Маричи (буддизм)
В Мариче | |
---|---|
![]() Маричи — буддийское божество, когда-то популярное среди воинов Китая, Кореи и Японии; ее самые ранние иконы найдены на северо-востоке Андхра-Прадеша (5-7 века, выше) и в Тибете. | |
санскрит | Мари
В Мариче |
китайский | Маришитен ( Пиньинь : Молижитиан ) |
японский | Маришитен
( ромадзи : Мариситэн ) |
корейский | Мариджичхон
( RR : Мариджичхон ) |
Тагальский | Закуски |
тайский | Мэри Джи |
тибетский | свет Уайли: «Одзер может сделать это». ТХЛ: Озерченма |
вьетнамский | Ма Лой Чи Тьен |
Информация | |
Почитается | Махаяна , Ваджраяна
|
![]() |
Маричи ( санскрит : मारीची , букв. «Луч Света»; китайский : 摩利支天 ; пиньинь : Mólìzhītiān ; японский: Маришитэн ) — буддийское божество ( дэва ), а также бодхисаттва, связанная со светом и Солнцем . Согласно большинству исторических источников, Маричи считается богиней, но в некоторых регионах ее изображают как бога-мужчину, почитаемого среди воинов Восточной Азии. [ 1 ] Маричи обычно изображается с множеством рук, верхом на кабане или свиноматке или на огненной колеснице, запряженной семью лошадьми или семью кабанами. У нее либо одна голова, либо от трех до шести, одна из которых имеет форму кабана. В некоторых частях Восточной Азии, в своих самых свирепых формах , она может носить ожерелье из черепов . В некоторых изображениях она сидит на лотосе . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые из самых ранних иконографий Маричи находятся в Индии и Тибете , особенно недалеко от древнего портового города и буддийского города Салихундам в Андхра-Прадеше , где Маричи изображен едущим на колеснице, запряженной семью лошадьми, в манере, подобной Сурье (божеству Солнца). с богинями Ушей и Чайей). [ 1 ] В буддийских текстах Махаяны Маричи — богиня зари, представленная Буддой в Шравасти . В некоторых аспектах она сравнима и, вероятно, является божеством слияния, происходящим от женской версии Сурьи , а в других отношениях - с Ушей , Дургой и Ваджраварахи . [ 1 ] [ 2 ] Она одна из богинь (или богов), к которым обращаются в буддийских дхарани . [ 3 ]
В тибетском буддизме она изображается как богиня зари или света, целительница или та, кто ищет просветления всех существ. В японском буддизме она изображается как богиня-воительница — защитница буси или самураев и их страсти к справедливости. Альтернативно, она также является целителем из неправильного состояния в правильное состояние существования. [ 1 ] [ 2 ]
В китайском буддизме она входит в списки как один из дэв-хранителей, в частности Шестнадцать дэвов ( 中文 : 十大天 пиньинь : Shíliù Zhūtiān ), дэвов ( 中文 Двадцать ; : Двадцать Чжутянь ; пиньинь : Èrshí Zhutiān ) и Двадцать -Четыре дэва (кит .: Двадцать четыре небеса ; пиньинь : Èrshísì Zūtiān ) В даосизме и китайской народной религии Доуму ( китайский : Doumu Yuanjun ; пиньинь : Dϒumϔ Yuánjūn ) считается синонимом Мариси в китайском эзотерическом буддизме .
После ее открытия западным миром писатели колониальной эпохи, такие как Джорджи, на фонетических основаниях предположили, что она могла быть скопирована или вдохновлена христианской концепцией Девы Марии после того, как первые испанские путешественники достигли Филиппин . Однако эта гипотеза была отвергнута после открытия множества старых произведений искусства и текстов. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение Маричи неясно. Кажется, она представляет собой смесь индийских , иранских и неиндоиранских солнечных богинь. [ 4 ]
Также считается, что она произошла от ведической богини Ушас , ведической богини рассвета. [ 5 ] Она также имеет некоторое сходство с Сурьей , солнечным богом. [Источник?] В своих изображениях воинов и воинов она имеет некоторое сходство с Дургой , поскольку оба появляются с множеством рук, несущих различное оружие, во время езды на животном или колеснице. [ 1 ] [ 2 ]
Иконография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2007 г. ) |

Маричи изображают по-разному . Некоторые примеры включали:
- Мужчина или женщина сидят на раскрытом лотосе , иногда лотос садится на спину семи свиноматок.
- Как мужское божество, часто с двумя или шестью руками, верхом на кабане.
- Ехать на огненной колеснице, запряженной семью дикими кабанами или свиньями.
- В виде многорукой женщины с разным оружием в каждой руке, стоящей или сидящей на спине кабана.
- Имеющий три лица и шесть или восемь рук.
В тибетской литературе Бари Гьяца содержит пять различных описаний Маричи:
- Одияна в Маричи
- Горничная в Укта Маричи
- Кальпа Укта в Видхина Сита Маричи
- Ашокканта Маричи
- Одияна Флинт в Маричи
У Drub Tab Gyatso есть шесть описаний:
- Белый с пятью лицами и десятью руками.
- Желтый с тремя лицами и восемью руками
- Желтый с тремя лицами и восемью руками
- Дхармадхату Ишвари, красный, с шестью лицами и двенадцатью руками.
- Пикуми, желтый, с тремя лицами и восемью руками.
- Красный с тремя лицами и двенадцатью руками.
Нартанг Гьяца и Ринджунг Таранаты описывают одну форму.
Ваджравали Митра и Гьяца описывают мандалу Маричи, включающую двадцать пять окружающих фигур. [ 6 ]
Это не исчерпывающий список, и во всем буддийском мире существует множество других изображений Маричи.
В тибетском буддизме
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2007 г. ) |

сохранились три текста, В Крия-тантре тибетского Кангьюра в которых Маричи (тибетский: Озер Ченма) является основным субъектом:
- Заклинание Маричи (См. arya marīcī nama dharni , Wyl. phags ma 'od zer can zhes bya ba'i gzungs , D 564)
- Суверенные практики, извлеченные из Тантры Маямаричи (санскр. Mayamaricijāta tantrad uddhitam kalparajā , Wyl. sgyu ma'i 'od zer can 'byung ba'i rgyud las phyung ba'i rtog pa'i rgyal po''), D 565
- Семьсот практик Маричи из Тантр (санскр. mandalavidhi māricījata dvādashasahasra uddhitam kalpa hridaya saptashata , Wyl. bcu gnyis pa las phyung ba'i rtog pa'i snying po bdun brgya pa '', Д 566) arya marīci
Еще несколько текстов можно найти в комментариях к Дерге Тенгьюру .
Озер Ченма также иногда рассматривается как форма Тары . В традиции Ньингма о 21 Таре она является 21-й Тарой.
Ключевая мантра для нее:
Санскрит: Ом маричай сваха. Тибетский: ом мари цяи соха (Ом мари цяи сваха)
Дзогчен
[ редактировать ]Озер Ченма особенно важен в Ньингма школ традиции Дзогчен . Ее важность обусловлена символизмом солнца и его лучей для мысли Дзогчен, а также использованием солнца в качестве вспомогательного средства в практике тогал Дзогчен . В « Самовозникшей Видья-тантре» говорится: «Для того, чтобы продемонстрировать источник световых лучей, существует тантра, известная как Маричи-тантра ». В этой традиции ее главный семенной слог — МУМ, а ее мантра — «ОМ МАРИ ЗЕЙЕ МУМ СВАХА».
В восточноазиатском буддизме
[ редактировать ]
В Китае Маричи поклоняются одновременно как буддийскому и даосскому божеству. Она высоко почитается в эзотерическом буддизме . Ее часто изображают с тремя глазами на каждом из трех лиц и четырьмя руками с каждой стороны тела. Две ее руки сложены вместе, а остальные шесть держат солнце, луну, колокольчик, золотую печать, лук и алебарду. Она либо стоит, либо сидит на лотосе или свинье, либо на лотосе поверх семи свиней. Ее отмечают в 9-й день 9-го лунного месяца. Как один из двадцати четырех дэвов , она обычно почитается вместе с другими дэвами в зале Махавиры большинства китайских буддийских храмов, примыкающем к центральному алтарю.

Маричи иногда считают воплощением Бодхисаттвы Чунди , с которым у нее схожая иконография. Ей также поклоняются как богине света и хранительнице всех народов, которых она защищает от ярости войны. [ 7 ]
В даосизме Доуму остается популярным божеством и часто упоминается как Царица Небес ( китайский : 天后 ; пиньинь : Тянь Хоу ) и широко почитается как Богиня Бэйдоу (китайский эквивалент Большой Медведицы , за исключением того, что она также включает в себя 2 звезды-«служители»). Ее также почитают как мать Девяти Богов-Императоров , которые представлены девятью звездами созвездия Бэйдоу. [ 8 ] Легенда гласит, что однажды весенним днем королева купалась в пруду. Войдя в ванну, она внезапно почувствовала себя «тронутой», и из пруда поднялись девять бутонов лотоса. Каждый из этих бутонов лотоса раскрылся, обнажив звезду, которая стала созвездием Бэйдоу. Она также отождествляется с Кунди и Махешвари, женой Махешвары, и поэтому также носит титул Матрика (佛母 Fo mϔ), Мать Мириадов Будд. [ 9 ]
Сегодня ей поклоняются в даосских храмах, таких как Храм Белого Облака и Храм Тоу Му Кунг, в которых присутствует как даосское, так и буддийское влияние.
Доуму записан в трех канонических текстах Даоцанг , из которых были извлечены приведенные выше истории. Эти три текста были составлены во время Сун-Юань, согласно предисловию к каждой записи в Чжэнтун даоцанг (пронумеровано по Шипперу, 1975). 45: «Юцин Ушанг Линбао Зиран Бэйду Бэньшэн Цзин» 玉清无尊宝естественный Бэйдоу Джатака, Истинное и непревзойденное Писание Линбао с небес Юйцин о спонтанном происхождении Северной Медведицы Dz 621: Тайшан Сюаньлин D; ϒumϔ Дашэн Юаньцзю и Бенмин Яншэн для Прошение к Медведице-матери бывших небес. [ нужна ссылка ]
Япония
[ редактировать ]![]() | этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Ноябрь 2017 г. ) |

Мариси, важное божество в школах Сингон и Тэндай , было принято самураями в 8 веке нашей эры в качестве защитника и покровителя .
Хотя поклонение Маричи возникло еще до дзен-буддизма , похоже, что они используют аналогичную медитативную модель. [ 10 ] Считалось, что в медитативном состоянии воины теряют интерес к вопросам победы и поражения или жизни и смерти, что приводит к тому, что они становятся лучшими воинами. [ 11 ]
Ожидалось, что преданность Маричи приведет к бескорыстию и состраданию через овладение собой. Некоторые школы боевых искусств также поклонялись Маричи как божеству-хранителю своей линии. Например, таблица клятв крови (Кеппан) школы Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю предписывала ученикам подчиниться Фуцунуши-но-Микото и принять наказание Мариси, если они будут действовать против школьных правил.
Самурай призывал Маричи на восходе солнца, чтобы добиться победы. [ 11 ] Маричи, что означает «свет» или мираж , использовалась, чтобы избежать внимания врагов. [ нужна ссылка ] Но, как богиня иллюзий и невидимости, Маришитэн также особенно почиталась ниндзя, которые читали ее мантру, чтобы обрести силу невидимости. [ 12 ]
также поклонялись Мариси В более поздний период Эдо торговцы как богине богатства и процветания, наряду с Дайкокутен (大黒天) и Бензайтен (弁財天) как часть трио «трех божеств» (三天 Сантэн ). Ее культ достиг своего пика в эпоху Эдо, но после этого пришел в упадок из-за демонтажа феодальной системы, упразднения класса самураев и роста популярности Бензайтен , который в современности во многом заменил ее как объект почитания.
Галерея
[ редактировать ]-
Маричи (Молижитиан) в храме Чжунтяньчжу Фацзин, Ханчжоу, Чжэцзян, Китай
-
Маричи работы 丁觀鵬 Дин Гуанпэн (династия Цин), 1767 г.
-
Статуя Маричи (справа) как одного из двадцати четырех божеств-защитников в храме Нефритового Будды , Шанхай, Китай
-
Статуя Маричи, династия Цин, Бруклинский музей
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холл, Д.А. (2013). Буддийская богиня Маришитэн: исследование эволюции и влияния ее культа на японских воинов . Брилл Академик. стр. 1–9, 21–24. ISBN 978-90-04-25266-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шоу, М. (2015). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 6, 203–218. ISBN 978-0-691-16854-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Людвик, К. (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . Индологическая библиотека Брилла. Брилл Академик. стр. 188–190, 264 со сносками. ISBN 978-90-04-1-5814-6 .
- ^ Холл, Дэвид Авалон (1990). Маришитэн: Буддизм и богиня-воительница, доктор философии. диссертация (Анн-Арбор: университетские микрофильмы), с. 45.
- ^ «Мариситэн» . Мир буддийских статуй Бутузоу , 5 июня . г. 2018
- ^ «Буддийское Божество: Маричи» . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 02 марта 2019 г.
- ^ Кейт Стивенс (1997). Китайские боги: невидимый мир духов и демонов . Колинз и Браун. п. 94. ИСБН 1-85028-409-1 .
- ^ Кейт Стивенс (1997). Китайские боги: невидимый мир духов и демонов . Колинз и Браун. п. 105. ИСБН 1-85028-409-1 .
- ^ Словарь китайских буддийских терминов: с санскритскими и английскими эквивалентами и санскритско-палийским указателем . Льюис Ходус, Уильям Эдвард Сутхилл. Лондон: RoutledgeCurzon. 2004. ISBN 0-203-64186-8 . ОСЛК 275253538 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Дельмонте, Майкл; Кенни, Винсент (март 1985 г.). «Модели медитации» . Британский журнал психотерапии . 1 (3): 197–214. дои : 10.1111/j.1752-0118.1985.tb00905.x . ISSN 0265-9883 .
- ^ Перейти обратно: а б Институт, Смитсоновский институт. «Буддийская богиня Маришитэн: исследование эволюции и влияния ее культа на японских воинов / Дэвид А. Холл» . Смитсоновский институт . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Мазуер, Аксель. Бенсеншукай (Книга 6-е изд.). стр. том 13, гл. 11, ст. 2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холл, Дэвид Авалон. (2013). Буддийская богиня Маришитэн: исследование эволюции и влияния ее культа на японских воинов. Глобал Интернэшнл. ISBN 978-90-04-25010-9
- Холл, Дэвид Авалон. (1997). «Мариситэн: буддийское влияние на боевое поведение» в Корю Будзюцу: Классические воинские традиции Японии. Книги Корю, стр. 87–119. ISBN 1-890536-04-0
- Мол, Серж (2008). Невидимые доспехи: введение в эзотерическое измерение классического воинского искусства Японии . Эйбуша. стр. 1–160. ISBN 978-90-8133610-9 .