Jump to content

Шесть Дхарм Наропы

(Перенаправлено из «Шести йог Наропы »)

Тханка Махасиддхи Наропы, 19 век.

Шесть Дхарм Наропы ( Wylie : na ro'i chos Drug , санскр . ṣaḍdharma , «шесть доктрин Наро» или «шесть учений») — набор продвинутых тибетских буддийских тантрических практик, составленный индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1016). 1100 г.) и передан тибетскому переводчику-йогу Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.). [1]

Другое название шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или « система Бардо Транг-дол ». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. [2] В литературе Кагью их также называют «путем средств» ( табс лам ). [3] Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, где никогда не используются термины шаданга-йога или сбйор-лекарство ). [1]

Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения , взятых из буддийских тантр . Они предназначены для достижения состояния будды ускоренного . Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла ( туммо ).

Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа , Гампопа , Пхагмо Другпа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. [4] Их также преподают в Гелуг , где их представил Дже Цонкапа , получивший линию передачи от своих учителей Кагью.

Родословная

[ редактировать ]
Гампопа, написавший различные руководства по медитации по шести дхармам.

Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о шести дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Маллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки ), Лавапа , Луипада, Шавари и Кришначарья. [5] Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа-тантра , Хеваджра - тантра и Чатурпитха-тантра . [6]

Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, учил Гампопу, который написал различные руководства по медитации ( khrid chos или khrid yig ) по шести дхармам, которые собраны в « Дакпо Камбум » («Многообразные высказывания Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по шести дхармам Наропы». ( na ro'i chos Drug gi khrid yig ). [7] Из Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они остались центральной практикой.

К этим практикам были составлены многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в Дакпо Таши Намгьяла и «Лучах света от драгоценности превосходного учения» в Джамгона Конгтрула » «Сокровищнице знаний (книга восьмая, часть третья). Сегодня шесть дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монашескими и немонашескими йогами. [8]

Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг . Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трех вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути шести дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. [9] Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, - Гьялва Венсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо. [5]

Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.

Классификация

[ редактировать ]

Шесть дхарм представляют собой всеобъемлющее и целостное собрание практик стадии завершения индийской буддийской тантры . [10] В Кагью и Гелуг инициация или посвящение хотя бы в одну Ануттарайогатантры систему (обычно Чакрасамвара и/или Ваджрайогини /Ваджраварахи-тантры) и практика ее стадии зарождения являются основой для практики шести дхарм. [3] По словам Ульриха Тимме Крага,

После визуализации себя и всех других существ как божеств и чтения мантр божества во время практик, связанных с первым посвящением, практикующий использует эти техники шести йог, принадлежащих ко второму посвящению, для создания сильных переживаний блаженства, присутствия. и немыслие, тем самым давая первый проблеск Пробуждения. [3]

Шесть Дхарм

[ редактировать ]

Несмотря на различную классификацию (от двух до десяти дхарм), наиболее широко используемый список из шести дхарм в творчестве деятеля школы Кагью Гампопы соответствует следующему списку: [11] [12] [13]

( Тибетский , транслитерация Уайли и санскрит в скобках)

  • туммо ( тибетский : གཏུམ་ མོ་ , Уайли : gtum mo ; С: чандали ) – йога внутреннего тепла (или мистического жара).
  • ковш ( тибетский : འོད་གསལ་ , Уайли : od gsal ; С: прабхасвара ) — йога ясного света, сияния или светимости .
  • милам ( тибетский : Дэйв , Уайли : rmi lam ; С: свапнадаршана ) – йога состояния сна.
  • гюлю ( тибетский : སྒྱུ་ལུས , Уайли : sgyu lus ; С: майакая ) — йога иллюзорного тела.
  • бард ( тибетский : བར་དོ , Уайли : бар до ; С: антарабхава ) – йога промежуточного состояния.
  • пхова ( тибетский : འཕོ་བ་ , Уайли : фо ба ; С: saṃkrānti ) — йога перемещения сознания в чистое поле Будды.

Другие дхармы

[ редактировать ]

Другие дхармы, иногда группируемые с вышеперечисленными или устанавливаемые как вспомогательные практики, включают:

  • стадии зарождения Практика . Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм. [14]
  • Кармамудра или «печать действия» ( Wylie : las kyi phyag rgya , THL : lé kyi chak-gya ; ошибочно S: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. [15] Как и все другие йоги, ее невозможно практиковать без основы практики стадий туммо и зарождения.
  • Силовой перенос (дронгджук пхова ) – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело. [16]
  • Самоосвобождение - сам Наропа в Ваджрных стихах Шепота Традиции добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, [17] это решительный взгляд на Махамудру . Это всегда рассматривается как отдельный путь.

Классификации

[ редактировать ]

Существуют разные способы организации и перечисления дхарм Наропы, кроме списка Гампопы. Например, Цонкапа предпочитает следующий список, следующий за Пагмо Другпой: (1) туммо (2) иллюзорное тело (3) сияние (4) перенос (5) силовая проекция и (6) бардо. [18]

Дхармы также иногда группируются в разные наборы учений. Например, Гьялва Венсапа группирует их в две дхармы: (1) йоги для привлечения жизненных энергий в центральный канал; и (2) йоги, которые выполняются после того, как энергии были извлечены таким образом. [19]

По словам Гленна Маллина , «Марпа Лоцава, по-видимому, главным образом говорил о них как о четырех аспектах: (1) внутренний жар; (2) кармамудра, или сексуальная йога; (3) иллюзорное тело; и (4) ясный свет. Здесь три из шесть, то есть йоги переноса сознания, силовой проекции и бардо-йоги, не имеют статуса отдельных «дхарм», предположительно потому, что они отнесены к позиции вспомогательных практик». [19] Между тем, Миларепа, похоже, классифицировал дхармы Наропы следующим образом: (1) стадия зарождения; (2) внутреннее тепло; (3) кармамудра; (4) введение в суть взгляда на предельную природу бытия; (5) показательный ясный свет пути; и (6) показательная иллюзорная природа вместе с йогой сновидений. [19]

Существует также список десяти дхарм, который можно найти в работе Нгулчу Дхармбхадры: (1) йоги стадии зарождения; (2) взгляд на пустоту; (3) внутреннее тепло; (4) кармамудра-йоги; (5) иллюзорное тело; (6) ясный свет; (7) йога сновидений; (8) бардо-йоги; (9) перенос сознания; и (10) силовая проекция. [20]

Обзор практик

[ редактировать ]

Предварительные сведения

[ редактировать ]

Во всех школах тибетского буддизма существуют различные предварительные практики, заимствованные из обычной Махаяны, которые предписываются ученикам перед началом практики йоги стадии завершения (например, принятие прибежища , бодхичитты устремление , гуру-йога , йога божеств и посвящение заслуг ). Детали этого зависят от линии передачи, школы и отдельного учителя. Подробнее об этом см.: Тибетский буддизм и техники тантры .

Например, Цонкапа цитирует Миларепу, заявившего, что сначала человек устанавливает основы, «такие как прибежище в трех драгоценностях и двух аспектах бодхичитты». [21] Цонкапа также цитирует стихи Миларепы, из которых видно, что, по его мнению, сначала следует практиковать созерцание природы кармы, наблюдение недостатков чувственности и самсары, а также медитировать на доброту и бодхичитту. [22]

Цонкапа делит предварительные занятия на общие и исключительные. Общие предварительные занятия посвящены практикам Сутраяны , таким как созерцание кармы, непостоянства и смерти, созерцание недостатков чувственности, возникновение бодхичитты, практика медитации любви (майтри) и сострадания (каруна), соблюдение обетов бодхистатвы, практика шести совершенств и саматха-випасьяна. [23] Это соответствует практикам сутр, содержащимся в учениях Ламрима . По словам Цонкапы, если человек не практикует это, он «не сможет прекратить цепляться за эфемерные вещи этой жизни и, как следствие, не будет испытывать устойчивого стремления заниматься духовной практикой». Таким образом, практика человека будет «оставаться поверхностной», ему будет недоставать бодхичитты и медитативного сосредоточения, а значит, ему также будет недоставать понимания не-я. [22]

Исключительными предварительными этапами являются практики Ваджраяны, такие как получение инициации (лучшими являются Чакрасамвара или Хеваджра, поскольку они особенно связаны с шестью дхармами), соблюдение тантрических обетов (самайя), медитация Ваджрасаттвы и гуру-йога. Цонкапа рекомендует практиковать медитацию на стадии зарождения для подготовки к шести йогам. [24] По словам Гленна Маллина, «из тона Цонкапы очевидно, что многие его читатели слышали о практике Шести йог, не пройдя предварительно достаточного обучения медитациям на стадии зарождения». Однако Цонкапа возражает против этого. [25] Цонкапа также пишет, что необходимо иметь понимание учения о пустоте. [26]

Шамара Чокьи Вангчука Точно так же в «Квинтэссенции нектара» говорится, что человек должен: получить тантрическое посвящение, тренироваться в общих предварительных действиях (таких как созерцание своего драгоценного человеческого рождения и так далее), развивать сострадание и бодхичитту, практиковать очищение Ваджрасаттвы и практиковать гуру-йогу. [27]

Физические упражнения

[ редактировать ]

Существуют также вспомогательные физические упражнения ( трул кхор ), в которых используются различные позы ( асаны ) и движения. Существуют разные традиции этих физических упражнений с разными комплексами упражнений. Джей Шераб Гьяцо утверждает, что в некоторых школах практикуется набор из шести упражнений, в то время как «школы Пакмо Друпа и Дрикунг Кагью сохраняют традицию выполнения 108 упражнений». [28]

Обычно преподаваемые «шесть упражнений» изложены в «Стихах о технологии пути» Пхагмо Друкпы: Приложение (тиб. Thabs lam tshigs bead ma'i lhan thabs) следующим образом: [29]

Существует шесть упражнений для очищения тела: наполнение как ваза; кружится, как колесо; цепляться как крючок; показ мудры ваджрного связывания, подъема вверх к небу, а затем давления вниз; выпрямляясь, как стрела, а затем с силой выпуская воздух, как собака вздымается; и, чтобы активизировать кровеносные сосуды и кровь в теле, встряхивайте головой и всем телом и напрягайте мышцы. Это шестеро.

Первое упражнение особенно важно, так как это практика задержки дыхания кумбхака (дыхание вазы), при которой человек глубоко вдыхает в пупок и задерживает там дыхание настолько долго, насколько это возможно. Эта техника задержки дыхания также применяется при туммо. Согласно Цонкапе, эти шесть следует выполнять в сочетании с созерцанием полого тела. [28] Эта практика позволит человеку почувствовать большую радость, а также поможет предотвратить любые травмы, которые могут возникнуть из-за изменения потока жизненных ветров в результате практики шести йог. [28] Связанная с этим практика – это визуализация тела как пустого: «здесь тело и энергетические каналы ( нади ) следует рассматривать как полностью прозрачные и сияющие». [30] Эта техника снимает напряжение и придает гибкость тонким энергетическим каналам. Цонкапа описывает эту практику следующим образом:

Как и раньше, человек начинает с практики визуализации себя как божества мандалы. Особое применение здесь состоит в том, чтобы сконцентрироваться на теле, от кончика головы до подошв ног, как на совершенно пустом от материальной субстанции, подобном пустому прозрачному воздушному шару, наполненному светом... Здесь следует представить тело. как нечто совершенно бессодержательное, появляющееся в уме как радуга в небе. [28]

Внутреннее тепло

[ редактировать ]
Тибетская иллюстрация, изображающая центральный канал и два боковых канала, а также пять чакр, в которых каналы закручиваются друг вокруг друга.

Практика внутреннего жара ( gtum mo , санскр. chandali, буквально означает «жестокая, горячая или дикая женщина») является основой для остальных шести дхарм и является первой из шести дхарм. [31] [32] Эта практика работает с тонким телом (также известным как ваджра-тело ), ​​системой каналов ( нади ), ветров ( лунг , вайю ), капель ( бинду ) и чакр . Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал ( авадхути ), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту. [31]

Эта практика представляет собой разновидность пранаямы , которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (так называемое «дыхание вазы», ​​кумбхака ), затем применение визуализации огненного короткого удара АХ. слог на пупке. Эта практика направляет жизненные ветры в центральный канал, где, как говорят, они плавят капли ( бинду , крошечные сферы тонкой энергии), вызывая великое блаженство. [33] Это мощное переживание блаженства «считается подобием настоящего блаженства, испытываемого при духовном Пробуждении ( byang chub, * bodhi )». [34]

По словам Гленна Маллина, тантрические писания утверждают, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, «в сто раз более интенсивно, чем обычный сексуальный оргазм , [и] порождает особое состояние сознания». [35] Это экстатическое состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Этот «экстаз, соединенный с (мудростью) пустоты», и есть то, что называется Махамудрой (Великой Печатью). [35]

В стихах Тилопы о шести дхармах практика кратко описывается следующим образом:

Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненный воздух [т.е. энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных подобным причине, и шесть упражнений, расширяющих их. [5]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы, озаглавленного « Тесно нанизанный жемчуг» . После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала, причем различные спицы расходятся из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:

  • В пупке находится эманационная чакра с 64 спицами.
  • В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
  • В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
  • На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.

Краг описывает эту практику следующим образом:

Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем пламя достигло такой высоты, что пламя ударило в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой ( бьянг семс ), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, он порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания гтум мо, заключающуюся в задержке дыхания в животе как можно дольше. В конце практики практикующий перестает визуализировать ( yid la mi byed ) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры ( phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang ). [36]

В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли ( thig le, *bindu ) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. [37] Что касается пост-медитации, йогу «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к возникновению опыта немыслия ( mi rtog pa, *nirvikalpa )». [37]

Воздушная презентация

[ редактировать ]
Ударный слог Ах, как его учили в Гелуг. [38]

В системе Цонкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения туммо затем применяется к практике иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света. [39]

Комментарий Цонкапы « Три вдохновения» делит практику внутреннего тепла на три основных компонента: [40]

  • Медитация на каналах ; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красный с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыхательным упражнением вазы (т. е. кумбхакой ) и визуализацией полого тела. [41]
Перевернутый семенной слог тибетского письма Хам.
  • Медитация на мантрических семенных слогах в центре каждой чакры ; Цонкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе А в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. [42] Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно , хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить их. [43]
  • Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. [44] По мнению Цонкапы, до тех пор, пока в этой практике не будет достигнут некоторый прогресс, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак. [45]

Цонкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:

Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог А-Х в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и падают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденный экстаз. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции бодхимона, пребывающей в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на АХ-удар, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня будет освещать внутреннюю и внешнюю часть тела, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке. . [46]

Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается. [47]

Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. [43] Затем можно также вернуть каплю обратно по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова переживая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства. [48]

Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом экстазе – медитации пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере экстаза, соединенной с пустотой». [49]

Цонкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания экстаза и пустоты и ставить печатью этого экстаза и пустоты все объекты и события, которые появляются и происходят. Это применение вызывает особый экстаз воспламениться, чему следует способствовать». [49]

Кармамудра

[ редактировать ]
мудрости Самвара в союзе со своей супругой дакини Ваджраварахи .
Ваджрадхара (Дорджечанг, Ваджрадержатель) в союзе со своей супругой Праджняпарамитой, Тибет, 19 век.

Практика внутреннего тепла тесно связана с практикой кармамудры (las kyi phyag rgya, печать действия) , относящейся к медитативному сексуальному союзу, который ведет к четырем блаженствам и практикуется наряду с йогой внутреннего тепла. [50] [51] В некоторых списках, например, Миларепы, она указана как отдельная дхарма. В других системах, таких как система Гампопы, она указана как разновидность йоги внутреннего тепла. [52] Это потому, что считается необходимым контролировать жизненные энергии (посредством йоги внутреннего тепла), чтобы добиться успеха в кармамудре. [53]

Существуют различные классификации печати действия: кармамудра (печать действия) - это обычная сексуальная супруга человека, а гьянамудра (печать мудрости) - это супруга-божество, созданная силой визуализации. [54] В тибетском буддизме эта практика редко выполняется с реальным человеком, и чаще всего она относится к воображаемому супругу (который будет буддийским тантрическим божеством, то есть йидамом). [53]

По словам Ульриха Тимме Крага, в трудах Гампопы шесть дхарм связаны со вторым посвящением, а практика печати действия связана с третьим посвящением. По сути, практика печати действия «представляет собой этап практики, который можно выполнять после достижения совершенства в йогах Шести Дхарм». [50]

По мнению Цонкапы, оба практикующих йогу тюленей физического действия должны обладать высочайшими способностями, иметь тантрические посвящения, быть обученными тантре и быть способными соблюдать обеты ( самайя ), быть опытными в практике тантрической садханы и быть зрелыми в практикую четыре ежедневных занятия йогой. Им также следует владеть навыками медитации на пустоте и техниками достижения четырех блаженств. Цонкапа утверждает, что если у них нет этих качеств, практиковать физическую сексуальную йогу неразумно. В этом случае следует просто практиковать с визуализируемой супругой. [55]

Хотя многие традиционные списки супругов, которых следует искать для совместной практики с целью достижения духовных достижений, написаны для мужчин и с мужской точки зрения, существуют некоторые редкие инструкции по этим садханам и по выбору супругов с точки зрения женщины-практики. [56]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Краг дает следующий обзор практики (с мужской точки зрения), представленной в книге Гампопы « Зеркало, освещающее устную передачу»:

Сидя неподвижно в сексуальном союзе, ему следует создать движение дыхания вверх, медитируя на звук определенного мантрического слога. Это вызовет четыре уровня радости, т. е. сексуальное возбуждение. Испытывая это, ему следует сосредоточиться на природе своего ума. После этого он выполняет практику Внутреннего Жара, посредством которой элемент ветра растворяется в элементе огня, порождая знак растворения «дыма» ( rtags du ba ). Белая бодхичитта ( byang sems , т.е. семя) затем спускается с макушки головы к пенису ( rdo rje nor bu, *vajraratna ). В этот момент йогин-мужчина должен оставаться в медитативном состоянии, не извергая семени, тем самым вызывая растворение элемента воды в элементе огня, что вызывает миражоподобный знак ( rtags smig sgyu lta bu ). Когда поток бодхичитты достигает самого кончика пениса ( rdo rje rtse mo, *vajrasekhara ), йогин-мужчина должен повернуть его поток обратно к макушке своей головы. Таким образом, элемент воды растворяется в элементе земли, образуя знак, похожий на лампу ( rtags mar me lta bu ), чтобы появиться. Когда это переживание становится очень устойчивым и появляется знак, подобный светлячку, это составляет совершенство медитации спокойствия ( gzhi nas, *samatha ), эквивалентное медитативной концентрации ( *samadhi ) первого уровня погружения ( bsam gtan dang) по, *пратамадхьяна ). Прервав это погружение, йогин должен затем тренироваться в медитации прозрения ( лхаг мтонг, *випасьяна ). Здесь это делается посредством визуализации, фокусирующейся на маленьком шаре света ( thig le, *bindu ) в сердечной чакре, который постепенно превращается в переживание сияния и пустоты ( 'od gsal stong pa nyid ). Таким образом, появляется знак, подобный безоблачному небу ( sprin med pa'i nam mkha' lta bu'i rtags ), и йогин осознает бессамостность всех явлений как непостижимый центр неба. [57]

Сияющая йога

[ редактировать ]

Яркость, сияние или ясный свет (санскр. prabhāsvaratā; тиб. 'od gsal ) относится к ясной сияющей природе ума, которая связана с природой будды . Говорят, что его испытывают во время различных событий в жизни, таких как оргазм, сон, сновидения и в процессе умирания – процесса возрождения. [58]

Устные наставления Тилопы объясняют эту практику следующим образом:

Йог, работающий с центральным каналом, помещает ум в центральный канал и фиксирует концентрацию на капле в сердце. Возникают видения, подобные огням, лучам света, радуге, солнечному свету и лунному свету на рассвете, солнцу, луне, а затем явлениям божеств и форм. Так очищаются мириады миров. [5]

Гампопы В «Тесно нанизанных жемчужинах» объясняется, что эту практику следует выполнять во время засыпания, изначально установив намерение «схватить сияние» ( 'od gsal zin par bya ). Затем йог визуализирует пять слогов в сердечной чакре. Когда наступает сон, йог медленно переключает свое внимание с одного слога на другой. Если кому-то удастся уловить сияние или светимость, слог Хум (ཧཱུྃ) ярко появится в сердце, излучая мощный свет, и человек испытает блаженный сон (а не состояние сна; если человек видит сновидение, ему не удалось уловить сияние). После пробуждения будет казаться, что человек находится в сильном сиянии. [58]

Воздушная презентация

[ редактировать ]

В экспозиции Цонкапы присутствуют различные виды сияния или ясного света. Один из них можно найти в сутрах Махаяны и тантрах, но он обладает необычайным сиянием, уникальным для тантры. Необычайное сияние, свойственное высшей йога-тантре, достигается посредством практики внутреннего тепла и йоги иллюзорного тела в сочетании с медитацией на пустоту. Это сияние, также называемое «изначальной мудростью экстаза и пустоты», является центром системы шести дхарм. Маллин (2005), с. 82. Цонкапа делит практику сияния на практики бодрствования и сна. [59]

Практика сияния в состоянии бодрствования включает в себя визуализацию себя как божества в сексуальном союзе и медитацию на синий ХУМ в сердечной чакре, который излучает свет во всех направлениях, очищающий вселенную. Человек растворяет мир в свете и в себе как божестве, затем растворяется в мантрическом слоге ХУМ в своей сердечной чакре. Затем ХУМ растворяется в свете снизу вверх, и человек фокусирует ум на сердечной чакре. Затем практикуется сбор жизненных ветров в центральный канал с помощью метода туммо, объясненного ранее, который плавит капли, что приводит к четырем блаженствам и четырем пустотам. Затем человек испытывает растворение элементов и соответствующие видения (см. ниже), а затем возникает сияние. Затем человек соединяет ум сияния с медитацией на пустоте. [60]

Гьялва Венсапа в своей книге «Источник всякой реализации» описывает, как человек практикует стадию зарождения, а затем туммо, чтобы породить йогу сияния. Сначала человек представляет себя Буддой Ваджрадхарой ​​в сексуальном союзе с супругой, а затем визуализирует каналы и чакры. Затем вырабатывается внутреннее тепло и медитируется на плавление капель, что приводит к входу ветров в центральный канал и их растворению. [61] Существуют различные знаки, которые указывают на то, что ветры вошли и растворились, в основном это видения растворения элементов и видения, которые указывают на «четыре пустоты», за которыми следует опыт ясного света/сияния. Эти видения заключаются в следующем:

Земля растворяется в воде, и возникает видение, подобное миражу; вода растворяется в огне, и бывает дымообразное видение; огонь растворяется в воздухе, и появляется видение, подобное мерцающим светлячкам. Затем элемент воздуха начинает растворяться в визионерском сознании, называемом «видимостью». Есть видение, подобное свету масляной лампы. Воздух полностью растворяется в «видимости», и возникает видение белизны, подобно ясному осеннему небу, пронизанному светом полной луны. Это растворяется в сознании, известном как «близость», и возникает видение красноты, похожее на ясное небо, пронизанное солнечным светом. Это растворяется в «непосредственном достижении», и возникает видение всепоглощающей тьмы, подобно небу перед рассветом, без ни солнца, ни луны. Тогда «непосредственное достижение» растворяется в ясном свете; есть видение ясного сияния, подобного небу на рассвете, свободного от трех условий. Человек должен распознавать эти переживания по мере их возникновения. Это процесс, известный как «смешение с Дхармакайя во время бодрствования». [61]

Что касается практики ясного света во сне, сначала практикуют йогу стадии зарождения и гуру-йогу, вознося молитвы гуру. Затем человек принимает твердое решение распознать ясный свет сна, который возникает перед сновидением. Затем человек ложится на правый бок в позу льва и визуализирует себя божеством. В сердечной чакре и проходящем через нее центральном канале визуализируется синий четырехлепестковый лотос с синим ХУМ в центре (можно использовать только ХУМ или ХУМ плюс АХ НУ ТА РА, помещенный также в лепестки). . Сосредоточение ума на центральном канале сердца вызывает проникновение ветров, что приводит к процессу растворения и видениям, описанным выше. Затем, когда возникает ясный свет, подобный небу на рассвете, человек успокаивает ум в этом состоянии и удерживает его так долго, как только может, не погружаясь в сон и не просыпаясь. [62]

Йога мечты

[ редактировать ]
Махасиддха Гхантапа из Ситу Панчена сборника тханок , изображающих восемь великих тантрических адептов. 18 век.

В йоге сновидения ( rmi lam, *svapna ) йог учится сохранять осознанность во время состояний сновидения (т. е. осознанного сновидения ) и использует этот навык для практики йоги во сне. [3]

В устных наставлениях Тилопы говорится:

Знайте сны как сны и постоянно размышляйте об их глубоком значении. Визуализируйте семенные слоги пяти природ с каплей, нада и так далее. Человек воспринимает будд и поля будд. Время сна – это время для метода, который приносит реализацию великого блаженства. Это наставление Лавапы . [5]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Гампопа В книге «Тесно нанизанный жемчуг» описывает четыре основных последовательных этапа: [63]

  • Овладение сном – Осознание во сне. Во-первых, йог должен видеть все восприятия и мысли в течение дня как сновидения. Затем они должны заснуть, лежа на правом боку, с твердой решимостью осознать, что они спят во сне. Это можно сделать, заявив не менее семи или до двадцати одного раза, что сновидения будут признаны снами. Они визуализируют цветок лотоса с пятью слогами, который излучает нежный свет в горловую чакру, и во время засыпания медленно переключают свое сознание с одного слога на другой. Это должно спонтанно вызвать опыт осознанного сновидения. В другом руководстве по медитации Гампопы «Зеркало, освещающее устную передачу » вместо этого предлагается визуализировать сферу света между бровями. [64]
  • Обучение. По словам Крага, «йога здесь учат думать о любом возникающем сне как о просто сне и относиться к нему без всякого страха. Если ему снится вода, он должен нырнуть в нее или пройти по ней. Ему следует прыгнуть в пропасть или сесть, чтобы его укусили собаки снов или избили враги снов. Ему следует летать в воздухе, посещать миры богов или осматривать достопримечательности Индии».
  • Благословение как иллюзорное и избавление от страха . Здесь йогин проверяет свой ум во время сна, чтобы увидеть, есть ли хоть малейший страх, и если да, то ему следует отпустить его, осознав, что он только во сне. Как только они освоили чувство полной беспрепятственности, они «благословили свои мечты как иллюзорные» ( sgyu ma byin gyis brlabs pa ).
  • Медитация на реальность. Йог медитирует на реальность, «анализируя, что все состояния сознания во сне являются его собственным нерожденным умом ( rang gi sems skye ba med pa ). Если такое созерцание Махамудры не произошло ночью, йогин следует снова направить свое внимание на слоги утром после пробуждения, а затем отдохнуть в состоянии Махамудры».

Другое руководство по медитации Гампопы также объясняет, как йоги должны попытаться увидеть во сне будд и дакини, дающих им учения, и как это приводит к благословению. Также рекомендуется практиковать дыхание кумбхака перед сном. [65]

Воздушная презентация

[ редактировать ]

В системе Цонкапы необходимо ознакомиться с практиками туммо, сияния/ясного света и иллюзорного тела, прежде чем практиковать йогу сновидений (которую он рассматривает как продолжение йоги иллюзорного тела). [66] По мнению Цонкапы, прежде чем практиковать йогу сновидений, нужно сначала освоить йогу сохранения сияния/ясного света, возникающего в момент засыпания (через переживания видений и т. д.), как объяснено выше. Если практиковать это перед сном, то, когда приснится сон, вы поймете, что находитесь во сне. [67]

Йога сновидений в системе Цонкапы состоит из четырех тренировок: «обучение сохранению [сознательного присутствия во время] снов; контроль и усиление снов; преодоление страха и тренировка иллюзорной природы снов; и медитация на таковости снов». [68]

Практика йоги сновидений начинается с приобретения умения распознавать сон во сне. Если человеку не удалось распознать свой сон с помощью практики сохранения сияния сна, ему следует развить в себе твердую решимость сохранять сознательное осознание в состоянии сна. Кроме того, человек медитирует на чакрах, особенно на горле. " [69] Если человек сможет принять решение распознать свой сон сильным и постоянным в течение дня, он сможет распознать свой сон. [70] Можно также практиковать медитации визуализации горловой и лобной чакр в течение дня, чтобы улучшить свои способности ночью. Можно также медитировать на себя как на божество и на гуру-йогу, вознося молитвы, чтобы обрести ясные сны. [71]

Цонкапа упоминает различные медитации, которые следует выполнять перед сном. В первом случае человек создает видение себя как божества, а также видение своего гуру и молится гуру, чтобы тот распознал сон и так далее. Затем визуализируют маленький красный четырехлепестковый лотос в горловой чакре с Ах или Ом в центре. Он упоминает, что в другой традиции учат медитировать на пяти слогах (ОМ, АХ, НУ, ТА, РА), один из которых находится в центре, а остальные четыре вокруг него. Мы фокусируемся на каждом из них последовательно. [72] Второй метод — молиться, как и прежде, и медитировать на белую сияющую каплю размером с горчичное зерно между бровей. Затем семь раз выполняют дыхание вазы и засыпают. [73]

Также можно медитировать на сердечную чакру перед сном. По мнению Цонкапы, если человеку слишком трудно распознать, что он спит, то это означает, что он глубоко спит, и поэтому ему следует переключиться на коронную чакру. Это облегчит сон. [74] Однако если это затрудняет сон, то можно сосредоточиться на чакре на кончике пениса и объединить там жизненные ветры 21 раз посредством кумбхаки. [74]

Как только человек распознал сон, он может начать учиться контролировать его. Сначала практикуется управление базовыми элементами, такими как полет, восхождение на небеса, путешествие в поля будд и т. д. Можно также тренироваться в «увеличении», то есть умножении объектов сновидения, включая свое тело, на многочисленные дубликаты. Практика управления жизненными ветрами повысит способность контролировать сон. [75] Когда йог овладеет этими навыками, он должен превратиться в тело Будды-Покровителя и трансформировать вещи, которые он видит во сне, в различные объекты. Кроме того, во сне следует практиковать сверхъестественные силы. Приобретя все эти навыки, йог в конечном итоге сможет достичь Чистой Земли Будды и послушать проповеди Будды. [76]

Следующий шаг — научиться бесстрашно делать все, что может убить человека в мире, не являющемся сном, например, прыгать в воду или огонь. Это можно использовать, чтобы медитировать на пустую природу снов и осознавать их иллюзорную природу. [77]

Наконец, во сне человек медитирует на таковость. Человек визуализирует себя божеством с ХУМ в сердце, излучающим свет повсюду. Этот свет плавит все во сне в свет, который втягивается в ХУМ. Тело также тает и втягивается в ХУМ. Затем ХУМ растворяется в сиянии/ясном свете, и человек пребывает в состоянии сияния. [78]

Иллюзорное тело

[ редактировать ]

Практика иллюзорного тела — это своего рода созерцание иллюзорной природы ( майи ) явлений. В устных наставлениях Тилопы говорится:

Все одушевленные и неодушевленные предметы трех миров подобны примерам иллюзии, сна и так далее. Наблюдайте это всегда, как в движении, так и в покое. Созерцайте иллюзорное божество, отраженное в зеркале; возьмите нарисованное изображение Ваджрасаттвы и рассмотрите, насколько ярко проявляется отраженный образ. Как этот образ является иллюзорной видимостью, так и все вещи. Таким образом, йог созерцает двенадцать сравнений и видит реальность того, что все вещи иллюзорны. Это наставление [махасиддхи] Нагарджуны. [5]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Согласно « Тесно нанизанным жемчугу» Гампопы , практика Иллюзорного Тела ( sgyulus, *mayadeha или *mayakaya ) выполняется путем принятия медитативной позы и медитации, глядя на свое тело в зеркало и размышляя о том, что оно имеет иллюзорную природу. [79] По словам Крага, «затем ему следует поговорить с самим собой, высказав много самокритики, и проверить, чувствует ли он какое-либо несчастье или выразить похвалу, и посмотреть, чувствует ли он удовлетворение. Пока такие эмоции возникают, он недостаточно тренировался в практике». . Когда никаких эмоций не возникает, ему следует созерцать все проявления себя и всего остального как галлюцинаторные и сноподобные». [80] В другом руководстве по медитации Гампопы говорится, что перед выполнением зеркальной практики следует медитировать на реальность как на сон. [65]

На втором этапе этой практики йог вешает позади себя изображение выбранного им божества так, чтобы его изображение появлялось в зеркале, расположенном впереди. Затем йог ругает или хвалит образ как свое саморефлексию и смотрит, есть ли какой-либо эмоциональный отклик. Когда ответа нет, йогин созерцает иллюзорную ( майю ) природу себя и отражения, чувствуя, что все бессущественно, как тело божества. Говорят, что эта инструкция является постмедитативной практикой и, следовательно, могла предназначаться для ее выполнения между сеансами регулярной сидячей медитации. [80]

Воздушная презентация

[ редактировать ]

В системе Гелуг, чтобы породить иллюзорное тело, нужно сначала практиковать предыдущие дхармы стадии зарождения, внутреннего тепла, кармамудры и сияния/ясного света. Человек начинает с практики внутреннего тепла и кармамудры, затем проходит стадии растворения элементов и медитирует до тех пор, пока не возникнет сияние и четыре блаженства. Затем человек использует этот сияющий блаженный ум, чтобы медитировать на пустоте и целенаправленно пребывать в этом неконцептуальном погружении. [81]

Что касается постмедитации, Цонкапа утверждает, что в то время дня, когда человек не медитирует, «он сохраняет осознание видения пустоты и вспоминает предыдущую медитацию по преобразованию всех явлений в мандалу и ее божеств». Это приведет к тому, что все явления станут иллюзиями. [82]

Перенос сознания

[ редактировать ]
Часть фрески на северной стене храма Лукханг , изображающая туммо , три канала ( нади ) и пхова.
Картина Адибудды , Ваджрадхары .

Перенос ( 'pho ba, *saṃkrānti ) — это практика, предназначенная для выброса сознания из тела в состояние Пробуждения в момент смерти (или в чистую землю Будды). [80]

Тилопа утверждает:

С помощью этих йог во время перемещения, а также насильственной проекции в другое тело йогин может использовать мантрический семенной слог божества и тренироваться в практике йоги божества в сочетании с выдохом и вдохом [дыхания]. , длинный и короткий, и проецируйте сознание туда, куда пожелаете. В качестве альтернативы желающие перейти в более высокую сферу могут применить два слога ЯМ , а также ХИ-КА и ХУМ-ХУМ . Сознание перебрасывается в сердце божества, неотделимого от гуру, а оттуда — в любое поле будды, которое пожелается. Это тоже наставление Сукхасиддхи. [5]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Согласно « Тесно нанизанным жемчугу » Гампопы , существует три типа пхова: [80]

  1. Перенос из состояния Сияния, используемый лучшими практиками
  2. Перенос из состояния Иллюзорного Тела, используемый практиками среднего уровня.
  3. Перенос со стадии зарождения, используемый меньшими практиками.

В первом типе пхова человек сидит, порождает бодхичитту и визуализирует букву Хум в сердечной чакре. Свет исходит из Хума и превращает мир в чистый дворец, а всех существ — в божеств. Это все растворяется в свете, который сливается с самим собой. Форма собственного божества растворяется в слоге «Хум», который постепенно исчезает. Тогда человек отдыхает в состоянии Махамудры. Эту медитацию следует повторять неоднократно. В момент смерти человек следует тому же процессу, который может привести к состоянию будды. [83]

Во втором типе пхова есть подготовительный этап ( сбьянг ), выполняемый во сне, и этап фактической практики ( 'pho ba dngos ). Во время подготовительной тренировки человек взлетает к трону небесного Будды Ваджрадхары и формирует твердое намерение практиковать Махамудру. Затем, в момент смерти, когда тонкие элементы тела растворяются, йогин переносит свое сознание в местопребывание Ваджрадхары и появляется там в бессущной форме избранного им божества, появляясь подобно отражению в зеркале. Они медитируют на сияние этого состояния иллюзорного тела и таким образом достигают состояния будды. [84]

В третьем типе йоги сначала визуализируют себя в иллюзорной форме избранного божества и представляют себе каналы и чакры со слогами в каждой чакре. Затем они практикуют дыхание животом ( бум па кан, *кумбхака ), задерживая дыхание в животе, представляя, что слоги движутся в центральном канале, открывая канал на макушке головы. В момент смерти, когда йог выполняет это упражнение, буква в сердечной чакре выбрасывается из тела через макушку и сливается с сердцем ламы, который визуализировался перед йогом. Воображая, что лама тоже бессущен, йог пребывает в этом состоянии. Когда йогин перестает дышать и умирает, его ум сливается с естественным сиянием, и он достигает состояния будды. [85]

Существует также другой вид практики пхова, известный как «насильственная пхова» ( btsan thabs kyi 'pho ba ). Это практика, которую йог выполняет над умирающим человеком, принимая ему определенную позу и надавливая на живот. Это с силой перемещает их внутренние ветры вверх через макушку головы. Умирающий должен визуализировать, как его сознание выходит через макушку и сливается с сердцем ламы. [86]

Воздушная презентация

[ редактировать ]
Будды Акшобхьи Чистая земля Абхирати

По мнению Цонкапы, чтобы добиться успеха в этой практике, тонкие каналы человека следует тренировать в течение жизни посредством йоги внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света. Существуют также специальные практики пхова, которые подготавливают тонкие каналы для перехода в виде смерти. Тогда, когда придет смерть, человек будет готов перенести свое сознание в поле будды или в настоящую будущую жизнь. [87]

Цонкапа описывает тренировку пхова следующим образом. Сначала человек визуализирует себя божеством и направляет жизненные ветры к пупку (или к чакре в тайном месте).

Затем человек представляет красный слог А-Х в пупочной чакре; в сердечной чакре — темно-синий ХУМ; а на макушке — белая КША. Теперь человек с силой подтягивает жизненные энергии снизу. Они ударяют по слогу АХ в пупочной чакре, который затем поднимается и производит удар ХУМ в сердце. Он поднимается и ударяет КША по макушке. Затем процесс обратный: ХУМ возвращается в сердечную чакру; и АХ возвращается в пупочную чакру. Здесь иногда говорят, что слог АХ растворяется в ХУМ [а тот в КША] при движении вверх. Описанный выше подход более эффективен. Следует заниматься этим обучением до тех пор, пока не проявятся признаки достижения, такие как появление небольшого волдыря на макушке головы, ощущение зуда и так далее. [87]

Эта практика пхова «открывает проход смерти», так что «во время фактического применения» (т.е. смерти) она будет готова. Цонкапа далее отмечает, что если человек не тренировал внутренний жар, эта практика не будет эффективной. [87] Во время фактического применения человек принимает прибежище, пробуждает бодхичитту, визуализирует себя как божество и визуализирует гуру перед своей макушкой, возносящего ему молитвы. Затем,

человек обращает свое внимание на три мантрических слога: красный удар АХ в пупочной чакре; синий ХУМ в сердечной чакре; и белая КША на макушке. Энергии с силой поднимаются снизу, заставляя ударный слог А подниматься вверх по центральному каналу от пупочной чакры и растворяться в ХУМ в сердечной чакре. Мантру АХ ХИК повторяют несколько раз. Слог ХУМ движется вверх. Мантру АХ ХИК повторяют двадцать раз, и она продолжается до горловой чакры. Внимание обращают на слог КША в устье отверстия Брахмы, вырисовывающийся на фоне чистого белого небесного света, как объект в мансардном окне. Человек повторяет АХ ХИК с силой пять раз, и слог ХУМ вылетает из апертуры Брахмы и растворяется в сердце гуру, неотделимого от божества мандалы. Оставайтесь там осознанностью, в состоянии за пределами концептуальности. [88]

Цонкапа также обсуждает, как перенести свое сознание в чистую землю Будды. Это делается с помощью медитативной силы самадхи, чтобы предотвратить выход сознания через любые из восьми ворот и проецирование из девятых, «золотых ворот». Восемь ворот: рот, пупок, половой орган, анус, «сокровищница» (отверстие лба), нос, глаза и уши. Это делается путем визуализации того, что восемь ворот закрыты красными слогами АХ. Затем используется туммо, чтобы втягивайте жизненные ветры в центральный канал, продвигая свое сознание, представленное синим ХУМ в сердце, из коронного отверстия в чистое поле Будды . [89]

Что касается насильственной проекции ( гронг 'кувшин ), Цонкапа считает это отдельной дхармой. Эту практику практикуют, сначала перенося свое сознание в свежий труп мелких животных, пока он не сможет перенестись в свежий труп человека. Тогда после смерти можно перенести свое сознание на свежий труп. [89]

Посмертная промежуточная государственная йога

[ редактировать ]
Божества, с которыми можно столкнуться в посмертном промежуточном состоянии

Эти практики направлены на нахождение в состоянии бардо между смертью и перерождением. В устных наставлениях Тилопы говорится:

Йог в момент смерти забирает энергии чувств и элементов и направляет энергии Солнца и Луны в сердце, порождая мириады йогических самадхи. Сознание обращается к внешним предметам, но он рассматривает их как предметы сновидения. Видимость смерти сохраняется семь дней, а может быть, даже семь раз по семь, а затем нужно переродиться. В это время медитируйте на йоге божеств или просто оставайтесь погруженными в пустоту. После этого, когда придет время перерождения, используйте йогу божеств тантрического мастера и медитируйте на гуру-йогу с тем, что появляется. Это остановит переживание бардо. Это наставление Сукхасиддхи. [5]

Согласно Гьялве Венсапе, перед смертью следует практиковать туммо, чтобы ощутить сияние, а затем возникнуть как Будда Ваджрадхара в своем теле бардо. [90]

Презентация Гампопы

[ редактировать ]

Гампопы В «Тесно нанизанных жемчужинах» описывается «практическое руководство» ( dmar khrid ) по процессу создания промежуточного или промежуточного состояния. В нем подробно объясняется процесс смерти и то, как его переживает умирающий человек. Говорят, что промежуточное состояние возникает после смерти в течение семи недель до следующего возрождения . [91]

Данная инструкция состоит из трех частей: [91]

  1. признание сияния в первый промежуточный период
  2. распознавание иллюзорного тела во второй промежуточный период
  3. блокирование двери в матку в третий промежуточный период

Процесс умирания описывается следующим образом. Сначала пять внешних чувственных восприятий растворяются одно за другим. Затем четыре материальных элемента растворяются. Когда растворяется элемент земли, тело кажется тонущим, когда растворяется элемент воды, слюна и сопли выходят изо рта и носа, и во рту и носу становится сухо. Когда элемент огня растворяется, тепло тела исчезает, а конечности трясутся и подергиваются. Когда элемент воздуха растворяется, дыхание становится нерегулярным и в конечном итоге прекращается. Затем сознание растворяется в свете, и умирающий видит слабый свет, подобный восходящей луне, и его сознание становится дымчатым. Затем наступает фаза подъема, во время которой человек видит более интенсивный свет, подобный восходу солнца, а сознание мерцает, как светлячки. Затем на этапе прибытия человек оказывается в густой тьме, и его сознание слабо, как свет единого пламени. Затем фаза прибытия растворяется в сиянии ( 'od gsal ) пустоты, дхармакаи, которая присутствует во всех существах. Для йога, который раньше практиковал медитацию на сиянии, медитация сияния легко сливается с естественным сиянием. [92]

Второе наставление по распознаванию иллюзорного тела предназначено для тех йогов, которым не удается оставаться в состоянии сияния и таким образом войти в бардо (между половиной дня и четырьмя днями после смерти). Оно делится на распознавание нечистого иллюзорного тела и распознавание чистого иллюзорного тела. В бардо человек появляется в сноподобном теле, похожем на его предыдущее живое тело, это нечистое иллюзорное тело. Они могут идти куда угодно, и им не мешают физические предметы, но когда они пытаются поговорить с людьми, они не могут услышать мертвого человека. Умерший постепенно осознает, что он мертв, и через несколько дней видит, что скоро возродится. Если умерший человек — йог, он может осознать, что это тело иллюзорно, и вместо этого принять форму выбранного им медитационного божества. Затем они медитируют на Махамудру и очищают свои привычные склонности. Говорят, что медитация в промежуточном состоянии более эффективна, чем медитация сто лет при жизни. [93]

Третий тип инструкций объясняет, как заблокировать перерождение, если не удалось пробудиться с помощью второго набора инструкций. На этом этапе переродившийся человек видит, как его будущие родители занимаются сексом, и чувствует влечение к отцу или матери (в зависимости от пола). Затем они войдут в утробу и в новое перерождение. Однако умерший человек может предотвратить этот процесс, сохраняя спокойствие и погружаясь в медитативную погруженность, когда у него появляется видение. Они могут представлять своих родителей как лам или божеств, если это помогает избежать чувства желания к ним. Они также могут созерцать, что они пусты, как иллюзии, и медитировать на сиянии и пустоте. [93]

Воздушная презентация

[ редактировать ]

В комментарии Цонкапы говорится, что бардо-йога опирается на предыдущую практику йогина туммо, сияния, йоги иллюзорного тела и йоги сновидений. В конце концов, переживания иллюзорного тела и ясного света в состояниях бодрствования и сна аналогичны переживаниям в посмертном бардо. [94] Таким образом, когда приходит смерть, человек применяет те же принципы, которые применял для достижения йоги сияния/ясного света во сне:

Если смерть наступает до того, как будет достигнуто высшее просветление, и человек желает применить йогу для просветления в момент смерти, тогда [по мере наступления процесса смерти] он занимается йогой контроля жизненных энергий, чтобы распознать ясный свет. момента смерти, используя те же принципы, которые применялись в йоге сохранения ясного света сна. Таким образом человек вступает в опыт бардо, применяет техники, изученные в йоге иллюзорного тела сновидений, и порождает тело бардо как иллюзорное тело бардо. [95]

Таким образом, чтобы достичь ясного света смерти, нужно пройти практику туммо, процесс растворения элементов и видения, ведущие к ясному свету и так далее. Человек должен обладать способностью стабилизировать свой ум на понимании пустоты и йогических средствах достижения четырех блаженств для достижения успеха. [96]

Цонкапа также утверждает, что есть два меньших метода: один из них заключается в развитии мысли: «Я мертв. Эти явления, должно быть, являются проявлениями бардо». Это может помочь человеку осознать, что он находится в бардо. Подобным же образом можно применить любое приобретенное самадхи к процессу растворения элементов после смерти. Но эти методы уступают тантрической практике йоги ясного света и приводят к слабым реализациям. [97] Он также упоминает «клятву перерождения», когда человек «культивирует стремление переродиться в любой из чистых земель будды». [98]

[ редактировать ]

Шесть дхарм Нигумы почти идентичны шести дхармам Наропы. Нигума, которая была просветленной йогиней , учителем Ваджраяны , одним из основателей буддийской линии Шангпа Кагью и, в зависимости от источников, сестрой или духовной супругой Наропы. Второй Далай-лама , Гендун Гьяцо, составил труд по этим йогам. [99] Нигума передала свои учения йогини Сукхасиддхи , а затем Кхьюнгпу Нелджору , [100] основатель линии Шангпа Кагью. Переводчик и учитель линии Сара Хардинг опубликовала книгу о Нигуме и основной роли, которую ее учения, такие как шесть дхарм Нигумы, сыграли в развитии линии Шангпа Кагью. [101]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Робертс, Питер Алан (2011). Махамудра и связанные с ней наставления . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. стр. 5 .
  2. ^ Цон-Кха-Па, Муллин, Гленн К. (переводчик) (2005) Шесть йог Наропы, комментарий Цонкапы, озаглавленный «Книга трех вдохновений, трактат об этапах обучения на глубоком пути шести дхарм Наро» , с. 34.
  3. ^ Jump up to: а б с д Краг (2015), стр. 345.
  4. ^ Маллин (2005), с. 22.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час « Устное наставление шести дхарм индийского Махасиддхи Тилопы (перевод Гленна Маллина) из весеннего выпуска информационного бюллетеня Snow Lion за 1997 год» . shambhala.com . Проверено 7 сентября 2020 г.
  6. ^ Маллин (2005), с. 31.
  7. ^ Краг (2015), стр. 202.
  8. ^ Робертс (2011), стр. 2, 5.
  9. ^ Маллин (2005), с. 21.
  10. ^ Маллин (2005), с. 33.
  11. ^ Маллин, Гленн Х (1997). Чтения по Шести йогам Наропы. Snow Lion Publications, Итака (США). 175с./с.14.
  12. ^ Филипп Корню, Энциклопедический словарь буддизма. Editions du Seuil, Париж, 2001. 843 стр./541 стр.
  13. ^ Краг (2015), стр. 346.
  14. ^ Тубтен Еше (2005). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы, с. 28. Саймон и Шустер.
  15. ^ Маллин (2005) с. 69.
  16. ^ Киоун, Дэмиен (ред.) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма . Великобритания, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 270. ISBN   0-19-860560-9
  17. ^ Киоун, Дэмиен (ред.) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма . Великобритания, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 39. ISBN   0-19-860560-9
  18. ^ Маллин (2005), с. 29.
  19. ^ Jump up to: а б с Маллин (2005), с. 30.
  20. ^ Маллин (2005), стр. 30-31.
  21. ^ Маллин (2005), с. 112
  22. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), с. 115.
  23. ^ Маллин (2005), стр. 48, 114.
  24. ^ Маллин (2005), стр. 49-52.
  25. ^ Маллин (2005), с. 54.
  26. ^ Маллин (2005), с. 57.
  27. ^ Робертс (2011), стр. 333-334.
  28. ^ Jump up to: а б с д Маллин (2005), с. 61.
  29. ^ Маллин (2005), с. 134.
  30. ^ Киоун, Дэмиен (ред.) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма . Великобритания, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 58. ISBN   0-19-860560-9
  31. ^ Jump up to: а б Тубтен Еше (2005). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы, с. 22. Саймон и Шустер.
  32. ^ Маллин (2005), с. 36.
  33. ^ Маллин (2005), стр. 139-140.
  34. ^ Краг (2015), стр. 345, 351.
  35. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), стр. 62–63.
  36. ^ Краг (2015), стр. 352.
  37. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 370.
  38. ^ Маллин (2005), с. 65.
  39. ^ Маллин (2005), с. 170.
  40. ^ Маллин (2005), с. 64
  41. ^ Маллин (2005), стр. 143-144.
  42. ^ Маллин (2005), с. 145.
  43. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), с. 148.
  44. ^ Маллин (2005), стр. 150-152.
  45. ^ Маллин (2005), с. 153
  46. ^ Маллин (2005), стр. 154-155.
  47. ^ Маллин (2005), с. 155
  48. ^ Маллин (2005), стр. 159-166.
  49. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), с. 164.
  50. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 381.
  51. ^ Маллин (2005), с. 140.
  52. ^ Маллин (2005), с. 69.
  53. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), с. 70.
  54. ^ Арнольд, Эдвард А. (редактор) (2009) Пока существует пространство: Очерки Калачакра-тантры в честь Его Святейшества Далай-ламы, стр. 196. Шамбала.
  55. ^ Маллин (2005), стр. 164-166.
  56. ^ Например, см. работу ученой Сары Х. Джейкоби « Любовь и освобождение: автобиографические сочинения тибетского буддийского провидца Серы Кхандро» (Columbia University Press, 2014), особенно главу 4.
  57. ^ Краг (2015), стр. 386.
  58. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 353.
  59. ^ Маллин (2005), стр. 83, 199.
  60. ^ Маллин (2005), стр. 84, 199-200.
  61. ^ Jump up to: а б Цон-Кха-Па, Муллин, Гленн К. (переводчик) (2005) Шесть йог Наропы, комментарий Цонкапы, озаглавленный «Книга трех вдохновений, трактат об этапах обучения на глубоком пути шести дхарм Наро» , с. 37.
  62. ^ Маллин (2005), стр. 202-206.
  63. ^ Краг (2015), стр. 354.
  64. ^ Краг (2015), стр. 383.
  65. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 372.
  66. ^ Маллин (2005), с. 77.
  67. ^ Маллин (2005), с. 140, 176.
  68. ^ Маллин (2005), стр. 175-176.
  69. ^ Маллин (2005), с. 176.
  70. ^ Маллин (2005), с. 177.
  71. ^ Маллин (2005), с. 178.
  72. ^ Маллин (2005), с. 179.
  73. ^ Маллин (2005), с. 180.
  74. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), с. 78.
  75. ^ Маллин (2005), стр. 181-182.
  76. ^ Чжан, Чжэньджи (1986). Шесть йог Наропы и учение Махамудры . Публикации Снежного Льва. ISBN  0-937938-33-5 . OCLC   13457033 .
  77. ^ Маллин (2005), стр. 182-183.
  78. ^ Маллин (2005), с. 183.
  79. ^ Краг (2015), стр. 354–355.
  80. ^ Jump up to: а б с д Краг (2015), стр. 355.
  81. ^ Маллин (2005), с. 76.
  82. ^ Маллин (2005), с. 173.
  83. ^ Краг (2015), стр. 355–356.
  84. ^ Краг (2015), стр. 356.
  85. ^ Краг (2015), стр. 357.
  86. ^ Краг (2015), стр. 358.
  87. ^ Jump up to: а б с Маллин (2005), с. 86.
  88. ^ Маллин (2005), стр. 212-214.
  89. ^ Jump up to: а б Маллин (2005), стр. 214, 265.
  90. ^ Маллин (2005), с. 39.
  91. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 359.
  92. ^ Краг (2015), стр. 359–360.
  93. ^ Jump up to: а б Краг (2015), стр. 360.
  94. ^ Маллин (2005), стр. 187-188.
  95. ^ Маллин (2005), с. 79.
  96. ^ Маллин (2005), с. 196.
  97. ^ Маллин (2005), с. 197.
  98. ^ Маллин (2005), стр.198.
  99. ^ 2-й Далай-лама. Тантрические йоги сестры Нигумы , Публикации Snow Lion, 1-е изд. Издание U. (май 1985 г.), ISBN   0-937938-28-9 (10), ISBN   978-0-937938-28-7 (13)
  100. ^ khyung po rnal 'byor ( b. 978/990 d. 1127 )
  101. ^ В поисках Нигумы, леди иллюзий

Источники

[ редактировать ]
  • Гюнтер, Герберт В. (1963). Жизнь и учение Наропы , Издательство Оксфордского университета.
  • Краг, Ульрих Тимме (2015) Тибетская йога и мистицизм Текстуальное исследование йоги Наропы и медитации Махамудры в средневековой традиции Дагспо. Токио: Международный институт буддийских исследований (Studia Philologica Buddhica). ISBN   4-90626-772-6
  • Вангьял, Тензин (1998) Тибетские йоги сновидений и сна , Публикации Snow Lion.
  • Маллин, Гленн Х .; Цон-Кха-Па, (2005) Шесть йог Наропы, комментарий Цонкапы, озаглавленный «Книга трех вдохновений, трактат об этапах обучения на глубоком пути шести дхарм Наро» , публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-234-7
  • Маллин, Гленн Х. (1997) Чтения по шести йогам Наропы , Публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-074-3
  • Хардинг, Лама Сара (2012) Нигума, Леди Иллюзий (Фонд Цадра). Итака: Публикации Snow Lion. ISBN   978-1559393614
  • Робертс, Питер Алан (переводчик) (2011) Махамудра и связанные с ней инструкции: основные учения школ Кагью . Библиотека тибетской классики. Публикации мудрости. ISBN   9780861714445
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b1e879a92cd7c96f92d545b95cc4e16__1721573640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/16/8b1e879a92cd7c96f92d545b95cc4e16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Six Dharmas of Naropa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)