Манджушри
Манджушри | |
---|---|
санскрит | Манджушри / 𑀫𑀜𑁆𑀚𑀼𑀰𑁆𑀭𑀻 Манджушри |
Велосипед | Мангушли |
бирманский | Манджу Шри |
кебуано | Мангушли |
китайский | Манджушри Бодхисаттва ( английский : Wénshū Pusà ) Манджушри Бодхисаттва ( Пиньинь : Wénshūshili Pusà ) Манджушри Бодхисаттва ( Пиньинь : Маншусили Пуса ) Чудесный Благоприятный Бодхисаттва ( Пиньинь : Miàojíxiáng Pusà ) Чудесный Бодхисаттва ( Пиньинь Миаоде Пуса ) Чудесный Звук Бодхисаттвы ( Пиньинь : Миаойин Пуса ) |
японский | Манджушри Бодхисаттва ( ромадзи : Мондзю Босацу ) Манджушри Бодхисаттва ( ромадзи : Мондзюшири Босацу ) Чудесный Благоприятный Бодхисаттва ( ромадзи : Мёкисё Босацу ) |
кхмерский | Девочка (ман-чо-срей) |
корейский | Манджу Бодхисаттва ( RR : Мунсу Босал ) Бодхисаттва долголетия ( RR : Мансу Босал ) Мёксан Бодхисаттва ( RR : Мёкилсанг Босал ) |
Монгольский | ᠵᠦᠭᠡᠯᠡᠨ ᠡᠭᠰᠢᠭᠲᠦ Мягкий звук Манзушир |
Тагальский | Мангушли |
тайский | Пхра Маньчжурский Бодхисаттва ( RTGS : phra manchusi phothisat ) Пхра Маньчжури ( RTGS : phra manchusi ) |
тибетский | 'джем dpal dbyangs Уайли: 'джем, dpel dbyang. ТХЛ: Джампелян 'джем, dpal Уайли: 'джем, дпель ТХЛ: джампел |
вьетнамский | Манджушри Бодхисаттва Манджушри Дьё Дюк Дьеу Кэт Туонг Дьё Ам |
Информация | |
Почитается | Махаяна , Ваджраяна |
Религиозный портал |
Манджушри ( санскрит : मञ्जुश्री , латинизированный : Манджушри ) — бодхисаттва , который представляет праджню (трансцендентную мудрость) Будд в буддизме Махаяны . Имя «Манджушри» представляет собой комбинацию санскритского слова « манджу » и почетного « шри »; его можно буквально перевести как «Прекрасный со славой» или «Прекрасный с благоприятностью». Манджушри также известен под более полным именем Манджушрикумарабхута ( मञ्जुश्रीकुमारभूत ), [1] буквально «Манджушри, еще молодой» или, менее буквально, «Принц Манджушри». Другое имя Манджушри — Манджугхоша.
В буддизме Махаяны
[ редактировать ]Ученые определили Манджушри как старейшего и наиболее значимого бодхисаттву в литературе Махаяны. [2] Манджушри впервые упоминается в ранних сутрах Махаяны, таких как Праджняпарамиты сутры , и благодаря этой ассоциации на очень ранних этапах традиции он стал символом воплощения праджни (трансцендентной мудрости). [1] Лотосовая сутра отводит ему чистую землю под названием Вимала , которая согласно Аватамсака-сутре расположена на Востоке. Его чистая земля, по предсказаниям, будет одной из двух лучших чистых земель во всем существовании в прошлом, настоящем и будущем. Когда он достигнет состояния Будды, его имя будет Вселенское Зрение. [ нужна ссылка ] . В « Лотосовой сутре» Манджушри также ведет дочь Нагараджи к просветлению. Он также фигурирует в Вималакирти-сутре в дебатах с Вималакирти , где он представлен как Бодхисаттва, обсуждающий с ним недвойственность.
Пример учения мудрости Манджушри можно найти в Сапташатика Праджняпарамита-сутре ( Тайшо Трипитака 232). [3] Эта сутра содержит диалог Манджушри и Будды о Едином Самадхи (санскр. Экавьюха Самадхи ). Шэн-йен передает следующее учение Манджушри о естественном входе в самадхи посредством трансцендентной мудрости:
Созерцайте пять скандх как изначально пустые и неподвижные, не возникающие, неувядающие, равные и не различающиеся. Постоянно практикуя таким образом, днем и ночью, сидя, гуляя, стоя или лежа, в конце концов человек достигает непостижимого состояния без каких-либо препятствий или форм. Это самадхи одного действия ( 一行三昧 ; Исин санмей ). [4]
Буддизм Ваджраяны
[ редактировать ]В буддизме Ваджраяны Манджушри является медитативным божеством и считается полностью просветленным Буддой. В буддизме Сингон он является одним из Тринадцати Будд , которым посвящают себя ученики. Он широко фигурирует во многих эзотерических текстах, таких как Манджушримулакальпа. [1] и Манджушринамасамгити . Его супругой в некоторых традициях является Сарасвати .
Манджушримулакальпа мантры , которая позже была отнесена к Криятантре , утверждает, что , которым учат в шиваитских , гарудинских и вайшнавских тантрах , будут эффективны, если их применять буддисты, поскольку всем им первоначально обучал Манджушри. [5]
Иконография
[ редактировать ]Манджушри изображается как бодхисаттва-мужчина с пылающим мечом в правой руке, символизирующий реализацию трансцендентной мудрости, которая отсекает невежество и двойственность. Священное писание, поддерживаемое падмой (лотосом), которую он держит в левой руке, представляет собой сутру Праджняпарамиты , олицетворяющую его достижение окончательной реализации в результате расцвета мудрости.
Манджушри часто изображают верхом или сидящим на синем льве , что можно увидеть в храме и музее реликвий Зуба Будды в Сингапуре . (см. напротив), или сидящий на шкуре льва. Это представляет собой использование мудрости для укрощения ума, что можно сравнить с поездкой на свирепого льва или его покорением.В китайском и японском буддийском искусстве меч Манджушри иногда заменяется скипетром руйи , особенно в изображениях обсуждения его Вималакирти-сутры с мирянином Вималакирти . [6] По словам Бертольда Лауфера , первое китайское изображение жуйи было на картине Манджушри VIII века У Даоцзы , на которой он держал его в правой руке вместо обычного меча. В последующих китайских и японских изображениях Будд жуйи иногда изображался как Падма с длинным стеблем, изогнутым, как жуйи . [7]
Он один из четырёх великих бодхисаттв китайского буддизма , трое других — Кшитигарбха , Авалокитешвара и Самантабхадра . В Китае его часто ставят в пару с Самантабхадрой. [ нужна ссылка ] .
В тибетском буддизме Манджушри иногда изображается в троице с Авалокитешварой и Ваджрапани. [ нужна ссылка ] .
Мантры
[ редактировать ]Арапакана мантра
[ редактировать ]Мантра , обычно ассоциируемая с Манджушри, следующая: [8]
- ом арапачана дхих
Арапакана — это слоговое письмо , состоящее из сорока двух букв и названное в честь первых пяти букв: а, ра, па, ка, на . [9] Эта слоговая азбука наиболее широко использовалась в языке Гандхари со сценарием Хароштхи, но также встречается в некоторых санскритских текстах. Слоговые особенности в текстах Махаяны, таких как более длинные Праджняпарамиты тексты , Гандавьюха-сутра , Лалитавистара-сутра , Аватамсака-сутра , Дхармагуптака- виная и Муласарвастивада- виная . [9] В некоторых из этих текстов слоговое письмо арапакана служит мнемоническим обозначением важных концепций Махаяны. [9] Из-за связи с ним Арапакана может даже служить альтернативным именем Манджушри. [8]
Сутра совершенной мудрости (Conze 1975) определяет значение каждого слога следующим образом: [ нужна ссылка ]
- А — это дверь к пониманию того, что все дхармы не возникают с самого начала ( адья-анутпаннатвад ).
- РА – это дверь к пониманию того, что все дхармы чисты от грязи ( раджас ).
- ПА — это дверь к пониманию того, что все дхармы были объяснены в высшем смысле ( парамартха ).
- ЦА – это дверь к пониманию того, что уменьшение ( чйавана ) или возрождение какой-либо дхармы невозможно постичь, потому что все дхармы не уменьшаются и не рождаются заново.
- АН – это дверь к пониманию того, что имена (т.е. нама ) всех дхарм исчезли; Сущностную природу имен нельзя обрести или потерять.
Тибетское произношение немного отличается, поэтому тибетские иероглифы читаются: ом а ра па ца на дхих ( тибетский : В конце концов , Уайли : om a ra pa tsa na d+hIH ). [10] В тибетской традиции считается, что эта мантра увеличивает мудрость и улучшает навыки ведения дискуссий, памяти, письма и других литературных способностей. « Дхих » — это семенной слог мантры, который поется с большим акцентом, а также повторяется несколько раз как декрещендо .
Другие мантры
[ редактировать ]Согласно Манджушримулакальпе, «высшая сердечная сущность Манджушри, которая осуществляет все начинания» — это следующая мантра: [11]
Намах сарвабуддханам ом мам
Садханамала также содержит популярную мантру , в которой Манджушри называется «повелителем речи» (Вагишвара): [12]
Ом Вагишвара Мух
Эта мантра очень популярна в Непале , где Вагишвара Манджушри является популярным божеством. [12] Другая мантра Манджушри — это мантра Манджуваджры, тантрической формы Манджушри, связанной с традицией Гухьясамаджи . Это: [13]
Ом Манджуваджра Хум
В буддийских культурах
[ редактировать ]Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
В Китае
[ редактировать ]Манджушри известен в Китае как Вэньшу ( китайский : 文殊 ; пиньинь : Вэньшу ). Гора Утай в Шаньси , одна из четырех священных гор Китая , считается китайскими буддистами его бодхимандой . Говорят, что он даровал захватывающие визионерские переживания тем, кто находился на избранных горных вершинах и в пещерах. на горе Утай на горе Утай Было признано, что в храме Фогуан зал Манджушри справа от главного зала был построен в 1137 году во времена династии Цзинь . Зал был тщательно изучен, нанесен на карту и впервые сфотографирован китайскими архитекторами начала ХХ века Лян Сычэном и Линь Хуэйинь . [14] Это сделало ее популярным местом паломничества, но патриархи, в том числе Линьцзи Исюань и Юньмэнь Вэньян, объявили гору закрытой. [15]
Гора Утай также была связана с Учением Восточной горы . [16] Манджушри был связан с горой Утай с древних времен. Пол Уильямс пишет: [17]
По-видимому, ассоциация Манджушри с Утаем (У-тай) Шань на севере Китая была известна в классические времена в самой Индии и отождествлялась китайскими учеными с горой на «северо-востоке» (если смотреть из Индии или Центральной Азии ). упоминается как обитель Манджушри в Аватамсака-сутре . Говорят, что к седьмому веку в Утай-Шань совершались паломничества из Индии и других азиатских стран.
Согласно официальным историям династии Цин , Нурхачи , военный лидер чжурчжэней Северо - Восточного Китая и основатель того, что впоследствии стало династией Цин, назвал свое племя в честь Манджушри маньчжурами . [18] Истинное происхождение названия Маньчжурия оспаривается. [19]
Монах Ханьшань ( 寒山 ) широко считается метафорическим проявлением Манджушри. Он известен тем, что написал в соавторстве с монахом Шиде следующее знаменитое стихотворение о реинкарнации : [20] [21]
Барабанит твоего дедушку в храме,
Готовлю твои тетушки в кастрюле,
Женившись на своей бабушке в прошлом,
Мне смеяться или нет?
В зале барабаны бьют по мужской коже,
В котелке готовит девушка,
На ней вышла бабушка в третьем поколении,
Сколько мне теперь понадобится времени, чтобы не смеяться?
В тибетском буддизме Манджушри проявляется во множестве различных тантрических форм. Ямантака (что означает «ограничитель Ямы , то есть Смерти») — это гневное проявление Манджушри, популярное в школе гелуг тибетского буддизма. Другие вариации его традиционной формы Манджушри включают Намасангити , Арапакана Манджушри и т. д. В тибетском буддизме Манджушри также является йидамом . Император Манджушри как почетный титул также давался императорам Цин, таким как император Цяньлун .
В даосском пантеоне Манджушри принят как даосское божество, известное как Вэньшу Гуанфа Тяньцзун . Это божество появляется в романе династии Мин «Фэншэнь Яньи» как старший ученик Юаньши Тяньцзуня , высшего божества в даосизме. Однако в книгах «Цюньсянь Сяньпо Тяньмэнь» и «Биография Западной династии Тан» утверждается, что Вэньшу Гуанфа Тяньцзун и Бодхисаттва Манджушри - не одно и то же лицо. [22] [23]
В Непале
[ редактировать ]Согласно Сваямбху Пуране , долина Катманду когда-то была озером. Считается, что Манджушри прибыл в паломничество из своей земной обители – Утайшаня (пятивершинной горы) в Китае. Он увидел цветок лотоса в центре озера, который излучал блестящее сияние. Своим пылающим мечом он прорезал ущелье в Човаре, чтобы дать озеру стечь. Место, где поселился цветок лотоса, стало великой ступой Сваямбунатх , и таким образом долина стала пригодной для жизни.
В Индонезии
[ редактировать ]в восьмом веке На Яве во времена Королевства Матарам Манджушри был выдающимся божеством, почитаемым династией Сайлендра , покровителями буддизма Махаяны. ( Надпись Келурака 782) и надпись Манджушригры (792) упоминают о строительстве грандиозного прасада под названием Ваджрасана Манджушригриха (Ваджрный дом Манджушри), идентифицируемого сегодня как храм Севу , расположенного всего в 800 метрах к северу от Прамбанана . Севу — второй по величине буддийский храм на Центральной Яве после Боробудура . Изображение Манджушри в искусстве Сайлендры похоже на изображения в стиле Империи Пала в Наланде , Бихар . Манджушри изображался молодым красивым мужчиной с татуировкой на ладони с изображением цветка. Его правая рука обращена вниз с открытой ладонью, а левая рука держит утпалу (голубой лотос). Он также использует ожерелье из клыков тигра .
Галерея
[ редактировать ]- Фигура Манджушри из Канди Джаго , Ява XIV века, Индонезия.
- Фигура Манджушри, размахивающая мечом мудрости, Непал
- Серебряная фигура Манджушри, держащего лотос на длинном стебле. Центральная Ява, Индонезия.
- Блан де Шин, фигура Манджушри, держащего скипетр руйи . Китай, 17 век.
- Манджушри пересекает море. Япония.
- Бодхисаттва Манджушри, сидящий в лалитасане, из Китая, династия Цзинь, 12 век н.э. Британский музей.
- Рисунок Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости.
- Статуя Манджушри в храме Бангка Лунгшан , Тайбэй
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Киоун, Дэмиен (редактор) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 стр.172.
- ^ Взгляд на Манджушри: мудрость и ее наследный принц в Индии периода Пала. Харрингтон, Лора. Докторская диссертация, Колумбийский университет, 2002 г.
- ^ Корейский буддийский канон: описательный каталог (T 232)
- ↑ Йен, Мастер (Мастер Шэнъянь) (1988) Шэн - , стр.364 .
- ^ Сандерсон, Алексис. «Эпоха Шива: рост и господство шиваизма в период раннего средневековья». В: Генезис и развитие тантризма под редакцией Шинго Эйноо. Токио: Институт восточной культуры Токийского университета, 2009. Специальная серия Института восточной культуры, 23, стр. 129–131.
- ^ Дэвидсон, Дж. Лерой, «Происхождение и раннее использование Джу-и», Artibus Asiae 1950, 13.4, 240.
- ^ Лауфер, Бертольд, Джейд, Исследование китайской археологии и религии , Полевой музей естественной истории, 1912, 339.
- ^ Перейти обратно: а б Басвелл, Роберт. Лопес, Дональд. Принстонский словарь буддизма. 2013. с. 527
- ^ Перейти обратно: а б с Басвелл, Роберт. Лопес, Дональд. Принстонский словарь буддизма. 2013. с. 61
- ^ [1] - Веб-сайт Visible Mantra
- ^ «Коренное руководство по обрядам Манджушри / Читальный зал 84000» . 84000 Перевод слов Будды . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья, Бенойтош. Индийская буддийская иконография, в основном основанная на Садханамале и других родственных тантрических текстах ритуалов (2-е изд.) , стр. 113, 116. К.Л. МУХОПАДХАЙ, Калькутта, 1958.
- ^ Бхаттачарья, Бенойтош. Индийская буддийская иконография, в основном основанная на Садханамале и других родственных тантрических текстах ритуалов (2-е изд.) , стр. 117. К.Л. МУХОПАДХАЙ, Калькутта, 1958.
- ^ Лян, Ссученг. Иллюстрированная история китайской архитектуры . Эд. Вильма Фэрбенк. Кембридж, Мичиган: MIT Press, 1984.
- ^ * См. Роберт М. Гимелло, «Чан Шан-ин на У-тай-Шане», в книге «Паломники и священные места в Китае»: под ред. Сьюзан Накин и Чун-фан Ю (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1992), стр. 89–149; и Стивен Хейн, «Видения, разделения, пересмотры: встреча иконоборчества и сверхъестественного в делах Коана о горе У-тай», в Коане, стр. 137–167.
- ^ Хейне, Стивен (2002). Открытие горы: коаны мастеров дзен . США: Издательство Оксфордского университета. п. [2] . ISBN 0-19-513586-5 .
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: доктринальные основы. 2000. с. 227
- ^ Агуй (1988). Происхождение маньчжурского издательства ISBN . 9787805270609 .
- ^ Ян, Чуннянь (2008). Шестьдесят лет династии Мин и династии Цин (коллекционное издание с цветными иллюстрациями) компании Zhonghua. ISBN 9787101059472 .
- ^ «Поэтический монах Ханьшань и Шиде: воплощение Манджушри и Самантабхадры» (на китайском языке: канал NetEase Buddhism Channel, 10 декабря 2014 г.).
- ^ Хань Тинцзе «Признание поэзии Ханьшань» (на китайском языке: Lingshan Haihui Journal).
- ^ Сычуаньская даосская история [Сычуаньская даосская история] (на китайском языке). Сычуаньское народное издательство. 1985.
... Манджушри Гуанфа Тяньцзун — Манджушри, он сменил имя на Цыхан Даос и назвал себя «Пиндао — это Линцзю Шаньюань». Даос Цзюэдун Ранденг» ранее был известен как «Будда Ранденг», царь-павлин Мин Западного рая, и стал даосом Чжунти.
- ^ Современник (на китайском языке). Издательство «Народная литература». 2009.
... «Манджушри Гуанфа Тяньцзунь», что соответствует привычке имен мастеров трех религий с «цзы», таких как «Гуанчэнцзы», «Юньчжунцзы». " и "Красная сперма" "Это существенно отличается от обычных соглашений об именах мастеров Трех Религий". Это существенно отличается от обычных соглашений об именах мастеров Трех Религий, где они обычно включают "Цзы" (子) в свои имена. титулы, такие как «Гуанчэн Цзы», «Юньчжун Цзы», «Чицзин Цзы» и другие. Однако не следует предполагать, что этот «Вэньшу» действительно то же самое, что буддийская фигура «Бодхисаттва Манджушри».]
Источники
[ редактировать ]- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Харрисон, Пол М. (2000). Манджушри и культ небесных бодхисаттв , Буддийский журнал Чунг-Хва 13, 157–193.