Кенни Кларк
Кенни Кларк | |
---|---|
![]() Кларк в 1971 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Кеннет Кларк Спирман |
Рожденный | 9 января 1914 г. |
Источник | Питтсбург , Пенсильвания , США |
Умер | 26 января 1985 г. Монтрей , Франция | ( 71 год
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Барабаны |
Годы активности | 1931–1984 |
Кеннет Кларк Спирман (9 января 1914 — 26 января 1985), профессионально известный как Кенни Кларк и по прозвищу Klook , был американским джазовым барабанщиком и руководителем оркестра. Главный новатор стиля игры на барабанах бибоп , он первым начал использовать тарелку райд для поддержания такта, а не хай-хэт , а также использовать большой барабан для нерегулярных акцентов (« сбрасывание бомб »).
Он родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания , осиротел в возрасте около пяти лет и начал играть на барабанах, когда ему было восемь или девять лет по настоянию учителя в его приюте. Став профессионалом в 1931 году в возрасте семнадцати лет, он переехал в Нью-Йорк в 1935 году, когда начал укреплять свой стиль игры на барабанах и репутацию. Будучи барабанщиком Minton's Playhouse в начале 1940-х, он участвовал в джемах после закрытия, которые привели к рождению бибопа. После военной службы в США и Европе с 1943 по 1946 год он вернулся в Нью-Йорк, но с 1948 по 1951 год в основном базировался в Париже. Он оставался в Нью-Йорке с 1951 по 1956 год, выступая с Modern Jazz Quartet и играя на ранних Майлза Дэвиса записях . Затем он навсегда переехал в Париж, где выступал и записывался с европейскими и приезжими американскими музыкантами, а также был одним из руководителей биг-бэнда Кенни Кларка и Фрэнси Боланд в период с 1961 по 1972 год. Он продолжал выступать и записываться до тех пор, пока за месяц до своей смерти от сердечного приступа он не умер. нападение в январе 1985 года.
Биография
[ редактировать ]Молодость и карьера (1914–1935)
[ редактировать ]Кларк родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания , 9 января 1914 года. [примечание 1] как младший из двух сыновей Марты Грейс Скотт, пианистки из Питтсбурга, и Чарльза Спирмана, тромбониста из Уэйкросса, штат Джорджия . Семейный дом находился на Уайли-авеню в районе Лоуэр-Хилл в Питтсбурге. Отец Кларка покинул дом, чтобы создать новую семью в Якиме, штат Вашингтон , а его мать, которая вскоре после этого начала отношения с баптистским проповедником, внезапно умерла, когда Кларку было около двадцати лет, когда ему было около пяти лет, оставив его сиротой. Его и его брата поместили в промышленный дом Коулмана для негритянских мальчиков. [3] [4] [5] [6] Он играл в марширующем оркестре приюта на малом барабане , которым занялся по настоянию учителя примерно в восемь или девять лет, попробовав несколько духовых инструментов . В молодости он также играл на фортепиано, на котором мать научила его играть простые мелодии, а также на органе в приходской церкви, для которого он исполнял гимны и сочинял пьесы, которые там были представлены. [3] [5] [6] [7] [8] В возрасте одиннадцати или двенадцати лет он и его брат возобновили жизнь с отчимом, который не одобрял музыку и не общался с теми, кто ею занимался. Он бросил среднюю школу Херрон Хилл в возрасте пятнадцати лет. Примерно в то же время его отчим после ссоры выгнал Кларка и брата из дома, и Кларка поместили без брата в приемную семью , где он прожил около года до своего шестнадцатилетия. [3] [4] [5] [6] [8]
Затем он подрабатывал несколькими случайными заработками, пока делал свою музыкальную карьеру, и к семнадцати годам стал местным профессионалом в группе Leroy Bradley Band. После тура с группой Роя Элдриджа по Пенсильвании, Западной Вирджинии и Огайо он вернулся в группу Брэдли, базирующуюся в Коттон-клубе в Цинциннати . Он пробыл в этой группе два года, после чего распался на два месяца в оркестре Джетер-Пилларс , в который в то время входили трубач Гарри Эдисон и басист Уолтер Пейдж , который впоследствии выступал в оркестре графа Бэйси . Примерно в это же время он взял в руки вибрафон с помощью Адриана Роллини , пионера этого инструмента. [3] [5] [8]
Переезд в Нью-Йорк и инновации (1935–1943).
[ редактировать ]В конце 1935 года Кларк переехал в Нью-Йорк, где отказался от фамилии Спирмен и стал известен как Кенни Кларк. Он играл на барабанах и вибрафоне в трио со своим сводным братом Фрэнком, басистом и гитаристом, который недавно переехал в Нью-Йорк и также сменил свою фамилию со Спирмена на Кларк, чтобы извлечь выгоду из вновь обретенной славы Кенни. В 1936 году Кларк играл вместе с гитаристом Фредди Грином в группе, возглавляемой тенор-саксофонистом Лонни Симмонсом, где он начал экспериментировать с ритмическими рисунками против основного бита группы. С апреля 1937 по апрель 1938 года он был в группе Эдгара Хейса , по-прежнему играя на вибрафоне, где он дебютировал в записи и впервые путешествовал за границу. Вернувшись с группой в США, он завязал личную и музыкальную дружбу с трубачом Диззи Гиллеспи , которого наняли для недельного пребывания группы в театре «Аполло» в Нью-Йорке. [3] [5] [8] [9] В своей книге «Drummin' Men: The Heartbeat of Jazz» музыкальный критик Берт Коралл пишет об этом периоде времени: «Кларк вышел за рамки простого функционального хронометража. Он начал обрисовывать и подчеркивать ансамблевые, духовые и саксофонные фигуры, а также поддерживать солистов в манера, которая вскоре будет идентифицирована как его ... Пересмотр стиля свинг-барабанов еще не стал полностью очевидным, но было ясно, что Кларк работал над чем-то новым». [8] В этих начинаниях его поддержал композитор и аранжировщик Джо Гарланд , который дал ему партии трубы в группе и предложил ему подыгрывать духовым инструментам, когда он чувствовал необходимость подчеркнуть или поддержать их партии. [8]
Затем он провел восемь месяцев, играя на барабанах и вибрафоне в группе Клода Хопкинса , прежде чем Гиллеспи дал Кларку возможность присоединиться к нему в группе Тедди Хилла в бальном зале Savoy в 1939 году. [8] Играя для этой группы на быстрой мелодии, он пришел к идее использовать тарелку райд на правой руке, чтобы сохранить такт, а не хай-хэт , подход, который освободил его левую руку для игры более синкопированных фигур. [3] [10] На большом барабане он играл с нерегулярными акцентами ( сбрасывая бомбы ), используя хай-хэт в фоновых долях, добавляя красок своей игре на барабанах. [3] [10] Вместе с Гиллеспи, который поощрял этот новый подход к отсчету времени, Кларк написал для себя серию упражнений, чтобы развить независимость большого барабана и малого барабана, сохраняя при этом время на тарелке райд. Один из этих отрывков, комбинация римшота на малом барабане, за которым сразу следует «бомба», как сообщается, вдохновил Кларка на прозвище «Klook», которое было сокращением от «Klook-mop», имитируя звук, производимый этой комбинацией. [3] [10] На Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года Кларк играл вместе с группой, возглавляемой другим барабанщиком Чиком Уэббом , который сильно повлиял на него и поощрял его ритмические исследования. [8] [10] Его ненадолго уволили из группы Хилла из-за волнений в тромбонной секции по поводу его неортодоксальных методов хронометража, но позже он вернулся и оставался в группе до ее расформирования в 1940 году. Затем он работал с группами под руководством Сидни Бечета , Эллы Фицджеральд (где Говорят, что он и Гиллеспи написали в соавторстве композицию « Salt Peanuts ») и Луи Армстронг , прежде чем снова поработать с Роем Элдриджем вместе с оркестром графа Бэйси. Он также сделал записи с Беше, Фицджеральдом и Милдред Бэйли . [8]
В 1941 году Кларк был нанят Хиллом, который стал менеджером Minton's Playhouse в Гарлеме, чтобы он занимался музыкой в клубе. Кларку была предоставлена свобода выбора, кого он мог нанять и какой стиль музыки он мог играть. В состав группы входили трубач Джо Гай , пианист Телониус Монк , басист Ник Фентон и Кларк на барабанах. Среди постоянных посетителей клуба были Гиллеспи и гитарист Чарли Кристиан , а такие руководители групп, как Каунт Бэйси , Дюк Эллингтон и Бенни Гудман , слушали или участвовали в сессиях. [3] [8] В своей статье о Кларке в «Американской национальной биографии» Барри Кернфельд писал: «Сессии прославились демонстрацией виртуозности – неожиданных гармоний, быстрых темпов, необычных тональностей – которые обескураживали тех, чей стиль им не подходил. Эти экспериментальные звуки имели решающее значение для развитие бибопа». [3] Именно в этой обстановке Кларк и Монк вместе написали джазовый стандарт « Epistrophy », первоначально известный как «Fly Right». Затем он возглавил свою собственную группу в Kelly's Stables Kansas City Six в Нью-Йорке с участием тенора-саксофониста Айка Квебека , где они, как говорят, сочинили рифф-мелодию "Mop Mop", сыгранную в септете с саксофонистом Бенни Картером. и выступал с Рэда Аллена в Бостоне и Чикаго. группой [3] [8]
Военная служба и более поздняя карьера в США (1943–1956).
[ редактировать ]Кларк был призван в армию США и поступил на военную службу в 1943 году. Во время базовой подготовки в 1944 году он женился на певице Кармен Макрей . Он отсутствовал без разрешения почти на четыре месяца, в течение которых играл с Кути Уильямс и Диной Вашингтон , прежде чем его схватили и отправили в Европу. В конце концов он стал частью специальных служб , где руководил хоралами и пел, а также играл на барабанах, тромбоне и фортепиано в различных группах. Находясь в Париже, он познакомился с пианистом и аранжировщиком Джоном Льюисом , с которым у него началось долгое сотрудничество. [3] [8]
Вскоре после увольнения из армии в 1946 году Кларк принял ислам и взял имя Лиакат Али Салам. [7] [10] Он присоединился к группе Диззи Гиллеспи на восемь месяцев, заменив Макса Роуча , который стал самым важным бибоп-барабанщиком в отсутствие Кларка. Кларк познакомил Льюиса с группой и сделал несколько боп-записей с секстетом Гиллеспи, включая «One Bass Hit (part 1)» и « Oop Bop Sh'Bam », где его прозвище было закреплено в скат -тексте «Oop bop sh'bam a klook ». швабра». [3] [8] [10] Он временно покинул группу Гиллеспи и работал с Тэддом Дэмероном , Сонни Ститтом , Фэтсом Наварро и своими собственными 52nd Street Boys, прежде чем воссоединиться с группой Гиллеспи в декабре 1947 года. В начале 1948 года он отправился в тур с группой по Европе, который он считал вершина его карьеры. Он оставался в Париже до августа, записывая, выступая, преподавая и помогая выбирать музыкантов для Первого международного джазового фестиваля. Затем он вернулся в Нью-Йорк на девять месяцев, чтобы работать с группой Дэмерона в Royal Roost . В это время он также играл с группой басиста Оскара Петтифорда и записал на второй сессии то, что впоследствии стало Майлза Дэвиса альбомом Birth of the Cool . Примерно в это же время или, возможно, вскоре после этого у него развилась зависимость от героина, которая продолжалась, по крайней мере, до 1960-х годов. В 1948 году он навсегда расстался с Макреем; они развелись в 1956 году. [3] [8] [10] В мае 1949 года Кларк вернулся в Париж на фестиваль, сделав город своей базой на следующие два года. Там он работал и записывался с группами под руководством пианиста Бернарда Пайффера и саксофониста Коулмана Хокинса и вернулся в группу Беше. В это время он познакомился и завязал короткий роман с джазовой певицей Энни Росс , в результате чего у него родился сын Кенни Кларк-младший (1950 г.р.), которого воспитывали брат Кларка и его жена. [3] [11]
По возвращении в Нью-Йорк в 1951 году он гастролировал с Билли Экстайном и делал записи с саксофониста Чарли Паркера квинтетом Милта Джексона и квартетом . Ансамбль Джексона, в который входил друг Кларка Джон Льюис, стал Modern Jazz Quartet , и он выступил с группой на первом джазовом фестивале в Ньюпорте в 1954 году и записал для них альбомы Modern Jazz Quartet (1952), 1953: An Exceptional Encounter (1953). и Джанго (1953–1955). [3] [8] [12] Он покинул ансамбль в 1955 году, заявив: «Я не смогу снова играть на барабанах по-своему после четырех или пяти лет игры джаза в гостиной восемнадцатого века». [3] Коралл писал о своей работе в группе:
В течение этого периода Кларк внес свою долю индивидуальности в группу. Звук его тарелок и игра на большом барабане были легкими и убедительными. Очаровательные элементарные штрихи – хорошо исполненные ерши, тройки, короткие перекаты на тщательно настроенном малом барабане – добавляли объемности, когда он танцевал в такт или вокруг него. Его соло, короткими партиями, были концептуально сильными, хорошо сыгранными, часто захватывающими и немного более сложными, чем казалось. [8]
Между 1951 и 1954 годами Кларк записался с Майлзом Дэвисом. [8] включая треки, вошедшие в сборники 1957 года Bags 'Groove. [13] и Гуляю , [14] 1959 года наряду с Майлзом Дэвисом и гигантами современного джаза . [15] Коралл охарактеризовал эти записи как «свою лучшую работу 1950-х годов – возможно, за всю свою карьеру», написав: «Кларк следует чувствам, живет в пульсе, определяя контуры, динамику и смысл каждого соло и каждого произведения. Как и Дэйв Таф , он совершенно бескорыстный игрок – ненавязчивый, но энергичный и духовный». [8] В середине 1955 года он воссоединился с группой Петтифорда в Café Bohemia , позже работал с ним и пианистом Финеасом Ньюборном-младшим в Basin Street West и записывался с Петтифордом на альбоме Ньюборна 1956 года Here Is Phineas . [3] [16] В этот период он был постоянным барабанщиком и искателем талантов для Savoy Records , знакомя лейбл с такими артистами, как саксофонисты Кэннонболл Эддерли и Пеппер Адамс , а также трубач Дональд Берд . [3] Он часто работал с инженером звукозаписи Руди Ван Гелдером , который окрестил место Кларка в своей студии «уголком Klook». [8]
Переезд в Париж и дальнейшая жизнь (1956–1985).
[ редактировать ]
В сентябре 1956 года Кларк переехал в Париж, где сначала работал с оркестром Жака Элиана , а затем выступал в клубах «Сен-Жермен» и «Blue Note». [3] Он регулярно работал с приезжими американскими музыкантами, такими как Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи и Стэн Гетц , участвуя вместе с Дэвисом в записи саундтрека к фильму Ascenseur pour l'échafaud ( «Лифт на виселицу »). [8] [10] Кларк также сформировал трио, известное как «Три босса», с пианистом Бадом Пауэллом , еще одним жителем Парижа, и басистом Пьером Мишло , который также выступал в саундтреке к Дэвису. В 1963 году The Three Bosses записали альбом Our Man in Paris с тенор-саксофонистом Декстером Гордоном . [10] В 1961 году вместе с бельгийской пианисткой Фрэнси Боланд Кларк сформировал биг-бэнд Кенни Кларка / Фрэнси Боланд , в который вошли ведущие европейские и американские музыканты-эмигранты. Группа начала гастролировать в 1966 году и действовала до 1972 года. [3] [8] Коралл сказал о своем вкладе в группу: «Играя мягче, чем большинство барабанщиков в большом ансамбле, создавая волну, выполняя работу великого аккомпаниатора, которым он всегда был, Кларк последовательно доказывал, что вспышка совершенно неуместна. Он использовал ровно столько украшений, чтобы сделать музыку группы, большую часть которой имеет блюзовую основу, немного более захватывающей и интересной для музыкантов и слушателей». [8]
В 1962 году он женился на Дейзи Вальбах, голландке, и они поселились в пригороде Парижа Монтрей . У пары родился сын Лоран (1964 г.р.). Кларк начал школу игры на барабанах вместе с Данте Агостини в штаб-квартире производителя инструментов Анри Зельмера в Париже в 1965 году, и он и Агостини потратили семь лет на создание метода игры на барабанах. [17] [18] В 1967 году начал преподавать в консерватории Сен-Жермен-ан-Ле (где проработал до 1972 года). [3] [8] [10] У него был период выздоровления после сердечного приступа в 1975 году, прежде чем в сентябре 1976 года он отправился в Чикаго на воссоединение биг-бэнда Гиллеспи. [3] [7] В 1979 году он преподавал джаз в Питтсбургском университете, заменяя своего друга Натана Дэвиса . [4] Он продолжал выступать на европейских джазовых фестивалях до 1983 года и свои последние выступления провел пять вечеров в неделю в декабре 1984 года. [3] [7] 26 января 1985 года он умер от второго сердечного приступа в своем доме; ему был 71 год. [3]
Признание
[ редактировать ]Кларк получил звание джазового мастера NEA в 1983 году. [19] и введен в Зал славы джаза DownBeat по результатам опроса критиков в 1988 году. [20]
Дискография
[ редактировать ]В качестве лидера или соруководителя
[ редактировать ]- Специальный Кенни Кларк 1938–1959 (Джазовая муза)
- Telefunken Blues ( Савой , 1955)
- Кенни Кларк и Эрни Уилкинс (Савой, 1955) с Эрни Уилкинсом
- Богемия после наступления темноты (Савой, 1955)
- Клика Клука (Савой, 1956)
- Jazzmen: Detroit (Savoy, 1956)
- Играет Андре Ходейра ( Philips , 1956)
- Золотая восьмерка ( Blue Note , 1961)
- Американцы в Европе Том. 1 ( Импульс!, 1963)
- Части времени ( Тетрадь души , 1983)
Кенни Кларк / Биг-бэнд Фрэнси Боланд (1962–1971)
- см. раздел дискографии биг-бэнда Кенни Кларка-Фрэнси Боланда.
Как помощник
[ редактировать ]- Это Нэт (Савой, 1955)
- All Star Sessions ( Престиж , 1950–55 [1956])
- Джин Аммонс и друзья в Монтрё (Престиж, 1973)
- Электрогитара эклектичного Элека Бачика (Фонтана, 1962)
- Музыкант года (Савой, 1955)
- Снова (Савой, 1955)
- Montage (Savoy, 1955)
- Трио Рэя Брайанта (эпопея, 1956)
- Джазмены Детройта с Кенни Барреллом , Томми Флэнаганом , Пеппер Адамс , Полом Чемберсом (1956; Савой)
- Представляем Кенни Баррелла (Blue Note, 1956)
- Слово Берда (Савой, 1955)
С Эдди «Локджо» Дэвисом и Джонни Гриффином
- Снова и снова жесткие теноры ( MPS , 1970)
- Рождение крутого ( Капитолий , 1949)
- Паз сумок (Престиж, 1957)
- Прогулка (Престиж, 1957)
- Лифт для эшафота ( Фонтана , 1958 год)
- Майлз Дэвис и гиганты современного джаза (Престиж, 1959)
- Раннее искусство (Новый джаз, 1954)
- Когда фермер встретил Грайса (Престиж, 1954) с Джиджи Грайс
- Нет графа (Савой, 1956)
- Полное собрание записей RCA Victor ( Bluebird , 1937–1949, [1995])
- Диззи Гиллеспи и парижская двойная шестерка ( Philips , 1963)
- Гигант ( Америка , 1973)
- Источник (Америка, 1973)
- Наш человек в Париже (Blue Note, 1963)
- Блюз по-швейцарски (Престиж, 1973)
- Ночная леди (Philips, 1964)
- Блюз и другие оттенки зеленого (ABC-Paramount, 1955)
- Играю во дворе (Престиж, 1973)
- Красная Звезда (Меркурий, 1977)
- Roll 'Em Bags (Савой, 1949–56)
- Волшебник вибраций (Blue Note, 1952)
- Знакомьтесь, Милт Джексон (Савой, 1954–56)
- Джазовый опус (Савой, 1955)
- Баллады и блюз (Атлантика, 1956)
- Джазовый горизонт (Савой, 1956)
С Джей Джей Джонсоном и Каем Виндингом
- Джей и Кай (Колумбия, 1957)
- Трио (Савой, 1955)
- Синяя птица (Савой, 1955)
- Квартет-Квинтет (Савой, 1955)
- Квартет Хэнка Джонса (Савой, 1956)
- Ли Кониц с Уорном Маршем (Атлантика, 1955)
- Полдень в Париже (Атлантика, 1957) с Сашей Дистелем
- Кармен Макрей ( Вифлеем , 1954)
- Семинар джазовых композиторов (Савой, 1954–55)
С квартетом современного джаза
- Современный джазовый квартет (Престиж, 1952)
- Джанго (Престиж, 1956)
- 1953: Исключительная встреча (Джазовая фабрика, 2001)
- Телониус Монк играет музыку Дюка Эллингтона с Телониусом Монком , Оскаром Петтифордом ( Риверсайд , 1955)
- Духовная музыка ( Барклай , 1969)
- JQM (Общие отчеты, 1972 г.)
- Пространственная открытость ( Генерал , 1974)
- Канун истоков (Генерал, 1976)
- Порт-Мария (генерал, 1977 г.)
- Полуночное настроение (MPS, 1968)
- Вот Финеас (Атлантика, 1956)
- Летний рассвет ( Арго , 1964)
- Семена ( Vogue Records , 1968)
- Дружеские отношения (записи Vogue, 1964–70 [1971])
- Утраченные ленты Баден-Баден 1958 (SWR, 2014)
- Птичья трава ( SteepleChase , 1976 [1985])
- Кэл Тьядер: Вибист (Савой, 1954)
- Секстет Джулиуса Уоткинса (Blue Note, 1954)
- Север, Юг, Восток....Весс (Савой, 1956)
- Опус на качелях (Савой, 1956)
- Уайлдер и Уайлдер (Савой, 1956)
- Флейты и трости (Савой, 1955) с Фрэнком Уэссом
- Top Brass (Савой, 1955)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаггерти, Майкл (1985). «Под небом Парижа». Черная перспектива в музыке . 13 (2): 195–221. дои : 10.2307/1214584 . JSTOR 1214584 .
- ^ Брошке-Дэвис, Урсула (1986). Париж без сожаления: Джеймс Болдуин, Кенни Кларк, Честер Хаймс и Дональд Берд . Университет Айовы Пресс. ISBN 0877451478 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Кернфельд, Барри (1999). «Кларк, Кенни». Американская национальная биография . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/anb/9780198606697.article.1802594 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сайна, Майк (13 октября 1994 г.). «Связи джазового музыканта здесь отражены в биографии из University Press» . Университетские времена . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дакила, Филипп (весна 1995 г.). «Сохраняя время: Klook вспоминает место джазового барабанщика в истории» (PDF) . История Питтсбурга . Том. 78, нет. 1. С. 46–48 . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Кенни; Окли Дэнс, Хелен (1 сентября 1977 г.). «Интервью Кенни Кларка по устной истории» . Проект «Устная история джаза» . Университет Рутгерса . дои : 10.7282/T30C4Z57 . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Кенни Кларк» . Энциклопедия мировой биографии . Группа Гейл. 2004 . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Коралл, Берт (2002). Барабанщики: Сердцебиение джаза, Годы Бибопа . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 71–89 . ISBN 0-19-514812-6 .
- ^ «Кенни Кларк» . Вся музыка . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Харрис, Хайленд. «Кларк, Кенни «Клук» (Кеннет Спирмен)» . Энциклопедия джазовых музыкантов . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Гэвин, Джеймс (3 октября 1993 г.). «Свободолюбивая выжившая приземляется на ноги» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ «1953: Исключительная встреча» . Вся музыка . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «Паз сумок - Майлз Дэвис» . Вся музыка . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ «Прогулка – Майлз Дэвис» . Вся музыка . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ «Майлз Дэвис и гиганты современного джаза - Майлз Дэвис» . Вся музыка . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ «Вот Финеас - Финеас Ньюборн-младший» . Вся музыка . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ «История» (на итальянском языке). Данте Агостини – Школа игры на барабанах . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Тигпен, Эд (февраль 1984 г.). «Кенни Кларк – пионер джаза» . Современный барабанщик . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ «Кенни Кларк» . Национальный фонд искусств . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Зал славы Даунбита» . ДаунБит . Проверено 1 июля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хеннесси, Майк (1990). Klook: История Кенни Кларка . Лондон: Книги Квартета. ISBN 0704325292 .
- Брэггс, Рашида К. (2016). «Путешествие Кенни Кларка между «черной» и «универсальной» музыкой». Джазовые диаспоры: раса, музыка и миграция в Париже после Второй мировой войны . Издательство Калифорнийского университета. стр. 157–200. ISBN 9780520963412 .
- 1914 рождений
- 1985 смертей
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые барабанщики
- Барабанщики бибопа
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские барабанщики 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские барабанщики-мужчины
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Руководители американских джазовых оркестров
- Джазовые музыканты из Питтсбурга
- Солдаты армии США
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Афроамериканцы во Второй мировой войне
- Афро-американский персонал армии США
- Артисты Savoy Records
- Исполнители Blue Note Records
- Исполнители Black Lion Records
- Американские эмигранты во Франции
- Афро-американские мусульмане
- Принимает ислам
- Участники квартета современного джаза
- Члены биг-бэнда Кенни Кларка и Фрэнси Боланд
- Члены оркестра Джетер-Пилларс
- Афро-американские барабанщики
- Мусульмане из Пенсильвании