Бигвала
Бигвала | |
---|---|
Середина | Музыка и танец |
Зародившаяся культура | Бусога |
Бигвала, музыка и танец тыквы на трубе Королевства Бусога в Уганде. | |
---|---|
![]() | |
Страна | Уганда |
Домены | Исполнительское искусство (танцы и музыка) |
Ссылка | 00749 |
Область | Африка |
История надписи | |
Надпись | 2012 г. (7-я сессия) |
Список | Необходимость срочной охраны |

Бигвала — это жанр церемониальной музыки и танца Королевства Бусога в Уганде, основанный на звуках тыквенных труб . [ 1 ]
Обычно к сольной трубе присоединяются четыре или более других труб, которые создают мелодию , играя в хоккете . Затем к ним присоединяются певцы, а затем танцоры, оба из которых кружат вокруг инструменталистов, покачиваясь. [ 1 ] [ 2 ]
Первоначально исполнялось во время королевских торжеств, таких как коронации и похороны, а в последнее время и во время общественных мероприятий, но реже: «В настоящее время... осталось только четыре старших мастера-носителя, обладающих навыками изготовления, игры и танцев Бигвала, а также их недавней передачи. попытки были сорваны финансовыми препятствиями». [ 1 ]

Этот жанр способствует единству и идентичности Бусоги: тексты песен в первую очередь повествуют об истории Королевства, уделяя особое внимание самому королю (символу идентичности Бусоги), а также затрагивая другие социальные проблемы. [ 1 ] Годфри Алибатия, который помог внести Бигвалу в список ЮНЕСКО, утверждает, что «очевидное исчезновение Бигвалы может способствовать ослаблению королевской власти» и королевства. [ 3 ] Дэвид Пьер утверждает, что Алибатия помогает сохранить жанр, несмотря на его безвестность, в отличие от большинства пунктов из списка, которые ценятся местным сообществом. [ 4 ] [ 5 ]
Краткая история
[ редактировать ]Бигвала — это музыка и танец басога, общины, говорящей на банту, из юго-восточного региона Уганды. Басога являются соседями различных общин, таких как Баганда, Багвере, Басамия, Баньоли и Баньоро. В Басоге, как и в большинстве других общин, есть различные формы народной музыки и танцев, включая танец Таменхаибуга (не разбивай тыкву), танец Налуфука (танец, который льется), танец Иронго (ритуал близнецов) и танец Майебе (погремушки ногами). Бигвала - это термин лусога (язык басога), который относится к набору из пяти монотонных тыквенных труб разного размера. Танец Бигвала был назван в честь этих труб, поскольку на них играют во время танца и они являются неотъемлемой частью танца. Основой этого танца являются игра Бигвала, игра на барабанах, пение и процессионные танцы. Появился ряд теорий, пытающихся объяснить происхождение Бигвалы. Некоторые ученые утверждают, что они произошли из Египта и были усыновлены басогой в результате миграции других общин в современную Уганду. Однако одна из теорий, которую большинство считает верной, заключается в том, что Кинту, первый Муганда (человек Баганда), принес Бигвалу в Буганду со склонов горы Элгон в Восточной Уганде. После этого они распространились на другие общины, такие как Буньоро, Бусога и Торо. Многие полагают, что распространение бигвалы было не случайным, а результатом переезда в регион Бусога из Буганды в 16 веке некоторых иммигрантов во главе с самим Кинту. Есть доказательства, подтверждающие это, например, тот факт, что существует значительное сходство между бигвалой королевства Бусонга и Буганда. Кроме того, у басоги есть кланы, носящие имя Кинту.
Культурное значение
[ редактировать ]Музыка и танец Бигвала играют решающую роль во дворце и королевской обстановке, поскольку они чаще всего использовались в качестве ритуального танца во время похорон королей и аристократов, коронаций и благородных юбилеев, поэтому они считались одним из главных символов королевской власти Бусога. Совсем недавно скончался король Генри Вако Мулоки (король Бусоги), и игроки бигвалы были приглашены в его дворец и на кладбище для выступления. Те же самые музыканты были приглашены выступить во время его коронации в 1995 году. Поскольку суверенитет королевства Бусога и многих других был отменен правительством Уганды, королевская власть в сообществе существует просто как объединяющий фактор для сообщества. Бигвала также выполняет функцию содействия массовому взаимодействию в обществе. Это происходит посредством обсуждений и общения во время подготовки к танцу. Поскольку не было никаких ограничений на то, кто мог владеть Бигвалой (в некоторых общинах они были зарезервированы для придворных супругов, а также эмблем или регалий королевской семьи), каждый член сообщества мог объединяться, потому что Бигвала была обычным средством развлечения для большинства людей в сообществе. Игроки Бигвалы обязаны выступать, когда один из них уходит. Таким образом, они смогут проявить уважение и поддержать друг друга в трудные времена. Если игрок Бигвала оставил после себя вдову, вдову и семью утешают музыкой.
Процесс изготовления труб Бигвала
[ редактировать ]Бигвала изготавливается из Энхендо (тыквы; Ольвендо в единственном числе). Эти тыквы происходят из растений, похожих на тыквы или арбузы, но у них длинная шейка, плавно изгибающаяся на конце. Тот, кто делает тыквы, должен путешествовать в поисках тыквы, если у него нет своей собственной. После сбора зрелых энхендо их хранят в Экибани, запасе дров прямо над камином. Их держат там около месяца, чтобы они медленно высохли при слабом нагреве, что является наиболее идеальным условием, поскольку размещение их под прямыми солнечными лучами приводит к растрескиванию во время следующего процесса и дает нежелательный тон, противоположный после насыщенного тона. Тыквы меняют цвет с желто-зеленого на коричневый и покрываются сажей, что является признаком того, что они готовы к следующему шагу. Энхендо разрезают на эбидоме (меньшие кусочки) в соответствии с их формой, чтобы они подходили друг другу. Мастер использует клей, изготовленный из отходов Бисимизи; тип черных муравьев, которые проделывают отверстия в сухой древесине или соке, извлеченном из дерева Луконе, чтобы склеивать вместе множество эбидомов до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина для разных звуков. После того, как они склеены, их скрепляют резинкой или тканью, чтобы избежать образования воздушных пространств. Если во время высыхания клея на трубах появляются трещины, трещину заделывают тканью. Затем мастер просверливает ножом отверстия по бокам самого маленького эбидома, чтобы сделать мундштук. На маленьком конце закрепляется деталь чуть большего размера. Самая нижняя труба изготавливается первой и используется в качестве ориентира для настройки последующих труб по высоте звука, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. Трубы звучат путем добавления или обрезки эбидома. Они настроены на пентатонику, а ноты оцениваются как F, G, A, C и D.
Компоненты ансамбля Бигвала
[ редактировать ]В состав ансамбля Бигвала входят пять труб разной высоты звука, пять барабанов разной высоты звука, другие мелодичные инструменты и певцы. Пять труб дуют сбоку и играют один тон. Каждый из них имеет имя, соответствующее его размеру и роли. Самая большая и самая глубокая труба - Энхана , которая играет главную роль и происходит от слова Лусога Оквана, означающего кричать. Обычно он сопровождается сильным битом, может быть четверным или тройным и может использоваться для вступления солиста в выступление. Следующая труба, звук которой немного выше, — Эмпала , за ней следует Эндхасаси , затем Эндези . Самый маленький и самый высокий по высоте — Эндумиризи . Звуки труб могут иметь одинаковые высоты, соответствующие слогам слов песни, тем самым завершая музыку. Иногда добавляются флейта и трубчатая скрипка, чтобы обогатить темы, исполняемые в секции аэрофона. Аэрофоны могут воспроизводить синкопированные ритмы. Пять барабанов, сопровождающих Бигвалу, включают: Энгома энене означает большой барабан. Это самый глубокий барабан, играющий основную долю выступления. Следующий барабан Омуугабе (длинный барабан), за ним следует Эндьянга ( короткий барабан), затем Мбиндимбинди (барабан среднего размера). Наконец, Эндууми — маленький барабан. Эти барабаны в основном украшают основной ритм, играемый большим барабаном. Другие мелодические инструменты, которые могут быть включены в ансамбль Бигвала, включают: Эмбайре (ксилофоны), Энкванзи (панфлейты), Эндере (флейта), Эндонго (ламеллафон), Эндингиди (скрипка), Энтонгули (лира). Они используются для придания спектаклю текстуры. Пение выполнено в стиле призыва и ответа и часто украшено завываниями и йодлингом. Короткие, повторяющиеся и импровизированные тексты являются нормой. Тексты песен в основном посвящены истории басога, связывающей их с их прошлым и символически подтверждающей их идентичность.
Танцевальные мотивы танца Бигвала
[ редактировать ]Одной из основных особенностей танца Бигвала является то, что он носит процессуальный или церемониальный характер, как и многие танцы на трубе этого региона, такие как Эмпанго Баньоро и Агвара народа Лугбара. Процессии Бигвала в основном проходят вокруг барабанщиков, которые сидят посередине и играют танцевальные ритмы, а количество людей в круге должно увеличиваться, делая круг больше. Танцевальные стили могут быть разнообразными, и каждому разрешено танцевать так, как ему заблагорассудится, но основной способ танца среди народа басога — это акцентирование движений талии и чередование их с легкими прыжками в соответствии со скоростью процессии и боем барабанов. Иногда танцоры даже добавляют комические жесты, чтобы развлечь и развлечь себя и публику. Женщины басога, как правило, реагируют на музыку раньше мужчин и добавляют дополнительных украшений и волнения, энергично воют и танцуют, поднимая руки вверх.
Бигвала в наши дни
[ редактировать ]К сожалению, Бигвала, как говорят, постепенно исчезает, поскольку многие люди старшего поколения, практиковавшие ее, ушли из жизни. Новое поколение рассматривает его как архаичную форму танца и не желает его изучать. Многим из них не хватает музыкальных навыков, таких как изготовление и настройка инструментов. Несколько детей учатся играть на бигвале, изготавливая имитацию оригинального инструмента из стеблей листьев папайи. Некоторые ученые исследуют и документируют танец Бигвала, чтобы сохранить его. Некоторые люди все еще продвигают Бигвалу и зарабатывают на жизнь за счет нее, например Отули Какоколокомбе ; трубач из Бигвалы Джеймс Лугололе ; лидер группы Намботе Бигвала , чей отец Лугололе Муяга также был игроком на Бигвале; Томази Тигагалана, бывший член африканской труппы Heart Beat и культурной группы Ndhote, которые являются исполнителями Бигвалы; Артур Мусулубе, который был национальным школьным инспектором, отвечающим за музыку, путешествовал по Бусоге, преподавал музыку и судил школьные фестивали; Сулайи Маганда Кифембе — игрок и член группы Лугололе; Касадха Мьенге Какайре — игрок Бигвалы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д « Бигвала », ЮНЕСКО.org .
- ^ «Бигвала | Поющие колодцы» . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Пирс, Дэвид Г. (2015). « Маркетинг Эбигвалы в ЮНЕСКО: стратегии и результаты », Угандийская музыка в эпоху маркетинга: арена бренда . Спрингер. ISBN 9781137546975 .
- ^ Пирс (2015).
- ^ Жидовану, Наталья (29 марта 2019 г.). «Чтобы возродить эту королевскую музыку, угандийцам пришлось выращивать новые инструменты» . Атлас Обскура . Проверено 19 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мусингузи, Бамутураки (2013). « Тыквенные трубы находятся под угрозой исчезновения », TheeastAfrican.co.ke .
- Репортер Видения (2013). « Бигвала: королевская музыка и танцы Бусоги », NewVision.co.ug .
- Хью, Трейси. 1952. Звуки Африки. Новостное письмо Университета Пеннисливании
- Племенные ремесла Уганды. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета