Сарнатх
Сарнатх | |
---|---|
Исторический город | |
Прозвище: Исипатана | |
Координаты: 25 ° 22'41 ″ с.ш. 83 ° 01'30 ″ в.д. / 25,3780 ° с.ш. 83,0251 ° в.д. | |
Страна | Индия |
Состояние | Уттар-Прадеш |
Округ | Варанаси |
Языки | |
• Местный | Бходжпури |
Часовой пояс | UTC+5:30 |
Паломничество в |
Святые места Будды |
---|
Часть серии о |
буддизм |
---|
Сарнатх (также называемый Сарангнатх , Исипатана , Ришипаттана , Мигадая или Мригадава ) [1] — место, расположенное в 10 км (6,2 милях) к северо-востоку от Варанаси , недалеко от слияния рек Ганг и Варуна в штате Уттар-Прадеш , Индия.
Согласно буддийской традиции, Сарнатх — это место, где около 528 г. до н. э. , в возрасте 35 лет, Гаутама Будда произнес свою первую проповедь после достижения просветления в Бодх-Гайе . [2] Он также традиционно считается местом, где буддийская сангха впервые возникла в результате просветления его первых пяти учеников ( Каундинья , Ассаджи , Бхаддия, Ваппа и Маханама). [3]
Согласно Махапариниббана Сутте ( Сутта 16 Дигха Никаи ), Будда упоминал Сарнатх как одно из четырёх мест паломничества, которые его набожные последователи должны посещать и смотреть на них с чувством благоговения . Остальные три места — Лумбини (традиционное место рождения Будды), Бодх-Гая (где, по словам буддистов, Будда достиг просветления) и Кушинагар (где, по словам буддистов, Будда достиг паринирваны ). [4] [5]
Этимология
[ редактировать ]Имя Сарнатх происходит от санскритского слова Сарангнатха (или Сарангнатх на языке Пали ), [1] что переводится как «Повелитель оленей» на английском языке. [6] Название отсылает к древней буддийской легенде , в которой Бодхисаттва был оленем и предложил свою жизнь королю вместо олени, которую король планировал убить.
Король был настолько тронут, что создал парк как заповедник для оленей. [7] Термин «оленьий парк» — Мрига-дава на санскрите или Мига-дайя на языке пали. [8]
Исипатана — еще одно имя, используемое для обозначения Сарнатха на пали, языке Палийского канона . Это имя соответствует имени Ришипаттана на санскрите.Термины иси (пали) и риши (санскрит) относятся к состоявшемуся и просветленному человеку. Таким образом, Исипатана и Ришипаттана переводятся как «место, куда спустились святые люди». [9] или «холм падших мудрецов». [10]
История
[ редактировать ]5 век до н.э. – 6 век н.э.
[ редактировать ]Буддизм процветал в Сарнатхе во время второй урбанизации (ок. 600–200 гг. до н.э., со времен Махаджанапады до периодов Нанды и Маурья ), отчасти благодаря покровительству королей и богатых торговцев, базирующихся в Варанаси . К III веку нашей эры Сарнатх стал важным центром буддийской школы Самматия (одной из ранних буддийских школ ), а также искусства и архитектуры.
Однако наличие изображений Херуки и Тары указывает на то, что Ваджраяны буддизм здесь (в более позднее время) также практиковался изображения индуистских богов , таких как Шива и Брахма . Кроме того, на этом месте были найдены джайнский храм располагался , а очень близко к ступе Дхамек . [ нужна ссылка ]
Дальнейшее распространение буддизма в Индии произошло в период Гуптов (IV–VI века). Фасянь был китайским буддийским монахом, который много путешествовал по северной Индии в 400–411 годах нашей эры. В своем описании Сарнатха он упомянул, что видел четыре большие башни и две вихары , в которых жили монахи. [ нужна ссылка ]
6 век – 8 век
[ редактировать ]Влияние буддизма продолжало расти в эпоху Позднего Гупта (VI–VIII вв.). Когда Сюаньцзан посетил Сарнатх около 640 г. н. э., он сообщил, что видел сотни небольших святилищ и вотивных ступ, а также вихару высотой около 61 метра (200 футов), в которой находилась большая статуя Будды. [11] Сюаньцзан также писал, что «Здесь около 1500 священников, которые изучают Малую Колесницу согласно школе Самматия . [12] В своих трудах Сюаньцзан упоминает столб, построенный Ашокой возле ступы, обозначающий место, где Будда привел в движение колесо закона . [13]
8 век – 12 век
[ редактировать ]В период Палы (8-11 вв.) правители строили новые махавихары, такие как Одантапури , Сомапура , Джагаддала и Викрамашила , и покровительствовали существующим, таким как Наланда и Сарнатх. В это время буддийские паломники и монахи со всей Азии приезжали в Сарнатх, чтобы медитировать и учиться. Палас были последней крупной буддийской династией, правившей на Индийском субконтиненте. На смену им пришла династия Гахадавала , столица которой располагалась в Варанаси. [ нужна ссылка ]
Хотя цари Гахадавалы были индуистами, они были терпимы к буддизму. Надписи, обнаруженные в Сарнатхе в начале 20 века, указывают на то, что некоторые монастыри там пользовались королевским покровительством правителей Гахадавалы. Например, в надписи середины XII века, приписываемой царице Кумарадеви (супруга царя Говиндачидры ) и члену династии Питхипати из Бодхгаи . Она берет на себя строительство или восстановление жилых помещений для монахов . [14]
Широко распространено мнение, что структура, упомянутая в надписи Кумарадеви, представляет собой Дхарма-чакру Джина Вихар, но доказательства этого неубедительны. В любом случае, вероятно, это будет одно из последних сооружений, построенных в Сарнатхе до его разрушения в 1194 году. [15] Надпись, раскопанная в Сарнатхе в марте 1908 года: [16] в настоящее время хранится в Археологическом музее Сарнатха . [17]
Конец XII века: разрушение Сарнатха.
[ редактировать ]Наряду с Сарнатхом (который расположен в современном Уттар-Прадеше ), наиболее важными буддийскими махавихарами в Индии были Викрамашила , Одантапури и Наланда (все они расположены в современном Бихаре ). Все четыре центра обучения продолжали процветать на протяжении всего XII века, вероятно, благодаря защите, поддержке и терпимости, проявленной правителями Палы и Гахадавалы. Например, в надписи Кумарадеви упоминается, что царь Говиндачандра защитил Варанаси от вторжений Газневидов ( которые в надписи называются турушками ) в начале-середине XII века. [18] За исключением Северной Индии , буддизм приходил в упадок на всем Индийском субконтиненте и практически исчез к 11 веку. [ нужна ссылка ]
Исламские вторжения в конце XII века принесли массовые грабежи и разрушения в северную Индию. Наиболее примечательными среди них были военные кампании Мухаммеда Горского , правителя Гуридов из Газни (который находится на территории современного Афганистана). Кутбуддин Айбек — тюркский командующий армией Мухаммеда Гора — возглавил армию из Газни в Варанаси и Сарнат в 1194 году нашей эры. [19] [20] Рай Джай Чанд (ок. 1170–1194 гг. Н. Э., правивший династии Гахадавала в то время король ) был убит во время битвы при Чандаваре . [21] и практически все ценное в Варанаси и Сарнатхе было разрушено или разграблено.
Сообщается, что Кутбуддин Айбек увез около 1400 верблюдов с сокровищами. [22] По словам персидского историка XIII века Хасана Низами , «около 1000 храмов были разрушены, а на их фундаментах были возведены мечети, Раи и вожди Хинд выступили вперед, чтобы выразить свою преданность [Гуридам]». [23]
В то время как Кутбуддин Айбек уничтожил Сарнат, именно войска Бахтияра Халджи — еще одного генерала-раба Мухаммеда из Гора — завершили дело. Они разрушили Викрамашилу в 1193 году, Одантапури в 1197 году и Наланду в 1200 году. [24] Буддисты, пережившие этот геноцид в северной Индии, бежали в Непал , Сикким , Тибет , [25] или Южная Индия . К концу XII века буддизм фактически исчез с Индийского субконтинента, за исключением этих территорий. [ нужна ссылка ]
18 век: повторное открытие и грабежи
[ редактировать ]Очень немногие буддисты остались в Индии после их преследований и изгнания Гуридами в конце XII века. Буддисты из Тибета, Бирмы и Юго-Восточной Азии продолжали совершать паломничества в Южную Азию с 13 по 17 века, но их наиболее частым местом назначения был Бодх-Гая , а не Сарнатх. [26] Однако Сарнатх продолжал оставаться местом паломничества джайнов. 17-го века, Джайнская рукопись написанная в 1612 году нашей эры ( Тиртхакальпа Джинапрабхи Сури), описывает джайнский храм в Варанаси как расположенный недалеко от «знаменитого святилища Бодисаттвы» в месте под названием Дхармекса . Это санскритское слово переводится как «размышление над законом» и явно относится к ступе Дхамек. [27]
В конце 18 века в Индии увеличилось количество посещений европейцами. В 1778 году Уильям Ходжес стал, возможно, первым британским художником-пейзажистом, посетившим Индию. [28] Находясь там, он внимательно наблюдал за искусством и архитектурой, с которыми столкнулся. Он опубликовал иллюстрированную книгу о своих путешествиях по Индии в 1794 году. В своей книге он описал мечети и другую исламскую архитектуру, индуистские храмы и колонны в греческом стиле . [29] Ходжес также кратко описал Ступу Дхамек , хотя принял ее за разрушенный индуистский храм. [30] [31]
В первом неопровержимом современном упоминании о руинах Сарната Джонатан Дункан (член-учредитель Азиатского общества , а затем губернатор Бомбея ) описал обнаружение реликвария из зеленого мрамора , заключенного в ящик из песчаника в камере для реликвий кирпичного дома. ступа в этом месте. Реликварий был обнаружен в январе 1794 года во время демонтажа ступы (называемой Александром Каннингемом ступой «К» или «ступой Джагат Сингха»). [32] позже идентифицированный как Ступа Дхармараджика) [33] сотрудниками Заминдара Джагата Сингха ( девана махараджи Чайта Сингха , раджи Бенареса ). [34] Дункан опубликовал свои наблюдения в 1799 году. [35] [36] [37]
В реликварии оказалось несколько костей и несколько жемчужин, которые впоследствии были брошены в реку Ганг . [38] Сам реликварий также исчез, хотя внешний ящик из песчаника был заменен в камере с реликвиями, где он был вновь обнаружен Каннингемом в 1835 году. [34] Кирпичи ступы были вывезены и использованы для строительства рынка в Джагатгандже , Варанаси. [39] Джагат Сингх и его команда также удалили большую часть облицовки ступы Дхамек и удалили несколько статуй Будды, которые он хранил в своем доме в Джагатгандже. [40]
XIX век: новые грабежи и ранние археологические раскопки.
[ редактировать ]Следующее современное описание Сарнатха было сделано Фрэнсисом Бьюкененом-Гамильтоном , который посетил это место около 1813 года. В то время он нарисовал грубую карту этого места, которое он назвал Будда Каши. [41] Колин Маккензи был офицером Британской Ост-Индской компании , который позже стал первым генеральным инспектором Индии . Посетив Сарнатх в 1815 году, он первым описал тщательное исследование руин. [34] На протяжении начала 19 века археологи-любители исследовали и проводили раскопки в Сарнатхе, удаляя предметы старины, а несколько художников рисовали эскизы этого места (особенно ступы Дхамек). [42]
В 1835–1836 годах 21-летний инженер британской армии из Бенгальской инженерной группы по имени Александр Каннингем провел первые систематические археологические раскопки в Сарнатхе. [43] Он тщательно изучил сочинения Фасяня и Сюаньцзана , двух китайских буддийских монахов, которые много путешествовали по северной Индии в начале V и начале VII веков соответственно. Основываясь на их трудах и трудах Дункана, он провел некоторые тщательные измерения и раскопки в Сарнатхе в 1835–1836 годах. В ходе этих раскопок Каннингем обнаружил и удалил множество статуй из монастыря «L» и храма «M», а также ящик из песчаника, о котором сообщил Дункан, из Ступы Дхармараджика. Он подарил эти предметы Азиатскому обществу Бенгалии , и сейчас они находятся в Индийском музее в Калькутте . [34] К 1836 году Каннингем окончательно определил Сарнатх как место первой проповеди Будды . [44] [45] В 1861 году Каннингем стал основателем и первым генеральным директором Археологической службы Индии .
В 1851–1852 годах Маркхэм Китто (1808–1853) провел дальнейшие раскопки в Сарнатхе. Китто отметил наличие четырех ступ в Сарнатхе и раскопал сооружение, которое он назвал больницей, которое располагалось примерно на полпути между ступами Дхамек и Джагат Сингх. [46] Он также нашел статую сидящего Будды в доме Джагата Сингха и переписал ее надпись. [47] В своих трудах Китто предположил, что Сарнатх был разрушен в результате сильного пожара. [48]
Где-то в середине 19 века Сарнатх подвергся дальнейшим грабежам: 48 статуй и огромное количество кирпичей и камней были вывезены из исторического места для использования при строительстве двух мостов через реку Варуна . [49] Последний случай разграбления произошел примерно в 1898 году, когда из Сарнатха было вывезено много кирпичей и камней и использовано в качестве балласта для строившейся в то время узкоколейной железной дороги. [50]
20 век: обширные раскопки и реставрация
[ редактировать ]Фридрих Эртель провел обширные раскопки в 1904-1905 годах. Его команда сосредоточилась на районе возле ступы «J» ( Ступа Дхамек ), ступы «К» («Ступа Джагат Сингх», ныне известной как Ступа Дхармараджика), монастыря «L», храма «М», больницы «Н». , монастырь «О» и столп Ашокана . В марте 1905 года команда эксгумировала части основания и стержня колонны с о расколе Эдиктом , львиной капителью и остатками скульптуры дхармачакры . [51] Знакомство с ок. 241-233 гг. до н.э., [52] это самые старые и важные реликвии, обнаруженные на данный момент в Сарнатхе. [2] Дж. Ф. Фогель перевел надпись, написанную на языке брахми периода Маурьев , и ориентировочно датировал ее 249 годом до нашей эры. [53]
Наши дни: археологические руины
[ редактировать ]Согласно Махапариниббана Сутте ( Сутта 16 Дигха Никаи ), Будда упоминал Сарнатх как одно из четырёх мест паломничества, которые его набожные последователи должны посещать и смотреть на них с чувством благоговения . [4] [5] Начиная с конца 18 века , древние места, такие как Сарнат, подвергались обширным археологическим исследованиям и реставрации. Следовательно, Сарнатх вернул себе прежний статус места паломничества как буддистов, так и джайнов . В 1998 году Сарнатх был номинирован на включение (ЮНЕСКО) в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры список объектов всемирного наследия , имеющих выдающуюся универсальную ценность для культурного наследия . В номинацию входят две группы памятников: группу «А» представляет Ступа Чаукханди , а все остальные памятники (например, храмы, ступы, монастыри и столп Ашоки) включены в группу «Б». [54] К местам, имеющим наибольшую важность для буддийских паломников, относятся:
- Ступа Дхамек представляет собой впечатляющее сооружение высотой 39 метров (128 футов) и диаметром 28 метров (92 фута). [ нужна ссылка ]
- Ступа Дхармараджика - одна из немногих ступ до Ашокана, сохранившихся в Сарнатхе, хотя от нее остался только фундамент. С конца 18 по начало 20 века он был объектом обширных грабежей и археологических раскопок. [55]
- Возведенная здесь колонна Ашокана была сломана во время вторжений XII века, но многие ее части остались на прежнем месте. Столп первоначально был увенчан Львиной столицей Ашоки , которая, в свою очередь, служила основанием большого колеса дхармы из песчаника с 32 спицами . Львиная капитель и колесо дхармы, выставленные в настоящее время в Археологическом музее Сарнатха , теперь символизируют современное состояние Индии. Оба они изображены на эмблеме Верховного суда Индии . [56] а колесо Дхармы изображено на флаге Индии . [57]
- Руины древней Мулагандха Кути Вихара отмечают место, где Будда провел свой первый сезон дождей. Это был главный храм, отмеченный наличием колонны Ашокана спереди. скульптура Будды из песчаника V века н. э., проповедующего свою первую проповедь . Неподалеку была найдена [ нужна ссылка ]
- Дхарма Чакра Джина Вихар, огромный монастырь и жилые помещения для монахов , предположительно, были построены или восстановлены в середине XII века по велению Кумарадеви, жены Говиндачидры (ок. 1114–1155 гг. н.э.). [14]
- Ступа Чаукханди отмечает место, где Будда встретился со своими первыми пятью учениками ( Каундинья , Ассаджи , Бхаддия, Ваппа и Маханама). Расположенный в 0,8 км (0,50 мили) к югу от ступы Дхамек, он увенчан восьмиугольной кирпичной башней. Башня была воздвигнута как памятник императору Хумаюну его сыном Акбаром в 1588 году нашей эры. [58]
- В Археологическом музее Сарнатха находится знаменитая Львиная столица Ашока, которая чудесным образом уцелела при падении с высоты 45 футов на землю (с вершины колонны Ашокана) и стала государственным гербом Индии и национальным символом на флаге Индии. В музее также находится оригинальная скульптура Будды из песчаника V века нашей эры, проповедующего свою первую проповедь , а также надпись Кумарадеви. [17]
Современные культовые сооружения
[ редактировать ]Помимо археологических руин, в Сарнатхе есть ряд других мест паломничества и культовых сооружений. В их число входят:
- Современный Мулагандха Кути Вихара — храм, построенный Обществом Маха Бодхи ; он был открыт для публики в 1931 году. Богатый гавайский филантроп и благотворитель Мэри Робинсон Фостер оказала большую финансовую поддержку этому проекту, а Анагарика Дхармапала руководила его строительством. Дхармапала был буддийским монахом из Шри-Ланки , который сыграл важную роль в возрождении буддизма в Индии после того, как он практически исчез в этой стране в течение семи столетий. [59] В храме находится позолоченная копия скульптуры Будды V века нашей эры, проповедующей свою первую проповедь . Его внутренние стены богато украшены фресками японского художника Косэцу Носу (1885-1973), изображающими важные события из жизни Будды. [60]
- Музей Анагарика Дхармапала и офисы Общества Маха Бодхи, расположенные на Дхармапала-роуд, к югу от современного Мулагандха Кути Вихара.
- Стоящая статуя Будды высотой 24,3 метра (80 футов), вдохновленная Буддами Бамиана . [61] расположен на территории тайского храма и монастыря Сарнатх. [62] Строительство началось в 1997 году, а наконец статуя была открыта в 2011 году. [63]
- Ряд стран и регионов, в которых буддизм является основной религией (например, Камбоджа, Китай, Япония, Корея, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Тибет и Вьетнам), основали в Сарнатхе храмы и монастыри в стиле, типичном для их соответствующие культуры, поэтому посетители могут получить представление о буддизме с точки зрения различных культур. [64]
- Дерево бодхи , посаженное Анагарикой Дхармапалой, выросло из черенка дерева в Бодхгае. [ нужна ссылка ]
- Padmasambhava Buddhist Center: Padma Samye Chokhor Ling Monastery, Orgyen Samye Chokhor Ling Nunnery, Khenchen Palden Sherab Rinpoche Stupa
- Институт высших буддийских исследований Ваджра Видья
- Сад духовной мудрости, расположенный на территории ступы Чаукханди.
Как место паломничества джайнов
[ редактировать ]Сингхпур (Симхапури), деревня примерно в 1,7 км (1,1 мили) к северо-западу от Сарнатха, [27] Считается, что это место рождения , 11-го тиртханкара джайнизма Шрейансанатхи . [65] Это также место, где четыре из пяти благоприятных событий в жизни произошли Шрейансанатхи. Согласно джайнской космологии , пятым благоприятным событием в жизни является достижение мокши . Шрейансанатха был среди двадцати джайнских тиртханкаров , достигших мокши в Саметшихаре . [65]
Сарнатх на протяжении веков был важным местом паломничества джайнов . [66] рукопись 17-го века Джайнская описывает джайнский храм в Варанаси как расположенный недалеко от «знаменитого святилища Бодисаттвы» в месте под названием Дхармекса . Это санскритское слово переводится как «размышление над законом» и явно относится к ступе Дхамек. Нынешнее здание — Сарнатх Джайн Тирт (также известное как Храм Шри Дигамбер Джайн или Храм Шрейаншнат Джайн) — было построено в 1824 году. [27] Этот храм, расположенный всего примерно в 70 метрах (230 футов) к юго-западу от Ступы Дхамек, посвящен Шрейансанатхе. [66] Главным божеством этого храма является статуя Шрейансанатхи синего цвета высотой 75 сантиметров (30 дюймов) в позе лотоса . [ нужна ссылка ]
Другие туристические достопримечательности
[ редактировать ]Туристические достопримечательности, не связанные с буддизмом и духовностью в Сарнатхе, включают Сарнатхский парк оленей и рыбный канал, а также Центр разведения и реабилитации черепах Сарнатх.
Год | Международный | Одомашненный | Общий |
---|---|---|---|
2013 | 362,113 | 838,566 | 1,200,679 |
2014 | 374,268 | 899,457 | 1,273,725 |
2015 | 388,102 | 924,552 | 1,312,654 |
2016 | 409,242 | 957,320 | 1,366,562 |
2017 | 430,682 | 1,024,589 | 1,455,271 |
2018 | 435,752 | 1,070,035 | 1,505,787 |
2019 | 336,136 | 1,132,615 | 1,468,751 |
В английской литературе
[ редактировать ]В своей поэтической иллюстрации 1832 года Сарнат, памятник Будху ., к картине Сэмюэля Праута , Летиция Элизабет Лэндон сравнила четыре основные религии мира и упомянула о преследованиях и последующем изгнании буддистов из Индии. [68]
Сарнатх — одно из мест действия Редьярда Киплинга романа « Ким» 1901 года . Тешу Лама останавливается в « Храме Тиртханкхеров » в Сарнатхе, когда не совершает паломничества. [69]
« Безымянный город » — вымышленный рассказ, опубликованный в 1921 году Лавкрафтом . Когда рассказчик этой истории видит руины Безымянного города, он «думает о Сарнатхе Обреченном, который стоял в земле Мнар, когда человечество было молодым, и об Ибе, который был высечен из серого камня до того, как появилось человечество». [70] Лавкрафт ранее описал вымышленный город Сарнат в своем рассказе 1920 года « Гибель, постигшая Сарнат ». [71]
Галерея
[ редактировать ]- План раскопок в Сарнате с местами, обозначенными с использованием Александра Каннингема (1835 г.) терминологии
- План раскопок в Сарнатхе с обозначениями участков с использованием современной (английской) терминологии.
- Вид на Сарнатх во время археологических раскопок, 1907 год. Ракурс камеры от руин древней Мулагандха Кути Вихара к ступе Дхамек ; Храм Шри Дигамбер Джайн можно увидеть в правой части фотографии.
- Статуя Будды внутри обетной ступы в Сарнатхе
- Львиная столица Ашоки , скульптура Будды, проповедующего свою первую проповедь , и колонна Ашокана , а также другие предметы старины, появившиеся после эксгумации в Сарнатхе 15 марта 1905 года (фотография Ф. О. Эртеля ). [72]
- Львиная столица Ашоки, сейчас находящаяся в Археологическом музее Сарнатха , в том виде, в котором она выглядела в 2011 году.
- Ступа Дхармараджика периода до Ашокана, как она выглядела в 2007 году.
- Части колонны Ашоки в Сарнатхе, какими они были в 2016 году, защищены стеклянным ограждением.
- Надпись Брахми на главной колонне Ашоки в Сарнатхе
- Греко-персидская скульптура головы западноазиатского иностранца периода Маурьев , Музей Сарнатха. [73]
- Персо-ионическая столица периода Маурьев, раскопанная в Сарнатхе. [74]
- Противоположная сторона той же капители, раскопанная в Сарнатхе, с изображением слона.
- Внешний вид джайнского храма Шри Дигамбер в Сарнатхе
- Интерьер джайнского храма Шри Дигамбер в Сарнатхе
- Современный Мулагандха Кути Вихара , буддийский храм, построенный Обществом Маха Бодхи в Сарнатхе.
- Реплика скульптуры Будды, проповедующего свою первую проповедь , расположенная в современной Мулагандха Кути Вихара.
- Fresco in the modern Mulagandha Kuty Vihara, by Japanese artist Kosetsu Nosu
- Храм и монастырь тибетской общины в Сарнатхе
- Сидящая статуя Будды на фоне стоящей статуи Будды на территории тайского храма и монастыря в Сарнатхе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Департамент NRI, правительство Уттар-Прадеша, Индия (2022 г.). «О Сарнатхе» . Сарнатх . Лакхнау, Уттар-Прадеш, Индия: Департамент NRI, правительство Уттар-Прадеша, Индия. Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 1 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сахни 1914 , с. 2.
- ^ Буддханет (2008). «Первые пять монахов» . Жизнь Будды . Туллера, Новый Южный Уэльс, Австралия: Ассоциация образования Дхармы Будды. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Маха-париниббана Сутта: Великая беседа о полном освобождении (отрывок)» . Доступ к Инсайту . Перевод Бхиккху Таниссаро . Барре, Массачусетс: Центр буддийских исследований Барре. 1998. Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Маха-париниббана Сутта: Последние дни Будды (Часть пятая)» . Доступ к Инсайту . Перевод Ваджиры, сестры ; История, Фрэнсис. Барре, Массачусетс: Центр буддийских исследований Барре. 1998. Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Шуман 2004 , с. 67.
- ^ Буддханет (2008). «Сказки Будды, Том 1» . Король баньяновый олень . Туллера, Новый Южный Уэльс, Австралия: Ассоциация образования Дхармы Будды. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Сахни 1914 , с. 1.
- ^ Сарао 2017 , с. 581.
- ^ Ашер 2020 , с. 1.
- ^ Эртель 1908 , стр. 60–61.
- ^ Ли 1914 , стр. 98-100.
- ^ Ашер 2020 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конов 1908 , стр. 320, 327–8.
- ^ Ашер 2020 , стр. 6–8.
- ^ Конов 1908 , стр. 319.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Археологическая служба Индии (2013). «Инвентарный номер: 33 (надпись Кумарадеви)» . Археологический музей Сарнатха . Сарнатх, Варанаси, Уттар-Прадеш: Археологическая служба Индии - Круг Сарнатха. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Конов 1908 , стр. 321, 327.
- ^ Хабиб 1981 , с. 116 Цитата: «Зимой 1194–1195 годов нашей эры Шихабуддин еще раз вошел в Индостан и вторгся в Доаб. Рай Джай Чанд двинулся вперед, чтобы встретить его, и столкнулся лицом к лицу с Кутбуддином Айбеком, который возглавлял авангард вторгшейся армии. ... Шихабуддин захватил крепость с сокровищами Асни, а затем проследовал в Банарес, где превратил около тысячи идолопоклонн в дома для мусульман».
- ^ Чандра, 2007 г. Цитата: «В 1194 году Муизсуддин вернулся в Индию. Он переправился через Джамуну с 50-тысячной кавалерией и двинулся к Канаудж. Ожесточенная битва между Муизсуддином и Джайчандрой произошла в Чандаваре недалеко от Канауджа. Нам говорят, что Джайчандра почти одержал победу. в тот день, когда он был убит стрелой, и его армия была полностью разбита, Муиззуддин теперь двинулся к разоренному Бенарасу, большое количество храмов там было разрушено».
- ^ Хан 2008 , с. 80 Цитата: «Джайчандра был побежден и убит Мухаммадом Гаури в Чанваре (40 километров к востоку от Агры) в 1193 году».
- ^ Ашер 2020 , с. 11.
- ^ Нийоги 1959 , с. 111.
- ^ Местон 1915 , с. 169.
- ^ Саньял 2012 , стр. 130–1.
- ^ Ашер 2020 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эртель 1908 , с. 60.
- ^ Пран Невиле (3 мая 2009 г.). «Прошлое Индии на холсте» . Трибуна . Чандигарх: Tribune Trust. Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Ходжес 1794 , стр. 59–77.
- ^ Ходжес 1794 , с. 62 Цитата: «Город окружает множество руин зданий, результат нетерпимости мусульман. Одно из них представляет собой большое круглое здание, очевидно, служившее индуистским храмом или частью одного из них; до сих пор сохранились остатки некоторых украшений; одну часть я нашел греческого свитка».
- ^ Рэй 2014 , стр. 78–79.
- ^ Эртель 1908 , с. 65.
- ^ Археологическая служба Индии (2014). «Ступа Дхамек» . Наши памятники . Сарнатх, Варанаси, Уттар-Прадеш: Археологическая служба Индии - Круг Сарнатха. Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эртель 1908 , стр. 61–62.
- ^ Дункан 1799 , стр. 131–133.
- ^ Каннингем 1871 , стр. 118–119.
- ^ Ашер 2020 , с. 22.
- ^ Сахни 1917 , стр. 17–20.
- ^ Шерринг 1868 , с. 26.
- ^ Эртель 1908 , стр. 62–64.
- ^ Ашер 2020 , стр. 12–13.
- ^ Ашер 2020 , стр. 14–15.
- ^ Ашер 2020 , с. 23.
- ^ Каннингем 1871 , стр. 103–130.
- ^ Ашер 2020 , с. 12.
- ^ Ашер 2020 , стр. 27–28.
- ^ Ашер 2020 , с. 24.
- ^ Ашер 2020 , с. 27.
- ^ Шерринг 1868 , с. 25 Цитата: «...при возведении мостов через реку Барна сорок восемь статуй и других скульптурных камней были вывезены из Сарната и брошены в реку, чтобы они служили волнорезом для причалов; и это в на возведение второго моста, железного, было использовано от пятидесяти до шестидесяти возов камней из построек Сарнатха».
- ^ Эртель 1908 , с. 64.
- ^ Эртель 1908 , стр. 68–70.
- ^ Фуок 2010 , с. 38.
- ^ Фогель 1906 , стр. 166–167.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2023 г.). «Древнее буддийское место, Сарнатх, Варанаси, Уттар-Прадеш» . Предварительные списки . Париж: Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 26 ноября 2021 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Эртель 1908 , стр. 61–68.
- ^ Вагнер 2021 , с. 406 Цитата: «Немного другая версия того же колеса (с 32 спицами) украшает логотип Верховного суда Индии как визуальное провозглашение праведности, власти и истины....».
- ^ Садан 2016 , с. 177.
- ^ Эртель 1908 , с. 74.
- ^ Накамура 2001 , стр. 267–8.
- ^ Nosu 1939 , p. 27.
- ^ Трехколесный велосипед 2009 .
- ^ Шубхам Мансинка (11 января 2017 г.). «Тайский храм и монастырь» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Сарнатх получит самую высокую статую Будды в стране» . Таймс оф Индия . 16 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 2 января 2023 г. . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Кэтрин Танко (30 апреля 1999 г.). «Века паломничества: буддисты все еще стекаются в Сарнатх» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Федерация джайнских ассоциаций Северной Америки, 2021 г. , с. 241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шубхам Мансинка (11 января 2017 г.). «Дигамбарский джайнский храм» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Департамент туризма штата Уттар-Прадеш (10 июня 2022 г.). «Годовая статистика туристических посещений - 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы» . Туристическая статистика по годам . Лакнау: Департамент туризма штата Уттар-Прадеш . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Лэндон 1832 , стр. 16–17.
- ^ Киплинг 1902 , с. 266.
- ^ Лавкрафт 2011 , с. 93.
- ^ Лавкрафт 2011 , стр. 41–44.
- ^ Эллиотт, Димбергер и Клементе 2014 , стр. 125.
- ^ Смит 1911 , стр. 374–5.
- ^ Смит 1911 , стр. 101–2.
- ^ Мани 2012 , стр. 60–61.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ашер, Фредерик М. (2020). Сарнатх: критическая история места, где зародился буддизм . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. ISBN 978-1606066164 .
- Чандра, Сатиш (2007). История средневековой Индии: 800–1700 гг. (PDF) . Хайдарабад: Восток BlackSwan. ISBN 978-9352874576 .
- Каннингем, Александр (1871). «Банарас Сарнатх» . Четыре отчета, сделанные в течение 1862-63-64-65 годов . Том. 1. Шимла, Химачал-Прадеш, Индия: Археологическая служба Индии . стр. 103–130.
- Дункан, Джонатан (1799). «Отчет об открытии двух урн в окрестностях Бенареса» . Труды Общества, учрежденного в Бенгалии для изучения истории и древностей, искусств, наук и литературы Азии . 5 : 131–3.
- Эллиотт, Марк; Димбергер, Хильдегард; Клементе, Микела (2014). Слово Будды: Жизнь книг в Тибете и за его пределами (PDF) . Кембридж, Англия: Музей археологии и антропологии Кембриджского университета. ISBN 978-0947595203 .
- Федерация джайнских ассоциаций Северной Америки (2021 г.). Сборник джайнизма (PDF) (4-е изд.). Карсон, Калифорния: Jain Education International. ISBN 978-1594060663 .
- Хабиб, Мохаммед (1981). Низами, Халик Ахмад (ред.). Политика и общество в период раннего средневековья: Собрание сочинений профессора Мохаммада Хабиба . Том. 2. Нью-Дели: Народное издательство.
- Ходжес, Уильям (1794). «Глава IV: Описание Бенареса» . Путешествие по Индии в 1780, 1781, 1782 и 1783 годах . Лондон: напечатано для автора и продано Дж. Эдвардсом.
- Хан, Иктидар Алам (2008). Исторический словарь средневековой Индии . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Том. 20. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0810855038 .
- Киплинг, Редьярд (1902). Ким (1-е изд.). Лондон: Макмиллан и компания.
- Конов, Стен (1908). «Сарнатхская надпись Кумарадеви» . Эпиграфика Индика . 9 (51): 319–28.
- Лэндон, Летиция Элизабет (1832). Альбом для вырезок из гостиной Фишера; с поэтическими иллюстрациями Леля, 1833 год . Лондон: Фишер, Сын и Джексон.
- Ли, Хвуи (1914). Жизнь Хиуэнь-Цяна . Том. Книга III. Перевод Била, Сэмюэля (2-е изд.). Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и компания.
- Лавкрафт, Говард Филлипс (2011). Полное собрание сочинений Г. П. Лавкрафта .
- Мани, БР (2012). Сарнатх: археология, искусство и архитектура . Нью-Дели: Археологическая служба Индии .
- Местон, Джеймс (1915). «Индия» . «История народов» Хатчинсона . Лондон: Hutchison & Co., стр. 123–222.
- Накамура, Хадзиме (2001). Готама Будда: Биография, основанная на наиболее достоверных текстах . Том. 1. Перевод Секимори, Гейнора (1-е изд.). Токио: Издательская компания Kosei. ISBN 978-4333018932 .
- Нийоги, Рим (1959). История династии Гахадавала Калькутта: Калькуттское агентство восточной книги.
- Носу, Косецу (1939). Жизнь Будды на фресках: Мулагандхакути Вихара, Сарнатх . Калькутта: Общество Маха Бодхи . Проверено 1 января 2023 г.
- Эртель, Фридрих Оскар (1908). «Раскопки в Сарнатхе» . Годовой отчет Археологической службы Индии, 1904–1905 гг . Калькутта: суперинтендант государственной типографии, Индия. стр. 59–104.
- Школа, Ле Ху (2010). Буддийская архитектура . Лейквилл, Миннесота: Graphicol. ISBN 978-0984404308 .
- Рэй, Химаншу Прабха (2014). Возвращение Будды: древние символы новой нации (1-е изд.). Нью-Дели: Рутледж. ISBN 978-0415711159 .
- Садан, Джа (2016). Почтение, сопротивление и политика, связанная с индийским национальным флагом . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107118874 .
- Сахни, Дайя Рам (1914). Каталог Музея археологии в Сарнатхе (PDF) . Калькутта: суперинтендант государственной типографии, Индия.
- Сахни, Дайя Рам (1917). Путеводитель по буддийским руинам Сарнатха . Калькутта: Археологическая служба Индии .
- Саньял, Санджив (2012). Земля семи рек: Краткая история географии Индии . Гургаон, Индия: Penguin Books India Private Limited. стр. 130–1. ISBN 978-8184756715 .
- Сарао, Карам Тедж Сингх (2017). Лонг, Джеффри Д. (ред.). Буддизм и джайнизм . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт, Нидерланды: Springer. дои : 10.1007/978-94-024-0852-2_100384 . ISBN 978-9402408515 .
- Шуман, Ганс Вольфганг (2004). Исторический Будда: времена, жизнь и учение основателя буддизма . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 8120818172 .
- Шерринг, Мэтью Атмор (1868). Бенарес: священный город индусов . Дели: Издательская корпорация BR.
- Смит, Винсент Артур (1911). История изобразительного искусства Индии и Цейлона с древнейших времен до наших дней . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Тиллотсон, Джайлз Генри Руперт (2000). Искусственная империя: индийские пейзажи Уильяма Ходжеса (1-е изд.). Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж. АСИН B00AZ4O282 .
- Трехколесный велосипед (2 ноября 2009 г.). «Это не совсем Бамиан, но…» Трехколесный велосипед: Буддистское обозрение . 19 (1).
- Фогель, Жан Филипп (1906). «Эпиграфические открытия в Сарнатхе» . Эпиграфика Индика . 8 (17): 166–179.
- Вагнер, Энн (2021). Марусек, Сара (ред.). Флаги, цвет и правовое повествование: общественная память, идентичность и критика . Чам, Швейцария: Springer Nature. ISBN 978-3030328641 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сарнатху от Wikivoyage Путеводитель по
- Запись об Исипатане в Буддийском словаре палийских имен собственных.
- Описание Сарнатха китайским монахом-паломником Факсианом (399-414 гг. н.э.)