк-гитаристы
- Латинские народные пианисты
- Латинские джазовые гитаристы
- Латинские джазовые пианисты
- Латиноамериканские джазовые певцы
- Авторы песен латиноамериканской музыки
- Бразильские джазовые музыканты мужского пола
- Мужчины джазовые пианисты
- Гитаристы бразильской популярной музыки
- Бразильские пианисты популярной музыки
- Певцы бразильской популярной музыки
- Музыканты из Рио-де-Жанейро (город)
- Артисты Verve Records
- Похороны на кладбище Сан-Жуан-Батиста