поток мыслей
Часть серии о |
буддизм |
---|
Поток ума ( читта-сантана ) в буддийской философии — это ежесекундный континуум (санскрит: самтана ) чувственных впечатлений и психических явлений, [1] который также описывается как продолжающийся из одной жизни в другую. [2]
Определение
[ редактировать ]Читта-самтана (санскрит), буквально «поток ума», [3] — это поток последующих моментов ума или осознания. Оно обеспечивает непрерывность личности при отсутствии постоянно пребывающего «я» ( атмана ), которое отрицает буддизм. Поток разума обеспечивает непрерывность перехода от одной жизни к другой, подобно пламени свечи, которое может переходить от одной свечи к другой: [4] [5] [а] Уильям Уолдрон пишет, что «индийские буддисты рассматривают «эволюцию» ума в терминах непрерывности индивидуальных потоков ума от одной жизни к другой, при этом карма является основным причинным механизмом, посредством которого трансформации передаются от одной жизни к другой. следующий." [6]
По словам Уолдрона, «[Т] поток ума ( сантана ) постепенно увеличивается за счет умственных омрачений ( клеша ) и действий ( карма ) и снова уходит в следующий мир. Таким образом, круг существования не имеет начала». [7]
обеспечивают « Кармические отпечатки» васаны кармическую непрерывность между жизнями и моментами. [8] По словам Люстхауса, эти васаны определяют, как человек «на самом деле видит и воспринимает мир определенными способами, и на самом деле он становится человеком определенного типа, воплощающим определенные теории, которые непосредственно формируют способ нашего опыта». [8]
Этимология
[ редактировать ]санскрит
[ редактировать ]Читта означает «то, что сознательно». [9] Читта имеет два аспекта: «...Два ее аспекта - это внимание и сбор впечатлений или следов (санскрит: васана ), ср. виджняна ». [9] Самтана или сантана (санскрит) означает «вечный», «континуум», «серия мгновенных событий» или «поток жизни». [10]
тибетский
[ редактировать ]Читта часто переводится как сем на тибетском языке, а самтана соответствует rgyud . Поэтому читта-самтана переводится как семс гьюд. Ргьюд — это термин, который тибетские переводчики (тибетский: лотсава ) использовали для перевода санскритского термина « тантра ». [11]
Thugs-rgyud — синоним слова sems rgyud . [12]
Китайский, корейский и японский
[ редактировать ]Китайским эквивалентом санскритского citta-saṃtāna и тибетского sems-kyi rgyud («поток ума») является xin xiangxu ( упрощенный китайский : 心相续 ; традиционный китайский : 心相續 ; пиньинь : xīn xiāngxù ; Уэйд-Джайлз : hsin hsiang-hsü). ). Согласно Цифровому словарю буддизма , xīn xiāngxù означает «продолжение потока ума» (от санскрита citta-saṃtāna или citta-saṃtati ), в отличие от wú xiàngxù 無相續 «отсутствие непрерывности потока ума» (от asaṃtāna или asaṃdhi ) и ши сянсю 識相續 « поток сознания » (от виджняна-самтана ).
Это соединение сочетает в себе синь 心 «сердце; разум; мысль; совесть; ядро» и сянсюй «преследовать друг друга», с сян 相 «форма, внешний вид, лицо, явление» и сюй 續 или 续 «продолжать; продолжать; добиваться успеха». Таким образом, это означает «континуум ума и явлений».
Синь сянсюй произносится как сим сангсок по- корейски и син содзоку по-японски.
Истоки и развитие
[ редактировать ]Идея читта-сантаны развилась в более поздней йогачарской мысли, где читта-сантана заменила понятие алаявиджняна , [13] сознание-хранилище, в котором хранились кармические семена. Это не «постоянная, неизменная, перемещающаяся сущность», как атман, а серия мгновенных сознаний. [14]
Лустхаус описывает развитие и доктринальные взаимоотношения накопительного сознания ( алая-виджняна ) и природы Будды ( татхагатагарбха ) в Йогачаре . Чтобы избежать овеществления алая-виджняны ,
Логико-эпистемологическое крыло частично обошло критику, используя термин читта-сантана , «поток ума», вместо алайя-виджняна , что представляло собой примерно ту же идею. Легче было отрицать, что «поток» представляет собой овеществленное «я». [15]
Дхармакирти (7 век) написал трактат о природе потока ума в своем «Обосновании других потоков ума» ( Saṃtãnãntarasiddhi ). [16] Согласно Дхармакирти, поток ума представлял собой безначальную временную последовательность. [17]
Понятие потока ума получило дальнейшее развитие в Ваджраяне (тантрический буддизм), где «поток ума» ( sems-rgyud ) можно понимать как поток следующих друг за другом моментов. [18] в течение жизни, но и между жизнями. Далай-лама XIV считает, что это континуум сознания, простирающийся на последующие жизни, хотя и не имеющий ни «я», ни души. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сравните аналогии в Милинда Панха .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Карунамуни 2015 .
- ^ Бодхи 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Киоун 2003 , с. 62.
- ^ Киймо 2007 , с. 118.
- ^ Панджвани 2013 , с. 181.
- ^ Уолдрон nd .
- ^ Уолдрон 2003 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 473.
- ^ Jump up to: а б Anon nd , запись для citta .
- ^ Anon nd , запись для Сантаны .
- ^ Берзин н.д.
- ^ Исследовательский отдел Фонда Цадра, 2021 год .
- ^ Люстхаус 2014 , с. 7.
- ^ Дэвидс 1903 .
- ^ Люстхаус н.д.
- ^ Шарма 1985 .
- ^ Данн 2004 , с. 1.
- ^ Вангьял 2002 , с. 82.
- ^ Далай-лама 1997 , с. [ нужна страница ] .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анон (nd). «Словарь буддийских и западных терминов практики буддийской йоги» . DharmaFellowship.org . Содружество Дхармы . Проверено 13 декабря 2007 г.
- Берзин, Александр (н. д.). «Понимание Тантры» . StudyBuddhism.com . Проверено 29 ноября 2021 г.
- Бодхи, Бхиккху (1999). Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий (PDF) (под ред. Access to Insight). Буддийское издательское общество.
- Далай-лама (1997). Исцеление гнева: сила терпения с буддийской точки зрения . Перевод геше Туптена Джинпы. Публикации Снежного Льва.
- Дэвидс, CAF Рис (1903). «Теория души в буддизме» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 587–588. дои : 10.1017/S0035869X00030902 . S2CID 162761652 . Проверено 1 февраля 2009 г.
- Данн, Джон Д. (2004). Основы философии Дхармакирти . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-184-0 .
- Карунамуни, Северная Дакота (12 мая 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2). дои : 10.1177/2158244015583860 .
- Киоун, Дэмиен, изд. (2003). Словарь буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 .
- Киймо (2007). Легкий Будда . Издательство Парагон.
- Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Психология Пресс. ISBN 978-0-7007-1186-4 .
- Люстхаус, Дэн (2014). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Рутледж.
- Люстхаус, Дэн (nd). «Что является Йогачарой, а что нет» . Архивировано из оригинала 31 марта 2010 года . Проверено 12 января 2016 г.
- Панджвани, Сайрус (2013). Буддизм: философский подход . Бродвью Пресс.
- Шарма, Рамеш Кумар (1985). «Дхармакирта о существовании других умов». Журнал индийской философии . 13 : 55–71. дои : 10.1007/BF00208527 . S2CID 170313612 .
- Исследовательский отдел Фонда Цадра (30 мая 2021 г.). «головорезы ргюд». Словарь Дхармы . Фонд Цадра . Проверено 29 ноября 2021 г.
- Уолдрон, Уильям С. (2003). «Общая основа, общее дело: буддизм и наука о проблемах идентичности». В Уоллесе, Б. Алан (ред.). Буддизм и наука: открывая новые горизонты . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12335-3 .
- Уолдрон, Уильям С. (nd). «Буддийские шаги к экологии разума: размышления о «мыслях без мыслителя» » . PurifyMind.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 1 ноября 2007 г.
- Вангьял, Тензин (2002). Исцеление формой, энергией и светом . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-176-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уолдрон, Уильям С. (1995). «Насколько новаторской является Алаявиджняна? Алаявиджняна в контексте канонической теории и теории виджняны Абхидхармы» (PDF) . GampoAbbey.org . Архивировано из оригинала (PDF) 14 августа 2012 года.
- Велвуд, Джон (2000). «Игра разума: форма, пустота и за ее пределами» . PurifyMind.com . Проверено 13 января 2007 г.
- Статья Mindstream в Интернет-архиве Бофорда. А. Стенберг Источник: https://archive.org/details/mindstream-1 (дата обращения: четверг, 21 сентября 2023 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перерождение: что происходит с телом и разумом после смерти? , выступление Тубтена Чодрона
- Реинкарнация , беседа Далай-ламы XIV.