Синдром, связанный с культурой
Часть серии о |
Медицинский и психологический антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
В медицине и медицинской антропологии синдром , связанный с культурой , синдром, специфичный для культуры , или народная болезнь — это комбинация психиатрических и соматических симптомов , которые считаются распознаваемым заболеванием только в пределах определенного общества или культуры . нет Объективных биохимических или структурных изменений органов или функций тела , и болезнь не распознается в других культурах. Термин «синдром, связанный с культурой», был включен в четвертую версию « Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» ( Американская психиатрическая ассоциация , 1994), которое также включает список наиболее распространенных состояний, связанных с культурой ( DSM-IV : Приложение I). Его аналогом в рамках МКБ-10 (глава V) являются культурально-специфические расстройства, определенные в Приложении 2 « Диагностических критериев для исследований» . [1]
В более широком смысле, эндемическое заболевание , которое можно предположительно отнести к определенным моделям поведения в конкретной культуре, можно назвать потенциальной поведенческой эпидемией . Как и в случае с употреблением наркотиков или злоупотреблением алкоголем и курением, передача инфекции может определяться коллективным подкреплением и взаимодействием между людьми. По этиологическим причинам может быть трудно отличить причинный вклад культуры в заболевание от других факторов окружающей среды, таких как токсичность . [2]
Идентификация
[ редактировать ]Культурально-специфичный синдром характеризуется: [ нужна ссылка ]
- категоризация как болезнь в культуре (т. е. не является добровольным поведением или ложным утверждением)
- широкое знакомство с культурой
- полное незнание или непонимание этого состояния людьми в других культурах
- отсутствие объективно очевидных биохимических или тканевых отклонений (признаков)
- признание и лечение народной медициной культуры
Некоторые синдромы, специфичные для конкретной культуры, включают соматические симптомы (боль или нарушение функции части тела), тогда как другие носят чисто поведенческий характер. Некоторые синдромы, связанные с культурой, проявляются со схожими чертами в нескольких культурах, но с местными особенностями, например паника полового члена .
Культурально-специфичный синдром — это не то же самое, что географически локализованное заболевание со специфическими, идентифицируемыми, причинными аномалиями тканей, такими как куру или сонная болезнь , или генетические состояния, ограниченные определенными популяциями. Вполне возможно, что состояние, первоначально считавшееся поведенческим синдромом, обусловленным культурой, оказывается имеющим биологическую причину; с медицинской точки зрения тогда оно будет переопределено в другую нозологическую категорию.
Медицинские перспективы
[ редактировать ]Американская психиатрическая ассоциация заявляет следующее: [3]
Термин «синдром, связанный с культурой» обозначает повторяющиеся, специфичные для данной местности модели аберрантного поведения и тревожных переживаний, которые могут быть связаны или не связаны с определенной диагностической категорией DSM-IV. Многие из этих моделей коренного населения считаются «болезнями» или, по крайней мере, недугами, и большинство из них имеют местные названия. Хотя проявления, соответствующие основным категориям DSM-IV, можно встретить по всему миру, на конкретные симптомы, течение и социальную реакцию очень часто влияют местные культурные факторы. Напротив, синдромы, связанные с культурой, обычно ограничены конкретными обществами или культурными областями и представляют собой локализованные, народные, диагностические категории, которые придают связное значение определенным повторяющимся, шаблонным и тревожным наборам переживаний и наблюдений.
Термин «синдром, связанный с культурой», является спорным, поскольку отражает разные мнения антропологов и психиатров. [4] Антропологи склонны подчеркивать релятивистские и культурно-специфичные аспекты синдромов, тогда как врачи склонны подчеркивать универсальные и нейропсихологические аспекты. [5] [6] Гуарначча и Роглер (1999) выступали за исследование синдромов, связанных с культурой, на их собственных условиях и считали, что синдромы обладают достаточной культурной целостностью, чтобы их можно было рассматривать как независимые объекты исследования. [7]
Гуарначча и Роглер демонстрируют проблемы, возникающие при диагностике расстройств, связанных с культурой, с использованием DSM-IV. Одной из ключевых проблем, которые возникают, является «отнесение синдромов, связанных с культурой, к психиатрическим категориям». [7] что в конечном итоге создает медицинскую гегемонию и ставит западную точку зрения выше других культурных и эпистемологических объяснений болезней. Подчеркивается необходимость дальнейшего расследования или пересмотра авторитетной власти DSM-IV, поскольку DSM становится международным документом для исследований и медицинских систем за рубежом. Гуарначча и Роглер ставят два исследовательских вопроса, которые необходимо рассмотреть: «во-первых, насколько много мы знаем о синдромах, связанных с культурой, чтобы мы могли вписать их в стандартную классификацию; и, во-вторых, является ли такая стандартная и исчерпывающая классификация на самом деле существует». [7]
Предполагается, что проблематичный характер DSM становится очевидным, если рассматривать его как окончательно убедительный. Возникают вопросы о том, можно ли рассматривать синдромы, связанные с культурой, как отдельные образования или же их симптомы носят генерализованный характер и воспринимаются как совокупность ранее диагностированных заболеваний. Если это так, то DSM может быть тем, что Брюно Латур определил бы как «особый универсализм». В том, что западная медицинская система считает себя обладательницей привилегированного понимания истинного разума природы, в отличие от модели, предлагаемой другими культурными точками зрения. [8]
Некоторые исследования показывают, что синдромы, связанные с культурой, представляют собой приемлемый способ в рамках конкретной культуры (и культурного контекста) среди некоторых уязвимых людей (например, нервная атака на похоронах в Пуэрто-Рико) выразить дистресс после травматического опыта. [9] Подобное проявление дистресса при перемещении в североамериканскую медицинскую культуру может привести к совсем другим, даже неблагоприятным последствиям для данного человека и его семьи. [10] История и этимология некоторых синдромов, таких как синдром затуманенного сознания, также были перенесены в викторианскую Британию XIX века, а не в Западную Африку. [11]
В 2013 году DSM 5 отказался от термина « синдром, связанный с культурой» , отдав предпочтение новому названию «культурные концепции дистресса». [12]
Культурный сговор между медицинскими точками зрения
[ редактировать ]В традиционной культуре хмонгов эпилепсия ( qaug dab peg ) напрямую переводится как «дух ловит вас, и вы падаете», что, как говорят, является злым духом, называемым даб , который захватывает душу и делает человека больным. В этой культуре считается, что люди, страдающие припадками, наделены даром: точкой доступа в духовный мир, которой больше никто не получил. [13] В западном обществе эпилепсия признана серьезным хроническим заболеванием мозга, которое может серьезно ухудшить жизнь человека. Способы лечения этой болезни в культуре хмонгов сильно отличаются из-за высокого статуса эпилепсии в культуре по сравнению с людьми, страдающими этим заболеванием в западных обществах. Люди, страдающие эпилепсией в культуре хмонгов, являются источником гордости для своей семьи. [14]
Еще одним заболеванием, связанным с культурой, является неврастения, которая представляет собой расплывчато описанное медицинское заболевание в китайской культуре, которое проявляется вялостью, утомляемостью, головными болями и раздражительностью и в основном связано с эмоциональными расстройствами. Отчет, сделанный в 1942 году, показал, что 87% пациентов, у которых китайскими психиатрами диагностирована неврастения, могут быть переклассифицированы как имеющие большую депрессию в соответствии с критериями DSM-3. [15] Другое исследование, проведенное в Гонконге, показало, что большинство пациентов выборочно представляли свои симптомы в соответствии с тем, что они считали уместным, и были склонны сосредотачиваться только на соматических страданиях, а не на эмоциональных проблемах, с которыми они столкнулись. [16] [17]
Глобализация
[ редактировать ]Глобализация — это процесс, при котором информация, культура, рабочие места, товары и услуги распространяются через национальные границы. [18] Это оказало мощное влияние на XXI век во многих отношениях, в том числе через обогащение культурного сознания во всем мире. Более высокий уровень культурной интеграции происходит из-за быстрой индустриализации и глобализации, когда культуры поглощают больше влияний друг друга. Поскольку культурная осведомленность между странами начинает расти, возникает вопрос о том, потеряют ли синдромы, связанные с культурой, свою географическую природу постепенно и станут общеизвестными синдромами, которые затем станут признанными на международном уровне. Антрополог и психиатр Роланд Литтлвуд отмечает, что эти болезни, вероятно, исчезнут во все более однородной глобальной культуре перед лицом глобализации (и индустриализации). [19] Например, депрессия когда-то была принята только в западных обществах; в настоящее время оно признано психическим расстройством во всех частях мира. В отличие от восточных цивилизаций, таких как Тайвань, депрессия по-прежнему гораздо более распространена в западных культурах, таких как Соединенные Штаты. Это может указывать на то, что глобализация может способствовать распространению беспорядков через границы, но эти расстройства могут оставаться преобладающими в определенных культурах.
DSM-IV-TR Список
[ редактировать ]В четвертом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам перечисленные ниже синдромы классифицируются как синдромы, обусловленные культурой: [20]
Имя | Географическая локализация/население |
---|---|
Выйти из-под контроля | Бруней, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Тимор-Лешти. |
нервный срыв | Латиноамериканцы в США и Латинской Америке |
Желчь, гнев | |
Бредовая затяжка | Франция и франкоязычные страны |
Синдром мозгового истощения | Западноафриканские студенты |
Синдром Дхат | Индия |
Выпадение , затемнение | Юг США и Карибский бассейн |
Призрачная болезнь | Коренной американец (навахо, Маскоги/Крик) |
Хвабён | корейский |
сердце | Китайское , малазийское и индонезийское население в Юго-Восточной Азии; Ассам ; иногда на Западе |
Latah | Малайзия и Индонезия, а также Филиппины (как мали-мали , особенно у тагалогов ) |
безумие | Латиноамериканцы в США и Латинской Америке |
борьба с болезнью | Пуэрто-Рико |
Сглаз | средиземноморский; Латиноамериканское население и Эфиопия |
Пиблок | Арктические и субарктические инуитов популяции |
Цзоу хо ру мо ( психотическая реакция цигун ) | Хан китайский |
Корневая работа | Юг США, страны Карибского бассейна |
Спала кровь | Кабо-Верде |
Шэньцзин Шуайруо | Хан китайский |
Шэнькуй , шен-куэй | Хан китайский |
Синбён | корейцы |
Заклинание | Афроамериканцы, белое население на юге США и в Эфиопии. |
Напугать | латиноамериканцы в Соединенных Штатах; Мексика, Центральная Америка и Южная Америка |
Тайдзин кёфусё | японский |
умереть | Эфиопия, Сомали, Египет, Судан, Иран и другие страны Северной Африки и Ближнего Востока. |
DSM-5 Список
[ редактировать ]В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам перечисленные ниже синдромы классифицируются как культурные концепции дистресса, тесно связанные концепции: [21]
Имя | Географическая локализация/население |
---|---|
нервный срыв | Латинская Америка |
Синдром Дхат | Индия |
Кепка Хьял | камбоджийский |
Призрачная болезнь | коренной американец |
Медитация | Зимбабве |
Болезнь человека | Гаити |
Шэньцзин Шуайруо | Хан китайский |
Напугать | латиноамериканцы в Соединенных Штатах; Мексика, Центральная и Южная Америка |
Тайдзин кёфусё | японский |
МКБ-10 список
[ редактировать ]10-я редакция Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), классифицирует следующие синдромы как культурно-специфичные расстройства: [1]
Имя | Географическая локализация/население |
---|---|
Амок | Юго-Восточной Азии Австронезийцы |
Синдром Дхат ( дхату ), шэнь-куэй , джириан | Индия; Тайвань |
Коро , Сок Ён , Джинджин Бемар | Юго-Восточная Азия, Индия, Китай |
Latah | Малайзия и Индонезия |
нервный срыв | Мексика, Центральная и Южная Америка |
Pa-leng (Фригофобия ) | Тайвань; Юго-Восточная Азия |
Пиблокток (Арктическая истерия) | Инуиты, живущие за Полярным кругом |
Испуг , испуг | Мексика, Центральная и Южная Америка |
Тайдзин кёфусё , синкэйсицу ( антропофобия ) | Япония |
Уфуфуяне , сака | Кения; юг Африки (среди банту , зулусов и родственных групп) |
Укамайринек | Инуиты, живущие за Полярным кругом |
Страх перед Виндиго | Коренные жители северо-восточной Америки |
Другие примеры
[ редактировать ]Хотя «этноцентрическая предвзятость евроамериканских психиатров привела к идее, что синдромы, связанные с культурой, присущи только незападным культурам», [22] На территории сопредельных Соединенных Штатов потребление каолина , разновидности глины, было предложено как синдром, связанный с культурой, наблюдаемый у афроамериканцев в сельских районах Юга, особенно в районах, где добыча каолина является обычным явлением. [23]
В Южной Африке среди народа коса синдром амафуфуньяна обычно используется для описания тех, кто, как полагают, одержим демонами или другими злыми духами. Традиционные целители в этой культуре обычно проводят экзорцизм, чтобы изгнать этих духов. Изучив это явление, исследователи обнаружили, что многие люди, утверждавшие, что страдают этим синдромом, проявляли черты и характеристики шизофрении . [24] [25]
Некоторые исследователи предположили, что как предменструальный синдром (ПМС), так и более тяжелое предменструальное дисфорическое расстройство (ПМДР), физические механизмы которых в настоящее время неизвестны, [26] [27] [28] являются синдромами, связанными с западной культурой. [29] [30] Однако это спорно. [29]
Тарантизм — это выражение массового психогенного заболевания, зарегистрированного в Южной Италии с 11 века. [31]
Моргеллоны — это редкое кожное заболевание, которое самостоятельно диагностируют, о котором сообщается преимущественно у белого населения США . [32] Журналист назвал это заболевание «социальной болезнью, передающейся через Интернет». [33]
Вегетососудистую дистонию можно считать примером соматического заболевания, формально признанного местными медицинскими сообществами в странах бывшего СССР, но не признанного в западных классификационных системах. Природа его общего термина как неврологического состояния также приводит к диагностированию невротических пациентов как неврологических. [34] [35] по сути, заменяя возможную психиатрическую стигму синдромом, связанным с культурой, замаскированным под неврологическое состояние.
Известно, что дети-беженцы в Швеции впадают в состояние, похожее на кому, когда узнают, что их семьи будут депортированы. Считается , что это состояние, известное по-шведски как uppgivenhetssyndrom , или синдром отставки , существует только среди беженцев в Швеции, где оно распространено с начала 21 века. В 130-страничном отчете о заболевании, подготовленном по заказу правительства и опубликованном в 2006 году, группа психологов, политологов и социологов выдвинула гипотезу, что это синдром, обусловленный культурой. [36]
Испуговое расстройство, похожее на лату, называемое иму (иногда пишется иму: ), встречается среди айнов , как сахалинских айнов, так и айнов Хоккайдо. [37] [38]
Состояние, подобное пиблокто, называемое менерик (иногда мерячение ), встречается у якутов , юкагиров и эвенков, проживающих в Сибири. [39]
Похожее на транс агрессивное поведение викингов эпохи берсерков – поведение, которое исчезло с приходом христианства – было описано как синдром, связанный с культурой. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Диагностические критерии исследования , с. 213–225 ( ВОЗ, 1993 г.)
- ^ Порта, Микель, изд. (2008). «Поведенческая эпидемия» . Эпидемиологический словарь (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН 978-0-19-157844-1 . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Американская психиатрическая ассоциация (2000), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е изд., текстовая редакция , Американский психиатрический паб, с. 898, ISBN 978-0-89042-025-6
- ^ Перри, С. (13 января 2012 г.). Споры о психических заболеваниях, «связанных с культурой» . Получено 27 января 2013 г. из MinnPost.
- ^ Принц, Раймонд Х (июнь 2000 г.). «Транскультурная психиатрия: личный опыт и канадские перспективы» . Канадский журнал психиатрии . 45 (5): 431–437. дои : 10.1177/070674370004500502 . ISSN 0706-7437 . ПМИД 10900522 . S2CID 2159608 .
- ^ Джилек, WG (2001), «Психические расстройства: культурно-специфичные», Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , Elsevier, стр. 12272–12277, doi : 10.1016/b0-08-043076-7/03679-2 , ISBN 9780080430768
- ^ Jump up to: а б с Гуарначча, Питер Дж.; Роглер, Ллойд Х. (сентябрь 1999 г.). «Исследование синдромов, связанных с культурой: новые направления» . Американский журнал психиатрии . 156 (9): 1322–1327. дои : 10.1176/ajp.156.9.1322 . ПМИД 10484940 .
- ^ Латур, Бруно (1991). Мы никогда не были современными (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 105.
- ^ Шехтер, Дэниел С.; Маршалл, Рэндалл; Салман, Эстер; Гетц, Дебора; Дэвис, Шэрон; Либовиц, Майкл Р. (июль 2000 г.). «Нервная атака и история детских травм». Журнал травматического стресса . 13 (3): 529–534. дои : 10.1023/а:1007797611148 . ISSN 0894-9867 . ПМИД 10948492 . S2CID 33348909 .
- ^ Шехтер, Дэниел С.; Каминер, Тэмми; Гриненбергер, Джон Ф.; Амат, Хосе (2003). «Урывки и старты: тематическое исследование матери и ребенка, включающее насильственную травму и псевдоприпадки между поколениями в трех поколениях» . Журнал психического здоровья младенцев . 24 (5): 510–528. дои : 10.1002/imhj.10070 . ISSN 0163-9641 . ПМК 2078527 . ПМИД 18007961 .
- ^ Айонринде, Оедеджи А. (26 июня 2020 г.). « Мозговое истощение: синдром, связанный с «чрезмерным обучением» и умственным истощением в Британии XIX века» . Международное обозрение психиатрии . 32 (5–6): 520–535. дои : 10.1080/09540261.2020.1775428 . ISSN 0954-0261 . ПМИД 32589474 . S2CID 220121013 .
- ^ Американская психиатрическая ассоциация (22 мая 2013 г.). Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств . Американская психиатрическая ассоциация. дои : 10.1176/appi.books.9780890425596 . hdl : 2027.42/138395 . ISBN 978-0-89042-555-8 .
- ^ «Когда эпилепсия носит другое имя» . Фонд эпилепсии . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Халил, Надя; Макмиллан, Стефани; Бенбадис, Селим Р.; Робертсон, Деррик (февраль 2021 г.). «Рыбный суп от падучей болезни: прослеживание эпилепсии через хмонгов и западные верования». Эпилепсия и поведение . 115 : 107725. doi : 10.1016/j.yebeh.2020.107725 . ПМИД 33434883 . S2CID 231201804 .
- ^ Кляйнман, Артур (1 июня 1982 г.). «Неврастения и депрессия: исследование соматизации и культуры в Китае». Культура, медицина и психиатрия . 6 (2): 117–190. дои : 10.1007/BF00051427 . ISSN 1573-076X . ПМИД 7116909 . S2CID 23591895 .
- ^ Чунг, Фанни М.; Лау, Бернард В.К. (1 мая 1982 г.). «Ситуационные вариации обращения за помощью среди китайских пациентов» . Комплексная психиатрия . 23 (3): 252–262. дои : 10.1016/0010-440X(82)90073-6 . ISSN 0010-440X . ПМИД 7083852 .
- ^ Чунг, Фанни М. (1985), «Обзор психопатологии в Гонконге с особым упором на соматическую презентацию» , «Китайская культура и психическое здоровье » , Elsevier, стр. 287–304, doi : 10.1016/b978-0-12-701630 -6.50028-9 , ISBN 978-0-12-701630-6 , получено 27 августа 2022 г.
- ^ Шольте, Ян Аарт (14 сентября 2007 г.). «Определение глобализации» . Мировая экономика . 31 (11): 070916231942004––. дои : 10.1111/j.1467-9701.2007.01019.x . ISSN 0378-5920 . S2CID 219969085 .
- ^ Литтлвуд, Роланд (4 октября 2008 г.). «Болезнь в антропологическом контексте» . Ланцет . 372 (9645): 1211–1212. дои : 10.1016/S0140-6736(08)61503-2 . ISSN 0140-6736 .
- ^ Американская психиатрическая ассоциация (2000), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е изд., текстовая редакция , Американский психиатрический паб, стр. 898–901, ISBN 978-0-89042-025-6
- ^ Американская психиатрическая ассоциация (2013), Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е изд. , стр. 833–837 , ISBN. 978-0-89042-554-1
- ^ Принс, Р.; Тебо, EF (3 сентября 2016 г.). «Является ли нервная анорексия синдромом, связанным с культурой?». Обзор транскультурных психиатрических исследований . 20 (4): 299–302. дои : 10.1177/136346158302000419 . S2CID 144358885 .
- ^ Григсби Р.К., Тайер Б.А., Уоллер Р.Дж., Джонстон Г.А. младший (февраль 1992 г.). «Поедание мела в Средней Грузии: культурно-ориентированный синдром Пики?» Южный Мед Дж . (2): 190–192.
- ^ Нихаус DJ, Остхейзен П., Лохнер С., Эмсли Р.А., Джордан Э., Мбанга Н.И., Кейтер Н., Лоран С., Делёз Дж.Ф., Стейн DJ (март – апрель 2004 г.). «Синдром «легкой потливости», связанный с культурой, и «депрессия», специфичное для культуры событие: дифференцированные по семейному анамнезу шизофрении и других психических расстройств». Психопатология . 37 (2). Издательство Каргер : 59–63. дои : 10.1159/000077579 . ПМИД 15057028 . S2CID 23545601 .
- ^ Кэмпбелл, Меган М; Сибеко, Гудман; Торговый центр, Сумайя; Балдингер, Адам; Нагде, Мохамед; Сассер, Эзра; Штейн, Дэн Дж. (24 января 2017 г.). «Содержание бреда в выборке южноафриканских коса, больных шизофренией» . БМК Психиатрия . 17 (1): 41. дои : 10.1186/s12888-017-1196-3 . ПМК 5259874 . ПМИД 28118821 .
- ^ Хантер, Мелисса Х.; Мазик, Памела Дж.; Дикерсон, Лори М. (15 апреля 2003 г.). «Предменструальный синдром» . Американский семейный врач . 67 (8): 1743–1752. ISSN 0002-838X . ПМИД 12725453 .
- ^ Ричардсон, Дж. Т. (сентябрь 1995 г.). «Предменструальный синдром: краткая история». Социальные науки и медицина . 41 (6): 761–767. дои : 10.1016/0277-9536(95)00042-6 . ISSN 0277-9536 . ПМИД 8571146 .
- ^ Рэпкин, Андреа Дж.; Акопян, Алин Л. (июнь 2012 г.). «Патофизиология предменструального синдрома и предменструального дисфорического расстройства». Менопауза Интернэшнл . 18 (2): 52–59. дои : 10.1258/ми.2012.012014 . ISSN 1754-0461 . ПМИД 22611222 . S2CID 25219334 .
- ^ Jump up to: а б Алия Оффман, Пегги Дж. Кляйнплатц (2004). «Принадлежит ли ПМДР к DSM? Вызов медикализации женского тела» . Архивировано 28 июня 2011 г. в Wayback Machine канадском журнале человеческой сексуальности , Vol. 13.
- ^ Джонсон, ТМ (сентябрь 1987 г.). «Предменструальный синдром как расстройство, специфичное для западной культуры». Культура, медицина и психиатрия . 11 (3): 337–356. дои : 10.1007/BF00048518 . ISSN 0165-005X . ПМИД 3677777 . S2CID 30238189 .
- ^ Рассел Дж. Ф. (октябрь 1979 г.). «Тарантизм» . Мед Хист . 23 (4): 404–25. дои : 10.1017/s0025727300052054 . ПМК 1082580 . ПМИД 390267 .
- ^ Савелий, Вирджиния Р; Стрикер, Рафаэль Б. (13 мая 2010 г.). «Болезнь Моргеллонов: анализ популяции с клинически подтвержденными микроскопическими подкожными волокнами неизвестной этиологии» . Клиническая, косметическая и исследовательская дерматология . 3 : 67–78. дои : 10.2147/ccid.s9520 . ISSN 1178-7015 . ПМК 3047951 . ПМИД 21437061 .
- ^ «Патогены и люди: Интернет помогает распространять заблуждение о том, что Моргеллоны — это болезнь» . Родной город Аннаполис . 9 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Михайлов Б (2010). «П02-34 – Вопросы статистики психиатрической помощи в Украине» . Европейская психиатрия . 25 : 652. doi : 10.1016/S0924-9338(10)70647-7 . S2CID 70674537 . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ Кудинова О.; Михайлов, Б. (2014). «EPA-1025 — Интегративная психотерапевтическая модель тревожных расстройств» . Европейская психиатрия . 29 (1): 1–10. дои : 10.1016/S0924-9338(14)78319-1 . ISSN 0924-9338 . ПМИД 24119631 . S2CID 145677211 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Рэйчел Авив (3 апреля 2017 г.). «Травма перед депортацией» . Житель Нью-Йорка . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Ценг, Вэнь-Шинг (6 июня 2001 г.). Справочник по культурной психиатрии . Академическая пресса. п. 250. ИСБН 9780127016320 .
- ^ Онуки-Тирни, Эмико (8 мая 2014 г.). Болезнь и исцеление у сахалинских айнов . Издательство Кембриджского университета. п. 198. ИСБН 9781107634787 .
- ^ Сидоров, П.И.; Давыдов, АН (1992). «Этнопсихиатрические исследования среди национальных меньшинств Севера России и Сибири». Бехтеревский обзор психиатрии и медицинской психологии . Вашингтон. ISBN 0-88048-667-8 . ISSN 1064-6930 .
- ^ Хойерстен, Джон Гейр (16 декабря 2004 г.). «Берсерки, что с ними не так?». Журнал Норвежской медицинской ассоциации: Журнал практической медицины, Нью-Йорк Раекке . 124 (24): 3247–3250. ISSN 0807-7096 . ПМИД 15608781 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кляйнман, Артур (1991). Переосмысление психиатрии: от культурной категории к личному опыту . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-917441-8 . Проверено 8 января 2011 г.
- Лэнди, Дэвид, изд. (1977). Культура, болезни и исцеление: исследования в области медицинской антропологии . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-02-367390-0 .
- Лаунер, Джон (ноябрь 2003 г.). «Народные болезни и медицинские модели» . КДЖМ . 96 (11): 875–876. дои : 10.1093/qjmed/hcg136 . ПМИД 14566046 .
- Саймонс, Рондальд С ; Хьюз, Чарльз С., ред. (1985). Культурно-ориентированные синдромы: народные болезни и антропологический интерес . издательства D. Reidel Publishing Co. Дордрехт, Голландия: ISBN 978-90-277-1858-7 . Проверено 9 сентября 2010 г. Мягкая обложка ISBN 90-277-1859-8
- Ребхун, Луизиана (2004). «Культурно-ориентированные синдромы» . В Эмбере, Кэрол Р .; Мелвин Эмбер (ред.). Энциклопедия медицинской антропологии: здоровье и болезни в мировых культурах . Нью-Йорк: Издательство Klower Academic/Plenum. стр. 319–327. ISBN 978-0-306-47754-6 . Проверено 9 сентября 2010 г. (Примечание: на разных страницах предварительного просмотра всю главу можно просмотреть по ссылке в заголовке).
- Кирмайер, ЖЖ (2001). «Культурные различия в клинических проявлениях депрессии и тревоги: значение для диагностики и лечения». Журнал клинической психиатрии . 62 : 22–30. ПМИД 11434415 .
- Бурес, Франк (2016). География безумия: воры пенисов, смерть вуду и поиск значения самых странных синдромов в мире . Твердый переплет. Мелвилл Хаус. ISBN 978-1612193724 .