Jump to content

Саматха-випассана

(Перенаправлено с Саматы )
Переводы
Випассана
Английский проницательность, ясное видение, особое видение, отчетливое видение
санскрит Випассана
( ИАСТ : випашьяна )
Есть Випассана
( випассана )
бирманский ВиПакТаНар
китайский вид
( Пиньинь : гуань )
кхмерский Випассана
( UNGEGN : vĭbâssânéa )
сингальский Випассана
( випассана )
тибетский чтение
( Уайли: лхаг мтонг; THL: лхак-тонг )
тайский Саматха Випассана
вьетнамский магазин
Глоссарий буддизма

Саматха ( санскрит : शमथ; китайский : ; пиньинь : чжу) . [примечание 1] ), "спокойствие," [1] "умиротворенность," [2] «спокойствие осознания», [Интернет 1] и випассана ( пали ; санскрит : विपश्यना; сингальский : विदर्शना ), буквально «особенный, супер ( ви- ), видящий ( -пассана )», [3] — это два качества ума, развивающиеся в буддийской практике в тандеме.

В Палийском Каноне и Агаме эти качества не являются конкретными практиками, а элементами «единого пути» и «реализуются» с развитием ( бхавана ) внимательности ( сати ) и медитации ( джхана / дхьяна ) и других путей. факторы . [4] [5] В то время как джхана / дхьяна играет центральную роль на буддийском пути, випассана редко упоминается отдельно, а обычно описывается вместе с саматхой . [4] [5]

Абхидхамма Питака и комментарии описывают саматху и випассану как две отдельные техники, при этом шаматха означает концентрацию-медитацию, а випассана - как практику достижения прозрения. В Тхеравады традиции випассана — это практика, направленная на «понимание истинной природы реальности», которая определяется как аничча непостоянство »), дуккха («страдание, неудовлетворённость») и анатта («несамость»). : три признака существования . [6] [7] В Махаяны традициях випассана определяется как понимание шуньяты («пустоты») и природы будды .

В современной Тхераваде соотношение саматхи и випассаны является предметом споров. Практика медитации была заново изобретена в традиции Тхеравады в XVIII–XX веках на основе современного прочтения Сатипаттхана -сутты , Висуддхимагги и других текстов, сосредоточенных на випассане и «сухом прозрении» и преуменьшающих значение саматхи . [8] Випассана приобрела центральное значение в движении Випассана 20-го века. [9] который отдает випассане саматхе предпочтение .

Некоторые критики [ как кто? ] отмечают, что и то, и другое являются необходимыми элементами буддийского обучения, в то время как другие критики [ как кто? ] утверждают, что дхьяна – это не упражнение однонаправленной концентрации.

Терминология

[ редактировать ]

Они не заканчивают

[ редактировать ]

Санскритское слово шаматха можно перевести как «спокойствие»; [6] [1] «спокойствие ума»; [1] «спокойствие осознания»; [Интернет 1] "умиротворенность"; [2] "спокойствие"; [1] «медитативное спокойствие»; [1] или «спокойствие сердца». [1]

термин Тибетский для саматхи ཞི་གནས་ ( shyiné ; Wylie : zhi-gnas ). [10] Семантическое поле санскритского шама и тибетского ши — «умиротворение», «замедление или охлаждение», «отдых». [10] Семантическое поле тибетского — «пребывать или оставаться», и оно родственно или эквивалентно последнему слогу санскрита thā . [11] По словам Джамгона Конгтрула , эти термины относятся к «покою» и «умиротворению» ума и мыслей. [10]

Випассана

[ редактировать ]

Випассана — палийское слово, образованное от приставки « ви- » и глагольного корня « -пассана »: [3]

мы-
«особенный», «супер»; [3] «особым образом», «в, насквозь»; [7] "прозрачный." [12]
-пассана
«видеть»; [3] «видеть», «воспринимать»; [7] «свободный от предубеждений». [12]

Буквальное значение — «сверхвидение». [3] но часто переводится как «проницательность» или «ясное видение». [ нужна ссылка ] Хенепола Гунаратана определяет випассану как «взгляд на что-то с ясностью и точностью, видя каждый компонент как отдельный и отдельный и проникая насквозь, чтобы воспринять самую фундаментальную реальность этой вещи». [7] По словам Митчелла Гинзберга, випассана - это «понимание того, как обстоят дела, а не того, какими мы их себе представляли». [12]

Синонимом випассаны является пакчакха , «воспринимаемый органами чувств» (пали; санскрит: пратьякша ), буквально «перед глазами», что относится к прямому эмпирическому восприятию. Таким образом, тип видения, обозначаемый випассаной, — это вид прямого восприятия, в отличие от знания, полученного в результате рассуждений или аргументов. [ нужна ссылка ]

По-тибетски випассана — это лхактонг ( Уайли : лхаг мтонг ). Лхак означает «высший», «высший», «величайший»; Тонг — «видеть, видеть». Таким образом, в совокупности лхактонг можно перевести на английский язык как «высшее видение», «великое видение» или «высшая мудрость». Это можно интерпретировать как «высший способ видения», а также как «видение того, что является сущностной природой». Его природа — ясность, ясность ума. [13]

Истоки и развитие

[ редактировать ]

Ранний буддизм

[ редактировать ]

По словам Таниссаро Бхиккху , « саматха , джхана и випассана были частями одного пути». [4] По мнению Керен Арбель, саматха и випассана — это не конкретные практики, а качества ума, которые практикующий реализует по мере развития факторов Благородного Восьмеричного Пути , включая сати («внимательность») и джхана / дхьяна («медитация»). [5] В Сутта-Питаке термин « випассана » почти не упоминается, тогда как в этих текстах часто упоминается джхана как медитативная практика, которую необходимо выполнять. Как пишет Таниссаро Бхиккху:

Когда [палийские сутты] изображают Будду, приказывающего своим ученикам идти медитировать, они никогда не цитируют его слова «идите, делайте випассану », а всегда «идите, делайте джхану ». И они никогда не приравнивают слово « випассана » к каким-либо техникам осознанности. В тех немногих случаях, когда они упоминают випассану , они почти всегда сочетают ее с саматхой — не как два альтернативных метода, а как два качества ума, которые человек может «обрести» или «наделить» и которые следует развивать вместе. . [Интернет 2]

По мнению Веттера и Бронкхорста, дхьяна представляла собой изначальную «освободительную практику» Будды. [14] [15] [16] Веттер далее утверждает, что Благородный Восьмеричный Путь представляет собой совокупность практик, которые готовят человека и ведут к практике дхьяны . [17] Веттер и Бронкхорст далее отмечают, что дхьяна не ограничивается однонаправленной концентрацией, которая, по-видимому, описана в первой джхане , но развивается в невозмутимость и внимательность. [18] [19] [примечание 2] «рожденный из самадхи ». [20] Винн отмечает, что тогда человек больше не поглощен концентрацией, а осознанно осознает объекты, оставаясь к ним безразличным. [21] «направление состояний медитативного погружения к осознанному осознанию объектов». [22]

В ряде сутт упоминаются саматха и випассана как качества ума, которые следует развивать в тандеме. [примечание 3] В SN 43.2 Будда утверждает: «И какой же , монахи путь , ведет к необусловленному ? Безмятежность и прозрение...» [23] В SN 35.245, « Сутте дерева Кимсука» , Будда приводит сложную метафору, в которой безмятежность и проницательность представляют собой «быструю пару посланников», доставляющих послание ниббаны (пали; санскр.: нирвана ) через благородный восьмеричный путь : [примечание 4]

Эти два качества имеют долю в ясном знании. Какие два? Спокойствие ( саматха ) и прозрение ( випассана ).

Когда развивается спокойствие, какой цели оно служит? Ум развит. А когда ум развит, какой цели он служит? Страсть оставлена.
Когда понимание развивается, какой цели оно служит? Разумность развита. А когда проницательность развита, какой цели она служит? Невежество отброшено.

Оскверненный страстью ум не освобождается. Оскверненное невежеством проницательность не развивается. Таким образом, после угасания страсти происходит освобождение осознания. После исчезновения невежества происходит освобождение-различение. [Интернет 3]

Дост. Ананда сообщает, что люди достигают арахантского состояния одним из четырех способов:

Друзья, кто бы — монах или монахиня — ни заявлял в моем присутствии о достижении архатства, все они делают это посредством того или иного из четырех путей. Какие четыре?
Бывает случай, когда у монаха появилось прозрение, которому предшествовало успокоение. [...]
Также есть случай, когда монах развил спокойствие, которому предшествовало прозрение. [...]
Также есть случай, когда монах развил спокойствие в тандеме с прозрением. [...]
Кроме того, есть случай, когда ум монаха хорошо контролирует свое беспокойство по поводу Дхаммы [сообщение: искажения прозрения].

- AN 4.170, Сутта «Четыре пути к арахантству». [примечание 5]

Разделение саматхи и випассаны

[ редактировать ]

Буддхагхоса в своем влиятельном схоластическом трактате Тхеравады «Висуддхимагга » утверждает, что джхана вызывается саматхой , а затем джхана отражается с осознанностью, становясь объектом випассаны , при этом отражающий осознает, что джхана отмечена тремя характеристиками. [24] Того, кто использует этот метод, называют «работником спокойствия» (пани: саматха яника ). [8] Однако современные буддийские учителя, такие как Хенепола Гунаратана, практически нет свидетельств этого метода заявляют, что в пахийских суттах . [25] В нескольких суттах описывается метод «голого прозрения» или «сухого прозрения», при котором только випассана , исследуя обычные физические и умственные явления, чтобы различить три признака. практикуется [8] Гомбрич и Брукс утверждают, что различие между двумя отдельными путями берет свое начало в самых ранних интерпретациях Сутта -Питаки . [26] не в самих суттах . [примечание 6]

По словам Ричарда Гомбрича , в раннем буддизме произошло развитие, приведшее к изменению доктрины, которая считала праджню альтернативным средством пробуждения, наряду с практикой дхьяны . [27] Сутты школами Махаяны содержат следы древних споров между . и Тхеравады относительно интерпретации учений и развития прозрения В результате этих дебатов возникла идея о том, что простого прозрения достаточно, чтобы достичь освобождения путем различения трех признаков (качества) (человеческого) существования ( тилаккхана ), а именно: дуккха (страдание), анатта (отсутствие «я») и аничча (непостоянство). . [28] Таниссаро Биккху также утверждает, что саматха и випассана имеют «единую роль», тогда как «[т] он Абхидхамма и Комментарии, напротив, утверждают, что саматха и випассана - это два разных пути медитации». [примечание 7]

Гунаратана отмечает, что «классическим источником различия между двумя проводниками безмятежности и прозрения является Висуддхимагга ». [29] Аджан Брахм (который, как и бхикку Таниссаро, принадлежит к тайской лесной традиции ) пишет, что

Некоторые традиции говорят о двух типах медитации: медитации прозрения ( випассана ) и спокойной медитации ( саматха ). Фактически, это две неделимые стороны одного и того же процесса. Спокойствие — это мирное счастье, рожденное медитацией; прозрение — это ясное понимание, рожденное в результате той же самой медитации. Спокойствие ведет к прозрению, а проницательность ведет к спокойствию». [30]

Тхеравада и випассана движение

[ редактировать ]

К десятому веку медитация больше не практиковалась в традиции Тхеравады из-за убеждения, что буддизм выродился и что освобождение больше не может быть достижимо до прихода будущего Будды, Майтрейи . [6] [примечание 8] Он был заново изобретен в Мьянме (Бирма) в 18 веке Медави (1728–1816), что привело к возникновению движения Випассана в 20 веке, заново изобретя медитацию випассана , развивая упрощенные техники медитации (на основе Сатипаттхана-сутты , Анапанасати). Сутта , Висуддхимагга и другие тексты), подчеркивая сатипаттхану и чистое прозрение. [31] [32] В этом подходе саматха рассматривается как подготовка к випассане , успокаивающая ум и усиливающая концентрацию, благодаря чему может возникнуть понимание непостоянства, ведущее к освобождению . В конечном счете, эти техники направлены на вхождение в поток , который гарантирует будущее развитие к полному пробуждению, несмотря на выродившийся век, в котором мы живем. [примечание 9]

Они не заканчивают

[ редактировать ]

Согласно традиции Тхеравады , саматха относится к техникам, помогающим успокоить ум. Считается, что саматха развивается посредством самадхи , которое в комментаторской традиции Тхеравады интерпретируется как концентрация-медитация, способность сосредоточивать внимание на одном объекте восприятия. Одной из основных техник для этой цели является осознанность дыхания (пани: анапанасати ). [ нужна ссылка ] Саматха обычно практикуется как прелюдия к практикам мудрости и в сочетании с ними. [ нужна ссылка ]

Объекты саматхи -медитации

[ редактировать ]

Некоторые медитативные практики, такие как созерцание объекта кашина , способствуют развитию саматхи ; другие, такие как созерцание совокупностей , способствуют развитию випассаны ; в то время как другие, такие как внимательность к дыханию , классически используются для развития обоих умственных качеств. [33]

В Висуддхимагге (5 век н. э.) упоминаются сорок объектов медитации . Внимательность ( сати ) к дыханию ( анапана : анапанасати ; с. анапанасмрити ) — наиболее распространенная практика саматхи (хотя этот термин также используется для медитации випассана ). Саматха может включать самадхи и другие практики .

Признаки и стадии радости в саматха -медитации

[ редактировать ]

Буддизм Тхеравады описывает развитие саматхи в терминах трех последовательных мысленных образов или «знаков» ( нимитта ). [примечание 10] и пять стадий радости ( Пити ). [примечание 11] Согласно традиции Тхеравады , пити , чувство радости, веселья или восторга, возникает в результате отказа от пяти препятствий в пользу концентрации на одном объекте. [35] Эти стадии очерчены экзегетом Буддхагхошей Тхеравады в его «Висуддхимагге» (также в «Аттхасалини» ) и более раннем «Упатиссе» (автор « Вимуттимагги »). После достижения концентрации доступа ( упачара-самадхи ) человек может войти в четыре джханы , мощные состояния радостного погружения, в которых все тело пронизано пити .

Вариации саматхи

[ редактировать ]

В традиции Тхеравады различные понимания саматхи : существуют [примечание 12]

  • В Шри-Ланке саматха включает в себя все те медитации, которые направлены на статичные объекты. [36]
  • В Бирме саматха включает в себя все практики концентрации, направленные на успокоение ума.
  • Традиция тайского леса, берущая свое начало от Аджана Мана и популяризированная Аджаном Ча, подчеркивает нераздельность саматхи и випассаны , а также существенную необходимость обеих практик.

Випассана

[ редактировать ]

В современной Тхераваде считается, что освобождение достигается через понимание преходящей природы явлений. Это достигается путем установления сати (внимательности) и саматхи посредством практики анапанасати (внимательности к дыханию), использования осознанности для наблюдения непостоянства в телесных и психических изменениях, для достижения прозрения (P: випассана , S: випашьяна ; P: паннья). , С: праджня ) в истинную природу явлений. [37] [38]

Випассана Движение

[ редактировать ]

Термин випассана часто путают с Випассана Движением , которое популяризировало новые учения и практику випассаны . Оно началось в 1950-х годах в Бирме, но получило широкую известность главным образом благодаря американским буддийским учителям, таким как Джозеф Гольдштейн , Тара Брах , Гил Фронсдал , Шэрон Зальцберг и Джек Корнфилд . Движение имеет широкую привлекательность, поскольку включает в себя различные буддийские и небуддийские мудрости, поэзию и науку. Вместе с современной американской традицией дзэн оно послужило одним из главных источников вдохновения для «движения осознанности», разработанного Джоном Кабат-Зинном и другими. Движение Випассана , также известное как Движение медитации прозрения, уходит корнями в буддизм Тхеравады и возрождение техник медитации, особенно « Нового бирманского метода », тайской лесной традиции и современных влияний. [9] о традициях Шри-Ланки , Бирмы , Лаоса и Таиланда .

В движении Випассана упор делается на Сатипаттхана-сутту и использование осознанности для понимания непостоянства своего «я». Он утверждает, что развитие сильной саматхи может быть невыгодным. [39] позиция, за которую движение Випассана подвергалось критике, особенно в Шри-Ланке. [40] [41] «Новый бирманский метод» был разработан У Нарадой (1868–1955) и популяризирован Махаси Саядо (1904–1982) и Ньянапоникой Тхера (1901–1994). Другие влиятельные бирманские сторонники включают Леди Саядо и Могок Саядо, а также Мать Саямаги и С.Н. Гоенка , которые оба были учениками Саяджи У Ба Кхина . [42] Среди влиятельных преподавателей тайского языка — Аджан Ча и Буддхадаса . Известный индийский учитель — Дипа Ма .

Этапы практики

[ редактировать ]

Практика начинается с подготовительного этапа, практики шила (добродетели): отказа от мирских мыслей и желаний. [43] [44] Джефф Уилсон отмечает, что мораль является квинтэссенцией буддийской практики, и на ней также подчеркивается первое поколение послевоенных западных учителей. Однако в современном движении осознанности мораль как элемент практики по большей части отвергается, «мистифицируя» истоки осознанности. [43]

Затем практикующий занимается анапанасати (внимательностью к дыханию), которая описана в Сатипаттхана-сутте как поход в лес и сидение под деревом, чтобы просто наблюдать за дыханием: если дыхание длинное, заметить, что дыхание длинное, если дыхание короткое, заметить, что дыхание короткое. [45] [46] В «Новом бирманском методе» практикующий обращает внимание на любое возникающее умственное или физическое явление, занимаясь витаркой , отмечая или называя физические и умственные явления (например, «дыхание, дыхание»), не вовлекая это явление в дальнейшее концептуальное мышление. [44] [47] Замечая возникновение физических и умственных явлений, медитирующий осознает, как чувственные впечатления возникают в результате контакта между чувствами и физическими и умственными явлениями. [44] как описано в пяти скандхах и патиччасамуппаде . По словам Саядо У Пандита, осознание и наблюдение этих ощущений отделены от любого вида физической реакции, которая корректирует импульсивные реакции на раздражители, так что человек с меньшей вероятностью будет физически или эмоционально чрезмерно реагировать на события в мире. [48]

Практикующий также начинает осознавать непрерывные изменения, связанные с дыханием, а также возникновение и исчезновение осознанности. [49] Это замечание сопровождается размышлениями о причинно-следственной связи и других буддийских учениях, ведущих к пониманию дуккхи , анатты и аниччи . [44] [49] Когда эти три характеристики поняты, размышление подчиняет себе [ нужны разъяснения ] , и процесс замечания ускоряется, отмечая явления в целом, не обязательно называя их. [44] [37] [38]

По словам тайского мастера медитации Аджана Ли , совместная практика саматхи и випассаны позволяет человеку достичь различных умственных способностей и гнозиса (пани: абхиньня ), включая достижение нирваны , тогда как практика випассаны сама по себе позволяет достичь нирваны . но никаких других умственных способностей или гнозиса. [50]

Випассана джханы

[ редактировать ]

Випассана-джханы — это этапы, описывающие развитие саматхи в випассаны, практике медитации как это описано в современной бирманской медитации Випассана . [51] Махаси Саядо Ученик Саядо У Пандит описал четыре джханы випассаны следующим образом: [52]

  1. Медитирующий сначала исследует связь тела и ума как единую недвойственность, обнаруживая три характеристики. Первая джхана состоит в видении этих точек и присутствии витарки и вичары . Феномены проявляют себя как возникающие и исчезающие.
  2. Во второй джхане практика кажется легкой. Витарка и вичара исчезают.
  3. В третьей джхане , пити радость, тоже исчезает: остается только счастье ( сукха ) и сосредоточение.
  4. Возникает четвертая джхана , характеризующаяся чистотой осознанности вследствие невозмутимости. Практика приводит к непосредственному знанию. Комфорт исчезает, потому что растворение всех явлений очевидно. Практика показывает каждое явление как нестабильное, преходящее, разочаровывающее. Желание свободы имеет место быть.

Саматха -медитация и джхана ( дхьяна часто считаются синонимами ) в современной Тхераваде , но четыре джханы подразумевают повышенное осознание, а не сужение ума. [ нужна ссылка ]

Веттер отмечает, что самадхи может относиться к четырем стадиям медитации дхьяны , но только первая стадия относится к сильной концентрации, из которой возникают другие стадии, включающие осознанность. [примечание 13]

Согласно Ричарду Гомбричу, последовательность четырех рупа-джхан описывает два разных когнитивных состояния. [19] [примечание 14] [примечание 15] Гомбрич и Винн отмечают, что, хотя вторая джхана обозначает состояние погружения, в третьей и четвертой джхане человек выходит из этого погружения, осознанно осознавая объекты, оставаясь при этом безразличным к ним. [21] По словам Гомбриха, «более поздняя традиция фальсифицировала джханы , классифицируя их как квинтэссенцию концентрированной, успокаивающей медитации, игнорируя другой - и действительно более высокий - элемент». [19] Александр Винн далее объясняет, что схема дхьяны плохо изучена. [53] По мнению Винна, слова, выражающие привитие осознанности, такие как сати , сампаджано и упеккха , неправильно переводятся или понимаются как особые факторы медитативных состояний. [53] тогда как они относятся к определенному способу восприятия объектов чувств. [примечание 16]

Северная традиция

[ редактировать ]

Северо-индийские буддийские традиции, такие как Сарвастивада и Саутрантика, практиковали медитацию, как описано в таких текстах, как и Йогачарабхуми Абхидхармакошакарика Васубандху - шастра . Абхидхармакосакарика випашьяна утверждает, что практикуется после достижения самадхи («поглощенность») путем развития четырех основ осознанности ( смритюпастхана ). [54] Это достигается, по мнению Васубандху ,

[b]y рассматривают уникальные характеристики ( свалакшана ) и общие характеристики ( саманьялакшана ) тела, ощущений, ума и дхарм.

«Уникальные характеристики» означают его собственную природу ( свабхава ).

«Общие характеристики» означают тот факт, что «Все обусловленные вещи непостоянны; все нечистые дхармы страдают; и что все дхармы пусты ( шунья ) и безличны ( анатмака ). [54]

Асанги В « Абхидхарма-самуччая» говорится, что практика шаматха-випашьяны является частью начала пути Бодхисаттвы, первого «пути подготовки» ( самбхарамарга ). [55]

Стхавира -никая , одна из ранних буддийских школ , из которой зародилась традиция Тхеравады , подчеркивала внезапное прозрение: «В Стхавираваде [...] прогресс в понимании приходит сразу, «прозрение» ( абхисамайя ) не приходит «постепенно». (последовательно — анапурва )». [56]

Махасангхика « , еще одна из ранних буддийских школ, имела доктрину экакшаначитты , согласно которой Будда знает все в одно мгновение мысли». [57] Однако этот процесс должен был применяться только к Будде и пачекабуддам . Мирянам, возможно, придется испытать различные уровни прозрения, чтобы стать полностью просветленными.

Более поздняя индийская схоластическая традиция Махаяны, примером которой является Шантидевы » «Бодхисаттвачарьяаватара , рассматривала шаматху как необходимую предпосылку випашьяны . Таким образом, нужно было сначала начать со спокойной пребывающей медитации, а затем переходить к прозрению. [ нужна ссылка ] В комментарии Панджики к Праджнякарамати ( Уайли : shes rab 'byung gnas blo gros ) к Бодхисаттвачарьяаватаре , випашьяна определяется просто как «мудрость ( праджня ), имеющая природу глубокого знания реальности такой, какая она есть. [58]

Ряд сутр Махаяны обращается к шаматхе , обычно в сочетании с випашьяной . Одна из наиболее выдающихся, Сутра Облака Драгоценностей ( Арья Ратнамега Сутра , тиб. phags-pa dkon-mchog sprin-gyi mdo , китайский 寶雲經 T658, 大乘寶雲經 T659) делит все формы медитации на шаматху или випашьяну , определяя шаматху как «однонаправленное сознание», а випашьяну как «видение природы вещей». [59]

Сутра , раскрывающая тайны ( Самдхинирмочана Сутра ), йогачара- сутра , также часто используется в качестве источника учений по шаматхе . Самадхираджа Сутра часто упоминается как важный источник наставлений по шаматхе в традиции Кагью , особенно через комментарий Гампопы . [60] хотя ученый Эндрю Скилтон, который тщательно изучил Самадхираджа-сутру , сообщает, что сама сутра «не содержит существенного описания ни медитативных практик, ни состояний ума». [61]

Випассана — праджня и шуньята

[ редактировать ]

Традиция Махаяны делает упор на праджню , понимание шуньяты , дхарматы , доктрины двух истин , ясности и пустоты или блаженства и пустоты: [62]

[Т] само название большого корпуса ранней литературы Махаяны, Праджняпарамита , показывает, что в некоторой степени историк может экстраполировать тенденцию превозносить проницательность, праджню , за счет бесстрастия, вираги , контроля над эмоциями. [38]

В Махаяне Акшаямати-нирдеша говорится о випашьяне как о видении явлений такими, какие они есть на самом деле, то есть пустыми, без «я», не возникшими и не цепляющимися. в Сутра Праджняпарамиты 8000 строк утверждает , что практика прозрения — это неприсвоение каких-либо дхарм , включая пять совокупностей :

Точно так же и Бодхисаттва, пребывающий в парамите мудрости и развивающийся как таковой, не имеет и даже не может стоять в форме, чувстве, восприятии, импульсе и сознании... Это сосредоточенное прозрение Бодхисаттвы называется «неприсвоением всех дхарм ». ". [63]

Хотя Тхераваду и Махаяну обычно понимают как разные направления буддизма, их акцент на прозрении является общим знаменателем: «В практике и понимании дзэн на самом деле очень близок к Тхеравады, лесной традиции хотя его язык и учения находятся под сильным влиянием даосизма и конфуцианства. ." [64] [примечание 17]

Восточноазиатская Махаяна

[ редактировать ]

Китайский буддизм

[ редактировать ]

В китайском буддизме работы Тяньтай мастера Чжии (такие как Мохэ Чжигуань , «Великая шаматха-випашьяна ») являются одними из наиболее влиятельных текстов, в которых обсуждается медитация випашьяна с точки зрения Махаяны. Чжии учит созерцанию скандх , аятан , дхату , клеш , ложных воззрений и некоторых других элементов. [65] Точно так же во влиятельном тексте под названием « Пробуждение веры в Махаяне» есть раздел, посвященный медитации спокойствия и прозрения. В нем говорится:

Тот, кто практикует «ясное наблюдение», должен заметить, что все обусловленные явления в мире нестационарны и подвержены мгновенному преобразованию и разрушению; что вся деятельность ума возникает и угасает в тот или иной момент; и что, следовательно, все это вызывает страдание. Он должен заметить, что все, что было задумано в прошлом, было туманно, как сон, что все, что задумано в будущем, будет подобно облакам, внезапно поднявшимся. Ему также следует заметить, что физическое существование всех живых существ в мире нечисто и что среди этих различных грязных вещей нет ни одной, которую можно было бы искать с радостью. [66]

Чан/Дзен

[ редактировать ]

Традиция дзэн выступает за одновременную практику шаматхи и випашьяны , и это называется практикой безмолвного просветления . [67] Классический текст Чань, известный как « Сутра платформы», гласит:

Успокоение – это суть мудрости. А мудрость – это естественная функция успокоения [т. е. праджня и самадхи ]. Во время праджни в этом самадхи существует . Во время самадхи в этом пребывает праджня . Как получается, что самадхи и праджня эквивалентны? Это похоже на свет лампы. Когда существует лампа, есть свет. Когда нет лампы, есть тьма. Лампа – это сущность света. Свет – естественная функция лампы. Хотя названия у них разные, по сути они принципиально идентичны. Учение самадхи и праджни именно такое. [67]

Чань-буддизм делает упор на внезапное прозрение ( субитизм ), [56] хотя в традиции Чань за этим пониманием следует постепенное совершенствование. Это «постепенное обучение» выражается в учениях « Пяти рангов просветления», иллюстрациях «Десяти быков» , подробно описывающих шаги на пути, «трех таинственных вратах» Линджи и «четырех путях познания» Хакуина Экаку .

Индо-тибетская традиция

[ редактировать ]

В тибетском буддизме практика шаматхи и випашьяны находится под сильным влиянием текста Махаяны, называемого Бхаванакрама индийского мастера Камалашилы . Камалашила определяет випашьяну как «распознавание реальности» ( бхута-пратьявекша ) и «точное осознание истинной природы дхарм ». [68]

Согласно Трангу Ринпоче , когда шаматха и випашьяна объединяются (как в основном Мадхьямаки подходе Шантидевы и Камалашилы ), посредством шаматхи оставляются беспокоящие эмоции, что, таким образом, облегчает випашьяну , «ясное видение». Випашьяна культивируется посредством рассуждений, логики и анализа в сочетании с шаматхой .

Напротив, в традиции сиддхов прямого подхода Махамудры и Дзогчена випашьяна устанавливается непосредственно через взгляд в собственный ум. После этого первоначального осознания випашьяны устойчивость шаматхи внутри этого осознания развивается . По словам Трангу Ринпоче, при прямом подходе также часто необходимо сначала развить достаточно шаматхи для служения випашьяне . [69] Дзогчен Понлоп Ринпоче описывает взаимосвязь развития практик шаматхи и випашьяны так :

Практика этих двух аспектов медитации заключается в том, что человек начинает с практики шаматхи ; на основе этого становится возможным практиковать випашьяну или лхагтонг . Благодаря тому, что практика випашьяны и продолжается в ее ходе основана на шаматхе , в конечном итоге человек заканчивает тем, что практиковал объединение [ юганаддха ] шаматхи и випашьяны . Объединение приводит к очень ясному и непосредственному переживанию природы всех вещей. Это очень приближает человека к тому, что называется абсолютной истиной. [70]

Они не заканчивают

[ редактировать ]

Тибетские писатели обычно определяют практику саматхи как сосредоточение ума на одном объекте и неподвижность. Дакпо Таши Намгьял , например, определяет саматху как:

фиксируя ум на каком-либо объекте, чтобы удерживать его, не отвлекаясь... фокусируя ум на объекте и удерживая его в этом состоянии, пока, наконец, он не будет направлен в один поток внимания и равномерности. [71]

Согласно геше Лхундуп Сопе , шаматха – это:

просто однонаправленность ума ( читтаикаграта ) на медитативном объекте ( аламбана ). Каким бы ни был объект... если ум может оставаться на своем объекте однонаправленно, спонтанно и без усилий ( набхисамскара ) и в течение такого длительного периода времени, как нравится медитирующему, он приближается к достижению медитативной стабилизации (набхисамскара) шаматха ). [71]

Шаматха способствует правильному аспекту концентрации благородного восьмеричного пути . Успешный результат шаматхи иногда характеризуют как медитативное погружение ( самадхи , тинг нге 'дзин ) и медитативное равновесие ( самахита , мньям-бжаг ), а также свободу от пяти препятствий ( аварана , сгриб-па ). Это также может привести к сиддхам ясновидения ( абхиджна , мгон шес ) и магической эманации ( нирмана , спрул па ). [72]

По словам Куладаса [ нужны разъяснения ] « Саматха имеет пять характеристик: без усилий устойчивое внимание ( самадхи ), мощная внимательность ( сати ), радость ( пити ), спокойствие ( пассаддхи ) и невозмутимость ( упеккха ). Полное состояние саматхи является результатом работы со стабильным вниманием ( самадхи ). и осознанность ( сати ), пока не появится радость, затем постепенно перерастающая в спокойствие, и из этого спокойствия возникает невозмутимость. Ум в саматхе является идеальным инструментом для достижения Прозрения и Пробуждения». [73]

Девять стадий спокойствия

[ редактировать ]

Эта формулировка встречается в различных источниках Йогачары, таких как Абхидхармасамуччая и глава Шравакабхуми его Йогачарабхуми-шастры . [74] Его также можно найти в Махаянасутраланкаре , которая демонстрирует значительное сходство по расположению и содержанию с Бодхисаттва-бхуми . [примечание 18] В этой схеме шаматхи говорится, что практика проходит через девять «умственных пребываний», или Девять стадий тренировки ума (S. navākārā cittasthiti , тиб. sems gnas dgu ), ведущих к собственно шаматхе (эквиваленту «концентрации доступа» в система Тхеравады), а оттуда к состоянию медитативной концентрации, называемому первой дхьяной (палийское: jhāna ; тиб. bsam gtan ), которое часто называют состоянием спокойствия или блаженства. [75] [76]

Девять состояний ума, описанные Камалашилой, таковы: [77] [75]

  1. Размещение ума (С. cittasthāpana , тиб. འཇོག་པ sems 'jog-pa ) возникает, когда практикующий может сосредоточить свое внимание на объекте медитации, но не может удерживать это внимание очень долго. Отвлечения, притупленность ума и другие помехи являются обычным явлением.
  2. Непрерывное размещение (С. samsthāpana , тиб. རྒྱུན་དུ་འཇོག་པ rgyun-du 'jog-pa ) возникает, когда практикующий испытывает моменты непрерывного внимания на объекте, прежде чем отвлечься. По мнению Б. Алана Уоллеса, именно тогда вы можете удерживать внимание на объекте медитации около минуты. [78]
  3. Повторное размещение (с. avasthāpana , тиб. བླན་ཏེ་འཇོག་པ — slan-te 'jog-pa ) — это когда внимание практикующего фиксируется на объекте большую часть занятия и он или она способны сразу осознать когда он или она потеряли мысленный контроль над объектом и могут быстро восстановить это внимание. Сакьонг Мипхам Ринпоче предполагает, что способность удерживать внимание в течение 108 дыханий является хорошим ориентиром для достижения этой стадии. [79]
  4. Близкое размещение (с. upasthāpana , тиб. ཉེ་བར་འཇོག་པ — нье-бар 'джог-па ) происходит, когда практикующий способен удерживать внимание на протяжении всего сеанса медитации (час и более), не теряя при этом мысленного захвата. на объекте медитации вообще. На этом этапе практикующий достигает силы осознанности. Тем не менее, на этой стадии все еще присутствуют тонкие формы возбуждения, вялости или вялости. [80]
  5. Укрощение (с. damana , тиб. དུལ་བར་བྱེད་པ — дул-бар байед-па ), на этом этапе практикующий достигает глубокого спокойствия ума, но должен следить за тонкими формами вялости или тупости, мирными состояниями ума. ум, который можно спутать с спокойным пребыванием. Сосредоточив внимание на будущих преимуществах достижения Шаматхи, практикующий может поднять (gzengs-bstod) свой ум и стать более сосредоточенным и ясным. [81]
  6. Умиротворение (с. śamana , тиб. ཞི་བར་བྱེད་པ་ — жи-бар байед-па ) — стадия, во время которой едва уловимое умственное притупление или вялость уже не представляет большой трудности, но теперь практикующий склонен к тонким возбуждениям. которые возникают на периферии медитативного внимания. По мнению Б. Алана Уоллеса, эта стадия достигается только после тысяч часов строгих тренировок. [82]
  7. Полностью умиротворяющий (с. вьюпашамана , тиб. རྣམ་པར་ཞི་བར་བྱེད་པ་ — нье-бар жи-бар быд-па ), хотя практикующий все же может испытывать легкое возбуждение или притупленность, они редки, и практикующий может легко распознать и усмирить их.
  8. Однонаправление (с. ekotīkarana , тиб. རྩེ་གཅིག་ཏུ་བྱེད་པ་ — rtse-gcig-tu byed-pa ) на этой стадии практикующий может достичь высоких уровней концентрации, прилагая лишь небольшие усилия и не прерывается даже легкой слабостью или волнением в течение всего сеанса медитации.
  9. Сбалансированное положение (с. samādhāna , тиб. མཉམ་པར་འཇོག་པ་བྱེད་པ་ — mnyam-par 'jog-pa ) медитирующий теперь без усилий достигает поглощенной концентрации (ting-nge-'dzin, S. привет.) и может поддерживать его около четырех часов без единого перерыва. [82]
  10. Шаматха , Тиб. ཞི་གནས་, shyiné – кульминация, иногда относят к десятому этапу.

Випассана

[ редактировать ]

Индийский буддизм Махаяны использовал как дедуктивное исследование (применение идей к опыту), так и индуктивное исследование (делание выводов на основе прямого опыта) в практике випашьяны . (Они соответствуют соответственно «созерцательным формам» и «эмпирическим формам» в школе Тхеравады , описанным выше.) [примечание 19] По словам Лии Залер, только традиция дедуктивного анализа випашьяны была передана в Тибет в контексте сутраяны . [84] [примечание 20] Один ученый описывает свой подход так: «Общая картина, нарисованная Камалашилой, представляет собой своего рода последовательное чередование наблюдения и анализа, которое происходит полностью в сфере медитативной концентрации», в которой аналитическая часть состоит из Мадхьямаки рассуждений . В Тибете прямое исследование текущего опыта как средство достижения прозрения стало ассоциироваться исключительно с ваджраяной . [примечание 21] [примечание 22]

Махамудра и Дзогчен

[ редактировать ]

к саматхе подходят несколько иначе В традиции махамудры , как это практикуется в линии Кагью. Как Тралег Кьябгон Ринпоче объясняет :

В практике медитации спокойствия Махамудры [...] мы относимся ко всем мыслям одинаково, чтобы достичь достаточного расстояния и отстраненности от нашего текущего психического состояния, что позволит нам естественным образом перейти в состояние спокойствия без усилий или ухищрений [ ...] Чтобы разум успокоился, нам нужно приостановить оценочные суждения, которые мы навязываем нашей умственной деятельности [...] важно, чтобы мы не пытались создать состояние спокойствия, а позволили уму войти в спокойствие естественным образом. Это важное понятие в традиции Махамудры — недеяние. Мы не занимаемся медитацией успокоения, мы позволяем спокойствию возникнуть само по себе, и оно произойдет только в том случае, если мы перестанем думать о медитативном состоянии как о чем-то, что нам нужно делать активно [...] Так сказать Поймать себя в момент отвлечения — это настоящее испытание медитации успокоения, поскольку значение имеет не способность предотвращать возникновение мыслей или эмоций, а способность поймать себя в определенном умственном или эмоциональном состоянии. В этом суть медитации успокоения [в контексте Махамудры] [...] Стиль медитации Махамудры не побуждает нас к различным уровням медитативной концентрации, традиционно описанным в руководствах по экзотерической медитации [...] Из С точки зрения Махамудры, мы не должны желать медитативного равновесия или иметь отвращение к дискурсивным мыслям и противоречивым эмоциям, но рассматривать оба этих состояния невозмутимо. Опять же, важным моментом является не то, присутствует ли медитативное равновесие, а то, способны ли мы сохранять осознанность своих психических состояний. Если тревожные мысли действительно возникают, а они, безусловно, будут, нам следует просто признать эти мысли и эмоции как преходящие явления. [87]

Для Кагьюпы в контексте махамудры шаматха посредством осознанности дыхания считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума в качестве объекта медитации и генерированию випашьяны на этой основе. [88]

Совершенно схожий подход к шаматхе можно найти в дзогчен семде (санскрит: махасандхи читтаварга ). В семде системе шаматха — первая из четырех йог (тиб. naljor , Wylie : rnal-'byor ), [89] остальные — это випашьяна ( Уайли : lhag-mthong ), недвойственность ( advaya , тиб. nyime , Wylie : gnyis-med ), [90] и спонтанное присутствие ( анабога или нирабога , тиб. lhundrub , Wylie : lhun-grub ). [91] Они параллельны четырем йогам махамудры .

Аджан Амаро, давний ученик тайской лесной традиции Тхеравадина Аджана Ча , также обучался подходу дзогчен семде шаматха под руководством Цокни Ринпоче . Он нашел сходство в подходах двух традиций к шаматхе . [92]

Махамудра и Дзогчен широко используют випашьяну . Сюда входят некоторые методы других традиций, а также их собственные специфические подходы. Они уделяют больше внимания медитации на символических образах. Кроме того, на пути Ваджраяны ( тантрического истинную природу ума ) гуру указывает на , и это служит прямой формой прозрения. [примечание 23]

Подобные практики в других религиях

[ редактировать ]

Медитации других религиозных традиций также могут быть признаны медитацией саматхи , которые различаются фокусом концентрации. В этом смысле саматха не является строго буддийской медитацией. Саматха в своей однонаправленной фокусировке и концентрации ума родственна шестой «ветви» аштанга-йоги , раджа-йоге , которая есть концентрация ( дхарана ). Для дальнейшего обсуждения см. «Йога-сутры» Патанджали .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также латинизировано как саматха ; Тибетский : ཞི་གནས་ , Уайли : zhi gnas , THL : shyiné ; Английский: «спокойный» или «спокойствие».
  2. ^ Оригинальная публикация: Гомбрич, Ричард (2007), Религиозный опыт раннего буддизма , Библиотека OCHS
  3. ^ См. Татиясамадхисутта («Сутта четырех типов личностей»), AN 4.94.
  4. ^ Бодхи (2000), стр. 1251–53. См. также «Кимсука Сутта: Дерево-загадка» . Перевод Таниссаро Бхикку. 1998. Архивировано из оригинала 1 сентября 2019 г. (где эта сутта обозначена как SN 35.204)
  5. ^ Бодхи (2005), стр. 268, 439 nn . 7, 9, 10. См. также «Юганаддха Сутта: В тандеме» . АН 4170. Перевод Таниссаро Бхиккху. 1998ф. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г.
  6. ^ ( Brooks 2006 ): «Хотя многие комментарии и переводы «Беседей Будды» утверждают, что Будда учил двум путям практики, один назывался « шамата », а другой назывался « випассана нет места », на самом деле в суттах , где можно было бы окончательно утверждайте это».
  7. ^ Таниссаро Бхиккху: Это описание единой роли саматхи и випассаны основано на учениях Будды о медитации, представленных в суттах (см. «Один инструмент среди многих» Таниссаро Бхиккху). Абхидхамма и Комментарии, напротив, утверждают, что саматха и випассана — это два разных пути медитации (см., например, «Джханы в буддийской медитации Тхеравады» Х. Гунаратаны, глава 5). [Интернет 4]
  8. ^ ( Шарф 1995 , стр. 241): «На самом деле, вопреки образу, пропагандируемому апологетами двадцатого века, реальная практика того, что мы бы назвали медитацией, редко играла главную роль в буддийской монашеской жизни. Повсеместное понятие маппо или «последний век упадка дхармы » укрепил представление о том, что «просветление» на самом деле не было жизнеспособной целью для монахов, живущих в неблагоприятные времена».
  9. ^ ( Fronsdal 1998 , стр. 2): «Основная цель, ради которой Махаси предложил свою форму практики випассаны , — это достижение первого из четырех традиционных уровней святости Тхеравады (то есть вхождения в поток; сотапатти ) посредством реализации ниббана , или просветление».
    ( Шарф 1995 , стр. 256) «Первоначальный «вкус» ниббаны сигнализирует о достижении сотапатти — первого из четырех уровней просветления, — которое делает медитирующего «благородным человеком» ( ария-пуггала ), предназначенным для освобождения от колеса. существования ( сансары ) в относительно короткие сроки».
  10. ^ Три нимитты — это подготовительный знак, приобретенный знак и знак-двойник. Это мысленные образы объекта медитации, но под ними понимаются также восприятия или ощущения, возникающие в ходе практики. Они указывают на уровень утонченности состояния медитативного осознания.
  11. ^ Пять стадий радости: [34]
    1. Легкая радость ( худдака пити ) — волосы на теле поднимаются дыбом.
    2. Мгновенная радость ( ханика пити ) – возникает на мгновение, как повторяющиеся вспышки молнии.
    3. Проливная радость ( оккантика пити ) — омывает тело, как волны, снова и снова, а затем утихает.
    4. Возвышающаяся радость ( уббега пити ) — Ощущение подъема тела в воздух.
    5. Всепоглощающая радость ( пхарана пити ) – пронизывает все тело, касаясь каждой его части – сигнализирует о «доступе к концентрации».
  12. ^ ( Шанкман 2008 ) сравнивает отношение к саматхе в суттах , в комментаторской традиции Висуддхимагги и среди ряда выдающихся современных учителей Тхеравады различных направлений.
  13. ^ ( Vetter 1988 , стр. xxvi, примечание 9; стр. 13): «... точнее говоря, первая дхьяна , кажется, через некоторое время обеспечивает состояние сильной концентрации, из которого происходят другие стадии. четвертая стадия называется самадхиджа [...] рожденная из самадхи »;
  14. ^ Оригинальная публикация: Гомбрих, Ричард (2007), Религиозный опыт в раннем буддизме (аудиолекция) , Библиотека OCHS, заархивировано из оригинала 4 февраля 2019 г.
  15. ^ Гомбрич: «Я знаю, что это спорно, но мне кажется, что третья и четвертая джханы совершенно не похожи на вторую».
  16. ^ ( Wynne 2007 , стр. 106–107): «Таким образом, выражение sato sampajano в третьей джхане должно обозначать состояние осознания, отличное от медитативного погружения во вторую джхану ( cetaso ekodibhāva ). Оно предполагает, что субъект что-то делает. отличается от пребывания в медитативном состоянии, т. е. от того, что он вышел из своей погруженности и теперь снова осознает объекты. То же самое верно и в отношении слова upek(k)hā : оно не обозначает абстрактную «невозмутимость». но] это значит осознавать что-то и быть безразличным к этому [...] Третья и четвертая джханы , как мне кажется, описывают процесс направления состояний медитативного погружения в сторону осознанного осознания объектов».
  17. ^ ( Хантипало 1984 , стр. 71, Хантипало рекомендует использовать подобный коану вопрос «Кто?», чтобы проникнуть в «эту несамостоятельную природу пяти совокупностей»: «В дзэн-буддизме эта техника была сформулирована в нескольких коанах , например: «Кто таскает этот труп?»)
  18. ^ Пия Тан дает полное описание этих этапов; см. Пия Тан (2004), «Укрощение быка». Тренировка ума и формирование буддийских традиций , dharmafarer.org
  19. ^ Лия Залер: «Традиция практики, предложенная Сокровищницей [ Абхидхарма-коша ] ... - а также « Основаниями слушателей» Асанги - это традиция, в которой осознанность дыхания становится основой для индуктивных рассуждений по таким темам, как пять совокупностей; в результате таких индуктивных рассуждений медитирующий продвигается по пути подготовки, видения и медитации Слушателя. Кажется, по крайней мере, возможным, что и Васубандху, и Асанга представили свои соответствующие версии такого метода, аналогичные современному Тхеравады, пониманию но отличающиеся от него. медитации, и что ученые школы Гелукпа не смогли реконструировать ее в отсутствие традиции практики из-за большой разницы между этим типом индуктивного медитативного рассуждения, основанного на наблюдении, и типами медитативного рассуждения с использованием последствий ( тал'гьюр , прасанга ) или силлогизмов. ( сбйор ба , прайога ), с которыми были знакомы представители школы гелук. Таким образом, хотя ученые гелукпы дают подробные интерпретации систем медитации на дыхании, изложенных в текстах Васубанду и Асанги, они не могут полностью объяснить высшие стадии медитации на дыхании, изложенные в них. тексты [...] кажется, что ни авторы учебников школы Гелукпа, ни современные учёные, такие как Лати Ринпоче и Гендун Лодро, не были в состоянии прийти к выводу, что первый момент пятой стадии системы медитации на дыхании Васубандху совпадает с достижением особого прозрение и что, следовательно, первые четыре стадии должны быть методом развития особого прозрения [хотя это, очевидно, так и есть]. [83]
  20. ^ Эта традиция изложена Камалашилой в его трех текстах Бхаванакрамы (особенно во втором), следуя, в свою очередь, подходу, описанному в Ланкаватара-сутре . [84]
  21. ^ По мнению современного тибетского ученого Трангу Ринпоче, Ваджраяна развивает прямой опыт. «Подход в сутрах [...] заключается в развитии концептуального понимания пустоты и постепенном уточнении этого понимания посредством медитации, которая в конечном итоге приводит к прямому переживанию пустоты [...] мы исходим из концептуального понимания, полученного в результате анализа. и логический вывод в непосредственный опыт [...] это занимает много времени [...] мы, по сути, принимаем умозаключение как наш метод или путь. Существует альтернатива [...], которую предложил Будда. учат в тантрах [...] основное различие между подходом сутры и подходом Ваджраяны (тайной мантры или тантры ) заключается в том, что в подходе сутры мы принимаем логические рассуждения в качестве своего пути, а в подходе Ваджраяны мы принимаем прямые опыт как наш путь В Ваджраяне мы развиваем простой, непосредственный опыт или «смотрение». Мы делаем это, прежде всего, просто глядя прямо на свой разум». [85]
  22. ^ Кхенчен Трангу Ринпоче также объясняет: «В целом существует два вида медитации: медитация пандита , который является ученым, и неаналитическая медитация, или прямая медитация кусулу , или простого йога... происходит аналитическая медитация пандита. когда кто-то тщательно исследует и анализирует что-то, пока не разовьется очень ясное понимание этого... Прямая, неаналитическая медитация на санскрите называется кусулу- медитацией. На тибетский это переводится как «треме» , что означает «без осложнений» или «очень просто». анализ и обучение великого учёного. Вместо этого ум расслаблен и не применяет анализ, поэтому он просто покоится в своей природе. В традиции сутр есть некоторые неаналитические медитации, но в основном эта традиция использует аналитическую медитацию». [86]
  23. ^ Трангу Ринпоче описывает подход с помощью гуру:
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Хиппапаньо (2020) .
  2. ^ Jump up to: а б Гунаратана (2009) , с. 200.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Пердью (2014) .
  4. ^ Jump up to: а б с Таниссаро Бхиккху 1997 .
  5. ^ Jump up to: а б с Арбель 2016 , с. 183.
  6. ^ Jump up to: а б с Басвелл (2004) , с. 889.
  7. ^ Jump up to: а б с д Гунаратана 2011 , с. 21.
  8. ^ Jump up to: а б с Басуэлл 2004 , стр. 889–890.
  9. ^ Jump up to: а б МакМахан 2008 .
  10. ^ Jump up to: а б с Рэй (2004) , с. 69.
  11. ^ Рэй (2004) , с. 70.
  12. ^ Jump up to: а б с Гинзберг (1996) , с. 96.
  13. ^ Рэй (2004) , с. 74.
  14. ^ Веттер 1988 , стр. XXII-XXII.
  15. ^ Бронхорст 1993 .
  16. ^ Казинс 1996 , с. 58.
  17. ^ Веттер 1988 , с. ххх.
  18. ^ Веттер 1988 , с. 13.
  19. ^ Jump up to: а б с Винн 2007 , с. 140, примечание 58.
  20. ^ Веттер 1988 , с. XXVI, примечание 9.
  21. ^ Jump up to: а б Wynne 2007 , стр. 106–107, 140, примечание 58.
  22. ^ Винн 2007 , стр. 106–107.
  23. ^ Бодхи (2000), Связанные беседы Будды , стр. 1372–73.
  24. ^ Гуранатана, Герберт (1995). « Джханы в Тхеравады буддийской медитации » . После выхода из джханы медитирующий приступает к исследованию джханического сознания и распознаванию того, как оно воплощает три универсальных признака.
  25. ^ Гунаратана, Бхиккху (4 января 2008 г.). «Должны ли мы выйти из джханы, чтобы практиковать Випассану?» . Budsas.net . Проверено 1 ноября 2022 г.
  26. ^ Гомбрич 1997 , стр. 96–144.
  27. ^ Гомбрич 1997 , с. 131.
  28. ^ Гомбрич 1997 , с. 96-144.
  29. ^ Хенепола Гунаратана (1995). «Джханы в буддийской медитации Тхеравады» . Accesstoinsight.org. Архивировано из оригинала 9 июля 2018 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  30. ^ Брам (2006). Осознанность, блаженство и многое другое . Wisdom Publications, Inc. с. 25 . ISBN  0-86171-275-7 . , Ссылаясь на МН 151, ст. 13–19 и AN IV, 125–27.
  31. ^ Басвелл (2004) , с. 890.
  32. ^ МакМахан 2008 , с. 189.
  33. ^ Биккху Бодхи (1999). «Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г.
    • Ньянапоника (1996), с. 108.
  34. ^ Гетин, Основы буддизма, 1998, стр. 182-83.
  35. ^ Хенепола Гунаратана. «Джханы в буддийской медитации Тхеравады» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 25 марта 2023 г.
  36. ^ Шуман 1997 .
  37. ^ Jump up to: а б Ньянапоника 1998 .
  38. ^ Jump up to: а б с Гомбрич 1997 , с. 133.
  39. ^ Бонд 1992 , с. 167.
  40. ^ Бонд 1992 , стр. 162–171.
  41. ^ Роберт Х. Шарф. «Осознанность или бездумность: традиционная и современная буддийская критика «голого осознания» . Университет Макгилла. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 25 мая 2014 г.
  42. ^ Стюарт 2020 .
  43. ^ Jump up to: а б Уилсон 2014 , с. 54–55.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Махаси Саядо (2016). «5: Практические инструкции» (PDF) . Руководство по прозрению . Фонд Випассана Метта. ISBN  9781614292777 .
  45. ^ «Анапанасати Сутта: Осознанность дыхания» . Маджхима Никайя . Том. 118. Перевод Таниссаро Бхикку. 2006. 2.
  46. ^ «Сатипаттхана сутта: установление дискурса осознанности» . Маджхима Никайя . Том. 10.
  47. ^ Бханте Бодхидхамма (12 сентября 2013 г.). « Випассана, как учит Махаси Саядо из Бирмы» . Буддизм сейчас . Архивировано из оригинала 24 марта 2019 г.
  48. ^ Саядо У Пандита (май 2004 г.). «Как практиковать Випассана медитацию прозрения » . Шамбала Солнце . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 г.
  49. ^ Jump up to: а б Гоенка, С.Н. «Искусство жизни: медитация Випассана» . Дхамма.орг. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  50. ^ Дхаммадхаро, Аджаан Ли (1982). Ремесло сердца (PDF ) Тавеекий Пресс. стр. 100-1 93–95. Архивировано (PDF) из оригинала 0 июля 2021 г. Получено 0 июля 2021 г.
  51. ^ Ингрэм, Дэниел М. (2018). «34. Випассана Джханы». Освоение основных учений Будды . Эон. стр. 278–293. ISBN  9781911597100 .
  52. ^ Саядо У Пандита (1993). «5. Випассана-джханы». В этой самой жизни: Учение Будды об освобождении (2-е изд.). Бостон: Публикации мудрости.
  53. ^ Jump up to: а б Винн 2007 , с. 106.
  54. ^ Jump up to: а б Де Ла Валле Пуссен (пер.); Пруден, Лео М. (пер.) Абхидхармакосабхасьям из Васубандху Том. III стр. 925
  55. ^ Асанга (2001). Абхидхармасамуккая: Сборник высшего учения . Перевод Рахулы, Уолполы; Бойн-Уэбб, Сара. Азиатская гуманитарная пресса. п. XXIII.
  56. ^ Jump up to: а б Уордер 2000 , с. 284.
  57. ^ Гомес 1991 , с. 69.
  58. ^ Шантидева (1997). Руководство по образу жизни бодхисаттвы . Шамбала. п. 90. ИСБН  978-1-55939-802-2 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 28 января 2019 г.
  59. ^ «Как практиковать спокойную медитацию», Dharma Fellowship. Архивировано 14 февраля 2009 г. в Wayback Machine .
  60. ^ Чогьям Трунгпа (2003). Гимиан, Кэролайн Роуз (ред.). Собрание сочинений . Том. II. Публикации Шамбалы. п. 19.
  61. ^ Скилтон, Эндрю (2002). «Состояние или утверждение?: Самадхи в некоторых ранних сутрах Махаяны». Восточный буддист . 34 (2): 57.
  62. ^ Определено Реджинальдом А. Рэем. « Випашьяна», Реджинальд А. Рэй. Буддхадхарма: Ежеквартальный журнал практикующего , лето 2004 г.» . Архив.thebuddhadharma.com. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  63. ^ «1. Практика познания всех модусов». Праджня Парамита Сутра о создании Буддой-Матерью трех сокровищ Дхармы, изреченная Буддой . Трипитака. Том. 0227. Перевод Бэбкока Коппера, Ричарда; Данапала. Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 г.
  64. ^ «Зазеркалье: суть буддизма » . Bhikkhucintita.wordpress.com. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  65. ^ Фа Цин (30 августа 2013 г.). « Шаматха и Випашьяна в Тянь Тай» (PDF) . Симпозиум По Минг Цзе 2013: Один мастер, три медитативные традиции . Сингапур: 30–47. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2015 г.
  66. ^ Ашвагоша (1967). «Пробуждение веры в Махаяну» (PDF) . Перевод Хакедаса, издательство Ёсито С. Колумбийского университета. п. 33. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2015 г. Проверено 25 марта 2023 г.
  67. ^ Jump up to: а б Го Гу, Бесшумное освещение Го Гу. Архивировано 22 августа 2017 г. в Wayback Machine , Insight Journal, 2014 г.
  68. ^ Адам, Мартин Т. «Две концепции медитации и три вида мудрости в бхаванакрамах Камалашилы: проблема перевода» (PDF) . Обзор буддийских исследований . 23 (1): 78–79.
  69. ^ Трангу Ринпоче (2014). Основы махамудры : прямой взгляд на ум . Публикации мудрости.
  70. ^ Рэй (2004) , с. 76.
  71. ^ Jump up to: а б Пауэрс, Джон (2007). «Медитация» . Введение в тибетский буддизм (переработанное издание). Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. п. 86.
  72. ^ Лати Ринпоче; Денма Лочо Ринпоче (1996). Медитативные состояния в тибетском буддизме . Перевод Лии Залер; Джеффри Хопкинс. Публикации мудрости. стр. 53–85. ISBN  0-86171-119-Х .
  73. ^ Куладаса Йейтс, Джон; Иммергут, Мэтью; Грейвс, Джереми (6 октября 2015 г.). Просветленный разум: полное руководство по медитации, объединяющее буддийскую мудрость и науку о мозге . Пресса Сокровищ Дхармы. п. xxxiv. ISBN  9781501156984 . Проверено 11 сентября 2017 г.
  74. ^ См . Абхидхармасамучкая, архивировано 14 октября 2014 г. в Wayback Machine.
  75. ^ Jump up to: а б Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006 г., стр. 6 [1]. Архивировано 28 июля 2014 г. в Wayback Machine.
  76. ^ Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медитации Трангу Ринпоче. Публикации Снежного Льва; 2 издание. 1998 год ISBN   1-55939-106-5 стр. 19
  77. Медитативные состояния в тибетском буддизме Лати Ринпоче, Денма Лочо Ринпоче, Лия Залер, Публикации мудрости Джеффри Хопкинса: 25 декабря 1996 г. ISBN   0-86171-119-X стр. 53–85
  78. ^ «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр. 30» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  79. ^ «Девять стадий тренировки ума» . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
  80. ^ «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр. 62» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  81. ^ « Достижение шаматхи доктора Александра Берзина на сайте StudyBuddhism.com» . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. Проверено 20 июня 2016 г.
  82. ^ Jump up to: а б «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр. 99» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  83. ^ Залер 108, 113
  84. ^ Jump up to: а б Адам, Мартин (2008). «Некоторые заметки о понимании Камалашилой прозрения, рассматриваемого как распознавание реальности (бхута-пратьявекша)» . Обзор буддийских исследований . 25 (2): 3. дои : 10.1558/bsrv.v25i2.194 .
  85. ^ Трангу Ринпоче (2003). Указание на Дхармакаю . Снежный лев. п. 56. ИСБН  1-55939-203-7 .
  86. ^ Кхенчен Трангу Ринпоче (1994). Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медитации . Публикации Шамбалы. стр. 91–93. ISBN  0-87773-943-9 .
  87. ^ Тралег Кьябгон (2004). Ум в покое: самоосвобождение посредством медитации Махамудры . Публикации Шамбалы. стр. 149–152, 157. ISBN.  9781590301562 .
  88. ^ Указывая на великий путь: этапы медитации в традиции Махамудры Дэна Брауна. Публикации мудрости: 2006 г., стр. 221–34.
  89. ^ «Колледж Дхармакирти: учебная программа» . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 г. Проверено 29 сентября 2009 г.
  90. ^ Кляйн и Вангьял (2006) , с. 349.
  91. ^ Кляйн и Вангьял (2006) , с. =357, 359.
  92. ^ Аджан Амаро (2001). «Взгляд Аджана Ча на «вид» ». Широкий взгляд, безграничное сердце (PDF) . Долина Редвуд, Калифорния: Буддийский монастырь Абхаягири. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2010 г. Проверено 25 марта 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники
  1. ^ Jump up to: а б Ангуттара Никая 4.94: Татиясамадхисутта , перевод Таниссаро Биккху
  2. ^ Таниссаро Бхикку (2010). «Один инструмент среди многих: место випассаны в буддийской практике» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 24 января 2010 г.
  3. ^ «Виджа-бхагия сутта: доля ясного знания» . АН 2.30. Перевод Таниссаро Бхиккху. 1998. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 г. Проверено 25 марта 2023 г.
  4. ^ «Что такое буддизм Тхеравады?» . Доступ к Инсайту . 2005. Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
[ редактировать ]
История Випассаны
Фон
Упражняться
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4d1c1a3f350f5e97833b61e70f31165__1720970640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/65/d4d1c1a3f350f5e97833b61e70f31165.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samatha-vipassana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)