Женщины в Алжире
![]() Алжирские женщины одеты в традиционные одежды. | |
Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 112 (2017) |
Женщины в парламенте | 8.11% (2021) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 79.30% (2021) |
Женщины в рабочей силе | 19.5% (2021) |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
Ценить | 0.499 (2021) |
Классифицировать | 126 место из 191 |

Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
На протяжении всей истории Алжира как независимого государства между борцами за права женщин и консерваторами существовал конфликт по поводу статуса женщин в Алжире . [2] Семейный кодекс Алжира 1984 года закрепил определенные формы гендерного неравенства и дискриминации в отношении женщин. [2] Некоторые прогрессивные реформы были реализованы в поправках к закону 2005 года, но женщины по-прежнему неравны в соответствии с алжирским законодательством. [2]
Фон
[ редактировать ]
Алжир – страна в Северной Африке на побережье Средиземного моря. После длительного правления Франции Алжир получил независимость от Франции в 1962 году. Гражданская война в Алжире (1991-2002 годы) отрицательно повлияла на благосостояние женщин. 99% населения составляют арабы-берберы, и такой же процент составляют мусульмане, преимущественно сунниты. [3] В Алжире, как и в остальной части региона Ближнего Востока и Северной Африки , женщины традиционно считаются более слабыми, чем мужчины, и от них ожидается, что они будут подчиняться мужчинам. В Алжире также сильна культура семейной чести , которая связана с женской скромностью. [4]
Брак и личная жизнь
[ редактировать ]Законный возраст вступления в брак для мужчин и женщин составляет девятнадцать лет. [5] Многие алжирские женщины выходят замуж и создают семьи в гораздо более старшем возрасте, чем при французском правлении. Причинами перемен являются образование, приверженность работе и изменение социальных отношений. В 2010 году общий коэффициент рождаемости составил 1,76 рожденных детей на одну женщину. Это снижение с 2,41 в 2009 году и 7,12 в 1970-х годах, сразу после войны Алжира за независимость от Франции.
Французские колонизаторы выступали против ношения хиджаба из-за своей светской суверенной конституции и концепции laïcité . Светская конституция Франции основана на Декларации прав человека и гражданина 1789 года .
Образование и трудоустройство
[ редактировать ]В 1845 году Эжени Алликс Люс открыла первую школу для девочек - школу Люсе-Бенабен в Алжире; однако лишь немногим местным девочкам их семьи разрешали учиться в светских школах, и только небольшая элита могла учиться во французских школах. [6]
До обретения страной независимости очень немногие коренные алжирские женщины умели читать и писать. Это стало результатом введенного Францией запрета на исламское образование для всего коренного населения Алжира. Это также привело к закрытию многих школ до тех пор, пока их не стало едва достаточно, чтобы удовлетворить потребности страны. [7] После обретения независимости в 1990 году «93% мальчиков и 83% девочек в возрасте от 6 до 15 лет посещали школу. Девочки составляли 49% всех учеников, поступивших на экзамен на степень бакалавра, а студентки составляли 40% всех университетов». [8] По данным структуры «ООН-женщины», уровень грамотности среди женщин достиг 81,4%, тогда как уровень грамотности среди мужчин составляет 75,3%. [9]
После обретения независимости североафриканские и алжирские женщины пользуются гораздо большим количеством прав человека, чем их коллеги в соседних и других африканских странах. Алжирские женщины могут наследовать имущество, развестись, сохранить опеку над своими детьми, получить образование и работать во многих сферах общества. [10] Женщины составляют 70 процентов адвокатов Алжира и 60 процентов судей. [10] Они также доминируют в сферах медицины, здравоохранения и науки. [10] Женщины все чаще вносят больший вклад в семейный доход, чем мужчины. [10] По состоянию на 2007 год шестьдесят пять процентов студентов университетов - женщины, причем более 80% из них поступают на работу после окончания учебы. [10] Члены семьи поощряют их получить образование и внести свой вклад в жизнь алжирского общества. Алжирские женщины одними из первых в Северной Африке стали водителями такси и автобусов. [10] Их число также увеличивается в полиции и на должностях в сфере безопасности. [11] Кроме того, согласно отчету ЮНЕСКО, опубликованному в феврале 2021 года и озаглавленному «Гонка со временем за более разумное развитие», в Алжире доля женщин-выпускников-инженеров составляет 48,5%. [12]
История
[ редактировать ]Алжир был французской колонией, Французским Алжиром , между 1830 и 1962 годами. В 19 веке алжирские женщины жили в условиях гендерной сегрегации в гаремах . Французы очень мало сделали для освобождения женщин. В франко-алжирской конвенции 1830 года , подписанной 5 июля 1830 года между французами и Хусейном Деем , последним беем Алжира, французы согласились уважать традиционные культурные обычаи алжирцев, а это означало, что французские законы должны были применяться только французским женщинам-колонисткам, в то время как коренные алжирские женщины должны были продолжать подчиняться исламскому праву. [13] В результате жизнь алжирских женщин долгое время оставалась неизменной, а все реформы, если они вообще происходили, шли медленно. [14]
Хотя Эжени Алликс Люс основала в 1840-х годах школу, которая принимала в ученицы алжирских девочек, это был единичный пример. Французский закон Жюля Ферри об обязательном начальном образовании для обоих полов, введенный в 1880-х годах, не распространялся на алжирских девочек, и в 1950-х годах только 4 процента алжирских девочек посещали школу. [15] В 1930 г. были открыты образовательные центры для алжирских женщин, но число учениц было невелико, и в 1962 г. 90% алжирских женщин были неграмотными. [16] В соответствии с договором 1830 года реформы французов в защиту прав женщин в Алжире в основном ограничивались предоставлением женщинам более широких прав на развод, а также реформами избирательного права женщин и повышением брачного возраста для женщин в 1958 году. [17]
Во французском Алжире традиционные обычаи и традиции, защищенные договором 1830 года, рассматривались алжирцами как бастион сопротивления французскому колониализму. [18] В результате алжирцы оставались очень консервативными в отношении прав женщин, за исключением небольшой образованной элиты, а предложения реформ исламского семейного права встретили сильное сопротивление в 1930-х годах. [19]
Лишь в 1940-х годах права женщин нашли поддержку среди алжирцев, поскольку женщины были вовлечены в борьбу за политическую независимость, и именно в рамках политической системы были основаны первые женские организации, в частности Союз алжирских женщин (УФА) и Ассоциация женщин . Алжирские мусульманки (AFMA). [20] Во время войны за независимость Алжира хиджаб использовали как алжирцы, так и французы. Французы использовали ношение хиджаба как символ освобождения, которого женщины могли достичь при поддержке французов, в то время как алжирцы отреагировали на это, рассматривая ношение хиджаба как символ сопротивления колониализму. [21] После войны женщины не добились освобождения, а вместо этого подверглись репрессивному консервативному семейному закону. [22]
Роль женщин в алжирской войне
[ редактировать ]
Женщины выполняли ряд различных функций во время войны в Алжире. Большинство мусульманок, ставших активными участницами, выступили на стороне Фронта национального освобождения (ФНО). Французы включили некоторых женщин в свои военные действия, но они не были настолько полностью интегрированы и на них не возлагались такие же задачи, как на их алжирских сестер. Общее количество женщин, участвовавших в конфликте, согласно данным послевоенного учета ветеранов, насчитывает 11 000 человек, но возможно, что это число было значительно выше из-за занижения данных. [23]
Существует различие между двумя разными типами женщин, которые стали участвовать в этой деятельности: городскими и сельскими. Городские женщины, составляющие около двадцати процентов от общей численности, получили какое-то образование и обычно предпочитали вступать на сторону ФНО по собственному желанию. [24] С другой стороны, в основном неграмотные сельские женщины, оставшиеся восемьдесят процентов, из-за своего географического положения относительно операций ФНО часто оказывались вовлеченными в конфликт в результате близости в сочетании с применением силы. [24]
Во время восстания женщины действовали в различных областях. «Женщины активно участвовали в боевых действиях, шпионах, сборщиках средств, а также медсестрах, прачечных и поварах», [25] «женщины помогали мужским боевым силам в таких областях, как транспорт, связь и управление», [26] Диапазон участия женщины может включать как боевые, так и небоевые роли. Хотя большинство задач, которые выполняли женщины, касались некомбатантов, чаще замечались те, которые касались ограниченного числа участников актов насилия. Реальность заключалась в том, что «сельские женщины в маки [сельских районах] поддерживают сети» [27] собрало подавляющее большинство принявших участие. Это делается не для того, чтобы маргинализировать тех женщин, которые действительно участвовали в актах насилия, а просто для того, чтобы продемонстрировать, что они составляют меньшинство.
Пост-независимость
[ редактировать ]До войны за независимость женщины в целом были исключены из политической жизни. Несмотря на то, что алжирские женщины сыграли большую роль в войне за независимость, сразу после войны после 1962 года роль женщин как комбатантов и борцов была исключена из исторического повествования «патриархальным националистическим движением». [28] Итак, гендерные роли изменились только во время войны за независимость, после чего женщинам было предложено вернуться к первоначальным задачам домохозяек. Во время первого Национального собрания из 194 присутствовавших членов было только 10 женщин. Все эти женщины принимали участие в войне за независимость. На втором заседании Национальной ассамблеи из 138 членов 2 были женщинами. [29]
Когда Бен Белла стал президентом в 1963 году, он попытался включить женщин в алжирское социалистическое общество и побудить мужчин позволить женщинам начать работать и участвовать в процессе национального строительства. При правлении Бена Беллы женщинам не было обязательно носить чадру или хайк. Однако после свержения Бена Беллы и правления Бумедиена в 1965 году он начал преобразовывать страну, чтобы вернуться к ее «арабским исламским корням». [30]
В 1960-х и 1970-х годах алжирское общество определяло каждый аспект общественной и частной жизни женщин. Однако для многих алжирских феминисток проблемы, с которыми они столкнулись, не должны были ограничиваться только гендерными вопросами. Проблемы, с которыми сталкиваются алжирские женщины, следует рассматривать через более широкую призму, в контексте экономического развития и образования. Как сказала Зохра Дриф: «Освобождение мужчин и женщин сводится к вопросу образования». [31] Лишь в сентябре 1981 года, после принятия семейного кодекса, алжирские женщины, участвовавшие в войне за независимость, решили снова вступить в политику и публично протестовать против этого проекта. Поскольку этот кодекс подрывает права женщин. Семейный кодекс, ставший законом в 1984 году, очень четко описывает сексизм. Статья 39 возлагает на алжирских женщин «юридическую обязанность подчиняться своим мужьям». Статья 11 запрещает женщинам заключать собственные брачные контракты, если их не представляет супружеский опекун». [32]
В октябре 1988 года беспорядки вспыхнули в Алжире, а затем распространились на другие города. С этими беспорядками однопартийной системе пришел конец, и в 1989 году была принята новая конституция, вводящая многопартийную систему и разрешающая создание ассоциаций и политических партий. Было основано более двух тысяч трехсот ассоциаций, тридцать из которых были феминистскими. Некоторые из хорошо известных феминистских ассоциаций того времени были «равными правами для мужчин и женщин», «триумфом прав женщин», «защитой и продвижением женщин» и «эмансипацией женщин». [33]
Сегодня женщины представлены, хотя и не пропорционально мужчинам, как в парламенте, так и на министерских должностях. В 2012 году алжирские женщины заняли 31 процент мест в парламенте, поставив страну на 26-е место в мире и 1-е место в арабском мире. [34] В 2012 году при поддержке Программы развития ООН были проведены политические реформы, призванные обеспечить правовую основу, гарантирующую женщинам 30-процентное представительство в выборных собраниях. [34] На местном уровне этот показатель составил всего 18 процентов из-за того, что в коммунах было трудно найти женщин, желающих появиться в избирательных бюллетенях. [34] В настоящее время Алжир сталкивается с серьезным снижением представительства женщин в парламенте. В то время как женщины имели 145 мест в парламенте 2012 года и 120 мест в парламенте 2017 года, количество мест в 2021 году упало до «34 мест, что составляет лишь 8 процентов от общего числа 407 мест». [35]
После переизбрания президента Бутефлики в 2014 году семь женщин были назначены министрами в его кабинете. В сумме это составляет до 20 процентов всех министерских должностей. Семь новых министерских постов занимают женщины: министр образования Нурия Бенгебрит; министр землеустройства и окружающей среды Далила Буджемаа; министр культуры Надя Лабиди; министр по делам семьи и женщин Муния Меслем; министр почты, информационных технологий и связи Захра Дардури; Министр туризма Нурия Ямина Зерхуни и делегат министра ремесел Айш Табаго. [36] До сих пор не было женщины-главы государства. Луиза Ханун стала первой женщиной как в Алжире, так и в арабском мире, баллотировавшейся на пост президента в 2004 году. [37]
Экономическое участие
[ редактировать ]Когда дело доходит до владения землей, женщины оказываются в невыгодном положении. Их доступ к владению землей ограничен традиционными законами Алжира. Хотя алжирские женщины по закону имеют право на доступ к банковским кредитам и свободу заключать финансовые или деловые контракты, эти действия обычно ограничиваются их мужьями. [38] По-прежнему существует разрыв между мужчинами и женщинами, когда речь идет об их проценте в составе рабочей силы Алжира. В 2019 году женщины в составе рабочей силы Алжира составляли 16,6% по сравнению с мужчинами, которые составляли 66,73%. [39] Кроме того, в 2023 году уровень безработицы среди женщин и мужчин в Алжире соответствовал примерно 20,4 и 9,4 процента. [40] Доля женщин во всех профессиях (наука, техника, медицина, литература) составляет 45 %, а в точных науках, к которым относятся физика, химия и математика, — 50 %. [41]
Семейная жизнь для женщины
[ редактировать ]Что касается правовой защиты женщин в Алжире, существующие меры защиты являются общими/неопределенными и недостаточными. Семейный кодекс 1984 года основан на консервативных религиозных принципах. Хотя закон был изменен Постановлением № 05-02 от 27 февраля 2005 года, он по-прежнему сохраняет множество дискриминационных положений. [42] Кодекс 1984 года имел растущую тенденцию к исламскому фундаментализму. Что, в свою очередь, ставит под угрозу права и привилегии женщин в Алжире. Этот новый семейный кодекс имел ограничения на развод для женщин, требовал опекунов-мужчин для замужних женщин и разрешал многоженство. Согласно этому закону, женщины были юридически обязаны подчиняться своим мужьям во всем, они не имели права подать заявление о разводе, если только не решили отказаться от алиментов. Алжирские женщины не могут выходить замуж за иностранцев и не могут передавать свои имена, национальность или религию своим детям. [43]
Известные цифры
[ редактировать ]- Кахина - женщина-берберский религиозный и военный лидер VII века, возглавившая сопротивление коренных народов арабской экспансии в Северо-Западной Африке.
- Джамила Бухиред и Джамила Бупаша - алжирские революционеры и националисты, выступавшие против французского колониального правления Алжира в 1960-х годах.
- Ассия Джебар - писательница, переводчица и кинорежиссер. Большинство ее работ посвящены препятствиям, с которыми сталкиваются женщины, и она известна своей феминистской позицией.
- Зохра Дриф - юрист на пенсии и вице-президент Совета нации, верхней палаты алжирского парламента.
- Хассиба Бен Буали - лидер войны за независимость Алжира, была убита французскими войсками в своем убежище в 1957 году.
См. также
[ редактировать ]- Алжирские женщины во Франции
- Женская сборная Алжира по футболу
- Женская сборная Алжира по волейболу
- Женская сборная Алжира по гандболу
- Список алжирских женщин-художниц
- Женщины в алжирской войне
- Женщины Алжира в своих квартирах
- Семейный кодекс Алжира
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бордат, Стефани Уиллман; Куцци, Саида (2023), Винг, Адриен К.; Кассим, Хишам А. (ред.), «Откладывание равенства в Семейном кодексе Алжира» , Семейное право и гендер на Ближнем Востоке и в Северной Африке: изменения и застой со времен арабской весны , Cambridge University Press, стр. 78–92, дои : 10.1017/9781139151719.005 , ISBN 978-1-107-02352-9 , заархивировано из оригинала 21 мая 2024 г. , получено 18 мая 2023 г.
- ^ «Алжир» . Всемирная книга фактов . 22 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 4 января 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Мец, Хелен Чапин (1993). Мужчины и Женщины . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Какова минимальная правовая база в отношении брака?» . Девушки, а не невесты . Январь 2015 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ РОДЖЕРС, РЕБЕККА. Имперская история француженки: мадам Люс в Алжире девятнадцатого века. 1-е изд., Stanford University Press, 2013. JSTOR, https://doi.org/10.2307/j.ctvqsdtgp . Архивировано 21 мая 2024 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 декабря 2022 г.
- ^ Хеггой, Альф Эндрю (1973). «Образование во французском Алжире: очерк культурного конфликта». Сравнительный обзор образования . 17 (2): 180–197. дои : 10.1086/445693 . JSTOR 1186812 . S2CID 144718127 .
- ^ Даниэль Джамила, Амран-Минн (1999). «Женщины и политика в Алжире от войны за независимость до наших дней» . Исследования африканской литературы . 30 (3): 62–77. дои : 10.2979/RAL.1999.30.3.62 . JSTOR 3821017 . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Алжир» . ООН Женщины . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Слакман, Майкл (26 мая 2007 г.). «Тихая революция в Алжире: достижения женщин» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ Лоу, Кристиан (6 августа 2009 г.). «Женщины-полицейские Алжира бросают вызов опасностям и стереотипам» . Reuters . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 10 июля 2021 года .
- ^ «В Алжире самый высокий процент женщин-инженеров в мире» . Алжирские женщины в науке . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Могадам, Валентин (1994-06) (на английском языке). Гендер и национальная идентичность: женщины и политика в мусульманских обществах. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-85649-246-1
- ^ Де Гроот, Джерард, Пенистон-Берд, Коринна. Солдат и женщина: сексуальная интеграция в армии. Нью-Йорк: Лонгман, 2000, с. 247.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лазрег, Марния. Красноречие молчания. Лондон: Рутледж, 1994, с. 120.
- ^ Туршен, Мередит (2002). «Алжирские женщины в освободительной борьбе и гражданской войне: от активных участниц к пассивным жертвам?». Социальные исследования . 69 (3): 889–911. дои : 10.1353/sor.2002.0047 . JSTOR 40971577 . S2CID 140869532 .
- ^ Де Гроот, Джерард, Пенистон-Берд, Коринна. Солдат и женщина: сексуальная интеграция в армии. Нью-Йорк: Лонгман, 2000, с. 223.
- ^ Винс, Наталья (13 сентября 2010 г.). «Преодоление границ: пол, раса, религия и «французские мусульмане» во время войны за независимость Алжира» . Французские исторические исследования . 33 (3): 445–474. дои : 10.1215/00161071-2010-005 .
- ^ Винс, Наталья (2015). "Введение". Наши боевые сестры . Издательство Манчестерского университета. стр. 1–28. JSTOR j.ctt1mkbd2f.8 .
- ^ Амран-Минн, Даниэль Джамила (1999). «Женщины и политика в Алжире от войны за независимость до наших дней» . Исследования африканской литературы . 30 (3): 62–77. дои : 10.2979/RAL.1999.30.3.62 . JSTOR 3821017 . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Винс, Наталья (2015). Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 296. JSTOR j.ctt1mkbd2f . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Винс, Наталья (2015). Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 296. JSTOR j.ctt1mkbd2f . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ КЕБСИ, ЮХЕНЕ (21 октября 2022 г.). «СЕКСИСТСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС АЛЖИРА ДАВНО НАЖАЛА РЕФОРМА» . Арена . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Амран-Минн, Даниэль Джамила (1999). «Женщины и политика в Алжире от войны за независимость до наших дней» . Исследования африканской литературы . 30 (3): 62–77. дои : 10.2979/RAL.1999.30.3.62 . JSTOR 3821017 . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Программа развития ООН. «Будущее в политике для женщин Алжира» . ПРООН . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Марвейн, Ахмед. «Женщины и политика в Алжире: один шаг вперед, два шага назад» . Вашингтонский институт .
- ^ Консультанты по торговому мосту. «Президент Бутефлика назначает 34 члена кабинета министров» . Консультанты по торговому мосту . Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Нейлор, Филипп С. (2015). Исторический словарь Алжира (Четвертое изд.). Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 228. ИСБН 9780810879195 .
- ^ «Гендерное равенство и женские проблемы – Алжир» . www.acelebrationofwomen.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2017 г. Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ Салех, Мариам. «Уровень участия в рабочей силе в Алжире с 2010 по 2021 год в разбивке по полу» . Статистика . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Уровень безработицы в Алжире в 2010-2024 годах по полу» . Статистика . Статистический исследовательский отдел. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Назиха, Кесри (1999). «Алжирские женщины в точных науках» . Материалы конференции AIP . 1119 :73. дои : 10.1063/1.3137913 .
- ^ «Семейный кодекс 1984 года изменен Постановлением № 05-02 от 27 февраля 2005 года» . Равенство сейчас . Архивировано из оригинала 8 июля 2016 г.
- ^ Смаил Салхи, Захия (2003). «Алжирские женщины, гражданство и «Семейный кодекс» » . Гендер и развитие . 11 (3): 27–35. дои : 10.1080/741954367 . JSTOR 4030558 . S2CID 144164897 . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 г. Проверено 21 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]