Крутой джаз
Крутой джаз | |
---|---|
![]() Квартет Дэйва Брубека в 1962 году | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1940-е годы, США |
Производные формы | |
Местные сцены | |
| |
Другие темы | |
Джаз Западного побережья |
Cool Jazz — стиль современной джазовой музыки, вдохновленный бибопом и биг-бэндом. [1] возникшая в США после Второй мировой войны . Для него характерны расслабленные темпы и более светлый тон, чем в быстром и сложном стиле бибоп . В крутом джазе часто используются формальные аранжировки и элементы классической музыки . В широком смысле этот жанр относится к ряду послевоенных джазовых стилей, в которых используется более сдержанный подход, чем в современных джазовых идиомах. [2] Как предполагают Пол Таннер , Морис Героу и Дэвид Мегилл, «тональную звучность этих консервативных исполнителей можно сравнить с пастельными тонами, а соло [Диззи] Гиллеспи и его последователей можно сравнить с огненно-красными цветами». [3]
Термин «крутой» начал применяться к этой музыке примерно в 1953 году, когда Capitol Records выпустила альбом Classics in Jazz: Cool and Quiet . [4] Марк К. Гридли в своей статье для All Music Guide to Jazz выделяет четыре перекрывающихся подкатегории крутого джаза: [2]
- «Мягкие варианты бибопа», включая записи Майлза Дэвиса , составляющие Birth of the Cool ; полное собрание сочинений Modern Jazz Quartet ; творчество Джерри Маллигана , особенно его работа с Четом Бейкером и Бобом Брукмейером ; музыка музыкантов Стэна Кентона конца 1940-х — 1950-х годов; и работы Джорджа Ширинга и Стэна Гетца .
- Выступление современных исполнителей, которые отказались от бибопа в пользу передовых разработок эпохи свинга , в том числе Ленни Тристано , Ли Коница и Уорна Марша ; Дэйв Брубек и Пол Десмонд ; и такие исполнители, как Джимми Джуффре и Дэйв Пелл, на которых повлияла Каунта Бэйси и Лестера Янга . музыка небольших групп
- Музыканты любой из предыдущих категорий, которые работали в Калифорнии с 1940-х по 1960-е годы, развивая то, что стало известно как джаз Западного побережья .
- «Исследовательская музыка с приглушенным эффектом Тедди Чарльза , Чико Гамильтона , Джона ЛаПорты и их коллег 1950-х годов».
Фон
[ редактировать ]Тед Джоя и Ли Конитц считают корнетиста Бикса Байдербеке и саксофониста Фрэнки Трумбауэра ранними прародителями крутой эстетики в джазе. [5] [6] Джоя ссылается на смягчение Байдербеке сильного ритмического воздействия джаза в пользу сохранения мелодического потока, а также использование сложных техник, таких как необычные гармонии и целые тональные гаммы . [5] Трумбауэр благодаря «своей плавной и, казалось бы, легкой игре на саксофоне» [5] сильно повлиял на тенор-саксофониста Лестера Янга , который стал прототипом крутого джаза и повлиял на него больше, чем любой другой музыкант. [3]
Игра Янга на саксофоне имела легкий звук. [5] [7] : 684–685 в отличие от «полноценного» подхода таких игроков, как Коулман Хокинс . [3] У Янга также была склонность играть в такт, вместо того, чтобы вести его. [5] [7] : 684–685 В своих импровизациях он больше подчеркивал развитие мелодии, а не «горячие» фразы или смену аккордов. [5] [7] : 684–685 Хотя стиль Янга поначалу оттолкнул некоторых наблюдателей, крутая школа его приняла. [3] [7] : 684–685 (Янг также оказал влияние на бибоп, подражая Чарли Паркеру стилю игры Янга.) [7] : 684–685 Таннер, Героу и Мегилл отмечают, что «крутость развивалась постепенно, как и предыдущие стили». [3] Помимо подхода Лестера Янга, у крутости были и другие предшественники:
Саксофонист Бенни Картер преуменьшил свои атаки, Тедди Уилсон деликатно играл на фортепиано, Бенни Гудман перестал использовать густое вибрато Джимми Нуна и других кларнетистов . Соло Майлза Дэвиса в песне Чарли Паркера « Chasin' the Bird » в 1947 году и фортепианное соло Джона Льюиса в пластинке Диззи Гиллеспи « Round Midnight » в 1948 году предвосхитили эпоху крутости. [3]
Разработка
[ редактировать ]
В 1947 году Вуди Херман сформировал группу, в которую вошли тенор-саксофонисты Стэн Гетц , Зут Симс и Херби Стюард , а также баритон-саксофонист Серж Чалофф . [3] Результатом стал звук «Четыре брата», в котором четыре сильных импровизатора все еще могли хорошо выступать как скоординированная, смешанная секция. [3] (Джимми Джуффре сочинил « Четыре брата », в котором выдвинулась на первый план эта группа.) [3] Запись группы « Ранняя осень » группы «Герман» положила начало карьере Гетца. [3] Между тем, между 1946 и 1949 годами баритон-саксофонист и аранжировщик Джерри Маллиган , аранжировщик Гил Эванс и альт-саксофонист Ли Конитц работали в оркестре Клода Торнхилла , инструменты которого включали валторну и тубу . [3] [8]
В 1948 году Майлз Дэвис сформировал нонет, в который вошли Маллиган, Кониц и Эванс из оркестра Торнхилла. [3] [7] [8] Capitol Records записали группу (по аранжировщика Пита Руголо ) в 1949 и 1950 годах. предложению [7] : 192 Эти записи, первоначально выпущенные как пластинки со скоростью вращения 78 об/мин , позже были скомпилированы как Birth of the Cool (1957). Джерри Маллиган объяснил, что идея «Nonet» Дэвиса заключалась не в том, чтобы уйти от бибопа, а «просто попытаться собрать хорошую небольшую репетиционную группу. Что-то, для чего можно писать… Что касается части «Cool Jazz» , все это происходит после того, для чего оно было задумано». [9] Что касается Дэвиса, то его заботой в то время было просто играть с более легким звуком, который, по его мнению, был более выразительным. [3] Кроме того, его выбор нот предполагал скорее обдумывание, чем дикое изобилие. [10]
Существование Майлза Дэвиса Нонета было недолгим, состоящим всего из двухнедельного выступления в сентябре 1948 года в манхэттенском Royal Roost и трех дат записи, составляющих Birth of the Cool . [8] Эти записи получили широкую оценку лишь несколько лет спустя. [8] Однако они стали прообразом деятельности участников нонета Джона Льюиса и Джерри Маллигана. [8]
Джон Льюис впоследствии стал соучредителем Modern Jazz Quartet , который включил в свою музыку классические формы, такие как фуга . [3] Таннер, Героу и Мегилл отмечают, что квартет «довольно точно играл классические формы. Например, фуги, которые они играли, были поистине барочными, по форме за исключением того, что части экспозиции были импровизированы». [3] В то время как музыка третьего направления сочетала классические элементы с джазом, Modern Jazz Quartet использовал эти формы «просто для того, чтобы играть хороший, свинговый, тонкий джаз». [3] и в поисках «радости коллективной импровизации и контрапункта ». [8]
Джерри Маллиган вместе с Четом Бейкером сформировали квартет без фортепиано, который был одновременно новаторским и успешным. [8] Позже Маллиган сформировал «Тентетт» , который развил идеи, которые он привнес в « Рождение крутого нонета». [8]
Квинтет Джорджа Ширинга , использовавший более утонченный стиль бибоп, также повлиял на развитие Cool. [3] И Телониус Монк , и Диззи Гиллеспи высоко оценили подход Ширинга. [8]
Хотя усилия Дэвиса, Льюиса, Маллигана и Ширинга были основаны на бибопе, другие музыканты были в меньшей степени обязаны этому стилю. В Нью-Йорке пианист Ленни Тристано и саксофонист Ли Кониц разработали «несколько атональную церебральную альтернативу бопу, которая концентрируется на линейной импровизации и переплетении ритмических сложностей». [8] В Калифорнии Дэйв Брубек нанял альт-саксофониста Пола Десмонда , сформировав квартет. [8] И Конитц, и Десмонд использовали подход, который противоречил бибопу в том смысле, что ни один из музыкантов не использовал звук или стиль, во многом обязанный Чарли Паркеру (или его блюзовым элементам). [8] В интервью 2013 года Конитц отметил, что «блюз никогда не был связан со мной», и далее объяснил: «Я знал и любил Чарли Паркера и копировал его соло в стиле бибоп, как и все остальные. Но я не хотел звучать как он. Поэтому я использовал почти нет вибрато и играется в основном в верхнем регистре. Это суть моего звука». [11]
Джаз Западного побережья
[ редактировать ]В 1951 году Стэн Кентон распустил свой оркестр инноваций в Лос-Анджелесе. [8] Многие музыканты, некоторые из которых также играли в группе Вуди Хермана, предпочли остаться в Калифорнии. [8] Трубач Шорти Роджерс и барабанщик Шелли Мэнн были центральными фигурами среди этой группы музыкантов. Большая часть этой деятельности была сосредоточена в кафе Hermosa Beach Lighthouse Café , где басист Говард Рамси возглавлял хаус-группу Lighthouse All-Stars . [8]
Барабанщик Чико Хэмилтон возглавил ансамбль, в который – что необычно для джазовой группы – входил виолончелист Фред Кац . [3] Таннер, Героу и Мегилл сравнивают музыку Гамильтона с камерной музыкой и отмечают, что «тонкий ритмический контроль Гамильтона и использование различных звуков ударных и тембров» хорошо подходили для этого стиля музыки. [3]
Таннер, Героу и Мегилл в значительной степени пренебрежительно относятся к термину «джаз Западного побережья». Как часто говорят о Джерри Маллигане и его коллегах в Калифорнии, «западное побережье» становится просто синонимом слова «крутой», хотя Лестер Янг , Клод Торнхилл и Майлз Дэвис жили в Нью-Йорке. [3] В то же время многие музыканты, связанные с джазом Западного побережья, «были гораздо более вовлечены в более горячий подход к джазу. При таком общении маловероятно, чтобы какой-либо стиль джаза развивался исключительно в одной области». [3]
Наследие
[ редактировать ]В 1959 году квартет Дэйва Брубека записал Time Out , который занял второе место в чарте Billboard «Pop Albums». Прохладное влияние распространяется на такие более поздние разработки, как босса-нова , модальный джаз (особенно в форме Kind of Blue Дэвиса (1959)) и даже фри-джаз (в форме трио Джимми Джуффра 1961–1962 годов).
После работы над Birth of the Cool Майлз Дэвис и Гил Эванс снова работали над такими альбомами, как Miles Ahead , Porgy and Bess и Sketches of Spain . [8]
Некоторые наблюдатели рассматривали последующий стиль хард-боп как ответ на крутой джаз Западного побережья. [12] И наоборот, Дэвид Х. Розенталь рассматривает развитие хард-бопа как ответ как на предполагаемый упадок бибопа, так и на рост ритм-н-блюза. [13] Шелли Мэнн предположила, что крутой джаз и хард-боп просто отражают соответствующее географическое окружение: непринужденный стиль крутого джаза отражает более спокойный образ жизни в Калифорнии, в то время как вождение бопа является типичным примером нью-йоркской сцены. [14]
Тед Джоя отметил, что некоторые артисты, связанные с лейблом ECM в 1970-е годы, являются прямыми стилистическими наследниками крутого джаза. [5] Хотя эти музыканты, возможно, не похожи на крутых артистов предыдущих лет, они разделяют одни и те же ценности:
ясность выражения; тонкость смысла; готовность отойти от стандартных ритмов горячего джаза и учиться у других музыкальных жанров; предпочтение эмоциям, а не простым эмоциям; прогрессивные амбиции и склонность к экспериментам; прежде всего, нелюбовь к напыщенности. [5]
Джоя также определяет влияние крутости на другие идиомы, такие как нью-эйдж , минимализм , поп, фолк и мировая музыка . [5]
Cool также вдохновил авангардный джаз , а затем и фри-джаз . [1]
См. также
[ редактировать ]- Камерный джаз
- Список крутых джазовых музыкантов и джазовых музыкантов Западного побережья
- Список джазовых жанров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Калкинс, Кэролл С.; Балабан, Присцилла Б.; Келлехер, Мэри; Лэтэм, Фрэнк Б.; Конефри, Розмари; Хубер, Роберт В.; Пейс, Джорджия А.; Вудворд, Роберт Дж., ред. (1975). История Америки . США: Ридерз Дайджест . стр. 398–399.
- ^ Перейти обратно: а б Гридли, Марк К. (1994), «Стили», Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевайн, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, стр. 11 , ISBN 0-87930-308-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Таннер, Пол О.В .; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. «Крутой (1949–1955)» . Джаз (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун, отдел колледжа. стр. 103–111 . ISBN 0-697-03663-4 .
- ^ Мартин, Генри и Кейт Уотерс, Джаз: первые 100 лет , 2-е изд. Бостон: SCHIRMER CENGAGE Learning, с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джоя, Тед (2005). «Крутой джаз и джаз Западного побережья» . В Киршнер, Билл (ред.). Оксфордский спутник джаза . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 332–342. ISBN 0-19-518359-2 .
- ^ Айверсон, Итан (16 мая 2011 г.). «Ли Конитц: вопросы и ответы Итана Айверсона» . ДжазТаймс . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Винн, Рон (1994), Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевин, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, ISBN 0-87930-308-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Карр, Рой (2006) [1997], «Прохлада на побережье» , Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной , Лондон: Хэмлин, стр. 92–105 , ISBN 0-681-03179-4
- ^ Перо, Леонард (1950), «Cool», в журнале «Джаз» , Лос-Анджелес: Pacific Press. п. 26. Цитируется в Tanner et al . "Прохладный." Джаз, с. 106.
- ^ Гридли, Марк К. (2012). Краткое руководство по джазу . Пирсон-колледж, див. п. 127. ИСБН 978-0-205-93749-3 .
- ^ Майерс, Марк (2 сентября 2013 г.). «Король крутости джаза» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Кейс, Брайан (2006) [1997], «The Harder They Come» , в Рое Карре (редактор), « Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной» , Лондон: Хэмлин, стр. 106–121 , ISBN 0-681-03179-4
- ^ Розенталь, Дэвид Х. (1992), Хард-боп: джаз и черная музыка 1955–1965 , Нью-Йорк: Оксфордский университет, стр. 24, ISBN 0-19-505869-0
- ^ Мэнн, Шелли . «Джаз: американская классика» (интервью: видео). Беседовал Реджинальд Бакнер. Цитируется в Tanner et al . «Хард-боп – фанки». Джаз , с. 113.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макадамс, Льюис , Рождение крутого: бит, бибоп и американский авангард , Саймон и Шустер, 2001. ISBN 0-684-81354-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История крутого джаза в 100 треках, заархивировано 19 февраля 2015 г. на Wayback Machine под редакцией Теда Джойя (Jazz.com).
- Крутой джаз на AllMusic
- Forever Cool: крутой джаз Западного побережья в Интернете
- «Рождение крутого» , 1927 год, Лен Вайнсток.
- Истоки крутого джаза ( Pacific Jazz ) - Mosaic Records