Флетчер Хендерсон
Флетчер Хендерсон | |
---|---|
![]() Хендерсон в 1943 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джеймс Флетчер Гамильтон Хендерсон |
Также известен как | "Смэк" Хендерсон |
Рожденный | Катберт, Джорджия , США | 18 декабря 1897 г.
Умер | 29 декабря 1952 г. Нью-Йорк , США | ( 55 лет
Жанры | Джаз , свинг |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1921–1950 |
Джеймс Флетчер Гамильтон Хендерсон (18 декабря 1897 - 29 декабря 1952) [1] американский пианист, руководитель оркестра, аранжировщик и композитор, сыгравший важную роль в развитии биг-бэнд- джаза и свинговой музыки . Он был одним из самых плодовитых чернокожих музыкальных аранжировщиков и, наряду с Дюком Эллингтоном , считается одним из самых влиятельных аранжировщиков и руководителей оркестров в истории джаза. Влияние Хендерсона было огромным. Он помог преодолеть разрыв между эпохой диксиленда и свинга. Его часто называли «Смэк» Хендерсон (из-за чмокающих звуков, которые он издавал губами). [2] [3]
Ранняя жизнь, семья и образование
[ редактировать ]Джеймс Флетчер Гамильтон Хендерсон родился в Катберте, штат Джорджия . [4] Он вырос в афроамериканской семье среднего класса. Его отец, Флетчер Гамильтон Хендерсон (1857–1943), был директором близлежащей средней школы Говарда Рэндольфа с 1880 по 1942 год. Их дом является историческим местом. [5] Мать Хендерсона, учительница, научила его и его брата Горация играть на фортепиано. Он начал уроки в шесть лет. Его отец иногда запирал Флетчера в своей комнате, чтобы он часами тренировался. [6] К 13 годам Хендерсон обладал острыми способностями читать музыку и чувствовать слух. [1] Он продолжил обучение вместе со своей матерью и в дальнейшем занимался уроками европейского искусства. [7]
Хотя Хендерсон был талантливым музыкантом, он изначально посвятил себя математике и естественным наукам. В 18 лет он переехал в Атланту , штат Джорджия , и сменил имя на Флетчер Хендерсон, отказавшись от имени своего деда Джеймса. [8] Он учился в Университете Атланты [4] (где он был членом братства Alpha Phi Alpha ) и окончил его в 1920 году со степенью бакалавра химии и математики. [7]
Карьера
[ редактировать ]После окончания учебы Хендерсон переехал в Нью-Йорк с намерением поступить в Колумбийский университет, чтобы получить степень магистра химии. Однако нет никаких доказательств того, что он действительно поступил на службу. Ему удалось найти работу на неполный рабочий день лаборантом в химической фирме в центре Манхэттена , но это продлилось всего год. [9]
В Нью-Йорке Хендерсон делил квартиру с пианистом, который работал музыкантом в речном оркестре. Когда его сосед по комнате был слишком болен, чтобы выступать, Хендерсон заменил его, и вскоре это привело к тому, что он получил работу на полную ставку. В конце 1920 года он нашел работу демонстратором песен в компании Pace and Handy Music Co. [4] Теперь Хендерсон обнаружил, что музыка будет более прибыльной, чем химия, и оставил работу химика в лаборатории, чтобы начать жизнь в музыке. Когда Гарри Пейс покинул компанию, чтобы основать Black Swan Records , он взял с собой Хендерсона на должность музыкального руководителя, и эта должность продолжалась с 1921 по 1923 год. [4] С 1920 по 1923 год он в основном аккомпанировал на фортепиано блюзовым певцам. [10] Хендерсон гастролировал с трубадурами Black Swan вместе с Этель Уотерс с октября 1921 по июль 1922 года. [11] Выслушав корнетиста Луи Армстронга (тогда ему было около 20 лет) в Новом Орлеане во время турне в апреле 1922 года, Хендерсон отправил ему предложение, но Армстронг отказался, потому что Хендерсон не нанял Зутти Синглтона . также [12]
Деятельность Хендерсона до конца 1923 года заключалась в основном в записи концертов для Black Swan и других лейблов. [4] Его группа на тот момент представляла собой всего лишь группу для записи, а не обычную рабочую группу. В январе 1924 года записывающая группа стала домашней группой в клубе «Алабам» по адресу 216 W. 44th St. [4] Несмотря на множество ошибочных публикаций, указывающих на обратное, эта группа 1924 года была первой рабочей группой Хендерсона. [13]

В июле 1924 года группа начала краткое выступление в бальном зале Roseland . Хотя предполагалось остаться всего на несколько месяцев, [4] группу вернули на осенний сезон. Хендерсон во второй раз пригласил Армстронга присоединиться к группе. 13 октября 1924 года история вошла в историю, когда группа Хендерсона начала свое повторное выступление в Роузленде, и теперь в оркестре был Армстронг. Группа быстро стала известна как лучшая афроамериканская группа Нью-Йорка. К концу 1924 года аранжировки Дона Редмана стали включать больше сольных работ. [4]
Редман аранжировал репертуар Армстронга с креольским джаз-бэндом короля Оливера , например, превратив «Dippermouth Blues» в «Sugar Foot Stomp». [14] Армстронг играл в группе всего год. [4] потому что он не мог привыкнуть к аранжировкам и «претензиям» других участников группы. [15] [16]
Группа Хендерсона могла похвастаться выдающимся аранжировочным талантом Дона Редмана. [4] После ухода Редмана из группы в 1927 году Хендерсон взял на себя часть аранжировок, но Бенни Картер заменил Редмана на посту саксофониста и аранжировщика с 1930 по 1931 год, а Хендерсон также покупал партитуры у музыкантов-фрилансеров (включая Джона Несбитта из группы McKinney's Cotton Pickers ). . [17] Хендерсон развивал свои аранжировочные навыки с 1931 по середину 1930-х годов. [18]
В его группу примерно в 1925 году входили Армстронг, Говард Скотт, Коулман Хокинс (который начал с Хендерсона в 1923 году, играя партии тубы на бас-саксофоне, а затем быстро перейдя на тенор-саксофон и ведущую сольную роль), Чарли Диксон , Кайзер Маршалл , Бастер Бэйли. , Элмер Чемберс , Чарли Грин и Ральф Эскудеро . В 1925 году вместе с Генри Троем он написал « Gin House Blues », записанный, среди прочего, Бесси Смит и Ниной Симон . Среди других его композиций - « Soft Winds ». Хендерсон много записывался в 1920-х годах почти для всех лейблов, включая Vocalion , Paramount , Columbia , Ajax , Pathé , Perfect , Edison , Emerson , Brunswick , а также дешевые лейблы Banner , Oriole , Regal , Cameo и Romeo . С 1925 по 1930 год он записывался в основном для Columbia и Brunswick/Vocalion под своим собственным именем, а также делал серию акустических записей под названием Dixie Stompers для Harmony Records и связанных с ними лейблов дешевых магазинов ( Diva и Velvet Tone ). Помимо игры в Roseland, Хендерсон играл в Savoy Ballroom в Гарлем , игра до 3:30 ночи. [19]
В 1930-е годы он записывался для Columbia, Crown (как «Connie's Inn Orchestra»), ARC ( Melotone , Perfect, Oriole, Vocalion), Bluebird , Victor и Decca . С начала 1920-х годов он записывал популярные шлягеры и джазовые мелодии. В 1924 году он и его группа записали 80 партий. Его версия поп-мелодии «I Can't Get the One I Want», записанная примерно 19 июня 1924 года, была выпущена как минимум на 23 лейблах.
Помимо Армстронга, среди ведущих трубачей были Генри «Рэд» Аллен , Джо Смит , Рекс Стюарт , Томми Лэднье , Док Читэм и Рой Элдридж . Ведущими саксофонистами были Коулман Хокинс , Бастер Бэйли , Бенни Картер и Чу Берри . Сан Ра также работал аранжировщиком в 1940-х годах, во время выступления Хендерсона в клубе DeLisa в Чикаго. Среди других джазовых музыкантов, которые также играли с Хендерсоном, были трубач Кути Уильямс и тромбонист Бенни Мортон . [19]
Хотя группа Хендерсона была популярна, он не добился больших успехов в ее управлении и все еще был малоизвестен за пределами Нью-Йорка. [4] [19] Его отсутствие признания за пределами Гарлема было связано больше с тем временем, в котором он жил, очевидно с плохим менеджментом, а также с тяжелыми временами, которые наступили после краха фондового рынка 1929 года. Хендерсон умел находить таланты, но удержать их ему не удалось. [4] Во многих случаях он терял талантливых участников из-за других руководителей оркестров. Также у него были проблемы с финансами. Когда группа распалась в 1934 году, он был вынужден продать некоторые из своих популярных аранжировок Бенни Гудману, чтобы сохранить их вместе. [7]
Примерно после 1931 года его собственные аранжировки стали влиятельными. Помимо аранжировок для своей группы, он написал аранжировки для Тедди Хилла , Ишама Джонса и Бенни Гудмана. Его плечо было повреждено в автокатастрофе в 1928 году. Его жена Леора винила аварию в том, что его успех уменьшился. [4] Она сказала, что Джон Хаммонд и Гудман купили аранжировки Хендерсона, чтобы поддержать его, что Гудман всегда отдавал должное Хендерсону за аранжировки и говорил, что он играл их лучше, чем свои собственные. Кроме того, Гудман и Хаммонд организовали трансляции и записи, чтобы помочь Хендерсону, когда он заболел. [20]
Бенни Гудман
[ редактировать ]В 1935 году оркестр Гудмана был выбран в качестве домашней группы для NBC радиопрограммы Let's Dance . Поскольку Гудману для шоу нужны были новые чарты каждую неделю, его зять Джон Хаммонд предложил ему купить их у Хендерсона. [4] Многие хиты Гудмана эпохи свинга были исполнены Хендерсоном и его собственной группой в конце 1920-х - начале 1930-х годов, обычно в качестве аранжировок, которые он переписал со своих собственных пластинок, а затем продал Гудману. Однако его брат Гораций Хендерсон рассказал, что кларнетист предъявлял Хендерсону серьезные требования в отношении свежих чартов, когда его группа участвовала в шоу Let's Dance в 1934–1935 годах, и что он сам помогал своему брату завершить некоторые из них. [21] Певица Хелен Уорд также заявила, что Хендерсон был рад услышать, как оркестр Гудмана воплощает его творения с такой безупречной музыкальностью.
В 1939 году Хендерсон распустил свою группу и присоединился к Goodman's. [4] сначала как пианист и аранжировщик, а затем работая полный рабочий день штатным аранжировщиком. [18] Хендерсон несколько раз реформировал собственные группы в 1940-х годах и снова гастролировал с Этель Уотерс в 1948 и 1949 годах.
Хендерсон перенес инсульт в 1950 году. [4] что привело к частичному параличу, положившему конец его карьере пианиста. [18] Он умер в Нью-Йорке в 1952 году, через 11 дней после своего 55-летия. [4]
Взносы
[ редактировать ]Хендерсон вместе с Доном Редманом установили формулу свинговой музыки . [4] Эти двое разбили оркестр на секции (секция саксофона, секция трубы и т. д.). Эти разделы работали вместе, чтобы создать уникальный звук. Иногда секции играли в стиле «призыв-и-ответ» , а иногда одна секция играла второстепенные риффы позади другой. [17]
Хендерсон также отвечал за приезд Луи Армстронга из Чикаго в Нью-Йорк в октябре 1924 года, тем самым перевернув центральную точку джаза в истории Соединенных Штатов (хотя Армстронг покинул группу в ноябре 1925 года и вернулся в Чикаго). [4] Он также сыграл ключевую роль в привнесении импровизационных джазовых стилей из Нового Орлеана и других районов страны в Нью-Йорк, где они слились с традицией танцевальных коллективов, которая в значительной степени опиралась на аранжировки, записанные нотной записью. [22]
Хендерсон создал группу, способную исполнять танцевальную музыку и сложные аранжировки. Луи Меткалф сказал: «Вид людей Флетчера Хендерсона, играющих за пюпитрами, вызвал в Гарлеме толчок к обучению чтению нот, на который раньше это не обращало внимания. Это были два года настоящей концентрации. Все приветствовали вас словами: «Как дела?» изучение? ' " [23]
В память о Хендерсоне в его родном Катберте, штат Джорджия, был создан музей. [24]
Дискография
[ редактировать ]Сборники компакт-дисков
[ редактировать ]Мастеринг: Джон Р.Т. Дэвис
[ редактировать ]- 1924–1925 Полное собрание Луи Армстронга с Флетчером Хендерсоном 1924–1925 (Forte F 38001/2/3)
- 1925–1929 Флетчер Хендерсон 1925–29 (JSP Records 311) [синглы Колумбии]
- 1925–1926 Сессии Harmony & Vocalion, том 1 1925–1926 (Timeless Records CBC 1-064)
- 1927–1928 Сессии Harmony & Vocalion, том 1 1927–1928 (Timeless Records CBC 1-069)
- 1931–1933 Да, чувак! (Hep Records, компакт-диск 1016)
- 1934 г. Дикая вечеринка! (Hep Records, компакт-диск 1009)
- 1924–1937 Wrappin 'It Up (Маршалл Кавендиш, компакт-диск Jazz Greats 031)
пластинок с мозаикой Бокс-сеты
[ редактировать ]- 1923–1934 Классические сессии Коулмана Хокинса 1922–1947 (MD8-251) [Содержит 59 выступлений Флетчера Хендерсона и его оркестра под разными псевдонимами]
- 1936–7 Classic Chu Berry Columbia and Victor Sessions (MD7-236) [Содержит 24 выступления Флетчера Хендерсона и его оркестра]
- 1921–23 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 794)
- 1923–00 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 697)
- 1923–24 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 683)
- 1924–01 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 673)
- 1924–02 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 657)
- 1924–03 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 647)
- 1924–25 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 633)
- 1925–26 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 610)
- 1926–27 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 597)
- 1927–00 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 580)
- 1927–31 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 572)
- 1931–00 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 555)
- 1931–32 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 546)
- 1932–34 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 535)
- 1934–37 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 527)
- 1937–38 - Хронологический FH и его оркестр (Classics # 519)
- 1941 - Хронологический Гораций Хендерсон 1940 / FH и его оркестр 1941 (Classics # 648)
Другой
[ редактировать ]- 1924–1925 Do That Thing (Frog, DGF87) [предварительные электрические записи для Vocalion и Pathé]
- 1927–1936 Незаменимый Флетчер Хендерсон (RCA, Jazz Tribune – № 30) [записи Виктора]
- 1931–1934 Приливная волна (Оригинальные записи Decca) , GRP , 1994
- Кен Бернс Джаз: Флетчер Хендерсон , Колумбия/Наследие , 2000
Сборники пластинок
[ редактировать ]- Исследование разочарования , Колумбия , 1961 [бокс-сет из 4 пластинок]
- Фокус-покус , Bluebird Records , 1 992
- Первые впечатления 1924–1931 Том. 1 , серия Decca Jazz Heritage, DL 9227
- Swing's the Thing 1931–1934 Том. 2 , серия Decca Jazz Heritage, DL 79228
Как аранжировщик оркестра Бенни Гудмана.
[ редактировать ]- Пой, пой, пой (1992) ( Bluebird /RCA)
- Годы Гарри Джеймса, Том. 1 (1993) (Синяя птица/RCA)
- Лучший из биг-бэндов [под именем Гудмана] (1933–1946/1989) (Колумбия)
- Гений электрогитары (записано под именем секстета Гудмана, выпущено под именем Чарли Кристиана) (1939–1941/1990) (Колумбия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кохасси, Джон (1996). «Флетчер Хендерсон» . Энциклопедия.com .
- ^ Манкузо, Чак (1996). Популярная музыка и андеграунд: основы джаза, блюза, кантри и рока 1900–1950 гг . Издательство Даремских компаний. п. 138. ИСБН 0-8403-9088-2 .
- ^ Меддингс, Майк. «Черновики регистрационных карточек Первой мировой войны 4» . Doctorjazz.co.uk . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Колин Ларкин , изд. (1992). «Флетчер Хендерсон». Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 198/9. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ «Дом Флетчера Хендерсона, 1888 год, Катберт» . Исчезающая Грузия . Национальный реестр исторических мест. 6 октября 2019 г. Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 126. ИСБН 978-0-393-06582-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Флетчер Хендерсон в джазе (фильм Кена Бернса), биография избранного артиста» . PBS.org . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Флетчер Хендерсон в Британской энциклопедии
- ^ Аллен, Уолтер (1973). Хендерсония (2-е изд.). Джазовые монографии. п. 6.
- ^ Братья (2014), с. 129.
- ^ Аллен (1973), стр. 10–35.
- ^ Братья (2014), с. 120.
- ^ Аллен, Уолтер (1973). Хендерсония (2-е изд.). Хайленд-Парк, Нью-Джерси: Уолтер К. Аллен . стр. 76–84. ASIN B000GQRLT6 .
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 149. ИСБН 978-0-393-06582-4 .
- ^ Братья (2014), стр. 122–23, 141–42.
- ^ Аллен (1973), стр. 112–166.
- ^ Перейти обратно: а б «Флетчер Хендерсон в джазе (фильм Кена Бернса), биография избранного артиста» . PBS.org . 25 сентября 1934 года . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Яноу, Скотт (29 декабря 1952 г.). «Биография Флетчера Хендерсона» . Вся музыка . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Каллен, Стюарт А. (2003). История джаза . Сан-Диего: Lucent Books. стр. 44–45. ISBN 978-1-59018-125-6 .
- ^ Готлиб, Роберт (редактор), Чтение джаза: собрание автобиографии, репортажей и критики с 1919 года по настоящее время , Pantheon Books, 1996.
- ^ Файерстоун, Росс (1993). Качели, качели, качели: жизнь и времена Бенни Гудмана . WW Нортон и компания. ISBN 9780393311686 .
- ^ «Флетчер Хендерсон» . Musicians.allaboutjazz.com . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Маги, Джеффри (2000). «До Луи: когда Флетчер Хендерсон был« Полом Уайтменом расы »». Американская музыка 18.4: 391–425.
- ^ «Джаз рядом с тобой –» . Allaboutjazz.com . 17 марта 2013. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 18 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уолтер К. Аллен, Хендерсония - Музыка Флетчера Хендерсона и его музыкантов - биодискография (1973)
- Джеффри Маги, Некоронованный король свинга: Флетчер Хендерсон и джаз-биг-бэнд (2004)
- Марджери Дьюс, «Вспоминая: замечательная семья Хендерсонов»
- Гюнтер Шуллер , Эпоха свинга: развитие джаза, 1930–1945 (История джаза, том 2) (1989)
- Скотт Яноу , Swing: Third Ear – The Essential Listening Companion (2000)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Флетчер Хендерсон . Профили в джазе Скотта Яноу
- «Флетчер Хендерсон 1897–1952» . Архив Red Hot Jazz
- Флетчер Хендерсон в Find a Grave
- Записи Флетчера Хендерсона в Дискографии американских исторических записей .
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- 1897 рождений
- 1952 смерти
- Афро-американские джазовые композиторы
- Афро-американские джазовые пианисты
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Руководители биг-бэндов
- Выпускники Университета Кларка Атланты
- Артисты Columbia Records
- Исполнители Gennett Records
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка
- Музыканты из Джорджии (штат США)
- Оркестровые джазовые музыканты
- Артисты Paramount Records
- Люди из Катберта, Джорджия
- Лидеры свинг-бэндов
- Свинг-пианисты
- Американские артисты водевиля
- Исполнители Vocalion Records