Теджано музыка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Теджано музыка | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 20 век, Техас и Мексика. |
Региональные сцены | |
Центральный и Южный Техас, Северо-Восточная Мексика | |
Другие темы | |
Часть серии о |
Чикано и американцы мексиканского происхождения |
---|
Музыка техано ( испанский : música tejana ), также известная как техасско-мексикская музыка , — популярный музыкальный стиль, сочетающий в себе влияние Мексики и США. Его эволюция началась в северной Мексике (разновидность региональной мексиканской музыки, известной как norteño ). [1] [2]
В конце 20 века он достиг гораздо большей аудитории благодаря взрывной популярности певицы Селены («Королева Техано»), Mazz , [3] и другие исполнители, такие как Ла Мафия , Рам Эррера , Ла Сомбра , Элида Рейна , Эльза Гарсия , Лаура Каналес , Оскар Эстрада , Джей Перес , Эмилио Навайра , Эстебан «Стив» Джордан , Шелли Ларес , Дэвид Ли Гарса , Дженнифер Пенья и Ла Фибре . [4]
Происхождение
[ редактировать ]Европейцы из Германии (впервые во время испанского режима в 1830-х годах), Польши и Чехии мигрировали в Техас и Мексику, привезя с собой свой стиль музыки и танца. Они привезли с собой аккордеон, музыку польки и танцы. Их музыка повлияла на Теджанос. Центральное место в эволюции ранней музыки Техано занимало сочетание традиционных форм, таких как корридо и мариачи , и стилей континентальной Европы, таких как полька, представленная немецкими, польскими и чешскими поселенцами в конце 19 века. [5] В частности, аккордеон был принят народными музыкантами Техано на рубеже 20-го века и стал популярным инструментом среди музыкантов-любителей в Техасе и Северной Мексике. Небольшие группы, известные как orquestas , в состав которых входят музыканты-любители, стали основным продуктом общественных танцев. Ранние зарождения музыки Техано продемонстрировали музыкальные инновации, а также социальные и культурные инновации в темах, которые противостояли повествованиям доминирующей культуры. [6]
На рубеже веков Теджано в основном занимались скотоводством и сельским хозяйством. Единственным развлечением были странствующие музыканты, которые время от времени приезжали на ранчо и фермы. Их основными инструментами были флейта , гитара и барабан , и они пели песни, которые передавались из поколения в поколение на основе песен, первоначально исполнявшихся в Мексике. Одним из этих музыкантов была Лидия Мендоса , которая стала одной из первых, кто записал музыку на испанском языке в рамках расширения RCA своих популярных гоночных пластинок 1920-х годов. Эти странствующие музыканты путешествовали по районам, где жили немецкие техасцы и другие европейские поселенцы.
Norteño / conjunto Пионер аккордеона Нарсисо Мартинес , известный как «Отец музыки Conjunto », определил роль аккордеона в музыке conjunto. Он выучил множество мелодий немецких, польских и чешских духовых оркестров и переложил их на аккордеон. [7] Мартинес придал игре на аккордеоне новую виртуозность в 1930-х годах, когда он принял на вооружение аккордеон с двумя рядами кнопок. В то же время он сформировал группу с баджо секстоистом Сантьяго Алмейдой . [8]
Благодаря аккордеону, барабанам и bajo sexto у Tejanos теперь появился звук, который они могли назвать своим собственным. В 1940-х годах Валерио Лонгория представил тексты песен для конъюнкто- музыки, что еще больше подтвердило претензии Техано на это новое звучание. [9]
В 1950-х годах Исидро Лопес произвел дальнейшую революцию в звучании техано, уделяя меньше внимания традиционному испанскому языку, который использовал Валерио, и вместо этого использовал новый техасско-мексиканец. Это создало новое звучание и приблизило нас на шаг к тому звуку, который мы имеем сегодня. В 1960-х и 70-х годах Little Joe и The Latinaires (позже переименованные в La Familia), The Latin Breed, Luis Ramirez Y su Latin Express и другие добавили звучание оркестра в звучание Tejano, взяв под влияние поп-музыку, R&B и другие формы. музыки. В конце 70-х и начале 80-х годов появилось новое звучание благодаря многообещающим группам, таким как McAllen's Espejismo под руководством автора песен и вокалиста Руди Вальдеса, а уроженцы Браунсвилля Джо Лопес, Джимми Гонсалес и Мазз представили Техано клавишные. под влиянием диско-звучания той эпохи. В этот период La Mafia стала первой группой Tejano, которая устроила концерты в стиле рок для своего поколения.
История
[ редактировать ]Музыканты Техано, такие как Флако Хименес и Эстебан Стив Джордан, продолжили традицию Мартинеса виртуозного аккордеона и к 1980-м годам стали неотъемлемой частью международной музыкальной сцены. [ нужна ссылка ]
В 1950-х и 1960-х годах рок-н-ролл и кантри получили распространение, а электрогитары и барабаны к конъюнкто-комбо добавились . Кроме того, такие исполнители, как Little Joe, добавили как нюансы соул-музыки и R&B , так и политическое сознание чикано . Little Joe, Estevan Jordan, The Royal Jesters , Romances, Carlos Guzman, Joe Bravo, Dimas Three, Chuck & the Dots, the Sky Tones, the Broken Hearts, the Volumes и Sunny Ozuna and the Sunliners были популярны в 1960-х годах. [10]
1960-е и 1970-е годы принесли с собой новую музыку в стиле чикано и появление первых вещателей La Onda Tejana. Популярный музыкант и продюсер техано Паулино Берналь из Conjunto Bernal открыл и представил музыкальной сцене техано нортеньо-группу Los Relampagos del Norte с Рамоном Айялой и Корнелио Рейной на его Bego Records. Аяла до сих пор пользуется успехом по обе стороны границы. Рейна сделал очень успешную карьеру актера и сольного певца и вновь появился на сцене Техано, став большим хитом благодаря сотрудничеству с группой Техано La Mafia . Он постоянно гастролировал до самой смерти. В 1960-х и 1970-х годах в эфир вышли первые пионеры радиовещания La Onda Tejana, в том числе Марсело Тафойя (первый лауреат премии Tejano Music Awards «За выдающиеся заслуги»), Рамиро «Снежок» де ла Крус, Мэри Родригес, Розита Орнелас и Луис Гонсалес. , за которым вскоре последовал приток вещательных компаний, в том числе семьи Давила из Сан-Антонио. Эта поддержка со стороны популярных вещательных компаний в центральном Техасе способствовала развитию Ла Онды. [ нужна ссылка ]
В 1987 году Глория Ансалдуа писала:
Все время, пока я рос, звучала музыка нортено , которую иногда называют музыкой северо-мексиканской границы, или техасско-мексиканской музыкой, или чикано музыкой , или музыкой кантины (бара). Я вырос, слушая conjuntos , группы из трех или четырех человек, состоящие из народных музыкантов, играющих на гитаре, бахо сексто , барабанах и баяне, которые чикано позаимствовали у немецких иммигрантов, приехавших в Центральный Техас и Мексику, чтобы заниматься сельским хозяйством и строить пивоварни. . В долине Рио-Гранде Стив Джордан и Литтл Джо Эрнандес были популярны, а Флако Хименес был королем аккордеона. Ритмы техасско-мексиканской музыки аналогичны ритмам польки, также заимствованным у немцев, которые, в свою очередь, заимствовали польку у чехов и богемцев. [...]Я вырос с двойственным отношением к нашей музыке. Кантри-вестерн и рок-н-ролл имели более статусный характер. В 50-х и 60-х годах у малообразованных и агрингадо чикано существовало чувство стыда за то, что их застали за прослушиванием нашей музыки. И все же я не мог перестать топать ногами в такт музыке, не мог перестать напевать слова и скрыть от себя то волнение, которое я почувствовал, когда услышал ее. [11]
Популярность La Onda продолжала расти в начале и середине 1980-х годов, когда развитие фьюжн-музыки техано вышло на передний план на региональном уровне с балладами техано, такими как хит Эспехизмо "Somos Los Dos", написанный и исполненный уроженцем Макаллена Руди Вальдесом, и Ла Сомбра с их техасско-мексиканский английский и испанский бренд Tejano. На заре 1990-х годов La Mafia, уже получившая более дюжины наград Tejano Music Awards, разработала новый стиль Tejano, который позже стал стандартом Tejano. Благодаря обширным гастролям, начавшимся еще в 1988 году, они в конечном итоге открыли двери для таких артистов, как Селена Кинтанилья , Эмилио Навайра , Джей Перес и Мазз . Электронные инструменты и синтезаторы все больше доминировали в звучании, а музыка Теджано все больше нравилась двуязычным поклонникам кантри и рока. После ее убийства музыка Селены Кинтанилья также привлекла внимание широкой американской аудитории. Кинтанилья, известная как «Королева музыки техано», стала первой артисткой техано, получившей премию «Грэмми». Ven Conmigo стал первым альбомом артистки Tejano, получившим золотой сертификат. [ нужна ссылка ]
С конца 20-го века в Теджано наблюдается упадок специализированных радиостанций в США из-за нескольких факторов. Среди них успех Intocable . В результате многие радиостанции в США, особенно в Техасе, перешли на Norteño/banda. Это привело к тому, что интернет-радио Tejano стало популярным. [12]
На рубеже 21 века влияние Техано снизилось отчасти из-за снижения продвижения, роста региональной мексиканской и другой латиноамериканской музыки, распада или выхода на пенсию признанных исполнителей, а также появления нескольких новых исполнителей. Большинство артистов Tejano, выступавших в 1990-е годы на пике популярности музыки и выступающих до сих пор, в последние годы редко привлекали такое же широкое внимание. Тем не менее, сегодняшняя музыка Техано, хотя и гораздо более ориентирована на поп-музыку, чем ее корни эпохи Депрессии, по-прежнему остается региональным музыкальным стилем в нескольких общинах Техано, а также в других частях Соединенных Штатов. [ нужна ссылка ]
Разработка
[ редактировать ]Музыка Теджано родилась в Техасе. Хотя на него оказали влияние Мексика и другие страны Латинской Америки, основное влияние приходится на Америку. Типы музыки, составляющие Техано, - это народная музыка , корневая музыка , рок , R&B , соул, блюз, кантри и латинские влияния нортеньо , мариачи и мексиканской кумбии . Музыканты техано, такие как Эмилио и Раулито Навайра, Дэвид Ли Гарза и Джей Перес. [13] демонстрируют влияние рока и корневой музыки.
В Теджано представлены разные категории музыки и групп. Три основные категории: конъюнто, оркестр/оркеста и модерн. Группа конджунто состоит из аккордеона , бахо сексто , электробаса и барабанов . Примеры конъюнкто-групп: Эстебан «Стив» Джордан , [14] и «Мальчики из родного города» . Оркестр/оркеста состоит из баса, барабанов, электрогитары , синтезатора и духовой секции , от которой он во многом зависит в своем звучании. Некоторые примеры современных групп: Рубен Рамос и Техасская революция, The Liberty Band, The Latin Breed, La Mafia , Селена Кинтанилья , La Sombra , Elida Reyna y Avante, Los Palominos , Дэвид Ли Гарса и Los Musicales , Шелли Ларес , Джей Перес и Мазз . [15]
Мексиканское влияние на музыку Техано росло, в результате чего звучание стало больше похоже на Нортеньо . [16] [17] Аккордеон, исторически популярный инструмент в музыке Теджано, превратился из второстепенного инструмента в обязательный инструмент. Сегодня такие группы, как Sunny Sauceda , Eddie Gonzalez и La Tropa F [18] [19] подчеркните аккордеон.
Музыкальная индустрия
[ редактировать ]В годы после Второй мировой войны появились местные и региональные компании, занимающиеся записью и продажей музыки Теджано. Ключевые факторы, повлиявшие на производство музыки техано, можно отнести к диверсификации американской культуры и более широким социально-экономическим возможностям, позволившим американским музыкантам мексиканского происхождения исполнять и записывать музыку для региональной аудитории. Ранние популярные формы музыки техано в виде женских дуэтов и orquesta tejana 1940-х годов позже повлияли на развитие техасско-мексиканского стиля 1950-х годов и La Onda Chicana (Волна чикано) 1960-х годов. [20] Растущая популярность музыки, основанной на аккордеоне, и «доморощенных» пластинок напрямую повлияла на потребность в продюсерах и лейблах Tejano.
Такие звукозаписывающие компании, как Discos Ideal, основанная в Сан-Бенито, штат Техас, в 1947 году, и Freddie Records, основанная в Корпус-Кристи, штат Техас, в 1970 году, являются одними из самых плодовитых в производстве музыки в стиле конджунто . Компания Freddie Records, названная в честь основателя Фредди Мартинеса-старшего, оставалась ключевой фигурой в производстве музыки техано даже в 21 веке.
Влияние
[ редактировать ]Термин «техасско-мексиканец» также используется в американском рок-н-ролле для исполнителей, находящихся под влиянием Техано, таких как Квинтет сэра Дугласа и Texas Tornados (с участием Флако Хименеса , Фредди Фендера , Оги Мейерса и Дуга Сэма ), Los Super Seven , Сэм Шам и фараоны , Лос Лобос , Латинские плейбои , Луи и любовники , Чемпионы , Рай Кудер , Калексико , Лос Одинокие мальчики , Маверикс , Сон де Рей и Селена и Лос Динос . [21]
Музыка техасского аккордеона также оказала влияние на баскских исполнителей трикитиксы .
Современный шведско-американский композитор Свен-Дэвид Сандстрем включил стиль Теджано в свою классическую музыку .
Музыка техано и конхунто настолько популярна, что такие организации, как Центр искусств Гуадалупе в Сан-Антонио, штат Техас, каждый год проводят ежегодные фестивали. Среди исполнителей были такие легенды, как Флако Хименес , группы conjunto со всего мира и современные артисты.
Певицы техано конца 1980-х и 1990-х годов.
[ редактировать ]Неизвестная история многих певиц техано в конце 1980-х и 1990-х годах оставалась в неведении из-за того, что она практически не освещалась в средствах массовой информации; возможно, средства массовой информации были зациклены на таких громких именах, как Селена , Лаура Каналес , Эльза Гарсия (певица) , Элида Рейна , Шелли Ларес и некоторых других. Они были знамениты и хорошо раскручены не зря: у них были выдающиеся вокальные данные, отличные продюсеры, музыканты (группы) высшего класса и студии звукозаписи, которые спешили дать им необходимую известность. Певицы Tejano Линда Ви (и Boys) и Летти Гуваль - две среди других, которые оставили свой след в Tejano Music в 1990-х годах, но о них мало что известно. Линда Ви (и The Boys) сформировала свою группу в 1988 году, подписала контракт на запись с Бобом Гривером и CBS Records в 1990 году, а два года спустя подписала контракт на запись с крупной компанией Capitol EMI. Линда Ви и The Boys работали вместе как группа до 2005 года. Летти Гуваль начала свою музыкальную карьеру в Теджано в 1994 году после выступления в Техасском университете Pan American. Mariachi Band в Эдинбурге два года. В 1994 году она подписала контракт на запись с Wicker Records и подписала четырехлетний контракт с Fonovisa-Platino Records ; ее карьера была недолгой, но она была первой артисткой техано, которую пригласили петь в Белый дом во время администрации Клинтона в 1994 году. В своей статье в новостях Келли Джеймс из South Bend Tribune пишет о Летти: «Рожденная в Калифорния, выросшая в Мексике и получившая образование в Техасе, Гуваль включает в свою музыку свой межкультурный опыт». [22] В своей книге Гуадалупе Сан-Мигель-младший пишет как о Летти Гуваль, так и о Линде В., он пишет: «У EMI Latin… было пять относительно новых женских коллективов: Стефани Линн, Эльза Гарсия, Линда В. и мальчики, Агнес Торрес из New Variety Band и Delia y Culturas». [23] О Летти Гуваль Сан-Мигель говорит: «Иногда музыканты Tejano привносили лишь немного музыки из других стилей, их включение в музыку Tejano было достаточно кратким, чтобы не прерывать ритм песни. На ум приходят два примера — один от Letty. Гуваль и второй из Conjunto Bernal. В середине 1990-х годов Гуваль, популярный исполнитель теханы, записал ранчеру под названием «Sentimiento». В ключевые моменты песни всего на несколько секунд она включила несколько банды ». ритмов [23] И Линда В., и Летти Гуваль путешествовали по Соединенным Штатам и Мексике, выступая перед многими. В 1990-е годы оба в разное время выступали на Tejano Music Awards и шоу Джонни Каналеса.
См. также
[ редактировать ]- Карлос Сантана
- Чикано рэп
- Чикано-рок
- Чулас Фронтерас (фильм 1976 года)
- Латиноамериканская музыка
- Премия Latin Grammy за лучший альбом в стиле техано
- Латинская музыка
- Музыка Техаса
- Музыкальная премия Теджано
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диас-Сантана Гарса, Луис. Между нортеньо и техано . Лексингтонские книги . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ История Техано
- ^ Герра, Джоуи (6 июня 2018 г.). «Джимми Гонсалес, титан музыки Техано, умирает в Сан-Антонио» . Хьюстонские хроники . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ↑ Официальный сайт и биография Рама Эрреры. Биография получена 21 ноября 2020 г.
- ^ Немецкие корни мексиканской музыки , Spanish.about.com. По состоянию на июль 2006 г.
- ^ Дорси, Маргарет Э. (Маргарет Эллен), 1973– (2006). Пачангас: музыка Borderlands, политика США и транснациональный маркетинг (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-79626-9 . OCLC 70053493 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Корни Tejano и conjunto. Архивировано 27 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Ривера, Хасинта. «АЛМЕЙДА, САНТЬЯГО, СР» . www.tshaonline.org . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ↑ Валерио Лонгрия , дата обращения 21 ноября 2020 г.
- ^ Наследие Санни, Чикано, получено 13 марта 2021 г.
- ^ Глория Ансалдуа, Borderlands/The Frontier: The New Mestiza , Aunt Lute Books, четвертое издание, 2012, стр. 82-83.
- ^ «Исследование Техано» . www.discogs.com . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ ДеЛеон, Джон. «Биография Джея Переса» . Вся музыка . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ КОРКОРАН, Майкл (14 августа 2010 г.). «Стив «Эстебан» Джордан дал аккордеону новое звучание» . Остин 360 . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Кох, Том (6 июня 2018 г.). «Джимми Гонсалес, художник Техано из Grupo Mazz в Браунсвилле, умер в возрасте 67 лет» . АВС13 . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ «Реалии – Лос-Тигрес-дель-Норте | Релизы» . Вся музыка . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Йезмин Вильярреал (21 марта 2015 г.). «Лос Тигрес дель Норте творят историю геев Нортеньо» . Адвокат.com . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Гонсалес, Дебра. «Клуб миссий привозит группу Теджано в Уэйко» . Лариат Бэйлора . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Аяла, Элейн. «Самая фанатка Troop F Терезия Фариас умерла в Сан-Антонио Экспресс-Новости . Получено мая 9 ,
- ^ Сан-Мигель, Гваделупа (1999). «Рост записанной музыки техано в годы после Второй мировой войны, 1946–1964». Журнал американской этнической истории . 19 (1): 26–49. дои : 10.2307/27502505 . JSTOR 27502505 . S2CID 254477651 .
- ^ Синтия Э., Ороско . «КИНТАНИЛЬЯ ПЕРЕС, СЕЛЕНА [СЕЛЕНА]» . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Джеймс, Келли (апрель 1998 г.). «ФИЕСТА! От свекольных полей до центра Брентвуда, музыка остается любимым делом Летти Гуваля». Саут-Бенд Трибьюн . ПроКвест 416883908 .
- ^ Jump up to: а б Ромеро, Иоланда Г. (осень 2004 г.). «Техано Гордый: техасско-мексикская музыка в двадцатом веке». Западный исторический ежеквартальный журнал . 35 (3): 399–400. дои : 10.2307/25443040 . JSTOR 25443040 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диас-Сантана Гарса, Луис (2021). Между Нортеньо и Техано Конхунто: музыка, традиции и культура на границе США и Мексики . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-1-79363-898-4 . OCLC 1240575442 .
- Вильярреал, Мэри Энн (2015). Слушая Розиту: Бизнес музыки и культуры Теджаны, 1930–1955 . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806148526 . OCLC 908192594 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теджано музыка
- Региональные стили мексиканской музыки
- Латиноамериканская музыка
- Латиноамериканская и латиноамериканская культура в Техасе
- Американские стили музыки
- Мексикано-американская культура в Техасе
- Музыка Техаса
- Чешско-американская культура в Техасе
- Немецко-американская культура в Техасе
- Польско-американская культура в Техасе
- 1980-е в латинской музыке
- 1990-е в латиноамериканской музыке
- Католическая музыка