Традиционная японская музыка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |

Традиционная японская музыка — это народная или традиционная музыка Японии . Министерство образования Японии классифицирует хогаку ( 邦楽 , букв. « Японская музыка » ) как категорию, отдельную от других традиционных форм музыки, таких как гагаку (придворная музыка) или сёмё (буддийское пение), но большинство этномузыкологов рассматривают хогаку в широком смысле. смысл, как форма, из которой произошли остальные. [1] [ не удалось пройти проверку ] за пределами этномузыкологии Однако хогаку обычно относится к японской музыке примерно 17-го до середины 19-го века. [2] В этих рамках в Японии существует три типа традиционной музыки: театральная, придворная и инструментальная.
Театральный
[ редактировать ]В Японии существует несколько театральных форм драмы, в которых музыка играет значительную роль. Основные формы — кабуки и но .
Хорошо
[ редактировать ]Музыка Но ( вокал ) или Ногаку ( вокал ) — это тип театральной музыки, используемой в театре Но. Музыку Но исполняет инструментальный ансамбль Хаяси-ката ( 囃子方 ) . Используемые инструменты: барабан тайко ( 太鼓 ) , большой барабан в форме песочных часов, называемый Оцузуми ( 大鼓 ) , меньший барабан в форме песочных часов, называемый коцузуми ( 小鼓 ) , и бамбуковая флейта, называемая нокан ( 能管 ) . Ансамбль Хаяси выступает вместе с Ёкёку вокальной музыкой в театре Но.
Кабуки
[ редактировать ]Кабуки ( 歌舞伎 ) — это тип японского театра, известный своими сильно стилизованными танцами и пением, а также сложным гримом, который носят преимущественно мужчины. Первые экземпляры кабуки использовали хаяси из представлений Но. Позже кабуки начали использовать и другие инструменты, такие как сямисэн . Музыку Кабуки можно разделить на три категории: геза , сёса-онгаку и ки и цукэ . [3]
Примите ванну
[ редактировать ]Геза включает в себя музыку и звуковые эффекты, исполняемые на сцене за черной бамбуковой занавеской, называемой куромису . Музыку Гезы можно разделить на три типа. Первый тип — ута или песня. Ута поется под аккомпанемент сямисэна . Обычно несколько певцов ута поют вместе. Второй тип называется айката . Он включает в себя музыку сямисэна без пения. Третий тип — наримоно . Наримоно играют на небольших ударных инструментах. [4] кроме сямисена .
Сёса-онгаку
[ редактировать ]Сёса-онгаку включает в себя музыку, которая исполняется на сцене и сопровождает актерское мастерство и танцы. Сёса-онгаку включает в себя музыкальные стили такемото , нагаута , токивадзу и киёмото . Такемото сопровождает актерское мастерство. Нагаута , тэна мо и киемото сопровождают танец кабуки . Такемото в основном декламирует части пьесы, касающиеся декораций. Актеры пытаются синхронизировать свои реплики с ритмом такемото — эффект, известный как ито ни нору («взять на струны»).
Нагаута — одна из наиболее часто встречающихся форм гезы . В нем участвуют певцы, называемые утаката , и игроки на сямисэне , называемые сямисэнката . Утаката . сидят справа от танцоров, а сямисэнката — слева от сцены В сямисэнката используются хосодзао (тонкая шея), сямисэны которые издают высокие тона и способны воспроизводить нежные мелодии.
Токивадзу состоит из чтецов, называемых таю и сямисэнката , которые используют тюзао (со средней шеей) сямисэн . Токивадзу похож на музыку киёмото , но более медленный и торжественный. Токивадзу также исполняется на сцене.
Киёмото также состоит из таю и самисэнката с использованием тюзао . Однако в киёмото полные эмоций слова и предложения произносятся очень высокими тонами.
Ки и Цуке
[ редактировать ]Ки и Цуке описывают характерные звуки, издаваемые при ударах по двум квадратным дубовым доскам. Когда две доски ударяются друг о друга, они издают звук ки . Когда их ударяют по деревянной доске, они издают звук цукэ .
Придворная музыка ( гагаку )
[ редактировать ]Гагаку ( 雅楽 ) — придворная музыка, старейшая традиционная музыка Японии . Обычно ему покровительствовал императорский двор или святыни и храмы. Музыка гагаку включает в себя песни, танцы и смесь другой азиатской музыки . У Гагаку есть два стиля; это инструментальная музыка кигаку ( 器楽 ) и вокальная музыка сэйгаку ( 声楽 ) .
Поскольку 雅 означает «элегантность», гагаку буквально означает «изящная музыка» и обычно относится к музыкальным инструментам и теории музыки, импортированным в Японию из Китая и Кореи в период с 500 по 600 год нашей эры. Гагаку делится на две основные категории: старая музыка и новая музыка. Старая музыка относится к музыке и музыкальным композициям, существовавшим до китайской династии Тан (618–906). Под новой музыкой понимают музыку и композиции, созданные во время или после Тан, включая музыку, привезенную из различных регионов Китая и Кореи. [5] [6]
Старая и новая музыка подразделяются на категории 左楽 («Музыка левых») и 右楽 («Музыка правых»). Музыка левого 左楽 состоит из 唐楽 (музыка Тан) и 林邑楽 (музыка Индокитая ). Музыка правильного 右楽 состоит из 高麗楽 (музыка из Кореи).
- Инструментальная музыка
- Вокальная музыка
Сёмё
[ редактировать ]Сёмё ( 声明 ) — это своего рода буддийское пение сутр , слоговое или мелизматическое , с мелодической фразировкой, обычно исполняемое мужским хором. Сёмё пришел из Индии и зародился в Японии в период Нара . Сёмё поют а капелла один или несколько буддийских монахов .
Два иероглифа ( 声 и 明 ) буквально переводятся как «голос» и «ясно» соответственно. Сёмьё — это перевод санскритского слова шабда -видья , что означает «(лингвистическое) изучение языка». [10]
Джорури
[ редактировать ]Дзёрури ( ) . — это повествовательная музыка с использованием сямисэна сямисэна стиля . Это многовековые Существует четыре основных дзёрури традиции, которые продолжаются и сегодня:
- Гидаюбуши ( Гидаюбуши ) — в Эдо период Такемото Гидаю ( Такэмото Гидаю ) начал играть на дзёрури в Осаке . Этот тип дзёрури предназначен для бунраку ( кукольного театра).
- Токивадзубуши ( Токивазу Буси ) — в период Эдо Токивадзу Модзидаю ( Токивазу Модзидаю ) начал играть на этом стиле дзёрури в Эдо . Этот тип дзёрури предназначен для танцев кабуки, называемых Сёсагото .
- Киёмотобуси ( 清元節 ) — Киёмото Эндзюдаю ( 清元延寿太夫 ) начал играть эту музыку для танцев кабуки в Эдо (Токо) в 1814 году, в конце периода Эдо . он играл в стиле томимото-буси Сначала , а затем перешел от этого стиля к стилю киемотобуси . Этот стиль легкий, освежающе непринужденный и шикарный.
- Синнаибуси ( Синнаибуси ) — в середине периода Эдо Цуруга Синнай ( Цуруга Синнай ) начал играть на этом стиле кабуки. Этот стиль дзёрури обычно живой и жизнерадостный.
Есть еще четыре стиля дзёрури , которые в значительной степени вымерли. Катобуси , ичубуши и миязонобуши — старинные блюда. Эти стили называются кокёку ( 古曲 ) или «старая музыка». Кокёку также включало огиэбуси ( 荻江節 ) . Это не дзёрури , а похоже на нагаута .
- Катобуси ( 河东节 ) — в период Эдо Масуми Като ( 十inch见河东 ) (1684–1725) начал играть в оригинальном стиле в 1717 году. Он тяжелый.
- Ичубуши или Ичубуши ( 一中节 ) — в период Эдо Мияко Ичуу ( 都一中 ) или Миякодаюу Ичуу ( 都太夫一中 ) (1650–1724). в этом стиле начали играть
- Миядзонобуши ( 宫薗典 ) или Сонохатибуси ( 薗八节 ) — в период Эдо Миякодзи Сонохати ( 宫古路薗八 ) начал играть в этом стиле в Киото . Миядзонобуси — скромный стиль.
- Томимотобуси ( Томимотобуси ) — в период Эдо Томимото Бузэннодзё ( Томимото Бузэннодзё ) (1716–1764) начал играть в этом стиле. токивадзубуси Сначала он играл в стиле , а затем перешёл на стиль томимотобуси .
Нагата
[ редактировать ]Нагаута ( 長唄 ) — стиль музыки, исполняемый на сямисэне . Существует три стиля нагаута : один для танца кабуки, один для пьес кабуки (диалога) и один для музыки, не связанной с кабуки.
Огибуши ( 荻江節 ) похож на нагаута . Оги Ройу I ( 荻江露友 ) (ум. 1787) начал играть в этом стиле, сначала играя в стиле нагаута . Он перешел от игры в этом стиле к игре в стиле огибуши . Его соперником был Фудзита Кичиджи ( 富士田吉治 ) , певец нагаута из Эдо. Оги Роюу: у меня был красивый, но тихий голос. В театре важен был громкий голос, поэтому Оги Роюу перестала петь в театре. Оги Роюу я начал играть в Ёсиваре (квартале красных фонарей). Огиэбуси пришел в упадок после 1818 года. Тамая Ямадзабуро ( Гончарная сцена ) сочинил новые произведения огиэбуси в конце периода Эдо. Ямадзабуро был владельцем гостиной в квартале красных фонарей Ёсивара. Ямадзабуро очень хорошо знал музыку. Произведения Тамайи Ямадзабуро созданы под влиянием музыки Дзиута ( 地歌 ) . Иидзима Кидзаэмон ( мусульманин Кидзаэмон ) восстановил огиэбуси . Кидзаэмон изменил свое имя на Оги Рою IV в 1876 или 1879 году. (Неизвестно, существовали ли Оги Рою II или Оги Рою III.) Огиэбуси классифицируется как стиль «старой музыки». ( 古曲 , Кокёку ) . ( Кёку обычно означает музыкальное произведение или музыкальный номер в современном японском языке.) Теперь кокёку — это Катобуши ( 河東節 ) , Иктюубуси ( 一中節 ) , Миязонобуши ( 宮薗節 ) и Огиэбуси ( 荻江節 ) . Кокёку — старинная музыка периода Эдо. Не многие игроки исполняют кокёку , а те, кто это делает, — пожилые люди; мало молодых музыкантов, играющих эту музыку.
сякухати Музыка
[ редактировать ]Музыка сякухати ( 尺八 ) зародилась в период Эдо. Буддийские монахи играли на сякухати вместо сутры. Иногда на сякухати играют вместе с другими инструментами.
Сокёку
[ редактировать ]Сокёку ( 筝曲 ) использует японское кото ( 琴 ) , которое отличается от китайского гучжэн . [11] Есть два хорошо известных семейства сокёку , которые можно отличить по форме плектра, используемого при игре.
- Ямата-рю — , зародившийся в Западной Японии, стиль Ямата-рю использует заостренные плектры овальной формы. Репертуар состоит из классических произведений, написанных в период Эдо . Этот стиль содержит больше произведений, сопровождающих пение.
- Икута-рю , зародившийся в Восточной Японии, — стиль икута-рю использует плектры квадратной формы. Помимо классических произведений, икута-рю также включает в себя музыку, написанную недавно, например синнихононгаку ( 新日本音楽 ) , поэтому большинство современных исполнителей кото принадлежат к этому стилю сокёку .
Традиционная музыка в современной культуре
[ редактировать ]Традиционные японские музыканты иногда сотрудничают с современными западными музыкантами. Кроме того, музыканты создают новые стили японской музыки под влиянием Запада, но по-прежнему используют традиционные музыкальные инструменты.
Традиционные музыкальные инструменты
[ редактировать ]Хордофоны
[ редактировать ]- Biwa (琵琶Бива
- Koto (琴Кото
- Ичигенкин ( однострунная арфа )
- Yamatogoto (大和琴Яматогото
- Саншин ( третья линия )
- Shamisen (三味線Сямисэн
- Kokyū (胡弓Кокю
Аэрофоны
[ редактировать ]- Shakuhachi (尺八Сякухати
- Хотику ( 法竹 )
- Ryuteki (龍笛Рютеки
- Нокан ( Смогу )
- Shinobue (篠笛Шинобуэ
- Хичирики ( 筚篥 )
- Сё ( 笙 )
- Yu ( 竽 )
- Horagai (法螺貝Хорагай
Мембранофоны
[ редактировать ]- Тайко ( барабан )
- Второй ( 鞨鼓 )
- Симэ-дайко ( шимэ-дайко )
- Оцузуми ( большой барабан )
- Коцузуми ( маленький барабан )
- Цузуми ( барабаны )
Идиофоны
[ редактировать ]Традиционные культурные мероприятия
[ редактировать ]Художники
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Музыка Японии
- Культура Японии
- синтоизм
- Буддизм в Японии
- Религия в Японии
- История Японии
- Цугару-джамисен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сосновский, Дэниел (21 мая 2013 г.). Знакомство с японской культурой . Издательство Таттл. п. 34. ISBN 9781462911530 .
- ^ «Сеть исполнительских искусств Японии» . Performarts.jp . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Приглашение в Кабуки | Выражение звуками» . www2.ntj.jac.go.jp. Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Наримоно» . kusanokokichi.com . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ Рэндел, Дон Майкл, Гарвардский музыкальный словарь (2003), Belknap Press . ISBN 0-674-01163-5 , стр. 339
- ^ Международное общество сякухати.
- ^ Бугаку (на японском языке). Компания Асахи Симбун . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ «Адзума асоби Японская танцевальная сюита» . britannica.com . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Роэйская музыка» . britannica.com . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Рэндел, Дон Майкл, Гарвардский музыкальный словарь (2003), Belknap Press. ISBN 0-674-01163-5 , стр. 270
- ^ «Сокёку» . оцените yourmusic.com . Проверено 23 июня 2019 г.