Jump to content

Крутой джаз

Cool Jazz — стиль современной джазовой музыки, вдохновленный бибопом и биг-бэндом. [1] возникшая в США после Второй мировой войны . Для него характерны расслабленные темпы и более светлый тон, чем в быстром и сложном стиле бибоп . В крутом джазе часто используются формальные аранжировки и элементы классической музыки . В широком смысле этот жанр относится к ряду послевоенных джазовых стилей, в которых используется более сдержанный подход, чем в современных джазовых идиомах. [2] Как предполагают Пол Таннер , Морис Героу и Дэвид Мегилл, «тональную звучность этих консервативных исполнителей можно сравнить с пастельными тонами, а соло [Диззи] Гиллеспи и его последователей можно сравнить с огненно-красными цветами». [3]

Термин «крутой» начал применяться к этой музыке примерно в 1953 году, когда Capitol Records выпустила альбом Classics in Jazz: Cool and Quiet . [4] Марк К. Гридли в своей статье для All Music Guide to Jazz выделяет четыре перекрывающихся подкатегории крутого джаза: [2]

  1. «Мягкие варианты бибопа», включая записи Майлза Дэвиса , составляющие Birth of the Cool ; полное собрание сочинений Modern Jazz Quartet ; творчество Джерри Маллигана , особенно его работа с Четом Бейкером и Бобом Брукмейером ; музыка музыкантов Стэна Кентона конца 1940-х — 1950-х годов; и работы Джорджа Ширинга и Стэна Гетца .
  2. Выступление современных исполнителей, которые отказались от бибопа в пользу передовых разработок эпохи свинга , в том числе Ленни Тристано , Ли Коница и Уорна Марша ; Дэйв Брубек и Пол Десмонд ; и такие исполнители, как Джимми Джуффре и Дэйв Пелл, на которых повлияла Каунта Бэйси и Лестера Янга . музыка небольших групп
  3. Музыканты любой из предыдущих категорий, которые работали в Калифорнии с 1940-х по 1960-е годы, развивая то, что стало известно как джаз Западного побережья .
  4. «Исследовательская музыка с приглушенным эффектом Тедди Чарльза , Чико Гамильтона , Джона ЛаПорты и их коллег 1950-х годов».

Тед Джоя и Ли Конитц считают корнетиста Бикса Байдербеке и саксофониста Фрэнки Трумбауэра ранними прародителями крутой эстетики в джазе. [5] [6] Джоя ссылается на смягчение Байдербеке сильного ритмического воздействия джаза в пользу сохранения мелодического потока, а также использование сложных техник, таких как необычные гармонии и целые тональные гаммы . [5] Трумбауэр благодаря «своей плавной и, казалось бы, легкой игре на саксофоне» [5] сильно повлиял на тенор-саксофониста Лестера Янга , который стал прототипом крутого джаза и повлиял на него больше, чем любой другой музыкант. [3]

Игра Янга на саксофоне имела легкий звук. [5] [7] : 684–685  в отличие от «полноценного» подхода таких игроков, как Коулман Хокинс . [3] У Янга также была склонность играть в такт, вместо того, чтобы вести его. [5] [7] : 684–685  В своих импровизациях он больше подчеркивал развитие мелодии, а не «горячие» фразы или смену аккордов. [5] [7] : 684–685  Хотя стиль Янга поначалу оттолкнул некоторых наблюдателей, крутая школа его приняла. [3] [7] : 684–685  (Янг также оказал влияние на бибоп, подражая Чарли Паркеру стилю игры Янга.) [7] : 684–685  Таннер, Героу и Мегилл отмечают, что «крутость развивалась постепенно, как и предыдущие стили». [3] Помимо подхода Лестера Янга, у крутости были и другие предшественники:

Саксофонист Бенни Картер преуменьшил свои атаки, Тедди Уилсон деликатно играл на фортепиано, Бенни Гудман перестал использовать густое вибрато Джимми Нуна и других кларнетистов . Соло Майлза Дэвиса в песне Чарли Паркера « Chasin' the Bird » в 1947 году и фортепианное соло Джона Льюиса в пластинке Диззи Гиллеспи « Round Midnight » в 1948 году предвосхитили эпоху крутости. [3]

Разработка

[ редактировать ]
Чет Бейкер , известный как «Принц крутости», 1983 год.

В 1947 году Вуди Херман сформировал группу, в которую вошли тенор-саксофонисты Стэн Гетц , Зут Симс и Херби Стюард , а также баритон-саксофонист Серж Чалофф . [3] Результатом стал звук «Четыре брата», в котором четыре сильных импровизатора все еще могли хорошо выступать как скоординированная, смешанная секция. [3] (Джимми Джуффре сочинил « Четыре брата », в котором выдвинулась на первый план эта группа.) [3] Запись группы « Ранняя осень » группы «Герман» положила начало карьере Гетца. [3] Между тем, между 1946 и 1949 годами баритон-саксофонист и аранжировщик Джерри Маллиган , аранжировщик Гил Эванс и альт-саксофонист Ли Конитц работали в оркестре Клода Торнхилла , инструменты которого включали валторну и тубу . [3] [8]

В 1948 году Майлз Дэвис сформировал нонет, в который вошли Маллиган, Кониц и Эванс из оркестра Торнхилла. [3] [7] [8] Capitol Records записали группу (по аранжировщика Пита Руголо ) в 1949 и 1950 годах. предложению [7] : 192  Эти записи, первоначально выпущенные как пластинки со скоростью вращения 78 об/мин , позже были скомпилированы как Birth of the Cool (1957). Джерри Маллиган объяснил, что идея «Nonet» Дэвиса заключалась не в том, чтобы уйти от бибопа, а «просто попытаться собрать хорошую небольшую репетиционную группу. Что-то, для чего можно писать… Что касается части «Cool Jazz» , все это происходит после того, для чего оно было задумано». [9] Что касается Дэвиса, то его заботой в то время было просто играть с более легким звуком, который, по его мнению, был более выразительным. [3] Кроме того, его выбор нот предполагал скорее обдумывание, чем дикое изобилие. [10]

Существование Майлза Дэвиса Нонета было недолгим, состоящим всего из двухнедельного выступления в сентябре 1948 года в манхэттенском Royal Roost и трех дат записи, составляющих Birth of the Cool . [8] Эти записи получили широкую оценку лишь несколько лет спустя. [8] Однако они стали прообразом деятельности участников нонета Джона Льюиса и Джерри Маллигана. [8]

Джон Льюис впоследствии стал соучредителем Modern Jazz Quartet , который включил в свою музыку классические формы, такие как фуга . [3] Таннер, Героу и Мегилл отмечают, что квартет «довольно точно играл классические формы. Например, фуги, которые они играли, были поистине барочными, по форме за исключением того, что части экспозиции были импровизированы». [3] В то время как музыка третьего направления сочетала классические элементы с джазом, Modern Jazz Quartet использовал эти формы «просто для того, чтобы играть хороший, свинговый, тонкий джаз». [3] и в поисках «радости коллективной импровизации и контрапункта ». [8]

Джерри Маллиган вместе с Четом Бейкером сформировали квартет без фортепиано, который был одновременно новаторским и успешным. [8] Позже Маллиган сформировал «Тентетт» , который развил идеи, которые он привнес в « Рождение крутого нонета». [8]

Квинтет Джорджа Ширинга , использовавший более утонченный стиль бибоп, также повлиял на развитие Cool. [3] И Телониус Монк , и Диззи Гиллеспи высоко оценили подход Ширинга. [8]

Хотя усилия Дэвиса, Льюиса, Маллигана и Ширинга были основаны на бибопе, другие музыканты были в меньшей степени обязаны этому стилю. В Нью-Йорке пианист Ленни Тристано и саксофонист Ли Кониц разработали «несколько атональную церебральную альтернативу бопу, которая концентрируется на линейной импровизации и переплетении ритмических сложностей». [8] В Калифорнии Дэйв Брубек нанял альт-саксофониста Пола Десмонда , сформировав квартет. [8] И Конитц, и Десмонд использовали подход, который противоречил бибопу в том смысле, что ни один из музыкантов не использовал звук или стиль, во многом обязанный Чарли Паркеру (или его блюзовым элементам). [8] В интервью 2013 года Конитц отметил, что «блюз никогда не был связан со мной», и далее объяснил: «Я знал и любил Чарли Паркера и копировал его соло в стиле бибоп, как и все остальные. Но я не хотел звучать как он. Поэтому я использовал почти нет вибрато и играется в основном в верхнем регистре. Это суть моего звука». [11]

Джаз Западного побережья

[ редактировать ]

В 1951 году Стэн Кентон распустил свой оркестр инноваций в Лос-Анджелесе. [8] Многие музыканты, некоторые из которых также играли в группе Вуди Хермана, предпочли остаться в Калифорнии. [8] Трубач Шорти Роджерс и барабанщик Шелли Мэнн были центральными фигурами среди этой группы музыкантов. Большая часть этой деятельности была сосредоточена в кафе Hermosa Beach Lighthouse Café , где басист Говард Рамси возглавлял хаус-группу Lighthouse All-Stars . [8]

Барабанщик Чико Хэмилтон возглавил ансамбль, в который – что необычно для джазовой группы – входил виолончелист Фред Кац . [3] Таннер, Героу и Мегилл сравнивают музыку Гамильтона с камерной музыкой и отмечают, что «тонкий ритмический контроль Гамильтона и использование различных звуков ударных и тембров» хорошо подходили для этого стиля музыки. [3]

Таннер, Героу и Мегилл в значительной степени пренебрежительно относятся к термину «джаз Западного побережья». Как часто говорят о Джерри Маллигане и его коллегах в Калифорнии, «западное побережье» становится просто синонимом слова «крутой», хотя Лестер Янг , Клод Торнхилл и Майлз Дэвис жили в Нью-Йорке. [3] В то же время многие музыканты, связанные с джазом Западного побережья, «были гораздо более вовлечены в более горячий подход к джазу. При таком общении маловероятно, чтобы какой-либо стиль джаза развивался исключительно в одной области». [3]

Наследие

[ редактировать ]

В 1959 году квартет Дэйва Брубека записал Time Out , который занял второе место в чарте Billboard «Pop Albums». Прохладное влияние распространяется на такие более поздние разработки, как босса-нова , модальный джаз (особенно в форме Kind of Blue Дэвиса (1959)) и даже фри-джаз (в форме трио Джимми Джуффра 1961–1962 годов).

После работы над Birth of the Cool Майлз Дэвис и Гил Эванс снова работали над такими альбомами, как Miles Ahead , Porgy and Bess и Sketches of Spain . [8]

Некоторые наблюдатели рассматривали последующий стиль хард-боп как ответ на крутой джаз Западного побережья. [12] И наоборот, Дэвид Х. Розенталь рассматривает развитие хард-бопа как ответ как на предполагаемый упадок бибопа, так и на рост ритм-н-блюза. [13] Шелли Мэнн предположила, что крутой джаз и хард-боп просто отражают соответствующее географическое окружение: непринужденный стиль крутого джаза отражает более спокойный образ жизни в Калифорнии, в то время как вождение бопа является типичным примером нью-йоркской сцены. [14]

Тед Джоя отметил, что некоторые артисты, связанные с лейблом ECM в 1970-е годы, являются прямыми стилистическими наследниками крутого джаза. [5] Хотя эти музыканты, возможно, не похожи на крутых артистов предыдущих лет, они разделяют одни и те же ценности:

ясность выражения; тонкость смысла; готовность отойти от стандартных ритмов горячего джаза и учиться у других музыкальных жанров; предпочтение эмоциям, а не простым эмоциям; прогрессивные амбиции и склонность к экспериментам; прежде всего, нелюбовь к напыщенности. [5]

Джоя также определяет влияние крутости на другие идиомы, такие как нью-эйдж , минимализм , поп, фолк и мировая музыка . [5]

Cool также вдохновил авангардный джаз , а затем и фри-джаз . [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Калкинс, Кэролл С.; Балабан, Присцилла Б.; Келлехер, Мэри; Лэтэм, Фрэнк Б.; Конефри, Розмари; Хубер, Роберт В.; Пейс, Джорджия А.; Вудворд, Роберт Дж., ред. (1975). История Америки . США: Ридерз Дайджест . стр. 398–399.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гридли, Марк К. (1994), «Стили», Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевайн, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, стр. 11 , ISBN  0-87930-308-5
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Таннер, Пол О.В .; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. «Крутой (1949–1955)» . Джаз (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун, отдел колледжа. стр. 103–111 . ISBN  0-697-03663-4 .
  4. ^ Мартин, Генри и Кейт Уотерс, Джаз: первые 100 лет , 2-е изд. Бостон: SCHIRMER CENGAGE Learning, с. 224.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джоя, Тед (2005). «Крутой джаз и джаз Западного побережья» . В Киршнер, Билл (ред.). Оксфордский спутник джаза . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 332–342. ISBN  0-19-518359-2 .
  6. ^ Айверсон, Итан (16 мая 2011 г.). «Ли Конитц: вопросы и ответы Итана Айверсона» . ДжазТаймс . Проверено 12 сентября 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Винн, Рон (1994), Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевин, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, ISBN  0-87930-308-5
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Карр, Рой (2006) [1997], «Прохлада на побережье» , Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной , Лондон: Хэмлин, стр. 92–105 , ISBN  0-681-03179-4
  9. ^ Перо, Леонард (1950), «Cool», в журнале «Джаз» , Лос-Анджелес: Pacific Press. п. 26. Цитируется в Tanner et al . "Прохладный." Джаз, с. 106.
  10. ^ Гридли, Марк К. (2012). Краткое руководство по джазу . Пирсон-колледж, див. п. 127. ИСБН  978-0-205-93749-3 .
  11. ^ Майерс, Марк (2 сентября 2013 г.). «Король крутости джаза» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 8 сентября 2013 г.
  12. ^ Кейс, Брайан (2006) [1997], «The Harder They Come» , в Рое Карре (редактор), « Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной» , Лондон: Хэмлин, стр. 106–121 , ISBN  0-681-03179-4
  13. ^ Розенталь, Дэвид Х. (1992), Хард-боп: джаз и черная музыка 1955–1965 , Нью-Йорк: Оксфордский университет, стр. 24, ISBN  0-19-505869-0
  14. ^ Мэнн, Шелли . «Джаз: американская классика» (интервью: видео). Беседовал Реджинальд Бакнер. Цитируется в Tanner et al . «Хард-боп – фанки». Джаз , с. 113.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8320b5c928bca2fbe5a0db91d9e527ea__1715603160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/ea/8320b5c928bca2fbe5a0db91d9e527ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cool jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)