Стэн Гетц
Стэн Гетц | |
---|---|
![]() Гетц в 1958 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Stanley Gayetski |
Рожденный | Филадельфия , Пенсильвания, США | 2 февраля 1927 г.
Умер | 6 июня 1991 г. Малибу, Калифорния , США | ( 64 года
Жанры | |
Инструмент(ы) | Тенор-саксофон |
Годы активности | 1943–1991 |
Этикетки |
Стэн Гетц (англ. Stanley Gayetski , 2 февраля 1927 — 6 июня 1991) — американский джазовый саксофонист . Играя в основном на тенор-саксофоне , Гетц был известен как « Звук » из-за его теплого, лирического тона, на который главным образом повлиял тонкий, мягкий тембр его кумира Лестера Янга . Получив известность в конце 1940-х годов вместе с биг-бэндом Вуди Хермана , Гетц описывается критиком Скоттом Яновом как «один из величайших тенор-саксофонистов всех времен». [1] Гетц выступал в бибоп- и крутых джаз- группах. Под влиянием Жоао Жилберто и Антониу Карлоса Жобима он также помог популяризировать босса-нову в Соединенных Штатах с хитом 1964 года « The Girl from Ipanema ».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Стэн Гетц родился Стэнли Гаецки 2 февраля 1927 года в больнице Святого Винсента в Филадельфии , штат Пенсильвания , США. [2] Отец Гетца Александр («Ал») был украинским еврейским иммигрантом , родившимся в Майл-Энде в Лондоне в 1904 году, а его мать Голди (урожденная Ямпольски) родилась в Филадельфии в 1907 году. Его бабушка и дедушка по отцовской линии Харрис и Бекки Гаецки были родом из Киев , Украина , но эмигрировал, спасаясь от антиеврейских погромов , в Уайтчепел , в лондонском Ист-Энде . владели ателье Harris Tailor Shop на Оксфорд-стрит, Находясь в Англии, они более 13 лет 52. В 1913 году Харрис и Бекки эмигрировали в Соединенные Штаты со своими тремя сыновьями Алом, Филом и Беном вслед за своим сыном Луи Гаецки, который эмигрировал в США годом ранее. Первоначальная фамилия Гетца, «Гаецки», была изменена на Гетц по прибытии в Америку. [ нужна ссылка ]
Семья Гетц сначала поселилась в Филадельфии, но во время Великой депрессии семья переехала в Нью-Йорк в поисках лучших возможностей трудоустройства. Гетц усердно учился в школе, получал отличные оценки и закончил шестой класс, став лучшим учеником в классе. Основной интерес Гетца был к музыкальным инструментам, и он играл на многих из них, включая губную гармошку , которую он приобрел в возрасте двенадцати лет, прежде чем его отец купил ему свой первый саксофон, альт-саксофон за 35 долларов , когда ему было тринадцать. Он быстро перешел к игре на всех других саксофонах, а также на кларнете , но влюбился в звучание тенор-саксофона и начал заниматься по восемь часов в день, одновременно обучаясь у Билла Шайнера, известного преподавателя саксофона в Бронксе. . [3] По словам Гетца, у него было всего около шести месяцев уроков, и он никогда не изучал теорию музыки или гармонию .
Гетц учился в средней школе Джеймса Монро в Бронксе . В 1941 году его приняли в состав Общегородского школьного оркестра Нью-Йорка. возможность получить частное бесплатное обучение у фаготиста Саймона Ковара из Нью- филармонии Йоркской Это дало ему . Он также продолжал играть на саксофоне на танцах и бар-мицве. В конце концов он бросил школу, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру, но позже сотрудники школьной системы по борьбе с прогулами отправили его обратно в класс. [1]
Карьера
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]В 1943 году, в возрасте 16 лет, [4] он присоединился к группе Джека Тигардена и по молодости стал подопечным Тигардена. [2] Гетц также играл вместе с Нэтом Кингом Коулом и Лайонелом Хэмптоном . Период пребывания в Лос-Анджелесе со Стэном Кентоном был кратким. После комментария Кентона о том, что его главный авторитет, Лестер Янг , был слишком простым, Гетц ушел. [5]
После выступления с Джимми Дорси и Бенни Гудманом Гетц был солистом Вуди Хермана с 1947 по 1949 год. [2] в «The Second Herd», и впервые он привлек широкое внимание как один из саксофонистов группы, известной под общим названием « Четыре брата »; остальные - Серж Чалофф , Зут Симс и Херби Стюард . [4] Вместе с Германом у него был хит « Ранняя осень » в 1948 году. [5]
После ухода Гетца из The Second Herd он смог начать сольную карьеру. [2] Трио Хораса Сильвера было услышано Гетцем в качестве приглашенного солиста в клубе Sundown в Хартфорде , штат Коннектикут, в 1950 году, и он нанял их для гастролей, что принесло Сильверу его первое признание на национальном уровне. [6] [7] В течение неизвестного периода Гетц не платил Сильверу, который использовал деньги, причитающиеся пианисту, для покупки героина. Сильвер наконец ушел в июне 1952 года. [8] В тот же период Гетц выступал с пианистами Элом Хейгом и Дюком Джорданом , барабанщиками Роем Хейнсом и Максом Роучем , а также басистом Томми Поттером , все из которых работали с Чарли Паркером. Гитаристы Джимми Рэйни и Джонни Смит также были связаны с саксофонистом в этот период. Его авторитет был улучшен благодаря его исполнению версии Джонни Смита песни « Moonlight in Vermont », записанной в 1952 году, которая стала хитом-синглом и оставалась в чартах в течение нескольких месяцев. [9] [10] Опрос читателей DownBeat назвал этот сингл второй лучшей джазовой пластинкой 1952 года. [11] Более поздний альбом Moonlight in Vermont , переработанный из двух 10-дюймовых пластинок (RLP-410 и RLP-413) для 12-дюймового выпуска (LP-2211), был выпущен в 1956 году. К 1956 году записи Гетца также были представлены на национальных радиосети Бена Селвина как часть библиотеки транскрипций RCA Thesaurus . [12]
В состав секстета Диззи Гиллеспи и Стэна Гетца 1953 года входили Гиллеспи, Гетц, Оскар Петерсон , Херб Эллис , Рэй Браун и Макс Роуч . [1] Он переехал в Копенгаген , Дания, в 1958 году. [5] Здесь он выступал с пианистом Яном Йоханссоном и басистом Оскаром Петтифордом , среди прочих, в клубе Монмартр . [13]

Вернуться в Соединенные Штаты
[ редактировать ]Вернувшись в США из Европы в 1961 году, Гетц записал альбом Focus с аранжировками Эдди Заутера , создавшего для саксофониста струнную поддержку. В статье на сайте All About Jazz за март 2021 года Крис Мэй назвал его «одним из величайших шедевров джаза середины двадцатого века» и сравнил его с творчеством Белы Бартока . [14]
Гетц стал участвовать в представлении босса-новы . американской публике музыки [2] Объединившись с гитаристом Чарли Бердом , который только что вернулся из тура Госдепартамента США по Бразилии, Гетц записал Jazz Samba в 1962 году. Гетц получил премию Грэмми за лучшее джазовое исполнение 1963 года за кавер на песню Антонио Карлоса Жобима « Desafinado », из Джазовая самба . Было продано более миллиона копий и был удостоен золотого диска . [15] Его второй альбом в стиле босса-нова, также записанный в 1962 году, был Big Band Bossa Nova с композитором и аранжировщиком Гэри МакФарландом . В продолжение Getz записал альбом Jazz Samba Encore! с одним из создателей боссановы, бразильским гитаристом Луисом Бонфа . К 1964 году было продано более миллиона копий, что принесло Гетцу второй золотой диск. [15]
Затем в 1963 году он записал альбом Getz/Gilberto . [16] с Антониу Карлосом Жобимом , Жоау Жилберту и его женой Аструд Жилберту . Их запись « The Girl from Ipanema » получила премию «Грэмми » . Getz/Gilberto выиграли две премии «Грэмми» (лучший альбом и лучший сингл). Сингл (1964) "The Girl from Ipanema" стал хитом. Гетц и продюсер Крид Тейлор заявили, что успех музыки стал результатом открытия ими таланта Аструд Жилберто, которая никогда раньше не записывалась в качестве вокалистки. Жилберто, а позже она и сын Жоау Жилберту Марсело оспорили версию истории Гетца и Тейлора и заявили, что Гетц ухитрился лишить ее причитающихся ей гонораров. [17]
Концертный альбом Getz/Gilberto Vol. 2 , а также Getz Au Go Go (1964) — концертная запись в Cafe au Go Go . Еще работая с Гилбертос, он записал джазовый альбом « Nobody Else But Me» (1964) с новым квартетом, включающим вибрафониста Гэри Бертона , но компания Verve Records , желая продолжить построение бренда Getz с босса-новой, отказалась его выпускать. Оно появилось 30 лет спустя, после смерти Гетца.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1972 году Гетц записал джаз-фьюжн-альбом Captain Marvel с Чиком Кориа , Стэнли Кларком и Тони Уильямсом и в этот период экспериментировал с Echoplex на своем саксофоне. У него была эпизодическая роль в фильме «Истребитель» (1980).
В середине 1980-х Гетц регулярно работал в районе залива Сан-Франциско и преподавал в Стэнфордском университете в качестве постоянного артиста в Stanford Jazz Workshop. до 1988 года DownBeat В 1986 году он был введен в Зал славы джаза . В 1988 году Гетц работал с Хьюи Льюисом и News над их альбомом Small World . Он исполнил расширенное соло во второй части заглавного трека, которое стало второстепенным хитом.
Его любимым тенор-саксофоном был Selmer Mark VI .
Личная жизнь
[ редактировать ]
Гетц женился на Беверли Бирн, вокалистке группы Джина Крупы , 7 ноября 1946 года в Лос-Анджелесе; у пары было трое детей: Стив, Дэвид и Беверли. В подростковом возрасте Гетц пристрастился к наркотикам и алкоголю. В 1954 году, не сумев самостоятельно избавиться от героина, он ограбил аптеку Сиэтла в поисках наркотиков. По пути в тюрьму он попытался покончить жизнь самоубийством, приняв передозировку, и в течение следующих трех десятилетий он впадал в зависимость от наркотиков и алкоголя. Пока его лечили в тюремной палате Медицинского центра Университета Южной Калифорнии округа Лос-Анджелес , Беверли родила третьего ребенка этажом ниже. [ нужна ссылка ]
Гетц развелась с Бирном в Мексике в 1956 году, после чего из-за собственных пристрастий Бирна она не смогла заботиться о детях. В конце концов дети были спасены и переданы судом второй жене Гетца Монике Сильфвершельд. [18] дочь шведского врача и бывшего олимпийского медалиста Нильса Сильфвершельда и шведской графини Мэри фон Розен . Моника настояла на совместном воспитании семьи, поскольку дети были разделены между членами семьи, и в конечном итоге они вырастили пятерых детей: Стивена, Дэвида и Беверли (детей Стэна и Беверли); и Памела и Николаус (дети Стэна и Моники). Пара жила в Копенгагене, Дания, отчасти для того, чтобы избежать распространения наркотиков в Америке того времени. Моника также станет менеджером Стэна и окажет большое влияние на его жизнь.
В 1962 году Моника вернулась с семьей в Швецию после того, как обнаружила повторяющиеся пристрастия Стэна. В последующий период, пытаясь убедить ее вернуться, он послал ей два пробных экземпляра, один из которых, Jazz Samba with Charlie Byrd , сыграл решающую роль в ее планах на следующий альбом Getz/Gilberto . Однако отношения Гетца с Бердом испортились из-за иска, инициированного Бердом. [19]
После того как Гетц пообещал оставаться чистым и трезвым, Моника вернулась из Швеции вместе с семьей. 21 ноября 1962 года Бразилия отправила в Карнеги-холл множество музыкантов. [20] в результате увлечения босса-новой, созданного джазовой самбой . [21] После того, как Жилберто и Жобим рассказали, что Getz был невидимым партнером в создании Bossa Nova, наложив джазовые гармонии и звук Getz на старую Samba, Моника предложила объединить все три. Жобим и Жилберто отреагировали с уважением и энтузиазмом. Гетц поначалу сопротивлялся, так как слышал, что эти двое были «трудными». Сообщается, что Гетц сказал, что он убежден, когда Моника парировала: «Ну, разве у тебя нет репутации трудного человека?» Они стали очень близкими друзьями во время записи Getz/Gilberto , и Жилберто даже переехал к Getzes, к которому иногда присоединялись дети от двух его браков и его вторая жена Миуха .
В начале 1980-х годов Гетц снова впал в свою зависимость, что привело к аресту с незаконным оружием в доме с Моникой и некоторыми детьми. В результате в ее пользу был издан Охранный приказ , в котором содержался пункт о том, что Гетц должен быть трезвым, чтобы его допустили в дом, и Приказ отправиться на лечение. В качестве ответного шага Гетц подал на развод с Моникой в 1981 году. [22] но по его настоянию пара помирилась в 1982 году и подписала Соглашение о примирении, в котором они согласились совместно купить найденный ими дом в Сан-Франциско . Однако вскоре после этого у Гетца случился рецидив. После второго инцидента с незаконным оборотом оружия и кокаина Моника вернулась в свой дом в Нью-Йорке. В это время она обнаружила необходимость того, чтобы суды узнали о зависимости, и основала Национальную коалицию за семейное правосудие. [23] в 1988 году, примерно в то время, когда был оформлен развод. В 1990 году Моника Гетц подала прошение в Верховный суд США об отмене приговора о разводе, но оно было отклонено. [5] В 1987 году у него был диагностирован неизлечимый рак; он умер в июне 1991 года. [5]
Зут Симс , знавший Гетца еще с Германа, однажды описал его как «хорошую компанию парней», намекая на его непредсказуемый характер. [5] Боб Брукмейер , еще один коллега по сцене, ответил на слухи о том, что Гетцу сделали операцию на сердце, риторическим вопросом : «Они его вставили?» [17]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Гетц умер от рака печени 6 июня 1991 года. [24] [3] Его прах был высыпан из футляра для саксофона в шести милях от побережья Марина-дель-Рей , Калифорния.
В 1998 году Медиа-центр и библиотека Стэна Гетца в музыкальном колледже Беркли были открыты на пожертвование Фонда Херба Альперта .
Дискография
[ редактировать ]Награды
[ редактировать ]- Премия Грэмми за лучшее джазовое исполнение, солист или небольшая группа (инструментал) "Desafinado", 1962 г. [25]
- Премия Грэмми за запись года "Девушка из Ипанемы", 1964 год. [26]
- Премия Грэмми за альбом года, Гетц/Жильберто , Стэн Гетц и Жоао Жилберто (Verve), 1964 г. [27]
- Премия Грэмми за лучшее инструментальное джазовое исполнение, небольшая группа или солист с небольшой группой, Гетц/Гилберто , Стэн Гетц, 1964 г. [25]
- Премия «Грэмми» за лучшее джазовое сольное исполнение, «I Remember You», 1991 г. [28]
Библиография
[ редактировать ]- Аструп, Арне. Дискография Стэна Гетца , 1978.
- Черчилль, Николас. Стэн Гетц: аннотированная библиография и фильмография , 2005.
- Гелли, Дэйв . Стэн Гетц: Никто, кроме меня , 2002.
- Киркпатрик, Рон. Стэн Гетц: признание его записанной работы , 1992.
- Мэггин, Дональд Л. (1996). Стэн Гетц. Жизнь в джазе . Нью-Йорк: Уильям Морроу. ISBN 0-688-15555-3 .
- Палмер, Ричард. Стэн Гетц , 1988 год.
- Тейлор, Деннис. Джазовый саксофон: углубленный взгляд на стили мастеров-теноров , 2004.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Яноу, Скотт. «Стэн Гетц» . Вся музыка . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . стр. 518/9. ISBN 1-85227-745-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Хупер, Джозеф (9 июня 1991 г.). «Стэн Гетц сквозь годы» . Нью-Йорк Таймс . п. 30 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Джаз – фильм Кена Бернса – Биографии артистов» . Служба общественного вещания (PBS) . Архивировано из оригинала 29 января 2001 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уотрус, Питер (7 июня 1991 г.). «Умер Стэн Гетц, 64 года, саксофонист; мелодист со своим собственным звуком» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Аткинс, Рональд (19 июня 2014 г.). «Некролог Горация Сильвера» . Хранитель . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Уилсон, Джон С. (20 февраля 1981 г.). «С Хорасом Сильвером, его фортепиано и воспоминаниями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Майерс, Марк (5 марта 2020 г.). «Стэн Гетц + Хорас Сильвер» . Все о джазе . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Фланаган, Лин (2015). Лунный свет в Вермонте: официальная биография Джонни Смита . Анахайм-Хиллз: Издательство Centerstream. п. 43. ИСБН 978-1-57424-322-2 .
- ^ Шнайдер, Эрик. «Лунный свет в Вермонте — Джонни Смит, Квинтет Джонни Смита» . Вся музыка . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Энрайт, Эд (17 июня 2013 г.). «Гитарист Джонни Смит умер в 90 лет» . ДаунБит . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Тезаурус в пакте для транскрипций Гранца» . Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc., 18 августа 1956 г., с. 39 – через Google Книги.
- ^ Линд, Джек (14 апреля 1960 г.). «Эмигрантская жизнь Стэна Гетца» . ДаунБит . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Мэй, Крис (22 марта 2021 г.). «Эдди Заутер: более широкий взгляд» . Всё о джазе . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., стр. 146–147 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ^ Моралес, Эд (2003). Латинский бит: ритмы и корни латиноамериканской музыки от босса-новы до сальсы и не только . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. п. 208. ИСБН 978-0-306-81018-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Чилтон, Мартин (15 февраля 2022 г.). « Он позаботился о том, чтобы ей ничего не досталось». Печальная история Аструды Жилберто, лица босса-новы» . Независимый . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Моника Гетц» . Фонд Лундского университета . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Адлер, Дэвид Р. (1 апреля 2021 г.). «Стэн Гетц и Чарли Берд: дайте немного барабанщику» . ДжазТаймс . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Поиск в истории производительности» . Карнегихолл.орг . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Как бразильская босса-нова попала в Америку» . ДЖАЗ.FM91 . 13 февраля 2019 г. . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Марголик, Дэвид (26 ноября 1990 г.). «Бывшая жена Стэна Гетца проверяет закон о разводе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Главная страница» . нкфдж . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Великий джазмен Стэн Гетц умирает в возрасте 64 лет» . Вашингтон Пост . 6 июня 1991 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ланнерт, Джон (5 февраля 2000 г.). «Номинации на премию Грэмми доказывают, что это хороший год для латиноамериканских исполнителей» . Рекламный щит . п. 79.
- ^ «7-я ежегодная премия Грэмми» . ГРЭММИ.com . 17 января 2013 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Стэн Гетц: Весна 1976 года» . Все о джазе . 8 февраля 2016 г. . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Стэн Гетц | Награды» . Вся музыка . Проверено 29 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со Стэном Гетцем, на Викискладе?
- 1927 рождений
- 1991 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американский народ украинско-еврейского происхождения
- Бибоп-саксофонисты
- Бразильские джазовые (жанровые) саксофонисты
- Крутые джазовые саксофонисты
- Кроссоверные джазовые саксофонисты
- Исполнители Custom Records
- Смертность от рака печени в Калифорнии
- Лауреаты премии Грэмми
- Саксофонисты хард-бопа
- Выпускники средней школы Джеймса Монро (Нью-Йорк)
- Саксофонисты джаз-фьюжн
- Джазовые музыканты из Калифорнии
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские музыканты-евреи
- Еврейские джазовые музыканты
- Члены биг-бэнда Кенни Кларка и Фрэнси Боланд
- Артисты MGM Records
- Музыканты из Малибу, Калифорния.
- Музыканты из Бронкса
- Артисты Savoy Records
- Исполнители лейбла SteepleChase Records
- Свинг-саксофонисты
- Артисты Verve Records