Баудда Риши Махапрагья
Баудда Риши Махапрагья ( непальский : बौद्धऋषि महाप्रज्ञा ; урожденный Нани Каджи Шрестха ; 21 мая 1901–1979) был одной из самых влиятельных фигур в возрождении буддизма Тхеравады в Непале. 1920-е годы. В 1926 году он был заключен в тюрьму, а затем сослан тираническим режимом Рана за переход из индуизма в буддизм . [1] [2]
Махапрагья (альтернативные имена: Бхикшу Махапрагья, Палден Шераб, М.П. Прадхан, Прем Бахадур Шрестха) также был писателем и известен своими буддийскими книгами, стихами и гимнами на непальском языке Бхаса и хинди . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Махапрагья родился в Луге (ल्हूघ:) в Катманду в семье отца Кула Нараяна и матери Хиры Майи Шресты . Его звали Прем Бахадур Шрестха. В юности он был склонен к сочинению и пению гимнов. [4] У него был ранний брак, который распался. [5]
Рукоположение
[ редактировать ]В 1924 году, вдохновленный проповедями тибетского буддийского монаха Кьянгце-ламы, который тогда посещал Катманду, Прем Бахадур последовал за ним в Кьиронг , Тибет , где он был рукоположен в сан тибетского монаха вместе с двумя другими неварами . Ему дали имя Махапрагья. Он вернулся в Катманду с одним из послушников, и они жили на холме Нагарджуна у ламы по имени Церинг Норбу. К ним присоединились трое друзей Махапрагьи и тоже стали монахами. [5]
В изгнание
[ редактировать ]Жителей Катманду вдохновил вид мужчин в одеждах цвета охры, разносивших милостыню. Ранам не нравились Махапрагья, рожденный индуистом, ставший тибетским буддистским монахом, или монахи, бродившие по городу и просившие милостыню. В 1926 году пятеро монахов и Церинг Норбу были высланы в Индию. [6] [7] Все шестеро отправились в Бодхгаю , где стали монахами Тхеравады под руководством бирманского учителя. Затем они переехали в Калькутту , и Махапрагья решил поехать в Тибет вместе с Церингом Норбу, чтобы изучать буддизм. [5]
В Лхасе Махапрагья встретил Кул Ман Сингха Туладхара, которого убедил стать тибетским монахом. Махапрагья и Кул Ман Сингх, ныне известные как Кармашил, странствовали по Тибету, а затем в 1928 году отправились в Кушинагар , Индия, где они были перепосвящены в монахи Тхеравады. Кармашил (который позже стал известен как Прагьянанда Махастхавир ) вернулся в Катманду в 1930 году как первый монах Тхеравады в Непале с 14 века. [8]
Но Махапрагья, все еще находившийся под приказом о высылке, не мог въехать в страну. Однако в марте 1930 года во время фестиваля Маха Шиваратри он проскользнул в Катманду, переодевшись женщиной и смешавшись с толпой индийских паломников. Вскоре он вернулся в Кушинагар, опасаясь быть обнаруженным. Затем он отправился в Бирму , где жил в джунглях и посещал различные монастыри, прежде чем переехать в Калимпонг , Индия, в 1934 году. [9]
буддийский мудрец
[ редактировать ]Махапрагья жил в Калимпонге , ожидая разрешения вернуться в Непал. В 1945 году он разделся и стал мирянином, чтобы жениться на вдове, от которой у него было двое детей. Он работал фотографом, а также преподавал буддизм. В 1962 году он расстался с ней и жил в Катманду как буддийский мудрец (Баудда Риши). [10]
Махапрагья опубликовал 18 книг, среди которых его самая известная работа «Лалитавистара» , история жизни Будды, впервые опубликованная в 1940 году. [11] и его автобиография в трех томах (1983). [3] Гимн «Умер свет мудрости» — одно из самых популярных его произведений. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конданья, преп. (2011). «Обновленные записи Тхеравады в современном Непале » Дом Ананды Вихар. из оригинала 22 февраля. Архивировано Получено 14 мая.
- ^ Туладхар, Камаль Ратна (31 августа 2012 г.). «Поющий монах» . Катманду Пост . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баджрачарья, Фаниндра Ратна (2003). Кто есть кто в Непале, Бхаша. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-560-0-Х . Страница 34.
- ^ Геллнер, Дэвид Н. (2008). «Гьянмала Бхаджан (Песни преданности)» . Лумбини Непальское общество Дхармы Будды (Великобритания). Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005). Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01908-3 , ISBN 978-0-674-01908-9 . Страницы 41-44.
- ^ Исследования по истории и обществу Непала, Том 7, Выпуск 2 (2002). Катманду: Книжный пункт Мандала. Страница 230.
- ^ Дитрих, Анджела (1996). «Буддийские монахи и правители Рана: история преследований» . Буддийские Гималаи: журнал Института точных методов Нагарджуны . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ «Буддизм Тхеравады в современном Непале» . Лумбини Непальское общество Дхармы Будды (Великобритания). 2008. Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ Махапрагья (2013). Автобиография Будды Риши Махапрагьи. Катманду: Ашрам Баудды Риши Махапрагья. Страницы 2, 117.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005). Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01908-3 , ISBN 978-0-674-01908-9 . Страницы 52-53.
- ^ Махапрагья, Бхикшу (2008). Лалитавистара. Катманду: Сарбагья Ратна Туладхар и др. ISBN 978-9937-2-1026-3 .
- ^ «Свет мудрости умер (Гьян Мата Сита)» . Лумбини Непальское общество Дхармы Будды (Великобритания). 2008. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 17 мая 2012 г.
- 1901 рождений
- 1979 смертей
- Люди из Катманду
- Непальские буддисты Тхеравады
- Буддийские монахи Тхеравады
- Непальские буддийские монахи
- Неварские люди
- Писатели буддизма Тхеравады
- Непальские писатели-мужчины XX века
- Писатели на неварском языке
- Преследование буддистов
- Непальские изгнанники
- Непальские буддисты
- Непальские монахи
- Переходит в буддизм из индуизма
- Буддийские монахи XX века