Японский джаз
Японский джаз ( японский : 日本のジャズ, Nihon no jazu ), также называемый Japazz, — это джаз, исполняемый японскими музыкантами, или джаз, связанный с Японией или японской культурой . По некоторым оценкам, в Японии самая большая доля поклонников джаза в мире. [1]
Джаз был завезен в Японию в 1910-х годах через транстихоокеанские лайнеры , где филиппинские музыканты черпали влияние джаза, а Филиппины были американской колонией в то время . После подъема индустрии звукозаписи тексты популярных джазовых пластинок, таких как « Арабский шейх » и « My Blue Heaven », были переведены на японский язык. Джаз ассоциировался с японскими аналогами флэпперов и денди , и его часто играли в танцевальных залах . [2] Хотя этот жанр считался «вражеской музыкой» в Японии во время Второй мировой войны , из-за своих американских корней этот жанр был слишком популярен, чтобы его можно было запретить. [3] и многие не подчинились государственному уничтожению джазовых пластинок. [4]
Во время оккупации Японии после Второй мировой войны американский солдат пользовался большим спросом на развлечения, и особенно популярен был джаз. [2] К 1970-м годам японское экономическое чудо открыло путь японским джазовым музыкантам к достижению международной известности наряду с появлением новых музыкальных жанров, таких как сити-поп , канкё онгаку и японская народная музыка . [5] Японские джазовые музыканты также начали отходить от подражания Blue Note и экспериментировали, среди прочего, со фри-джазом , фьюжн-фанком и бибопом . Это способствовало отчетливому звучанию японского джаза. В 1980-е годы цифровые музыкальные технологии начали влиять на японский джаз. [6]
В современной Японии джаз стал скорее альтернативным жанром . Он уже не так популярен, но сохраняет наибольшую долю поклонников джаза в мире. [1] Джазу Кисса (буквально джаз-кафе ), [а] специальные помещения, где собираются поклонники джаза , чтобы послушать джазовые пластинки, появились в 1950-х и 60-х годах. [7] Явление, уникальное для этой страны: насчитывается около 600 джазу-кисса в современной Японии , включая некоторые, где разговоры запрещены. Недавно, [б] также наблюдается рост Джазу Кисса . в сельской местности [4] Среди современных японских джазовых музыкантов — Хироми Уэхара , Kyoto Jazz Massive , United Future Organization и Soil & «Pimp» Sessions .
История
[ редактировать ]Джаз стал популярен в Японии в 1920-х годах после визита групп из Америки и Филиппин, где оккупационные силы привезли американскую популярную музыку. [8] Джаз -бэнд Хатано иногда называют первым японским джаз-бэндом. [9] хотя в первую очередь это была танцевальная группа . [10] Группа, созданная в 1912 году выпускниками Токийской музыкальной школы , [11] впитывал и исполнял американскую танцевальную музыку после поездки в Сан-Франциско, [12] но их музыка не претендовала на джазовую импровизацию. [13]
Местная джазовая практика, построенная на выступлениях приезжих филиппинцев, начала зарождаться в начале 1920-х годов, особенно в процветающих развлекательных районах Осаки и Кобе . К 1924 году в городе Осака уже было двадцать танцевальных залов, что дало многим музыкантам японского происхождения возможность профессионально играть джаз. [14] Трубач Фумио Нанри (1910–1975) был первым из японских джазовых исполнителей, получившим международное признание за свой стиль игры. В 1929 году Нанри отправился в Шанхай , где играл с американским джазовым пианистом Тедди Уэзерфордом , а в 1932 году гастролировал по США. После возвращения в Японию Нанри сделал несколько записей со своей группой Hot Peppers -группой в американском стиле , свинг . [15]
«Американство» и массовая привлекательность раннего джаза как танцевальной музыки вызвали беспокойство среди консервативной японской элиты, и в 1927 году муниципальные власти Осаки издали постановления, которые заставили танцевальные залы закрыться. Большое количество молодых музыкантов перешло на джазовую сцену Токио , где некоторые нашли работу в домашних джазовых оркестрах крупных звукозаписывающих компаний. [16]
Чигуса, старейшее джазовое кафе Японии, или Джазу кисса открылось В 1933 году в Иокогаме . [17] [18] С тех пор джазовые кофейни стали популярной альтернативой танцевальному залу, предлагая внимательно слушающей публике новейшие джазовые записи (а иногда и живые выступления). [19] В 1930-х годах популярные композиторы Рёичи Хаттори и Коичи Суги пытались преодолеть противоречивые качества джазовой музыки, создав отчетливо японский стиль джазовой музыки. Они перерабатывали древние японские народные или театральные песни с джазовым оттенком, а кроме того писали новые джазовые песни, имевшие японское тематическое содержание и часто очень напоминавшие известные традиционные мелодии. [20] Песни Хаттори, однако, вызвали споры, особенно в его песне «Недостаток» 1940 года ( タリナイ・ソング , Tarinai songu ) , которую он написал для Rhythm Boys Тадахару Накано . Высмеивая нехватку продуктов питания и материалов, широко распространенную в то время в Японии, песня вызвала гнев правительственных цензоров и была быстро запрещена. [21] Противоречие было одним из факторов, которые привели к распаду Rhythm Boys в 1941 году.
Во время Второй мировой войны джаз считался «вражеской музыкой» и был запрещен в Японии. Однако к тому времени этот жанр стал слишком популярным, чтобы его полный запрет имел успех. Продолжали исполняться джазовые песни, иногда резко патриотического характера, хотя эти песни обычно назывались « легкой музыкой ». [3] Несмотря на санкционированное государством уничтожение джазовых пластинок, многие не подчинились и скрывали свои пластинки до окончания войны. [4] После войны оккупация Японии союзниками дала новый стимул для появления японских джазовых музыкантов, поскольку американские войска стремились услышать музыку, которую они слушали дома. Пианист Тосико Акиёси (род. 1929) приехал в Токио в 1948 году, решив стать профессиональным джазовым музыкантом. После формирования Cosy Quartet ее заметил Хэмптон Хоуз , который находился в Иокогаме со своим военным оркестром, и привлек внимание Оскара Петерсона . Акиёси учился в музыкальном колледже Беркли в Бостоне в 1956 году, а позже добился мирового успеха как пианист в стиле боп и лидер биг-бэнда. [22]
К концу 1950-х годов отечественная джазовая практика снова процветала в Японии, и в последующие десятилетия активная сцена фри-джаза достигла своего полного роста. такие музыканты, как барабанщик Масахико Тогаши , гитарист Масаюки Такаянаги , пианисты Ёсуке Ямасита и Масахико Сато , саксофонист Каору Абэ , басист Мотохару Ёсидзава и трубач Итару Оки . Критик Теруто Соэдзима считал 1969 год поворотным годом для японского фри-джаза, в котором главную роль играли [23] Среди других японских джазовых исполнителей, получивших международную репутацию, — Садао Ватанабэ (бывший солист «Уютного квартета» Акиёси), Рё Кавасаки , Теруо Накамура , Тору «Тигр» Окоши и Макото Озон . Большинство из этих музыкантов много гастролировали по Соединенным Штатам, а некоторые переехали туда навсегда, чтобы сделать карьеру джазового исполнителя или получить образование. [24]
Джаз и японская культура
[ редактировать ]Японский джаз часто критиковался как производное от американского джаза или даже как недостойное подражание американскому джазу как американскими, так и японскими комментаторами. В ответ на пренебрежительное отношение публики японские джазовые исполнители в 1960-х годах начали добавлять в свое творчество «национальный колорит». [25] Эмигрантка Тосико Акиёси использовала японскую культуру в композициях для биг-бэнда, которым она руководила вместе со своим мужем и давним соратником Лью Табакиным . В «Когуне » (1974) они впервые использовали традиционные инструменты, такие как цузуми , а «Длинная желтая дорога » (1975) представляет собой адаптацию мелодии из японской традиции придворной музыки («Дети на территории храма»). [26] Вдохновленный представленными ему Акиёси аналогиями между джазовой музыкой и дзен-буддизмом , джазовый писатель Уильям Минор предположил, что эстетика дзен может быть воспринята в музыке Масахико Сато и других японских джазовых исполнителей. [27] Японский музыкант Минору Мураока решил применить свои навыки игры на традиционном деревянном духовом инструменте сякухати , играющем в минорной пентатонике , в контексте джаза и записал несколько альбомов, в которых этот инструмент является центральным элементом. [28] Мураока помог популяризировать сякухати как джазовый инструмент, и эту практику сегодня продолжают такие музыканты, как уроженец Калифорнии Брюс Хебнер и житель Нью-Йорка Зак Зингер. [29] [30]
Последние события
[ редактировать ]2000-е
[ редактировать ]На рубеже тысячелетий Токио оставался базой небольшого, но процветающего джазового сообщества. [31] Джазовая певица и пианистка Аядо Чи сумела охватить более широкую аудиторию (как в Японии, так и за рубежом), подражая вокальному джазу чернокожих американцев. [32] В 2004 году Blue Note Records выпустила альбом 17-летнего пианиста мейнстрима и бопа Такаши (Мацунага) с его собственными композициями Storm Zone . Последний компакт-диск Такаши называется «Love Makes the Earth Float» (2008). [33] [34] В 2005 году японская джазовая группа Soil & "Pimp" Sessions выпустила свой дебютный полноформатный Pimp Master , треки из альбома привлекли внимание зарубежных ди-джеев, и они начали активно транслироваться в Жиля Петерсона радиопрограмме Worldwide на BBC Radio. 1 в Великобритании. [35] В результате альбом был выпущен в Европе на лейбле Compost и в Великобритании на лейбле Peterson's Brownswood Recordings , а последующие альбомы Soil & Pimp были выпущены на лейбле Brownswood, что сделало их, возможно, самой популярной клубной джаз-группой из Японии. из Осаки Квартет Indigo Jam выпустил одиннадцать оригинальных и четыре кавер-альбома с момента их дебюта с альбомом Demonstration в 2006 году. [36] [37] [38] [39] и были описаны как плотная и энергичная смесь традиционного джазового звучания и ню-джаза с характерными битами и плавным джазовым фортепиано. [40] После выпуска своего 11-го альбома Lights в 2015 году они объявили, что расстаются летом следующего года. [41]
Джазовая пианистка Хироми Уэхара получила мировое признание с момента своего дебюта в 2003 году с альбомом «Another Mind» , который имел успех у критиков в Северной Америке и в ее родной Японии, где альбом получил золото (100 000 экземпляров) и получил награду Ассоциации звукозаписывающей индустрии Японии (RIAJ). ) Премия «Джазовый альбом года» . В 2009 году она записала с пианистом Чиком Кориа Дуэтом двухдисковую концертную запись их трансцендентного, трансгенерационного и транскультурного концерта дуэта в Токио. Она также появилась на басиста Стэнли Кларка альбоме Heads Up International Jazz in the Garden, в котором также участвовал бывший коллега по группе Чика Кориа, барабанщик Ленни Уайт . [42] В 2011 году Хироми начала свой проект фортепианного трио The Trio Project с Энтони Джексоном и Саймоном Филлипсом и выпустила четыре альбома под названием этого проекта. [43] В последнее время она не только играет с джазовыми музыкантами, но также сотрудничает с известными J-pop музыкантами, а также группами и оркестрами, такими как Akiko Yano , Dreams Come True , Tokyo Ska Paradise Orchestra и New Japan Philharmonic . [44] Кроме того, пианист Макото Озон сотрудничал с лауреатом премий певицей Кимико Ито . [45]
2010-е годы
[ редактировать ]Под влиянием современного американского джаза, использующего нестандартные метры, а также ритмические и гармонические элементы хип-хопа , R&B и нео-соула , звучание японского джаза стало более музыкально сложным и разнообразным. В число групп и исполнителей, представляющих это новое звучание, входят MEGAPTERAS , Yasei Collective , Shun Ishiwaka ( 石若駿 ), Mononkul и Takuya Kuroda . Хотя современное джазовое звучание становится мейнстримом на музыкальной сцене, все еще есть джазовые музыканты, играющие традиционные стили джаза, такие как бибоп, хард-боп и пост-боп . [ нужна ссылка ]
В 2012 году джазовая пианистка Ай Кувабара , стиль которой описывается как пост- Хироми Уэхара , выпустила свой первый альбом «Отсюда и туда». Пять лет спустя она как-то, когда-нибудь, где-то записала , в которой Ай сотрудничала с американским джазовым барабанщиком Стивом Гэддом и басистом Уиллом Ли . [46] Сюн Ишивака, джазовый барабанщик и композитор, получил огромное признание в Японии благодаря своей несравненной технике и передовому звуку и участвовал во многих записях и проектах с такими известными музыкантами, как Терумаса Хино , Tokyo New City Orchestra , Тейлор Макферрин и Джейсон Моран . В 2015 году Шун выпустил свой дебютный альбом Cleanup , в котором он объединил элементы современной классической музыки , хип-хопа и прямого джаза , и этот альбом получил награду «Альбом года, новая звезда» и «Джазовый альбом 2015 года» от японского издания. два крупнейших джазовых журнала Jazz Japan и Jazz life соответственно. [47] В 2016 году Шун дал концерт со своим собственным трио, выступил гитарист Курт Розенвинкель в качестве гостя в Blue Note Tokyo . [48]
Рё Фукуи , ныне покойный джазовый пианист, который при жизни изо всех сил пытался добиться признания за пределами Японии, пережил колоссальный рост популярности благодаря таким стриминговым платформам, как YouTube Music , Spotify и другим. [6] » 1976 года, Его самая известная работа, « Scenery сейчас является самым популярным альбомом японского джаза на YouTube: по состоянию на июль 2020 года он набрал почти 10 миллионов просмотров. [ нужна ссылка ] Это привело к тому, что его альбомы были переизданы для коммерческой продажи. [49] некоторые из них даже используют оригинальные студийные кассеты 1976 года, мастеринг которых осуществляется на половинной скорости . [ нужна ссылка ]
СМИ, связанные с темой
[ редактировать ]- Рене Чо Джаз - мой родной язык: портрет Тошико Акиёси , Нью-Йорк: Rhapsody Films, 1986.
- «Дети на склоне » по телевизионному аниме, написанному Йоко Канно.
- «Синий гигант» с экранизацией Хироми Уэхары.
См. также
[ редактировать ]- Pit Inn — джаз-клуб в Синдзюку, Токио.
- Голубая нота Токио
- Джазовый кот
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крейг, Тимоти Дж. (2000). Japan Pop!: Внутри мира японской популярной культуры . Я Шарп. п. 29. ISBN 978-0-7656-0560-3 . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Джаренваттананон, Патрик (30 апреля 2014 г.). «Как Япония полюбила джаз» . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Аткинс Блю Ниппон , стр. 127–63.
- ^ Jump up to: а б с «Tokyo Jazz Kissa: винтажное качество с #VINYL» . Журнал «Резистор» . 1 октября 2020 г. Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Джаз в Японии: история устойчивости» . Журнал Фаренгейт . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ван Нгуен, декан (12 января 2022 г.). « Общество было нестабильным. Этот дух был в нашей музыке»: как Япония создала свой собственный джаз» . Хранитель . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Мацумото, Такуя (25 декабря 2020 г.). «Легендарное джаз-кафе на экране» . Ниппон.com . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Джазовые путешествия Уильяма Минора в Японию: Сердце внутри , Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2004, стр.9; Э. Тейлор Аткинс Blue Nippon: Аутентификация джаза в Японии , Дарем: Duke University Press, 2001, стр. 58–60.
- ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло, ред. (2000). Мировая музыка: грубое руководство . Том. 2. Раф Гайдс, ООО с. 147. ИСБН 9781858286365 .
- ^ Аткинс Блю Ниппон , с. 53
- ^ Тору Мицуи, изд. (2014). Сделано в Японии: исследования популярной музыки . Рутледж. п. 5. ISBN 9781135955342 .
- ↑ Лэш, Макс Э. (23 декабря 1964) «Джаз в Японии». Джапан Таймс . п. 5.
- ^ Atkins Blue Nippon , стр. 53, 287.
- ^ Аткинс Блю Ниппон , с. 58
- ^ Сугияма, Кадзунори. «Фумио Нанри» . Oxford Music Online: Джазовый словарь New Grove . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ Atkins Blue Nippon , стр. 58 и 70-2.
- ^ Atkins Blue Nippon , стр. 5 и 74.
- ^ «Джаз-кафе Чигуса | Джаз-кафе и музыкальный бар | Ногечо, Нака-ку, Иокогама» . Джаз-кафе Чигуса (на японском языке) . Проверено 9 декабря 2020 г. .
- ^ Дэвид Новак 2008 «2,5 х 6 метров пространства: японские музыкальные кофейни и экспериментальные практики прослушивания», Popular Music , 27:1: 15-34
- ^ Аткинс Блю Ниппон , стр. 132-9.
- ^ Бурдагс, МК (2013). Sayonara America, Sayonara Nippon: геополитическая предыстория J-Pop . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231530262 . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ [Незначительные джазовые путешествия , стр. 31-41; Atkins Blue Nippon , стр. 207–9 и 240–1; Дж. Брэдфорд Робинсон и Барри Кернфельд. «Акиёси, Тошико», в Джазовом словаре New Grove , 2-е изд. , под редакцией Барри Кернфельда. Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online (по состоянию на 14 октября 2009 г.).
- ^ Крепон, Пьер (2019). «Всенаправленная проекция: Теруто Соэдзима и японский фри-джаз» . Пункт отправления (67).
- ↑ Minor Jazz Journeys , стр. 22–30, 45–58, 136–45 и 273–7.
- ^ Аткинс, Blue Nippon, стр. 165-264.
- ^ Atkins Blue Nippon , стр. 240-1; Малые джазовые путешествия , стр. 31-41.
- ^ Minor Jazz Journeys , стр. 39, 58 и пассим.
- ^ Эгон (23 апреля 2012 г.). «Джаз Сякухати Минору Мураока» . npr.org . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Возвращение сердца: игрок на сякухати Брюс Хюбнер» . nippon.com . 06.12.2017 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ «Зак Зингер» . Японская традиционная музыка . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Минор, Jazz Journeys, стр. 316–322.
- ^ Аткинс, Blue Nippon, стр. 271–272.
- ^ Портер, Кристофер. «Отделы джаза: Такаши - Кристофер Портер - Статьи о джазе» . Джазтаймс.com. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г. Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ «Профиль Такаси Мацунаги — Официальный сайт» Takashimatsunaga.com Архивировано из оригинала 11 мая 2012 г. Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ «Гластонбери 2015 – ПОЧВЕННЫЕ И СУНЕТЕРЕНСКИЕ СЕССИИ» . Музыкальные события BBC . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Играй, слушай». Лира (Швеция). Февраль 2012: 9.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Токийские джазовые заметки (3 сентября 2011 г.). "Indigo Jam Unit с участием Алисии Салденья - Роуз" . Токийские джазовые ноты . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Базовые записи. «Дискография официального веб-сайта indigo jam unit» . Базовые записи . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Орикон. «Профиль блока глушения Oricon Indigo» . Компания Орикон . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Играй, слушай». Лира (Швеция). Февраль 2012: 119.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ "- базовые записи: блок варенья индиго -" . www.basisrecords.com . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ "ПРОФИЛЬ|Хироми Уэхара" . Хироми Уэхара . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «ДИСКОГРАФИЯ» . Хироми Уэхара . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «ПРОФИЛЬ|Официальный сайт Хироми Уэхары» . Официальный сайт Хироми Уэхары (на японском языке) . Проверено 18 апреля 2018 г. .
- ^ «34-я (2000 г.) премия Swing Journal Jazz Disc Award — сайт, посвященный шедеврам джаза JAZZCD.JP» 10 , сентября 2015 г.
- ^ «Официальный сайт джазового пианиста Аи Кувабары» Проверено . 18 апреля 2018 г.
- ^ «石若駿 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ ШУН ИШИВАКА» . Сюн Ишивака . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «【BLUE NOT TOKYO】The EXP Series #06 SHUN ISHIWAKA CLEANUP TRIO встречает КУРТА РОЗЕНВИНКЕЛЯ (2016, 6.27 мес.)» . Blue Note TOKYO (на японском языке) . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «Рё Фукуи – легенда японского джаза, открытая заново» . Международный журнал Pen . 11 декабря 2021 г. Проверено 9 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э. Тейлор Аткинс «Могут ли японцы петь блюз? «Японский джаз» и проблема аутентичности», в книге Тимоти Дж. Крейга (ред.) Japan Pop!: Inside the World of Japan Popular Culture , Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп, 2000.
- Э. Тейлор Аткинс, Blue Nippon: Аутентификация джаза в Японии , Дарем: Duke University Press, 2001.
- Теруто Соэдзима, Свободный джаз в Японии: личная история , Нара: Public Bath Press, 2018.