Jump to content

Абхидхамма Питака

(Перенаправлено с Абхидхаммы Питаки )
Абхидхамма Питака
Тип Канонический текст
Родительская коллекция Типитака
Содержит Дхаммасангани , Вибханга , Дхатукатха , Пуггалапаннятти , Катхаваттху , Ямака , Паттхана
Комментарий Аттасалини
Палийская литература

Абхидхамма Питака (англ. « Корзина Высшего Доктрины трёх разделов Трипитаки , окончательного канонического собрания писаний » ) Тхеравады — третий из буддизма . Две другие части Трипитаки — это Виная-Питака и Сутта-Питака .

Абхидхамма Питака представляет собой подробный схоластический анализ и краткое изложение учений Будды в Суттах . Здесь сутты переработаны в схематизированную систему общих принципов, которую можно было бы назвать « буддийской психологией ». В Абхидхамме в целом разрозненные учения и принципы сутт организованы в последовательную науку буддийского учения. [1] Абхидхамма Питака — один из нескольких сохранившихся примеров литературы Абхидхармы , аналитических и философских текстов, написанных несколькими ранними буддийскими школами Индии. В одном тексте Абхидхамма Питаки рассматриваются доктринальные различия с другими ранними буддийскими школами. [2] Изучение Абхидхамма Питаки и Тхеравады Абхидхамма — это традиционная специальность, которой углубленно занимаются некоторые монахи Тхеравады. Абхидхамма Питака также является важной частью буддийской литургии Тхеравады, которую регулярно читают на похоронах и фестивалях. [3] [4] Всего 52 сецика.

Этимология и обзор

[ редактировать ]

Абхи означает «высший», а дхамма здесь относится к учению Будды. Таким образом, Абхидхамма представляет собой «Высшее Учение» Будды. [5] Согласно доктрине двух истин, Будда адаптировал свое учение в соответствии с уровнем образования, интеллектуальными способностями и уровнем духовного развития тех, с кем он вступал в контакт. Основная часть того, чему учил Будда, была направлена ​​на класс людей, которых он называл путхуджана . По сути, это были обычные люди, занятые мирскими делами. [6]

По словам буддийского ученого Нарады Махатеры : « Дхамма , воплощенная в Сутта Питаке , является общепринятым учением (пали: вохара десана ), а Абхидхамма — высшим учением (пали: параматтха десана )». [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Традиция гласит, что Будда придумал Абхидхамму сразу после своего просветления , а несколько лет спустя передал ее богам . [7] Позже Будда повторил это Сарипутте , который затем передал его своим ученикам. Эта традиция очевидна в Париваре , позднем тексте Виная Питаки , который в заключительном стихе восхваления Будды упоминает, что это лучшее из существ, лев, обучало трем питакам . [8] [9]

Однако современные западные ученые обычно относят возникновение Абхидхамма Питаки примерно к третьему веку до нашей эры, через 100–200 лет после смерти Будды. [10] [11] Поэтому ученые обычно утверждают, что семь работ Абхидхаммы представляют собой не слова самого Будды, а слова учеников и ученых. [1] Литература Абхидхармы, вероятно, возникла как разработка и интерпретация сутт, но позже разработала независимые доктрины. [12]

В самых ранних текстах Палийского канона нет упоминания о текстах Абхидхаммы Питаки. [13] Абхидхамма также не упоминается в некоторых отчетах Первого Буддийского Собора , в которых упоминается существование текстов Виная и пяти Никай. [14] или четыре Агамы . [15] Другие источники включают Абхидхамму. [16]

Однако Руперт Гетин предполагает, что важные элементы методологии Абхидхармы, вероятно, восходят к жизни Будды. [17] А. К. Уордер и Питер Харви предложили ранние даты появления Матрик, на которых Абидхаммы . основано большинство книг [ нужна ссылка ] Эти матрика , или матрицы, представляли собой таксономические списки, которые были идентифицированы как вероятные предшественники полностью разработанной литературы Абхидхармы. [12]

Содержание

[ редактировать ]

Абхидхамма-Питака состоит из семи книг: [18]

Коллекция Пани Абхидхаммы имеет мало общего с произведениями Абхидхармы, признанными другими ранними буддийскими школами . [19] [20]

Дхаммасангани

[ редактировать ]

Дхаммасангани ( «Краткое изложение Дхармы» ) — это руководство по этике для монахов. [21] Он начинается с матики (переводится как «матрица»), в которой перечислены классификации дхамм (переводятся как явления, идеи, состояния и т. д.). Матика начинается с 22 тройственных классификаций, таких как хороший/плохой/неклассифицированный, а затем следуют 100 двойных классификаций согласно методу Абхидхаммы . Многие из этих классификаций не являются исчерпывающими, а некоторые даже не являются исключительными. Матика заканчивается 42 двойными классификациями согласно методу сутты ; эти 42 используются только в Дхаммасангани, тогда как остальные 122 используются также и в некоторых других книгах.

Основная часть Дхаммасангани состоит из четырех частей. Первая часть проходит через многочисленные состояния ума, перечисляя и определяя списками синонимов факторы, присутствующие в состояниях. Второй имеет дело с материальной формой, начиная с собственной матики, классифицируя по единицам, двойкам и т. д., а затем объясняя. Третья объясняет матику книги с точки зрения первых двух частей, как и четвертая, используя другой метод (и опуская метод сутты).

Вибханга

[ редактировать ]

Вибханга ( раздел или классификация ) [21] состоит из 18 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Например, первая глава посвящена пяти совокупностям. Типичная глава состоит из трех частей. Первая из этих частей объясняет тему в соответствии с методом сутт, часто дословно, как в реальных суттах. Второе — это объяснение Абхидхаммы, в основном с помощью списков синонимов, как в Дхаммасангани. В третьем используются вопросы и ответы, основанные на матике, например: «Сколько совокупностей хорошо?»

в Дхатукатхе

[ редактировать ]

Дхатукатха ( обсуждение элементов ) [21] охватывает как матику, так и различные темы, в основном из Вибханги, связывая их с 5 совокупностями, 12 основами и 18 элементами. Первая глава довольно проста: «В сколько совокупностей и т. д. включены хорошие дхаммы и т. д.?» Книга постепенно переходит к более сложным вопросам: «От скольких совокупностей и т. д. отделяются дхаммы от внимания и т. д.?»

Пуггалапаньятти

[ редактировать ]

Пуггалапаньятти ( обозначение личности ) [21] начинается со своей собственной матики, которая начинается с некоторых стандартных списков, но затем продолжается списками людей, сгруппированных по нумерации от единиц до десятков. Эта последняя часть матики затем объясняется в основной части работы. В нем перечислены человеческие характеристики, встречающиеся на этапах буддийского пути. [21] Большинство списков лиц и многие пояснения также можно найти в Ангуттара Никае .

Катхаватту

[ редактировать ]

Катхаватту ( Спорные моменты ) [21] состоит из более чем двухсот дебатов по вопросам доктрины. Вопросы носят еретический характер, и на них отвечают так, чтобы их опровергнуть. Все начинается с вопроса о том, существует ли душа. [21] Он не идентифицирует участников. В комментарии говорится, что дебаты ведутся между Тхеравадой и другими школами, что указывается в каждом конкретном случае. Эти идентификации в основном согласуются с тем, что известно из других источников о доктринах различных школ. [2] Это единственная часть, приписываемая конкретному автору Моггалипутте . [21]

Ямака ( пары ) [21] состоит из десяти глав, каждая из которых посвящена отдельной теме; например, первый касается корней. Типичная глава (есть ряд отклонений от этой модели) состоит из трех частей. Первая часть посвящена вопросам идентичности: «Хорош ли корень?» «Но является ли корень хорошим корнем?» Вся Ямака состоит из таких пар обратных вопросов с ответами на них. Отсюда и его название, что означает пары. Вторая часть посвящена возникновению: «Для того, у кого возникает совокупность форм, возникает ли совокупность чувств?» Третья часть посвящена пониманию: «Понимает ли тот, кто понимает основание глаз, основание ушей?» По сути, речь идет о психологических явлениях. [21]

Паттхана

[ редактировать ]

Паттхана ( активации или причины ) [21] рассматривает 24 состояния, связанные с матикой: «Хорошая дхамма связана с хорошей дхаммой корневым условием», с подробностями и количеством ответов. Этот текст Паттханы включает в себя множество детальных изложений теории причин и следствий, ограничение и неограниченность их направления зависят от природы и предельного.

Место в традиции

[ редактировать ]

О важности Абхидхамма Питаки в классическом сингальском буддизме свидетельствует тот факт, что она, как и большая часть канона, была снабжена не только комментарием и подкомментарием к этому комментарию, но даже подкомментарием к этому подкомментарию. В последние столетия Бирма стала главным центром изучения Абхидхаммы. Однако вся Юго-Восточная Азия и Шри-Ланка высоко ценят его. [21] Тексты Абхидхаммы, составленные в Таиланде в 15 и 16 веках, продолжали проповедоваться среди мирян до начала 20 века. [4]

Абхидхамма Питика или ее краткое изложение обычно поют на похоронных церемониях Тхеравады. [3] [4] Сокращенные версии семи книг Абхидхамма Питаки — одни из наиболее распространенных текстов, встречающихся в тайских и кхмерских коллекциях рукописей. [22] Исследование, проведенное в начале 20-го века Луи Фино, показало, что Абхидхамма Питака была единственной из трех Питак, которыми в полной форме обладали большинство лаосских монастырей. [3] Последняя книга Абхидхаммы Питаки, Паттана, непрерывно поется в течение семи дней и ночей на ежегодном фестивале в Мандалае . [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Абхидхарма Питака». Британская энциклопедия. Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2008.
  2. ^ Перейти обратно: а б Баро, Буддийские секты на маленьком транспортном средстве , Французская школа Дальнего Востока, Сайгон, 1955 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Стронг, Джон С. (1992). Легенда и культ Упагупты . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. п. xi. ISBN  0-691-07389-9 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Свирер, Дональд К. (1992). «Краткое содержание семи книг Абхидхаммы». В Дональде С. Лопесе (ред.). Буддизм на практике . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. стр. 336–342. ISBN  0691044422 .
  5. ^ Перейти обратно: а б В предисловии к своему переводу « Абхидхамматтха-сангахи» Бхаданты Ануруддхачарии Нарада Маха Тхера утверждает: «Абхидхамма, как подразумевает этот термин, — это Высшее Учение Будды. Оно излагает квинтэссенцию его глубокого учения». Руководство по Абхидхамме ; Нарада Махатхера; 1-е изд., 1956 г.
  6. Согласно определению Ньянатилоки Махатхеры путхуджана буквально означает «один из многих людей», «мирской человек», обычный человек — это любой мирянин или монах, который все еще обладает всеми 10 путами ( самйоджана , см.), привязывающими к кругу перерождений, и поэтому еще не достиг ни одной из 4 стадий святости (с. ария-пуггала ).
  7. ^ Маласекера, Словарь палийских имен собственных , Индийский офис, 1938, перепечатано Pali Text Society, Бристоль, том I, стр. 138
  8. ^ Книга Дисциплины , том VI, страница 123.
  9. ^ Эта работа (Паривара) на самом деле является гораздо более поздним произведением и, вероятно, произведением цейлонского Тхера. из: Книга Дисциплины , том VI, страница ix (представление переводчика)
  10. ^ Гомбрич, Ричард (2006). Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений (2-е изд.). Рутледж . п. 4. ISBN  978-0-415-37123-0 .
  11. ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN  978-0-19-157917-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Кокс, Коллетт (2004). «Абхидхарма». Макмиллан Энциклопедия буддизма . Том. 1. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, США. стр. 1–7. ISBN  0-02-865719-5 .
  13. ^ Канаи Лал Хазра, Палийский язык и литература - систематический обзор и исторический обзор, 1994, Vol. 1, стр. 412
  14. ^ И.Б. Хорнер, Книга дисциплины, том 5, стр. 398. Более старый перевод этих текстов можно найти по адресу: Одиннадцатая Кхандхака: На совете Раджагахи.
  15. ^ Отчет Махисасаки о Первом Совете. см. http://santifm.org/santipada/2010/the-first-council/.
  16. ^ Уордер, Индийский буддизм , 3-е изд., стр. 196.
  17. ^ Основы буддизма , Oxford University Press , 1998, стр. 48.
  18. ^ Бодхи, Бхиккху (2012). Комплексное руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи (изд. PDF). Издательство Париятти. п. 2. ISBN  978-1-938754-24-1 .
  19. ^ «Буддизм». Британская энциклопедия. Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2008.
  20. ^ Канаи Лал Хазра, Палийский язык и литература - систематический обзор и исторический обзор, 1994, Vol. 1, стр. 415
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абхидхарма Питака» . энциклопедия Британская Том. В: A-Ac Bayes (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 100-1 30–31 . ISBN  978-1-59339-837-8 .
  22. ^ Скиллинг, Питер. «Аутентичность Священных Писаний и школы шраваков: эссе с индийской точки зрения». Восточный буддист, т. 41, нет. 2, 2010, стр. 1–47. JSTOR, www.jstor.org/stable/44362554. По состоянию на 25 февраля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad19664d9e89cac43a81e8ac8673f35b__1719673800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/5b/ad19664d9e89cac43a81e8ac8673f35b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abhidhamma Piṭaka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)