Джелли Ролл Мортон
Джелли Ролл Мортон | |
---|---|
![]() Мортон с. 1927 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Фердинанд Жозеф Ламот |
Рожденный | в. [1] Новый Орлеан, Луизиана , США | 20 сентября 1890 г.
Умер | 10 июля 1941 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (50 лет)
Жанры | Джаз, рэгтайм |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1904–1941 |
Этикетки | Виктор , Дженнетт |
Фердинанд Жозеф Ламот ( урожденный Лемотт , [2] позже Мортон ; в. 20 сентября 1890 — 10 июля 1941), профессионально известный как Джелли Ролл Мортон , был американским пианистом в стиле регтайм и джаза , руководителем оркестра и композитором луизианского креольского происхождения. [3] Мортон был первым аранжировщиком джаза, доказав, что жанр, основанный на импровизации, может сохранять свои основные характеристики при нотной записи. [4] Его композиция « Jelly Roll Blues », опубликованная в 1915 году, стала одной из первых опубликованных джазовых композиций. Он также утверждал, что изобрел этот жанр. [5]
Мортон также написал « King Porter Stomp », « Wolverine Blues », « Black Bottom Stomp » и «I Thought I Heard Buddy Bolden Say», последняя из которых является данью уважения музыкантам Нового Орлеана начала 20-го века.
Заявление Мортона об изобретении джаза в 1902 году подверглось критике. [3] Музыкальный критик Скотт Яноу писал: «Джелли Ролл Мортон посмертно причинил себе много вреда, преувеличивая свою ценность… Достижения Мортона как раннего новатора настолько обширны, что ему не нужно было преувеличивать правду». [3] Гюнтер Шуллер говорит о «гиперболических утверждениях» Мортона, что «нет никаких доказательств обратного» и что «значительные достижения Мортона сами по себе обеспечивают разумное обоснование». [6]
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]

Мортон родился Фердинандом Джозефом Ламотом (или Лемоттом) в креольской общине . [7] в районе Фобур Мариньи в Новом Орлеане около 1890 года; он утверждал, что родился в 1884 году в своей регистрационной карточке призывника Первой мировой войны в 1918 году. Оба родителя проследили свою креольскую родословную за четыре поколения до 18 века. [8] Дата и год рождения Мортона неизвестны, поскольку свидетельство о рождении ему никогда не выдавалось. Закон, требующий свидетельства о рождении для граждан, не применялся до 1914 года. [9] Его родителями были Мартин-Эдуард Жозеф Ламот, также известный как Эдвард Джозеф Ламот, каменщик и иногда тромбонист. [10] и Луиза Эрманс Монетт, домашняя работница. Его родители никогда не состояли в законном браке, а отец бросил мать, когда Мортону было около трех лет. После того, как его мать вышла замуж за Уильяма Мутона в 1894 году, Фердинанд принял фамилию своего отчима, переведя ее на английский язык как Мортон, адаптировав «Ферд» в качестве неофициального имени. У Ферда было две сестры, одна из которых, Эжени, вышла замуж за Игнаса Кола в 1913 году. [11]
Карьера [ править ]

В четырнадцать лет Мортон начал работать пианистом в борделе. [12] Он часто пел непристойные тексты и использовал прозвище «Джелли Ролл», которое на афроамериканском сленге означало женские гениталии. [13] [14] Работая там, он жил со своей прабабушкой, посещающей церковь. Он убедил ее, что работает ночным сторожем на бочковом заводе. После того, как бабушка Мортона узнала, что он играет джаз в борделе, она отреклась от него за то, что он опозорил имя Ламота. [15] «Когда моя бабушка узнала, что я играю джаз в одном из спортивных домов района, она сказала мне, что я опозорил семью и запретил мне жить в этом доме. Она сказала мне, что дьявольская музыка наверняка приведет к моей падение..." [15] Корнетист Рекс Стюарт вспоминал, что Мортон выбрал «псевдоним « Мортон», чтобы защитить свою семью от позора, если его опознают как «профессора» публичного дома». [13]
Примерно в 1904 году Мортон начал гастролировать по югу США, работая в таких шоу менестрелей, как Уилла Бенбоу », «Шоколадные капли [16] азартные игры и сочинение музыки. его песни « Jelly Roll Blues », «New Orleans Blues», «Frog-I-More Rag», «Animule Dance» и « King Porter Stomp В этот период были написаны ». Пианисты Страйда Джеймс П. Джонсон и Уилли «Лев» Смит видели его выступления в Чикаго в 1910 году и в Нью-Йорке в 1911 году. [17]
В 1912–1914 годах Мортон гастролировал со своей девушкой Розой Браун в рамках водевиля , а затем три года жил в Чикаго. К 1914 году он уже записывал свои сочинения на бумагу. В 1915 году «Jelly Roll Blues» стала одной из первых опубликованных джазовых композиций. Джелли Ролл Мортон работал в Shook примерно в 1916 году. Бен Шук-младший был связан с клубом Jubilee, которым руководила Мэйбл Льюис, певица контральто и бывшая участница первоначальной группы Jubilee Singers Университета Фиск. В 1917 году он отправился в Калифорнию с руководителем оркестра Уильямом Мануэлем Джонсоном и сестрой Джонсона Анитой Гонсалес, урожденной Бесси Джулия Джонсон. Танго Мортона «The Crave» было популярно в Голливуде. [18] Его пригласили выступить в ночном клубе Hotel Patricia в Ванкувере , Канада. Автор Марк Миллер описал свое прибытие как «длительный период путешествий в качестве пианиста, артиста водевиля, игрока, мошенника и, как гласит легенда, сутенера». [19] Мортон вернулся в Чикаго в 1923 году, чтобы заявить об авторстве «Росомахи», ставшей популярной как « Росомаха-блюз ». Он выпустил первые свои коммерческие записи, сначала в виде фортепианных роликов, затем в записи, как в качестве солиста на фортепиано, так и с джазовыми оркестрами. [20]
В 1926 году Мортон подписал контракт с Victor Talking Machine Company , дающий ему возможность пригласить хорошо отрепетированную группу для исполнения его аранжировок в студии звукозаписи Victor в Чикаго. В эти записи Джелли Ролл Мортон и его Red Hot Peppers вошли Кид Ори , Омер Симеон , Джордж Митчелл , Джонни Сент-Сир , Барни Бигард , Джонни Доддс , Бэби Доддс и Эндрю Хилэр . [21]
После того, как Мортон переехал в Нью-Йорк, он продолжил записываться для Виктора. [22] Хотя у него были проблемы с поиском музыкантов, которые хотели играть в его стиле джаза, он записывался с Омером Симеоном , Джорджем Баке , Альбертом Николасом , Барни Бигардом , Расселом Прокопом , Лоренцо Тио и Арти Шоу , трубачами Уордом Пинкеттом , Баббером Майли , Джонни Данном и Генри «Рыжий» Аллен , Сидни Беше , Пол Барнс , Бад Фриман , Попс Фостер , Пол Барбарин , Кози Коул и Зутти Синглтон . Его сессии в Нью-Йорке не принесли успеха. [23]
Частично из-за Великой депрессии RCA Victor не продлил контракт Мортона на запись на 1931 год. Он продолжал играть в Нью-Йорке, но испытывал финансовые трудности. В 1934 году он ненадолго выступил на радио, затем гастролировал с бурлеск-группой. В 1935 году его 30-летняя композиция « King Porter Stomp », аранжированная Флетчером Хендерсоном , стала первым хитом Бенни Гудмана и эталоном свинга, но Мортон не получил гонорара за записи. [24]
Music Интервью Box
, чтобы стать менеджером и пианистом в баре, который в разное время назывался Music Box, Blue Moon Inn и Jungle Inn по адресу 1211 U Street NW в Шоу . В 1935 году Мортон переехал в Вашингтон, округ Колумбия район . Мортон был конферансье, вышибалой и барменом. Владелица клуба разрешила своим друзьям бесплатный вход и напитки, что помешало Мортону добиться успеха в бизнесе. [25] Во время недолгого пребывания Мортона в Music Box его игру услышал фольклорист Алан Ломакс . В мае 1938 года Ломакс пригласил Мортона записать музыку и интервью для Библиотеки Конгресса . Занятия были задуманы как короткое интервью с музыкальными примерами для исследователей Библиотеки Конгресса, но занятия расширились до более чем восьми часов, когда Мортон разговаривал и играл на фортепиано. Ломакс проводил более длительные интервью, делая заметки, но не записывая их. [26] Ломакса интересовали дни Мортона в Сторивилле , Новый Орлеан, и непристойные песни того времени. Хотя Мортон и не хотел их записывать, он обязал Ломакса. Из-за многообещающего характера песен некоторые записи Библиотеки Конгресса не выпускались до 2005 года. [26]
В этих интервью Мортон утверждал, что родился в 1885 году. Исследователи Мортона, такие как Лоуренс Гуши, говорят, что Мортон осознавал, что если бы он родился в 1890 году, он был бы слишком молод, чтобы претендовать на звание изобретателя джаза. Однако Мортон, возможно, не знал фактической даты своего рождения, и остается вероятность, что он говорил правду. Он сказал, что Бадди Болден играл рэгтайм , но не джаз, и эта точка зрения не была принята некоторыми современниками Болдена в Новом Орлеане. Противоречия могут возникнуть из-за разных определений «рэгтайма» и «джаза».
жизнь и ранения, дальнейшая Ножевые смерть
В 1938 году Мортон получил ножевое ранение от друга владельца Music Box и получил ранения в голову и грудь. Близлежащая больница, предназначенная только для белых, отказалась его лечить, поскольку в городе существуют учреждения, сегрегированные по расовому признаку. Его перевезли в больницу для черных, расположенную дальше. Когда он находился в больнице, врачи на несколько часов прикладывали лед к его ранам, прежде чем оказать помощь. Его выздоровление от ран было неполным, и после этого он часто болел и у него легко одышка. После этого инцидента его жена Мэйбл потребовала, чтобы они покинули Вашингтон. [25]
Обострение астмы отправило его на три месяца в больницу в Нью-Йорке. Он продолжал страдать от респираторных проблем, когда отправился в Лос-Анджелес с намерением возобновить свою карьеру. Он умер 10 июля 1941 года после одиннадцатидневного пребывания в больнице общего профиля округа Лос-Анджелес . Принято считать, что ему было 50 лет. По словам историка джаза Дэвида Гелли в 2000 году, высокомерие и «самоуверенный» характер Мортона оттолкнули так много музыкантов, что лишь немногие из них присутствовали на его похоронах. [27]
В статье о похоронах в выпуске DownBeat от 1 августа 1941 года сообщалось, что его гроб несли Кид Ори, Матт Кэри , Фред Вашингтон и Эд Гарланд . В нем отмечалось, что Дюк Эллингтон и Джимми Лансфорд отсутствовали, хотя оба в то время появлялись в Лос-Анджелесе. [28] Мерсер Эллингтон , сын герцога Эллингтона, присутствовал на похоронах. Статья была воспроизведена в «Мистер Джелли Ролл» , биографии Мортона 1950 года, написанной Аланом Ломаксом.
Личная жизнь [ править ]
Мортон женился на Мейбл Бертран, танцовщице, в ноябре 1928 года в Гэри, штат Индиана .
По словам Аниты Гонсалес, его давней спутницы, он был «очень набожным католиком ». изображены большие четки . На его могиле вместо музыкальных изображений [29]
Форма и композиции [ править ]
Фортепианный стиль Мортона сформировался из раннего среднего рэгтайма и «крика», которые также отдельно развились в нью-йоркскую школу шагового фортепиано . Игра Мортона также была близка к бочонку , производившему буги-вуги . [30]
Мортон часто играл мелодию мелодии большим пальцем правой руки, а пальцами правой руки воспроизводил гармонию поверх этих нот. Это может добавить деревенский или «расстроенный» звук из-за игры уменьшенной квинты над мелодией. Эту технику до сих пор можно признать принадлежащей Новому Орлеану. Мортон также ходил в мажорными и минорными шестыми басу , а не десятыми или октавами. Он играл основные ритмы свинга как левой, так и правой рукой.
Некоторые композиции Мортона были данью уважения самому себе, в том числе «Winin' Boy», «The Jelly Roll Blues» (с подзаголовком «The Original Jelly-Roll»); и «Мистер Джелли Лорд». В эпоху биг-бэндов его «King Porter Stomp», написанный Мортоном десятилетиями ранее, стал большим хитом для Флетчера Хендерсона и Бенни Гудмана ; он стал стандартом, исполняемым большинством других свинг-групп того времени. Мортон утверждал, что написал несколько мелодий, авторские права на которые принадлежали другим, в том числе « Alabama Bound ». [31] и « Тигровая тряпка ». «Sweet Peter», которую Мортон записал в 1926 году, по-видимому, является источником мелодии хита « All of Me », авторство которого было приписано Джеральду Марксу и Сеймуру Саймонсу в 1931 году.
Его музыкальное влияние продолжается в творчестве Дика Хаймана. [32] и Реджинальд Робинсон . [33]
Наследие [ править ]
В 2013 году Кэти Мартин опубликовала статью, в которой утверждалось, что Алана Ломакса выставила Мортона в негативном свете. книга интервью [34] Мартин не согласился с тем, что Мортон был эгоистом.
Джелли Ролл, которого называли величайшим эгоистом, часто становился жертвой вольных и мрачных репортажей. Однако если мы прочитаем слова, которые он сам написал, мы узнаем, что он почти страдал комплексом неполноценности и говорил, что создал свой собственный стиль джазового фортепиано, потому что «Все мои коллеги-музыканты были гораздо быстрее в манипуляциях, думал я, чем я, и У меня не было ощущения, что я нахожусь в их классе». Поэтому он использовал более медленный темп, чтобы обеспечить гибкость за счет использования большего количества нот, щепотку испанского языка, чтобы придать правильную приправу, избегание непрерывной игры тройного форте и многие другие моменты. [35]
Награды и почести [ править ]
- Интервью Music Box были выпущены посмертно в виде коробочного набора и получили две премии Грэмми. [26]
- В том же году Мортон был удостоен премии «Грэмми» за заслуги перед жанром .
- В 1992 году Мортон был посмертно номинирован на премию «Тони» за лучший оригинальный саундтрек к мюзиклу « Последний джем Джелли» , изображающему его жизнь .
- Мортон был занесен в Зал славы рок-н-ролла и был избран членом-учредителем Аллеи славы Gennett Records .
- В 2008 году он был введен в Зал славы музыки Луизианы . [36]
Дискография [ править ]
- 1923/24 ( Веха , 1923–24)
- Сессия Red Hot Peppers: Рождение Hot, Классические сессии Red Hot Peppers ( RCA Bluebird , 1926–27)
- Жемчуг (RCA Bluebird, 1926–1939)
- Король джаза Нового Орлеана (RCA Bluebird, 1926–30)
- Джелли Ролл Мортон: Полная библиотека записей Конгресса, тт. 1–8 (бокс-сет из 8 компакт-дисков) ( Rounder , 2005)
Представительство в других средствах массовой информации [ править ]
- «Последняя ночь Джелли Ролл Мортона в гостинице в джунглях: воображаемые мемуары» (1984) этномузыковеда и фольклориста Сэмюэля Чартерса , украшающие ранние рассказы Мортона о его жизни. [37]
- В припеве « And It Stoned Me », открывающем трек его плодотворного альбома Moondance 1970 года , ирландский певец и автор песен Ван Моррисон поет: «И это поразило меня до глубины души, поразило меня так же, как Джелли Ролл, и это поразило меня». Считается, что речь идет о детских воспоминаниях о прослушивании записей Мортона его отца. [38]
- Кларенс Уильямс III играет Джелли Ролл Мортон в «Легенде 1900 года» .
- «Последний джем Джелли» — мюзикл по книге Джорджа К. Вулфа , слова Сьюзен Биркенхед и музыка Джелли Ролл Мортон и Лютер Хендерсон . [5]
- В сезоне 1, эпизоде 3 сериала « Интервью с вампиром» канала AMC , примерно в 1917 году в Сторивилле , Мортон (изображаемый Кайлом Русселем ) является главным развлечением вымышленного борделя под названием «Салун честной игры», который позже становится «Залом Азалии», принадлежащим вампир Луи де Пуэнт дю Лак. Несколько десятилетий спустя, в 2022 году, Луи утверждает в своем интервью Дэниелу Моллою, что именно импровизация Лестата на музыку Мортона способствовала записи Wolverine Blues .
- Мортон широко описан в книге Пегги Хикс 2011 года « Призрак кубинской королевы Борделло» , в которой подробно описывается жизнь Бесси Джулии Джонсон, также известной как Анита Гонсалес. Подросток Мортон впервые узнал Бесси/Аниту как проститутку в Сторивилле, затем в 1917 году он последовал за ней в Лас-Вегас, штат Невада, где она была мадам. Они совершили поездку по США, вместе купили дом в Лос-Анджелесе. Они переехали в Джером, штат Аризона , где она управляла борделем. Они поженились в конце 1918 года, часто ссорились, переезжали и развелись. Он поехал один в Чикаго. Они поддерживали связь на протяжении многих лет, а Мортон занимал деньги. Мортон разыскал ее в конце своей жизни и умер у нее на руках. [39]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Другие даты рождения, приписываемые Мортону, включают 20 октября 1890 года и 13 сентября 1884 года, последнюю из которых Мортон указал при регистрации призыва в армию во время Первой мировой войны, что делает его на шесть лет старше, чем он, как полагают, был на самом деле.
- ^ Биография , Doctorjazz.co.uk. По состоянию на 18 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Яноу, Скотт. «Джелли Ролл Мортон» . Вся музыка . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Гиддинс, Гэри; ДеВо, Скотт (2009). Джаз . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-06861-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грин, Джесси (22 февраля 2024 г.). « Обзор «Jelly's Last Jam»: музыкальный рай, даже в чистилище - Джелли Ролл Мортон «изобрел» джаз, как он утверждал? Сенсационное возрождение Encores! предлагает посмертное судебное преследование одного из отцов-основателей этой формы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Шуллер, Гюнтер (1986). История джаза . Том 2. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 136 . ISBN 0-19-504043-0 .
- ^ Джон Швед, «Доктор Джаз», буклет в Jelly Roll Morton: The Complete Library of Congress Recordings , Rounder (2005), стр. 3.
- ↑ Подробную информацию, дополненную диаграммами и основанную на исследованиях Лоуренса Гуши, можно получить в книге Питера Хэнли « Джелли Ролл Мортон: Очерк генеалогии» (2002).
- ^ Хэнли, Джелли Ролл Мортон: Очерк генеалогии . В свидетельстве о крещении указана дата его рождения 20 октября 1890 года, но Хэнли предпочитает 20 сентября 1890 года. Джон Швед, с другой стороны, предпочитает 1895 год. См. «Доктор Джаз» в « Джелли Ролл Мортон: Полная библиотека записей Конгресса» ( Rounder Records, 2005), стр. 4.
- ^ Музыкальный Гамбо — Музыка Нового Орлеана . WW Нортон . 1993. ISBN 9780393034684 . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Биодаты Игнаса Коласа , Doctorjazz.co.uk. По состоянию на 18 июля 2023 г.
- ^ Окли, Джайлз (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 102 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт, Рекс (1991). Мальчик встречает Хорна . Клэр П. Гордон, изд. Издательство Мичиганского университета. Цитируется в Левин, Флойд (2000). Классический джаз: личный взгляд на музыку и музыкантов . Издательство Калифорнийского университета. С. 109–110 . ISBN 9780520213609 . Проверено 16 октября 2015 г.
- ^ Майор, Кларенс (1994). От Джубы до Джайва: Словарь афроамериканского сленга . Нью-Йорк: Пингвин. п. 256 . ISBN 9780140513066 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Музыка Дьявола: Джаз 1920-х годов» . ПБС. 2 февраля 2000 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Джелли Ролл Мортон: В дороге, 1905–1917» . DoctorJazz.co.uk. Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Райх, Ховард; Гейнс, Уильям (2003). Блюз Джелли: жизнь, музыка и искупление Джелли Ролл Мортон . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. стр. 39–41 . ISBN 0-306-81350-5 .
- ^ Райх, Ховард; Гейнс, Уильям (2003). Блюз Джелли: жизнь, музыка и искупление Джелли Ролл Мортон . Да Капо. ISBN 9780306812095 . Получено 27 апреля 2020 г. - через archive.org.
- ^ «Желе, закатившееся в Ванкувер» . Радио CBC 2. 31 марта 2010 г. Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ Райх и Гейнс (2003). Джелли Блюз . Да Капо Пресс. стр. 70–98 . ISBN 9780306812095 .
- ^ Райх и Гейнс (2003). Джелли Блюз . Да Капо Пресс. стр. 114–127 . ISBN 9780306812095 .
- ^ Райх и Гейнс (2003). Джелли Блюз . Да Капо Пресс. стр. 132–135 . ISBN 9780306812095 .
- ^ Райх и Гейнс (2003). Джелли Блюз . Да Капо Пресс. стр. 132–144 . ISBN 9780306812095 .
- ^ Райх и Гейнс (2003). Джелли Блюз . Да Капо Пресс. стр. 144–146 . ISBN 9780306812095 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «U Street Jazz – Исполнители – Выдающиеся джазовые музыканты: их истории в Вашингтоне, округ Колумбия» . Gwu.edu . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Записи Библиотеки Конгресса о победе Джелли Ролл Мортон на премии Грэмми» . Библиотека Конгресса. Лок.gov. 14 января 2006 года . Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ Гелли, Дэвид (2000). Иконы джаза . Сан-Диего, Калифорния: Тандер-Бей. ISBN 1-57145-268-0 .
- ^ «Похороните Джелли Ролл Мортон на побережье» . ДаунБит . 8 (15): 13. 1 августа 1941 года . Проверено 13 апреля 2024 г. Дополнительные материалы Мортона на стр. 1 и 4 этого выпуска.
- ^ Джоя, Тед (апрель 2017 г.). «Вера герцога Эллингтона» . Первые вещи . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Джелли Ролл Мортон» . www.энциклопедия.com . Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 61 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Карр, Ян; Фэйрвезер, Дигби; Пристли, Брайан (2004). Грубое руководство по джазу . Грубые гиды. стр. 2–. ISBN 978-1-84353-256-9 . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Кинзер, Стивен (28 ноября 2000 г.). «Человек, который сделал джаз популярным; через 60 лет после его смерти Джелли Ролл Мортон заслужил уважение» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Мартин, Кэти (февраль 2013 г.). «Заботы г-на Ломакса, изобретателя «изобретателя джаза» ». Популярная музыка и общество . 36 (1): 30–39. дои : 10.1080/03007766.2011.613225 . hdl : 1808/4202 . S2CID 191490584 .
- ^ Цитируется по Джону Шведу, доктору Джазу . Книга, прилагаемая к бокс-сету « Джелли Ролл Мортон: Полная библиотека записей Конгресса» Алана Ломакса , Rounder 11661-188-BK01 (2005)
- ^ «Зал музыкальной славы Луизианы» . ЛуизианаMusicHallOfFame.org . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Чартерс, Сэмюэл Барклай (1984). Последняя ночь Джелли Ролл Мортон в гостинице «Джунгли»: воображаемые мемуары . Марион Боярс. ISBN 0-7145-2805-6 .
- ^ «Рецензия на песню «И меня побило камнями» » . Вся музыка . allmusic.com . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Хикс, Пегги (2011). Призрак кубинской королевы Борделло . Пегги Хикс. ISBN 9-7805-7807-3439 .
Источники [ править ]
- Дапогни, Джеймс . Фердинанд «Джелли Ролл» Мортон: Сборник фортепианной музыки . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1982.
- Музыка дьявола: джаз 1920-х годов . ПБС.
- Эллисон, Ральф . Человек-невидимка . п. 486.
- «Фердинанд Дж. Джелли Ролл Мортон». Биографический словарь Луизианы (1988), стр. 586–587.
- "Желе". Время , 11 марта 1940 года.
- Уорд, Джеффри К.; Бернс, Кеннет. Джаз, история американской музыки . Случайный дом.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дапогни, Джеймс (1982). Фердинанд «Джелли Ролл» Мортон: Сборник фортепианной музыки . Издательство Смитсоновского института.
- Гуши, Лоуренс (2010). Пионеры джаза: история креольского оркестра . Издательство Оксфордского университета.
- Ломакс, Алан (1950, 1973, 2001). Мистер Джелли Ролл . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22530-9 .
- Мартин, Кэти (2013). «Занятия г-на Ломакса, изобретателя «изобретателя джаза»». Популярная музыка и общество 36.1 (февраль 2013 г.), стр. 30–39. DOI: 10.1080/03007766.2011.613225.
- Парелес, Джон (1989). «Новоорлеанский соус для Джелли Ролл Мортон:« Он был первым великим композитором и мастером джаза », дань уважения Джелли Роллу Мортону». Нью-Йорк Таймс , 1989, с. Искусство.
- Пастра, Фил (2001). Блюз мертвеца: Джелли Ролл Мортон, путь на запад . Издательство Калифорнийского университета.
- Райх, Ховард; Гейнс, Уильям (2004). Блюз Джелли: жизнь, музыка и искупление Джелли Ролл Мортон . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-81350-5 .
- Рассел, Уильям (1999). О, мистер Джелли! Альбом для вырезок Jelly Roll Morton , Копенгаген: Jazz Media ApS.
- Стоун, Джонатан (2021), «Изобретение джаза: Джелли Ролл Мортон и звуковая риторика горячего музыкального исполнения» , Прослушивание архива Ломакса , University of Michigan Press, стр. 115–158, doi : 10.3998/mpub.9871097 , ISBN 9780472902446 , JSTOR 10.3998/mpub.9871097 , S2CID 234248416
- Швед, Джон. «Доктор Джаз» (2005). Примечания к книге «Джелли Ролл Мортон: Полная библиотека записей Конгресса» Алана Ломакса . Круглый коробочный набор. 80-страничная иллюстрированная монография. Это эссе объемом в книгу также доступно без иллюстраций на сайте Jazz Studies Online : John Szwed, Doctor Jazz: Jelly Roll Morton .
- Райт, Лори (1980). Мистер Джелли Лорд . Публикации Сторивилля.
- Шафер, Уильям Дж (2008). «Оригинальный блюз Джелли Ролл». Издательство Flame Tree. ISBN 978-1-84451-394-9. Эта биография предлагает ясное размышление о Мортоне и его музыке согласно предисловию к книге Говарда Манделя.
Внешние ссылки [ править ]

- Ферд 'Джелли Ролл' Мортон
- Генеалогия Джелли Ролл Мортон
- Джелли Ролл Мортон Музыка (73:73) на YouTube
- Джазовая коллекция Уильяма Рассела в Исторической коллекции Нового Орлеана
- Записи Джелли Ролл Мортон в Дискографии американских исторических записей
- Бесплатные партитуры Джелли Ролла Мортона в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Джелли Ролл Мортон из Red Hot Jazz Archive ; биография с аудиофайлами многих исторических записей Мортона
- 1890 рождений
- 1941 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афро-американские католики
- Афро-американские дирижеры (музыка)
- Афро-американские джазовые композиторы
- Афро-американские джазовые пианисты
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые пианисты
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Похороны на кладбище Голгофа (Лос-Анджелес)
- Джазовые музыканты диксиленда
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Джазовые музыканты из Нового Орлеана
- Джазовые аранжировщики
- Луизианские креолы
- Композиторы рэгтайма
- Участники Red Hot Peppers
- Исполнители водевиля
- Артисты Виктор Рекордс