Реггетон
Реггетон | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1980-х в Панаме. [1] [2] Начало 1990-х в Пуэрто-Рико. [3] [4] |
Типовые инструменты | |
Поджанры | |
| |
Жанры фьюжн | |
Региональные сцены | |
Реггетон ( Великобритания : / ˈ r ɛ ɡ eɪ t oʊ n , ˌ r ɛ ɡ eɪ ˈ t ɒ n / , [5] [6] США : / ˌ r ɛ ɡ eɪ ˈ t oʊ n , ˌ r eɪ ɡ -/ ), [7] [8] — современный стиль популярной музыки, зародившийся в Пуэрто-Рико в конце 1990-х годов. Он приобрел известность в конце 1990-х - начале 2000-х годов благодаря множеству пуэрториканских музыкантов. Реггетон находился под влиянием панамского испанского регги и приобрел известность в конце 1990-х - начале 2000-х годов благодаря множеству пуэрториканских музыкантов. [9] [10] [11] С начала 1990-х годов его популяризировали и доминировали художники из Пуэрто-Рико . [3]
Он развился из дэнсхолла с элементами хип-хопа , латиноамериканской и карибской музыки . Вокал включает в себя тосты , рэп и пение , обычно на испанском языке.
Сегодня реггетон считается одним из самых популярных музыкальных жанров во всем мире; это ведущий музыкальный жанр среди испаноязычных стран Карибского бассейна и один из основных современных жанров в испаноязычной музыкальной индустрии. Казалось бы, бесконечные художники из стран Карибского бассейна прославились ( Пуэрто-Рико , Панама , Доминиканская Республика , Куба , Колумбия ). В Аргентине наблюдается современный всплеск молодых артистов, вдохновленных стилем реггетон, сочетающих свою музыку с испанскими рэп-куплетами, трапетоном и вокалом в стиле R&B (например, «Los Del Espacio», в том числе LIT killah , Tiago PZK , Duki , Emilia , и Мария Бесерра , а также аргентинская поп-звезда Тини ).
Несколько всемирно известных исполнителей, в частности американка пуэрториканского происхождения Дженнифер Лопес и Шакира из Колумбии, переняли этот стиль, записав многочисленные дуэты и сотрудничая с лучшими реггетонеро . Несколько других начинающих международных артистов также добиваются успеха в этом жанре, в том числе каталонская испанская бразильская певица Бад Гьял (из Барселоны ) и трехъязычная звезда Анитта (из Рио-де-Жанейро ). Мексикано-американская певица Бекки Джи (из Лос-Анджелеса, Калифорния ) в последние годы добилась огромного успеха как латиноамериканская исполнительница в жанре реггетон. [12] В 2004 году Дэдди Янки выпустил свой хитовый сингл « Gasolina », который многие считают первой всемирно успешной песней в стиле реггетон; Дэдди Янки приписывают то, что он принес этот стиль слушателям западной поп-музыки. К 2010-м годам этот жанр стал популярен в Латинской Америке , а также получил современное признание в основной западной музыке ; В течение 2010-х годов несколько новых категорий наград (с упором на реггетон и латиноамериканскую музыку) были представлены на различных американских музыкальных церемониях, в частности на англоязычных American Music Awards , Billboard Music Awards , Grammy Awards и MTV Video Music Awards . [13]
Этимология
Существует несколько версий происхождения слова реггетон. Говорят, что представитель El General Майкл Эллис придумал этот термин, добавив суффикс -ton, чтобы «сделать слово большим». [14] [1] Один из них утверждает, что слово «реггетон» появилось в 1994 году, когда Дэдди Янки впервые упомянул его во время фристайла в микстейпе «Playero 34». [15] Другая версия предполагает, что он появился в следующем году, когда DJ Erick выпустил альбом под названием «Reggaeton Live Vol.1», сокращая слова reggae и maratón (марафон). [16]
Написания reggaeton и reggaetón распространены, хотя прескриптивистские источники, такие как Fundéu BBVA и Пуэрто-риканская академия испанского языка, рекомендуют написание reguetón , поскольку оно более точно соответствует традиционным испанским правилам правописания . [17] [18]
История
1980-е–2000-е годы: появление
Реггетон, который часто ошибочно принимают за регги или регги на испанском языке , представляет собой более молодой жанр, который зародился в конце 1980-х годов в Панаме и позже был популяризирован в Пуэрто-Рико. [10] [21] [7] [22] [23] Он возник из так называемой «андеграундной» музыки рэп и регги из-за ее распространения через неформальные сети и выступлений на неофициальных площадках. DJ Playero и DJ Nelson были вдохновлены хип-хопом и дэнсхоллом на создание « риддимов », первых треков в стиле реггетон. По мере того как карибская и афроамериканская музыка набирала обороты в Пуэрто-Рико, регги-рэп на испанском языке положил начало андеграунду Борикуа и стал творческим выходом для многих молодых людей. Это создало незаметную, но заметную андерграундную молодежную культуру, которая стремилась выразить себя. Будучи молодежной культурой, существующей на периферии общества и закона, она часто подвергалась критике. Полиция Пуэрто-Рико начала кампанию против андеграундной музыки, конфисковывая кассеты из музыкальных магазинов в соответствии с уголовными кодексами за непристойность, налагая штрафы и демонизируя рэперов в средствах массовой информации. [24] Бутлег-записи и молва стали основными средствами распространения этой музыки до 1998 года, когда она превратилась в современный реггетон. Популярность этого жанра возросла, когда в начале 2000-х его открыла для себя международная аудитория. [25]
Новый жанр, названный просто «андеграунд», а позже « перрео », содержал откровенные тексты о наркотиках, насилии, бедности, дружбе, любви и сексе. Эти темы, изображающие тяготы городской жизни, до сих пор можно найти в реггетоне. «Андеграундная» музыка записывалась на маркизинах (или навесах для автомобилей ). [26] и в государственных жилищных комплексах, таких как Вилла Кеннеди и Хурутунго, [27] [24] часто создатели используют бывшее в употреблении записывающее оборудование. [26] Несмотря на это, качество кассет было достаточно хорошим, чтобы повысить их популярность среди молодежи Пуэрто-Рико. Кассеты продавались или раздавались на улицах из багажников автомобилей. [26] [24] Доступность и качество кассет привели к популярности реггетона, которая преодолела социально-экономические барьеры на музыкальной сцене Пуэрто-Рико . Самыми популярными кассетами в начале 1990-х были «The Noise I and II» DJ Negro и «37 и 38» DJ Playero. Херардо Круэт, создавший записи, распространил жанр из маргинализированных жилых районов в другие слои общества, особенно в частные школы.
К середине 1990-х в музыкальных магазинах продавались «андеграундные» кассеты. Этот жанр прижился среди молодежи среднего класса, а затем проник в средства массовой информации. К этому времени в Пуэрто-Рико было несколько клубов, посвященных андеграундной сцене; Клубные рэперы в Каролине и PlayMakers в Пуэрто-Нуэво были наиболее заметными. Спектакль Бобби «Digital» Диксона « Dem Bow » играли в клубах. Андеграундная музыка изначально не задумывалась как клубная. В Южной Флориде DJ Laz и Хьюго Диас из группы Diaz Brothers популяризировали этот жанр от Палм-Бич до Майами.
Андеграундная музыка в Пуэрто-Рико подверглась резкой критике. В феврале 1995 года правительство провело кампанию против андеграундной музыки и ее культурного влияния. Полиция Пуэрто-Рико совершила обыск в шести музыкальных магазинах в Сан-Хуане. [28] сотни кассет были конфискованы и наложены штрафы в соответствии с Законами 112 и 117 о непристойности. [24] Министерство образования запретило мешковатую одежду и андеграундную музыку в школах. [29] В течение нескольких месяцев после рейдов местные СМИ демонизировали рэперов, называя их «безответственными нарушителями общественного порядка». [24]
В 1995 году DJ Negro выпустил The Noise 3 с макетом этикетки «Неявная лирика». В альбоме не было ругани до последней песни. Это был хит, и андеграундная музыка продолжала проникать в мейнстрим. Сенатор Вельда Гонсалес от Народно-демократической партии и средства массовой информации продолжали рассматривать это движение как социальную неприятность. [30]
В середине 1990-х годов полиция и Национальная гвардия Пуэрто-Рико конфисковали кассеты и компакт-диски с реггетоном, чтобы лишить потребителей «непристойных» текстов песен. [31] Школы запретили одежду и музыку в стиле хип-хоп, чтобы подавить влияние реггетона. В 2002 году сенатор Гонсалес провел публичные слушания по регулированию сексуальной «расслабленности» текстов в стиле реггетон. Хотя эти усилия, похоже, не оказали негативного влияния на общественное мнение о реггетоне, они отражали беспокойство правительства и высших социальных слоев по поводу того, что представляет собой музыка. Из-за его часто сексуально окрашенного содержания и его корней в бедных городских общинах многие пуэрториканцы среднего и высшего класса сочли реггетон угрожающим, «аморальным, а также художественно неполноценным, угрозой социальному порядку и аполитичной». [29]
Несмотря на разногласия, реггетон постепенно получил признание как часть пуэрто-риканской культуры, чему отчасти способствовали политики, в том числе Гонсалес, который начал использовать реггетон в избирательных кампаниях, чтобы привлечь внимание более молодых избирателей в 2003 году. [29] Популярность реггетона в Пуэрто-Рико выросла, и этот жанр стал частью популярной культуры, включая рекламу Pepsi 2006 года с Дэдди Янки. [32] и выбор PepsiCo Айви Квин в качестве музыкального представителя Mountain Dew. [33] [ ненадежный источник? ] Другими примерами большего признания в Пуэрто-Рико являются тексты песен, вдохновленные религией и образованием; Reggae School — рэп-альбом, созданный для обучения детей математическим навыкам, похожий на School House Rock . [34] Реггетон расширился, когда другие продюсеры, такие как DJ Nelson и DJ Eric, последовали за DJ Playero . В 1990-е годы альбом Ivy Queen 1996 года En Mi Imperio , DJ Playero ( Playero 37 представляющий Daddy Yankee) и The Noise: Underground , The Noise 5 и The Noise 6 были популярны в Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике . Don Chezina , Tempo , Eddie Dee , Baby Rasta & Gringo и Lito & Polaco Популярностью пользовались также .
Название «реггетон» стало известным в начале 2000-х годов, для него характерен дембоу-бит. Он был придуман в Пуэрто-Рико, чтобы описать уникальное сочетание пуэрто-риканской музыки. [25] Реггетон в настоящее время популярен во всей Латинской Америке. Его популярность среди латиноамериканской молодежи в Соединенных Штатах возросла, когда DJ Joe и DJ Blass работали с Plan B и Sir Speedy. [35] о Reggaeton Sex , Sandunguero и Fatal Fantasy .
2004: Кроссовер
В 2004 году реггетон стал популярен в США и Европе. Тего Кальдерон транслировался по радио в США, и его музыка пользовалась популярностью среди молодежи. Дэдди Янки El Cangri.com стал популярным в том же году в стране, как и Гектор и Тито . Luny Tunes Mas Норьеги и Flow , Yaga & Mackie , Sonando Diferente Тего Кальдерона El Abayarde Ivy Queen , Diva , Zion & Lennox и Motivando a la Yal компиляция Desafío также были хорошо приняты. Рэпер NORE выпустил хит « Oye Mi Canto ». Дэдди Янки выпустил Barrio Fino и хит-сингл " Gasolina ", открыв двери реггетону во всем мире. [36] Тего Кальдерон записал синглы «Pa' Que Retozen» и «Guasa Guasa». Дон Омар был популярен, особенно в Европе, благодаря « Pobre Diabla » и « Dale Don Dale ». [37] Среди других популярных исполнителей реггетона — Тони Дайз , Ангел и Хриз , Нина Скай , Диланд и Ленни , RKM и Кен-Y , Хулио Вольтио , 13th Street , Hector the Father , Wisin & Yandel и Tito The Bambino . В конце 2004 — начале 2005 года, вдохновленная успехом «Gasolina», Шакира в сотрудничестве с Алехандро Сансом записала « The Torture » и «The Torture – Shaketon Remix» для своего альбома Oral Fixation Vol. 1 , дальнейшая популяризация реггетона. [38] были исполнены четыре песни в стиле реггетон На церемонии вручения наград MTV Video Music Awards 2005 года : Дон Омар (« Дайл »), Тего Кальдерон, Дэдди Янки и Шакира с Сансом - впервые на этой сцене была исполнена песня в стиле реггетон.
Музыканты начали включать бачату в реггетон. [39] с Ivy Queen, выпускающей синглы (« Te He Querido, Te He Llorado » и «La Mala»), отличающиеся фирменным гитарным звучанием бачаты, более медленными, романтическими ритмами и эмоциональным стилем пения. [39] » Дэдди Янки « Lo Que Paso, Paso и «Dile» Дона Омара также написаны под влиянием бачаты. В 2005 году продюсеры начали смешивать существующую музыку в стиле реггетон с бачатой, продвигая ее как бачатон : «бачата, пуэрториканский стиль». [39]
2006–2017: Возглавляют чарты
Дона Омара В мае 2006 года «King of Kings» стал самой популярной пластинкой в стиле реггетон на сегодняшний день в чартах США, дебютировав на вершине чарта Top Latin Albums и достигнув седьмой позиции в чарте Billboard 200 . Сингл Омара "Angelito" возглавил Billboard Latin Rhythm. радиочарт [40] Он побил Бритни Спирс рекорд продаж в музыкальном магазине Virgin в центре Диснея.
В том же году песня Шакиры « Hips Don't Lie » с участием Вайклефа Жана из группы Fugees стала «самой популярной песней в истории жанра» с «дембоу-битом на заднем плане и трубным семплом Джерри Риверы». Amores como el nuestro» в припеве, очевидное влияние сальсы». [41]
В июне 2007 года альбом Дэдди Янки El Cartel III: The Big Boss установил рекорд продаж реггетон-альбома за первую неделю: было продано 88 000 копий. [42] Он возглавил чарты Top Latin Albums и Top Rap Albums, став первым альбомом в стиле реггетон, попавшим в чарты Top Latin Albums и Top Rap Albums. Альбом достиг девятой строчки в Billboard 200, второго по величине реггетон-альбома в основных чартах. [43]
Третьим по рейтингу реггетон-альбомом стал Wisin & Yandel альбом Wisin vs. Yandel: Los Extraterrestres , который дебютировал под номером 14 в Billboard 200 и под номером один в чарте Top Latin Albums позже в 2007 году. [44] В 2008 году саундтрек Дэдди Янки к его фильму Talento de Barrio дебютировал под номером 13 в чарте Billboard 200. Он занял первое место в чарте Top Latin Albums, третье место в Billboard Top Soundtracks и шестое место в чарте Top Rap Albums. [43] Wisin & Yandel В 2009 году альбом La Revolución дебютировал под номером семь в Billboard 200, под номером один в Top Latin Albums и под номером три в чартах Top Rap Albums.
К 2008 году реггетон стал «самым продаваемым жанром латиноамериканской музыки», и один из его исполнителей, Тего Кальдерон, использовал его для описания и поощрения гордости черных . [45]
С 2017 года: эффект «Деспасито».
В 2017 году клип Луиса Фонси на песню участием Despacito с Дэдди Янки набрал один миллиард просмотров менее чем за три месяца. С января 2018 года по ноябрь 2020 года это музыкальное видео было самым просматриваемым видео на YouTube за всю историю. С 3,3 миллионами сертифицированных продаж и трансляциями, эквивалентными трекам, "Despacito" стал одним из самых продаваемых латиноамериканских синглов в Соединенных Штатах . Успех песни и ее ремикс-версии привел к тому, что Дэдди Янки стал самым слушаемым исполнителем в мире на потоковом сервисе Spotify 9 июля 2017 года, став первым латиноамериканским исполнителем, сделавшим это. [46] [47] [48] Позже он стал пятым по популярности артистом-мужчиной и шестым в общем зачете 2017 года на Spotify. [49] назвала "Despacito" Billboard В июне 2017 года Лейла Кобо из песней, возобновившей интерес к рынку латиноамериканской музыки со стороны звукозаписывающих компаний в США. [50] Джулисса Лопес из The Washington Post заявила, что успех «Despacito» и « Mi Gente » Джей Бэлвина является «началом новой эры латинского кроссовера». [51] Стефани Хо с веб-сайта Genius написала, что «успех «Despacito» и «Mi Gente» может указывать на начало успешной волны испаноязычной музыки в США». [52] Хо также заявил, что «как доказывает "Despacito", фанатам не обязательно понимать язык, чтобы наслаждаться музыкой", имея в виду всемирный успех песни, в том числе в различных неиспаноязычных странах. [52]
«Те Ботэ» и минималистский дембоу
В апреле 2018 года «Te Boté» выпустили Нио Гарсиа, Каспер Мэджико, Дарелл , Озуна , Bad Bunny и Nicky Jam . Он занял первое место в чарте Billboard Hot Latin Songs. В настоящее время у него более 1,8 миллиарда просмотров на YouTube. [53] Многие артисты начали отмечать сильные коммерческие тенденции на рынке, где доминировали смешение латинского трэпа и реггетона, за которым следовал новый минималистский ритм дембоу. Например, такие песни, как «Adictiva» Дэдди Янки и Ануэля А.А., «Asesina» Бритьяго и Дарелла, «Cuando Te Besé» Бекки Джи и Пауло Лондра, «No Te Veo» Каспера Мэджико и многие другие песни. выполнен в этом стиле. [54] [55]
Характеристики
Ритм
Дембов - риддим был создан ямайскими танцевальных залов продюсерами в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Дембоу состоит из бочки, кикдауна, палито, малого барабана, тимбала, тимболролла и (иногда) тарелки высокой шляпы. На рисунок ударных инструментов Дембоу повлияли дэнсхолл и другая Вест-Индии музыка ( сока , калипсо и каденция ); это придает дембоу панкарибский колорит. Steely & Clevie , создателям риддима Poco Man Jam. Создателям дембоу обычно приписывают [56] В основе лежит ритм 3+3+2 ( тресильо ), дополненный большим барабаном в размере 4/4. [57]
Впервые риддим был выделен Шаббой Ранксом в « Dem Bow » из его альбома 1991 года Just Reality . По сей день элементы аккомпанемента песни встречаются более чем в 80% всех произведений в стиле реггетон. [58] В середине 1980-х годов в танцевальной музыке произошла революция с появлением электронных клавишных и драм-машины; впоследствии многие танцевальные продюсеры использовали их для создания различных танцевальных риддимов. Роль Дембоу в реггетоне — это основной строительный блок, скелетный набросок в перкуссии.
В реггетоне «дембоу» также включает идентичные ямайские риддимы, такие как Bam Bam, Hot This Year, Poco Man Jam, Fever Pitch, Red Alert, Trailer Reloaded и Big Up, а также часто используются несколько семплов. Некоторые хиты реггетона включают более легкую, электрифицированную версию риддима. Примерами являются « Pa' Que la Pases Bien » и « Quiero Bailar », в которых используется риддим Liquid. [59] С 2018 года появилась новая вариация ритма Дембова; Начиная с Te Bote , более резкий минималистский Dembow стал конюшней реггетона, что позволило проводить больше синкопированных ритмических экспериментов. [60] [61]
Тексты и темы
Лирическая структура реггетона напоминает хип-хоп . Хотя большинство исполнителей реггетона декламируют свои тексты в стиле рэп (или напоминающего рэп), а не пение , многие чередуют рэп и пение. Реггетон использует традиционную структуру хип-хопа куплет-припев-бридж. Как и в хип-хопе, в песнях в стиле реггетон есть припев , который повторяется на протяжении всей песни. Этническая идентичность латиноамериканцев — общая музыкальная, лирическая и визуальная тема.
В отличие от компакт-дисков хип-хопа, диски реггетона обычно не содержат рекомендаций для родителей . Исключением является «Barrio Fino en Directo» Дэдди Янки ( Barrio Fino Live ), чей концертный материал (и со Снуп Доггом в « Gangsta Zone ») был помечен как откровенный. Снуп Догг и Дэдди Янки сняли видео на «Gangsta Zone» в жилом комплексе Торрес Сабана в Каролине, Пуэрто-Рико, 27 января 2006 года. Снято в оттенках серого . [62] Дэдди Янки сказал, что видео показывает «настоящий образ жизни, которым мы живем на острове». [63]
Такие артисты, как Алексис и Фидо, обходят цензуру радио и телевидения с помощью сексуальных намеков и текстов с двойным смыслом . Некоторые песни вызвали обеспокоенность по поводу изображения женщин. [64] Хотя реггетон начинался как преимущественно мужской жанр, число женщин-исполнительниц постепенно увеличивалось, включая « Королеву реггетона », Ivy Queen , [65] Мей Видаль , К-Нариас , Адасса , Ла Систа и Слава .
Танец
Сандангео , или перрео , — танец, связанный с реггетоном, возникший в начале 1990-х годов в Пуэрто-Рико. Он фокусируется на измельчении , когда один партнер стоит лицом к спине другого (обычно мужчина позади женщины). [66] Другой способ описания этого танца — «спиной вперед», когда женщина прижимается задом к тазу своего партнера, чтобы вызвать сексуальную стимуляцию. Поскольку традиционные парные танцы происходят лицом к лицу (например, кадриль и вальс), танец реггетон сначала шокировал наблюдателей своей чувственностью, но был показан в нескольких музыкальных клипах. [67] это также известно как кинжал , шлифование или джокинг. В англоязычных регионах США [68]
Популярность
Латинская Америка
За последнее десятилетие, [ когда? ] Реггетон получил широкое признание в испаноязычных странах Карибского бассейна, откуда этот жанр зародился, включая Пуэрто-Рико , Кубу , Панаму , Доминиканскую Республику , Колумбию и Венесуэлу , где сейчас он считается одним из самых популярных музыкальных жанров. Реггетон также стал популярен в более широком регионе Латинской Америки, в том числе в Мексике , Гондурасе , Гватемале , Никарагуа , Коста-Рике , Сальвадоре , Аргентине , Чили , Уругвае , Эквадоре и Перу .
На Кубе реггетон стал включать в себя элементы традиционной кубинской музыки , что привело к появлению гибридного кубатона . Популяризацию Cubaton приписывают двум группам: Máxima Alerta (основанная в 1999 году) и Cubanito 20.02 . Первый примечателен сочетанием кубатона с другими жанрами, такими как сон-кубано , конга , кумбия , сальса , меренге и кубинская румба , а также со стилями и формами, такими как рэп и баллады , тогда как на музыку второго больше влияет ямайская музыка. . [69] [70] Правительство Кубы ввело ограничения на реггетон в общественных местах в 2012 году. В марте 2019 года правительство пошло еще дальше; они запретили «агрессивные, откровенно сексуальные и непристойные послания реггетона» на радио и телевидении, а также выступления уличных музыкантов. [71]
Первым названием реггетона в Бразилии была группа Señores Cafetões, которая стала известна в 2007 году с треком "Piriguete", который в то время бразильцы приняли за хип-хоп и бразильский фанк , поскольку реггетон все еще был жанром, почти неизвестным в стране. . [72] В Бразилии этот музыкальный жанр достиг разумной популярности только примерно в середине десятилетия 2010 года. Первым большим успехом этого жанра в стране стала песня «Да или нет» Анитты с Малумой . Одно из объяснений того, что реггетон не достиг того же уровня популярности, который существует в других странах Латинской Америки, связано с тем, что Бразилия является португалоязычной страной, что исторически привело к тому, что она стала более изоляционистской, чем другие страны Латинской Америки. музыкальная сцена. Музыкальный ритм стал популярен в стране только тогда, когда достиг других рынков, например американского. [ нужны разъяснения ] Жанр сейчас преодолевает языковое препятствие. Некоторые из крупнейших имен бразильского музыкального рынка установили партнерские отношения с артистами из других стран Латинской Америки и исследовали ритм.
Соединенные Штаты
Нью-йоркский рэпер NORE , также известный как Noreaga, спродюсировал хит Нины Скай 2004 года « Oye Mi Canto », в котором участвовали Тего Кальдерон и Дэдди Янки, а реггетон стал популярен в США. [73] Дэдди Янки тогда привлек внимание многих хип-хоп исполнителей своей песней « Gasolina ». [73] и в том же году XM Radio представило свой реггетон-канал Fuego (XM) . Хотя XM Radio удалило этот канал в декабре 2007 года из домашних и автомобильных приемников, его все еще можно транслировать с веб-сайта XM Satellite Radio. Реггетон — это основа латиноамериканского коммерческого радиотермина «городской» . [73] сочетание «латиноамериканского» и «городского» используется, чтобы вызвать музыкальные влияния хип-хопа и латиноамериканской музыки. Реггетон, возникший из дэнсхолла и регги и под влиянием хип-хопа, помог латиноамериканцам внести свой вклад в городскую американскую культуру и сохранить многие аспекты своего латиноамериканского наследия. Музыка связана с американскими социально-экономическими проблемами, включая пол и расу, как и хип-хоп. [73]
Европа
реггетон является достаточно распространенным жанром Как и в Латинской Америке, в Испании . В течение многих лет он возглавлял список самых слушаемых музыкальных жанров в иберийской стране. Реггетон прибыл в Испанию из-за больших иммиграционных потоков 2000-х годов, и сегодня это жанр, который достаточно интегрирован в испанское общество, в котором также есть свои представители жанра, такие как Энрике Иглесиас , Розалия , Ана Мена , Лола Индиго и Хуан. Маган . [74] [75] [76] [77] В остальной Европе реггетон менее популярен в Европе, чем в Латинской Америке, однако он привлекает иммигрантов из Латинской Америки. [78] Традиция испанских СМИ "La Canción del Verano" ("Песня лета"), в которой одна или две песни определяют настроение сезона, легла в основу популярности песен в стиле реггетон, таких как "Baila Morena" Гектора и Тито и Дэдди Янки «Базолина» в 2005 году.
Азия
На Филиппинах исполнители реггетона в основном используют филиппинский язык вместо испанского или английского . Одним из примеров популярных местных исполнителей реггетона является дуэт Zamboangueño Dos Fuertes, у которого в 2007 году был танцевальный хит "Tarat Tat", и который в основном использует язык чавакано в своих песнях.
В 2020 году малазийский рэпер Namewee выпустил сингл и клип «China Reggaeton» с участием Энтони Вонга . Впервые реггетон исполнялся на китайских языках мандарин и хакка в сопровождении традиционных китайских инструментов, таких как эрху , пипа и гучжэн , создавая сплав реггетона и традиционных китайских музыкальных стилей. [79]
Влияние ЛГБТК
Реггетон традиционно был гетеронормативным , в котором доминировали мужчины , и, как известно, «усиливал самые неприятные аспекты мужественности ». [80] Этот жанр начал принимать квир- и транс-артистов в мейнстрим после того, как Плохой Банни публично заявил о своем союзничестве с квир-сообществом, бросая вызов гендерным нормам и гомофобным представлениям. [81] Художники нового поколения, такие как Виллано Антильяно , Янг Мико , Ла Круз и другие, бросили вызов стереотипам и ценностям, традиционно связанным с этим жанром. [82]
В 2022 году Виллано Антильяно, транс-женская исполнительница рэпа и реггетона из Пуэрто-Рико, побила рекорд как «первая трансженщина, занявшая 50-е место на Spotify» с альбомом Villano Antillano: Bzrp Music Sessions, Vol. 51 в сотрудничестве с продюсером Bizarrap . [83] Она начала свою музыкальную карьеру как представительница мужского пола под псевдонимом «Виллано Антильяно», а позже решила «вступить в [свою] женственность» и совершить переход. [84] С тех пор она сохранила свое первоначальное имя артиста, но идентифицирует себя как небинарное и ее официальное имя называется «Виллана». [85] Виллана рассказала о своем опыте борьбы с барьерами для гомосексуалистов и трансгендеров в реггетоне и городской индустрии; она говорит: «Все эти цис-мужчины-артисты, которые очень близки, не собираются сотрудничать с транс-женщиной. Их очень мало. Мы можем пересчитать их по пальцам». [86]
В 2023 году Янг Мико, квир-трэп и исполнительница реггетона из Пуэрто-Рико, попала в чарт Billboard Hot 100 со своим синглом «Classy 101». В том же году она была представлена в песне «Chulo Pt2» испанского рэпера Bad Gyal вместе с Токишей , странной певицей из Дембова ; по состоянию на октябрь 2023 года песня имеет более 100 миллионов просмотров на YouTube. [87] [88] В начале своей карьеры Янг Мико приобрела местных поклонников в Пуэрто-Рико, самостоятельно выпуская музыку на SoundCloud , но стала известна по всей стране после того, как Bad Bunny пригласил ее на сцену во время своего Un Verano Sin Ti . тура [89]
В июне 2023 года исполнитель реггетона Ла Круз из Венесуэлы выпустил музыкальное видео на свой сингл "TE CONOCI BAILANDO", в котором было показано несколько гомоэротических изображений, в том числе несколько мужчин без рубашек, взаимодействие в раздевалке и парни, тверкающие перед писсуарами. [90] Он бросил вызов тому, что ожидается от традиционных музыкальных визуальных эффектов в стиле реггетон, сделав объектом желания геев, а не женщин. [91] По состоянию на октябрь 2023 года музыкальное видео собрало 2 миллиона просмотров на YouTube. [92]
Критика
Несмотря на большую популярность жанра в целом, реггетон также вызвал критику из-за постоянных отсылок к сексуальным и жестоким темам, схожим с темами хип-хопа. Мексиканский певец и автор песен Алекс Синтек опубликовал в социальных сетях публичный пост, в котором пожаловался, что такая музыка играла в аэропорту Мехико в присутствии детей. утром [93] К 2019 году среди других певцов, выразивших тревогу по поводу этого жанра, были валленато певец Карлос Вивес и Heroes Del Silencio певец Энрике Банбери . [94] В том же году некоторые активисты заявили, что музыка реггетон уступает место женоненавистническим и садистским посланиям. [95]
Некоторые исполнители реггетона решили опровергнуть подобные обвинения. Ярким примером является певец Флекс , который в 2009 году посвятил себя пению песен с романтическим посланием, поджанру, который он назвал «романтическим стилем». [96]
См. также
- Список музыкантов реггетона
- Регги на испанском языке
- Панамский реггетон
- Дэнсхолл
- Калипсо
- Сока
- Латиноамериканская поэзия
- Нуйориканский
- Квайто
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Кастильо, Памела (6 июля 2016 г.). «Реггетон: четыре десятилетия истории с латинскими сплавами» . Эль Комерсио (на испанском языке). Кито, Эквадор . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ «Истинное происхождение реггетона долгое время оставалось незамеченным. Новый важный подкаст проясняет ситуацию» . Вашингтон Пост . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вы любите реггетон, но знаете ли вы, откуда оно появилось?» . Шондаленд. 12 июня 2019 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Фестиваль Vibra Urbana привлек внимание к реггетону во всем мире: познакомьтесь с 15 артистами» . Латина.com. 9 мая 2022 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Реггетон» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «реггетон» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года.
- ^ Jump up to: а б «реггетон» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «реггетон» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Кабрера, Мария (15 июля 2008 г.). «Реггетон родился в Панаме» . Баскский журнал . Доностия – Сан-Себастьян, Испания . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Реггетон родился в Панаме, а не в Пуэрто-Рико» . ABC Color (на испанском языке). Асунсьон, Парагвай. ЭФЕ. 18 ноября 2012 года . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Эррера, Изабелия (11 августа 2021 г.). «История реггетона сложна. Новый подкаст помогает нам слушать именно так» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Расцвет реггетона» . Стэнфорд Дейли . 27 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ «Революция реггетона уже здесь, и Ники Джем предвидел ее приближение» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 17 ноября 2018 года . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ «Ту Пум Пум: панамские артисты помогли зарождению реггетона, но индустрия оставила их позади» . Ремецкла . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ [1]
- ^ [2]
- ^ «регетон» . FundéuRAE (на испанском языке). 24 ноября 2010 г. Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ «Это будет уже не «реггетон», а «реггетон» » . Мир (на испанском языке). Медельин, Колумбия. ЭФЕ. 12 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 г. . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Дон Омар, как король реггетона:
- Хустино Агила (19 марта 2013 г.). «Дон Омар и Херардо Ортис выступят на церемонии вручения наград Billboard Latin Music Awards» . Рекламный щит. Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- Мозер, Джон Дж. (22 июня 2018 г.). «Дон Омар, одна из крупнейших звезд латиноамериканской музыки, выступит в Sands Bethlehem Event Center» . Чикаго Трибьюн . Проверено 24 августа 2023 г.
- «Фестиваль Soulfrito возвращается с Насом и Доном Омаром» . Майами Геральд . 7 февраля 2019 года . Проверено 24 августа 2023 г.
Омар, пуэрториканский «король реггетона»
- ^ Дэдди Янки в роли короля реггетона:
- Корбетт, Сара (5 февраля 2006 г.). «Король Реджеатона» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- Пандора Пагсли (23 июля 2010 г.). «Король реггетона Дэдди Янки сыграет в Боготе» . Отчеты Колумбии. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ «Реггетон родился в Пуэрто-Рико» . КУЛЬТУРА РЕЧИ (на испанском языке) . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Эррера, Изабелия (11 августа 2021 г.). «История реггетона сложна. Новый подкаст помогает нам слушать именно так» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «В центре внимания культуры: музыка реггетон» . Музей КИД . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Майра Сантос, «Пуэрто-риканское метро», Center vol. 8 1 и 2 (1996), с. 219-2
- ^ Jump up to: а б Уэйн Маршалл (19 января 2006 г.). «Восстание реггетона» . Феникс. Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 24 июля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хроника: Хранители реггетона» . Новый день (на испанском языке). 24 июля 2022 г. Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Портреты Дэдди Янки на вилле Кеннеди, Пуэрто-Рико» . Алами . 23 июля 2022 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Сара Корбетт (5 февраля 2006 г.). «Король реггетона» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 30 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнсис Негрон-Мунтанер и Ракель З. Ривера. «Нация реггетон» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года . Проверено 17 декабря 2007 г.
- ^ Хильда Гарсия и Гонсало Сальвадор. «Реггетон: появление нового ритма» . Архивировано из оригинала 15 января 2005 года . Проверено 23 июня 2007 г.
- ^ Джон Марино, «Полиция конфискует записи, говорит, что их содержание непристойно», San Juan Star, 3 февраля 1995 г.; Ракель З. Ривера, «Наблюдение за нравственностью, стиль Мано Дура: случай андеграундного рэпа и регги в Пуэрто-Рико в середине 1990-х», в Reading Reggaeton.
- ^ Мэтт Капуто. «Дэдди Янки: Голос своего народа» . Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ «Amazon.com: Sentimiento: Музыка: Редакционные обзоры» . Amazon.com . Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ Джованнетти, Хорхе Л. (2003). Фрэнсис Р. Апарисио и Кандида Ф. Хакес (ред.). «Популярная музыка и культура в Пуэрто-Рико: ямайская и рэп-музыка как межкультурные символы» Музыкальные миграции: транснационализм и культурная гибридность в Америке . Нью-Йорк: Пэлгрейв.
- ^ «Вопросы и ответы с DJ Blass» . Сайт Rhythmtravels.com . 3 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2015 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Корбетт, Сара (5 февраля 2006 г.). «Король реггетона» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ «Эль Реггетон» . 8 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Персонал (18 июля 2019 г.). «15 лет назад Баррио Фино Дэдди Янки задал шаблон для большого подъема реггетона» . МТВ . Архивировано из оригинала 18 июля 2019 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ривера, Ракель З.; Маршалл, Уэйн; Эрнандес, Дебора Пачини (24 апреля 2009 г.). Реггетон . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-9232-3 .
- ^ «Новости музыки реггетона — тексты песен и новости городской музыки» . Latinrapper.com . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ «Переворачивая столы: 200 величайших песен женщин 21 века», Часть 7 , NPR, 30 июля 2018 г., «Песня 67» Марии Шерман.
- ^ Хэсти, Кэти (13 июня 2007 г.). «T-Pain взлетает на первое место, опережая Рианну и Маккартни» . Рекламный щит . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б История чарта исполнителей - Дэдди Янки - Billboard.com - по состоянию на 10 ноября 2008 г.
- ^ Billboard.com - История чартов артистов - Wisin & Yandel
- ^ «Тего Кальдерон: Реггетон на черной гордости» . NPR.org . 3 сентября 2008 года . Проверено 9 мая 2022 г.
Я начал писать музыку под черный бит, чтобы черные могли гордиться тем, что они черные.
- ^ Ратнер-Ариас, Сигал (9 июля 2017 г.). «Daddy Yankee — номер 1 на Spotify; первый латиноамериканский артист, сделавший это» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 июля 2017 года . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Стрит, Томми (9 июля 2017 г.). «Дэдди Янки творит историю и теперь официально является первым латинским номером один в мире на Spotify» (на испанском языке). сегодняlosangeles.com. Архивировано из оригинала 13 июля 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ Пикенс, Эшли (10 июля 2017 г.). «Дэдди Янки преодолевает барьеры, становясь лучшим артистом потокового вещания на Spotify» . Атмосфера . Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ Ван, Эвелин (5 декабря 2017 г.). «Рианна и Эд Ширан были самыми популярными артистами на Spotify в 2017 году» . В. Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Кобо, Лейла (15 июня 2017 г.). «Успех Despacito имеет ярлыки, ориентированные на латынь» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Лопес, Юлисса (24 августа 2017 г.). «Что будет дальше с латиноамериканской музыкой после лета «Despacito»?» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 26 августа 2017 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хо, Стефани (12 сентября 2017 г.). «Перевод не требуется: помимо «Despacito» сцена латиноамериканской музыки находится на подъеме» . Гений . Архивировано из оригинала 20 сентября 2017 года . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ Лейт, Элиас (26 января 2019 г.). « Te Boté» был огромным хитом — теперь он породил подражателей» . Роллинг Стоун . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ Лейт, Элиас (8 января 2019 г.). «4 лучшие песни под влиянием «Te Boté» » . Хебби . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ «Эволюция реггетона от Despacito до Te Bote» . Миту .
- ^ «Маршалл, «Дем Боу, Дембов, Дембо: перевод и транснация в реггетоне». Песня и популярная культура / Песня и популярная культура: Ежегодник архива немецких народных песен 53 (2008): 131-51» (PDF) . Wayneandwax.com . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2018 г. Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ Реггетон . Ривера, Ракель З., Уэйн Маршалл и Дебора Пачини Эрнандес, ред. Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2009 г. и Маршалл, Дем Боу, Дембоу, Дембо: перевод и транснация в реггетоне. Архивировано 29 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Маршалл, Уэйн (2008). «Дем Боу, Дембоу, Дембо: перевод и транснация в реггетоне». Lied und Populäre Kultur / Песня и народная культура . 53 : 131–151. JSTOR 20685604 .
- ^ Маршалл, Уэйн. «Взлет и падение реггетона: от Дэдди Янки до Тего Кальдерона и не только» в книге Хименеса Романа, Мириам и Хуана Флореса, ред. Читатель Afro-Latin@: история и культура в США . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 2010, стр. 401.
- ^ « 20 лучших латинских синглов 2018 года » . Роллинг Стоун . 28 декабря 2018 г.
- ^ « Окружающая среда Пуэрто-Рико, реггетон и борикуанс » . Университет Теннесси .
- ^ Уоткинс, Ворчливый Грег (28 января 2006 г.). «Снуп снимает видео с Дэдди Янки в Пуэрто-Рико» . Весь хип-хоп . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Тексон, Брэнди Дж. «Дэдди Янки придерживается своих корней и не будет полагаться на Снупа» . МТВ . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «ICM: Канарский институт женщин» . 17 января 2007 года. Архивировано из оригинала 17 января 2007 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Бен-Иегуда, Аяла (31 марта 2007 г.). «Королевская реггетон - Королева Плюща зарабатывает свою корону как единственная женщина-звезда мужского поджанра» . Рекламный щит . Том. 119, нет. 13. ISSN 0006-2510 . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ «Нация реггетон» . Upsidedownworld.com . 19 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Фэрли, Январь (2009). «Как заниматься любовью в одежде: танцы регетон, гендер и сексуальность на Кубе». В Ривере, Ракель З.; Маршалл, Уэйн; Эрнандес, Дебора Пачини (ред.). Реггетон . Издательство Университета Дьюка. дои : 10.1215/9780822392323-014 . S2CID 192110981 .
- ^ Идальго, Андреа (2 июня 2005 г.). «Перрео вызывает споры о реггетоне» . Реггетонлайн.нет . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ↑ Салливан, Эл (16 октября 2016 г.). «Работник мусоровоза соревнуется за латинскую Грэмми: местный кубинский эмигрант воплощает мечту музыканта». Архивировано 22 марта 2018 года в Wayback Machine . Репортер Хадсона .
- ^ ван Бекель, Рик (19 сентября 2006 г.). «Reggaeton a lo Cubano: От Кубы до остального мира». Архивировано 22 марта 2018 года в Wayback Machine . 'LA'Ritmo.com: журнал о латиноамериканском ритме. Проверено 21 марта 2018 г.
- ↑ Беллако, Дэниел (11 марта 2019 г.). «Куба запрещает реггетон как сексистский, сексистский и жестокий». Архивировано 30 марта 2019 года в Wayback Machine . Цифровая Севилья.
- ^ «Реггетон: как правильный бит и смесь фанка и кантри сделали этот жанр феноменом» . G1.globo.com . 6 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маршалл, Уэйн. «Восстание реггетона». [Бостон Феникс], 19 января 2006 г.
- ^ Загуменский, Карлос (21 января 2016 г.). «Реггетон — самый слушаемый жанр в Испании (хотя все говорят, что ненавидят его)» . Гизмодо . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Где зародился реггетон? Как он попал в Испанию?: с улиц на радио» . МегаСтарФМ . 15 сентября 2023 г. Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Монтеро, Наталья (29 ноября 2023 г.). «Реггетон коронован: это самые слушаемые песни в Испании в 2023 году» . Испанская газета . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Испания — страна реггетона: этот жанр слушают больше всего на Spotify» . Экономиста . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Главная — Reggaeton.co.uk» . Reggaeton.co.uk . Архивировано из оригинала 13 февраля 2019 года . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ «Хуан Минчжи приглашает Энтони Вонга спеть «Chinese Pain» — «Despacito» с китайским привкусом» Гонконг 01. 24 января 2020.
- ^ Диес-Гутьеррес, Паломо-Серменьо, Э., и Малло-Родригес, Б. (2023). Образование и жанр реггетон: социализирует ли реггетон традиционные мужские стереотипы? Исследования в области музыкального образования, 25 (2), 136–146. https://doi.org/10.1080/14613808.2023.2193209
- ^ Диас Фернандес С. (2021). Подрывная деятельность, постфеминизм и мужественность в музыке Bad Bunny. Феминистские исследования, 12(2), 663-676. https://doi.org/10.5209/infe.74211
- ^ Эррера, Изабелия (2023). «В Пуэрто-Рико странные женщины мечтают о будущем рэпа и реггетона» . Pitchfork.com .
- ^ Арельяно, Сюзанна Рамирес (2023). «Виллано Антильяно, первая трансженщина в списке 50 лучших разговоров Spotify: «Я всегда знала, что это вызовет антагонизм » . мы Миту. 100% американцы и латиноамериканцы . Получено 2 октября.
- ^ Экклстон, Кателина (2022). «Вильяно Антильяно творит историю: «Мы должны гордиться и стоять высоко» » . Роллинг Стоун . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ VoxPopuli, Редакция (2022). «История Виллано Антильяно, первого небинарного исполнителя, выпустившего песню с Bizarrap» . www.voxpopuli.net.ar (на испанском языке) . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Лопес, Киспе (2023). «Вильяно Антильяно — прорывной бунтарь латинского рэпа » Они.нас .
- ^ Вилла, Лукас (2023). «СМОТРЕТЬ: Токиша и Янг Мико исполняют ремикс Bad Gyal на 'Chulo Pt. 2'» . Ремецкла . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Бад Гьял, Янг Мико, Токиша - Чуло, часть 2 - (Официальное видео) , получено 6 октября 2023 г.
- ^ Райгоза, Изабела (2023). «Как молодой Мико прошел путь от SoundCloud до восходящего артиста в Billboard Hot 100» . Billboard.com .
- ^ Сим, Бернардо (2023). «Знакомьтесь, Ла Круз, латиноамериканский жеребец-гей, исполняющий странную музыку в стиле реггетон» . www.out.com . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Сепеда, Эдуардо (2018). «Женщины несли реггетон с самого начала. Теперь они — его будущее» . Ремецкла . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ I MET YOU DANCING - La Cruz (официальное видео) , получено 6 октября 2023 г.
- ^ Yo Informativo, Aleks Syntek Angry Attacks Reggaeton , заархивировано из оригинала 23 мая 2018 г. , получено 7 февраля 2019 г.
- ^ Сория, Сезар Гарсия (4 июня 2018 г.). «Эти ребята тоже ненавидят реггетон… извините, эти артисты » . Erizos.mx (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ «Проблема не в реггетоне, а в женоненавистничестве» . Газель . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ «Латиноамериканский певец Флекс возглавляет «романтическую» эволюцию» . Рейтер . 10 января 2009 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 г. . Проверено 7 февраля 2019 г.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с реггетоном, на Викискладе?
- Словарное определение реггетона в Викисловаре