Jump to content

Стэн Гетц

Стэн Гетц
Гетц в 1958 году
Гетц в 1958 году
Справочная информация
Имя при рождении Stanley Gayetski
Рожденный ( 1927-02-02 ) 2 февраля 1927 г.
Филадельфия , Пенсильвания, США
Умер 6 июня 1991 г. ) ( 1991-06-06 ) ( 64 года
Малибу, Калифорния , США
Жанры
Инструмент(ы) Тенор-саксофон
Годы активности 1943–1991
Этикетки

Стэн Гетц (англ. Stanley Gayetski , 2 февраля 1927 — 6 июня 1991) — американский джазовый саксофонист . Играя в основном на тенор-саксофоне , Гетц был известен как « Звук » из-за его теплого, лирического тона, на который главным образом повлиял тонкий, мягкий тембр его кумира Лестера Янга . Получив известность в конце 1940-х годов вместе с биг-бэндом Вуди Хермана , Гетц описывается критиком Скоттом Яновом как «один из величайших тенор-саксофонистов всех времен». [1] Гетц выступал в бибоп- и крутых джаз- группах. Под влиянием Жоао Жилберто и Антониу Карлоса Жобима он также помог популяризировать босса-нову в Соединенных Штатах с хитом 1964 года « The Girl from Ipanema ».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Стэн Гетц родился Стэнли Гаецки 2 февраля 1927 года в больнице Святого Винсента в Филадельфии , штат Пенсильвания , США. [2] Отец Гетца Александр («Ал») был украинским еврейским иммигрантом , родившимся в Майл-Энде в Лондоне в 1904 году, а его мать Голди (урожденная Ямпольски) родилась в Филадельфии в 1907 году. Его бабушка и дедушка по отцовской линии Харрис и Бекки Гаецки были родом из Киев , Украина , но эмигрировал, спасаясь от антиеврейских погромов , в Уайтчепел , в лондонском Ист-Энде . владели ателье Harris Tailor Shop на Оксфорд-стрит, Находясь в Англии, они более 13 лет 52. В 1913 году Харрис и Бекки эмигрировали в Соединенные Штаты со своими тремя сыновьями Алом, Филом и Беном вслед за своим сыном Луи Гаецки, который эмигрировал в США годом ранее. Первоначальная фамилия Гетца, «Гаецки», была изменена на Гетц по прибытии в Америку. [ нужна ссылка ]

Семья Гетц сначала поселилась в Филадельфии, но во время Великой депрессии семья переехала в Нью-Йорк в поисках лучших возможностей трудоустройства. Гетц усердно учился в школе, получал отличные оценки и закончил шестой класс, став лучшим учеником в классе. Основной интерес Гетца был к музыкальным инструментам, и он играл на многих из них, включая губную гармошку , которую он приобрел в возрасте двенадцати лет, прежде чем его отец купил ему свой первый саксофон, альт-саксофон за 35 долларов , когда ему было тринадцать. Он быстро перешел к игре на всех других саксофонах, а также на кларнете , но влюбился в звучание тенор-саксофона и начал заниматься по восемь часов в день, одновременно обучаясь у Билла Шайнера, известного преподавателя саксофона в Бронксе. . [3] По словам Гетца, у него было всего около шести месяцев уроков, и он никогда не изучал теорию музыки или гармонию .

Гетц учился в средней школе Джеймса Монро в Бронксе . В 1941 году его приняли в состав Общегородского школьного оркестра Нью-Йорка. возможность получить частное бесплатное обучение у фаготиста Саймона Ковара из Нью- филармонии Йоркской Это дало ему . Он также продолжал играть на саксофоне на танцах и бар-мицве. В конце концов он бросил школу, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру, но позже сотрудники школьной системы по борьбе с прогулами отправили его обратно в класс. [1]

В 1943 году, в возрасте 16 лет, [4] он присоединился к группе Джека Тигардена и по молодости стал подопечным Тигардена. [2] Гетц также играл вместе с Нэтом Кингом Коулом и Лайонелом Хэмптоном . Период пребывания в Лос-Анджелесе со Стэном Кентоном был кратким. После комментария Кентона о том, что его главный авторитет, Лестер Янг , был слишком простым, Гетц ушел. [5]

После выступления с Джимми Дорси и Бенни Гудманом Гетц был солистом Вуди Хермана с 1947 по 1949 год. [2] в «The Second Herd», и впервые он привлек широкое внимание как один из саксофонистов группы, известной под общим названием « Четыре брата »; остальные - Серж Чалофф , Зут Симс и Херби Стюард . [4] Вместе с Германом у него был хит « Ранняя осень » в 1948 году. [5]

После ухода Гетца из The Second Herd он смог начать сольную карьеру. [2] Трио Хораса Сильвера было услышано Гетцем в качестве приглашенного солиста в клубе Sundown в Хартфорде , штат Коннектикут, в 1950 году, и он нанял их для гастролей, что принесло Сильверу его первое признание на национальном уровне. [6] [7] В течение неизвестного периода Гетц не платил Сильверу, который использовал деньги, причитающиеся пианисту, для покупки героина. Сильвер наконец ушел в июне 1952 года. [8] В тот же период Гетц выступал с пианистами Элом Хейгом и Дюком Джорданом , барабанщиками Роем Хейнсом и Максом Роучем , а также басистом Томми Поттером , все из которых работали с Чарли Паркером. Гитаристы Джимми Рэйни и Джонни Смит также были связаны с саксофонистом в этот период. Его авторитет был улучшен благодаря его исполнению версии Джонни Смита песни « Moonlight in Vermont », записанной в 1952 году, которая стала хитом-синглом и оставалась в чартах в течение нескольких месяцев. [9] [10] Опрос читателей DownBeat назвал этот сингл второй лучшей джазовой пластинкой 1952 года. [11] Более поздний альбом Moonlight in Vermont , переработанный из двух 10-дюймовых пластинок (RLP-410 и RLP-413) для 12-дюймового выпуска (LP-2211), был выпущен в 1956 году. К 1956 году записи Гетца также были представлены на национальных радиосети Бена Селвина как часть библиотеки транскрипций RCA Thesaurus . [12]

В состав секстета Диззи Гиллеспи и Стэна Гетца 1953 года входили Гиллеспи, Гетц, Оскар Петерсон , Херб Эллис , Рэй Браун и Макс Роуч . [1] Он переехал в Копенгаген , Дания, в 1958 году. [5] Здесь он выступал с пианистом Яном Йоханссоном и басистом Оскаром Петтифордом , среди прочих, в клубе Монмартр . [13]

Гетц и Чет Бейкер (справа) в 1983 году.

Вернуться в Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Вернувшись в США из Европы в 1961 году, Гетц записал альбом Focus с аранжировками Эдди Заутера , создавшего для саксофониста струнную поддержку. В статье на сайте All About Jazz за март 2021 года Крис Мэй назвал его «одним из величайших шедевров джаза середины двадцатого века» и сравнил его с творчеством Белы Бартока . [14]

Гетц стал участвовать в представлении босса-новы . американской публике музыки [2] Объединившись с гитаристом Чарли Бердом , который только что вернулся из тура Госдепартамента США по Бразилии, Гетц записал Jazz Samba в 1962 году. Гетц получил премию Грэмми за лучшее джазовое исполнение 1963 года за кавер на песню Антонио Карлоса Жобима « Desafinado », из Джазовая самба . Было продано более миллиона копий и был удостоен золотого диска . [15] Его второй альбом в стиле босса-нова, также записанный в 1962 году, был Big Band Bossa Nova с композитором и аранжировщиком Гэри МакФарландом . В продолжение Getz записал альбом Jazz Samba Encore! с одним из создателей боссановы, бразильским гитаристом Луисом Бонфа . К 1964 году было продано более миллиона копий, что принесло Гетцу второй золотой диск. [15]

Затем в 1963 году он записал альбом Getz/Gilberto . [16] с Антониу Карлосом Жобимом , Жоау Жилберту и его женой Аструд Жилберту . Их запись « The Girl from Ipanema » получила премию «Грэмми » . Getz/Gilberto выиграли две премии «Грэмми» (лучший альбом и лучший сингл). Сингл (1964) "The Girl from Ipanema" стал хитом. Гетц и продюсер Крид Тейлор заявили, что успех музыки стал результатом открытия ими таланта Аструд Жилберто, которая никогда раньше не записывалась в качестве вокалистки. Жилберто, а позже она и сын Жоау Жилберту Марсело оспорили версию истории Гетца и Тейлора и заявили, что Гетц ухитрился лишить ее причитающихся ей гонораров. [17]

Концертный альбом Getz/Gilberto Vol. 2 , а также Getz Au Go Go (1964) — концертная запись в Cafe au Go Go . Еще работая с Гилбертос, он записал джазовый альбом « Nobody Else But Me» (1964) с новым квартетом, включающим вибрафониста Гэри Бертона , но компания Verve Records , желая продолжить построение бренда Getz с босса-новой, отказалась его выпускать. Оно появилось 30 лет спустя, после смерти Гетца.

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

В 1972 году Гетц записал джаз-фьюжн-альбом Captain Marvel с Чиком Кориа , Стэнли Кларком и Тони Уильямсом и в этот период экспериментировал с Echoplex на своем саксофоне. У него была эпизодическая роль в фильме «Истребитель» (1980).

В середине 1980-х Гетц регулярно работал в районе залива Сан-Франциско и преподавал в Стэнфордском университете в качестве постоянного артиста в Stanford Jazz Workshop. до 1988 года DownBeat В 1986 году он был введен в Зал славы джаза . В 1988 году Гетц работал с Хьюи Льюисом и News над их альбомом Small World . Он исполнил расширенное соло во второй части заглавного трека, которое стало второстепенным хитом.

Его любимым тенор-саксофоном был Selmer Mark VI .

Личная жизнь

[ редактировать ]
Со своей внучкой Кэти в 1987 году в Линкольн-центре.

Гетц женился на Беверли Бирн, вокалистке группы Джина Крупы , 7 ноября 1946 года в Лос-Анджелесе; у пары было трое детей: Стив, Дэвид и Беверли. В подростковом возрасте Гетц пристрастился к наркотикам и алкоголю. В 1954 году, не сумев самостоятельно избавиться от героина, он ограбил аптеку Сиэтла в поисках наркотиков. По пути в тюрьму он попытался покончить жизнь самоубийством, приняв передозировку, и в течение следующих трех десятилетий он впадал в зависимость от наркотиков и алкоголя. Пока его лечили в тюремной палате Медицинского центра Университета Южной Калифорнии округа Лос-Анджелес , Беверли родила третьего ребенка этажом ниже. [ нужна ссылка ]

Гетц развелась с Бирном в Мексике в 1956 году, после чего из-за собственных пристрастий Бирна она не смогла заботиться о детях. В конце концов дети были спасены и переданы судом второй жене Гетца Монике Сильфвершельд. [18] дочь шведского врача и бывшего олимпийского медалиста Нильса Сильфвершельда и шведской графини Мэри фон Розен . Моника настояла на совместном воспитании семьи, поскольку дети были разделены между членами семьи, и в конечном итоге они вырастили пятерых детей: Стивена, Дэвида и Беверли (детей Стэна и Беверли); и Памела и Николаус (дети Стэна и Моники). Пара жила в Копенгагене, Дания, отчасти для того, чтобы избежать распространения наркотиков в Америке того времени. Моника также станет менеджером Стэна и окажет большое влияние на его жизнь.

В 1962 году Моника вернулась с семьей в Швецию после того, как обнаружила повторяющиеся пристрастия Стэна. В последующий период, пытаясь убедить ее вернуться, он послал ей два пробных экземпляра, один из которых, Jazz Samba with Charlie Byrd , сыграл решающую роль в ее планах на следующий альбом Getz/Gilberto . Однако отношения Гетца с Бердом испортились из-за иска, инициированного Бердом. [19]

После того как Гетц пообещал оставаться чистым и трезвым, Моника вернулась из Швеции вместе с семьей. 21 ноября 1962 года Бразилия отправила в Карнеги-холл множество музыкантов. [20] в результате увлечения босса-новой, созданного джазовой самбой . [21] После того, как Жилберто и Жобим рассказали, что Getz был невидимым партнером в создании Bossa Nova, наложив джазовые гармонии и звук Getz на старую Samba, Моника предложила объединить все три. Жобим и Жилберто отреагировали с уважением и энтузиазмом. Гетц поначалу сопротивлялся, так как слышал, что эти двое были «трудными». Сообщается, что Гетц сказал, что он убежден, когда Моника парировала: «Ну, разве у тебя нет репутации трудного человека?» Они стали очень близкими друзьями во время записи Getz/Gilberto , и Жилберто даже переехал к Getzes, к которому иногда присоединялись дети от двух его браков и его вторая жена Миуха .

В начале 1980-х годов Гетц снова впал в свою зависимость, что привело к аресту с незаконным оружием в доме с Моникой и некоторыми детьми. В результате в ее пользу был издан Охранный приказ , в котором содержался пункт о том, что Гетц должен быть трезвым, чтобы его допустили в дом, и Приказ отправиться на лечение. В качестве ответного шага Гетц подал на развод с Моникой в ​​1981 году. [22] но по его настоянию пара помирилась в 1982 году и подписала Соглашение о примирении, в котором они согласились совместно купить найденный ими дом в Сан-Франциско . Однако вскоре после этого у Гетца случился рецидив. После второго инцидента с незаконным оборотом оружия и кокаина Моника вернулась в свой дом в Нью-Йорке. В это время она обнаружила необходимость того, чтобы суды узнали о зависимости, и основала Национальную коалицию за семейное правосудие. [23] в 1988 году, примерно в то время, когда был оформлен развод. В 1990 году Моника Гетц подала прошение в Верховный суд США об отмене приговора о разводе, но оно было отклонено. [5] В 1987 году у него был диагностирован неизлечимый рак; он умер в июне 1991 года. [5]

Зут Симс , знавший Гетца еще с Германа, однажды описал его как «хорошую компанию парней», намекая на его непредсказуемый характер. [5] Боб Брукмейер , еще один коллега по сцене, ответил на слухи о том, что Гетцу сделали операцию на сердце, риторическим вопросом : «Они его вставили?» [17]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Гетц умер от рака печени 6 июня 1991 года. [24] [3] Его прах был высыпан из футляра для саксофона в шести милях от побережья Марина-дель-Рей , Калифорния.

В 1998 году Медиа-центр и библиотека Стэна Гетца в музыкальном колледже Беркли были открыты на пожертвование Фонда Херба Альперта .

Дискография

[ редактировать ]
  • Премия Грэмми за лучшее джазовое исполнение, солист или небольшая группа (инструментал) "Desafinado", 1962 г. [25]
  • Премия Грэмми за запись года "Девушка из Ипанемы", 1964 год. [26]
  • Премия Грэмми за альбом года, Гетц/Жильберто , Стэн Гетц и Жоао Жилберто (Verve), 1964 г. [27]
  • Премия Грэмми за лучшее инструментальное джазовое исполнение, небольшая группа или солист с небольшой группой, Гетц/Гилберто , Стэн Гетц, 1964 г. [25]
  • Премия «Грэмми» за лучшее джазовое сольное исполнение, «I Remember You», 1991 г. [28]

Библиография

[ редактировать ]
  • Аструп, Арне. Дискография Стэна Гетца , 1978.
  • Черчилль, Николас. Стэн Гетц: аннотированная библиография и фильмография , 2005.
  • Гелли, Дэйв . Стэн Гетц: Никто, кроме меня , 2002.
  • Киркпатрик, Рон. Стэн Гетц: признание его записанной работы , 1992.
  • Мэггин, Дональд Л. (1996). Стэн Гетц. Жизнь в джазе . Нью-Йорк: Уильям Морроу. ISBN  0-688-15555-3 .
  • Палмер, Ричард. Стэн Гетц , 1988 год.
  • Тейлор, Деннис. Джазовый саксофон: углубленный взгляд на стили мастеров-теноров , 2004.
  1. ^ Перейти обратно: а б с Яноу, Скотт. «Стэн Гетц» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . стр. 518/9. ISBN  1-85227-745-9 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Хупер, Джозеф (9 июня 1991 г.). «Стэн Гетц сквозь годы» . Нью-Йорк Таймс . п. 30 . Проверено 6 апреля 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б « Джаз – фильм Кена Бернса – Биографии артистов» . Служба общественного вещания (PBS) . Архивировано из оригинала 29 января 2001 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уотрус, Питер (7 июня 1991 г.). «Умер Стэн Гетц, 64 года, саксофонист; мелодист со своим собственным звуком» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 мая 2021 г.
  6. ^ Аткинс, Рональд (19 июня 2014 г.). «Некролог Горация Сильвера» . Хранитель . Проверено 30 мая 2021 г.
  7. ^ Уилсон, Джон С. (20 февраля 1981 г.). «С Хорасом Сильвером, его фортепиано и воспоминаниями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 мая 2021 г.
  8. ^ Майерс, Марк (5 марта 2020 г.). «Стэн Гетц + Хорас Сильвер» . Все о джазе . Проверено 30 мая 2021 г.
  9. ^ Фланаган, Лин (2015). Лунный свет в Вермонте: официальная биография Джонни Смита . Анахайм-Хиллз: Издательство Centerstream. п. 43. ИСБН  978-1-57424-322-2 .
  10. ^ Шнайдер, Эрик. «Лунный свет в Вермонте — Джонни Смит, Квинтет Джонни Смита» . Вся музыка . Проверено 18 августа 2015 г.
  11. ^ Энрайт, Эд (17 июня 2013 г.). «Гитарист Джонни Смит умер в 90 лет» . ДаунБит . Проверено 28 мая 2021 г.
  12. ^ «Тезаурус в пакте для транскрипций Гранца» . Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc., 18 августа 1956 г., с. 39 – через Google Книги.
  13. ^ Линд, Джек (14 апреля 1960 г.). «Эмигрантская жизнь Стэна Гетца» . ДаунБит . Проверено 29 мая 2021 г.
  14. ^ Мэй, Крис (22 марта 2021 г.). «Эдди Заутер: более широкий взгляд» . Всё о джазе . Проверено 29 мая 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., стр. 146–147 . ISBN  0-214-20512-6 .
  16. ^ Моралес, Эд (2003). Латинский бит: ритмы и корни латиноамериканской музыки от босса-новы до сальсы и не только . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. п. 208. ИСБН  978-0-306-81018-3 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Чилтон, Мартин (15 февраля 2022 г.). « Он позаботился о том, чтобы ей ничего не досталось». Печальная история Аструды Жилберто, лица босса-новы» . Независимый . Проверено 15 февраля 2023 г.
  18. ^ «Моника Гетц» . Фонд Лундского университета . Проверено 24 марта 2015 г.
  19. ^ Адлер, Дэвид Р. (1 апреля 2021 г.). «Стэн Гетц и Чарли Берд: дайте немного барабанщику» . ДжазТаймс . Проверено 18 сентября 2023 г.
  20. ^ «Поиск в истории производительности» . Карнегихолл.орг . Проверено 4 июня 2020 г.
  21. ^ «Как бразильская босса-нова попала в Америку» . ДЖАЗ.FM91 . 13 февраля 2019 г. . Проверено 4 июня 2020 г.
  22. ^ Марголик, Дэвид (26 ноября 1990 г.). «Бывшая жена Стэна Гетца проверяет закон о разводе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 марта 2015 г.
  23. ^ «Главная страница» . нкфдж . Проверено 4 июня 2020 г.
  24. ^ «Великий джазмен Стэн Гетц умирает в возрасте 64 лет» . Вашингтон Пост . 6 июня 1991 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Ланнерт, Джон (5 февраля 2000 г.). «Номинации на премию Грэмми доказывают, что это хороший год для латиноамериканских исполнителей» . Рекламный щит . п. 79.
  26. ^ «7-я ежегодная премия Грэмми» . ГРЭММИ.com . 17 января 2013 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
  27. ^ «Стэн Гетц: Весна 1976 года» . Все о джазе . 8 февраля 2016 г. . Проверено 29 апреля 2017 г.
  28. ^ «Стэн Гетц | Награды» . Вся музыка . Проверено 29 апреля 2017 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные со Стэном Гетцем, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed602f64d7fce28acf5154794bfa43c7__1722836580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/c7/ed602f64d7fce28acf5154794bfa43c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stan Getz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)