Женщины в буддизме
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
Часть серии о |
буддизм |
---|
Женщины в буддизме – это тема, к которой можно подойти с различных точек зрения, включая теологию , историю , антропологию и феминизм . Тематические интересы включают богословский статус женщин, обращение с женщинами в буддийских обществах дома и в обществе, историю женщин в буддизме и сравнение опыта женщин в различных формах буддизма. Как и в других религиях , опыт буддийских женщин значительно различается.
Такие ученые, как Бернар Фор и Миранда Шоу, согласны с тем, что буддийские исследования находятся в зачаточном состоянии с точки зрения решения гендерных проблем . Шоу дал обзор ситуации в 1994 году:
В случае индо-тибетского буддизма некоторый прогресс был достигнут в области женщин в раннем буддизме, монашестве и буддизме Махаяны. Две статьи серьезно затронули тему женщин в индийском тантрическом буддизме, тогда как несколько больше внимания было уделено тибетским монахиням и йогиням-мирянам. [1]
Однако Кхандро Ринпоче , женщина- лама тибетского буддизма , преуменьшает значение растущего внимания к этой теме:
Когда говорят о женщинах и буддизме, я заметил, что люди часто рассматривают эту тему как нечто новое и необычное. Они считают, что женщины в буддизме стали важной темой, потому что мы живем в наше время, и сейчас очень много женщин практикуют Дхарму. Однако это не так. Женская сангха существует здесь уже много столетий. Мы не привносим что-то новое в 2500-летнюю традицию. Корни есть, и мы просто наполняем их энергией. [2]
Масатоши Уэки провел комплексную оценку положения женщин и гендерного равенства в буддизме, основанную на диахроническом текстологическом анализе китайской буддийской литературы от раннего буддизма до Лотосовой сутры . Уэки использовал тонкую интерпретацию терминов «мужчина» и «женщина», выходя за рамки простых биологических характеристик, вместо этого подчеркивая их функциональные роли в обществе, которые он называл «мужским принципом», или качествами Ян , и «женским принципом», или качествами Инь. Его расследование завершилось выводом о том, что учение Шакьямуни не делает различий в отношении просвещения женщин, тем самым утверждая гендерное равенство в буддизме.
Установление мужского начала в равной мере с женским – естественный порядок вещей. Они никогда не должны существовать во взаимоисключающих отношениях. Не следует делать акцент на одном в ущерб другому, поскольку оба необходимы. ...будет ли установление истинного Я фактом реальности как для мужчин, так и для женщин. [3]
Хронология женщин в буддизме
[ редактировать ]- VI век до нашей эры: Махападжапати Готами , тетя и приемная мать Будды, была первой женщиной, получившей буддийское посвящение. [4] [5]
- V век: Праджнятара был двадцать седьмым индийским патриархом дзэн-буддизма и учителем Бодхидхармы . [6] Хотя Праджнятара обычно считается мужчиной и числится среди патриархов Чань (все они мужчины), практикующие буддизм 20-го века предположили, что Праджнятара могла быть женщиной. [7]
- XIII век: Первой женщиной-мастером дзэн в Японии была японская настоятельница Мугай Нёдай (1223–1298). [8] [9]
- 1880: Мадам Блаватская и полковник Олкотт стали первыми жителями Запада, получившими прибежище и обеты, церемонию, посредством которой человек традиционно становится буддистом; таким образом, Блаватская была первой западной женщиной, сделавшей это. [10]
- 1928: В Таиланде был принят светский закон, запрещающий полное посвящение женщин в буддизм. Однако этот закон был отменен через некоторое время после того, как Варанггана Ванавичайен стала первой женщиной-монахом, получившей сан в Таиланде в 2002 году.
- 1966: Фреда Беди , британка, стала первой западной женщиной, принявшей посвящение в тибетский буддизм . [11]
- 1971: Ворамаи, также известная как Та Тао Фа Цзы, стала первой полностью посвященной тайской женщиной в линии Махаяны на Тайване и превратила дом своей семьи в монастырь. [12] [13]
- 1976: Каруна Дхарма стала первой полностью рукоположенной женщиной-членом буддийской монашеской общины в США. [14]
- 1981: Ани Пема Чодрон - американка, которая была рукоположена в бхиккуни (полностью посвященная буддийская монахиня) в линии тибетского буддизма в 1981 году. Пема Чодрон была первой американкой, получившей сан буддийской монахини в тибетской буддийской традиции. . [15] [16]
- 1988: Джецунма Акон Лхамо , американка, ранее звавшаяся Кэтрин Берроуз, стала первой западной женщиной, названной ламой-реинкарнацией. [17]
- 1996: Благодаря усилиям Сакьядхиты , Международной ассоциации буддийских женщин, десять шри-ланкийских женщин были рукоположены в бхиккуни в Сарнатхе, Индия. [18]
- 1996: Субхана Барзаги Роши стала первой женщиной-роси (учителем Дзен) Алмазной Сангхи, когда она получила передачу 9 марта 1996 года в Австралии. На церемонии Субхана также стала первой женщиной-роси в линии роши Роберта Эйткена . [19]
- 1997 Досточтимая Улин, американка из Нью-Йорка, 1946 года рождения. Приняла сан на Тайване и следует китайской школе Чистой Земли традиции буддизма Махаяны. [20] [21] [22]
- 1998: Шерри Чаят, родившаяся в Бруклине, стала первой американкой, получившей передачу в школе буддизма Риндзай. [23] [24] [25]
- 1998: После 900 лет без таких рукоположений Шри-Ланка снова начала рукополагать женщин в полностью рукоположенные буддийские монахини, называемые бхиккуни . [26]
- 2002: Кхенмо Дролма, американка, стала первой бхиккуни (полностью рукоположенной буддийской монахиней) в линии буддизма Дрикунг Кагью , отправившейся на Тайвань для принятия посвящения. [27]
- 2002: 55-летняя буддийская монахиня Варанггана Ванавичайен стала первой женщиной-монахом, получившей сан в Таиланде. Она была рукоположена женщиной-монахом из Шри-Ланки в присутствии тайского монаха-мужчины. Священные писания Тхеравады, как их интерпретируют в Таиланде, требуют, чтобы женщина была посвящена в монахи, на церемонии должны присутствовать как мужчина, так и женщина-монах. [28] Через некоторое время после этого в Таиланде был отменен светский закон, запрещающий полное посвящение женщин в буддизм, принятый в 1928 году.
- 2003: Айя Судхамма Бхиккуни стала первой женщиной американского происхождения, получившей посвящение в монашество в школе Тхеравады в Шри-Ланке. [29] [30] [31]
- 2003: 28 февраля 2003 года Дхаммананда Бхиккуни, ранее известная как Чацумарн Кабилсингх, стала первой тайской женщиной, получившей полное посвящение в монахини Тхеравады. [32] Она была рукоположена в Шри-Ланке. [33]
- 2003: Саккавади и Гунасари были рукоположены в монахи в Шри-Ланке , став, таким образом, первыми бирманскими послушницами женского пола в наше время, получившими более высокое посвящение в Шри-Ланке. [34]
- 2004: Кхенмо Дролма , американка, стала первым жителем Запада обоего пола, назначенным настоятелем буддийской линии передачи Дрикунг Кагью , будучи назначенной настоятелем женского монастыря Ваджра Дакини в Вермонте (первого тибетского буддийского женского монастыря в Америке) в 2004. [35]
- 2004: LTJG ВМС США Жанетт Шин стала первым буддийским капелланом, мужчиной или женщиной, в вооруженных силах США . [36]
- 2006: Мерл Кодо Бойд , родившаяся в Техасе, стала первой афроамериканкой, когда-либо получившей передачу Дхармы в дзен-буддизме. [37]
- 2006: Впервые в американской истории было проведено буддийское посвящение, во время которого американка (сестра Ханти-Кхема) приняла обеты саманери (послушницы) под председательством американского монаха ( Бханте Вималарамси ). Это было сделано для буддийской американской лесной традиции в Центре медитации Дхамма Сукха в Миссури. [38]
- 2007: Миокей Кейн-Барретт, родившаяся и рукоположенная в Японии, стала первой женщиной-священником Нитирэн в дочернем Ордене Ничирен Северной Америки. [39]
- 2009: Первое посвящение в бхиккуни в Австралии в буддийской традиции Тхеравады было проведено в Перте, Австралия, 22 октября 2009 года в монастыре Бодхиньяна. Настоятельница Ваяма вместе с Ниродхой, Сери и Хасапанной были рукоположены в сан бхиккуни в результате двойного акта Сангхи, состоящего из бхиккху и бхиккхуни, в полном соответствии с Палийской Винайей. [40]
- 2010: Ассоциация дзэн-буддистов Сото (SZBA) на своем ежегодном собрании 8 октября 2010 года утвердила документ, посвященный женщинам-предкам традиции дзэн. Таким образом, в него могут быть включены предки-женщины, датируемые 2500 лет назад из Индии, Китая и Японии. в учебной программе, ритуалах и обучении, предлагаемых студентам западного дзэн. [41]
- 2010: Был официально освящен первый тибетский буддийский женский монастырь в Америке (женский монастырь Ваджра Дакини в Вермонте), предлагающий посвящение послушников в буддийскую линию Дрикунг Кагью. [35]
- 2010: В Северной Калифорнии четыре монахини-послушницы получили полное посвящение в монашество в соответствии с тайской традицией Теревада , которая включала церемонию двойного посвящения. Бханте Гунаратана На мероприятии присутствовали и другие монахи и монахини. Это было первое подобное рукоположение в Западном полушарии. [42] В следующем месяце в Южной Калифорнии было завершено более полное рукоположение под руководством Уолполы Пиянанды и других монахов и монахинь. В Южной Калифорнии были рукоположены монахи Лакшапатие Самадхи (родившийся в Шри-Ланке), Чарьяпанна, Сусила, Саммасати (все трое родившиеся во Вьетнаме) и Уттаманьяна (родившийся в Мьянме). [43]
- 2011: В апреле 2011 года Институт буддийских диалектических исследований (IBD) в Дхарамсале, Индия, присвоил степень гешемы (тибетскую буддийскую академическую степень) Келсанг Вангмо , немецкой монахине, что сделало ее первой женщиной в мире, получившей эту степень. степень. [44] [45] [46]
- 2012: Эмма Слэйд , британка, стала первой западной женщиной, получившей сан буддийской монахини в Бутане. [47]
- смогли сдать экзамены на звание геше . 2013: Тибетские женщины впервые [48] Геше — тибетская буддийская академическая степень для монахов и монахинь.
- Посвящение Тхеравады в монашество немецкой монахини Саманери Дхиры состоялось 21 июня 2015 года в Аненджа Вихара. [49]
- 2015: Первое монахов посвящение Тхеравады в Индонезии за более чем тысячу лет произошло в Висме Кусалаяни в Лембанге, Бандунг. [50] Среди рукоположенных были Ваджирадеви Садхика Бхикхуни из Индонезии, Медха Бхикхуни из Шри-Ланки, Анула Бхикхуни из Японии, Сантасукха Сантамана Бхикхуни из Вьетнама, Сухи Бхикхуни и Сумангала Бхикхуни из Малайзии и Дженти Бхикхуни из Австралии. [50]
- 2016: Двадцать тибетских буддийских монахинь стали первыми тибетскими женщинами, получившими степень гешема . [51] [46]
- 2022: Терри Омори назначена первой женщиной-президентом буддийских церквей Америки, насчитывающих 12 000 членов . [52]
Женщины в раннем буддизме
[ редактировать ]Часть серии о |
Ранний буддизм |
---|
Основатель буддизма Гаутама Будда разрешал женщинам присоединяться к его монашеской общине и полноценно участвовать в ней, хотя существовали определенные положения или гарудхаммы . Как комментирует Сьюзен Меркотт: «Сангха монахини была радикальным экспериментом для своего времени». [53] Подобным же образом Гурмит Каур пишет: «Ни в обществе, ни в монашеском ордене женщины не признаются духовными лидерами, стоящими выше авторитета мужчин. вызов, который сталкивается с негативной реакцией со стороны буддийской общины». [54]
По словам Дианы Пол, традиционное представление о женщинах в раннем буддизме заключалось в том, что они неполноценны. [55] Рита Гросс соглашается, что «в раннем индийском буддизме присутствует женоненавистническая линия. Но наличие некоторых явно женоненавистнических доктрин не означает, что весь древнеиндийский буддизм был женоненавистническим». [56] В буддийских писаниях есть утверждения, которые кажутся женоненавистническими, например, изображение женщин как препятствий духовному прогрессу мужчин или представление о том, что рождение женщиной оставляет человеку меньше возможностей для духовного прогресса. Однако в обществах, где мужчины всегда были властью и имели более широкий выбор, негативное отношение к женщинам может рассматриваться как простое отражение эмпирической политической реальности. Кроме того, религиозная литература в большей степени адресована мужчинам. Следовательно, буддийский акцент на отказе от чувственных желаний, выраженный в привязанности мужчины к женщине, встречается чаще, чем наоборот. [57] Сочетание позитивного отношения к женственности с откровенно негативными настроениями побудило многих авторов охарактеризовать отношение раннего буддизма к женщинам как глубоко двойственное. [58]
Выдающиеся ученицы Гаутамы Будды
[ редактировать ]Будда назвал имена женщин, как нищенствующих, так и мирянок, которые были образцами достижений и характера. Они перечислены в Панчама Вагге и Чаттха Вагге Ангуттара Никаи соответственно:
- Самый старший по старшинству: Махападжапати Готами.
- Прежде всего в великой мудрости: Кхема
- Передовой по психической силе: Уппалаванна.
- Прежде всего в запоминании Винайи: Патачара.
- Прежде всего в проповедовании Дхаммы: Дхаммадинна.
- На первом месте по поглощению : Сундари Нанда.
- Передовой по энергии : Сона
- Выдающийся в ясновидении: Сакула.
- Прежде всего в быстром прозрении: Бхадда Кундалакеша
- В первую очередь вспоминает прошлые жизни: Бхадда Капилани.
- Выдающийся в великом прозрении: Бхаддакаччана.
- Самый лучший в ношении грубых одежд: Кисаготами.
- Прежде всего в вере : Сингалакамата.
Передовая из мирянок
- Первый в первом обращении к прибежищу: Суджата Сениядхита.
- В первую очередь как донор: Висакха
- На первом месте в обучении: Худжуттара
- Прежде всего, кто обитает в метте : Самавати.
- На первом месте по поглощению: Уттаранандамата.
- Прежде всего в дарении хороших вещей: Суппаваса Колиядхита.
- На первом месте в уходе за больными: Суппия
- На первом месте в эмпирической уверенности: Катияни.
- На первом месте по надежности: Накуламата
- Прежде всего конфиденциально на основе устной передачи: Кани из Курарагхары.
Духовные достижения женщин в буддизме
[ редактировать ]Различные школы и традиции буддизма придерживаются разных взглядов на возможности духовных достижений женщин. [59] Одна важная линия подчеркивает, что с точки зрения духовного достижения женщины и мужчины имеют равные духовные способности и что женщины не только могут, но и во многих случаях достигли духовного освобождения. Такая точка зрения встречается в ряде источников разных периодов, включая раннюю буддийскую литературу традиции Тхеравады , махаянские сутры и тантрические сочинения . Есть истории о женщинах и даже детях, достигших просветления во времена Будды. Более того, буддийские доктрины не делают различия между мужчинами и женщинами, поскольку каждый, независимо от пола, статуса или возраста, подвержен старости, травмам, болезням и смертности; таким образом, страдание и непостоянство, которые характеризуют обусловленное существование, применимы ко всем. [60]
Ограничения духовных достижений женщин в буддизме
[ редактировать ]По словам Бернара Фора, «как и большинство клерикальных дискурсов, буддизм действительно является безжалостным женоненавистническим дискурсом , но что касается женоненавистнических дискурсов, он является одним из наиболее гибких и открытых для множественности и противоречий». [61] Фор утверждает, что древние и средневековые буддийские тексты и традиции, как и другие религии, почти всегда были неблагоприятными или дискриминационными по отношению к женщинам с точки зрения их способности следовать Благородному Восьмеричному Пути , достигать состояния Будды и нирваны . [62] [63] Этот вопрос о презумпциях о «женском религиозном опыте» встречается в индийских текстах, в переводах на неиндийские языки и в региональных неиндийских комментариях, написанных в восточноазиатских королевствах, таких как Китай, Япония и Юго-Восточная Азия. [62] Тем не менее, как и в других индийских религиях, в индийских буддийских текстах встречаются исключения и почитание женщин, а женские буддийские божества также описываются в позитивных терминах и с почтением. Тем не менее, женщины считаются оскверненными менструациями, половыми актами, смертью и родами. Перерождение женщиной рассматривается в буддийских текстах как результат части прошлой кармы и ниже, чем у мужчины. [62]
В буддийской традиции позиции явно мирской власти часто являются отражением духовных достижений человека. Например, боги живут в более высоких сферах, чем люди, и поэтому обладают определенным уровнем духовных достижений. Чакравартины и Будды также более духовно развиты, чем обычные люди. Однако, как утверждает тайваньская монахиня Хэн-Цзин Ши, у женщин в буддизме есть пять препятствий, в том числе неспособность стать царем Брахмы, Шакрой , царем Марой , Чакравартином или Буддой. [59] В теории пяти препятствий [примечание 1] Согласно буддизму, женщина должна переродиться мужчиной, прежде чем она сможет адекватно следовать Восьмеричному Пути и достичь совершенного состояния будды. Лотосовая Сутра аналогичным образом представляет историю дочери Короля Драконов , которая желает достичь совершенного просветления. В Сутре говорится: «Ее женские органы исчезли, мужские органы стали видимыми, затем она появилась как бодхисаттва». [66] В китайских и японских буддийских общинах, начиная с XIX века, помимо этих пяти препятствий, за женщинами признавалось наличие трех подчиненных функций, а именно: необходимость подчиняться женщинам своим родителям в молодости, своим мужьям в среднем возрасте и своим старшим сын в старости, что унаследовало от китайских конфуцианских традиционных текстов «Книги обрядов» , «Конгзи Цзяюй » и индийской «Манавадхармасастра» . [67]
Некоторые ученые, такие как Кеннет Ду Янг Ли, интерпретируют Лотосовую сутру как подразумевающую, что «женщины были способны обрести спасение» либо после того, как они впервые превратились в мужчину, либо переродились в сфере Чистой Земли после следования по Пути. [68] Питер Харви перечисляет множество сутр , которые предполагают, что «угасив мышление женщины и развив мышление мужчины, он родился в своей нынешней мужской форме», а затем продолжает следовать Пути и становится Арахатом. . [69] Среди текстов Махаяны есть сутра, посвященная идее того, как человек может родиться женщиной. Традиционное утверждение состоит в том, что женщины более склонны питать чувства жадности, ненависти и заблуждений, чем мужчины. Будда отвечает на это предположение, обучая методу морального развития, с помощью которого женщина может переродиться мужчиной. [70]
По словам Вэй-И Ченга, Палийский канон ничего не говорит о низшей карме женщин, но в нем есть утверждения и истории, в которых упоминается Восьмеричный путь, но при этом пропагандируется подчинение женщин. [71] Например, богиня, переродившаяся в небесном царстве, утверждает:
Когда я родилась человеком среди мужчин, я была невесткой в богатой семье. Я была без гнева, послушна мужу, старательна в соблюдении (дней). Когда я родился человеком, молодым и невинным, с верой, я обрадовал своего господина. Днем и ночью я действовал, чтобы доставить удовольствие. Издавна (...). В четырнадцатый, пятнадцатый и восьмой (дни) светлых двух недель и в особый день двух недель, хорошо связанный с восьмеричными (обетами), я соблюдал день соблюдения с умом веры, был тем, кто поступал согласно Дхамме с рвение в моем сердце...
- Виманаваттху III.3.31 , Вэй-И Ченг [71]
Такие примеры, как утверждает Вэй-И Чэн, включают в себя смешанные утверждения о духовной практике (Восьмеричный путь, Дхамма) и «послушании мужу» и «днем и ночью я поступала так, чтобы доставлять удовольствие», подразумевая тем самым беспрекословное подчинение мужской власти и женской власти. подчинение. [71] Такие утверждения не единичны, а распространены, например, в разделе II.13 Петаватту, который учит, что женщина должна «отбросить мысли о женщине», следуя по Пути, и эта заслуга обеспечила ей лучшее перерождение; в историях Джатаки Палийского канона есть множество таких историй, как и в китайской Сутте, утверждающей «нежелательность женственности». [71] Современные буддийские монахини применяют буддийские доктрины, такие как Пратитьясамутпада, чтобы объяснить свое несогласие с низшей кармой женщин в прошлых жизнях, как это подразумевается в Самьютта Никае 13 , утверждает Вэй-И Ченг, утверждая при этом, что Путь может практиковаться представителями любого пола и «как мужчинами, так и мужчинами». женщины могут стать архантами». [72] Это основано на утверждении Гаутамы Будды в Бахудхатука-сутте Маджджхима Никаи Палийского канона о том, что невозможно, чтобы женщина была «совершенно по праву Просветленной», «Вселенским монархом», «Царем богов». ", "Царь Смерти" или "Брахма". [73] Ранее ограничения на достижение состояния будды женщинами были отменены в Лотосовой сутре , которая открывает для женщин прямой путь к просветлению, равный пути для мужчин. [74] По словам Ничирена » «Только в «Лотосовой сутре» мы читаем, что женщина, принявшая эту сутру, не только превосходит всех других женщин, но и всех мужчин». [75]
Женщины и состояние будды
[ редактировать ]Хотя ранние буддийские тексты, такие как Куллавагга раздел Виная Питаки Палийского канона, содержат высказывания Гаутамы Будды , говорящие о том, что женщина может достичь просветления, [76] также ясно сказано в Бахудхатука-сутте , что никогда не может быть женщины- Будды .
В буддизме Тхеравады , современной школе, основанной на буддийской философии самых ранних датированных текстов, достижение состояния будды является редким событием. [ нужна ссылка ] Основное внимание в практике уделяется, прежде всего, достижению архатства , и в Палийском каноне есть примеры архатов как мужского, так и женского пола, достигших нирваны . Говорят, что Ясодхара , бывшая жена Будды Шакьямуни и мать Рахулы, стала архатом после того, как присоединилась к Бхиккуни ордену буддийских монахинь . В школах Махаяны достижение состояния будды является универсальной целью для практикующих Махаяну. Сутры Махаяны утверждают, что женщина может стать просветленной, но не в женской форме. [ нужна ссылка ] . Например, в «Бодхисаттвабхуми» , датируемом IV веком, говорится, что женщина, достигшая просветления, переродится мужчиной. По словам Миранды Шоу, «эта вера имела негативные последствия для женщин, поскольку она сообщала о недостаточности женского, но никогда женского тела, как средоточия просветления». [77]
В некоторых сутрах Тхеравады говорится, что женщина не может быть бодхисаттвой, то есть человеком, находящимся на пути к состоянию будды. Бодхисаттвой может быть только человек (то есть мужчина). [78] Эти сутры не отрицают, что женщины могут пробудиться, но они не имеют права возглавлять буддийскую общину. Если было сделано стремление к состоянию будды и Будда того времени подтвердил это, невозможно переродиться женщиной. Соответствующая цель состоит в том, чтобы женщины стремились переродиться мужчинами. Стать мужчиной они могут нравственными действиями и искренним стремлением к мужественности. Рождение женщиной – результат плохой кармы. [78]
Однако в рассказах Джатаки (истории о прошлых жизнях Будды как бодхисаттвы в каноне Тхеравады) упоминается, что Будда провел одну из своих прошлых жизней как принцесса. Это прямо противоречит утверждению, что бодхисаттва не может родиться женщиной. [79]
Появление женщин-Будд можно найти в тантрической иконографии пути практики Ваджраяны в буддизме. Иногда они являются супругами главного йидама медитационной мандалы, но такие будды, как Ваджрайогини , Тара и Симхамукха, выступают центральными фигурами тантрической садханы . сами по себе [77] Буддизм Ваджраяны также признает, что многие женщины -йогини достигли полного просветления Будды . Миранда Шоу в качестве примера цитирует источники, ссылающиеся на «среди учеников адепта Наропы , как сообщается, двести мужчин и одна тысяча женщин достигли полного просветления». [77] Еше Цогьял , одна из пяти тантрических супруг. [80] Падмасамбхава ) , является примером женщины ( йогини признанной женщиной-буддой в традиции Ваджраяны. Однако, согласно Кармапы линии , Цогьел достиг состояния будды именно в этой жизни. На сайте Кармапы , главы Карма Кагью школы тибетского буддизма , утверждается, что Еше Цогьял — примерно за тридцать лет до выхода за пределы мирского существования — наконец вышла из изолированного медитативного ретрита (около 796-805 гг. н.э.), как «полностью просветленный Будда» [81] (самьяк-самбудда) [ нужна ссылка ] .
Предсказания Будды Шакьямуни можно найти в тринадцатой главе Махаянской Лотосовой Сутры : [82] имея в виду будущие достижения Махападжапати и Ясодхары .
В 20-м веке Тензин Палмо , тибетская буддийская монахиня линии Друкпа школы Кагью , заявила: «Я дала обет достичь Просветления в женской форме - независимо от того, сколько жизней это займет». [83]
Божественная женственность как Будда Лочана в тантризме
[ редактировать ]Божественная женственность связана с историей просветления Гаутамы Будды под деревом бодхи. Когда Мара является Гаутаме и сомневается в его достоинстве стать Пробужденным, Гаутама призывает Мать-Землю засвидетельствовать его заслуги на протяжении бесчисленных предыдущих жизней, коснувшись земли. Этот жест известен как бхумиспарша или мудра «свидетельства земли» . Хотя Мать-Земля ассоциируется с богиней Притхви , Алекс Уэйман утверждает, что божественная женственность в Тантре связана с множеством терминов, включая праджню («проницательность»), йогини («женщина-йогиня»), видья («знать как»), деви («богиня»), матр («мать»), матрка («мать» или «буквы») и мудра («печать» или «жест»). [84] Антропоморфное выражение Матери-Земли в истории просветления Гаутамы развилось в фигуру Будды Лочаны («глаза») в тантризме. Будда Лочана, одна из Пяти Матерей Будды, олицетворяющих чистоту элемента земли, является полностью просветленной женщиной-Буддой и супругой Акшобьи согласно Гухьясамаджа-тантре или «Тайному собранию». [85] В мандале Гухьясамаджи Будда Лочана занимает более высокий статус, чем Гаутама Будда, поскольку он не мог достичь просветления без ее вызова в качестве свидетеля. Однако в этом контексте ее титул Матери Будды не следует путать с фигурой, рожающей детей. Скорее, роль Матери Будды относится к ее изначальному статусу. В метафорической форме Будда Лочана представляет собой всевидящее око и фигуру матери, которая наблюдает за человечеством. Алекс Уэйман предполагает, что метафорический символизм земли представляет собой силу арья-праджни, которая дает возможность разрушить иллюзию. [84] Изначальную природу и центральное значение Будды Лочаны можно увидеть в ее расположении в мандале, поскольку она представляет праджню Будды Вайрочаны , который, в свою очередь, является дхармакаей Гаутамы Будды. Благодаря этой классификации Будда Лочана представляет в Тантре высокий статус божественной женственности, статус, превосходящий мужской принцип.
Известные женщины-тулку
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
В пятнадцатом веке нашей эры принцесса Чокьи-дронме (Уайли: Chos-kyi sgron-me ) была признана воплощением медитативного божества и женщины-Будды в традиции Ваджраяны , Ваджраварахи . Чокьи-дронме стала известна как Самдинг Дордже Пхагмо (Уайли: bSam-lding rDo-rje phag-mo ) и положила начало линии женщин- тулку , лам- перевоплощений . В настоящее время двенадцатая часть этой линии проживает в Тибете.
Другая женская линия тулку, линия Шугсеба Джецуна Ринпоче (Wylie: Shug-gseb rJe-btsun Rin-po-che ) (ок. 1865–1951), [86] началось в конце девятнадцатого века нашей эры. [87] Получив учения всех тибетских школ, Шугсеб Джецун Ринпоче была особенно известна тем, что придерживалась , медитативной линии Чод практики предложения собственного тела на благо других. [88] В начале двадцатого века Шугшеб Джецун Ринпоче, также известный как Ани Лочен Чёньи Зангмо, основал женский монастырь Шуксеп или Шугсеп (Уайли: shug gseb ), расположенный в тридцати милях от Лхасы на склонах горы Гангри Тхокар. [89] [90] Он стал одним из крупнейших и самых известных женских монастырей в Тибете. [86] Женский монастырь Шугсеп, часть школы Ньингма , был восстановлен в изгнании в Гамбхир-Гандже, Индия. Свою практику продолжают монахини Шугсепа, в том числе Лонгчен Ньингтиг и Чод . [88]
Третий Друбванг Падма Норбу («Пенор») Ринпоче , 11-й Тронодержатель монастыря Пальюл , бывший Верховный Глава традиции Ньингма , [91] официально признал американку Ахкон Лхамо в 1987 году тулку Геньенмы Ахкон Лхамо во время ее визита в его монастырь Намдролинг в Билакуппе , Карнатака , Индия. [92] [93] Как обычно, Пенор Ринпоче искал подтверждения своего признания, прежде чем объявить о нем. Он получил его как от Дилго Кхьенце Ринпоче (1910–91), тогдашнего Верховного главы традиции Ньингма, который в то время находился с обучающим визитом в Намдролинге, так и от самого старшего тулку Пальюла, Второго Дзонгнанга Джампала Лодро Ринпоче (ум. 8/87). [94]
Буддийское посвящение женщин
[ редактировать ]Гаутама Будда впервые рукоположил женщин в монахини через пять лет после своего просветления и через пять лет после первого посвящения мужчин в сангху . Первой буддийской монахиней была его тетя и приемная мать Махападжапати Готами . Бхикшуни должны следовать восьми правилам уважения, которые представляют собой обеты, называемые «Восемь гарудхамм» . По словам Питера Харви, «очевидные колебания Будды по этому поводу напоминают его колебания относительно того, стоит ли вообще учить», что он делает только после уговоров различных дэвов . [95] Посвящение женщин в буддизме практиковалось и всегда практиковалось в некоторых буддийских регионах, таких как Восточная Азия, возрождается в некоторых странах, таких как Шри-Ланка , и вновь начинается в некоторых западных странах, в которых недавно распространился буддизм, таких как Соединенные Штаты. По мере распространения буддизма его популярность в странах Махаяны также растет, несмотря на уменьшение числа буддийских монахинь Тхеравады. Как объясняет Уильям Надо в своей книге «Азиатские религии: культурная перспектива»: «Однако в странах Махаяны монашеский орден остается сильным, особенно в Тибете и в китайскоязычных общинах». [96]
Семейная жизнь в буддизме
[ редактировать ]В Ангуттара Никае (5:33) Будда говорит будущим женам, что они должны быть послушными своим мужьям, доставлять им удовольствие, а не злить их собственными желаниями.
Кроме того, Будда дает совет замужним женщинам в Ангуттара Никае (7:59; IV 91–94), где рассказывает о семи типах жен : первые три типа обречены на несчастье, а последние четыре, как и они, пропитанные долгосрочным самоконтролем, обречены быть счастливыми. Эти последние жены характеризуются как смотрители (жена-мать), спутницы (жена-подруга) и покорные (сестра-жена и жена-рабыня) - таким образом, Будда одобрял различные типы жен в браке.
По словам Дианы Пол, буддизм унаследовал взгляд на женщин, согласно которому, если они не представлены как матери, то их изображают либо похотливыми соблазнительницами, либо воплощением зла. [55]
Материнство
[ редактировать ]Статус материнства в буддизме также традиционно отражает буддийскую точку зрения, согласно которой дуккха , или страдание, является основной характеристикой человеческого существования. В своей книге о Теригата сборнике рассказов женщин- архатов из Палийского канона Сьюзен Меркотт утверждает: «Хотя эта глава посвящена материнству, все истории и стихи объединены еще одной темой — горем. Матери в этой главе были мотивированы стать Буддийские монахини скорбят о смерти своих детей». [97]
Однако материнство в раннем буддизме также могло быть ценным занятием само по себе. Королева Майя , мать Гаутамы Будды , основателя буддизма, имела определенных последователей, особенно в Лумбини , где она родила его. [98] Поскольку Майя умерла через несколько дней после его рождения, Гаутаму Будду воспитывала приемная мать, сестра его матери Махападжапати , у которой также было двое собственных детей. Она стала первой буддийской монахиней. Оба ее ребенка, сын Нанда и дочь Сундари Нанда, присоединились к буддийской сангхе монахов. Жена Гаутамы Будды, Ясодхара , была матерью одного сына по имени Рахула , что означает «оковы», который стал буддийским монахом в возрасте семи лет, а Ясодхара также в конечном итоге стала монахиней.
Одной из привлекательных сторон для женщин в буддизме Ваджраяны , идущих по пути йогини , а не монахини -бхикшуни , была возможность практиковать в семейной жизни с мужем или духовной супругой и, возможно, иметь детей. Кроме того, йогини, в отличие от монахинь, не были обязаны брить волосы. Мачиг Лабдрон пошла по такому пути, некоторое время живя в монастыре, но позже уйдя, чтобы соединиться со Топабхадрой своим супругом Мачига, . По словам намтара он заботился о детях, пока она практиковала и преподавала. Некоторые из детей Мачиг последовали за ней по духовному пути и сами стали опытными йогинами. Цултрим Аллионе , признанная эманация Мачига Лабдрона, сама была монахиней в течение четырех лет, но ушла, чтобы выйти замуж и родить детей. Она рассказала о вкладе материнства в ее практику:
...в буддизме часто используется образ матери как воплощения сострадания. Она сделает все для детей. Как мать, я чувствовала эту глубину любви и преданности, а также то, что у меня был кто-то, за кого я действительно отдала бы свою жизнь – иметь такие отношения было очень важно. Я также чувствовал, что по-настоящему не повзрослел, пока у меня не родились дети. Были случаи, когда от меня требовали зрелости, и наличие детей способствовало этой зрелости. Поэтому я бы не сказал, что мои дети были источником вдохновения в том смысле, который, как я думал, был бы духовным вдохновением до того, как у меня появились дети. Более того, я думаю, что решение проблем материнства с помощью того, что я узнал, сделало мою практику очень богатой. [99]
Романтическая любовь, сексуальное поведение и брак
[ редактировать ]В целом, «хотя буддизм считает целомудренную монашескую жизнь высшим идеалом, он также признает важность брака как социального института». [100] Предлагаются некоторые рекомендации по заключению брака. Хотя буддийская практика значительно различается в зависимости от различных школ, брак является одной из немногих концепций, специально упомянутых в контексте Шилы , буддийской формулировки основных аспектов духовной дисциплины . Фундаментальный кодекс буддийской этики , Пять заповедей, содержит предостережение против сексуальных проступков , хотя то, что представляет собой проступок с точки зрения конкретной школы буддизма, от местной культуры . широко варьируется в зависимости социальная философия - это сохранение Цзин или сущности, поскольку чрезмерное потакание сексуальным желаниям или активности сокращает продолжительность жизни человека, поскольку в культуре это понимается как основная причина болезней, немощей и страданий. [101]
В раннем буддизме Сигаловада -сутта Дигха Никаи Палийского канона описывает уважение, которое человек должен оказывать своему супругу. Однако, поскольку идеалом раннего буддизма является ценится романтической выше любви и брака отречение, на таких примерах, как история монаха Нанды и его жены Джанапады Кальяни, можно увидеть, что стремление к блаженству нирваны . Несмотря на то, что Нанда женился на ней только в тот день, поощренный своим двоюродным братом Гаутамой Буддой , Нанда оставил жену, чтобы стать монахом в буддийской Сангхе . В подобных историях из Палийского канона романтическая любовь обычно воспринимается как часть привязанности к сансаре , бесконечному циклу перерождений . [102] Сьюзен Меркотт отметила, что отношение раннего буддизма к романтической любви и браку в целом отражает брахманические идеалы Индии того времени... включая недавний подъем идеала отречения и связанное с этим снижение статуса романтической любви и брака. [103]
В буддизме Ваджраяны сексуальные отношения с супругом технически рассматриваются как духовная практика в ануттарайога-тантре, предназначенная для того, чтобы позволить практикующим достичь реализации и достичь просветления . Союз тантрических супругов изображен в яб-юм иконографии медитативных божеств .
Взгляды буддийских религиозных лидеров-мужчин на женщин
[ редактировать ]XIV Далай-лама
[ редактировать ]Далай -лама выступил на конференции «Женщины в буддизме» в Гамбургском университете в 2007 году:
Война традиционно велась в основном мужчинами, поскольку они физически лучше подготовлены к агрессивному поведению. Женщины, с другой стороны, склонны быть более заботливыми и более чувствительными к дискомфорту и боли других. Хотя мужчины и женщины обладают одинаковым потенциалом агрессии и сердечности, они различаются тем, какой из двух факторов легче проявляется. Таким образом, если бы большинство мировых лидеров были женщинами, возможно, было бы меньше опасности войны и больше сотрудничества на основе глобальной озабоченности. Я сочувствую феминисткам, но они не должны просто кричать. Они должны прилагать усилия, чтобы внести позитивный вклад в жизнь общества. [104]
В 2009 году в Национальном музее гражданских прав в Мемфисе, штат Теннесси , он сказал: «Я называю себя феминисткой . Разве не так вы называете того, кто борется за права женщин ?» [105]
Он также сказал, что по своей природе женщины более сострадательны, «исходя из их биологии и способности воспитывать и рожать детей». Он призвал женщин «возглавить и создать более сострадательный мир», отметив добрые дела медсестер и матерей. [106]
В 2007 году он сказал, что следующим Далай-ламой, возможно, может стать женщина, отметив: «Если женщина окажется более полезной, лама вполне может перевоплотиться в этой форме». [107]
В 2010 году он заявил, что «двадцать или тридцать лет назад», обсуждая, может ли женщина стать Далай-ламой в будущем, он сказал «да», но «я также полушутя сказал, что, если реинкарнация Далай-ламы женская, она должна быть очень привлекательна, потому что она будет иметь больше влияния на других, если она уродливая женщина, она не будет очень эффективной, не так ли?» [108]
Во время интервью 2014 года с Ларри Кингом, когда его спросили, думает ли он, что мы когда-нибудь увидим Далай-ламу женского пола, он ответил: «Да! Это очень возможно». он вспомнил, как много лет назад сказал репортеру в Париже, что можно упомянуть, что в истории есть женщины-ламы, датируемые «...шестью или семью столетиями назад, так что в этом нет ничего нового». Затем он вспомнил, как пошутил с репортером: «Если придет женщина-Далай-лама, эта женщина должна быть очень, очень привлекательной. [Это] более полезно». [109] [110]
В 2015 году он повторил этот анекдот во время интервью BBC о беженцах. На вопрос, может ли Далай-лама быть женщиной, он ответил: «Да». Вновь вспоминая возможность интервью в Париже, он сказал: «Я упомянул: «Почему бы и нет? Женщина биологически [обладает] большим потенциалом проявлять привязанность и сострадание... поэтому я думаю, что женщины должны играть более важную роль, и тогда — я - сказал репортеру, - если женщина придет, ее лицо должно быть очень, очень привлекательным». Интервьюер Клайв Мири затем спросил, должна ли женщина-Далай-лама быть привлекательной, на что он ответил: «Я имею в виду. Если придет женщина-Далай-лама, то эта женщина должна быть привлекательной. В противном случае толку от этого не будет». Мири ответила: «Я полагаю, ты шутишь. Или ты не шутишь?» на что Далай-лама настаивал: «Нет. Правда!». Затем Далай-лама указал на свое лицо, заявив, что некоторые люди считают его очень привлекательным, и продолжил смеяться. [111] [112]
Буддийские писания о женщинах
[ редактировать ]В Маллика Сутте
[ редактировать ]В Маллика-сутте Палийского канона король Пасенади выражает разочарование, когда королева Маллика рожает дочь вместо сына. В Бхиккху Суджато переводе Сутты, сделанном , Будда отвечает на такое расположение словами:
«Ну, некоторые женщины лучше мужчин,
О правитель народа.
Мудрый и добродетельный,
преданная жена, которая чтит свою свекровь.И когда у нее родится сын,
он становится героем, о владыка земли.
Сын такой благословенной женщины
может даже править королевством». [113]
Сома Сутта
[ редактировать ]В Сома-сутте Соме к монахине обращается злой бог Мара :
«Этот штат очень сложный;
этого должны достичь мудрецы.
Для женщины это невозможно,
с ее двупалой мудростью».
Сома отвечает на эту насмешку стихами:
«Какая разница в женственности
когда ум спокоен,
и знания присутствуют
как вы правильно понимаете Дхамму.Наверняка кто-то может подумать:
«Я женщина» или «Я мужчина»,
или «Я есть» что угодно вообще,
подходит для обращения Мары». [114]
При этом ответе Мара исчезает.
Дхананджани Сутта
[ редактировать ]Согласно « Дхананджани-сутте» , Дхананджани, жена брамина Бхарадваджи, глубоко верила в Будду. Она убедила своего мужа поговорить с Буддой, который позже обратился, принял сан и стал арахатом .
Буддийский феминизм
[ редактировать ]Буддийский феминизм — это движение, которое стремится улучшить религиозный, правовой и социальный статус женщин в буддизме. Это аспект феминистской теологии , который стремится продвигать и понимать равенство мужчин и женщин в моральном, социальном, духовном плане и лидерстве с буддийской точки зрения. Буддийская феминистка Рита Гросс описывает буддийский феминизм как «радикальную практику сочеловечества женщин и мужчин». [115]
Влиятельные буддийские деятели женского пола
[ редактировать ]Досектантский буддизм
[ редактировать ]- Махападжапати Готами , мачеха Будды, первой искавшая и получившая посвящение.
- Ясодхара , стала монахиней и архатом. , жена Будды
- Сангхамитта (281–202 до н.э.), дочь императора Ашоки , как говорят, принесла буддизм в Шри-Ланку .
- Буддамитра была буддийской монахиней, жившей в Индии в I веке, и ее запомнили изображениями Будды , которые она воздвигла в трех городах недалеко от реки Ганг .
Тхеравада
[ редактировать ]- Дхаммананда Бхиккуни (р. 1944), первая современная тайская женщина, получившая полное посвящение в монахи Тхеравады и настоятельница монастыря Сонгдхаммакальяни , единственного храма в Таиланде, где есть бхиккуни.
- Айя Кхема (1923–1997) была немецко-американской буддийской учительницей и первой западной женщиной, ставшей буддийской монахиней Тхеравады. Она была очень активна в предоставлении женщинам возможностей практиковать буддизм, основав несколько буддийских центров по всему миру и координируя первую в истории Международную ассоциацию буддистских женщин Сакьядхита . Более двух десятков книг ее расшифровок бесед о Дхамме были опубликованы на нескольких языках, а в 1997 году она также опубликовала свою автобиографию « Я даю тебе свою жизнь» . [116]
- Дипа Ма (1911–1989), индийский учитель медитации.
- Упасика Ки Нанайон (1901–1978), одна из самых популярных женщин-учительниц медитации в Таиланде.
- Чандра Хоннокён (1909–2000), основатель Ват Пхра Дхаммакая.
- Шэрон Зальцберг (р. 1952), преподаватель буддийских медитативных практик на Западе.
- Майя Твин (1925–2017), учитель медитации
- Аджан Сундара (р. 1946) и Аджан Кандасири (р. 1947) - монахини тайской лесной традиции.
- Сильвия Бурштейн , американский писатель-психотерапевт и буддийский учитель.
Восточноазиатские традиции
[ редактировать ]- Джоко Бек (1917–2011) основал Школу дзен обычного разума .
- Мерл Кодо Бойд , первая афроамериканка, получившая передачу Дхармы в дзэн , возглавляет Линкрофтскую дзен-сангху в Нью-Джерси .
- Тэхэн , популярная корейская буддийская монахиня, которая работала на благо корейских монахинь и основала центр Ханмаум Сон.
- Хоун Джию-Кеннетт была британской роси, наиболее известной как первая женщина, получившая разрешение японской школы Сото преподавать на Западе. Она основала аббатство Шаста на горе Шаста, Калифорния.
- Чан Хонг , вьетнамская буддийская монахиня , за мир борец , которая тесно сотрудничала с Тит Нат Ханем в создании традиции сливовой деревни .
- Энкё Пэт О'Хара , учитель линии Харада-Ясутани . Она является настоятелем и основателем Village Zendo в Нью-Йорке . Председатель правления Национальной межконфессиональной сети по СПИДу .
- Терри Омори, первая женщина-президент буддийских церквей Америки . [52]
- Праджнатара традиционно считается учителем Бодхидхармы .
- Рут Фуллер Сасаки (1892–1967), первая иностранка, ставшая священником храма Риндзай Дзэн в 1958 году, а также единственный житель Запада и единственная женщина, которая еще не была священником Дайтокудзи .
- Ченг Йен — тайваньская буддийская монахиня (бхикхуни), основавшая в 1966 году Фонд буддийской помощи состраданию Цзы Чи . [117]
- У Цзэтянь (китайская императрица, поддержавшая буддизм в Китае)
- Цзунчи, ученик Бодхидхармы . [118]
Тибетская традиция
[ редактировать ]- Самдинг Дордже Пхагмо , линия женских тулку.
- Сера Кхандро Кунзанг Декьонг Вангмо (1892–1940), тертон , считается эманацией Еше Цогьял.
- Аю Кхандро (1839–1953), йогини и тертон
- Таре Лхамо (1938–2003), женщина- Ньингма тертон или открывательница сокровищ.
- Кушок Чими Лудинг (р. 1938), считается эманацией Ваджрайогини.
- Кхандро Ринпоче [119] (р. 1967), лама, учитель школ Кагью и Ньингма .
- Карма Лекше Цомо (р. 1944) — американская монахиня, профессор буддийских исследований в Университете Сан-Диего, автор многих книг о женщинах в буддизме, основательница Фонда Джамьянг и член-основатель Международной ассоциации буддийских женщин Сакьядхита .
- Джецунма Тензин Палмо (р. 1943) — тибетская буддийская монахиня, писательница, учительница и основательница женского монастыря Донгю Гацал Линг в Химачал-Прадеше, Индия. Она провела двенадцать лет, живя в отдаленной пещере в Гималаях, три из них – в строгом медитативном ретрите.
- Пема Чодрон (р. 1936) — рукоположенная тибетская буддийская монахиня, писательница и учительница. Она проводила мастер-классы, семинары и медитационные ретриты в Европе, Австралии и по всей Северной Америке. Она является жительницей и учительницей аббатства Гампо, монастыря в сельской местности Кейп-Бретона, Новая Шотландия, Канада.
- Тубтен Чодрон (род. 1950) — американская тибетская буддийская монахиня и центральная фигура в восстановлении посвящения женщин в тибетский бхикшуни (Гелонгма). Она является ученицей Далай-ламы XIV, Ценжапа Серконга Ринпоче, Тубтена Сопы Ринпоче и других тибетских мастеров.
- Робина Куртин (род. 1944) — австралийская буддийская монахиня тибетской буддийской традиции гелугпа и линии передачи ламы Тубтена Еше и ламы Сопы Ринпоче . В 1996 году она основала проект «Освобождение тюрьмы», которым руководила до 2009 года. [120] [121]
- Ани Чойинг Дролма (р. 1971) — непальская буддийская монахиня и музыкант из женского монастыря Наги Гомпа в Непале. Она известна в Непале и во всем мире тем, что донесла до широкой публики множество тибетских буддийских песнопений и праздничных песен. Недавно она была назначена послом доброй воли ЮНИСЕФ в Непале.
- Еше Кхадро (р. 1950), австралийская рукоположенная буддийская монахиня, работавшая на руководящих и преподавательских должностях во многих центрах ФПМТ по всему миру. Последние 15 лет она была директором хосписа Каруна в Брисбене, Австралия . Еше Хадро стипендиатом Пола Харриса назвала В 2012 году Ротари Интернешнл «в знак признательности за содействие лучшему взаимопониманию и дружеским отношениям между народами мира». [122]
- Цултрим Аллионе (р. 1947), американский писатель и учитель, обучавшийся в Карма Кагью. линии
- Джецунма Акон Лхамо (р. 1949), тулку линии Пальюл Ньингма . традиции
- Сара Хардинг (лама) , учитель Шангпа Кагью. традиции
- Джудит Симмер-Браун , заслуженный профессор созерцательных и религиоведения Университета Наропы , ачарья Шамбалы буддийской традиции
- Ян Уиллис (р. 1948), профессор религии Уэслианского университета
- Вики Маккензи (р. 1947), английский писатель и журналист
- Лама Шенпен Хукхам (род. 1946) — британский учитель и ученый традиций Карма Кагью / Ньингма тибетского буддизма. Лама Шенпен была посвящена в монахини в Индии XVI Кармапой в начале 1970-х годов, который попросил ее вернуться на Запад, чтобы преподавать. Она стала переводчиком первой волны тибетских мастеров в Европу в 1970-х и 1980-х годах, а ее личными учителями являются Калу Ринпоче , Карма Тринлей Ринпоче , Бокар Ринпоче , Гендун Ринпоче, Чогьям Трунгпа Ринпоче и Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, который стал ее главным учителем. и призвал ее преподавать и передавать Махамудру . По совету Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче она отказалась от своих обетов монахини и поступила в Оксфордский университет, где подготовила плодотворное исследование глубоких доктрин природы Будды [согласно Шентонга интерпретации Ратнаготравибхаги ], опубликованное как «Будда внутри» (Suny Press), и получил докторскую степень. Лама Шенпен является духовным руководителем Сангхи Пробужденного Сердца и живет в полуретрите на северо-западе Уэльса. В 2020 году история ее жизни была опубликована под названием « Заставить Далай-ламу ждать и другие истории: путь англичанки к становлению буддийским ламой », который включает в себя множество личных историй о ее пребывании в Индии и Европе, когда она училась у некоторых из самых выдающихся тибетских мастеров и переводила их.
Знаменитости
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Джецунма — тибетский титул, означающий «почтенный» или «почтенный».
- Женщины в христианстве
- Женщины в даосизме
- Женщины в Исламе
- Женщины в индуизме
- Женщины в иудаизме
- Женщины в сикхизме
- Международный конгресс о роли буддийских женщин в Сангхе
- Посвящение женщин в буддизме
- Критика буддизма#Женщины в буддизме
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоу, Миранда (1994). Страстное просветление: женщины в тантрическом буддизме . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 4 . ISBN 978-0-691-01090-8 .
- ^ Ринпоче, Кхандро (1999). Тубтен Чодрон, Сильвия Бурштейн (ред.). Цветение Дхармы: жизнь буддийской монахини . Североатлантические книги. п. 171. ИСБН 978-1-55643-325-2 .
- ^ Масатоши, Уэки (2001). Гендерное равенство в буддизме . Нью-Йорк: Питер Лэнг. п. 191. ИСБН 978-0-8204-5133-6 .
- ^ «Жизнь Будды: Маха Паджапати Готами — Орден монахинь (Часть 2)» . www.buddhanet.net .
- ^ «Новая возможность» . Конгресс-он-буддист-женщины.org . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Остин, Шошан Виктория (2012). «Истинное человеческое тело». В Карни, Эйдо Фрэнсис (ред.). Получение костного мозга . Пресса Храмовой Земли. п. 148. ИСБН 978-0985565107 .
- ^ Кем был Праджнатара?
- ^ Эриксон, Лиза. «Мугай Нёдай, первая женщина, возглавившая орден дзен» . Сайт буддизма . Лиза Эриксон . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ SUSAN SACHSОпубликовано: 22 ноября 1998 г. (22 ноября 1998 г.). «Японский мастер дзен, удостоенный чести своих последователей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 ноября 2013 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Текущие перспективы буддизма: Буддизм сегодня: проблемы и глобальные измерения , Мадхусудан Сакья, Cyber Tech Publications, 2011, стр. 244
- ^ «Рецензия на документальную книгу: Революционная жизнь Фреды Беди: британская феминистка, индийская националистка, буддийская монахиня Вики Маккензи. Шамбала, торговая газета за 16,95 долларов (208 пенсов) ISBN 978-1-61180-425-6» . Издательствоweekly.com . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ Королева, Кристофер С.; Кинг, Салли Б. (14 марта 1996 г.). Заинтересованный буддизм: буддийские освободительные движения в Азии — Google Книги . СУНИ Пресс. ISBN 9780791428443 . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «IPS - Одеяния тайских женщин-монахов | Пресс-служба Интер» . Ipsnews.net. 01.11.2013 . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Твети, Мира (зима 2006 г.). «Дочери Будды» . Журнал «Трицикл» . Фонд трехколесных велосипедов . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «Работы Чогьяма Трунгпы и его учеников» . Пристань Дхармы . 23 июня 1999 года . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ «Ани Пема Чодрон» . Gampoabbey.org. Архивировано из оригинала 17 ноября 2010 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Стивенс, Уильям К. (26 октября 1988 г.). «Женщину из США назвали возрожденной буддийской святой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Моника Линдберг Фальк (2007). Создание полей заслуг: буддийские женские аскеты и гендерные ордена в Таиланде . НИАС Пресс. п. 25. ISBN 978-87-7694-019-5 . Проверено 17 октября 2013 г.
- ↑ Субхана Барзаги Роши. Архивировано 2 апреля 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Почтенный, У Лин. Все, что мы делаем, имеет значение . Публикации Амитабхи, Чикаго.
- ^ Ши, Улин (2006). Пробудитесь к Внутреннему Будде . Буддийский ретритный центр Амитабха. ISBN 9781599753553 .
- ^ Улин (2006). За одну жизнь: чистая земля буддизма . Чикаго, Иллинойс: Публикации Амитабхи. ISBN 978-1-59975-357-7 .
- ^ «Статья: Первая женщина-раввин в Беларуси путешествует по глубинке: в дороге с Нелли Шульман» . 23 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Энциклопедия женщин и религии в Северной Америке, том 2 Розмари Скиннер Келлер, Розмари Рэдфорд Рютер, Мари Кантлон (стр. 642)
- ^ HarperSanFrancisco, 2006 г., 320 страниц; 24,95 доллара (в твердом переплете). «Утерянная родословная» . Thebuddhadharma.com . Проверено 19 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхиккуни Собхана. «Посвящение современных бхиккуни в Шри-Ланке» . Lakehouse.lk. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Кхенмо Дролма» . Ваджрадакининуннери.org. Архивировано из оригинала 1 июня 2010 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Посвящена первая тайская женщина-монах» . Бангкок, Таиланд: www.thaibuddhism.met. Ассошиэйтед Пресс. 11 февраля 2002 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Награды «Выдающиеся женщины в буддизме» (2006). Архивировано 14 января 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Каролина Буддистская Вихара (nd). Архивировано 7 сентября 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ Лесной монастырь Общества Бхаваны (2007) , с. 165.
- ^ «Наконец-то назначен» . Thebuddhadharma.com. 28 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2004 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Рита К. Лариви, SSA (14 мая 2003 г.). «Бхиккуни: посвящение буддийских женщин» . Nationalcatholicreporter.org . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Суджато, Бханте (16 февраля 2010 г.). «История Саккавади» . Блог Суджато .
- ^ Перейти обратно: а б «Женский монастырь Ваджра Дакини» . Женский монастырь Ваджра Дакини . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Кернс, Роб (сентябрь 2004 г.). «Резервист ВМФ носит много шляп» (PDF) . Резервист ВМФ.
- ^ Джеймс Измаил Форд (2006). Кто мастер дзен?: Путеводитель по людям и историям дзен . Публикации мудрости. стр. 166–. ISBN 978-0-86171-509-1 . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ «Предыстория сестры Хемы» . Дхаммасукха.org. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 г. Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Дзен ТК Чжэн (12 ноября 2009 г.). «Культивируя свою веру: первая женщина-священник буддийского ордена заботится о разнообразной пастве» . Хрон.com . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Посвящение в бхиккуни» . Дхаммасара.org.au. 22 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ [1] Архивировано 11 ноября 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ Бурштейн, Сильвия (25 мая 2011 г.). «Посвящение бхиккуни в традиции Тхеравады» . Хаффингтон Пост .
- ^ Доктор Стивен Лонг. «Посвящение в бхикшуни в Лос-Анджелесе» . Asiantribune.com . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Хаас, Микаэла (18 мая 2011 г.). «2500 лет спустя после Будды тибетские буддисты признают женщин» . Хаффингтон Пост .
- ^ «Геше Келсанг Вангмо, интервью с первой в мире женщиной-геше «Mandala Publications» . Mandalamagazine.org. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двадцать тибетских буддийских монахинь первыми в истории получили степень гешема – Львиный рык» . Lionsroar.com. 15 июля 2016 г. Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Объединение людей через новости» . Проверено 23 декабря 2017 г. - через PressReader .
- ^ Хаас, Микаэла. «Буддийские монахини-профессора или нет? – OnFaith» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 г.
- ^ События бхиккуни - Альянс бхиккуни . Бхиккуни.нет. Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блисс, Майкл (22 июня 2015 г.). «Первое посвящение бхиккуни в Тхераваду в Индонезии спустя тысячу лет» (PDF) . Буддазин.com.
- ^ Монахини, тибетские (14 июля 2016 г.). «Тибетские буддийские монахини творят историю: Поздравляем монахинь-гешема! - Проект тибетских монахинь» . Tnp.org . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кавамото, Джон (8 марта 2022 г.). «Важная веха для BCA» . Буддийские церкви Америки . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Меркотт, Сьюзен (1991). Первые буддийские женщины: переводы и комментарии к Теригатхе . Параллакс Пресс. п. 4 . ISBN 978-0-938077-42-8 .
- ^ Каур, Гурмит (2021). «Буддизм и женщины» . Блумсбери Религия в Северной Америке . дои : 10.5040/9781350971066.003 . ISBN 9781350971066 . S2CID 236681200 . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диана Ю. Пол; Фрэнсис Уилсон (1985). «Традиционные взгляды на женщин» . Женщины в буддизме: образы женского начала в традиции Махаяны . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05428-8 .
- ^ Гросс, Рита М. (1992). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 43 . ISBN 978-0-7914-1403-3 .
Университет буддизма Дианы Пол.
- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер Х.; Каванами, Хироко (2016). Религии в современном мире: традиции и трансформации (Третье изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 9780415858809 . OCLC 916409066 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хосе Игнасио Кабесон (1992). Буддизм, сексуальность и гендер . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 3. ISBN 978-0-7914-0758-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Женщины в дзэн-буддизме: китайские бхиксуни в традиции Чань , Хэн-Цзин Ши
- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер Х.; Каванами, Хироко (2016). Религии в современном мире: традиции и трансформации (Третье изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 9780415858816 . OCLC 916409066 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бернар Фор (2003). "Введение" . Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN 978-0-691-09171-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бернар Фор (2009). Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. стр. 53–54, 67–70, 78–81, 99–106. ISBN 978-0-691-09171-6 .
- ^ Гвилим Бекерлегге (2001). Читатель мировых религий . Рутледж. стр. 365–70. ISBN 978-0-415-24749-8 .
- ^ Джин Ривз (2002). Буддийский калейдоскоп: очерки Лотосовой сутры . Косей. стр. 363, 447–i48, 475. ISBN. 978-4-333-01918-2 .
- ^ Гвилим Бекерлегге (2001). Читатель мировых религий . Рутледж. стр. 369–70. ISBN 978-0-415-24749-8 .
- ^ Бернар Фор (2009). Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. стр. 99–100. ISBN 978-0-691-09171-6 .
- ^ Юичи, Кадзияма (1982). «Женщины в буддизме» . Восточный буддист . 15 (2): 56. ISSN 0012-8708 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Кеннет Ду Янг Ли (2012). Принц и монах: Поклонение Сётоку в буддизме Синрана . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 93–94. ISBN 978-0-7914-8046-5 .
- ^ Питер Харви (2000). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. стр. 368–70. ISBN 978-0-521-55640-8 .
- ^ Питер Харви (2000). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы . Издательство Кембриджского университета. стр. 371–72. ISBN 978-0-521-55640-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вэй-И Ченг (2007). Буддийские монахини на Тайване и Шри-Ланке: критика феминистской точки зрения . Рутледж. стр. 58–60. ISBN 978-1-134-16811-8 .
- ^ Вэй-И Ченг (2007). Буддийские монахини на Тайване и Шри-Ланке: критика феминистской точки зрения . Рутледж. стр. 63–64. ISBN 978-1-134-16811-8 .
- ^ Маджхима Никая III III. 2. 5. Bahudhaatukasutta.m-(115) Рассуждение о многих элементах
- ^ «Просвещение женщин» . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Запись Ничирена Дайшонина, том 1.p 463 http://www.sgilibrary.org/view.php?page=463&m
- ^ Меркотт, Сьюзен (1991). Первые буддийские женщины: переводы и комментарии к Теригатхе . Параллакс Пресс. п. 16 . ISBN 978-0-938077-42-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шоу, Миранда (1994). Страстное просветление: женщины в тантрическом буддизме . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 27 . ISBN 978-0-691-01090-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Эпплтон, Наоми. «По следам Будды? Женщины и путь Бодхисатты, буддизм Тхеравады». Журнал феминистских исследований религии 27, вып. 1 (1 марта 2011 г.): 33–51. JSTOR 10.2979/jfemistudreli.27.1.33
- ^ Дост. Аналайо (2015). «Прошлая жизнь Будды как принцессы в Экоттарика-агаме» (PDF) . Журнал буддийской этики . 22 . ISSN 1076-9005 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Пять супругов
- ^ Yeshe Tsogyal, Princess Of Karchen
- ^ Лотосовая сутра , включая тринадцатую главу (переведено Обществом перевода буддийских текстов в США)
- ^ Маккензи, Вики (1998). Пещера в снегу . Великобритания: Блумсбери. п. 5 . ISBN 978-0-7475-4389-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэйман, Алекс (июль 1962 г.). «Женская энергия и символизм в буддийских тантрах». История религий . 2 (1): 73–111. дои : 10.1086/462457 . ISSN 0018-2710 . S2CID 162375149 .
- ^ Дэвис, Лиза С. (июнь 2015 г.). «Обзор Принстонского словаря буддизма под редакцией Роберта Э. Басуэлла-младшего и Дональда С. Лопеса-младшего». София . 54 (2): 239–241. дои : 10.1007/s11841-015-0482-0 . ISSN 0038-1527 . S2CID 170150905 .
- ^ Перейти обратно: а б Лохен (ок. 1865–1951) Ани Лочен (ок. 1865–1951)
- ^ Study Buddhism, Итоговый отчет
- ^ Перейти обратно: а б Ресурсы на страницах WAiB по рукоположению женщин
- ^ Шуксепский женский монастырь
- ^ Лочен Чёньи Зангмо
- ^ Шерилл, Марта . Будда из Бруклина , Random House 2000, ISBN 0-679-45275-3 , стр. 7
- ^ Стивенс, Уильям К. (26 октября 1988 г.). «Женщина из США названа возрожденной буддийской святой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июля 2008 г.
- ^ "Женщина Тулку, родившаяся в Америке, на троне", Ваджрадхату Сан, октябрь/ноябрь 1988 г.
- ^ «Заявление Его Святейшества Пенора Ринпоче относительно признания Стивена Сигала реинкарнацией открывателя сокровищ Чунгдрага Дордже из монастыря Пальюл» [2]
- ^ Харви, Питер (2000). Введение в буддийскую этику . Издательство Кембриджского университета. п. 384. ИСБН 978-0-521-55640-8 .
- ^ Надо, Рэндалл (2014). Азиатские религии: культурная перспектива . Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 175, 176.
- ^ Меркотт, Сьюзен (1991). Первые буддийские женщины: переводы и комментарии к Теригатхе . Параллакс Пресс. п. 74. ИСБН 978-0-938077-42-8 .
- ^ Храм Махадеви в Лумбини
- ^ «О материнстве: интервью с Цултрим Аллионе» . Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 28 ноября 2008 г.
- ^ Дэмиен Киоун; Стивен Ходж; Паола Тинти (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, США. п. 174. ИСБН 978-0-19-860560-7 .
- ^ Уншульд, Пол У. (1986). Нань-цзин Классика трудных вопросов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520053724 .
- ^ Великие ученики-мужчины. Часть B / 15. Нанда Радхики Абейсекеры
- ^ Меркотт, Сьюзен (1991). Первые буддийские женщины: переводы и комментарии к Теригатхе . Параллакс Пресс. п. 95 . ISBN 978-0-938077-42-8 .
- ^ «Краткий отчет Международного конгресса 2007 года о роли женщин в Сангхе: Бхикшуни Виная и линии передачи посвящения - Часть четвертая: День третий и заключительные комментарии Его Святейшества» . StudyBuddhism.com . Проверено 06 марта 2016 г.
- ^ Коннифф, Тамара (23 сентября 2009 г.). «Далай-лама объявляет себя феминисткой: второй день мира и музыки в Мемфисе» . www.huffingtonpost.com . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Тамара Коннифф: Далай-лама объявляет себя феминисткой: второй день мира и музыки в Мемфисе» . Huffingtonpost.com. 23 сентября 2009 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Спенсер, Ричард (7 декабря 2007 г.). «Далай-лама говорит, что преемницей может стать женщина» . Лондон: Telegraph.co.uk. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Интервью с Далай-ламой о полном рукоположении женщин» . info-buddhism.com . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Женщина Далай-лама?» . Ютуб . 27 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 г. Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Далай-лама говорит, что больше женщин в качестве лидеров может привести к менее жестокому миру» . Новости мировой религии. 16 июля 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Далай-лама: Не отвергайте беженцев только потому, что они мусульмане» . Би-би-си . 21 сентября 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Далай-лама говорит, что если преемницей станет женщина, она должна быть очень привлекательной» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . 22 сентября 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «СН 3.16 Дочь» . СуттаЦентрал . Проверено 8 сентября 2019 г.
- ^ «СН 5.2 С Сомой» . СуттаЦентрал . Проверено 8 сентября 2019 г.
- ^ Гросс, Рита М. (1992). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 127 . ISBN 978-0-7914-1403-3 . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Хема, Айя (2000). Я отдаю тебе свою жизнь . Боулдер, Колорадо, США: Публикации Шамбалы. ISBN 9781570625718 .
- ^ «Происхождение Цзы Чи: Работа для буддизма и для всех живых существ» . Заслуги Цзы Чи . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Грейс Ширесон, Мириам Леверинг, Женщины дзен: за пределами чайных леди, железных девиц и мастеров-мачо 2009, стр. 4
- ^ История/Женщины-мастера в традиции миндролинга
- ^ Биография
- ^ «Преподобная Робина» . Проект тюрьмы освобождения . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ Годовой отчет за 2011-2012 гг . Хосписная служба Каруна. 2012.
Библиография
[ редактировать ]- Рао, Винай Кумар (2012). Женщины в буддийском искусстве . Нью-Дели : Агам Кала Пракашан. ISBN 9788173201264 .
- Закон, Бимала Черн (1927). Женщины в буддийской литературе , Цейлон: Bastian & Co.
- Диана Ю. Пол; Фрэнсис Уилсон (1985). Женщины в буддизме: образы женского начала в традиции Махаяны . Окленд, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520054288 . Проверено 6 июля 2015 г.
- Бартоломеуш, Тесса Дж. (1994). Женщины под деревом Бо: буддийские монахини в Шри-Ланке (1-е издание, переиздание). Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521461290 . Проверено 6 июля 2015 г.
- Карма Лекше Цомо (2014). Выдающиеся буддийские женщины . Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 9781438451305 . Проверено 5 июля 2015 г.
- Эллисон Бэнкс Финдли (2000). Женский буддизм, Женщины буддизма: традиции, пересмотр, обновление . Бостон : Публикации мудрости. ISBN 9780861711659 .
- Карма Лекше Цомо (1999). Буддийские женщины в разных культурах . Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 9780791441381 .
- Паула Кейн Робинсон Араи (1999). Женщины, живущие в стиле дзен: японские сото-буддийские монахини . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195344158 . Проверено 6 июля 2015 г.
- Кэмпбелл, июнь (2003 г.). Гендер, идентичность и тибетский буддизм . Дели : Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120817821 . Проверено 6 июля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лангенберг, Эми Пэрис (2017). Рождение в буддизме: страдающий плод и женская свобода . Рутледж. ISBN 9781315512518 .
- Кэмпбелл, июнь (2003 г.). Гендер, идентичность и тибетский буддизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120817821 .
- Дхармасена Обейсекере, Ранджини (2001). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . СУНИ Пресс. ISBN 9780791451120 .
- Фор, Бернар (2009). Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400825615 .
- Онума, Рэйко (2012). Связывающие узы: материнские образы и дискурс в индийском буддизме . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199915675 .
- Инглиш, Элизабет (2002). Ваджрайогини: ее визуализация, ритуалы и формы . Публикации мудрости. ISBN 9780861716579 .
- Находка, Эллисон Бэнкс (2000). Женский буддизм, Женщины буддизма: традиции, пересмотр, обновление . Публикации мудрости. ISBN 9780861711659 .
- М.Уланов, В.Бадмаев, Г.Калдинова, М.Тюмидова, Ю.Еренгенова. Женщины в буддизме Махаяны // Европейские труды социальных и поведенческих наук, 2019. Том. LXXVI, стр. 3237–3242.
- М.Уланов, В.Бадмаев, А.Радионов. Статус женщины в калмыцкой и бурятской буддийской традиции: история и современное состояние // Вестник Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2020 13(7): 1195–1206
Внешние ссылки
[ редактировать ]Писание
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- Женщины и буддизм в журнале Shambhala Sun Magazine
- Дзен, женщины и буддизм
- Женщины-Будды: краткий список женщин-святых, учителей и практикующих в тибетском буддизме [ мертвая ссылка ]
- 108 женщин-сиддхов, дакини, йогинь и адептов тантры. [ мертвая ссылка ]
- Женщины-будды и бодхисаттвы согласно тибетской буддийской традиции WAiB
- Женщины, активные в буддизме: ресурсы по посвящению женщин
- Сакьядхита: Международная ассоциация буддийских женщин.
- Буддхнет: Женщины в буддизме
- Роль женщин в буддизме [ мертвая ссылка ]
- Buddhanet:Женщины в буддизме