Лисий дух
Лисий дух | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | лисица | ||
Буквальный смысл | дух лисы | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | хрустальная лиса | ||
Китайские иероглифы | лисица | ||
Японское имя | |||
Кандзи | демон лиса | ||
Хирагана | Йоко | ||
|
Хули цзин ( китайский : 狐狸精 ) — китайские мифологические существа, обычно способные менять форму , которые могут быть как доброжелательными, так и злыми духами. В китайской мифологии и фольклоре дух лисы принимает различные формы с разными значениями, силами, характеристиками и формами, включая хусянь ( китайский : 狐仙 ; букв. «лиса бессмертная»), хушэнь ( 狐神 ; «лисий бог»), хушэн ( 狐聖 ; «святой лис»), хуван ( 狐王 ; «король лис»), хуяо ( 狐妖 ; «демон-лис»), хузу ( 狐族 ; «клан лис») и Цзювэйху ( 九尾狐) « девятихвостая лиса »). [1] [ нужна страница ]
Духи лисиц и девятихвостые лисы часто появляются в китайском фольклоре, литературе и мифологии. В зависимости от истории присутствие духа лисы может быть хорошим или плохим предзнаменованием. [2] Мотив девятихвостой лисицы из китайской культуры со временем был передан и внедрен в японскую, корейскую и вьетнамскую культуры. [3]
Описания
[ редактировать ]
Девятихвостая лисица встречается в « Шаньхацзин» ( «Книге гор и морей »), составленном от периода Воюющих царств до периода Западной Хань (примерно с четвертого по первый век до нашей эры). [4] В работе говорится:
Страна Цинцю находится на севере. Ее жители едят зерно, одежду, шелк и шелк, а у лисиц четыре ноги и девять хвостов.
Земля Голубых Холмов лежит на севере, где жители потребляют Пять Зернов , носят шелк и поклоняются лисам, у которых четыре ноги и девять хвостов.
В главе 14 « Шаньхайцзин » Го Пу , ученый династии Восточная Цзинь , отметил, что «девятихвостая лиса была благоприятным предзнаменованием, появлявшимся в мирное время». [4] Однако в главе 1 описан другой аспект девятихвостой лисы:
В трехстах ли дальше на восток находится гора Цинцю , на южном склоне которой можно найти много нефрита, а на севере — зеленую киноварь. Здесь есть зверь, формой напоминающий лису с девятью хвостами. Он издаёт звук ребёнка и является людоедом. Тот, кто его съест, будет защищен от яда насекомых ( гу ). [4]
В одном древнем мифе Юй Великий встретил белую девятихвостую лису, что он истолковал как благоприятный знак того, что он женится на Нуцзяо. [4] В иконографии Хань девятихвостая лиса иногда изображается на горе Куньлунь вместе с Си Ванму в ее роли богини бессмертия. [4] первого века Согласно «Байхутуну» ( «Дебаты в зале Белого тигра» ), девять хвостов лисы символизируют обильное потомство. [4]
Во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.; 25–220 г. н. э.) в китайской культуре произошло развитие идей о межвидовой трансформации. [5] Идея о том, что нечеловеческие существа с возрастом могут принимать человеческий облик, представлена в таких работах, как « Луньхэн ( » Ван Чуна 27–91). [5] По мере развития этих традиций сформировалась способность лисы к трансформации. [5]
Описывая трансформацию и другие особенности лисы, Го Пу (276–324) сделал следующий комментарий:
Когда лисе исполнится пятьдесят лет, она сможет превратиться в женщину; когда ему исполняется сто лет, он становится красивой женщиной, или духовным медиумом, или взрослым мужчиной, вступающим в половую связь с женщинами. Такие существа способны знать вещи на расстоянии более тысячи миль; они могут отравить людей колдовством или овладеть ими и сбить их с толку, так что они теряют память и знания; а когда лисице исполнится тысяча лет, она вознесется на небо и станет небесной лисой. [6]
В Дуйсупиане (對俗篇) Баопузи написано :
И лисам, и волкам может быть восемьсот лет, а когда им исполняется пятьсот лет, они становятся просветленными и способны принимать человеческий облик.Продолжительность жизни лис и шакалов составляет восемьсот лет. Если им исполнится пятьсот лет, они смогут принимать человеческий облик.
В истории династии Тан лисы могли стать людьми, если носили череп и поклонялись Большой Медведице . Они пробовали несколько черепов, пока не нашли тот, который подходил и не падал. [7]

Юян Зазу установил связь между девятихвостыми лисами и божеством:
Среди искусств Пути существует особое учение о небесной лисе. [Учение] гласит, что небесная лисица имеет девять хвостов и золотой окрас. Он служит во Дворце Солнца и Луны и имеет свой собственный фу (талисман) и ритуал цзяо. Оно может превзойти инь и ян. [8]
Духи-лисы, встречающиеся в сказках и легендах, обычно являются женщинами и выглядят как молодые красивые женщины. Одним из самых печально известных духов-лисиц в китайской мифологии был Даджи , который изображен в династии Мин Шэньмо романе «Фэншэнь Яньи» . Прекрасная дочь генерала, она была насильно выдана замуж за жестокого тирана, короля Шаня Чжоу . Дух девятихвостой лисы, служивший Нюва , которого оскорбил король Чжоу, вошел в ее тело и овладел ею, изгнав истинную душу Даджи. Дух, как Даджи, и ее новый муж жестоко строили планы и изобрели множество способов пыток, например, принуждение праведных чиновников обнимать раскаленные металлические столбы. [9] Из-за такой жестокости многие люди, в том числе бывшие генералы короля Чжоу, восстали и воевали против династии Шан . Наконец, король Чжоу Вэнь , один из вассалов Шана, основал новую династию, названную в честь его страны. Дух лисы в теле Даджи позже был изгнан Цзян Цзией , первым премьер-министром династии Чжоу , а ее дух осужден самой Нюва за чрезмерную жестокость.
Традиции
[ редактировать ]Популярное поклонение лисам во времена династии Тан упоминается в тексте, озаглавленном «Ху Шэнь» («Лисиные боги»):
С самого начала династии Тан многие простолюдины поклонялись духам лисиц. Они приносят подношения в своих спальнях, прося их благосклонности. Лисы делятся с людьми едой и питьем. Они не служат одному хозяину. В то время существовала фигура речи: «Там, где нет демона-лисы, не может быть основана ни одна деревня». [10]
Во времена династии Сун культы духов-лисиц, например посвященные Даджи , были объявлены вне закона, но их подавление не увенчалось успехом. [11] Например, в 1111 году был издан императорский указ об уничтожении многих святынь духов в пределах Кайфэна , в том числе и Даджи. [12]
Накануне вторжения чжурчжэней на трон императора Хуэйцзуна Сун взошел лис . В результате Хуэйцзун приказал разрушить все лисьи храмы в Кайфэне. На следующий день город был захвачен, и через пять месяцев династия пала. [7]
В позднем императорском Китае, во времена династий Мин и Цин, нарушения домашней обстановки можно было объяснить проказами духов-лисиц, которые могли швырять или разрывать предметы, подобно полтергейсту. [13] «Призраки» лисиц часто считались обычным явлением и по существу безвредными. Один автор XVII века отмечал, что «из каждых десяти домов в столице в шести или семи есть демоны-лисы, но они не причиняют вреда, и люди привыкли к ним». их". [14]
Обычно духи лисиц считались опасными, но некоторые истории из книги династии Цин «Ляочжай Чжии» о Пу Сунлин представляют собой любовные истории между лисой, появляющейся в образе красивой девушки, и молодым человеком-мужчиной. В фантастическом романе «Три Суй подавляют восстание демонов» хули цзин обучает молодую девушку магии, позволяя ей вызывать армии с помощью своих заклинаний. [15]
Вера в духов лисиц также является фактором, объясняющим случаи нападений коро , синдрома, связанного с культурой, обнаруженного, в частности, на юге Китая и в Малайзии. [16]
О духе лисы упоминается в китайском чань -буддизме, когда Линьцзи Исюань сравнивает его с голосами, говорящими о Дхарме , заявляя, что «незрелые молодые монахи, не понимая этого, верят в этих духов-лисиц…» [17]
Считалось, что духи лисиц способны маскироваться под женщин. [18] Под этим видом они соблазняли молодых людей, которые были учеными или просто умными, впитать «жизненную сущность через свое семя». [18] Это позволило им фактически превратиться в людей, затем в хусянь , а затем, через 1000 лет, в девятихвостого бога- лиса, способного перемещаться по высшим царствам тянь . [18]
Несколько хули цзин также появляются в романе У Чэнъэня конца XVI века «Путешествие на Запад»:
- Пара брат-сестра появляется в сюжетной арке, охватывающей братьев-демонов, Золотой Рог и Серебряный Рог , представленных как почтенная мать и дядя по материнской линии брата-демона соответственно.
- В сюжетной арке, посвященной Принцессе Железный Веер , выясняется, что муж Принцессы Железный Веер, Король Демонов-Быков , бросил ее ради Принцессы Нефритовой Лицевой, демоницы Хули Цзин , которая таким образом переманила Короля Демонов-Быка от Принцессы Железный Веер. ее огромного приданого .
- В сюжетной арке, посвященной паломникам, проходящим через Королевство Бицю, Дух Белого Оленя и его приемная дочь, Белолицый Дух Лисицы (также демоница Хули Цзин ), преследуют ничего не подозревающего короля, который женился на Белолицом Духе Лисицы , в то время как она выдавала себя за смертную молодую женщину, а Дух Белого Оленя - за ее смертного отца; Белолицый дух лисицы позже убит Чжу Бацзе .
В популярной культуре
[ редактировать ]Аниме/Манга
[ редактировать ]- Сваха Духа Лисы (2015)
- Наруто (1999)
- Наруто: Шиппуден (2007)
- Боруто: Наруто: Следующие поколения (2017)
Фильм
[ редактировать ]- Мистер Вампир IV (1988)
- Раскрашенная кожа (2008) и ее продолжение (2012)
- Китайская сказка (2011)
- Лига богов (2016)
- Однажды (2017)
- Хэнсон и чудовище (2017)
- Легенда о Хэе (2019)
- Цзян Цзыя (2020)
- Похититель душ (2020)
- Шан-Чи и легенда десяти колец (2021)
- Сотворение богов I: Королевство Штормов (2023)
Сериал
[ редактировать ]- Легенда о Неже ( 2003)
- Странные истории Ляо Чжая ( 2005 )
- Легенда и герой (2007) и ее продолжение (2009)
- Книга семьи Гу (2013)
- Обращение богов (2014) и Обращение богов 2 (2015)
- Легенда о девятихвостом лисе (2016)
- Лиса в экране ( 2016)
- Вечная любовь (2017)
- Самогон и Валентина (2017)
- Красавицы в шкафу ( 2018)
- Инвеститура богов (2019)
- Любовь, смерть и роботы Серия 8 (2019)
- Жизнь белого лиса Жизнь белого лиса (2019)
- Вечная любовь мечты (2020)
- Загадки убийства мисс Фишер 1 сезон 6 серия (2012)
- Сказка о девятихвостом (2020)
- Мой сосед по комнате — кумихо (2021)
- Сказка о девятихвостом 1938 (2023)
Книги
[ редактировать ]- Шанхайский бессмертный , автор: А.Я. Чао (2023)
- Священная книга оборотня Виктора Пелевина (2004)
Музыка
[ редактировать ]- The Good Kid and the Fox Spirit , песня Кикуо (2023)
Игры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Даджи , известный персонаж, который был духом лисы в Фэншэнь Яньи.
- Девятихвостая лиса — самый известный дух лисы в китайской мифологии.
- Хусянь , бессмертные лисы, высокоразвитые духи лисиц в китайской традиции.
- Кицунэ , похожий дух лисы из Японии.
- Кумихо , похожий дух лисы из Кореи.
- Тиан , царство, куда, как считалось, могли попасть некоторые духи-лисы.
- Дух лисы , аналогичный дух лисы из Вьетнама.
- «Странные истории от китайской студии» — сборник сверхъестественных историй, темой многих из которых являются духи лисиц.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канг (2006) .
- ^ Канг (2006) , стр. 15–21
- ^ Валлен, Мартин (2006). Фокс . Лондон: Книги реакции . стр. 69–70 . ISBN 978-1-86189-297-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Страссберг (2002) , стр. 88–89 и 184.
- ^ Jump up to: а б с Хантингтон (2003) , с. 9
- ^ Канг (2006) , с. 17
- ^ Jump up to: а б Канг (2006) [ необходимы страницы ]
- ^ Канг (2006) , с. 23
- ^ «Лисий дух Даджи изобретает пытку Паоло» . Китайские пытки/помощь китайцам . Архивировано из оригинала 17 ноября 2006 г. Проверено 26 декабря 2006 г.
- ^ Хантингтон (2003) , с. 14
- ^ Канг (2006) , стр. 37–39
- ^ Линь, Фу-ши (08 декабря 2014 г.). « «Старые обычаи и новая мода»: исследование особенностей шаманизма в Китае Сун». Современная китайская религия I. Лейден: Брилл. стр. 262–263. ISBN 978-90-04-27164-7 .
- ^ Хантингтон (2003) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Хантингтон (2003) , с. 92.
- ^ Лу, Сюнь (1959). Краткая история китайской художественной литературы . Перевод Сянь-и Янга; Глэдис Янг. Пресса на иностранных языках. п. 176. ИСБН 978-7-119-05750-7 .
- ^ Ченг, ST (1996). «Критический обзор китайского Коро ». Культура, медицина и психиатрия . 20 (1): 67–82. дои : 10.1007/BF00118751 . ПМИД 8740959 . S2CID 34630225 .
- ^ Записи Линьцзи . Гонолулу. 2008. с. 218.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 280. ИСБН 978-3-8365-1448-4 .
Литература
[ редактировать ]- Чан, Лео Так-хун (1998). Беседа о лисах и призраках: Цзи Юнь и рассказы литераторов восемнадцатого века . Гонконг: Китайский университет Гонконга. ISBN 978-962-201-749-8 .
- Хантингтон, Рания (2003). Чужой вид: Лисы и поздний имперский китайский нарратив . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01094-9 .
- Кан, Сяофэй (2006). Культ лисы: власть, гендер и народная религия в позднем имперском и современном Китае . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13338-8 .
- Страссберг, Ричард Э. (2002). Китайский бестиарий: странные существа с тропинок через горы и моря . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21844-4 .
- Тинг, Най-тунг. «Сравнительное исследование трех типов народных сказок китайских и североамериканских индейцев». Азиатские фольклорные исследования 44, вып. 1 (1985): 42–43. По состоянию на 1 июля 2020 г. doi:10.2307/1177982.
- Анатоль, Алекс. «Дао Небесных Лисиц - Путь к бессмертию» Тома I, II, III) (2015)