Священный джаз
Священный джаз — это джаз , сочиненный и исполненный с религиозными намерениями. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Джаз всегда включал в себя аспекты афроамериканской духовной музыки, включая спиричуэлс и гимны , исполнения которых джазовые музыканты часто исполняли как часть своего репертуара. Многие другие джазовые исполнители также заимствовали музыку из черного госпела . До Второй мировой войны американские церкви, черные и белые, относились к джазу и блюзу с подозрением или откровенной враждебностью как к «дьявольской музыке». И только после Второй мировой войны несколько джазовых музыкантов начали сочинять и исполнять расширенные произведения, предназначенные для религиозного содержания или самовыражения. С 1950-х годов духовную и литургическую музыку исполняли и записывали многие джазовые композиторы и музыканты. [4] [1] объединение черной госпел-музыки и джаза для создания «священного джаза», схожего по религиозным намерениям, но отличающегося отсутствием в госпеле расширенных инструментальных отрывков, инструментальной импровизации, гимноподобной структуры и озабоченности социальными и политическими проблемами. Махалия Джексон и Розетта Тарп внесли свой вклад в госпел и сакральный джаз вместе с пианисткой и композитором Мэри Лу Уильямс , известной своими джазовыми мессами в 1950-х годах, и Дюком Эллингтоном . Эллингтон включил «Come Sunday» и «Двадцать третий псалом» в «Black, Brown and Beige», который он записал в 1958 году с Махалией Джексон.
Социальные изменения 1960-х годов включали изменения в отношении к искусству как в Римско-католической, так и в протестантской церквях, которые постепенно становились более открытыми для литургического использования джаза. [1] Мэри Лу Уильямс продолжала сочинять священный джаз, в том числе свой «Черный Христос Анд» (1964) в честь недавно канонизированного Мартина Де Порреса , а герцог Эллингтон написал три «Священных концерта»: 1965 — «Концерт духовной музыки»; 1968 – Второй духовный концерт; 1973 г. – Третий духовный концерт. Другие артисты, в том числе Джон Колтрейн , Дэйв Брубек , Лало Шифрин и Винс Гуаральди, исполнили и записали основные духовные джазовые произведения. Большинство работ были в христианской традиции, но некоторые были вдохновлены азиатскими и африканскими религиозными традициями, такими как « Высшая любовь » Джона Колтрейна, «Универсальное сознание» Элис Колтрейн и фараона Сандерса «Карма» .
Одной из самых популярных фигур в современной форме этого жанра является афроамериканский саксофонист Кирк Уолум , чье сочетание джаза и музыки черного госпела принесло множество номинаций на премию Грэмми и ряд бестселлеров. [5] [6] [7] [8]
Джазовая месса
[ редактировать ]Наиболее распространенной формой священного джаза является Джазовая месса . Хотя чаще всего эта форма исполняется в концертной обстановке, а не в обстановке церковного богослужения, существует множество примеров. Выдающиеся примеры композиторов джазовой мессы включают Мэри Лу Уильямс и Эдди Боннемер . Разочаровавшись в жизни светской исполнительницы, Уильямс в 1954 году приняла католицизм. [9] Она приступила к сочинению трех месс на джазовом языке. [10] Один был написан в 1968 году в честь недавно (апрель 1968 года) убитого Мартина Лютера Кинга-младшего , а третий был заказан папской комиссией. Его исполняли один раз в 1975 году в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке. Уильямс считал сочинение и пропаганду священного джаза божественным призванием.
В 1966 году Джо Мастерс записал «Jazz Mass» для Columbia Records. К джазовому ансамблю присоединились солисты и хор, использующие английский текст римско-католической мессы. [11] Другие примеры включают «Джазовую мессу на концерте» Лало Шиффрина (Aleph Records, 1998, UPC 0651702632725) и «Джазовую мессу» Винса Гуаральди (Fantasy Records, 1965). В Англии классический композитор Уилл Тодд записал свой «Jazz Missa Brevis» с джазовым ансамблем, солистами и St Martin's Voices на выпуске Signum Records в 2018 году, «Passion Music/Jazz Missa Brevis», также выпущенном как «Mass in Blue», и джаз. органист Джеймс Тейлор написал «Рочестерскую мессу» (Cherry Red Records, 2015). [12] В 2013 году Versace представил басиста Айка Штурма и нью-йоркского композитора Дину Витковски современными образцами сакрального и литургического джаза. [1]
Другой сакральный джаз
[ редактировать ]включает в свое название слово «месса Хотя «Абиссинская месса» Уинтона Марсалиса , который сам был воспитан католиком, », она, строго говоря, не является местом действия католической мессы , но сочетает в себе традиции Нового Орлеана и джазовые биг-бэнды с богослужением в Черном Орлеане. Церковь , включая Священное Писание, молитву, проповедь, процессию и молитву. [13] Запись двухчасового выступления, в котором участвовал оркестр «Джаз в Линкольн-центре» с Марсалисом, Дэмьеном Снидом и Хоралем Ле Шато, была выпущена на лейбле Blue Engine Records в 2016 году. Обширное произведение было заказано в честь 200-летия абиссинского оркестра. Баптистская церковь , Нью-Йорк в Гарлеме . В разделе проповедей рассказывается о пасторе церкви преподобном Кальвине О. Баттсе III , чье послание носит межконфессиональный характер. Однако христианское учение сохраняется в джазовых декорациях « Отче наш» , «Глории Патри» и «Словословия» . Произведение, имеющее предшественников в предыдущих работах Марсалиса, исполнялось как в церкви и Линкольн-центре в Нью-Йорке, так и во время турне по стране. [14]
Пианист Сайрус Честнат вырос, исполняя госпел и слушая джаз в Балтиморе, прежде чем получил степень магистра в музыкальном колледже Беркли . На протяжении всей своей успешной карьеры он постоянно записывал и исполнял сакральный джаз. [15] Версаче представил подробные описания Витковского и Штурма, а также краткие описания многих других участников священного джазового движения. [1] После 1990 года Чарльз Гейл часто сочинял, исполнял и записывал сакральный джаз в стиле фри-джаза, играя на нескольких инструментах с различными джазовыми музыкантами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Версаче, Анджело (30 апреля 2013 г.). «Эволюция сакрального джаза, отраженная в музыке Мэри Лу Уильямс, Дюка Эллингтона, Джона Колтрейна и признанных современных исполнителей сакрального джаза» . Диссертации в открытом доступе . Университет Майами . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Рид, Эрик. «Эрик Рид: статья о священном джазе @ All About Jazz» . Все о джазе . Все о джазе . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ « «Священный джаз», вдохновленный Дюком Эллингтоном – СПОНСОРСКИЙ КОНТЕНТ» . Детройт Метро Таймс . Детройт Метро Таймс. Детройт Метро Таймс. 25 февраля 2020 г. . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Боуз, Малькольм (11 января 1966 г.). «Джаз в капелле». Музыкальный журнал . 24 (9): 45.
- ^ Эдгар, Уильям (2022). Высшая любовь: джазовая музыка и надежда Евангелия . Карл Эллис, Карен Эллис. Даунерс-Гроув, Иллинойс. ISBN 978-1-5140-0066-3 . OCLC 1300756604 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уайтис, Дэвид. «Кирк Уолум: Евангелие в стиле джаза, глава IV» . ДжазТаймс . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «Поп на вершине: разговор о континууме джаз-поп с Рэмси Льюисом и Кирком Уэлумом» . сайт downbeat.com . 13 сентября 2022 г. . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «Кирк Уолум» . www.grammy.com . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Аквилина, Грейс (7 ноября 2019 г.). «Мэри Лу Уильямс, пионер священного джаза | Angelus News» . Ангелус . Ангелус . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Корбин, Ян М. (12 июля 2012 г.). «Джазовая месса? Досадное наследие Мэри Лу Уильямс». Содружество . 139 (12): 13–15.
- ^ О'Коннор, Норман (1 февраля 1970 г.). «Джазовая месса Джо Мастерса». Хоровой журнал . 10 (5): 19.
- ^ Пил, Адриан (2 декабря 2015 г.). « Рочестерская месса, новая концепция органиста Джеймса Тейлора» . Цифровой журнал. Цифровой журнал . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Райх, Ховард (14 марта 2016 г.). «Выражение веры Уинтона Марсалиса: «Абиссинская месса» » . chicagotribune.com . Чикаго Трибьюн . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Парелес, Джон (14 апреля 2008 г.). «Массовая месса Марсалиса в честь Гарлемской церкви» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс. Нью-Йорк Таймс.
- ^ Хайльбрунн, Якоб (22 февраля 2020 г.). «Кир Великий» . Зритель США . Зритель США . Проверено 1 апреля 2020 г.