Изо-полифония
Изо-полифония | |
---|---|
![]() Традиционный мужской коллектив выступает | |
Родное имя | Изо-полифония |
Стилистическое происхождение | Албанская музыка |
Типовые инструменты | Человеческий голос |
Албанская народная изополифония | |
---|---|
Страна | Албания |
Ссылка | 00155 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
Изо-полифония ( албанский : Iso-polifonia ) — традиционная часть албанской народной музыки и как таковая включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [ 1 ]
Все четыре региона южной Албании — Лалерия ( Мизеке ), Тоскерия , Чамерия и Лаберия — имеют полифоническую песню как часть своей культуры. Близкая форма полифонического пения встречается в северной Албании , в районе Пешкопи ; Полог , Тетово , Кичево и Гостивар в Северной Македонии ; и Малезия в северной Албании и южной Черногории . [ 2 ]
Лаберия особенно известна своим многоголосным пением; песни могут состоять из двух, трех или четырех частей. Двухголосные песни поют только женщины. Трехчастные песни могут исполнять как мужчины, так и женщины. Четырехчастные песни - особенность Лаберии. Исследования показали, что четырехголосные песни возникли на основе трехчастных и представляют собой наиболее сложную форму полифонического пения. [ 3 ]
в Национальный фольклорный фестиваль Гирокастера ( Албании албанский : Festivali Folklorik Kombëtar ) проводится каждые пять лет в октябре с 1968 года и обычно включает в себя множество полифонических песен. [ 4 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Албанская полифоническая традиционная музыка исполняется на двух диалектах языка албанского : тоскском и лабском . Музыкальный диалект Тоск включает албанские этнографические районы Тоскерия , Мизекея и Чамерия , а музыкальный диалект Лаб — Лаберию . [ 5 ]
Источник
[ редактировать ]Многие ученые, изучавшие албанскую изополифонию и вообще полифоническую музыку Балкан , считают ее старой традицией, восходящей к фрако - иллирийской эпохе. [ 6 ] [ 7 ] Историческая документация албанской полифонической традиционной музыки отсутствует. Однако, поскольку он считается продуктом устной передачи на протяжении многих поколений, ученые пришли к своим выводам, проанализировав эту музыкальную традицию, которая продолжает исполняться и в наши дни. Обнаружено множество специфических черт албанской полифонической традиции, указывающих на ее древнее происхождение : пентатоническая ладовая/тональная структура, которая, по мнению ученых, представляет собой раннее начало музыкальной культуры народа; наличие речитативного вокала, поскольку, когда мелодия вокала не развита, считается, что традиция находится в более примитивной фазе ; наличие призывов и криков, что указывает на примитивную фазу развития музыкальной культуры народа; стиль пения а капелла , который предполагает старость музыкальной традиции, поскольку ему не хватает инструментального сопровождения . [ 7 ]
Хотя регион на протяжении многих веков находился под властью Византийской империи , балканская полифоническая традиционная музыка развивалась иначе, чем средневековая византийская музыка . Балканская традиция не была институционализирована и постоянно формировалась коллективно, тогда как византийская музыка создавалась отдельными композиторами и была институционализирована. Балканская традиция передавалась из уст в уста из поколения в поколение, а ее исполнителями были простые люди, музыкально неграмотные, в то время как византийская музыка широко документировалась и исполнялась профессионалами, прошедшими обучение и образование. Две музыкальные традиции жили бок о бок на протяжении веков, поэтому оказывали взаимное влияние друг на друга. Однако считается, что взаимодействие между албанской полифонической традиционной музыкой и византийской музыкой было относительно небольшим. [ 7 ]
Эволюция
[ редактировать ]Считается, что албанская полифоническая традиционная музыка вначале состояла всего из двух мелодических линий: берущая ( албанский : marrës - 1-й голос) [ 8 ] и токарь ( албанский : kthyes или pritës – 2-й голос). Токарь, вероятно, первоначально играл неспецифическую мелодическую роль, стиль, который до сих пор можно найти в двуголосом полифоническом пении женщин Гирокастера . [ 5 ] Считается, что со временем токари постепенно стали более четко определяться в мелодическом отношении; традиция двуголосия (берущего и токаря), в которой токарь играет четко определенную мелодическую роль, встречается и сегодня у мужчин Дуката . [ 5 ] Хотя это типично для Гирокастера и Дуката, двухголосная изополифония может быть найдена во многих областях Албании, например, в Корче , Либражде , Поградце , Колонье , Фиере , Шпате и Сиперме Эльбасана . , Мызеке , Влёре , Берате , Маллакастере , Гирокастре , Луншери , а также в албаноязычных районах Заяс , Кичево и Тетово . Двухголосную изополифонию также можно найти в Арбереше в Калабрии . По мнению ученого Василя Толе, думать о двухголосной полифонии как о первом этапе развития изополифонии неверно, поскольку два голоса на самом деле играют три голоса, поэтому двухголосная изополифония представляет собой «скрытый» способ трехголосная изополифония. [ 9 ]
Считается, что следующей мелодической линией, которая превратилась в албанскую традиционную полифонию, был гул ( албанский : iso ), [ 10 ] который, кажется, естественным образом приспособился к двум предыдущим мелодическим линиям, породив трехголосную полифонию. Появление дрона стало значительным художественным достижением, поскольку оно внесло разнообразие и обогащение гармонического взаимодействия между мелодическими линиями. Дрон очень распространен в сегодняшней албанской полифонической традиции, и в наши дни редко можно найти разновидности без него. [ 11 ] Хотя в настоящее время трехголосную изополифонию можно встретить в смешанных гендерных музыкальных коллективах, традиционно ее исполняли только мужчины. [ 12 ] Области, где типична трехголосная полифония, - это Скрапар , Грамш , Деволл , Гирокастер, Колонье, Саранда и Влёра. [ 12 ]
Последней мелодической линией, превратившейся в традиционную албанскую полифонию, была пусковая ( албанский : hedhësi - 3-й голос), [ 13 ] что породило четырехголосное многоголосие. Появление программы запуска ознаменовало рост художественной сложности; однако это существенно не изменило вокальную гармонию и взаимодействие. [ 14 ] Полностью отсутствуя в Тоскерии , Мизекее и Хамерии , четырехголосное многоголосие существует только в Лаберии , где оно встречается наряду с более распространенным трехголосным стилем. [ 14 ] Укрепление четырехголосного метода изополифонии связано с Нечо Муко в его записях 1920–1930-х годов. [ 10 ]
старческий
[ редактировать ]Плекериште - это жанр албанской народной изополифонии, исполняемый мужчинами Лаберии , который в основном отождествляется с городом Гирокастра и его окрестностями. Для жанра характерен медленный темп, низкий тон и небольшой диапазон.
Плекериште означает одновременно «старики» и «старые времена» в отношении способа пения и лирических тем некоторых их песен соответственно. В связи с этими сюжетами песни плекериште также называются лаштэриште («древних времен») - термин, используемый исключительно в Гирокастре. [ 15 ] Эти конкретные темы с годами в значительной степени вышли из употребления общественности, но остаются тематически примечательными.
Песни этого жанра имеют медленный темп и низкий тон с небольшими вокальными вариациями, в отличие от таких жанров, как джемуриште («юношей»), в частности. [ 16 ] Как и во всех жанрах четвертой части, в них присутствует третий солист ( хеде ). четырехголосных жанрах хеде в основном берет на себя роль второстепенного гудения на второстепенной трети над основной нотой , в плекериште хеде В то время как в других освобождает первого солиста ( маррес ) и позволяет ему передохнуть. [ 15 ] Каждое исполнение начинается с пения первых строк маррес и вступления второго солиста ( ктиес ) и, наконец, хеде . После хеде повторяются тексты маррес группой дронов в различных формах и манерах.
Песни Плекериште представлены в репертуаре фольклорной группы Pleqtë e Gjirokastrës , которую иногда считают «последним представителем» этого жанра. [ 15 ] [ 17 ] Одна из самых известных песен этого жанра и наиболее заметных исполнений группы — «Доли шкурти, хири марси» , в которой подробно описана битва между Черчизом Топулли и османскими войсками в 1908 году в деревне Машкуллоре недалеко от Гирокастера.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Сектор культуры ЮНЕСКО – нематериальное наследие – Конвенция 2003 г.» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Адриан Ахмедаджа, Герлинде Хайд (2008). Европейские голоса: Многоголосное пение на Балканах и в Средиземноморье , Том 1, с. 210, 243–44. ISBN 9783205780908 .
- ^ Ахмедаджа, Хайд (2008), стр.214-215
- ^ Ахмедаджа, Хайд (2008), стр.241
- ^ Jump up to: а б с Шетуни 2011 , с. 34.
- ^ Стипчевич 1989 , стр. 189–190.
- ^ Jump up to: а б с Шетуни 2011 , стр. 33–34.
- ^ Толе 2014 , с. 166.
- ^ Толе 2014 , с. 105-106.
- ^ Jump up to: а б Толе 2014 , с. 106-107.
- ^ Шетуни 2011 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Толе 2014 , с. 107-109.
- ^ Толе 2014 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Шетуни 2011 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Ахмедая, Адриан; Хайд, Герлинде (2008). Европейские голоса: Многочастное пение на Балканах и в Средиземноморье . Бёлау Верлаг Вена. стр. 218–9. ISBN 9783205780908 . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Стокманн, Дорис; Эрих Стокманн (1963). «Вокальное многоголосие в южной Албании» . Les Colloques de Wegimont . 171 . Международный круг этномузыкальных исследований: 104.
- ^ Толе, Василь. «Инвентаризация исполнителей на изополифонии» (PDF) . ЮНЕСКО. п. 121 . Проверено 1 марта 2012 г.
Литература
[ редактировать ]- Толе, Васил (2014), Энциклопедия албанской народной изополифонии (на албанском языке)
Библиография
[ редактировать ]- Шетуни, Спиро Дж. (2011). Албанская традиционная музыка: введение с нотами и текстами для 48 песен . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-8630-4 .
- Стипчевич, Александр (1989). : история и культура ( Иллирийцы на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]старческий
[ редактировать ]- Февраль закончился, март пришел на YouTube от Plecte e Gjirokastra
- Лешвердха дррулле на YouTube автора Plecte e Gjirokastra