Jump to content

Синдром, связанный с культурой

В медицине и медицинской антропологии синдром , связанный с культурой , синдром, специфичный для культуры , или народная болезнь — это комбинация психиатрических и соматических симптомов , которые считаются распознаваемым заболеванием только в пределах определенного общества или культуры . нет Объективных биохимических или структурных изменений органов или функций тела , и болезнь не распознается в других культурах. Термин «синдром, связанный с культурой», был включен в четвертую версию « Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» ( Американская психиатрическая ассоциация , 1994), которое также включает список наиболее распространенных состояний, связанных с культурой ( DSM-IV : Приложение I). Его аналогом в рамках МКБ-10 (глава V) являются культурально-специфические расстройства, определенные в Приложении 2 « Диагностических критериев для исследований» . [1]

В более широком смысле, эндемическое заболевание , которое можно предположительно отнести к определенным моделям поведения в конкретной культуре, можно назвать потенциальной поведенческой эпидемией . Как и в случае с употреблением наркотиков или злоупотреблением алкоголем и курением, передача инфекции может определяться коллективным подкреплением и взаимодействием между людьми. По этиологическим причинам может быть трудно отличить причинный вклад культуры в заболевание от других факторов окружающей среды, таких как токсичность . [2]

Идентификация

[ редактировать ]

Культурально-специфичный синдром характеризуется: [ нужна ссылка ]

  • категоризация как болезнь в культуре (т. е. не является добровольным поведением или ложным утверждением)
  • широкое знакомство с культурой
  • полное незнание или непонимание этого состояния людьми в других культурах
  • отсутствие объективно очевидных биохимических или тканевых отклонений (признаков)
  • признание и лечение народной медициной культуры

Некоторые синдромы, специфичные для конкретной культуры, включают соматические симптомы (боль или нарушение функции части тела), тогда как другие носят чисто поведенческий характер. Некоторые синдромы, связанные с культурой, проявляются со схожими чертами в нескольких культурах, но с местными особенностями, например паника полового члена .

Культурально-специфичный синдром — это не то же самое, что географически локализованное заболевание со специфическими, идентифицируемыми, причинными аномалиями тканей, такими как куру или сонная болезнь , или генетические состояния, ограниченные определенными популяциями. Вполне возможно, что состояние, первоначально считавшееся поведенческим синдромом, обусловленным культурой, оказывается имеющим биологическую причину; с медицинской точки зрения тогда оно будет переопределено в другую нозологическую категорию.

Медицинские перспективы

[ редактировать ]

Американская психиатрическая ассоциация заявляет следующее: [3]

Термин «синдром, связанный с культурой» обозначает повторяющиеся, специфичные для данной местности модели аберрантного поведения и тревожных переживаний, которые могут быть связаны или не связаны с определенной диагностической категорией DSM-IV. Многие из этих моделей коренного населения считаются «болезнями» или, по крайней мере, недугами, и большинство из них имеют местные названия. Хотя проявления, соответствующие основным категориям DSM-IV, можно встретить по всему миру, на конкретные симптомы, течение и социальную реакцию очень часто влияют местные культурные факторы. Напротив, синдромы, связанные с культурой, обычно ограничены конкретными обществами или культурными областями и представляют собой локализованные, народные, диагностические категории, которые придают связное значение определенным повторяющимся, шаблонным и тревожным наборам переживаний и наблюдений.

Термин «синдром, связанный с культурой», является спорным, поскольку отражает разные мнения антропологов и психиатров. [4] Антропологи склонны подчеркивать релятивистские и культурно-специфичные аспекты синдромов, тогда как врачи склонны подчеркивать универсальные и нейропсихологические аспекты. [5] [6] Гуарначча и Роглер (1999) выступали за исследование синдромов, связанных с культурой, на их собственных условиях и считали, что синдромы обладают достаточной культурной целостностью, чтобы их можно было рассматривать как независимые объекты исследования. [7]

Гуарначча и Роглер демонстрируют проблемы, возникающие при диагностике расстройств, связанных с культурой, с использованием DSM-IV. Одной из ключевых проблем, которые возникают, является «отнесение синдромов, связанных с культурой, к психиатрическим категориям». [7] что в конечном итоге создает медицинскую гегемонию и ставит западную точку зрения выше других культурных и эпистемологических объяснений болезней. Подчеркивается необходимость дальнейшего расследования или пересмотра авторитетной власти DSM-IV, поскольку DSM становится международным документом для исследований и медицинских систем за рубежом. Гуарначча и Роглер ставят два исследовательских вопроса, которые необходимо рассмотреть: «во-первых, насколько много мы знаем о синдромах, связанных с культурой, чтобы мы могли вписать их в стандартную классификацию; и, во-вторых, является ли такая стандартная и исчерпывающая классификация на самом деле существует». [7]

Предполагается, что проблематичный характер DSM становится очевидным, если рассматривать его как окончательно убедительный. Возникают вопросы о том, можно ли рассматривать синдромы, связанные с культурой, как отдельные образования или же их симптомы носят генерализованный характер и воспринимаются как совокупность ранее диагностированных заболеваний. Если это так, то DSM может быть тем, что Брюно Латур определил бы как «особый универсализм». В том, что западная медицинская система считает себя обладательницей привилегированного понимания истинного разума природы, в отличие от модели, предлагаемой другими культурными точками зрения. [8]

Некоторые исследования показывают, что синдромы, связанные с культурой, представляют собой приемлемый способ в рамках конкретной культуры (и культурного контекста) среди некоторых уязвимых людей (например, нервная атака на похоронах в Пуэрто-Рико) выразить дистресс после травматического опыта. [9] Подобное проявление дистресса при перемещении в североамериканскую медицинскую культуру может привести к совсем другим, даже неблагоприятным последствиям для данного человека и его семьи. [10] История и этимология некоторых синдромов, таких как синдром затуманенного сознания, также были перенесены в викторианскую Британию XIX века, а не в Западную Африку. [11]

В 2013 году DSM 5 отказался от термина « синдром, связанный с культурой» , отдав предпочтение новому названию «культурные концепции дистресса». [12]

Культурный сговор между медицинскими точками зрения

[ редактировать ]

В традиционной культуре хмонгов эпилепсия ( qaug dab peg ) напрямую переводится как «дух ловит вас, и вы падаете», что, как говорят, является злым духом, называемым даб , который захватывает душу и делает человека больным. В этой культуре считается, что люди, страдающие припадками, наделены даром: точкой доступа в духовный мир, которой больше никто не получил. [13] В западном обществе эпилепсия признана серьезным хроническим заболеванием мозга, которое может серьезно ухудшить жизнь человека. Способы лечения этой болезни в культуре хмонгов сильно отличаются из-за высокого статуса эпилепсии в культуре по сравнению с людьми, страдающими этим заболеванием в западных обществах. Люди, страдающие эпилепсией в культуре хмонгов, являются источником гордости для своей семьи. [14]

Еще одним заболеванием, связанным с культурой, является неврастения, которая представляет собой расплывчато описанное медицинское заболевание в китайской культуре, которое проявляется вялостью, утомляемостью, головными болями и раздражительностью и в основном связано с эмоциональными расстройствами. Отчет, сделанный в 1942 году, показал, что 87% пациентов, у которых китайскими психиатрами диагностирована неврастения, могут быть переклассифицированы как имеющие большую депрессию в соответствии с критериями DSM-3. [15] Другое исследование, проведенное в Гонконге, показало, что большинство пациентов выборочно представляли свои симптомы в соответствии с тем, что они считали уместным, и были склонны сосредотачиваться только на соматических страданиях, а не на эмоциональных проблемах, с которыми они столкнулись. [16] [17]

Глобализация

[ редактировать ]

Глобализация — это процесс, при котором информация, культура, рабочие места, товары и услуги распространяются через национальные границы. [18] Это оказало мощное влияние на XXI век во многих отношениях, в том числе через обогащение культурного сознания во всем мире. Более высокий уровень культурной интеграции происходит из-за быстрой индустриализации и глобализации, когда культуры поглощают больше влияний друг друга. Поскольку культурная осведомленность между странами начинает расти, возникает вопрос о том, потеряют ли синдромы, связанные с культурой, свою географическую природу постепенно и станут общеизвестными синдромами, которые затем станут признанными на международном уровне. Антрополог и психиатр Роланд Литтлвуд отмечает, что эти болезни, вероятно, исчезнут во все более однородной глобальной культуре перед лицом глобализации (и индустриализации). [19] Например, депрессия когда-то была принята только в западных обществах; в настоящее время оно признано психическим расстройством во всех частях мира. В отличие от восточных цивилизаций, таких как Тайвань, депрессия по-прежнему гораздо более распространена в западных культурах, таких как Соединенные Штаты. Это может указывать на то, что глобализация может способствовать распространению беспорядков через границы, но эти расстройства могут оставаться преобладающими в определенных культурах.

DSM-IV-TR Список

[ редактировать ]

В четвертом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам перечисленные ниже синдромы классифицируются как синдромы, обусловленные культурой: [20]

Имя Географическая локализация/население
Выйти из-под контроля Бруней, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Тимор-Лешти.
нервный срыв Латиноамериканцы в США и Латинской Америке
Желчь, гнев
Бредовая затяжка Франция и франкоязычные страны
Синдром мозгового истощения Западноафриканские студенты
Синдром Дхат Индия
Выпадение , затемнение Юг США и Карибский бассейн
Призрачная болезнь Коренной американец (навахо, Маскоги/Крик)
Хвабён корейский
сердце Китайское , малазийское и индонезийское население в Юго-Восточной Азии; Ассам ; иногда на Западе
Latah Малайзия и Индонезия, а также Филиппины (как мали-мали , особенно у тагалогов )
безумие Латиноамериканцы в США и Латинской Америке
борьба с болезнью Пуэрто-Рико
Сглаз средиземноморский; Латиноамериканское население и Эфиопия
Пиблок Арктические и субарктические инуитов популяции
Цзоу хо ру мо ( психотическая реакция цигун ) Хан китайский
Корневая работа Юг США, страны Карибского бассейна
Спала кровь Кабо-Верде
Шэньцзин Шуайруо Хан китайский
Шэнькуй , шен-куэй Хан китайский
Синбён корейцы
Заклинание Афроамериканцы, белое население на юге США и в Эфиопии.
Напугать латиноамериканцы в Соединенных Штатах; Мексика, Центральная Америка и Южная Америка
Тайдзин кёфусё японский
умереть Эфиопия, Сомали, Египет, Судан, Иран и другие страны Северной Африки и Ближнего Востока.

DSM-5 Список

[ редактировать ]

В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам перечисленные ниже синдромы классифицируются как культурные концепции дистресса, тесно связанные концепции: [21]

Имя Географическая локализация/население
нервный срыв Латинская Америка
Синдром Дхат Индия
Кепка Хьял камбоджийский
Призрачная болезнь коренной американец
Медитация Зимбабве
Болезнь человека Гаити
Шэньцзин Шуайруо Хан китайский
Напугать латиноамериканцы в Соединенных Штатах; Мексика, Центральная и Южная Америка
Тайдзин кёфусё японский

МКБ-10 список

[ редактировать ]

10-я редакция Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), классифицирует следующие синдромы как культурно-специфичные расстройства: [1]

Имя Географическая локализация/население
Амок Юго-Восточной Азии Австронезийцы
Синдром Дхат ( дхату ), шэнь-куэй , джириан Индия; Тайвань
Коро , Сок Ён , Джинджин Бемар Юго-Восточная Азия, Индия, Китай
Latah Малайзия и Индонезия
нервный срыв Мексика, Центральная и Южная Америка
Pa-leng (Фригофобия )Тайвань; Юго-Восточная Азия
Пиблокток (Арктическая истерия) Инуиты, живущие за Полярным кругом
Испуг , испуг Мексика, Центральная и Южная Америка
Тайдзин кёфусё , синкэйсицу ( антропофобия ) Япония
Уфуфуяне , сака Кения; юг Африки (среди банту , зулусов и родственных групп)
Укамайринек [ ru Инуиты, живущие за Полярным кругом
Страх перед Виндиго Коренные жители северо-восточной Америки

Другие примеры

[ редактировать ]

Хотя «этноцентрическая предвзятость евроамериканских психиатров привела к идее, что синдромы, связанные с культурой, присущи только незападным культурам», [22] На территории сопредельных Соединенных Штатов потребление каолина , разновидности глины, было предложено как синдром, связанный с культурой, наблюдаемый у афроамериканцев в сельских районах Юга, особенно в районах, где добыча каолина является обычным явлением. [23]

В Южной Африке среди народа коса синдром амафуфуньяна обычно используется для описания тех, кто, как полагают, одержим демонами или другими злыми духами. Традиционные целители в этой культуре обычно проводят экзорцизм, чтобы изгнать этих духов. Изучив это явление, исследователи обнаружили, что многие люди, утверждавшие, что страдают этим синдромом, проявляли черты и характеристики шизофрении . [24] [25]

Некоторые исследователи предположили, что как предменструальный синдром (ПМС), так и более тяжелое предменструальное дисфорическое расстройство (ПМДР), физические механизмы которых в настоящее время неизвестны, [26] [27] [28] являются синдромами, связанными с западной культурой. [29] [30] Однако это спорно. [29]

Тарантизм — это выражение массового психогенного заболевания, зарегистрированного в Южной Италии с 11 века. [31]

Моргеллоны — это редкое кожное заболевание, которое самостоятельно диагностируют, о котором сообщается преимущественно у белого населения США . [32] Журналист назвал это заболевание «социальной болезнью, передающейся через Интернет». [33]

Вегетососудистую дистонию можно считать примером соматического заболевания, формально признанного местными медицинскими сообществами в странах бывшего СССР, но не признанного в западных классификационных системах. Природа его общего термина как неврологического состояния также приводит к диагностированию невротических пациентов как неврологических. [34] [35] по сути, заменяя возможную психиатрическую стигму синдромом, связанным с культурой, замаскированным под неврологическое состояние.

Известно, что дети-беженцы в Швеции впадают в состояние, похожее на кому, когда узнают, что их семьи будут депортированы. Считается , что это состояние, известное по-шведски как uppgivenhetssyndrom , или синдром отставки , существует только среди беженцев в Швеции, где оно распространено с начала 21 века. В 130-страничном отчете о заболевании, подготовленном по заказу правительства и опубликованном в 2006 году, группа психологов, политологов и социологов выдвинула гипотезу, что это синдром, обусловленный культурой. [36]

Испуговое расстройство, похожее на лату, называемое иму [ джа ] (иногда пишется иму: ), встречается среди айнов , как сахалинских айнов, так и айнов Хоккайдо. [37] [38]

Состояние, подобное пиблокто, называемое менерик [ ру ] (иногда мерячение ), встречается у якутов , юкагиров и эвенков, проживающих в Сибири. [39]

Похожее на транс агрессивное поведение викингов эпохи берсерков – поведение, которое исчезло с приходом христианства – было описано как синдром, связанный с культурой. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Диагностические критерии исследования , с. 213–225 ( ВОЗ, 1993 г.)
  2. ^ Порта, Микель, изд. (2008). «Поведенческая эпидемия» . Эпидемиологический словарь (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН  978-0-19-157844-1 . Проверено 25 августа 2013 г.
  3. ^ Американская психиатрическая ассоциация (2000), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е изд., текстовая редакция , Американский психиатрический паб, с. 898, ISBN  978-0-89042-025-6
  4. ^ Перри, С. (13 января 2012 г.). Споры о психических заболеваниях, «связанных с культурой» . Получено 27 января 2013 г. из MinnPost.
  5. ^ Принц, Раймонд Х (июнь 2000 г.). «Транскультурная психиатрия: личный опыт и канадские перспективы» . Канадский журнал психиатрии . 45 (5): 431–437. дои : 10.1177/070674370004500502 . ISSN   0706-7437 . ПМИД   10900522 . S2CID   2159608 .
  6. ^ Джилек, WG (2001), «Психические расстройства: культурно-специфичные», Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , Elsevier, стр. 12272–12277, doi : 10.1016/b0-08-043076-7/03679-2 , ISBN  9780080430768
  7. ^ Jump up to: а б с Гуарначча, Питер Дж.; Роглер, Ллойд Х. (сентябрь 1999 г.). «Исследование синдромов, связанных с культурой: новые направления» . Американский журнал психиатрии . 156 (9): 1322–1327. дои : 10.1176/ajp.156.9.1322 . ПМИД   10484940 .
  8. ^ Латур, Бруно (1991). Мы никогда не были современными (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 105.
  9. ^ Шехтер, Дэниел С.; Маршалл, Рэндалл; Салман, Эстер; Гетц, Дебора; Дэвис, Шэрон; Либовиц, Майкл Р. (июль 2000 г.). «Нервная атака и история детских травм». Журнал травматического стресса . 13 (3): 529–534. дои : 10.1023/а:1007797611148 . ISSN   0894-9867 . ПМИД   10948492 . S2CID   33348909 .
  10. ^ Шехтер, Дэниел С.; Каминер, Тэмми; Гриненбергер, Джон Ф.; Амат, Хосе (2003). «Урывки и старты: тематическое исследование матери и ребенка, включающее насильственную травму и псевдоприпадки между поколениями в трех поколениях» . Журнал психического здоровья младенцев . 24 (5): 510–528. дои : 10.1002/imhj.10070 . ISSN   0163-9641 . ПМК   2078527 . ПМИД   18007961 .
  11. ^ Айонринде, Оедеджи А. (26 июня 2020 г.). « Мозговое истощение: синдром, связанный с «чрезмерным обучением» и умственным истощением в Британии XIX века» . Международное обозрение психиатрии . 32 (5–6): 520–535. дои : 10.1080/09540261.2020.1775428 . ISSN   0954-0261 . ПМИД   32589474 . S2CID   220121013 .
  12. ^ Американская психиатрическая ассоциация (22 мая 2013 г.). Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств . Американская психиатрическая ассоциация. дои : 10.1176/appi.books.9780890425596 . hdl : 2027.42/138395 . ISBN  978-0-89042-555-8 .
  13. ^ «Когда эпилепсия носит другое имя» . Фонд эпилепсии . Проверено 27 августа 2022 г.
  14. ^ Халил, Надя; Макмиллан, Стефани; Бенбадис, Селим Р.; Робертсон, Деррик (февраль 2021 г.). «Рыбный суп от падучей болезни: прослеживание эпилепсии через хмонгов и западные верования». Эпилепсия и поведение . 115 : 107725. doi : 10.1016/j.yebeh.2020.107725 . ПМИД   33434883 . S2CID   231201804 .
  15. ^ Кляйнман, Артур (1 июня 1982 г.). «Неврастения и депрессия: исследование соматизации и культуры в Китае». Культура, медицина и психиатрия . 6 (2): 117–190. дои : 10.1007/BF00051427 . ISSN   1573-076X . ПМИД   7116909 . S2CID   23591895 .
  16. ^ Чунг, Фанни М.; Лау, Бернард В.К. (1 мая 1982 г.). «Ситуационные вариации обращения за помощью среди китайских пациентов» . Комплексная психиатрия . 23 (3): 252–262. дои : 10.1016/0010-440X(82)90073-6 . ISSN   0010-440X . ПМИД   7083852 .
  17. ^ Чунг, Фанни М. (1985), «Обзор психопатологии в Гонконге с особым упором на соматическую презентацию» , «Китайская культура и психическое здоровье » , Elsevier, стр. 287–304, doi : 10.1016/b978-0-12-701630 -6.50028-9 , ISBN  978-0-12-701630-6 , получено 27 августа 2022 г.
  18. ^ Шольте, Ян Аарт (14 сентября 2007 г.). «Определение глобализации» . Мировая экономика . 31 (11): 070916231942004––. дои : 10.1111/j.1467-9701.2007.01019.x . ISSN   0378-5920 . S2CID   219969085 .
  19. ^ Литтлвуд, Роланд (4 октября 2008 г.). «Болезнь в антропологическом контексте» . Ланцет . 372 (9645): 1211–1212. дои : 10.1016/S0140-6736(08)61503-2 . ISSN   0140-6736 .
  20. ^ Американская психиатрическая ассоциация (2000), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е изд., текстовая редакция , Американский психиатрический паб, стр. 898–901, ISBN  978-0-89042-025-6
  21. ^ Американская психиатрическая ассоциация (2013), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е изд. , стр. 833–837 , ISBN.  978-0-89042-554-1
  22. ^ Принс, Р.; Тебо, EF (3 сентября 2016 г.). «Является ли нервная анорексия синдромом, связанным с культурой?». Обзор транскультурных психиатрических исследований . 20 (4): 299–302. дои : 10.1177/136346158302000419 . S2CID   144358885 .
  23. ^ Григсби Р.К., Тайер Б.А., Уоллер Р.Дж., Джонстон Г.А. младший (февраль 1992 г.). «Поедание мела в Средней Грузии: культурно-ориентированный синдром Пики?» Южный Мед Дж . (2): 190–192.
  24. ^ Нихаус DJ, Остхейзен П., Лохнер С., Эмсли Р.А., Джордан Э., Мбанга Н.И., Кейтер Н., Лоран С., Делёз Дж.Ф., Стейн DJ (март – апрель 2004 г.). «Синдром «легкой потливости», связанный с культурой, и «депрессия», специфичное для культуры событие: дифференцированные по семейному анамнезу шизофрении и других психических расстройств». Психопатология . 37 (2). Издательство Каргер : 59–63. дои : 10.1159/000077579 . ПМИД   15057028 . S2CID   23545601 .
  25. ^ Кэмпбелл, Меган М; Сибеко, Гудман; Торговый центр, Сумайя; Балдингер, Адам; Нагде, Мохамед; Сассер, Эзра; Штейн, Дэн Дж. (24 января 2017 г.). «Содержание бреда в выборке южноафриканских коса, больных шизофренией» . БМК Психиатрия . 17 (1): 41. дои : 10.1186/s12888-017-1196-3 . ПМК   5259874 . ПМИД   28118821 .
  26. ^ Хантер, Мелисса Х.; Мазик, Памела Дж.; Дикерсон, Лори М. (15 апреля 2003 г.). «Предменструальный синдром» . Американский семейный врач . 67 (8): 1743–1752. ISSN   0002-838X . ПМИД   12725453 .
  27. ^ Ричардсон, Дж. Т. (сентябрь 1995 г.). «Предменструальный синдром: краткая история». Социальные науки и медицина . 41 (6): 761–767. дои : 10.1016/0277-9536(95)00042-6 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   8571146 .
  28. ^ Рэпкин, Андреа Дж.; Акопян, Алин Л. (июнь 2012 г.). «Патофизиология предменструального синдрома и предменструального дисфорического расстройства». Менопауза Интернэшнл . 18 (2): 52–59. дои : 10.1258/ми.2012.012014 . ISSN   1754-0461 . ПМИД   22611222 . S2CID   25219334 .
  29. ^ Jump up to: а б Алия Оффман, Пегги Дж. Кляйнплатц (2004). «Принадлежит ли ПМДР к DSM? Вызов медикализации женского тела» . Архивировано 28 июня 2011 г. в Wayback Machine канадском журнале человеческой сексуальности , Vol. 13.
  30. ^ Джонсон, ТМ (сентябрь 1987 г.). «Предменструальный синдром как расстройство, специфичное для западной культуры». Культура, медицина и психиатрия . 11 (3): 337–356. дои : 10.1007/BF00048518 . ISSN   0165-005X . ПМИД   3677777 . S2CID   30238189 .
  31. ^ Рассел Дж. Ф. (октябрь 1979 г.). «Тарантизм» . Мед Хист . 23 (4): 404–25. дои : 10.1017/s0025727300052054 . ПМК   1082580 . ПМИД   390267 .
  32. ^ Савелий, Вирджиния Р; Стрикер, Рафаэль Б. (13 мая 2010 г.). «Болезнь Моргеллонов: анализ популяции с клинически подтвержденными микроскопическими подкожными волокнами неизвестной этиологии» . Клиническая, косметическая и исследовательская дерматология . 3 : 67–78. дои : 10.2147/ccid.s9520 . ISSN   1178-7015 . ПМК   3047951 . ПМИД   21437061 .
  33. ^ «Патогены и люди: Интернет помогает распространять заблуждение о том, что Моргеллоны — это болезнь» . Родной город Аннаполис . 9 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 8 августа 2020 г.
  34. ^ Михайлов Б (2010). «П02-34 – Вопросы статистики психиатрической помощи в Украине» . Европейская психиатрия . 25 : 652. doi : 10.1016/S0924-9338(10)70647-7 . S2CID   70674537 . Проверено 2 октября 2016 г.
  35. ^ Кудинова О.; Михайлов, Б. (2014). «EPA-1025 — Интегративная психотерапевтическая модель тревожных расстройств» . Европейская психиатрия . 29 (1): 1–10. дои : 10.1016/S0924-9338(14)78319-1 . ISSN   0924-9338 . ПМИД   24119631 . S2CID   145677211 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  36. ^ Рэйчел Авив (3 апреля 2017 г.). «Травма перед депортацией» . Житель Нью-Йорка . Проверено 1 июля 2017 года .
  37. ^ Ценг, Вэнь-Шинг (6 июня 2001 г.). Справочник по культурной психиатрии . Академическая пресса. п. 250. ИСБН  9780127016320 .
  38. ^ Онуки-Тирни, Эмико (8 мая 2014 г.). Болезнь и исцеление у сахалинских айнов . Издательство Кембриджского университета. п. 198. ИСБН  9781107634787 .
  39. ^ Сидоров, П.И.; Давыдов, АН (1992). «Этнопсихиатрические исследования среди национальных меньшинств Севера России и Сибири». Бехтеревский обзор психиатрии и медицинской психологии . Вашингтон. ISBN  0-88048-667-8 . ISSN   1064-6930 .
  40. ^ Хойерстен, Джон Гейр (16 декабря 2004 г.). «Берсерки, что с ними не так?». Журнал Норвежской медицинской ассоциации: Журнал практической медицины, Нью-Йорк Раекке . 124 (24): 3247–3250. ISSN   0807-7096 . ПМИД   15608781 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3f48edfe555191acefef0bc333b0b8f__1721511120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/8f/f3f48edfe555191acefef0bc333b0b8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture-bound syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)