Jump to content

Люди коса

Люди коса
Коса
Коса заканчивает колледж Зоннеблум в 1860 году, Кейптаун, Капская колония.
Общая численность населения
9,660,004
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР 9 415 133 ~ (оценка на 2022 год)

Восточный Кейп : 5 102 053
Западный Кейп : 2 326 704
Гаутенг : 862 124
Свободное государство : 320 645
Квазулу-Натал : 405 140
Северо-Запад : 225 023
Северный Кейп : 101 062
Восток : 50 225

Лимпопо : 22 157
 Зимбабве 200,000 [1]
 Ботсвана 12,000
 Намибия 10,000
 Лесото 23,000
Языки
коса
Исизулу , сесото , английский , африкаанс
Религия
Бог ,
Камата , христианство
Родственные этнические группы
Южные ндебеле , зулу , хлуби , свати и северные ндебеле , грика , койсан , народ сан , кхое , народ фути , /ксам
коса
Человек Коса
Люди Коса
Язык коса
Страна В Косе

Народ коса , или говорящие на языке коса люди ( / ˈ k ɔː s ə / KAW -sə , / ˈ k s ə / KOH -sə ; [2] [3] [4] произношение коса: [kρʰɔ́ːsa] ) — этническая группа банту, родом из Южной Африки . Они являются второй по величине этнической группой в Южной Африке и являются носителями языка исихоса .

В настоящее время более девяти миллионов человек, говорящих на языке коса, проживают по всей Южной Африке, хотя их традиционной родиной является в первую очередь Восточно-Капская провинция Южной Африки . Их язык, isiXhosa, является одним из самых густонаселенных языков Южной Африки. до 1994 года апартеида Система Бантустана предписывала им иметь самоуправляющиеся «родины» (местные резерваты), а именно; Транскей и Сискей — часть Восточно-Капской провинции, где сохранилась большая часть коса. Значительная популяция также процветает в Западно-Капской провинции страны. Кейптаун ( eKapa в косе), Восточный Лондон ( eMonti ) и Гкеберха ( e-Bhayi ).

По состоянию на 2003 год Большинство говорящих на коса, около 5,3 миллиона человек, проживали в Восточной Капской провинции, за ней следовали Западная Капская провинция (около 1 миллиона), Гаутенг (971 045), Свободное государство (546 192), Квазулу-Натал (219 826), Северо-Запад (214 461 ). ), Мпумаланга (46 553), Северный Кейп (51 228) и Лимпопо (14 225). [5]

В Зимбабве существует небольшая, но значительная община, говорящая на языке коса ( мфенгу ), и их язык, исихоса, признан официальным национальным языком . Это сообщество представляет собой остаток, мигрировавший из Центральной Африки в Южную Африку после основания Родезии Сесилом Родсом . [ нужны разъяснения ] [6]

Деревня Коса в Восточном Кейпе.

Были обнаружены некоторые археологические свидетельства, позволяющие предположить, что люди, говорящие на языке коса, жили в районе Восточного Кейпа, по крайней мере, с 7 века . [7] Современные коса — это народ нгуни , потомок банту. [ нужна ссылка ]

Происхождение

[ редактировать ]
с изображением группы народа коса Иллюстрация Томаса Бейнса (1848 г.).

Народ коса — потомки предков нгуни. В устной истории коса также упоминается историческое поселение под названием «Элулангени», предположительно находившееся в Восточной Африке, в котором нгуни жили некоторое время, прежде чем продолжить свою миграцию. [ нужна ссылка ]

Пересекая горы и реки в Южной Африке, эти фермеры-агро-скотоводы привели с собой свой крупный рогатый скот и коз и поглотили более слабые группы сан в регионе. Они также принесли с собой оружие, особенно свои ассеги и щиты , и образовали группы или вождества и королевства, главным образом на территории нынешнего Восточного Кейпа . [ нужна ссылка ]

Щит коса

Королевство

[ редактировать ]
Копейщик коса

Согласно устной традиции, современное королевство коса было основано где-то до 15 века Тшаве (в честь которого назван королевский клан коса), который сверг своего брата Сирху (при содействии своего брата Джвархи) с помощью амаНгвеву клана Королевство амаМпондомис. Затем Тшаве и его армия включили ранее независимые кланы Нгуни в состав Королевства Коса. Также были включены племена кой-кой , в том числе инки, гиква и ама-Нгкосини (как койского, так и сото происхождения).

Ранее независимые кланы (многие из которых были койского происхождения) и вождества в регионе стали данниками ама-тшаве и говорили на исихоса в качестве своего основного языка.

Государство коса достигло политического господства на большей части мыса Хой, простираясь до самых окраин Капского полуострова. [8]

С заселением Капской колонии европейцами в 1652 году коренное население постепенно вытеснялось на восток, пока в 1700-х годах границы Капской колонии не оттеснили население достаточно далеко на восток (при этом отношения между колонистами и местными жителями значительно нарушились), чтобы создать критическая масса враждебно настроенного населения для сопротивления колонистам в Восточно-Капской провинции. Это спровоцировало приграничные войны на мысе , которые представляют собой одно из самых длительных военных сопротивлений колониализму. [9]

Историческим конечным результатом будет содержание значительной части коренного населения Кейптауна в местных заповедниках в самой восточной части Кейптауна. Однако это население также постоянно будет служить рабочей силой внутри Капской колонии. Эти местные заповедники будут переименованы в «родины» в 20 веке и будут полностью демонтированы только в 1994 году, когда население вернется в более широкий мыс.

Стычка во время войн коса

В 19 веке коса воевали и дали отпор многим племенам, бежавшим от зулусов в Натале , это было во времена исторического мфекане . Те, кого приняли, ассимилировались с культурным образом жизни коса и следовали традициям коса. [ нужна ссылка ] Коса называли эти различные племена АмаМфенгу , что означает странники, и состояли из таких кланов, как амаБхака , амаБхеле , амаХлуби , амаЗизи и Радебе. По сей день потомки амаМфенгу являются частью народа коса, говорят на исикоса и практикуют культуру коса. [ нужна ссылка ]

Единство и способность коса противостоять колониальному вторжению были ослаблены голодом и политическими разногласиями, последовавшими за движением за убийство скота в 1856–1858 годах . Историки теперь рассматривают это движение как ответ милленаристов , как непосредственно на болезнь легких, распространявшуюся среди крупного рогатого скота коса в то время, так и менее непосредственно на стресс для общества коса, вызванный продолжающейся потерей их территории и автономии. [ нужна ссылка ]

Некоторые историки утверждают, что это раннее погружение в экономику заработной платы является основной причиной долгой истории членства в профсоюзах и политического лидерства среди народа коса. [ нужна ссылка ] Эта история сегодня проявляется в высокой степени представительства коса в руководстве Африканского национального конгресса (АНК), правящей политической партии Южной Африки в правительстве . [10]

Карта Южной Африки, на которой основная языка коса выделена зеленым цветом область речи

Коса — агглютинативный тональный язык , относящийся к лингвистической классификации банту . Хотя коса называют свой язык «исихоса», на английском его обычно называют «коса». Письменная коса использует систему, основанную на латинском алфавите . На коса говорит около 18% населения Южной Африки, и он имеет некоторую взаимопонимаемость с зулусом, особенно с зулусом, на котором говорят в городских районах. Многие носители коса, особенно те, кто живет в городских районах, также говорят на зулу, и/или африкаанс , и/или английском языке. [11]

Обряды посвящения

[ редактировать ]

Коса — южноафриканская культурная группа, которая делает упор на традиционные обычаи и обычаи, унаследованные от своих предков. У каждого человека в культуре коса есть свое место, признанное всем сообществом. Начиная с рождения, человек коса проходит этапы обучения, которые признают его рост и закрепляют за ним признанное место в обществе. Каждый этап отмечен особым ритуалом, направленным на знакомство человека со своими собратьями, а также со своими предками. Начиная с имбелеко , ритуала, проводимого для представления новорожденного предкам, до умпхумо (возвращения домой), от инквенкве (мальчика) до индоды (мужчины). Эти ритуалы и церемонии священны для самобытности и наследия коса и других африканских потомков. Хотя некоторые западные ученые ставят под сомнение актуальность этих практик сегодня, даже урбанизированные жители коса все еще следуют им. Улвалуко также являются традициями , и интонджане которые отделяли это племя от остальных племен нгуни. Они проводятся, чтобы отметить переход от детства к взрослой жизни. Зулусы когда-то проводили этот ритуал, но король Шака остановил его из-за войны в 1810-х годах. В 2009 году он был вновь введен королем Гудвиллом Звелитини Зулу, но не как обычай, а как медицинская процедура для борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Все эти ритуалы символизируют развитие человека. Перед выполнением каждого из них человек проводит время со старейшинами сообщества, чтобы подготовиться к следующему этапу. Поучения старцев не записываются, а передаются из поколения в поколение устной традицией. ( Например , изидуко клан), который имеет наибольшее значение для идентичности коса (даже больше, чем имена и фамилии), передается от одного к другому посредством устной традиции. Знание своего исидуко считается позором и убурханукой жизненно важно для коса, и незнание своего клана (отсутствием личности). Это считается настолько важным, что когда два незнакомца встречаются впервые, первым, кто узнает друг друга, является исидуко . Это настолько важно, что два человека с одинаковой фамилией, но с разными клановыми названиями считаются совершенно чужими людьми, а два человека из одного клана, но с разными фамилиями, считаются близкими родственниками. Это формирует корни убунту (человеческой доброты) – поведения, синонимичного для этого племени, как протягивание руки помощи совершенно незнакомому человеку, когда он в этом нуждается. Ubuntu идет дальше, чем просто помощь друг другу – она настолько глубока, что распространяется даже на заботу о соседском ребенке и выговор ему, когда он неправ. Отсюда и поговорка: «Чтобы вырастить ребенка, нужна деревня».

Одним из традиционных ритуалов, который до сих пор регулярно практикуется, является ритуал зрелости, тайный обряд, отмечающий переход от детства к зрелости, ульвалуко . После ритуального обрезания посвященные ( абаквета ) живут изолированно до нескольких недель, часто в горах. В процессе лечения они мажут свое тело белой глиной и соблюдают многочисленные обычаи.

В наше время эта практика вызвала споры: с 1994 года произошло более 825 смертей, связанных с обрезанием и инициацией, а также распространение инфекций, передающихся половым путем , включая ВИЧ , из-за практики обрезания посвященных одним и тем же лезвием. [12] дебютировал скандальный мини-сериал, посвященный обрезанию коса и обрядам инициации В марте 2007 года на Южноафриканской радиовещательной корпорации . Сериал под названием «Умтунзи Вентаба» был снят с эфира после жалоб традиционных лидеров на то, что обряды являются секретными и не подлежат раскрытию непосвященным и женщинам. [13] сайт ulwaluko.co.za В январе 2014 года голландский врач запустил . В нем представлена ​​галерея фотографий травмированных пенисов, вызвавших возмущение среди традиционных лидеров Восточной Капской провинции. [14] Южноафриканский совет по кинематографии и публикациям постановил, что веб-сайт является «научным и имеет большую образовательную ценность» и посвящен «социальной проблеме, требующей срочного вмешательства». [15]

Девочек также посвящают в женственность (Интонджан). Они тоже уединяются, хотя и на более короткий период. Посвященные женщины не подвергаются обрезанию . [16]

Другие обряды включают уединение матерей в течение десяти дней после родов, а также захоронение последа и пуповины недалеко от деревни. Это отражено в традиционном приветствии Инкаба яххо ифи ? буквально «где твой пупок?» Ответ «сообщает кому-то, где вы живете, какова ваша клановая принадлежность и каков ваш социальный статус, и содержит массу нераскрытой культурной информации. Самое главное, он определяет, к чему вы принадлежите». [17]

Ритуалы, связанные с умтшато (свадьбой коса)

[ редактировать ]

Брак коса, умтшато , наполнен множеством обычаев и ритуалов, связанных с соблюдением традиционных обычаев коса. Эти ритуалы десятилетиями практиковались народом коса и также были включены в современные браки коса. Цель практик — объединить две разные семьи и дать рекомендации молодоженам на протяжении всего процесса. [18]

Чтобы начать процедуру, мужчина, намеревающийся жениться, проходит через Укутвалву , что влечет за собой выбор будущей невесты и заявление о своих намерениях жениться, однако эта практика применялась не всеми племенами народа коса. [19] В наши дни мужчина и женщина, скорее всего, находились в отношениях или ухаживали до Укутвалвы . За десятилетия до этого Укутвалва повлекла за собой законное похищение невесты, когда мужчина мог выбрать женщину по своему вкусу в качестве своей невесты и вступить в переговоры с семьей невесты без ее ведома и согласия. Согласно традиции, ей придется соблюдать брак. [20]

После Укутвалы мужчина будет обсуждать со своими родителями или родственниками, чтобы сообщить им о своем выборе невесты. В ходе этого обсуждения будет раскрыто и исследовано имя клана исидуко . женщины [18] Если бы выяснилось, что женщина и мужчина имеют одно и то же имя клана, им не разрешили бы заключить брак, поскольку сказано, что люди с одинаковым названием клана состоят в одном родстве и не могут вступить в брак. [21]

приданое

[ редактировать ]

Как только обсуждения с семьей будут завершены и получена удовлетворительная информация о женщине, семья мужчины приступит к назначению посредников в переговорах по вопросам брака. Именно эти переговорщики поедут к семье женщины, чтобы сообщить о мужчине и его намерениях. Как только участники переговоров доберутся до семьи женщины, их поместят в крааль, инкундла , семьи женщины. Если в семье нет крааля, их просто будут держать вне дома, поскольку им не будет разрешено войти в дом без согласия и принятия семьи женщины. Именно здесь о лоболе ( приданом начнутся переговоры ). Семья женщины сообщит им выкуп за невесту и дату, когда они должны вернуться, чтобы заплатить эту цену. Выкуп за невесту зависит от множества факторов, таких как уровень ее образования, уровень благосостояния ее семьи по сравнению с уровнем благосостояния семьи мужчины, то, что мужчина собирается получить от брака, и общая желательность женщины. Выкуп за невесту мог осуществляться либо скотом, либо деньгами, в зависимости от семьи женщины. Современные семьи коса предпочли бы деньги, поскольку большинство из них проживают в городских городах, где не было бы ни места, ни разрешений для содержания скота. [22]

По возвращении семьи мужчины в указанный день они заплатят выкуп за невесту и принесут с собой дары, такие как домашний скот и алкогольные напитки ивази , которые будут распиты семьей невесты. Как только лобола от переговорщиков мужчины будет принята, по традиции коса они будут считаться женатыми, и начнутся празднования. К ним относятся забой скота в знак благодарности предкам, а также выливание большого количества алкогольных напитков на землю дома невесты в знак благодарности предкам. Затем семью жениха приглашают в семью, и для семьи жениха будет приготовлено традиционное пиво Умкомботи в знак признательности со стороны семьи невесты.

Дисциплина

[ редактировать ]

Чтобы укрепить свое единство, семья невесты отправится в дом жениха, где старейшины обратятся к ней с вопросами, как вести себя и соответствующе одеваться в ее новом доме, это называется Укуялва . [18] Кроме того, женщины из семьи жениха дадут ей новое имя, и это имя означает связь двух семей.

Практика захоронения коса

[ редактировать ]

Практика и обычаи погребения включают определенную последовательность событий и ритуалов, которые необходимо выполнить, чтобы похороны считались достойными. Как только семья была уведомлена о смерти члена семьи, большая семья собирается вместе, чтобы подготовиться к похоронам умершего.

Ритуал « умкафо » (сопровождать) проводится с целью сопроводить дух умершего в землю предков. Лидер местного мужского клана или его доверенное лицо облегчает этот процесс. Цель умкафо — сохранить связь между умершим человеком и скорбящим, чтобы умерший мог вернуться позже и общаться как предок.Во время этого ритуала забивают такое животное, как коза. Более крупное животное, такое как корова, также может быть зарезано для важного человека, например, главы семьи, в то время как коза без порока может быть зарезана для других.

Дальнейшие обычаи включают в себя опустошение главной спальни скорбящей семьи, известное как « индлу энкулу ». В этой комнате члены семьи и друзья отдадут большую часть последних почестей. Опустошение комнаты происходит для того, чтобы освободить место для членов расширенной семьи, которые смогут скорбеть в главной комнате. Первые члены семьи и/или соседи, приехавшие, обустраивают главную спальню таким образом, чтобы разместить такое расположение сидений, кладя традиционную травяную циновку ( ухухо на пол ) или матрас.

Скорбящим не требуется приглашение на похороны, и на похороны могут прийти все, кто может и хочет. Это означает, что семье скорбящего приходится обслуживать неизвестное количество скорбящих. Традиционно скорбящих кормили « инкобе », то есть вареной сушеной кукурузой и водой. Кукурузу брали из семейных продовольственных запасов, а также дарили члены семьи и соседи. В 21 веке считается табу кормить скорбящих « инкобе », и из-за стыда похоронное обслуживание стало прибыльным бизнесом для индустрии во время похорон.

Женщина коса готовит еду для больших групп людей

В день похорон, прежде чем члены расширенной семьи разойдутся по домам, проводится ритуал уку-ку-кукса (очищения) и забивают козу, овцу или даже домашнюю птицу. [23] [24]

На следующий день после погребения проводится ритуал очищения , во время которого скорбящие женщины семьи идут к ближайшей реке, чтобы выстирать все материалы и одеяла, которыми пользовался умерший перед смертью. Кроме того, одежду умершего выносят из дома, а члены семьи бреют волосы. Бритье волос — признак того, что жизнь продолжает зарождаться даже после смерти. [25]

Традиционная диета

[ редактировать ]

Коса поселились на горных склонах гор Аматола и Винтерберг. Многие ручьи впадают в великие реки этой территории коса, включая реки Кей и Фиш. Плодородные почвы и обильные осадки делают бассейны рек пригодными для земледелия и выпаса скота, что делает скотоводство важным фактором и основой богатства.

Традиционные продукты питания включают говядину ( Иньяма йенкомо ), баранину ( Иньяма егуша ) и козье мясо ( Иньяма йебхокве ), сорго , молоко (часто ферментированное , называемое « амаси »), тыквы ( аматанга ), миели-миль (кукурузная мука), самп . ( умнгкушо ), фасоль ( иимботыйи ), овощи , такие как «рабе» напоминающий щавель , « имвомво » , сладкий сок алоэ , дикий шпинат , , или « ихова » , гриб, растущий после летних дождей. [26]

Кухня коса

[ редактировать ]
Пиво коса Умкомботи в Ланге
  • Амасеба — кусочки неочищенной тыквы, приготовленные в большом количестве воды.
  • Амархеву или магеу , мягкая и кислая каша
  • Иинкобе очищали от кожуры свежих кукурузных зерен и варили до готовности. Его едят как закуску, желательно с солью.
  • Исидуду — мягкая каша из мучных изделий. Обычно его подают на завтрак с сахаром и молоком.
  • Интьябонти цитрусовая дыня с белой внутренностью, которую едят сырой или приготовленной.
  • Изофи , кукурузный суп с фасолью или горохом.
  • Умкуку , ферментированная каша [амархеву], кислая, немного мягкая, чем сама каша, смешанная с сухой кашей [умфококо]; был популярен в 1900-х годах.
  • Умлеква — блюдо, приготовленное из выращенной на свободном выгуле курицы, .
  • Умнгкушо — блюдо из белой кукурузы и сахарной фасоли, основной продукт питания народа коса.
  • Умпококо , крошащаяся каша
  • Умкомботи — сорт пива, приготовленный из ферментированной кукурузы и сорго.
  • Умвубо (Амаси) кислое молоко, смешанное с умфококо, которое обычно едят коса.
  • Умбхако — буханка хлеба, которую обычно готовят из домашнего теста. Обычно круглые, из форм для запекания.
  • Умфино , дикий шпинат/капуста под названием имифино, шпинат, смешанный с мучной мукой.
  • Умка , блюдо из тыквы и миели (кукурузной муки).
  • Умхосози — тыква, которую готовят до того, как она полностью созреет.

Искусство

[ редактировать ]
Женский наряд коса из хлопчатобумажной одеяльной ткани, окрашенный красной охрой и украшенный стеклянными бусинами, перламутровыми пуговицами и отделкой из черного фетра.

Традиционные ремесла включают вышивку бисером, ткачество, работу по дереву и гончарное дело.

Традиционная музыка включает в себя барабаны, погремушки, свистки, флейты, губки и струнные инструменты, а особенно групповое пение, сопровождаемое аплодисментами. [ нужна ссылка ] Есть песни для различных ритуальных случаев; Одна из самых известных песен коса - свадебная песня под названием « Qongqothwane », исполненная Мириам Макеба как «Click Song # 1». Помимо Макебы, на косе записывают и выступают несколько современных групп.Миссионеры познакомили коса с западным хоровым пением. [ нужна ссылка ] « Nkosi Sikelel' iAfrika », часть государственного гимна Южной Африки, представляет собой гимн коса, написанный в 1897 году Енохом Сонтонгой .

Первые газеты , романы и пьесы на языке коса появились в 19 веке, поэзия коса также приобретает известность. [27]

Деревня Коса в Восточном Кейпе.

На языке коса снято несколько фильмов. «Ю-Кармен эХайелитша» — современный ремейк оперы Бизе 1875 года «Кармен» . Он полностью снят на языке коса и сочетает в себе музыку из оригинальной оперы с традиционной африканской музыкой. Это происходит в кейптаунском городке Хайелитша . В фильме «Черная пантера» также используется язык коса.

Коса вышивка бисером

[ редактировать ]

Бусы — это небольшие круглые предметы из стекла, дерева, металла, ореховой скорлупы, костяных семян и т.п., которые затем прокалывают для нанизывания. [28] До того, как появились стеклянные бусины, люди использовали для изготовления бус натуральные материалы. Люди коса полагались на сан , продавая им бусы посредством торговли или бартерного обмена. Люди коса отдавали сан коноплю в обмен на бусы. Бусины, изготовленные саном, были сделаны из скорлупы страусиных яиц , которые были расколоты до небольшого размера, просверлены, отполированы и нанизаны на сухожилия. Их производство занимало много времени, поэтому они были редкими, дорогими, ценными и востребованными. Записано, что только в 1930-х годах португальцы начали продавать стеклянные бусины. [29]

Бисероплетение коса и его символика

[ редактировать ]

В разных культурах украшения служат определенной цели в качестве социальных маркеров. Они используются для определения принадлежности человека с точки зрения его личности, истории и географического положения. Они раскрывают личную информацию относительно возраста, пола и социального класса, поскольку некоторые бусы предназначались для ношения членами королевской семьи. Вышивка бисером создает чувство принадлежности, культурной самобытности и традиций, поэтому люди рисуют свой культурный образ жизни и смыслы, поскольку люди коса используют их в качестве социальных маркеров. Люди коса верят, что бусины также создают связь между живыми и предками, поскольку прорицатели используют их во время ритуалов. Таким образом, четки имеют определенное духовное значение. [29]

Социальную идентичность/маркеры в отношении возраста, пола, класса, семейного положения, социального ранга или роли, а также духовного состояния можно определить с помощью вышивки бисером коса. Символические отсылки черпаются из бусин через цвет, рисунок, форму и мотивы. Однако следует принять во внимание, что некоторые из этих сообщений ограничиваются определенной группой или между двумя людьми. В культуре коса бусины представляют собой организационную структуру людей и обряды перехода, которые люди прошли, поскольку бусины представляют этапы жизни. Часто используемые мотивы на бусинах включают деревья, ромбы, четырехугольники, шевроны, треугольники, круги, параллельные линии, которые образуют узор, эксклюзивный для определенных возрастных групп. Хотя вышивка бисером имеет определенное культурное значение, поскольку определенные мотивы имеют исключительное значение, создатель вышивки бисером обладает творческим контролем и может создавать и черпать смыслы на основе индивидуальных предпочтений. Таким образом, значения, извлекаемые из вышивки бисером, не являются жестко заданными. [29]

У тембу (племя в Восточной Капской провинции, которое часто ошибочно называют племенем коса) после обрезания мужчины носили и до сих пор носят юбки, тюрбаны и широкий воротник из бус. Жилет, длинные ожерелья, нашейные повязки, нарукавные повязки, гетры и пояса являются частью его регалий. Преобладающие цвета в вышивке из бисера — белый и темно-синий, а также желтые и зеленые бусины, символизирующие плодородие и новую жизнь соответственно. [29] Люди коса считают белый цвет чистоты и посредничества; белые бусины до сих пор используются как подношения духам или создателю. Амагкира/прорицатели используют белые четки при общении с предками. Эти прорицатели также носят с собой украшенные бусами копья, которые связаны с предками, вдохновляющими прорицателя; рожки из бисера; и тыквы для хранения лекарственных средств или нюхательного табака. «Амагеза», вуаль из бус, также является частью их регалий, этими бусами они раскачивают перед чьими-то глазами, чтобы вызвать состояние, подобное трансу. [29]

Inkciyo — это расшитая бисером юбка, которая служит предметом одежды, закрывающим лобковую область. [30] У народа пондо (клан коса) бусы имеют бирюзовый и белый цвет. Эту юбку носят во время церемонии проверки девственности среди народа коса, проходящего обряд перехода в женственность. [31]

Иммпе — это свисток с ожерельем. Свисток символизирует вступление в подростковый возраст. [32]

Вышивка бисером коса и другие изделия из бисера, относящиеся к культуре, имеют культурные связи, но в наши дни бусины также носят как модные предметы, либо в знак культурной признательности, либо в качестве присвоения. Использование культурных изделий из бисера в качестве модных предметов означает, что каждый может носить эти изделия, не принадлежа к этой культурной группе. [33]

Культура коса имеет традиционный дресс-код, основанный на социальном положении людей, отражающих разные этапы жизни. У «людей красных одеял» (народ коса) есть обычай носить красные одеяла, окрашенные красной охрой, причем интенсивность цвета варьируется от племени к племени. Другая одежда включает вышивку бисером и набивные ткани. Хотя в целом образ жизни коса был адаптирован к западным традициям, люди коса по-прежнему носят традиционную одежду для особых культурных мероприятий. У разных племен есть свои варианты традиционной одежды, включая цвет одежды и вышивку бисером. Это позволяет различным группам коса отличаться друг от друга благодаря разным стилям одежды. Женщины Гкалека, например, обвивают свои руки и ноги бусами и медными браслетами, а некоторые также носят шейные бусы. [34]

Незамужние женщины часто носят накидки, повязанные на плечах, оставляя грудь обнаженной. Помолвленные женщины красили заплетенные в косички волосы и закрывали ими глаза, это делалось в знак уважения к женихам. Женщины коса носят головной убор, закрывающий голову, в знак уважения к главе семьи, которым является их отец или муж. Пожилым женщинам коса разрешается носить более сложные головные уборы из-за их старшинства.

Описание

[ редактировать ]
  • Incebetha — небольшое одеяло, которое используется как бюстгальтер. Его прикалывают или украшают бусинами. Процесс изготовления «инцебеты» называется «урасва».
  • «Ифулу» — это одежда, которую носят под поясом. «Ифулу» покрыт «исикахой» или «умбако» и состоит из одеяла. Он также украшен бусинами урхасва.
  • «Икхия» — это ткань, которая надевается на голову и покрывается бусами. Затем женщины надевают на талию маленькое и легкое одеяло, называемое «уксакатха».
  • Женщины делают браслеты из бусинок, называемые «инцимби» или «амасо», которые носят на ногах. «Инцимби» или «амасо» также носят на талии. «Инсимби» или «амасо» изготавливается из тонкой проволоки или гибкого материала. «Имитшеке» носят на запястье. Носят небольшую ручную сумку, которая называется «ингксова». [35]
Мужчины коса отдыхают во время охоты.

Мужчины коса традиционно выполняли роли охотников, воинов и скотоводов, поэтому шкуры животных составляют важную часть их традиционной одежды. Мужчины часто носят сумки из козьей кожи, в которых можно носить с собой такие предметы первой необходимости, как табак и нож. Мешок обычно изготавливается из кожи, которую снимали одним куском, сушили, не удаляя волосы, и выворачивали наизнанку.В особых случаях, таких как свадьбы или церемонии инициации, мужчины коса носят вышитые юбки с прямоугольной тканью через левое плечо, в качестве альтернативы можно носить тунику и нити ожерелья из бисера. [36]

Описание

[ редактировать ]

Мужчины носят «ингчава» — бело-черное одеяло, украшенное «укурхасва». Мужчины носят бусы на шее. «Исичебе» — короткая бусина, а «Исиданга» — длинное ожерелье из бусин разных цветов. Мужчины носят на запястьях и ногах бусы, называемые «амасо». Бусы, которые носят на голове, называются «уннгка» или «игвала». Мужчины курят трубки, украшенные «укурхасва». Традиционные курительные трубки называются «умбхека фешея». [37] [34]

Коса в современном обществе

[ редактировать ]
Современный наряд коса.
Мужчина коса, Восточный Кейп.
Девушка коса.

Люди коса по состоянию на 2011 год составляли примерно 18% населения Южной Африки. Коса — вторая по величине культурная группа в Южной Африке после народа зулусов . [38]

При апартеиде уровень грамотности взрослого населения составлял всего 30%. [ нужна ссылка ] и в 1996 году исследования оценили уровень грамотности носителей коса на первом языке примерно в 50%. [39] Однако с тех пор были достигнуты успехи. [ нужна ссылка ]

Образование в начальных школах, обслуживающих общины, говорящие на языке коса, проводится на языке коса , но после первых классов начальной школы оно заменяется английским языком. Однако коса по-прежнему считается изучаемым предметом, и коса можно изучать на университетском уровне. Большинство студентов Университета Уолтера Сисулу и Университета Форт-Хэр говорят на языке коса. Университет Родса в Грэхемстауне, кроме того, предлагает курсы коса как для носителей, так и для тех, кто не является родным языком. Оба эти курса включают компонент культурологии. Профессор Рассел Х. Кашула, руководитель Школы языков на Родосе, опубликовал множество статей о культуре коса и устной литературе. [ нужна ссылка ]

Последствия государственной политики в годы апартеида все еще можно увидеть в бедности коса, которые все еще проживают в Восточной Капской провинции. В это время мужчины коса могли искать работу в горнодобывающей промышленности только в качестве так называемых рабочих-мигрантов. После краха апартеида люди получили возможность свободно передвигаться. [ нужна ссылка ]

После распада апартеида миграция в Гаутенг и Кейптаун становится все более распространенной, особенно среди сельского населения коса. [40]

Известный коса

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хленце Уэлш Кунджу, 2017 Язык меньшинства коса в Зимбабве: его выживание и сохранение, докторская диссертация, Университет Родоса.
  2. ^ «Ксоса – Определение и произношение» . Оксфордские словари для учащихся . Издательство Оксфордского университета . Проверено 16 апреля 2014 г.
  3. ^ «Ксоса – произношение коса» . Словарь Макмиллана . Макмиллан Паблишерс Лимитед . Проверено 16 апреля 2014 г.
  4. ^ Бауэр, Лори (2007). Справочник студента-лингвиста . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN  978-0-74862-759-2 .
  5. ^ «Южная Африка.инфо» . Южная Африка.info. 9 июля 2003 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2005 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  6. ^ Номбембе, Качисва (2013). «Музыкальное творчество диаспоры коса: акцент на традиции умгуйо в Зимбабве. Магистерская диссертация, Школа искусств, гуманитарный факультет, Университет Витватерсранда». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ «Ксоса — люди красного одеяла — племя, Южная Африка» . www.krugerpark.co.za . Проверено 27 марта 2022 г.
  8. ^ «Дом Фало: история народа коса в дни их независимости Джеффри Б. Пейреса | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Проверено 27 марта 2022 г.
  9. ^ Пейрес, Джеффри Б. (1976). История коса C.1700-1835 . Университет Родоса.
  10. ^ «Правда о коса ностре» . Фонд Хелен Сузман . Проверено 22 февраля 2024 г.
  11. ^ «Ксоса» . Проект языковых материалов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 13 декабря 2006 г.
  12. ^ «TheHerald.co.za» . TheHerald.co.za . Проверено 20 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  13. ^ «IOL.co.za» . iol.co.za. [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ Званга Мухуту (11 января 2014 г.). «Возмущение по поводу веб-сайта графического обрезания» . send.co.za .
  15. ^ «Медиа-релиз на ulwaluko.co.za» . fpb.org.za (пресс-релиз). 24 января 2014 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 г.
  16. ^ «Прославление силы женщин коса: обряд посвящения в Интонджане - MRCSL» . mrcsl.org . 27 марта 2023 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
  17. ^ Дэвид Мартин (3 марта 2006 г.). «Инкхаба Яхко Ифи? Где твой пупок?» . Uofaweb.ualberta.ca. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 14 июля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  19. ^ «Что на самом деле происходит на традиционной свадьбе коса» . w24.co.za.
  20. ^ Онлайн, Супружество. «Matrimony Online, ведущий свадебный сайт Южной Африки» . matrimony.co.za . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 14 июля 2017 г.
  21. ^ «Изидуко – культура коса» . xhosacultural.co.za . Проверено 17 сентября 2018 г.
  22. ^ «Подноготная Лоболы – ВестникLIVE» . www.heraldlive.co.za . 20 марта 2014 г.
  23. ^ СИФЕ ПОТЕЛВА. (2016) Визуальное повествование о социальных действиях народа коса во время захоронения. МАСТЕР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. УНИВЕРСИТЕТ ЮЖНОЙ АФРИКИ http://hdl.handle.net/10500/22189 По состоянию на 15 октября 2018 г.
  24. ^ Ребекка Ли (2012) Смерть в замедленной съемке: похороны, ритуальная практика и дорожная опасность в Южной Африке, Африканские исследования, 71: 2,195-211, DOI: 10.1080/00020184.2012.702965
  25. ^ Энн Хатчингс. Ритуальное очищение, благовония и древо жизни - наблюдения за использованием некоторых местных растений в традиционных обрядах очищения и погребения зулусов и коса. Альтернатива 14 (2), 189–217, 2007 г. https://hdl.handle.net/10520/AJA10231757_488 По состоянию на 15 октября 2018 г.
  26. ^ «Эйш!» . 9 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 г.
  27. ^ «Литературное возрождение коса» . africasacountry.com . 13 марта 2020 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
  28. ^ Энциклопедия.com. http://www.encyclepedia.com/fashion/encyclepedias-almanacs-transcripts-and-maps/beads .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Ван Вик, Дж. (2003). «Световые знаки: стиль и значение в вышивке бисером народов, говорящих на языке коса и зулу». Африканское искусство . 36 (3): 12–94. doi : 10.1162/afar.2003.36.3.12 (неактивен 12 апреля 2024 г.). JSTOR   3337941 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  30. ^ Никола Бидвелл; Хайке Винширс-Теофил (2015). На пересечении коренных и традиционных знаний и технологического дизайна . Информационная наука. п. 377. ИСБН  978-1-932886-99-3 .
  31. ^ «Iintombi zenkciyo – Мнения» . archiveplatform.org . 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2016 г. . Проверено 22 декабря 2017 г.
  32. ^ Дон Костелло (1990), Не только из-за красоты: вышивка бисером и ее культурное значение среди народов, говорящих на языке коса (PDF) , Университет Южной Африки, ISBN  978-0869816592
  33. ^ Традиционный способ одеваться в культуре коса. https://www.youtube.com/watch?v=OhX7DqcWgbM
  34. ^ Перейти обратно: а б Коса. https://www.ru.ac.za/media/rhodesuniversity/content/facultyofeducation/.../Xhosa.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] стр. 7–9, по состоянию на 17 июля 2018 г.
  35. ^ «Юбка (Исикаха или Умбхако) — 20 век — народы коса или мфенгу» . www.metmuseum.org . Проверено 18 июля 2018 г.
  36. ^ Поквана, Вукиле (17 июня 2014 г.). «История одежды коса» . Вестник в прямом эфире . Проверено 18 июля 2014 г.
  37. ^ «Введение в традиционную одежду Южной Африки» . theculturaltrip.com . 7 марта 2017 года . Проверено 18 июля 2018 г.
  38. ^ «Ксоса» . 3 апреля 2011 г.
  39. ^ Ethnologue.com , об этнологе запись
  40. ^ Бэре, Эрик (2007), Деньги и насилие; Группы финансовой самопомощи в южноафриканском городке (PDF) , Brill: Leiden., заархивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2020 г. , получено 22 декабря 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
Обратите внимание, что цифра, упомянутая на этой странице, основана на количестве людей, говорящих на коса как на родном языке, которое может быть больше или меньше общего числа людей, заявляющих о своем происхождении коса. Кроме того, несколько миллионов человек в регионе Йоханнесбург-Соуэто говорят на коса или зулу как на втором или третьем языке. Для большинства из них два языка становится трудно различить (что неудивительно, учитывая чрезвычайную близость их лингвистического родства).
  • Ридер, Дж., 1997. Африка : Биография континента , Vintage Books, Нью-Йорк , Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки.
  • Кашула, Рассел Библиотека наследия африканского народа: Коса, Нью-Йорк: The Rosen Publishing Group, Inc., 1997.
  • Марквард, Жан (30 января 2009 г.). «Гросвенор» и его литературное наследие». Изучение английского языка в Африке . 24 (2): 117–137. дои : 10.1080/00138398108690786 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75eb5e4412eb68e8b9559bf40a5403ee__1718559780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/ee/75eb5e4412eb68e8b9559bf40a5403ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xhosa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)