Женщины в Уганде
![]() Молодая женщина в хребте Рувензори , Уганда. | |
Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 310 (2010) |
Женщины в парламенте | 35.0% (2012) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 23.0% (2010) |
Женщины в рабочей силе | 76.0% (2011) |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
Ценить | 0.530 (2021) |
Классифицировать | 131 место из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [2] | |
Ценить | 0.717 (2021) |
Классифицировать | 66 место из 156 |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Женщины в Уганде несут значительную экономическую и социальную ответственность во многих традиционных обществах Уганды. Угандийские женщины имеют разное экономическое и образовательное образование. Несмотря на экономический и социальный прогресс по всей стране, насилие в семье и сексуальное насилие остаются распространенными проблемами в Уганде . Неграмотность напрямую связана с ростом уровня домашнего насилия. Это происходит главным образом потому, что члены домохозяйства не могут принимать правильные решения, которые напрямую влияют на их планы на будущее. Правительственные отчеты свидетельствуют о росте уровня домашнего насилия в отношении женщин, что напрямую связано с бедностью . [3]
Социальная динамика
[ редактировать ]Сегодня на гендерные роли в Уганде влияют традиции, а также постоянно меняющаяся социальная динамика. Традиционные роли женщин в Уганде аналогичны традиционным ролям женщин во всем мире. Эти роли в основном носят домашний характер, включая ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, доставку воды, приготовление пищи и удовлетворение потребностей общества.
В 1980-х годах от некоторых женщин в сельских районах Буганды требовалось вставать на колени, разговаривая с мужчиной. В то же время, однако, женщины взяли на себя основные обязанности по уходу за детьми и ведению натурального хозяйства, и в двадцатом веке женщины внесли существенный вклад в сельское хозяйство товарных культур. [4]
Хотя традиционно роль мужчин заключалась в контроле семейных финансовых вопросов, женщины вносят существенный экономический вклад в свои семьи и в экономику Уганды в целом. Многие женщины сообщают, что продолжают бороться за поиск возможностей трудоустройства, а некоторые покидают свои общины в поисках более широких возможностей трудоустройства в другом месте. Традиционные гендерные роли, которые были в значительной степени возрождены евангелистским влиянием США, утверждают, что роль женщины основана на домашних обязанностях. Таким образом, женская занятость по-прежнему подвергается стигматизации в культуре Уганды. Однако по всей стране были предприняты более масштабные инициативы по созданию женской занятости. [3]
Во многих отношениях женщины Уганды обладают и обладали правами, которые превосходят права женщин в западных обществах. Многие угандийцы признают женщин важными религиозными и общественными лидерами. Женщины имеют право владеть землей, влиять на важные политические решения, принимаемые мужчинами, и выращивать урожай ради собственной выгоды. Когда сельскохозяйственное производство товарных культур стало прибыльным, как, например, на юго-востоке Уганды в 1920-е годы, мужчины часто претендовали на права на землю, принадлежащую их родственницам-женщинам, и их требования поддерживались местными советами и судами протекторатов. [4]
Полигамия
[ редактировать ]Практика полигинных браков, позволяющая мужчине жениться более чем на одной женщине, усилила некоторые аспекты мужского доминирования. Однако они также предоставили женщинам арену для сотрудничества в борьбе против мужского доминирования. [4]
В Уганде мужчина иногда предоставляет старшей жене «мужской статус», позволяя ей вести себя как равная по отношению к мужчинам и как вышестоящая по отношению к другим его женам. В двадцатом веке полигинные браки представляли собой социальные связи, которые юридически не признавались браком, оставляя женщин без законных прав на наследство или содержание в случае развода или вдовства. [4]
Гендерное равенство
[ редактировать ]Как и многие другие страны, Уганда сталкивается с многочисленными препятствиями на пути к гендерному равенству. После того, как гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин были включены в число целей развития тысячелетия ООН в 2000 году , Сектор юстиции, правопорядка Уганды (JLOS) отреагировал в своем ежегодном отчете «Гендер и доступ к правосудию» (2001) , в котором рассматривались различные препятствия на пути к доступу к правосудию. [5] В 2012 году JLOS сообщила, что из-за патриархата и отсутствия гендерного равенства большинство бедных составляют женщины; многие из которых не знают или лишены определенных прав, таких как владение землей. [6]
Еще одной проблемой считается гендерное насилие. По данным властей Угандийской полиции, многие угандийцы воспринимают избиение женщин как давнюю социальную норму. [7] В 2001 году опрос показал, что 90% женщин сообщили, что «избиение жены или партнерши оправдано при некоторых обстоятельствах». [8] , опубликованной в 2018 году В статье Reuters , была подчеркнута обеспокоенность по поводу гендерного насилия при освещении истории о 20 трупах молодых женщин вдоль обочин дорог к югу от Кампалы . [7] Помимо отсутствия справедливости и защиты от насилия, существует значительный гендерный разрыв в сфере образования.
Женщины недостаточно представлены в сфере финансовых услуг Уганды: женщины контролируют около 39 процентов угандийских фирм, однако они получают лишь 9 процентов коммерческих кредитов. У них на 40% меньше шансов иметь банковский счет, чем у мужчин. Кроме того, только 25% женщин используют мобильные деньги. [9] [10]
Национальная стратегия финансовой доступности Уганды направлена на решение этой проблемы, во которой стоит Банк развития Уганды главе (UDBL). Европейский инвестиционный банк предоставил им кредитную линию в размере 15 миллионов евро в рамках Восточноафриканского регионального фонда, ориентированного на МСП, и проекта организации SheInvest for Africa. [9] [11] [12]
Национальная стратегия финансовой доступности Уганды в настоящее время уделяет особое внимание частным предприятиям, возглавляемым женщинами, посредством нового проекта, получившего название 2X Challenge. 2X Challenge — это обязательство финансовых институтов развития инвестировать 3 миллиарда долларов в расширение экономических прав и возможностей женщин к концу 2020 года. Цель проекта — продвигать женщин как предпринимателей, бизнес-лидеров и работников. [9] [13]
сельское хозяйство и агробизнес . В портфеле Банка развития Уганды больше всего фирм, возглавляемых женщинами, приходится на [9] [14]
Гендерный разрыв и образование
[ редактировать ]Согласно отчету Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве за 2017 год, Уганда занимает 45-е место из 144 стран на основе четырех ключевых показателей: экономическое участие и возможности, уровень образования, здоровье и выживание, а также политические полномочия. В разделе отчета, посвященном оценочным карточкам стран, показано, что Уганда занимает первое место по охвату начальным образованием и лишь 127-е место по среднему образованию. [15] Это означает, что для большинства девочек в Уганде учеба прекращается до или вскоре после достижения подросткового возраста. [16] Культурная практика, согласно которой родители в большей степени полагаются на девочек, чем на мальчиков, в выполнении домашних обязанностей, может быть основной причиной такого неравенства в образовании. [17] [18]
Исследование, проведенное Мартиной Бьоркман-Нюквист в 2013 году, показало резкое снижение посещаемости школ женщинами, когда их домохозяйства столкнулись с финансовыми трудностями из-за отсутствия дождя/урожая или других экономических проблем. [19] А в округах, где обучение было бесплатным, было отмечено значительное снижение оценок учениц в периоды экономических трудностей. Между тем, исследование показало, что мальчики остались невредимыми в любом сценарии. [19] Будь то экономические потрясения, ранняя нежелательная беременность или бегство от семейного насилия, многим девочкам приходится преждевременно прекращать обучение. В результате эти молодые женщины сталкиваются с ограниченными возможностями трудоустройства, и значительное количество из них вступают в нездоровые сексуальные отношения или вынуждены заниматься секс-работой в Кампале, чтобы выжить и поддержать свои семьи. [20] [21] [22]
Меры по обеспечению гендерного равенства
[ редактировать ]Действия, предпринятые для преодоления этих гендерных различий и восстановления справедливости, послужили катализатором развития, предоставив женщинам Уганды возможность воспользоваться различными правами, позициями и возможностями. В округе Касесе, Западная Уганда, Система обучения гендерным действиям (GALS) обеспечивает обучение производству и торговле основными продуктами питания в стране: кофе, кукурузой и фруктами. Благодаря подобным инициативам женщины получают доступ к необходимому здравоохранению и образованию, что помогает им избежать ловушки бедности . Результаты исследований также указывают на снижение уровня гендерного насилия, поскольку женщины становятся ключевым фактором поддержки местной экономики. [23]
Исследование МВФ 2016 года показало, что гендерное бюджетирование очень успешно в таких странах к югу от Сахары, как Уганда и Руанда. Когда целевые фонды обеспечивают чистую воду и электричество, сокращение ежедневных домашних дел делает более возможным заработать деньги, необходимые для образования девочки. [24] Посредством программ обучения и консультирования пар в рамках Организации поддержки СПИДа (TASO) женщины приобретают навыки самоутверждения, которые помогают им лучше ориентироваться в выборе отношений и практике безопасного секса. [25] Такие клубы, как «Расширение прав и возможностей средств к существованию и подростков» (ELA), ставят перед собой цель помочь девочкам избежать подростковой беременности и брака с несовершеннолетними. [26]
Сопротивление изменению норм
[ редактировать ]Изменение старых социальных норм встретило определенное сопротивление и негативные последствия. После общественных кампаний по защите прав женщин Уганда стала одной из стран, отмеченных Всемирной организацией здравоохранения, которые столкнулись с негативной реакцией, приведшей к насилию. [27] В ходе четырехлетнего исследования, проведенного в Ракаи (Уганда), было отмечено широко распространенное беспокойство как среди женщин, так и среди мужчин, поскольку инициативы по обеспечению равенства бросают вызов концепции места женщины в доме и обществе в целом. Поскольку женщины получают больше финансовой самостоятельности и власти в семье, многие выражают обеспокоенность тем, что этот вызов традиционным гендерным ролям может заставить мужчин чувствовать угрозу и реагировать домашним насилием. В исследовании Ракаи подчеркивается важность наличия общественных инициатив, которые могут расширить культурное понимание, признав, что расширение прав и возможностей женщин и равенство имеют множество преимуществ. [28] [29]
История
[ редактировать ]Женщины начали организовываться для осуществления своей политической власти еще до обретения независимости. В 1960 году Совет женщин Уганды, возглавляемый Эдит Мэри Батарингая, принял резолюцию, призывающую к тому, чтобы законы, касающиеся брака, развода и наследования, были зафиксированы в письменной форме и опубликованы по всей стране, что стало первым шагом на пути к кодификации традиционных и современных практик. В течение первого десятилетия независимости этот совет также настаивал на юридических реформах, которые предоставили бы всем женщинам право владеть собственностью и сохранять опеку над своими детьми в случае расторжения их брака. [4]
В 1970-х и начале 1980-х годов насилие, охватившее Уганду, особенно тяжело ударило по женщинам. Экономические трудности ощущались в первую очередь дома, где женщины и дети не имели экономического выбора, доступного большинству мужчин. Женская работа стала отнимать больше времени, чем раньше; эрозия государственных услуг и инфраструктуры снизила доступ к школам, больницам и рынкам. Даже поездка в близлежащие города зачастую была невозможна. Однако некоторые угандийские женщины считали, что годы войны укрепили их независимость, поскольку нарушение нормальной семейной жизни открыло новые возможности для обретения экономической независимости, а в правительственных отчетах говорилось, что число женщин, занятых в торговле, увеличилось в конце 1970-х - начале 1980-х годов. [4]
Правительство Мусевени в конце 1980-х годов обязалось ликвидировать дискриминацию в отношении женщин в официальной политике и практике. Женщины активно участвуют в Армии национального сопротивления (НРА), и Мусевени назначил женщину, Джоан Каквензире, в комиссию из шести человек для документирования злоупотреблений со стороны военных. Правительство также постановило, что по одной женщине будет представлять каждый округ в Совете национального сопротивления. Кроме того, управляемый правительством Коммерческий банк Уганды запустил план сельского кредитования, чтобы сделать фермерские кредиты более доступными для женщин. [4]
Мусевени назначил Джойс Мпангу министром по делам женщин и развития в 1987 году, и она объявила о намерении правительства повысить заработную плату женщин, увеличить кредиты и возможности трудоустройства женщин, а также улучшить жизнь женщин в целом. В 1989 году две женщины занимали посты министров и три — заместителя министра в кабинете НРМ. [30] Женщины-государственные служащие и специалисты также сформировали организацию «Действие в целях развития» для оказания помощи женщинам в пострадавших от войны районах, особенно в опустошенном регионе Луверо в центральной Уганде. [4]
Ассоциация женщин-юристов Уганды, основанная в 1976 году, в начале 1988 года открыла клинику юридической помощи для защиты женщин, столкнувшихся с потерей имущества или детей из-за развода, раздельного проживания супругов или вдовства. Ассоциация также стремилась расширить возможности получения образования для женщин, увеличить выплаты алиментов (эквивалент 0,50 доллара США в месяц в 1989 году) в случае развода, установить общие правовые основания для развода как для мужчин, так и для женщин, установить общие уголовные кодексы для мужчин и женщин. , помогать женщинам и детям, ставшим жертвами СПИДа, и реализовывать общенациональные образовательные программы для информирования женщин об их законных правах. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве за 2021 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет по процессу совместной оценки бедности в Уганде по району Мубенде» (PDF) . Январь 2002 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Страноведческое исследование Уганды . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1990 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Цели развития тысячелетия» . ПРООН . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ «Профиль гендерной статистики» (PDF) . Статистическое бюро Уганды . Раздел «Правосудие, закон и порядок»: 8, 9 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Льютон, Томас. «Мужчины-феминисты в полиции Уганды наносят удар по убийствам женщин» . НАС . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Почему новое глобальное богатство образованных женщин вызывает негативную реакцию» . PBS NewsHour . 31 мая 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Женщина, управляющая фабрикой по производству подушек в Уганде, получает финансовую подушку» . Европейский инвестиционный банк . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ Мугаби, Энок. «Развитие женского предпринимательства в Уганде» (PDF) .
- ^ «Уганда запускает Национальную стратегию финансовой доступности на 2017–2022 годы» . Уганда запускает Национальную стратегию финансовой доступности на 2017–2022 годы . 27 октября 2017 г. Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Наша новая стратегия – Банк развития Уганды» . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «2X вызов» . 2X вызов . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Новое исследование ODI показывает, как гендерные нормы сдерживают сельское хозяйство в Уганде» . odi.org . 19 мая 2021 г. Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Проводник данных» . Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2017 год . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ «Гендерное неравенство по-прежнему остается проблемой в сфере образования – доклад» . Монитор . 10 января 2021 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Культура Уганды - история, люди, одежда, женщины, верования, еда, семья, общество, одежда» . www.everycultural.com . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Одага, Джеффри (2020). «Гендер в системе высшего образования Уганды» . Социальные и гуманитарные науки Открыть . 2 (1): 100023. doi : 10.1016/j.ssaho.2020.100023 . ISSN 2590-2911 .
- ^ Jump up to: а б Бьоркман-Нюквист, Мартина (30 июля 2013 г.). «Потрясения доходов и гендерные различия в образовании: данные из Уганды» . Журнал экономики развития . 105 : 237–253. дои : 10.1016/j.jdeveco.2013.07.013 .
- ^ Мбонье, Мартин; Налукенге, Уинифред; Накаманья, Сара; Налусиба, Бетти; Король, Рэйчел; Вандепитт, Джудит; Сили, Джанет (14 июня 2012 г.). «Гендерное неравенство в жизни женщин, вовлеченных в секс-бизнес в Кампале, Уганда» . Журнал Международного общества по СПИДу . 15 (3(Приложение 1)): 1–9. дои : 10.7448/ias.15.3.17365 . ISSN 1758-2652 . ПМЦ 3499847 . ПМИД 22713353 .
- ^ «Секс-работа в Уганде: Рискованный бизнес – масштабы» . Объем . 19 марта 2014 г. Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Одага, Джеффри (2020). «Гендер в системе высшего образования Уганды» . Социальные и гуманитарные науки Открыть . 2 (1): 100023. doi : 10.1016/j.ssaho.2020.100023 . ISSN 2590-2911 .
- ^ Майю, Линда (декабрь 2012 г.). «Учет гендерной проблематики в развитии цепочки создания стоимости: опыт системы обучения гендерным действиям в Уганде». Развитие предпринимательства и микрофинансирование . 23 (4): 319–337. дои : 10.3362/1755-1986.2012.031 . S2CID 154628962 .
- ^ Стоцкий, Джанет Г. (июль 2016 г.). «Африка к югу от Сахары: обзор усилий по гендерному бюджетированию» (PDF) . Рабочий документ МВФ . WP/16/152: 15–16.
- ^ Мурииса, Робертс Кабеба (январь 2010 г.). «Роль НПО в решении проблемы гендерного неравенства и ВИЧ / СПИДа в Уганде». Канадский журнал африканских исследований . 44 (3): 605–623.
- ^ «ЮНФПА в Уганде | Лучшая жизнь для девочек, лучшее будущее для Уганды» . uganda.unfpa.org . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «Почему новое глобальное богатство образованных женщин вызывает негативную реакцию» . PBS NewsHour . 31 мая 2018 года . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Маллинакс, Марго; Хиггинс, Дженни; Вагман, Дженнифер; Накьянджо, Грейс; Кигози, Годфри; Сервадда, Дэвид; Вавер, Мэри; Грей, Рональд; Налугода, Фред (апрель 2013 г.). «Понимание и реакция сообщества на гендерное равенство и расширение прав и возможностей в Ракаи, Уганда». Глобальное общественное здравоохранение . 8 (4): 465–478. дои : 10.1080/17441692.2013.768686 . ПМИД 23463914 . S2CID 205911343 .
- ^ «АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ: УГАНДА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2018 г.
- ^ «50 лет: светлое будущее для матерей и детей» . Новое видение . 20 июля 2012 г. Проверено 1 июля 2024 г.