Jump to content

Японский джаз

По часовой стрелке сверху слева: джазовый композитор и пианист Хироми Уэхара , джаз-кафе Jazu Kissa в Токио, трубач Танигучи Матаджи в 1948 году и Soil & "Pimp" Sessions Акита Голдман. контрабасист

Японский джаз ( японский : 日本のジャズ, Nihon no jazu ), также называемый Japazz, — это джаз, исполняемый японскими музыкантами, или джаз, связанный с Японией или японской культурой . По некоторым оценкам, в Японии самая большая доля поклонников джаза в мире. [1]

Джаз был завезен в Японию в 1910-х годах через транстихоокеанские лайнеры , где филиппинские музыканты черпали влияние джаза, а Филиппины были американской колонией в то время . После подъема индустрии звукозаписи тексты популярных джазовых пластинок, таких как « Арабский шейх » и « My Blue Heaven », были переведены на японский язык. Джаз ассоциировался с японскими аналогами флэпперов и денди , и его часто играли в танцевальных залах . [2] Хотя этот жанр считался «вражеской музыкой» в Японии во время Второй мировой войны , из-за своих американских корней этот жанр был слишком популярен, чтобы его можно было запретить. [3] и многие не подчинились государственному уничтожению джазовых пластинок. [4]

Во время оккупации Японии после Второй мировой войны американский солдат пользовался большим спросом на развлечения, и особенно популярен был джаз. [2] К 1970-м годам японское экономическое чудо открыло путь японским джазовым музыкантам к достижению международной известности наряду с появлением новых музыкальных жанров, таких как сити-поп , канкё онгаку и японская народная музыка . [5] Японские джазовые музыканты также начали отходить от подражания Blue Note и экспериментировали, среди прочего, со фри-джазом , фьюжн-фанком и бибопом . Это способствовало отчетливому звучанию японского джаза. В 1980-е годы цифровые музыкальные технологии начали влиять на японский джаз. [6]

В современной Японии джаз стал скорее альтернативным жанром . Он уже не так популярен, но сохраняет наибольшую долю поклонников джаза в мире. [1] Джазу Кисса (буквально джаз-кафе ), [а] специальные помещения, где собираются поклонники джаза , чтобы послушать джазовые пластинки, появились в 1950-х и 60-х годах. [7] Явление, уникальное для этой страны: насчитывается около 600 джазу-кисса в современной Японии , включая некоторые, где разговоры запрещены. Недавно, [б] также наблюдается рост Джазу Кисса . в сельской местности [4] Среди современных японских джазовых музыкантов — Хироми Уэхара , Kyoto Jazz Massive , United Future Organization и Soil & «Pimp» Sessions .

Джаз стал популярен в Японии в 1920-х годах после визита групп из Америки и Филиппин, где оккупационные силы привезли американскую популярную музыку. [8] Джаз -бэнд Хатано иногда называют первым японским джаз-бэндом. [9] хотя в первую очередь это была танцевальная группа . [10] Группа, созданная в 1912 году выпускниками Токийской музыкальной школы , [11] впитывал и исполнял американскую танцевальную музыку после поездки в Сан-Франциско, [12] но их музыка не претендовала на джазовую импровизацию. [13]

Местная джазовая практика, построенная на выступлениях приезжих филиппинцев, начала зарождаться в начале 1920-х годов, особенно в процветающих развлекательных районах Осаки и Кобе . К 1924 году в городе Осака уже было двадцать танцевальных залов, что дало многим музыкантам японского происхождения возможность профессионально играть джаз. [14] Трубач Фумио Нанри (1910–1975) был первым из японских джазовых исполнителей, получившим международное признание за свой стиль игры. В 1929 году Нанри отправился в Шанхай , где играл с американским джазовым пианистом Тедди Уэзерфордом , а в 1932 году гастролировал по США. После возвращения в Японию Нанри сделал несколько записей со своей группой Hot Peppers -группой в американском стиле , свинг . [15]

«Американство» и массовая привлекательность раннего джаза как танцевальной музыки вызвали беспокойство среди консервативной японской элиты, и в 1927 году муниципальные власти Осаки издали постановления, которые заставили танцевальные залы закрыться. Большое количество молодых музыкантов перешло на джазовую сцену Токио , где некоторые нашли работу в домашних джазовых оркестрах крупных звукозаписывающих компаний. [16]

Чигуса, старейшее джазовое кафе Японии, или Джазу кисса открылось В 1933 году в Иокогаме . [17] [18] С тех пор джазовые кофейни стали популярной альтернативой танцевальному залу, предлагая внимательно слушающей публике новейшие джазовые записи (а иногда и живые выступления). [19] В 1930-х годах популярные композиторы Рёичи Хаттори и Коичи Суги пытались преодолеть противоречивые качества джазовой музыки, создав отчетливо японский стиль джазовой музыки. Они перерабатывали древние японские народные или театральные песни с джазовым оттенком, а кроме того писали новые джазовые песни, имевшие японское тематическое содержание и часто очень напоминавшие известные традиционные мелодии. [20] Песни Хаттори, однако, вызвали споры, особенно в его песне «Недостаток» 1940 года ( タリナイ・ソング , Tarinai songu ) , которую он написал для Rhythm Boys Тадахару Накано . Высмеивая нехватку продуктов питания и материалов, широко распространенную в то время в Японии, песня вызвала гнев правительственных цензоров и была быстро запрещена. [21] Противоречие было одним из факторов, которые привели к распаду Rhythm Boys в 1941 году.

Во время Второй мировой войны джаз считался «вражеской музыкой» и был запрещен в Японии. Однако к тому времени этот жанр стал слишком популярным, чтобы его полный запрет имел успех. Продолжали исполняться джазовые песни, иногда резко патриотического характера, хотя эти песни обычно назывались « легкой музыкой ». [3] Несмотря на санкционированное государством уничтожение джазовых пластинок, многие не подчинились и скрывали свои пластинки до окончания войны. [4] После войны оккупация Японии союзниками дала новый стимул для появления японских джазовых музыкантов, поскольку американские войска стремились услышать музыку, которую они слушали дома. Пианист Тосико Акиёси (род. 1929) приехал в Токио в 1948 году, решив стать профессиональным джазовым музыкантом. После формирования Cosy Quartet ее заметил Хэмптон Хоуз , который находился в Иокогаме со своим военным оркестром, и привлек внимание Оскара Петерсона . Акиёси учился в музыкальном колледже Беркли в Бостоне в 1956 году, а позже добился мирового успеха как пианист в стиле боп и лидер биг-бэнда. [22]

К концу 1950-х годов отечественная джазовая практика снова процветала в Японии, и в последующие десятилетия активная сцена фри-джаза достигла своего полного роста. такие музыканты, как барабанщик Масахико Тогаши , гитарист Масаюки Такаянаги , пианисты Ёсуке Ямасита и Масахико Сато , саксофонист Каору Абэ , басист Мотохару Ёсидзава и трубач Итару Оки . Критик Теруто Соэдзима считал 1969 год поворотным годом для японского фри-джаза, в котором главную роль играли [23] Среди других японских джазовых исполнителей, получивших международную репутацию, — Садао Ватанабэ (бывший солист «Уютного квартета» Акиёси), Рё Кавасаки , Теруо Накамура , Тору «Тигр» Окоши и Макото Озон . Большинство из этих музыкантов много гастролировали по Соединенным Штатам, а некоторые переехали туда навсегда, чтобы сделать карьеру джазового исполнителя или получить образование. [24]

Джаз и японская культура

[ редактировать ]

Японский джаз часто критиковался как производное от американского джаза или даже как недостойное подражание американскому джазу как американскими, так и японскими комментаторами. В ответ на пренебрежительное отношение публики японские джазовые исполнители в 1960-х годах начали добавлять в свое творчество «национальный колорит». [25] Эмигрантка Тосико Акиёси использовала японскую культуру в композициях для биг-бэнда, которым она руководила вместе со своим мужем и давним соратником Лью Табакиным . В «Когуне » (1974) они впервые использовали традиционные инструменты, такие как цузуми , а «Длинная желтая дорога » (1975) представляет собой адаптацию мелодии из японской традиции придворной музыки («Дети на территории храма»). [26] Вдохновленный представленными ему Акиёси аналогиями между джазовой музыкой и дзен-буддизмом , джазовый писатель Уильям Минор предположил, что эстетика дзен может быть воспринята в музыке Масахико Сато и других японских джазовых исполнителей. [27] Японский музыкант Минору Мураока решил применить свои навыки игры на традиционном деревянном духовом инструменте сякухати , играющем в минорной пентатонике , в контексте джаза и записал несколько альбомов, в которых этот инструмент является центральным элементом. [28] Мураока помог популяризировать сякухати как джазовый инструмент, и эту практику сегодня продолжают такие музыканты, как уроженец Калифорнии Брюс Хебнер и житель Нью-Йорка Зак Зингер. [29] [30]

Последние события

[ редактировать ]

На рубеже тысячелетий Токио оставался базой небольшого, но процветающего джазового сообщества. [31] Джазовая певица и пианистка Аядо Чи сумела охватить более широкую аудиторию (как в Японии, так и за рубежом), подражая вокальному джазу чернокожих американцев. [32] В 2004 году Blue Note Records выпустила альбом 17-летнего пианиста мейнстрима и бопа Такаши (Мацунага) с его собственными композициями Storm Zone . Последний компакт-диск Такаши называется «Love Makes the Earth Float» (2008). [33] [34] В 2005 году японская джазовая группа Soil & "Pimp" Sessions выпустила свой дебютный полноформатный Pimp Master , треки из альбома привлекли внимание зарубежных ди-джеев, и они начали активно транслироваться в Жиля Петерсона радиопрограмме Worldwide на BBC Radio. 1 в Великобритании. [35] В результате альбом был выпущен в Европе на лейбле Compost и в Великобритании на лейбле Peterson's Brownswood Recordings , а последующие альбомы Soil & Pimp были выпущены на лейбле Brownswood, что сделало их, возможно, самой популярной клубной джаз-группой из Японии. из Осаки Квартет Indigo Jam выпустил одиннадцать оригинальных и четыре кавер-альбома с момента их дебюта с альбомом Demonstration в 2006 году. [36] [37] [38] [39] и были описаны как плотная и энергичная смесь традиционного джазового звучания и ню-джаза с характерными битами и плавным джазовым фортепиано. [40] После выпуска своего 11-го альбома Lights в 2015 году они объявили, что расстаются летом следующего года. [41]

Джазовая пианистка Хироми Уэхара получила мировое признание с момента своего дебюта в 2003 году с альбомом «Another Mind» , который имел успех у критиков в Северной Америке и в ее родной Японии, где альбом получил золото (100 000 экземпляров) и получил награду Ассоциации звукозаписывающей индустрии Японии (RIAJ). ) Премия «Джазовый альбом года» . В 2009 году она записала с пианистом Чиком Кориа Дуэтом двухдисковую концертную запись их трансцендентного, трансгенерационного и транскультурного концерта дуэта в Токио. Она также появилась на басиста Стэнли Кларка альбоме Heads Up International Jazz in the Garden, в котором также участвовал бывший коллега по группе Чика Кориа, барабанщик Ленни Уайт . [42] В 2011 году Хироми начала свой проект фортепианного трио The Trio Project с Энтони Джексоном и Саймоном Филлипсом и выпустила четыре альбома под названием этого проекта. [43] В последнее время она не только играет с джазовыми музыкантами, но также сотрудничает с известными J-pop музыкантами, а также группами и оркестрами, такими как Akiko Yano , Dreams Come True , Tokyo Ska Paradise Orchestra и New Japan Philharmonic . [44] Кроме того, пианист Макото Озон сотрудничал с лауреатом премий певицей Кимико Ито . [45]

2010-е годы

[ редактировать ]

Под влиянием современного американского джаза, использующего нестандартные метры, а также ритмические и гармонические элементы хип-хопа , R&B и нео-соула , звучание японского джаза стало более музыкально сложным и разнообразным. В число групп и исполнителей, представляющих это новое звучание, входят MEGAPTERAS , Yasei Collective , Shun Ishiwaka ( 石若駿 ), Mononkul и Takuya Kuroda . Хотя современное джазовое звучание становится мейнстримом на музыкальной сцене, все еще есть джазовые музыканты, играющие традиционные стили джаза, такие как бибоп, хард-боп и пост-боп . [ нужна ссылка ]

В 2012 году джазовая пианистка Ай Кувабара , стиль которой описывается как пост- Хироми Уэхара , выпустила свой первый альбом «Отсюда и туда». Пять лет спустя она как-то, когда-нибудь, где-то записала , в которой Ай сотрудничала с американским джазовым барабанщиком Стивом Гэддом и басистом Уиллом Ли . [46] Сюн Ишивака, джазовый барабанщик и композитор, получил огромное признание в Японии благодаря своей несравненной технике и передовому звуку и участвовал во многих записях и проектах с такими известными музыкантами, как Терумаса Хино , Tokyo New City Orchestra , Тейлор Макферрин и Джейсон Моран . В 2015 году Шун выпустил свой дебютный альбом Cleanup , в котором он объединил элементы современной классической музыки , хип-хопа и прямого джаза , и этот альбом получил награду «Альбом года, новая звезда» и «Джазовый альбом 2015 года» от японского издания. два крупнейших джазовых журнала Jazz Japan и Jazz life соответственно. [47] В 2016 году Шун дал концерт со своим собственным трио, выступил гитарист Курт Розенвинкель в качестве гостя в Blue Note Tokyo . [48]

Рё Фукуи , ныне покойный джазовый пианист, который при жизни изо всех сил пытался добиться признания за пределами Японии, пережил колоссальный рост популярности благодаря таким стриминговым платформам, как YouTube Music , Spotify и другим. [6] » 1976 года, Его самая известная работа, « Scenery сейчас является самым популярным альбомом японского джаза на YouTube: по состоянию на июль 2020 года он набрал почти 10 миллионов просмотров. [ нужна ссылка ] Это привело к тому, что его альбомы были переизданы для коммерческой продажи. [49] некоторые из них даже используют оригинальные студийные кассеты 1976 года, мастеринг которых осуществляется на половинной скорости . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Крейг, Тимоти Дж. (2000). Japan Pop!: Внутри мира японской популярной культуры . Я Шарп. п. 29. ISBN  978-0-7656-0560-3 . Проверено 31 января 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Джаренваттананон, Патрик (30 апреля 2014 г.). «Как Япония полюбила джаз» . Проверено 16 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Аткинс Блю Ниппон , стр. 127–63.
  4. ^ Jump up to: а б с «Tokyo Jazz Kissa: винтажное качество с #VINYL» . Журнал «Резистор» . 1 октября 2020 г. Проверено 16 марта 2023 г.
  5. ^ «Джаз в Японии: история устойчивости» . Журнал Фаренгейт . Проверено 16 марта 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б Ван Нгуен, декан (12 января 2022 г.). « Общество было нестабильным. Этот дух был в нашей музыке»: как Япония создала свой собственный джаз» . Хранитель . Проверено 16 марта 2023 г.
  7. ^ Мацумото, Такуя (25 декабря 2020 г.). «Легендарное джаз-кафе на экране» . Ниппон.com . Проверено 16 марта 2023 г.
  8. ^ Джазовые путешествия Уильяма Минора в Японию: Сердце внутри , Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2004, стр.9; Э. Тейлор Аткинс Blue Nippon: Аутентификация джаза в Японии , Дарем: Duke University Press, 2001, стр. 58–60.
  9. ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло, ред. (2000). Мировая музыка: грубое руководство . Том. 2. Раф Гайдс, ООО с. 147. ИСБН  9781858286365 .
  10. ^ Аткинс Блю Ниппон , с. 53
  11. ^ Тору Мицуи, изд. (2014). Сделано в Японии: исследования популярной музыки . Рутледж. п. 5. ISBN  9781135955342 .
  12. Лэш, Макс Э. (23 декабря 1964) «Джаз в Японии». Джапан Таймс . п. 5.
  13. ^ Atkins Blue Nippon , стр. 53, 287.
  14. ^ Аткинс Блю Ниппон , с. 58
  15. ^ Сугияма, Кадзунори. «Фумио Нанри» . Oxford Music Online: Джазовый словарь New Grove . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 14 октября 2009 г.
  16. ^ Atkins Blue Nippon , стр. 58 и 70-2.
  17. ^ Atkins Blue Nippon , стр. 5 и 74.
  18. ^ «Джаз-кафе Чигуса | Джаз-кафе и музыкальный бар | Ногечо, Нака-ку, Иокогама» . Джаз-кафе Чигуса (на японском языке) . Проверено 9 декабря 2020 г. .
  19. ^ Дэвид Новак 2008 «2,5 х 6 метров пространства: японские музыкальные кофейни и экспериментальные практики прослушивания», Popular Music , 27:1: 15-34
  20. ^ Аткинс Блю Ниппон , стр. 132-9.
  21. ^ Бурдагс, МК (2013). Sayonara America, Sayonara Nippon: геополитическая предыстория J-Pop . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231530262 . Проверено 31 января 2015 г.
  22. ^ [Незначительные джазовые путешествия , стр. 31-41; Atkins Blue Nippon , стр. 207–9 и 240–1; Дж. Брэдфорд Робинсон и Барри Кернфельд. «Акиёси, Тошико», в Джазовом словаре New Grove , 2-е изд. , под редакцией Барри Кернфельда. Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online (по состоянию на 14 октября 2009 г.).
  23. ^ Крепон, Пьер (2019). «Всенаправленная проекция: Теруто Соэдзима и японский фри-джаз» . Пункт отправления (67).
  24. Minor Jazz Journeys , стр. 22–30, 45–58, 136–45 и 273–7.
  25. ^ Аткинс, Blue Nippon, стр. 165-264.
  26. ^ Atkins Blue Nippon , стр. 240-1; Малые джазовые путешествия , стр. 31-41.
  27. ^ Minor Jazz Journeys , стр. 39, 58 и пассим.
  28. ^ Эгон (23 апреля 2012 г.). «Джаз Сякухати Минору Мураока» . npr.org . Проверено 8 февраля 2024 г.
  29. ^ «Возвращение сердца: игрок на сякухати Брюс Хюбнер» . nippon.com . 06.12.2017 . Проверено 9 февраля 2024 г.
  30. ^ «Зак Зингер» . Японская традиционная музыка . Проверено 9 февраля 2024 г.
  31. ^ Минор, Jazz Journeys, стр. 316–322.
  32. ^ Аткинс, Blue Nippon, стр. 271–272.
  33. ^ Портер, Кристофер. «Отделы джаза: Такаши - Кристофер Портер - Статьи о джазе» . Джазтаймс.com. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г. Проверено 11 августа 2012 г.
  34. ^ «Профиль Такаси Мацунаги — Официальный сайт» Takashimatsunaga.com Архивировано из оригинала 11 мая 2012 г. Проверено 11 августа 2012 г.
  35. ^ «Гластонбери 2015 – ПОЧВЕННЫЕ И СУНЕТЕРЕНСКИЕ СЕССИИ» . Музыкальные события BBC . Проверено 18 апреля 2018 г.
  36. ^ «Играй, слушай». Лира (Швеция). Февраль 2012: 9. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  37. ^ Токийские джазовые заметки (3 сентября 2011 г.). "Indigo Jam Unit с участием Алисии Салденья - Роуз" . Токийские джазовые ноты . Проверено 3 апреля 2012 г.
  38. ^ Базовые записи. «Дискография официального веб-сайта indigo jam unit» . Базовые записи . Проверено 25 мая 2012 г.
  39. ^ Орикон. «Профиль блока глушения Oricon Indigo» . Компания Орикон . Проверено 25 мая 2012 г.
  40. ^ «Играй, слушай». Лира (Швеция). Февраль 2012: 119. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  41. ^ "- базовые записи: блок варенья индиго -" . www.basisrecords.com . Проверено 18 апреля 2018 г.
  42. ^ "ПРОФИЛЬ|Хироми Уэхара" . Хироми Уэхара . Проверено 18 апреля 2018 г.
  43. ^ «ДИСКОГРАФИЯ» . Хироми Уэхара . Проверено 18 апреля 2018 г.
  44. ^ «ПРОФИЛЬ|Официальный сайт Хироми Уэхары» . Официальный сайт Хироми Уэхары (на японском языке) . Проверено 18 апреля 2018 г. .
  45. ^ «34-я (2000 г.) премия Swing Journal Jazz Disc Award — сайт, посвященный шедеврам джаза JAZZCD.JP» 10 , сентября 2015 г.
  46. ^ «Официальный сайт джазового пианиста Аи Кувабары» Проверено . 18 апреля 2018 г.
  47. ^ «石若駿 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ ШУН ИШИВАКА» . Сюн Ишивака . Проверено 19 апреля 2018 г.
  48. ^ «【BLUE NOT TOKYO】The EXP Series #06 SHUN ISHIWAKA CLEANUP TRIO встречает КУРТА РОЗЕНВИНКЕЛЯ (2016, 6.27 мес.)» . Blue Note TOKYO (на японском языке) . Проверено 19 апреля 2018 г.
  49. ^ «Рё Фукуи – легенда японского джаза, открытая заново» . Международный журнал Pen . 11 декабря 2021 г. Проверено 9 февраля 2024 г.
  1. Альтернативно, поскольку «Кисса» означает «выпить чашку чая», «Джазу кисса» можно интерпретировать как «место, где можно послушать джаз, попивая чай».
  2. ^ По состоянию на 2020 год.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Э. Тейлор Аткинс «Могут ли японцы петь блюз? «Японский джаз» и проблема аутентичности», в книге Тимоти Дж. Крейга (ред.) Japan Pop!: Inside the World of Japan Popular Culture , Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп, 2000.
  • Э. Тейлор Аткинс, Blue Nippon: Аутентификация джаза в Японии , Дарем: Duke University Press, 2001.
  • Теруто Соэдзима, Свободный джаз в Японии: личная история , Нара: Public Bath Press, 2018.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9744bbfdd269226c89db907f3d9f8c57__1721458800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/57/9744bbfdd269226c89db907f3d9f8c57.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)