Кандомбе
Кандомбе | |
---|---|
![]() Картина толпы, участвующей в кандомбе | |
Культурное происхождение | народы банту |
Типовые инструменты | Кандомбе барабаны |
Поджанры | |
|
Кандомбе и его социокультурное пространство: практика сообщества | |
---|---|
Страна | Уругвай |
Ссылка | 00182 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
История надписи | |
Надпись | 2009 г. (4-я сессия) |
Список | Представитель |
Кандомбе — стиль музыки и танца, зародившийся в Уругвае среди потомков освобожденных африканских рабов . В 2009 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включила кандомбе в свой Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества . [1]
В меньшей степени кандомбе практикуют в Аргентине , Парагвае и Бразилии . В Аргентине его можно найти в Буэнос-Айресе , Санта-Фе , Паране и Корриентесе . В Парагвае эта традиция продолжается в Камба-Куа и в Фернандо-де-ла-Мора недалеко от Асунсьона . В Бразилии кандомбе сохраняет свой религиозный характер и его можно найти в штатах Минас-Жерайс и Риу-Гранди-ду-Сул.
Этот уругвайский музыкальный стиль основан на трех разных барабанах: чико, репике и фортепианных барабанах. Обычно в него играют в феврале во время карнавала в Монтевидео на танцевальных парадах под названием «ламады» и «дефиле инаугурал дель карнавал» .
Происхождение
[ редактировать ]Общее происхождение
[ редактировать ]По словам Джорджа Рида Эндрюса , историка черных общин в Латинской Америке , после середины XIX века молодые чернокожие люди начали отказываться от кандомбе в пользу занятий европейскими танцами, такими как вальс , шоттише и мазурка . [2] После этого нового поворота другие уругвайцы начали имитировать шаги и движения. Называя себя Los Negros, портеньо из высшего сословия в 1860-х и 1870-х годах исполняли блэкфейс и каждый год образовывали одну из карнавальных процессий.
Афро-уругвайцы организовывали танцы кандомбе каждое воскресенье и в особые праздники, такие как Новый год, Рождество, День Святого Бальтасара, День Богородицы и День Святого Бенито. Они поджигали огонь, чтобы нагреть барабаны и играть музыку кандомбе, особенно ночью в некоторых районах, таких как Баррио-Сур и Палермо в Монтевидео.
Типичные персонажи парада представляют старых белых хозяев времен рабства в старом городе Монтевидео. Это было насмешкой над их образом жизни с бунтарским духом свободы и способом вспомнить африканское происхождение.
В 1913 году анонимный историк танца, известный как «Вьехо Тангеро» («Старый тангур»), написал о создании в 1877 году танца, называемого танго, но включающего в себя идеи кандомбе . Этот танец, который позже стал известен как «мягкое танго», был создан африканскими аргентинцами. [3] [4] [5] [6]
В 1883 году исследователь танцев и фольклорист Вентура Линч описал влияние афро-аргентинских танцоров на компадрито («крутые парни»), которые, очевидно, часто посещали афро-аргентинские танцевальные площадки. Линч писал: « Милонгу танцуют только городские товарищи , которые создали ее как насмешку над танцами, которые чернокожие устраивают у себя дома». [3] Отчет Линча был интерпретирован Робертом Фаррисом Томпсоном в книге «Танго: Искусство любви» как означающий, что милонгу танцевали городские товарищи , а не сельские гаучо. Томпсон отмечает, что в число городских крутых людей, танцующих милонгу, входили бы чернокожие и мулаты, и что все танцоры не танцевали бы ее как насмешку. [7]

В Аргентине
[ редактировать ]
Семена кандомбе возникли на территории современной Анголы , откуда они были завезены в Южную Америку в 17 и 18 веках людьми, проданными в рабство в королевствах Конго , Анзикуа, Ньонг, Куанг и других, в основном португальскими рабами. торговцы. Те же носители культуры кандомбе колонизировали Бразилию (особенно в районе Сальвадора-де-Баия), Кубу, Рио-де-ла-Плата со столицей Буэнос-Айресом и Монтевидео. Различные истории и опыт в этих регионах произошли от общего источника, порождая разные ритмы. [ нужна ссылка ]
Африканское влияние было не чуждо Аргентине, где кандомбе также был разработан с особыми характеристиками. Популяция черных африканских рабов присутствовала в Буэнос-Айресе примерно с 1580 года. Однако смешанные браки с растущим белым населением (поскольку Аргентина приняла до 6 миллионов европейских иммигрантов ) и структурный расизм (например, спонсируемая государством политика бланкеамиенто ) привели к прогрессивная невидимость афро-аргентинского населения. [8] [9]
В Буэнос-Айресе, во времена двух правительств Хуана Мануэля де Росаса » (черных жителей Буэнос-Айреса) было обычным явлением , среди « афропортеньос публично исполнять кандомбе, даже поощряемые и посещаемые Росасом и его дочерью Мануэлой. Росас потерпел поражение в битве при Касеросе в 1852 году, и в Буэнос-Айресе начался глубокий и быстрый культурный сдвиг, в ходе которого больший акцент был сделан на европейскую культуру. В этом контексте афропортеньо все чаще копировали свои исконные культурные образцы в свою частную жизнь. По этой причине, начиная с 1862 года, пресса, интеллектуалы и политики начали утверждать ошибочное представление об исчезновении афроаргентинцев, которое осталось в воображении простых людей из Аргентины. [10]
Многие исследователи сходятся во мнении, что кандомбе, благодаря развитию милонги, является важным компонентом в зарождении аргентинского танго. Этот музыкальный ритм оказал влияние, особенно на «Sureña Milonga». По сути, танго , милонга и кандомбе образуют музыкальный триптих, имеющий одни и те же африканские корни, но имеющий разное развитие. [11]
Первоначально практику кандомбе практиковали исключительно чернокожие люди, которые спроектировали специальные места под названием «Тангос». Это слово возникло где-то в 19 веке от слова «Танго», но в то время еще не в его нынешнем значении. Сегодня кандомбе по-прежнему практикуется афро-аргентинским и нечерным населением по всей Аргентине. В провинции Корриентес кандомбе является частью религиозного праздника Сан-Бальтасара , народного покровителя черных аргентинцев. [12]
В Уругвае
[ редактировать ]
Слово кандомбе происходит от слова киконго, означающего «относящийся к чернокожим», и первоначально использовалось в Буэнос-Айресе для обозначения танцевальных обществ, образованных членами африканской диаспоры и их потомками. Этот термин стал обозначать танцевальный стиль в целом, и этот термин также был принят в Уругвае. [13] В Уругвае кандомбе объединил множество африканских танцевальных традиций в сложную хореографию. Движения энергичные, шаги импровизированные. [14]
Подарок
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]
В последнее время некоторые артисты включили этот жанр в свои композиции, а также создали группы и неправительственные организации выходцев из Африки, такие как Ассоциация Мисибамба, Сообщество афро-аргентинцев Буэнос-Айреса. Однако важно отметить, что уругвайский кандомбе наиболее распространен в Аргентине, как из-за иммиграции из Уругвая, так и из-за соблазнительности ритма, очаровывающего аргентинцев. По этой причине они изучают музыку, танцы и персонажей и воссоздают нечто подобное. В уругвайский кандомбе часто играют в окрестностях Сан-Тельмо, Монтсеррата и Ла-Бока.
В то время как аргентинский сорт имел меньшее распространение на местном уровне (по сравнению с распространением, которое произошло в Уругвае), главным образом за счет уменьшения населения чернокожего африканского происхождения, его смешивания с белыми иммигрантами и запрета карнавала во время последней диктатуры. В афроаргентинскую кандомбе афроаргентинцы играют только в уединении своих домов, в основном расположенных на окраине Буэнос-Айреса. [15]
В последнее время, в связи с изменением стратегии афро-аргентинцев по переходу от сокрытия к видимости, возросли усилия по осуществлению этого в общественных местах, на сцене и на уличных парадах. Среди групп, играющих афроаргентинский кандомбе: «Тамборес дель Литораль» (объединение «Баликумба» из Санта-Фе и «Кандомбес дель Литораль» из Параны, Междуречье), «Баконго» (у них есть собственная веб-страница), «Comparsa Negros Argentinos» и «Grupo Bum Ke Bum» (обе из Asociación Misibamba). Последние два находятся в Гран-Буэнос-Айресе (город Буэнос-Айрес и его окрестности).
Уругвай
[ редактировать ]В конце 1960-х и начале 1970-х годов кандомбе был смешан с элементами поп-музыки 60-х и босса-новы, чтобы создать новый жанр, названный кандомбе-бит . Считается, что зарождение этого жанра связано с творчеством Эдуардо Матео, уругвайского певца, автора песен и музыканта, а также других музыкантов, таких как Хорхе Галемир . [16] Этот стиль позже был перенят Хайме Роосом , а также оказал сильное влияние на Хорхе Дрекслера . Современные музыканты, такие как Диего Янссен и Мигель дель Агила, экспериментируют, сочетая кандомбе с классическими жанрами, джазом, блюзом и милонгой. [17]
Инструменты и музыкальные особенности
[ редактировать ]Уругвайский кандомбе
[ редактировать ]

Кандомбе , внесенный в 2009 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО , является источником гордости и символом самобытности общин африканского происхождения в Монтевидео, поддерживается молодыми поколениями и способствует сплочению групп, одновременно выражая потребности и чувства сообществ. в отношении своих предков.
Музыку кандомбе исполняет группа барабанщиков, называемая куэрда . Барабаны бочкообразной формы, или тамборилы , имеют особые названия в зависимости от их размера и функции:
- chico — маленький, высокого тембра, служащий ритмическим маятником.
- репик , медиум, приукрашивает ритм кандомбе импровизированными фразами
- фортепиано , самый большой размер, его функции аналогичны функциям пианино или электробаса.
Еще больший барабан, называемый баджо или бомбо (очень большой, очень низкий тембр, акцент на четвертой доле), когда-то был обычным явлением, но сейчас его использование сокращается. как Для куэрды минимум требуется три барабанщика, по одному на каждую часть. В полной куэрде будет 50–100 барабанщиков, обычно рядами по семь или пять барабанщиков, смешивающих три типа барабанов. Типичный ряд из пяти может быть фортепиано-чико-репик-чико-пиано, причем следующий ряд имеет репик-чико-пиано-чико-репик и так далее до последнего ряда.
Тамборилы сделаны из дерева и покрыты шкурами животных, которые настраиваются веревкой или огнем за несколько минут до выступления. Их носят на поясе с помощью плечевого ремня, называемого талиг или тали, и играют одной палкой и одной рукой.
Ключевой ритмической фигурой в кандомбе является клава (в 3–2-й форме). В него играют на боковой стороне барабана, эта процедура известна как « хачер мадера » (буквально «делание дерева»).
Мастера-барабанщики кандомбе
[ редактировать ]Среди наиболее важных и традиционных ритмов Монтевиде: Куарейм, Ансина и Кордон. Есть несколько мастеров-барабанщиков, которые поддерживают жизнь Кандомбе на протяжении двухсот лет. Некоторые из ярких моментов: в школе Ансина: Вашингтон Окампо, Эктор Суарес, Педро «Перико» Гуларте, Эдуардо «Качо» Хименес, Хулио Хименес, Рауль «Почо» Магариньос, Рубен Кирос, Альфредо Феррейра, «Тито» Градин, Рауль «Мага» Магариньос, Луис «Мокамбо» Кирос, Фернандо «Гурон» Силва, Эдуардо «Малумба» Хименес, Альваро Салас , Даниэль Градин, Серхио Ортуньо и Хосе Луис Хименес. [18]
Аргентина Кандомбе
[ редактировать ]
На афро-аргентинском кандомбе играют на двух типах барабанов, на которых играют исключительно мужчины. Это барабаны: «ламадор» (также называемый «база», «тумба», «квинто» или «тумба-база») и «репикадор» (также называемый «контестадор», «репикетеадор» или «рекинто»). Первый — это большой барабан, а второй — острый барабан. Существует две модели каждого из барабанов: одна выполнена в полом стволе, а другая — с клепками.
Первые виды подвешиваются на ремне через плечо и разыгрываются на уличном параде. Последние выше этих и считаются само собой разумеющимися. На обоих типах барабанов играют только обеими руками. Иногда играют на других барабанах: «маку» и «сопипа». Оба сделаны из выдолбленного ствола дерева, первый выполняется лежа на полу, так как это самый большой и глубокий барабан; а на «Сопипе», маленькой и острой, играют, подвешивая ее на плечо или держа между коленями.
Среди идиофонов, всегда сопровождающих барабаны, — «таба» и «мазакалла», к которым можно добавить: «кихада», «кисанче» и « кинеско ». Аргентинский кандомбе — это вокально-инструментальная практика, все то же самое, что играть сидя или на уличном параде. Существует большой репертуар песен на архаичных африканских языках, на испанском языке или в их комбинации. Они обычно строятся в форме диалога и интерпретируются сольно, ответно, антифонно или на двух языках. Группа Хотя пение обычно является женской практикой, в пении могут участвовать и мужчины. Если в пении более одного голоса, они всегда звучат в унисон.
Уругвайское выступление в кандомбе
[ редактировать ]
Полная группа кандомбе , известная под общим названием « Компарса Лубола» (состоящая из черненых белых людей, традиционно с обожженными пробками) или «Кандомбера» (состоящая из чернокожих людей), представляет собой куэрду , группу танцовщиц, известных как мулаты , и нескольких стандартных персонажей, каждый со своими специфическими танцами. Стандартные персонажи включают в себя:
- Ла Мама Вьеха : Старая Мать.
- Эль Грамильеро : врач-травник. пожилой чернокожий мужчина, одетый в цилиндр и сюртук, нес мешочек с травами.
- Эль Эскоберо : Метлальщик. Он должен быть опытным кандомберо и изящным танцором, который совершает необычайные трюки, жонглирует и балансирует на своей метле.
Кандомбе регулярно исполняется на улицах южного района старого Монтевидео в январе и феврале, во время карнавала в Уругвае, а также в остальной части страны. Все компарсы , которых насчитывается 80 или 90, участвуют в массовом карнавальном параде под названием Las Llamadas («призывы») и соревнуются друг с другом в официальных конкурсах в театре Teatro de Verano . Во время Лас Льямадас члены компарсы часто носят костюмы, отражающие исторические корни музыки в работорговле, например, солнцезащитные шляпы и черную краску на лице. Денежные призы скромные; более важные аспекты включают получение удовольствия, воспитание чувства гордости и завоевание уважения со стороны сверстников. Интенсивные выступления могут привести к повреждению эритроцитов, что проявляется в виде мочи ржавого цвета сразу после игры на барабанах. [19]
См. также
[ редактировать ]- Афро-уругвайский
- Афро-аргентинский
- Музыка Уругвая
- Культура Уругвая
- Аргентинское танго
- Музыка Аргентины
- Культура Аргентины
- Уличная группа
- Рубен Рада
- Джейми Роуз
- Мариана Ингольд
- Тина Феррейра
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Кандомбе и его социокультурное пространство: общественная практика» . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО . 2009 . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Эндрюс, 1979, с. 32
- ^ Jump up to: а б Коллиер и др., 1995. стр. 44–45.
- ^ Савильяно, Марта (06 февраля 2018 г.). Танго и политическая экономия страсти . Рутледж. ISBN 978-0-429-96555-5 .
- ^ Нузей, Габриэла; Монтальдо, Грасиела; Монтальдо, Грасиела Р.; Кирк, Робин; Старн, Орин (25 декабря 2002 г.). Аргентинский читатель: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2914-5 .
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис (2006). Танго: Художественная история любви . Винтажные книги. ISBN 978-1-4000-9579-7 .
- ^ Томпсон, 2006, стр. 129–130.
- ^ «Возвращение «изгнанного» Кандомбе/ El regreso del Candombe desterrado» . Архивировано из оригинала 20 марта 2008 г. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Рид Эндрюс, Джордж . Афро-аргентинцы Буэнос-Айреса. Прямо здесь и очень давно (по-испански). Буэнос-Айрес: Flor Editions. п. 41. ИСБН 950-515-332-5 .
- ^ Окоро Луанго, Анни (июль 2010 г.). «Чернокожие мужчины и женщины в Аргентине: между варварством, экзотизацией, невидимостью и государственным расизмом» . Яблоко раздора (на испанском языке). 5 (2). Университет дель Валле : 48. ISSN 2500-6738 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Рид Эндрюс, Джордж . Афро-аргентинцы Буэнос-Айреса. Прямо здесь и очень давно (по-испански). Буэнос-Айрес: Flor Editions. п. 196. ИСБН 950-515-332-5 .
- ^ «Корриентес прославляет Сан-Бальтасара, популярного святого, объединяющего разные культуры» . NEA Today (на испанском языке). 6 февраля 2022 г. Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Томпсон, 2005. стр. 96–97.
- ^ Коллиер и др., 1995. с. 43.
- ^ От мечты о европейской Аргентине к реальности американской Аргентины: предположение об африканской этнокультурной составляющей и ее (нашем) музыкальном наследии/ От мечты о европейской белой Аргентине к реальности американской Аргентины: предположение о составляющая афро-этно-культурная и ее (наше) музыкальное наследие. Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Один Матео хорошо вылизывает себя» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 г. Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ «Царапина, палка и свет – цифровое неравенство» .
- ^ Реплика Кандомбе / Музыкальная школа Университета Луиса Юре, Монтевидео, Уругвай. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Тобал Д., Оласкоага А., Морейра Г., Курдиан М., Санчес Ф., Розелло М., Алаллон В., Мартинес Ф.Г., Нобоа О (2008). «Ржавая моча после интенсивного барабанного боя вызвана экстракорпускулярным гемолизом» . Клинический журнал Американского общества нефрологов . 3 (4): 1022–1027. дои : 10.2215/cjn.04491007 . ПМК 2440284 . ПМИД 18434617 .
- Библиография
- Эндрюс, Джордж Рид (1919). Ассоциация расы против класса: афроаргентинцы Буэнос-Айреса, 1800–1900 гг . Журнал латиноамериканских исследований, май 1979 г., Vol. 11, № 1.
- Кольер, Купер, Аззи и Мартин (1995). Танго! Танец, Песня, История . Thames and Hudson, Ltd., стр. 44, 45. ISBN 978-0-500-01671-8
- Томпсон, Роберт Фаррис (2005). Танго. История искусства любви . Книги Пантеона. ISBN 978-0-375-40931-8
- Сирио, Норберто Пабло (2008). Отсутствует с уведомлением. Что такое афро-аргентинская музыка? . Федерико Саммартино и Эктор Рубио (ред.), Популярная музыка: теоретические, методологические и аналитические подходы в аргентинском музыкознании . Кордова: Национальный университет Кордовы, страницы 81–134 и 249–277.
- Сирио, Норберто Пабло (2011). К определению афро-аргентинской культуры . У выходцев из Африки. Современные подходы к Латинской Америке и Карибскому бассейну . Мексика: ООН, стр. 23–32. http://www.cinu.mx/AFRODESCENDENCIA.pdf. Архивировано 18 августа 2016 г. в Wayback Machine .