Jump to content

поток мыслей

Поток ума ( читта-сантана ) в буддийской философии — это ежесекундный континуум (санскрит: самтана ) чувственных впечатлений и психических явлений, [1] который также описывается как продолжающийся из одной жизни в другую. [2]

Определение

[ редактировать ]

Читта-самтана (санскрит), буквально «поток ума», [3] — это поток последующих моментов ума или осознания. Оно обеспечивает непрерывность личности при отсутствии постоянно пребывающего «я» ( атмана ), которое отрицает буддизм. Поток разума обеспечивает непрерывность перехода от одной жизни к другой, подобно пламени свечи, которое может переходить от одной свечи к другой: [4] [5] [а] Уильям Уолдрон пишет, что «индийские буддисты рассматривают «эволюцию» ума в терминах непрерывности индивидуальных потоков ума от одной жизни к другой, при этом карма является основным причинным механизмом, посредством которого трансформации передаются от одной жизни к другой. следующий." [6]

По словам Уолдрона, «[Т] ​​поток ума ( сантана ) постепенно увеличивается за счет умственных омрачений ( клеша ) и действий ( карма ) и снова уходит в следующий мир. Таким образом, круг существования не имеет начала». [7]

обеспечивают « Кармические отпечатки» васаны кармическую непрерывность между жизнями и моментами. [8] По словам Люстхауса, эти васаны определяют, как человек «на самом деле видит и воспринимает мир определенными способами, и на самом деле он становится человеком определенного типа, воплощающим определенные теории, которые непосредственно формируют способ нашего опыта». [8]

Этимология

[ редактировать ]

санскрит

[ редактировать ]

Читта означает «то, что сознательно». [9] Читта имеет два аспекта: «...Два ее аспекта - это внимание и сбор впечатлений или следов (санскрит: васана ), ср. виджняна ». [9] Самтана или сантана (санскрит) означает «вечный», «континуум», «серия мгновенных событий» или «поток жизни». [10]

тибетский

[ редактировать ]

Читта часто переводится как сем на тибетском языке, а самтана соответствует rgyud . Поэтому читта-самтана переводится как семс гьюд. Ргьюд — это термин, который тибетские переводчики (тибетский: лотсава ) использовали для перевода санскритского термина « тантра ». [11]

Thugs-rgyud — синоним слова sems rgyud . [12]

Китайский, корейский и японский

[ редактировать ]

Китайским эквивалентом санскритского citta-saṃtāna и тибетского sems-kyi rgyud («поток ума») является xin xiangxu ( упрощенный китайский : 心相续 ; традиционный китайский : 心相續 ; пиньинь : xīn xiāngxù ; Уэйд-Джайлз : hsin hsiang-hsü). ). Согласно Цифровому словарю буддизма , xīn xiāngxù означает «продолжение потока ума» (от санскрита citta-saṃtāna или citta-saṃtati ), в отличие от wú xiàngxù 無相續 «отсутствие непрерывности потока ума» (от asaṃtāna или asaṃdhi ) и ши сянсю 識相續 « поток сознания » (от виджняна-самтана ).

Это соединение сочетает в себе синь «сердце; разум; мысль; совесть; ядро» и сянсюй «преследовать друг друга», с сян «форма, внешний вид, лицо, явление» и сюй или «продолжать; продолжать; добиваться успеха». Таким образом, это означает «континуум ума и явлений».

Синь сянсюй произносится как сим сангсок по- корейски и син содзоку по-японски.

Истоки и развитие

[ редактировать ]

Идея читта-сантаны развилась в более поздней йогачарской мысли, где читта-сантана заменила понятие алаявиджняна , [13] сознание-хранилище, в котором хранились кармические семена. Это не «постоянная, неизменная, перемещающаяся сущность», как атман, а серия мгновенных сознаний. [14]

Лустхаус описывает развитие и доктринальные взаимоотношения накопительного сознания ( алая-виджняна ) и природы Будды ( татхагатагарбха ) в Йогачаре . Чтобы избежать овеществления алая-виджняны ,

Логико-эпистемологическое крыло частично обошло критику, используя термин читта-сантана , «поток ума», вместо алайя-виджняна , что представляло собой примерно ту же идею. Легче было отрицать, что «поток» представляет собой овеществленное «я». [15]

Дхармакирти (7 век) написал трактат о природе потока ума в своем «Обосновании других потоков ума» ( Saṃtãnãntarasiddhi ). [16] Согласно Дхармакирти, поток ума представлял собой безначальную временную последовательность. [17]

Понятие потока ума получило дальнейшее развитие в Ваджраяне (тантрический буддизм), где «поток ума» ( sems-rgyud ) можно понимать как поток следующих друг за другом моментов. [18] в течение жизни, но и между жизнями. Далай-лама XIV считает, что это континуум сознания, простирающийся на последующие жизни, хотя и не имеющий ни «я», ни души. [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сравните аналогии в Милинда Панха .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Анон (nd). «Словарь буддийских и западных терминов практики буддийской йоги» . DharmaFellowship.org . Содружество Дхармы . Проверено 13 декабря 2007 г.
  • Берзин, Александр (н. д.). «Понимание Тантры» . StudyBuddhism.com . Проверено 29 ноября 2021 г.
  • Бодхи, Бхиккху (1999). Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий (PDF) (под ред. Access to Insight). Буддийское издательское общество.
  • Далай-лама (1997). Исцеление гнева: сила терпения с буддийской точки зрения . Перевод геше Туптена Джинпы. Публикации Снежного Льва.
  • Дэвидс, CAF Рис (1903). «Теория души в буддизме» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 587–588. дои : 10.1017/S0035869X00030902 . S2CID   162761652 . Проверено 1 февраля 2009 г.
  • Данн, Джон Д. (2004). Основы философии Дхармакирти . Публикации мудрости. ISBN  978-0-86171-184-0 .
  • Карунамуни, Северная Дакота (12 мая 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2). дои : 10.1177/2158244015583860 .
  • Киоун, Дэмиен, изд. (2003). Словарь буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-860560-9 .
  • Киймо (2007). Легкий Будда . Издательство Парагон.
  • Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Психология Пресс. ISBN  978-0-7007-1186-4 .
  • Люстхаус, Дэн (2014). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Рутледж.
  • Люстхаус, Дэн (nd). «Что является Йогачарой, а что нет» . Архивировано из оригинала 31 марта 2010 года . Проверено 12 января 2016 г.
  • Панджвани, Сайрус (2013). Буддизм: философский подход . Бродвью Пресс.
  • Шарма, Рамеш Кумар (1985). «Дхармакирта о существовании других умов». Журнал индийской философии . 13 : 55–71. дои : 10.1007/BF00208527 . S2CID   170313612 .
  • Исследовательский отдел Фонда Цадра (30 мая 2021 г.). «головорезы ргюд». Словарь Дхармы . Фонд Цадра . Проверено 29 ноября 2021 г.
  • Уолдрон, Уильям С. (2003). «Общая основа, общее дело: буддизм и наука о проблемах идентичности». В Уоллесе, Б. Алан (ред.). Буддизм и наука: открывая новые горизонты . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-12335-3 .
  • Уолдрон, Уильям С. (nd). «Буддийские шаги к экологии разума: размышления о «мыслях без мыслителя» » . PurifyMind.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 1 ноября 2007 г.
  • Вангьял, Тензин (2002). Исцеление формой, энергией и светом . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN  1-55939-176-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50c81602fe381019ace3ce267c187d99__1710427800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/99/50c81602fe381019ace3ce267c187d99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mindstream - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)