Органное трио
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Органное трио — разновидность джазового ансамбля, состоящего из трёх музыкантов; органист Хаммонда , барабанщик , а также джазовый гитарист или саксофонист . В некоторых случаях саксофонист присоединяется к трио, состоящему из органиста, гитариста и барабанщика, образуя квартет . [1] Органные трио были популярным типом джазовых ансамблей в клубах и барах в 1950-х и 1960-х годах, исполняя джазовый стиль, основанный на блюзе , с элементами R&B . [2] Формат органного трио характеризовался длинными импровизационными соло и исследованием различных музыкальных «настроений». [2]
В органных трио органист Хаммонда играет несколько ролей, в том числе играет басовые партии (либо на бас-педале , либо на нижнем мануале органа), играет аккорды («аккомпанирование»), а также играет ведущие мелодические линии и соло. В органных трио с гитаристом гитарист обычно «заполняет» музыкальные партии, которые органист не исполняет. Например, если органист солирует и играет басовую партию, гитарист может играть аккорды.
Органные трио 1950-х и 1960-х годов часто играли соул-джаз — стиль, наполненный грувом, включавший в себя блюз, госпел и ритм-н-блюз . Органные трио 1970-х годов, такие как Тони Уильямса группа Lifetime, играли джаз-рок -фьюжн. В 1990-х и 2000-х органные трио, такие как Медески, Мартин, Вуд и Соулив, стали участвовать в растущей джембэнд- сцене.
История
[ редактировать ]До 1950-х годов
[ редактировать ]В то время как джазовые музыканты, такие как Фэтс Уоллер и Каунт Бэйси, исследовали использование органа в джазовых ансамблях в 1920-х и 1930-х годах, только в конце 1940-х годов музыканты Хаммонда, такие как Уайлд Билл Дэвис, стали пионерами формата органного трио. Такие музыканты, как Дэвис и трио Милта Херта, осознали, что усиленный орган Hammond B3 «передает мощь полноразмерного биг-бэнда в руки одного музыканта», а вращающийся усиленный кабинет, оснащенный динамиком Лесли, добавляет заполнение комнаты. «Королевский звук». [3]
1950–1960-е годы
[ редактировать ]В 1950-х и 1960-х годах органное трио стало обычным музыкальным ансамблем в барах и тавернах США, особенно в центре крупных городов. Органные трио использовали мощный усиленный звук органа Hammond и его способность выполнять несколько музыкальных ролей (басовые партии, аккорды и ведущие партии), чтобы наполнить бар или клуб таким объемом звука, который раньше требовал бы гораздо большего ансамбля. . Хотя владельцам баров нравился этот аспект органного трио, позволяющий экономить деньги, у этого формата также был ряд музыкальных преимуществ. Органное трио представляло собой более интимный ансамбль меньшего размера, что облегчало общение между музыкантами и давало больше свободы для спонтанных изменений настроения или темпа, а также для «растягивания» длительных соло.
По словам Тома Викера, «самым известным из первых гриндеров [органного трио] был Билл Доггетт из Филадельфии , который записывал инструментальные партии для King Records в начале пятидесятых». Следующими органистами были Хэнк Марр , Дэйв «Бэби» Кортес , Джимми МакГрифф , а затем «самый главный органный свингер Джимми Смит ». [3] После смерти Смита в 2005 году писатель журнала Variety Фил Галло восхвалял Смита как человека, который «в одиночку заново изобрел орган Hammond B3 для джаза и создал модель органного трио». [4]
В 1960-е годы такие джазовые гитаристы, как Ховард Робертс , Грант Грин , Кенни Баррелл , Джордж Бенсон и Уэс Монтгомери , часто выступали в составе органных трио, а записи органных трио часто попадали в R&B и поп-чарты. Органисты Хаммонда, такие как «Брат» Джек Макдафф , Джонни «Хаммонд» Смит и Ричард «Грув» Холмс, часто выступали и записывались в составе органных трио. «Труды лидеров органного трио в период его расцвета были хорошо задокументированы, поскольку в ту эпоху, судя по рекордным продажам, органные группы – в первую очередь группы под руководством Джимми Смита – представляли, возможно, самый популярный жанр джаза». [2] Гитарист Грант Грин исполнил смесь джаза, фанка и бугалу , часто сотрудничая с органистами «Большим» Джоном Паттоном , Джеком Макдаффом и Нилом Креком , а также с барабанщиком Идрисом Мухаммедом .
В конце 1960-х годов, когда джазовые музыканты начали исследовать новый жанр джаз-рок-фьюжн , органные трио под руководством таких органистов, как Ларри Янг, «отважились на более отдаленные территории, расширяя гармоническую палитру формы органного трио». [2] Янг применил новый подход к игре на Hammond B3. В отличие от блюзового соул-джазового стиля Джимми Смита, в котором песни были построены на основе последовательностей аккордов, Янг предпочитал модальный подход к игре, при котором песни основывались на музыкальных ладах, а не на последовательностях аккордов.
1970–1980-е годы
[ редактировать ]В 1970-х годах органные трио в стиле 1960-х годов, основанные на органе Hammond, были затмлены новой тенденцией джаз-рок -фьюжн , и небольшие ансамбли все чаще использовали электронные клавишные, такие как синтезатор Moog, вместо органа Hammond. Синтезаторы позволяли музыкантам создавать новые электронные звуки, которые были невозможны на электромеханических органах Hammond. Эмерсон, Лейк и Палмер представляли собой одно органное трио, которое успешно перемещалось между сменой времен между их дебютными выступлениями в 1970 году ближе к концу десятилетия: Кейт Эмерсон играл на органе Hammond B3, Грег Лейк играл на гитаре или бас-гитаре, а Карл Палмер на барабанах; Эмерсон был одним из первых, кто перешел на синтетический звук. Ветераны игры Hammond, такие как Эмерсон и Чарльз Эрланд, начали использовать синтезаторы, чтобы «обновить» свое звучание до стилей поп- диско конца 1970-х годов.
В 1970-е годы существовало небольшое количество известных органных трио. У Джона Аберкромби было футуристически звучащее органное трио с Яном Хаммером на бас-гитаре Хаммонда и Муга и Джеком ДеДжонеттом на барабанах. Тони Уильямса Фьюжн-группа Lifetime , существовавшая с 1969 по 1975 год, представляла собой органное трио с Джоном Маклафлином на гитаре и Ларри Янгом на органе. Lifetime была новаторской группой в стиле фьюжн, сочетающей рок, R&B и джаз.
1990-е годы
[ редактировать ]Традиционные группы
[ редактировать ]В 1990-х и 2000-х годах произошло возрождение органных трио в жанрах джаз, блюз, соул и R&B. В конце 1990-х и начале 2000-х, перед своей смертью в 2005 году, Джимми Смит вернулся, записывая альбомы и играя в клубах. Некоторые группы, такие как органное трио под руководством Джимми Смита, музыканта Хаммонда Джоуи ДеФранческо , стремились вернуть традиционные звуки и блюзовые джазовые ощущения органных трио Смита, Макдаффа и Дона Паттерсона 1960-х годов .
Deep Blue Organ Trio , чикагское гитарно-органное трио, записало два альбома на Delmark Records и два на Origin Records гастролировало со Steely Dan , а также несколько раз . В традициях Уэса Монтгомери и Джорджа Бенсона их звучание было наполнено большим количеством африканских, блюзовых и пост-боп-ритмов с упором на игру органиста Криса Формана и гитариста Бобби Брума .
Датское органное трио Ibrahim Electric также исследовало различные направления джаза, такие как афро-бит и бугалу с сильным традиционным влиянием блюза, но с основным акцентом на Hammond B-3 в исполнении Йеппе Туксена .
В 2007 году Стив Хоу создал Steve Howe Trio , вдохновленный главным образом Кенни Баррелла творчеством .
Другие варианты
[ редактировать ]Органные трио, такие как Medeski, Martin & Wood (MMW), Niacin , Soulive и Big Organ Trio Майка Мангана, смешивают джаз с различными стилями, такими как соул-джаз 1970-х годов , джаз-фьюжн и импровизация в стиле джем-бэнда . MMW использовал вариант формата органного трио, поскольку в состав группы входят орган Hammond, контрабас и барабаны. Нью-йоркское органное трио Darediablo сочетает фанк, прогрессив-рок, фьюжн и хард-рок в тяжелом, насыщенном риффами звучании. Реже некоторые блюзовые группы используют формат органного трио, например, британская группа под руководством гитариста Мэтта Шофилда (органистом трио Мэтта Шофилда является Джонни Хендерсон ).
Необычным примером исполнителя, находящегося под влиянием органного трио, является Чарли Хантер , который использовал настроенную 8-струнную гитару , чтобы имитировать роль и звучание органа Hammond . -гитары Он исполнял басовые партии на трех струнах электрической бас , одновременно играя аккорды и мелодические линии на верхних струнах. В середине 2000-х годов саксофонист/бас-кларнетист/флейтист Джеймс Картер исполнил и записал современный и более традиционный джаз со своим органным трио Джеймса Картера , Джерардом Гиббсом на Hammond B-3 и Леонардом Кингом на барабанах. Эти записи включают Live at Baker's Keyboard Lounge в 2001 году (выпущен в 2004 году) и Out of Nowhere в 2004 году, а также альбом барабанщика Леонарда Кинга Extending the Language в 2005 году.
2000-е и 2010-е годы
[ редактировать ]Джазовые группы
[ редактировать ]После распада Deep Blue Organ Trio в 2013 году [5] Чикагский гитарист Бобби Брум , который был ключевым игроком в группе, основал свое собственное органное трио The Bobby Broom Organi-Sation, в которое вошли новые молодые чикагские музыканты Бен Патерсон на Hammond B-3 и поочередно барабанщики Макайя МакКрэйвен и Коби Уоткинс . Группа гастролировала со Steely Dan в рамках их турне Jamalot Ever After по Северной Америке и начала работать в районе Чикаго и работать над своим первым альбомом. [6]
Другие варианты
[ редактировать ]Английская прогрессив-рок-группа Van der Graaf Generator эффективно действовала как «органное трио», начиная с 2006 года, когда ушел саксофонист / флейтист Дэвид Джексон , оставив ядро состава начала 1970-х ( Питер Хэммилл (вокал / гитара / фортепиано), Хью Бэнтон (орган/клавишные) и Гай Эванс (ударные/перкуссия) продолжаются и по сей день (с 2012 года Бэнтон, органист с классическим образованием, с тех пор играет на органе (иногда играет на бас-гитаре в студии). Ник Поттер покинул группу в 1970 году. Таким образом, состав Van der Graaf Generator 1970-71 годов (Хэммилл, Бэнтон, Эванс и Джексон), который записал Pawn Hearts (1971), также можно рассматривать как «органное трио плюс саксофон".
Музыкальный стиль, традиции и варианты
[ редактировать ]Как музыкальный стиль или традиция
[ редактировать ]Хотя термин «органное трио» обычно относится к типу небольшого ансамбля, термин «органное трио» также используется для обозначения музыкальных стилей, жанров и традиций игры органного трио 1950-1960-х годов. Хотя компоненты «традиции органного трио» являются предметом споров, стиль органного трио 1950-х/1960-х годов, как правило, имеет больше блюзовых влияний, чем другие джазовые группы этой эпохи, и он часто стирает границы между блюзом, R&B и и джаз. Кроме того, органные трио, как правило, сосредоточены на звучании органа или строятся вокруг него.
Стиль органного трио также ассоциировался с соул-джазом , развитием хард-бопа , вобравшим в себя сильное влияние блюза , госпела и ритм-н-блюза . Однако, в отличие от хард-бопа , соул-джаз обычно делал упор на повторяющиеся грувы и мелодичные зацепки, а его импровизации зачастую были менее сложными, чем в других джазовых стилях.
Музыкальные критики, обсуждающие органные трио 1990-х и 2000-х годов, часто ссылаются на то, как современная группа позиционируется по отношению к «традиции органных трио» 1950-х и 1960-х годов. Например, в обзоре Джона Кенига записей органного трио гитариста Рика Зунигара отмечается, что «… концепция органного трио Зунигара дает нам современный взгляд на жанр, пропущенный через все традиции прошлого, но также наполненный другие влияния и тенденции, уходящие корнями в основные джазовые движения последних 30 лет». [2]
Варианты форм
[ редактировать ]Реже органное трио могло состоять из органиста Хаммонда и двух джазовых гитаристов или органиста Хаммонда, контрабаса и барабанщика. Например, у органистки Ширли Скотт было органное трио, в которое входили басист и барабанщик. В некоторых случаях к традиционному органному трио добавляется четвертый музыкант, например, саксофонист или вокалист. В этом случае группу можно объявить как «саксофонист и органное трио» или «певец и органное трио». Например, рецензент Дэн МакКленаган из All About Jazz сказал, что «... прекрасное органное трио [было] поддержано талантливым саксофонистом» в одной из записей тенор-саксофониста Дэвида Силлса. [7] Описывать эти ансамбли из четырех музыкантов как «трио плюс один», а не как квартет, может показаться неправильным.
Однако такой подход может быть оправдан, поскольку с разными типами джазовых ансамблей связаны разные музыкальные стили и традиции. Таким образом, если концерт объявлен как джазовый квартет (например, саксофон и ритм-секция), публика имеет определенные ожидания относительно репертуара и музыкальных стилей, чем если бы концерт был объявлен как органное трио с саксофоном. Существуют определенные музыкальные стили, жанры и традиции, связанные с эпохой игры органных трио 1950-1960-х годов (см. раздел выше).
Другие значения
[ редактировать ]Произведения эпохи барокко для органа соло
[ редактировать ]И. С. Бах и другие композиторы эпохи барокко 17 — начала 18 вв. написали множество органных произведений, называемых трио-сонатами , часто основанных на мелодиях хоральных прелюдий . Эти сонатные композиции органных трио иногда называют «органными трио». Органные трио-сонаты Баха написаны для одного инструмента — барочного органа . Тем не менее их называют трио-сонатами, потому что они написаны тремя независимыми мелодическими линиями или «голосами». Чтобы помочь публике услышать три разные мелодические линии, Бах указал, что трио-сонаты должны исполняться на двух отдельных мануалах (органных клавишных), при этом басовый педалборд будет играть третью, нижнюю часть. Чтобы еще больше помочь публике услышать различные верхние мелодические линии, органисты обычно используют разные регистрации для каждого руководства, выбирая разные остановки органа . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Ф. Швед (2000). Джаз 101: Полное руководство по изучению и любви к джазу . Гиперион. стр. 198–199. ISBN 0-7868-8496-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Рик Зунигар — гитарист» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Том Викерс. «Шарманные качели» . Архивировано из оригинала 12 марта 2008 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Джими Уилсон. «Уход клавишной легенды» . Архивировано из оригинала 31 мая 2010 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ « 11-Й АЛЬБОМ MY SHINING HOUR BOBBY BRUM ВЫПУСТИТ В АВГУСТЕ» . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Дэн МакКленаган. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЗОР: Дэвид Силлс, Восточный взгляд » . Архивировано из оригинала 3 января 2010 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Рут Элейн Дикстра. «Возможные оркестровые тенденции в регистрации органной музыки Иоганна Себастьяна Баха: историческая перспектива» (PDF) . Dspace.lib.utexas.edu . Проверено 30 мая 2008 г.