Бенни Картер
Бенни Картер | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Беннетт Лестер Картер |
Рожденный | Бронкс , Нью-Йорк, США | 8 августа 1907 г.
Умер | 12 июля 2003 г. Лос-Анджелес , Калифорния, США | (95 лет)
Жанры | Свинг , джаз |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Саксофон, труба, кларнет |
Годы активности | 1920-е–1997 гг. |
Этикетки | Клеф , Норгран , Верве , Пабло , Конкорд , MusicMasters |
Веб-сайт | Бенникартер |
Беннет Лестер Картер (8 августа 1907 — 12 июля 2003) — американский джазовый саксофонист, кларнетист, трубач, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра. Вместе с Джонни Ходжесом он был пионером игры на альт-саксофоне . С самого начала своей карьеры в 1920-х годах он работал аранжировщиком и писал чарты для биг-бэнда Флетчера Хендерсона , которые сформировали стиль свинг. У него была необычайно долгая карьера, которая продолжалась до 1990-х годов. В течение 1980-х и 1990-х годов он был номинирован на восемь премий «Грэмми» , включая получение Премии за заслуги перед жанром .
Карьера
[ редактировать ]Картер родился в Нью-Йорке в 1907 году. Его мать и другие жители района давали ему уроки игры на фортепиано. Он играл на трубе и некоторое время экспериментировал с саксофоном C-мелодии, прежде чем остановился на альт-саксофоне. В 1920-х годах он выступал с Джун Кларк , Билли Пейдж и Эрлом Хайнсом , затем гастролировал в составе Wilberforce Collegians под руководством Хораса Хендерсона . [1] Впервые он появился на записи в 1927 году как член «Райской десятки» во главе с Чарли Джонсоном . [2] Он вернулся в Collegians и стал их руководителем оркестра до 1929 года, включая выступление в бальном зале Savoy в Нью-Йорке. [1]
Когда ему было чуть больше 20, Картер работал аранжировщиком у Флетчера Хендерсона после того, как эту должность освободил Дон Редман . У него не было формального образования в аранжировке, он учился методом проб и ошибок, вставал на колени и смотрел на существующие схемы, «сначала записывая соло-трубу, а затем соло-саксофон — что, конечно, трудный путь. какое-то время я это делал, прежде чем понял, что такое счет». [3]
Он покинул Хендерсона, чтобы занять прежнюю должность Редмана в качестве руководителя сборщиков хлопка МакКинни в Детройте. В 1932 году он сформировал группу в Нью-Йорке, в которую вошли Чу Берри , Сид Кэтлетт , Кози Коул , Билл Коулман , Бен Вебстер , Дикки Уэллс и Тедди Уилсон . [1] Аранжировки Картера были сложными. Среди наиболее значительных были «Keep a Song in Your Soul», написанные для Хендерсона в 1930 году, а также «Одинокие ночи» и «Симфония в риффах» 1933 года, обе из которых демонстрируют сочинение Картера для саксофона. [4]
К началу 1930-х годов Картер и Джонни Ходжес считались ведущими альт-саксофонистами. Картер также стал ведущим солистом на трубе, заново открыв для себя этот инструмент. В 1930-е годы он много записывался на трубе. Недолговечный оркестр Картера выступал в Гарлемском клубе в Нью-Йорке, но записал лишь несколько пластинок для Columbia , OKeh и Vocalion . Стороны OKeh выпускались под названием The Chocolate Dandies .
В 1933 году Картер участвовал в сессиях с британским композитором и музыкантом Спайком Хьюзом , который посетил Нью-Йорк, чтобы организовать записи с выдающимися афроамериканскими музыкантами. Эти 14 сторон плюс четыре биг-бэнда Картера, называвшегося в то время «Спайк Хьюз и его негритянский оркестр» , изначально выпускались только в Англии. Музыканты были из группы Картера, в их число входили Ред Аллен , Дикки Уэллс, Уэйман Карвер , Коулман Хокинс , Джей Си Хиггинботэм и Чу Берри . [5]
Картер переехал в Лондон и два года проработал аранжировщиком в BBC Big Band . [2] В Англии, Франции и Скандинавии он записывался с местными музыкантами и привез свою группу в Нидерланды. В этих условиях Картер играл на трубе, кларнете, фортепиано, альт- и тенор-саксофоне, а также время от времени исполнял вокал. [1] В 1938 году он записал в Париже с Джанго Рейнхардтом «I'm Coming Virginia» и «Farewell Blues» в собственной аранжировке. Он вернулся в Америку в том же году и нашел постоянную работу руководителем своей группы в Savoy Ballroom в Гарлеме до 1941 года. В группу входили Шэд Коллинз , Сидни Де Пэрис , Вик Дикенсон и Фредди Вебстер . После этого помолвки он возглавил группу из семи человек, в которую входили Эдди Бэрфилд , Кенни Кларк и Диззи Гиллеспи .
В середине 1940-х годов он переехал в Лос-Анджелес, сформировав еще один биг-бэнд, в который временами входили Джей Джей Джонсон , Макс Роуч и Майлз Дэвис . Но это были его последние большие группы. За исключением редких концертов, выступлений с джазом в филармонии . [3] и записываясь, он перестал работать руководителем гастролирующего биг-бэнда. Лос-Анджелес предоставил ему множество возможностей для студийной работы, и они доминировали в его жизни на протяжении десятилетий. Он писал музыку и аранжировки для фильмов, таких как «Штормовая погода» в 1943 году. В 1950-х и 60-х годах он писал аранжировки для вокалистов. [3] такие как Луи Армстронг , Рэй Чарльз , Элла Фицджеральд , Пегги Ли и Сара Вон . [1] О своем возвращении в 1970-е годы [2] Картер снова вернулся к игре на саксофоне и совершил поездку по Ближнему Востоку благодаря Госдепартаменту США. Он начал совершать ежегодные визиты в Европу и Японию. [1]
уговорил Картера провести выходные в Принстонском университете В 1969 году Морро Бергер, профессор социологии из Принстона, писавший о джазе, . Это привело к новому проявлению таланта Картера: преподаванию. В течение следующих девяти лет он посетил Принстон пять раз, большинство из них были кратковременными, за исключением одного в 1973 году, когда он провел там семестр в качестве приглашенного профессора. В 1974 году Принстон присвоил ему степень почетного доктора. [1] Он преподавал на мастер-классах и семинарах в нескольких других университетах и в течение недели был приглашенным лектором в Гарварде в 1987 году. Морро Бергер написал « Бенни Картер - Жизнь в американской музыке» (1982), двухтомный труд о карьере Картера. [6]
Время мало повлияло на способности Картера. В 1980-е годы он написал длинную композицию Central City Sketches , которую исполнил в Cooper Union Американский джазовый оркестр . Еще одна длинная композиция, Glasgow Suite , была исполнена в Шотландии. Линкольн-центр поручил ему написать «Good Vibes» в 1990 году. [7] Национальный фонд искусств предоставил ему грант на создание сюиты «Сказки восходящего солнца» и сюиты «Гарлемский ренессанс» . Эта музыка была исполнена в 1992 году, когда ему было 85 лет. [3]
У Картера была необычайно долгая карьера. Он один из немногих музыкантов, записывавшихся за восемь разных десятилетий. [2] Еще одной особенностью его карьеры была универсальность как музыканта, руководителя группы, аранжировщика и композитора. Он помог определить звучание альт-саксофона, но он также выступал и записывался на сопрано-саксофоне, тенор-саксофоне, трубе, тромбоне, кларнете и фортепиано. [3] Он помог заложить основу для аранжировки еще в 1930 году, когда аранжировал «Keep a Song in Your Soul» для биг-бэнда Флетчера Хендерсона. Его композиции включают новый хит « Cow-Cow Boogie », записанный Эллой Мэй Морс , и обширный «Central City Sketches », написанный, когда ему было 80 лет, и записанный с Американским джазовым оркестром. [1]
Смерть
[ редактировать ]Картер умер в возрасте 95 лет в Лос-Анджелесе, в медицинском центре Сидарс-Синай, 12 июля 2003 года от осложнений бронхита . [8] [9]
Награды и почести
[ редактировать ]Он был введен в DownBeat Зал славы джаза в 1977 году. В 1978 году он был введен в Зал славы чернокожих кинематографистов . [10] В 1980 году он получил награду Golden Score Американского общества аранжировщиков и композиторов . Его 75-летие было отмечено радиостанцией в Нью-Йорке, которая безостановочно транслировала его музыку более недели. [1] Национальный фонд искусств вручил ему премию NEA Jazz Masters Award за 1986 год. [11]
В 1987 году ему была вручена премия «Грэмми» за заслуги перед жанром. В 1994 году он выиграл премию «Грэмми» за свое соло в песне «Прелюдия к поцелую» и получил звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 1989 году Линкольн-центр отпраздновал 82-летие Картера серией его песен в исполнении Эрнестины Андерсон и Сильвии Симс . В 1990 году он был назван джазовым артистом года по опросам DownBeat и JazzTimes . Он был лауреатом премии Центра Кеннеди в 1996 году и получил степени почетного доктора Принстона (1974). [12] Рутгерс (1991), [13] Гарвард (1994 г.) и Музыкальная консерватория Новой Англии (1998 г.). [14] В 2016 году Национальный музей американской истории сделал Картера героем своего плаката Месяца признательности джазу . [15]
вручил ему Национальную медаль искусств В 2000 году президент Билл Клинтон . [16] [17]
Премии Грэмми
[ редактировать ]- Победы: 3
- Номинаций: 9 [18]
Год | Категория | Заголовок | Примечания |
---|---|---|---|
1963 | Лучшая фоновая аранжировка (за вокалистом или инструменталистом) | "Разоренный" | Номинация |
1986 | Лучшее джазовое инструментальное исполнение, группа | Свинг-воссоединение | Номинация |
1987 | Премия за заслуги перед жизнью | Победить | |
1988 | Лучшая инструментальная композиция | «Эскизы центра города (сторона 2)» | Номинация |
1992 | Лучшее выступление большого джазового ансамбля | Гарлемский Ренессанс | Номинация |
1992 | Лучшая инструментальная композиция | «Гарлемский ренессансный люкс» | Победить |
1993 | Лучшее джазовое инструментальное соло | "Чем больше я тебя вижу" | Номинация |
1994 | Лучшая инструментальная композиция | «Элегия в синем» | Номинация |
1994 | Лучшее джазовое инструментальное исполнение, индивидуальное или групповое | Элегия в синем | Номинация |
1994 | Лучшее джазовое инструментальное соло | «Прелюдия к поцелую» | Победить |
Дискография
[ редактировать ]Информация с сайта AllMusic.com. [19]
Год | Заголовок | Примечания | Этикетка |
---|---|---|---|
1952 | Одни вместе | с трио Оскара Петерсона и Бадди Ричем | Ель европейская |
1953 | Космополитен | Ключ | |
1954 | Грозный Бенни Картер [10 дюймов] | Ель европейская | |
1954 | Урбан мистер Картер [10 дюймов] | Ель европейская | |
1954 | Бенни Картер играет красиво | также выпущен как Moonglow | Ель европейская |
1955 | Новые джазовые звуки | с Диззи Гиллеспи и Биллом Харрисом | Ель европейская |
1955 | Урбан Джаз | с Роем Элдриджем | Воодушевление |
1958 | Джазовый Гигант | Современный | |
1958 | Качаемся 20-е годы | с Эрлом Хайнсом | Современный |
1958 | Сказочная группа Бенни Картера | Переиздание записей 1943 года. | Аудиолаборатория |
1959 | Играет кан-кан Коула Портера и все идет | Объединенные художники | |
1959 | Аспекты | также выпущен как Джазовый календарь Бенни Картера | Объединенные художники |
1960 | Сакс аля Картер! | Объединенные художники | |
1961 | Дальнейшие определения | Импульс! | |
1962 | БББ и Ко. | с Беном Вебстером и Барни Бигардом | Свингвилл |
1963 | Бенни Картер в Париже | 20 век Фокс | |
1966 | Дополнения к дальнейшим определениям | переиздан в качестве бонус-треков на компакт-диске «Дальнейшие определения» в 1997 году. | Импульс! |
1976 | Король | Пабло | |
1976 | Картер, Gillespie Inc. | с Диззи Гиллеспи | Пабло |
1976 | Страна чудес | Выпущен в 1986 году. | Пабло |
1977 | «Живи и здравствуй в Японии!» | Пабло Лайв | |
1977 | Бенни Картер 4: Монтрё '77 | Пабло Лайв | |
1980 | Летняя серенада | Сторивилль | |
1983 | Скайлайн Драйв | Фонтастический | |
1985 | Джентльмен и его музыка | Конкорд | |
1987 | Билли Экстайн поет с Бенни Картером | с Билли Экстайном | ЭмАрси |
1987 | Бенни Картер встречается с Оскаром Петерсоном | с Оскаром Петерсоном | Пабло |
1987 | Эскизы центрального города | с Американским джазовым оркестром | Музыкальные мастера |
1988 | В настроении для свинга | Музыкальные мастера | |
1989 | Моя проблема | Пабло | |
1989 | Над радугой | Музыкальные мастера | |
1990 | Готовим у Карлоса I | Музыкальные мастера | |
1990 | Мэриан Макпартленд играет песенник Бенни Картера | Конкорд Джаз | |
1990 | Мой мужчина Бенни, мой мужчина Фил | с Филом Вудсом | Музыкальные мастера |
1991 | Весь этот джаз: Концерт в Принстоне | Музыкальные мастера | |
1992 | Гарлемский Ренессанс | Музыкальные мастера | |
1992 | Легенды | с Хэнком Джонсом - выпущен в 1997 г. | Музыкальные мастера |
1994 | Элегия в синем | Музыкальные мастера | |
1996 | Сборник песен Бенни Картера | с разными вокалистами | Музыкальные мастера |
1996 | В другой раз, в другом месте | с Филом Вудсом | Вечерняя звезда |
1997 | Сборник песен Бенни Картера, том II | с разными вокалистами | Музыкальные мастера |
1997 | Нью-Йоркские ночи | Музыкальные мастера |
Как аранжировщик
[ редактировать ]Год | Заголовок | Художник | Жанр | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1960 | Люкс «Канзас-Сити» | Каунт Бэйси и его оркестр | Джаз | Рулетка |
1961 | Легенда | Каунт Бэйси и его оркестр | Джаз | Рулетка |
1962 | Биг-бэнд Джаз с Саммита | Луи Беллсон | Джаз | Рулетка |
1963 | Взрывная сторона Сары Вон | Сара Вон | Джаз | Рулетка |
1963 | Одинокие часы | Сара Вон | Джаз | Рулетка |
1963 | Норка Джаз | Пегги Ли | Джаз | Капитолий |
1964 | Сладости для сладкого вкуса любви | Гарри «Свитс» Эдисон | Джаз | Ви-Джей |
1964 | Кили Смит поет песенник Джона Леннона и Пола Маккартни | Кили Смит | Джаз | Реприза |
1967 | Портрет Кармен | Кармен Макрей | Джаз | Атлантический |
1968 | Производители души | Джеки Уилсон и Каунт Бэйси | Соул-джаз | Брансуик |
1968 | 30 от Эллы | Элла Фицджеральд | Джаз | Капитолий |
1975 | Прекрасно провести время | Джефф Малдаур | Эклектичный поп | Уорнер |
1979 | Классная пара | Элла Фицджеральд с оркестром графа Бэйси | Джаз | Пабло |
Как помощник
[ редактировать ]- Глубокая кожа (Норгран, 1953)
- Полное собрание записей RCA Victor (Bluebird, 1937–1949, [1995])
- Барабанная битва (Verve, 1952 [1960])
С Пегги Ли
- Blues Cross Country (Капитолий, 1962) - также некоторые аранжировки
- Я помню Джона Кирби (Капитолий, 1961)
- Звук Нэнси Уилсон (Капитолий, 1968)
- Нэнси (Капитолий, 1969)
Песни, написанные Картером
[ редактировать ]- «Блюз в моем сердце» (1931) с Ирвингом Миллсом
- « Когда свет тихий » (1936) со Спенсером Уильямсом
- « Коровье-коровье буги (это только ты меня не ешь) » (1942) с Доном Рэем и Джином Де Полем
- « Папа королевского размера » с Полом Вандервуртом II (1947)
- «Ки Ларго» (1948) с Карлом Зюссдорфом и Лией Уорт
- «Укачай меня» (1950) с Полом Вандервуртом II
- «Поцелуй от тебя» (1964) с Джонни Мерсером
- «Только доверяй своему сердцу» (1964) с Сэмми Каном
Фильм и видео
[ редактировать ]- Тысячи приветствий (1943)
- Американец в Париже (1951)
- Столкновение ночью (1952)
- Снега Килиманджаро (1952)
- Бак и проповедник (1972)
- Джаз в Смитсоновском институте: Бенни Картер (1982)
- Бенни Картер в Японии (1986)
- Волчья ловушка приветствует Диззи Гиллеспи (1988)
- Бенни Картер: Симфония в риффах (1989) [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бергер, Эдвард (2002). Кернфельд, Барри (ред.). Джазовый словарь New Grove . Том. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 172. ИСБН 1-56159-284-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Яноу, Скотт. «Бенни Картер» . Вся музыка . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джоя, Тед (2011). История джаза (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 108– . ISBN 978-0-19-539970-7 .
- ^ Мартин, Генри; Уотерс, Кейт (2006). Джаз: первые 100 лет (2-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Томсон / Ширмер. ISBN 0-534-62804-4 .
- ^ Яноу, Скотт (2003). Джаз в записи . Сан-Франциско, Калифорния: Бэкбит. п. 169. ИСБН 0-87930-755-2 .
- ^ Бергер, Морро; Бергер, Эдвард; Патрик, Джеймс (1982). Бенни Картер: Жизнь в американской музыке . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press и Институт джазовых исследований Университета Рутгерса. ISBN 0-8108-1580-Х .
- ^ Парелес, Джон. « Бенни Картер возвращается к эпохе свинга », в «Нью-Йорк Таймс» , 9 августа 1990 г., раздел C, стр. 15
- ^ Уилсон, Джон С. (14 июля 2003 г.). «Бенни Картер – джазовая карьера длилась 8 десятилетий» . СФГейт . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ «Бенни Картер: 8 августа 1907 года — 12 июля 2003 года» . www.bennycarter.com . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Гиддинс, Гэри (15 ноября 2004 г.), Weather Bird: Джаз на заре второго века , Oxford University Press, стр. 150–, ISBN 978-0-19-534816-3 , получено 26 апреля 2018 г.
- ↑ Официальный список наград NEA Jazz Masters. Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Бенни Картер: Биография» . Бенникартер.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Креспо, Роберто. «Бенни Картер: Связь с Рутгерсом» . новыйаркwww.rutgers.edu . Архивировано из оригинала 4 ноября 2010 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Почетный доктор музыки Консерватории Новой Англии. Архивировано 19 октября 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Салокс, Мэг; Шрамм, Риган (31 марта 2016 г.). «3 вещи, которые нужно знать о Бенни Картере, невоспетом чемпионе джаза» . Национальный музей американской истории . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «Бенни Картер: Галерея: Книжные винтажные лейблы» . Бенни Картер . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ↑ Список Национальной медали искусств . Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ «Бенни Картер» . ГРЭММИ.com . 14 мая 2017 г. . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Бенни Картер | Дискография альбома | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 27 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальный класс Бенни , аудиоклипы на веб-сайте Национального музея американской истории.
- Биография на swingmusic.net
- Запись Бенни Картера в Jazz Improv. журнале
- Аудиоколлекция Бенни Картера , Институт джазовых исследований, Библиотека Даны, Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси
- Интервью Бенни Картера Библиотека устной истории NAMM (1994)
- Интервью Бенни Картера , Смитсоновская программа устной истории джаза в Национальном музее американской истории
- Записи Бенни Картера на Дискографии американских исторических записей .
- Устное интервью Бенни Картера в Институте джазовых исследований
- 1907 рождений
- 2003 смертей
- Американские саксофонисты 20-го века
- Трубачи 20-го века
- Американские кларнетисты
- Американские джазовые альт-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Руководители биг-бэндов
- Джазовые аранжировщики
- Основные джазовые кларнетисты
- Основные джазовые саксофонисты
- Основные джазовые трубачи
- Лидеры свинг-бэндов
- Свинг-кларнетисты
- Свинг-саксофонисты
- Свинг-трубачи
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Члены сборщиков хлопка МакКинни
- Участники группы «Шоколадные денди»
- Исполнители Black & Blue Records
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Vocalion Records
- Артисты Capitol Records
- Участники биг-бэнда BBC