Jump to content

Буддизм в Калмыкии

Золотой Храм , Элиста , Калмыкия.
Республика Калмыкия — единственная страна в Европе с буддийским большинством.

Калмыки , — единственный монголоязычный народ Европы национальной религией которого является буддизм . [1] В 2016 году 53,4% опрошенного населения назвали себя буддистами. [2] Они живут в Калмыкии , субъекте Федерации на юго-западе России . Калмыкия граничит с Дагестаном на юге, Ставропольским краем на юго-западе, Ростовской областью на западе, Волгоградской областью на северо-западе и Астраханской областью на востоке. Каспийское море граничит с Калмыкией на юго-востоке.

Калмыки — потомки ойратов , мигрировавших в Европу в начале 17 века. Как тибетские буддисты , калмыки считают Далай-ламу своим духовным лидером. [3] Шаджин-ламой (Верховным ламой) калмыков является Эрдне Омбадыков , уроженец Филадельфии , человек калмыцкого происхождения, который с семи лет воспитывался как буддийский монах в тибетском монастыре в Индии и был идентифицирован как реинкарнация ( тулку ) буддийского святого Тело Ринпоче, выполненного Далай-ламой XIV. [4]

История буддизма в Калмыкии

[ редактировать ]

Ойраты – исторические предки калмыков. [5] : 92  Они состояли из нескольких западно-монгольских племен, проживавших в Южной Сибири. В 13 веке они населяли территории вокруг верхнего Иртыша и западного склона Горного Алтая . Эта территория называлась Джунгарией . он стал частью империи Чингисхана В том же веке . В начале 17 века произошел массовый исход ойратов в Российскую империю из-за нехватки пастбищ и нестабильной политической ситуации среди монгольских племен и постоянных усобиц с соседним Казахским ханством . Ойраты стали подданными Российской империи в 1609 году. Им было разрешено кочевать на отведенной территории по рекам Иртыш и Тобол , и им была гарантирована военная поддержка против монголов и казахов. В обмен на это разрешение они были обязаны участвовать в военных походах и защищать южные границы Российской империи. Примерно в середине 17 века северные прикаспийские степи по обе стороны реки Волги. были отданы ойратам. Эта территория получила статус Калмыцкого ханства в 1664 году. Ханство представляло собой независимое государство, управляемое ханом . Примерно в это время ойратов стали называть «калмыками». [5] : 92  Российская империя не вмешивалась во внутренние дела Калмыцкого ханства до середины XVIII века, когда она начала колонизировать волжские степи русскими крестьянами, что вызвало экономический кризис и миграцию примерно 70% населения ханства в Джунгария. Вскоре после этого, в 1771 году, Екатерина Великая положила конец независимости Калмыцкого ханства. [5] : 93 

В Российской Империи

[ редактировать ]
Калмыки на буддийской церемонии (1830-е гг.)

Буддизм распространился среди монголов во времена Монгольской империи ; однако существует теория, что ойраты, в отличие от других монгольских групп, соприкоснулись с ним еще раньше – еще в IX веке через соседние тюркские народы . [5] : 93  Ойраты принесли буддизм в качестве своей основной религии в Россию, став первой буддийской общиной в Европе. Тесные связи с буддийскими центрами Тибета и Монголии они поддерживали до конца XVIII века. Тибетский Далай-лама даже назначал калмыцких ханов. Но при Екатерине Великой отношения между калмыками и российской администрацией претерпели неблагоприятный сдвиг. Российская империя упразднила Калмыцкое ханство и провела антибуддийские реформы. Правительство запретило контакты с Тибетом и решило ограничить количество монахов в буддийском монастыре. Калмыцкое духовенство приняло контрмеру, чтобы сохранить свою численность, переименовав храмы ( калмыцкий : сүм , латинизированный: сум ) и монастыри ( калмыцкий : кийд , романизированный: киид ) в хурулы , что означает «собрание». [5] : 93 

Антибуддийские реформы оставались в силе до 1905 года, когда конференция на высшем уровне либо смягчила, либо отменила правила и разрешила возобновить контакты с Тибетом и Монголией. Кроме того, монастырям было разрешено открывать типографии и школы, а монахам было разрешено выезжать за границу и привозить буддийскую литературу и ритуальные предметы. [5] : 94 

В Советском Союзе

[ редактировать ]

К 1917 году в Калмыкии насчитывалось 92 хурула (28 крупных монастырей и 64 мелких) с 2090 монахами. В том же году калмыцкое духовенство решило дополнительно увеличить число хурулов до 119, а монахов – до 2730. Однако после большевистской революции Калмыкия вошла в состав СССР , который с 1930-х до конца 1980-х годов проводил идеологию «нерелигиозности». Буддизм подвергся неоднократному преследованию со стороны советского правительства. К 1937 году из более чем 100 хурулов, зарегистрированных в 1920-е годы в Калмыкии, 79 были упразднены, а к началу Великой Отечественной войны хурулов вообще не осталось. Имущество монастырей было конфисковано или уничтожено, монахов арестовали и заставили отречься от своих обетов. Наконец, в 1943 году все население Калмыкии было депортировано в Сибирь по обвинению в государственной измене. Калмыцкая республика официально прекратила свое существование на основании указа Верховного Совета от 27 декабря 1943 года. Калмыцкому народу не разрешалось возвращаться в приволжские степи до 1957 года. В 1958 году республика Калмыкию официально восстановили, но не позволили возродить буддизм. Бурятия была единственной республикой, которой разрешили исповедовать буддизм в советские времена. [5] : 94 

Конец 1980-х годов ознаменовал начало культурного, этнического и религиозного возрождения калмыцкого народа. С тех пор буддизм стал средоточием этнической идентичности для большинства калмыков, по словам Газизовой, даже для тех, кто не считает себя буддистами. [5] : 91 

В Российской Федерации

[ редактировать ]

Возрождение буддизма

[ редактировать ]

Официально религиозное возрождение не допускалось до вступления в силу в октябре 1990 года федерального закона «О свободе совести и религиозных организациях». [5] : 94  но первая калмыцкая буддийская община была зарегистрирована уже двумя годами ранее, в октябре 1988 года, после официально разрешенной лекции американского ученого и переводчика тибетских буддийских текстов Александра Берзина. Первый хурул открылся в Элисте в 1989 году – это был небольшой дом, который был перепрофилирован в так называемый «Элистинский хурул». В том же году Лама Кушок Бакула Ринпоче освятил новый хурул. Лама был первым высокопоставленным монахом, посетившим Калмыкию после распада Советского Союза. По этому случаю он также инициировал первых послушников. В 1991 году была образована централизованная религиозная организация «Калмыцкий буддийский союз» ( русский : Объединение буддистов Калмыкии , латинизированное : Объединение буддистов Калмыкии ), объявившая о своей автономии от Центрального духовного управления буддистов СССР.

Выборы Шаджин-ламы и принципы монашества

[ редактировать ]

Возрождение калмыцкого буддизма осложнялось тем, что с 1930-х годов в Калмыкии не было буддийских учебных заведений, а значит, и квалифицированного духовенства. В живых остались только трое старых монахов, получивших в прошлом надлежащее буддийское образование. По этой причине для помощи были приглашены монахи Иволгинского дацана в Бурятии. Так, первым главой калмыцких буддистов (Шажин-лама по- ) стал бурятский Туван Дорж калмыцки . к недовольству калмыков Желая создать собственную калмыцкую сангху , семь молодых калмыков, принявших обет мирянина генина , летом 1992 года объявили недельную голодовку, добиваясь избрания нового Шаджин-ламы. Забастовка привлекла большое внимание средств массовой информации и привела к экстренной конференции Калмыцкого буддийского союза, в которой приняли участие 180 человек. В результате на место Тувина Доржа на посту Шаджин-ламы был назначен Санджи Уланов. Санджи Уланов (род. 1903), более известный как Санджи Гелюнг, был единственным калмыком гелюнг (термин, обозначающий полностью рукоположенного монаха), который все еще был жив и в то время проживал в Элисте. Однако он отказался взять на себя роль Шаджин-ламы из-за ее требовательного характера и преклонного возраста. В конце концов, было решено пригласить Тэло Тулку Ринпоче на должность калмыцкого буддийского лидера, который был калмыцким иммигрантом во втором поколении в Соединенных Штатах Америки. [5] : 95  Поскольку Тэло Тулку стал признанной реинкарнацией важной религиозной личности, институт тулку был вновь введен в Калмыкию, который ранее был утрачен в 17 веке, и стал отличительной чертой постсоветского буддийского возрождения. [5] : 96  В 1991 году Тэло Тулку впервые посетил Калмыкию в сопровождении Далай-ламы. После своего избрания Шаджин-ламой он начал внедрять принципы монашества в Элистском Хуруле. Хурул получил официальный статус монастыря и вскоре стал Калмыцким центральным буддийским монастырем. Для Тэло Тулку возрождение буддизма означало возрождение общины монахов, соблюдающих целибат, что привело к исключению женатых священнослужителей из монастыря. Эти исключенные монахи позже сформировали свои собственные буддийские общины. [5] : 96  Тэло Тулку вернулся в США в 1993 году. В последующие два года его отсутствия его заменил учитель тибетского буддизма и представитель Далай-ламы XIV Джампа Тинли. Перед возвращением в Калмыкию в 1995 году Тэло Тулку отказался от своих монашеских обетов из-за женитьбы, но остался Шаджин-ламой и главой Калмыцкого буддийского союза и не изменил своих взглядов на монашество, в том числе на безбрачие, хотя сам не был безбрачным монахом. больше. [5] : 96 

Дхарма-центр Калмыкии и мирские буддийские общины

[ редактировать ]
Дхарма-центр «Самье Тинле Кункьяб Пелбар Линг» ( рус . Самье Тинле Кункьяб Пелбар Линг ) в Элисте [6]

Еще одним важным вкладчиком в возрождение буддизма в Калмыкии стал Дхарма-центр Калмыкии. Он был основан в 1991 году в Элисте с целью «развития немонашеского буддизма и обучения мирян основам философии, истории и практики буддизма». В 1990-е годы центр предлагал курсы тибетского языка и буддийской логики, а также приглашал учителей различных тибетских традиций . В результате их усилий к концу века было создано несколько мирских буддийских общин. [5] : 96 

Роль правительства Калмыкии

[ редактировать ]

В отличие от российского федерального правительства, правительство Калмыкии взяло на себя активную роль в религиозном возрождении республики. Первый глава государства Калмыкии после распада СССР Кирсан , Илюмжинов правивший республикой с 1993 по 2010 год, объявил религию важнейшей частью государственной политики Калмыкии, хотя конституция Российской Федерации отделяет религиозные институты от государство. Илюмжинов создал специальный отдел по делам религии для содействия религиозному возрождению. Ведомство собирало крупные субсидии и жертвовало их на строительство хурулов и церквей. Всего за год после избрания Илюмжинова на региональные средства было открыто одиннадцать хурулов. Глава государства также спонсировал строительство храмов и христианских церквей на свои частные средства. Спонсирование третьего визита Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году было даже частью предвыборной кампании Илюмжинова. По состоянию на 2017 год Это был последний раз, когда Далай-лама посещал республику. [5] : 97 

«Чистый» буддизм и современные вызовы

[ редактировать ]

Тэло Тулку и Анджа Гелюнг, настоятель Центрально -Калмыцкого монастыря , настаивают на том, что монашество является обязательной частью Винайи , поскольку только монахи, давшие полные обеты, могут выступать «истинными» учителями буддизма. Тэло Тулку называет этот тип буддизма « чистым буддизмом». Чтобы стать настоящим учителем в контексте чистого буддизма, необходимо соблюдать строгую монашескую дисциплину и буддийский обет, включая безбрачие, а также интенсивно изучать буддийские учения в течение многих лет. Это соответствует приказу Гелугпа . [5] : 98 

«Чистый буддизм» — это традиционный подход к сангхе , без каких-либо нововведений и без добавления новых элементов под влиянием внешних факторов. Да, жизнь меняется, но Виная остаётся прежней. Поэтому, когда монахи принимают обеты, они должны следовать этим обетам, что бы ни происходило вокруг них.

- Анджа Гелюнг (октябрь 2012 г.) [5] : 98 

В этом отношении официальный подход Калмыкии к возрождению буддизма отличается от современных событий в Бурятии и Монголии , где наблюдается относительная лаицизация сангхи и где постепенно стирается строгое различие между монахами и мирянами. [5] : 98  Монахи в последних двух местах не обязаны жить в монастыре и соблюдать безбрачие. [5] : 99 


Калмыцкая буддийская диаспора

[ редактировать ]

Калмыцкие политические беженцы открыли первый буддийский храм в Центральной Европе, Белградскую пагоду , расположенную в Белграде , Сербия , в 1929 году. После Второй мировой войны около 526 калмыцких беженцев мигрировали из Западной Германии и прилегающих территорий в Америку. конец 1951 - начало 1952 года. [7] К 1962 году примерное население калмыков в США составляло 700 человек. [7] Там они основали несколько калмыцких буддийских храмов в округе Монмут , штат Нью-Джерси , и его окрестностях. Нгаванг Вангьял , калмыцкий буддийский монах, основал Тибетский буддийский учебный центр и монастырь в Вашингтоне, штат Нью-Джерси . [8]

The babushki matsik

[ редактировать ]

Бабушки мацик ( мацг ), что означает «группа старух, придерживающихся заповедей», представляли собой группы пожилых женщин, которые придерживались традиционных тибетских буддийских практик во время принудительной депортации калмыцких граждан в Сибирь в 1943 году. [4] Это последовало за периодом в 1930-х годах арестов и преследований буддийского духовенства при сталинском режиме. [9] В этот период были снесены все калмыцкие буддийские святыни и храмы. [9] Бабушки мацик получают все большее признание за свою роль в сохранении переведенных тибетских буддийских священных текстов, выгодно используя свой «политически незначительный» статус старух для создания неприкасаемых религиозных материалов, которые затем можно было записывать и распространять в периоды религиозной свободы. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Балинова Наталья; Пост, Хелен; Кушнеревич Алена; Флорес, Родриго; Кармин, Моника; Саакян, Оганес; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Литвинов Сергей; Джаубермезов, Мурат; Ахметова, Вита; Хусаинова, Рита; Эндикотт, Филипп; Хуснутдинова, Эльза; Орлова, Кимья (сентябрь 2019 г.). «Y-хромосомный анализ родовой структуры калмыков, единственного европейского монгольского народа, и их родство с ойратами-монголами Внутренней Азии» . Европейский журнал генетики человека . 27 (9): 1466–1474. дои : 10.1038/s41431-019-0399-0 . ISSN   1476-5438 . ПМК   6777519 .
  2. ^ "На тюменском севере каждый десятый готов взять в руки оружие" . www.znak.com . Archived from the original on 2017-04-16 . Retrieved 2021-04-09 .
  3. ^ «Регионы и территории: Калмыкия» . 29 ноября 2011 г. Проверено 9 апреля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Лекше Цомо, Карма (2016). «Молитвы сопротивления: тайная буддийская практика калмыцких женщин» . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 20:91 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Газизова, Валерия (2017). «Буддизм в современной Калмыкии. «Чистое» монашество против вызовов постсоветской современности» . В Хавневике, Ханна; Хюскен, Юте; Теувен, Марк; Тихонов Владимир; Велленс, Коэн (ред.). Буддийские современности: новое изобретение традиций в глобализирующемся современном мире. Часть 2: Возрождения и неотрадиционалистские изобретения . Рутледж изучает религию. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN  9781315542140 . Проверено 17 сентября 2023 г.
  6. ^ Тенпа Шераб (19 января 2008 г.). Строительство Дхарма Центра Самьелинг в Элисте [Строительство Дхарма-центра Самьелинг в Элисте] (на русском языке) . Проверено 4 сентября 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Американские калмыки» . Информационный бюллетень Общества Монголии . 1 (1): 6–8. 1962. JSTOR   43194607 .
  8. ^ «Центр обучения тибетскому буддизму» . Проверено 9 апреля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Федоров, Глеб; РИР (20 августа 2014 г.). «Репрессии Советского Союза против буддизма» . www.rbth.com . Проверено 9 апреля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Сет Майданс, Другая жизнь бывшего телемаркетолога как буддийского святого , The New York Times, 12 июня 2004 г.
  • Синклер, Тара (2008). Тибетская реформа и калмыцкое возрождение буддизма, Внутренняя Азия 10 (2), 241–259.
  • Уланов, Мерген; Бадмаев, Валерий и Холланд, Эдвард (2017). Буддизм и калмыцкое светское право в семнадцатом-девятнадцатом веках, Внутренняя Азия 19 (2), 297–314.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d85949aa8fbfcd532eec006c76209b5__1720303980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/b5/4d85949aa8fbfcd532eec006c76209b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhism in Kalmykia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)